Что будет, если не зарегистрировать БПЛА?
Первый законодательный документ был подготовлен Минтрансом, внесен в Госдуму на рассмотрение в конце марта 2015 года и одобрен заседанием правительства РФ 19 марта того же года. Подписание закона Президентом РФ состоялось 30 декабря 2015 года.
30 марта 2016 года в силу вступил обновленный Воздушный кодекс, который накладывал определенные ограничения на использование дронов. Новый закон об использовании на квадрокоптерах предполагал обязательную регистрацию всех гражданских беспилотников весом от 250 гр. до 25 кг. Обновленные правила регистрации и использования дронов указывали также на необходимость сертификации летательного аппарата.
Спустя несколько месяцев в законе появились изменения. Государственная дума отменила необходимость сертифицировать беспилотные авиационные системы, включая гражданские беспилотные воздушные суда со взлетной массой до 30 кг. Необязательной стала и регистрация полетов на квадрокоптере согласно законодательству.
Для допуска к эксплуатации таких судов стало не обязательно иметь свидетельство авиационного персонала гражданской авиации и сертификат летной годности. Закон о внесении изменений, регламентирующий правила использования квадрокоптеров, был подписан Президентом Российской Федерации 4 июля 2016 г. и опубликован на официальном правовом портале.
В России в по состоянию на 2017 год реестр беспилотников ведет Росавиация. Однако компании и граждане, ввозящие или производящие на территории РФ БПЛА свыше 30 кг, должны зарегистрировать аппарат и получить справку о его постановке на учет в ФСБ. Получение разрешения на использование дронов предполагает предоставление имени, телефона, адреса и ИНН владельца, также нужно указать технические характеристики и дополнительную информацию об аппарате:
- год изготовления;
- мощность;
- максимальную взлетную массу;
- тип и число двигателей;
- компанию-изготовителя;
- назначение модели;
- серийный номер летающего суда.
Новый Воздушный кодекс ввел специальный термин для обозначения человека, оперирующего квадрокоптером – «внешний пилот». Он имеет права на коптер, как командир воздушного судна.
Наказание за обход обязательной регистрации дрона зависит от масштаба последствий, вызванными нелегально используемыми квадрокоптерами. При любом неблагоприятном раскладе отвечать придется: заплатив штраф до 300 тысяч рублей или быть осужденным по уголовному кодексу, если эксплуатация БПЛА привела к трагедии.
В настоящее время законы в России достаточно противоречивы. В Федеральных правилах четко указано определение беспилотника, под которое попадают абсолютно все радиоуправляемые летательные аппараты, летающие на открытых пространствах. То есть, по сути, маленьким игрушечным коптером, не нарушая закона, управлять не получится.
При этом полеты легкомоторного самолета не выше 3050 метров не требуют лицензии. Поэтому за полеты квадрокоптера Вас могут вполне резонно оштрафовать. Штрафы за такое полагаются частному лицу до 5 тысяч рублей, должностному от 25 до 30 тысяч рублей, а юридическому до 300 тысяч рублей с отзывом лицензии на 90 дней.
Стоит отметить, что получить разрешение на полеты квадрокоптеров можно и сейчас, обратившись в соответствующую инстанцию. Конечно, это отнимет много времени, но зато можно будет управлять дроном со спокойной душой.
Но, к счастью или к сожалению, в России через месяц вступает закон, который был принят в третьем чтении о госрегистрации всех беспилотных аппаратов. Разрешение не требуется только дронам с массой менее 250 грамм. Изначально рекомендованной Минтрансом минимальной массой беспилотника, требующей разрешения, была отметка в 30 килограмм.
Это делается для того, чтобы при крайней необходимости и в различных несчастных случаях была возможность определить владельца беспилотного аппарата. Но всё же правила относительно строги. В Соединенных Штатах Америки в скором времени тоже введут закон, ограничивающий массу легальных беспилотников до 200 грамм.
В итоге, самое важное, что нужно знать – это правила безопасности при полетах беспилотных летательных аппаратов. Это может обезопасить окружающих и себя от нежелательных последствий, таких как штраф. Но для того, чтобы перестраховаться, желательно получить лицензию в соответствующих органах.
За последние пару лет появилось множество относительно недорогих любительских моделей с простым управлением и хорошими характеристиками, превратив дроны в «товары массового пользования» и спровоцировав растущий спрос на беспилотники.
Рост спроса на квадрокоптеры породил рост судебных тяжб и разбирательств, связанных с полетом дронов и проведением несанкционированной съемки.
В марте 2016 года были внесены поправки в Воздушный кодекс РФ, которые обязывают получить официальное разрешение для полета и дистанционной съемки.
Внесенные изменения позволяют осуществлять контроль сферы деятельности с применением дистанционных беспилотников. Получение законодательно подтвержденного одобрения на полет дрона регламентировано перечнем законодательных актов Российской Федерации:
- Воздушный кодекс.
- Закон о воздушном пространстве.
- Уголовный кодекс.
- Административный кодекс.
Ответственными органами за оформление и выдачу разрешения является Росавиация и ФСБ.
Внесенные в марте поправки обязывали владельца дрона оформить беспилотное устройство, если его взлетная масса превышает 0,25 кг.
На практике же даже сверхлегкий квадрокоптер и самая легкая камера превышают установленные 250 гр. Согласно поправкам пришлось бы регистрировать любые дистанционные летающие устройства вплоть до детских вертолетиков.
В июле 2016 года ограничение было изменено и рубеж 250 грамм сменили уже более внушительные 30 кг.
Процедура по регистрации законом возложена на ФГУП «Защитаинфотранс», которая входит в структуру Минтранса. Для ее прохождения необходимо зарегистрироваться на едином портале организации, указав основные персональные данные (ФИО, дата рождения, электронный и почтовый адрес) и следующие параметры дрона:
- год выпуска;
- мощность;
- максимальная взлетная масса;
- количество и тип двигателей;
- производитель;
- наименование и назначение модели;
- серийный номер квадрокоптера.
Затем на «электронку» владельца дрона будет направлено уведомление о постановке на учет воздушного судна, а чуть позже по почте придет опознавательный знак. Последний представляет собой специальную радиочастотную метку, которая по закону наклеивается на корпус дрона и позволяет его распознавать с расстояний до 300 метров. Стоимость процедуры составит 200-300 рублей, что вполне сравнимо с ценой метки RFID.
Закон об обязательной регистрации квадрокоптеров в 2018 году охватывает дроны весом 250-30000 граммов. Более легкие модели можно использовать без получения разрешений (исключением станет ведение съемки), а более тяжелые регистрируются по процедуре, которая схожа с гражданскими воздушными судами. Обратим внимание, что в самой регистрации может быть отказано в случае, если владелец имеет судимость или находится на учете в наркологическом диспансере (эти основания могут стать причиной для отзыва уже выданной метки).
Возможность идентификации в дистанционном режиме владельцев дронов позволит правоохранительным органам решить следующие задачи:
- упрощение поиска виновных и привлечение к ответственности владельцев квадрокоптеров, допустивших повреждение имущества и нанесение ущерба физическим лицам;
- контроль и предупреждение несанкционированного использования дронов в местах скопления людей, вблизи режимных объектов;
- защита частной жизни, коммерческой тайны предприятий от несанкционированной съемки;
- контроль за использованием квадрокоптеров для перевозки грузов;
- защита спокойствия граждан от неадекватных и излишне агрессивных действий пилота.
Регистрация квадрокоптера в России в 2018 году не дает владельцу прав о полетах и съемке в любой точке страны. На сегодня закон ограничивает полеты дронов над следующими объектами:
- военные объекты;
- стратегические объекты государственного значения;
- крупные производственные застройки;
- охраняемые частные территории;
- вблизи высоковольтных линий передач.
Дополнительно может быть ограничена зона полетов в местах большого скопления людей.
В интернете размещены специальные карты с обозначенными зонами, где запрещены полеты дронов. За игнорирование их границ ему может грозить следующее:
- уничтожение или изъятие квадрокоптера;
- привлечение к административной ответственности и наложение штрафа;
- реальное тюремное заключение (если нарушитель условно осужден);
- возмещение нанесенного ущерба;
- риск увольнения с государственной службы и потери специальных прав на управление дроном.
Для получения разрешения на осуществление полетов на территории России вам необходимо предоставить следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- доступ к эксплуатации дроном;
- удостоверение, подтверждающее правомерность управления.
Если его нет, то осуществлять фотографирование и запись видео запрещено, а за нарушение грозит штраф за квадрокоптер до 50 000 рублей. Обратим внимание, что обычно проблем со съемкой городских праздников, массовых мероприятий не возникает, но пройти подобную процедуру необходимо.
Основной проблемой в осуществлении полетов на дроне со съемкой или без остается высокая забюрократизированность, которую создает закон. Например, если вы планируете вести съемку с воздуха или осуществлять запуск в пределах 25 километров от приграничной полосы, то потребуется разрешение на полеты квадрокоптера от ФСБ и Генерального штаба.
Что будет, если не зарегистрировать БПЛА?
Что если вы нарушите правила? Конечно, никто не отнимет у вас дрон, но вам придется заплатить штраф. Если вы физическое лицо, это будет около 5 тысяч рублей – но здесь все будет зависеть от вашего нарушения. Если оно не особенно серьезно, сумма может быть меньше. Если из-за использования коптера кому-то был причинен моральный или физический вред, санкции в отношении пилота могут быть еще более масштабными.
Было совершенно очевидно, что владельцы дронов не будут особенно довольны нововведениями. В конце концов, кто-то купил коптер, чтобы просто сфотографировать красивые виды «у себя во дворе», и теперь может получить за это штрафы. Некоторые не против нового закона, но проблема в том, что он вообще не отлажен. Регистрация часто занимает гораздо больше 10 дней.
Разрешение на полет квадрокоптера — чем регламентрировано
На этом бумажная волокита при оформлении разрешения на полеты не заканчивается и нужно выполнить следующие действия:
- одобренное согласование направляется в Зональный центр единой системы организации воздушного движения для подтверждения временного промежутка и места запуска;
- не позднее 5 дней до полетов аналогичный документ направляем в Главный центр Единой системы организации воздушного движения;
- не позднее 1 дня до начала запуска в Зональный центр направляется план выполнения полетов;
- за 2 часа до начала полетов необходимо связаться по телефону с местным центром Единой системы для получения разрешения, указав свой позывной, номер разрешения и представившись;
- после завершения полетов опять необходимо связаться с местным центром, подтвердив окончание запусков.
Это предупредит проблемы с правоохранительными органами и подарит массу положительных эмоций от съемок земли с воздуха.
Причина кроется в традиционной «необязательности исполнения странных законов» и в отсутствии выдачи специальных меток, без которых сотрудники полиции не смогут дистанционно получить информацию о владельце и оформить нарушение в случае, если отсутствует разрешение на съемку с квадрокоптера. Исключением станут города и территории рядом с воинскими частями, где есть риск потери квадрокоптера из-за перехвата его управления спецслужбами.
Какие запреты на квадрокоптеры установлена в Европе и за границей
Если верить информации на сайтах, то есть жители зарубежных стран, которые говорят о запрете поднятия коптера на высоту более 150 метров, и лучше всего ограничить себя до 120 метров.
В Австрии в начале 2014 года появился закон. В этой стране вам необходимо заплатить 1000 евро, чтобы получить документ, согласно которому вы можете использовать коптер. В этом случае также обязательно есть обучение управлению самолетами – поэтому в нашей стране не все так строго.
В Австралии в пасмурную и неясную погоду вообще запрещено запускать коптер. При этом держаться от аэропортов нужно как минимум 5600 метров. В Бразилии, Азербайджане все еще более строже – сюда вы со своим коптером вообще добраться не сможете. Хотите запустить коптер? Покупайте его по приезду. В Азербайджане контролируют полеты спецслужбы, от которых владельцы коптеров и получают разрушение, поэтому нарушать закон там крайне не рекомендуется.
Что касаемо Великобритании, здесь тоже нужно получать лицензию. Максимально разрешенная высота – 150 м. Во Вьетнаме все куда проще – если дрон весит меньше 20 килограмм, никакое разрешение получать не нужно. Как только купили дрон, можно сразу запускать его в полет.
Пока во всех других странах все постепенно становится ясно с законодательствами о дронах, в России мудрят. Довольно странно то, что если даже у вас маленький коптер, нужно его регистрировать и получать лицензию. При этом никто не запрещает летать на легкомоторном самолете на высоте не более 3050 метров – для таких полетов лицензию оформлять не нужно.
Избегать штрафов действительно стоит, поскольку введены они не просто так, а для безопасности людей. Если у вас нет документов, то летать стоит совсем в отдаленных территориях, где нет людей и сплошная «глушь». Если собираетесь снимать красивые городские пейзажи на приличной высоте, ваш дрон в любом случае заметят и оштрафуют, поэтому за разрешением в таком случае идти нужно обязательно.
В общем, в законе не будет ничего плохого, если его нормально наладят и модернизируют. Законодательства улучшают безопасность, хоть пока они и не особо помогают в плане квадрокоптеров. Мы в любом случае рекомендуем вам получить лицензию во избежание дополнительных расходов на штрафы. Если один ваш полет остался незамеченным представителями закона, то за следующий, возможно, придется оплатить штраф.