Как японский полицейский дрон ловит квадрокоптер || Квадрокоптер полицейский

Квадрокоптеры

Дроны кормят рыбу

Гражданские БПЛА модернизировались из военных, при этом летно-технические характеристики боевых аналогов и часть их бортового оборудования порой бывали сохранены, что только увеличивало возможности беспилотников для мирного применения. Вот, например, железные дороги Германии успешно патрулируются мини-БПЛА Md.4−1000 компании Microdrones, а выполняют эти аппараты задачи в духе канадского военного БЛА Aeron Scout.

В США эксплуатируют мини-БЛА WASP весом 6,5 кг для нейтрализации хакерских атак. Это практически копия военного WASP армии США, позволяющая перехватывать хакерские сигналы в GSM и WiFi-сетях и имитировать станцию сотовой связи, забирая на себя весь абонентский трафик.

Во многих странах бывшие военные дроны хорошо себя проявляют в полицейских операциях, когда требуются «медленные» БПЛА типа квадрокоптеров (им даже придумали новое «полицейское» название — «камкоптер»). Ну а доставка пиццы по воздуху прямо на дом — это, конечно, чисто гражданское изобретение, хотя место пиццы при необходимости вполне может занять аптечка для раненого солдата.

Кстати, российские рыбаки уже «научили» свои «летающие игрушки» — недорогие квадрокоптеры — доставлять прикормку для рыбы в выбранное место водоема и сбрасывать ее в воду. Британская авиакомпания EasyJet для осмотра своих А320 на предмет повреждения обшивки использует на стоянке микро-БПЛА со специальной лазерной аппаратурой и видеокамерами сверхвысокого разрешения. В послужном списке мирных беспилотников можно найти и другие примеры их успешного применения. Но как им ужиться на высоте с пилотируемой техникой?

Закон неба

Проблемы свободных полетов в воздушном пространстве с системой УВД везде одинаковы, и главное здесь — обеспечение жестких требований воздушной безопасности. Организации, отвечающие за УВД, осторожничают и требуют особых правил полетов для беспилотников в неразделенном небе. Их аргумент: БПЛА ведут себя совсем не так, как привычные воздушные суда, на которых бортовые системы работают в паре с человеческим интеллектом.

Вот когда БПЛА научатся летать столь же «умно», как и ЛА с пилотом на борту, тогда и дадим им свободный доступ в небо. Существующие запреты на свободные полеты БПЛА из-за жестких требований к авиабезопасности вполне оправданны, но в старых правилах они выглядят не совсем внятно. Например, чтобы запустить беспилотник в воздушное пространство США на высоту более 122 м, можно получить сертификат на летную пригодность для исследовательских полетов, а можно и специальный разрешающий сертификат СОА (Certificate of Authorization), что, как правило, делают университеты, полиция, муниципалитеты. При этом правовые ограничения разных сертификатов различаются между собой.

Смотрите про коптеры:  Радиоуправляемый квадрокоптер Syma X8SW с FPV 2.4G RTF

Применительно к БПЛА категории I (по американской классификации) весом до 9 кг существует неопределенность при их включении в разные классы воздушного пространства Америки. С одной стороны, в соответствии с консультативным циркуляром 91−57 FAА они приравниваются к радиоуправляемым моделям, а с другой, в соответствии с разделом 14/101 Свода федеральных постановлений США, они относятся к сверхмалым самолетам.

По оценкам международной ассоциации по системам беспилотных транспортных средств AUVSI в небе США в 2015 году находилось одновременно до 10 000 дронов, а это головная боль для службы авиабезопасности. Однако пока нет новых правил «свободы» беспилотников в небе, FAA может давать только рекомендации типа «не летать вблизи аэропортов».

Операция прошла успешно. Квадрокоптер «условного противника» пойман в сети дрона-истребителя! На фото — участники успешных испытаний по перехвату мини-БПЛА, проходивших во Франции. Скоро ли мы увидим в небе воздушные бои с применением подобных систем, сказать затруднительно.

Правовые проблемы с гражданскими и коммерческими дронами FAA обещает решить уже в нынешнем году. И к этому же сроку европейское агентство по безопасности полетов EASA (аналог американской FAA) выпустит аналогичные правила — правда, с ограниченной интеграцией БПЛА в воздушное пространство Европы.

А как у нас? Начиная с декабря 2010 года в РФ существует уведомительное право полетов типа File and Fly для легкомоторной авиации, и ряд его положений при соответствующей доработке могли бы быть использованы и для российских беспилотников, число которых в нашем небе постоянно растет. В конце декабря 2015 года Госдума РФ приняла закон, регламентирующий допуск в небо России гражданских БЛА весом более 0,25 кг и устанавливающий ответственность их владельцев.

Совсем не игрушки

Легкие мирные БПЛА с разрешения служб УВД уже давно и хорошо себя проявляют в исполнении охранных функций, в борьбе с наркотрафиком, в мониторинге природных явлений, ЛЭП, водохранилищ, плотин, трубопроводов, в оказании помощи при катастрофах, в наблюдении за миграциями животных и т. д. Известен успех российских ученых, наблюдающих с помощью квадрокоптеров популяцию дальневосточных леопардов: так было установлено, что животных стало вдвое больше.

Пока без пиццыС появлением относительно недорогих мультикоптеров, которые могут взять на борт порядка нескольких килограммов полезной нагрузки, в мире, а особенно в США, стали развиваться проекты по доставке почтовых отправлений и фастфуда с помощью дронов. Это отличная идея, так как передвижение по воздуху не зависит от пробок и не требует курьеров.

Однако на сегодняшний день все подобные сервисы в Америке запрещены FAA. В то же время допускается применение БПЛА для экстренной доставки лекарств и легкого медицинского оборудования. А в Голландии студент предложил проект летающего дефибриллятора, который мог бы помочь спасать людей еще до приезда «скорой».

Но вот в продаже появились радиоуправляемые «летающие игрушки» в виде мультикоптеров, теперь уже с приличной видеокамерой и навигационной системой. Беда в том, что это только игрушки, и поэтому они не подпадают под категорию БПЛА с обязательной сертификацией, на них не распространяется авиационное законодательство относительно доступа в небо.

Теперь любой гражданин, купив недорогой легкий квадрокоптер, может с его помощью, например, заглянуть в окно чужого дома, подсмотреть, как люди ведут себя на пикнике, а потом обнародовать видео в интернете. В Москве был зафиксирован случай, когда хулиган посадил мультикоптер на голову случайному прохожему. Потерпевший отфутболил игрушку и разнес ее в клочья, но до последнего момента камера БПЛА давала репортаж с места события в Сеть.

В принципе на «игрушку» можно повесить и небольшой заряд и вызвать в людном месте панику с давкой, а то и убить кого-то или покалечить. Пока такого, к счастью, не случилось, но в США уже сидит в тюрьме террорист, который сумел начинить радиоуправляемую модель самолета F-86 взрывчаткой. Его схватили вовремя.

А любопытствующие дроны-нелегалы уже порядком поднадоели в той же Америке, и в нескольких населенных пунктах США местные органы власти вообще запретили в своем небе любые полеты БПЛА. Если же кто-то нарушает запрет, местные граждане не стесняются и открывают огонь по дронам из всех подручных средств, включая луки, рогатки и дробовики.

Новая ПВО

Таким образом, дроны, включая самые крошечные из них, становятся опасными. Защититься от опасности можно, не только постоянно совершенствуя законодательство об использовании воздушного пространства, но и разрабатывая технологии своего рода систем ПВО для дронов. Понятно, что подобные системы должны и будут отличаться от традиционных средств противовоздушной обороны.

локатора, обнаруживающего вредоносный беспилотник, инфракрасной камеры для наблюдения за ним днем и ночью и собственно оружия. Эта «пушка» стреляет, правда, не снарядами, а мощным радиосигналом, который выступает как средство РЭБ, и блокирует электронику дрона, а также глушит канал связи между аппаратом и его оператором.

Недавно в наших СМИ появились сообщения о том, что Мосгордума намерена рассмотреть возможность создания над Москвой специального радиолокационного поля, в котором бы не остался незамеченным ни один из малых беспилотных аппаратов, поднимающихся на высоту до 1000 м. Такой проект столичным парламентариям презентовали представители МАИ.

Однако остается вопрос: а что делать с обнаруженным беспилотником, если определено, что он представляет опасность? Как его вывести из игры? Понятно, что расстрел прямо над головами мирных людей неприемлем. Один из подходящих вариантов — организовать кибератаку на дрон, перехватить управление и посадить его либо отвести в более безопасное место.

Проблемы интеграции БПЛА в неразделенное воздушное пространство, как можно заметить, еще далеки от разрешения, но движение в этом направлении идет весьма активное. В США с 2012 года начато поэтапное введение в действие новой системы управления воздушным движением NextGen, построенной на самых современных технологиях и призванной значительно повысить безопасность и эффективность воздушного транспорта.

Сегодня легкие БПЛА превратились из игрушек во вполне серьезные средства доставки по воздуху малогабаритных грузов. А это открывает широкие перспективы использования беспилотников не только в мирных, но и в преступных целях.

Статья «Дроны себе на голову» опубликована в журнале «Популярная механика»
(

№4, Апрель 2016

).

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий