Квадрокоптер Властелин Небес: обзор, плюсы и минусы российских дронов

Самолеты

Предназначение бпла и его основные функции

Создавался «Орлан-10» инженерами компании ООО «Специальный технологический центр». Это предприятие, расположенное в Санкт-Петербурге, работает в основном в интересах российской военной промышленности, однако часть продукции, в ассортимент которой входят не только дроны, но и средства радиоконтроля, поставляется в зарубежные страны.

Главной задачей, которую решали разработчики «Орлана-10», было выполнение разведывательных полетов на тактическую глубину в интересах сухопутных войск. С самого начала предусматривалось, что БПЛА станет частью «Единой системы управления тактического звена» (ЕСУ ТЗ) – чрезвычайно сложного программно-аппаратного комплекса, предназначенного для координации и согласования действий различных видов военной техники на определенном участке местности.

Камера и подвес

Ни одна из моделей не оснащается стабилизирующим подвесом. Простенькие подвесы есть в коптерах Наблюдатель и Шпион, но и они используются лишь для крепления камер. Остальные дроны вообще не обладают какими-либо видеовозможностями.

Шпион оснащен 2 МП HD камерой, способной не только вести запись полета и делать фотографии, но и передавать сигнал на смартфон. Это единственная модель в обзоре, управлять которой можно в режиме FPV. Учитывая, что речь идет о недорогом детском коптере, наличие FPV управления рассматривается как однозначный плюс. Получить доступ к FPV можно после установки фирменного приложения на смартфон.

Модель Наблюдатель оснащается более простой камерой на 0.3 МП, способной снимать в разрешении 480p. FPV не поддерживается, а качество видео удовлетворит лишь самых нетребовательных пилотов. Мы рекомендуем снять с корпуса камеру для облегчения веса квадрокоптера. Это позволит увеличить время полета на 1-2 минуты.

Смотрите про коптеры:  Робот пылесос тефаль отзывы владельцев

Зарядка аккумуляторов происходит через USB кабель. Полноценного зарядного устройства в комплектах нет. Это не самым лучшим образом сказывается на длительности зарядки (она довольно долгая), но зато пилот может зарядить дрон от USB порта компьютера.

Используются литий-полимерные аккумуляторы. Время полета составляет:

  • Наблюдатель (ВН3448) – 6 минут
  • Кречет (ВН3462) – 8 минут
  • Шалун (ВН3444) – 10 минут
  • Орленок (ВН3452) – 10 минут
  • Шпион (ВН3464) – 10 минут

Наиболее слабыми показателями автономности обладает модель Наблюдатель. Сняв с нее камеру, можно добиться времени полета на уровне 8 минут.

Квадрокоптеры (дроны) orlan



Конструкция беспилотника

Внешне «Орлан-10» немного напоминает некоторые израильские дроны, созданные еще в 80-х годах прошлого века. Тем не менее их копией он, конечно, не является. Беспилотный летательный аппарат построен по наиболее распространенной нормальной аэродинамической схеме.

Это высокоплан с широким крылом большого удлинения. Хвостовое оперение «классическое» — оно состоит из довольно крупного киля и сравнительно узкого стабилизатора. Такое сочетание позволяет компенсировать боковые порывы ветра, удерживая летательный аппарат на заданном курсе. Резкое маневрирование по высоте не предусмотрено, но оно и не требуется для подобных дронов.

Силовая установка «Орлана-10» — это двухтактный двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине АИ-95. Точных данных о его мощности нет. Размещается мотор в носовой части фюзеляжа. Движитель – тянущий воздушный винт с двумя лопастями.

В целом этот БПЛА представляет собой что-то вроде небольшой модели обычного самолета с поршневым мотором и пропеллером. Важной особенностью конструкции является её «модульность» — «Орлан» можно быстро разобрать на составные части, уложить их в транспортный контейнер, оперативно перевезти на другое место и вновь собрать дрон, не прикладывая для этого значительных усилий.

Кроме того, такая архитектура позволяет легко заменять один вид используемой аппаратуры на другой. Основным источником энергии, необходимой для работы этого электронного оборудования, является установленный на борту беспилотника электрогенератор.

Малоизвестная история

Говоря о бурном развитии беспилотной авиации в наши дни, мы практически ничего или очень мало знаем об ее истории. А она довольно богата и событиями, и достижениями. Волею судьбы ей было уготовано до поры до времени находиться в тени своей более именитой старшей сестры — авиации пилотируемой.

Считается, что первый беспилотник создал гениальный Никола Тесла на пороге 20 века. Тогда его детищем стало крохотное радиоуправляемое судно.

Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.

Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.

Моторы

Все модели оснащены коллекторными двигателями. Ожидать высоких показателей мощности и надежности не приходится. Использование коллекторных движков в квадрокоптерах бюджетного уровня является обычным делом. Однако со своей задачей моторы справляются хорошо.

О компании

Бренд Властелин Небес (ВН) существует с 2005 года. Более десяти лет компания занимается продажей квадрокоптеров, вертолетов и самолетов на радиоуправлении. Некоторые из моделей были отмечены наградами.

Хотя на официальном сайте компании доступно не так много информации, однако известно, что производитель обеспечивает сервисное обслуживание радиоуправляемых моделей, предоставляет гарантию и поставляет запчасти.

Немаловажным является и тот факт, что в комплекте со всеми летательными аппаратами всегда находится инструкция на русском языке. Это выгодно отличает квадрокоптеры российского производителя от китайских аппаратов с инструкциями на китайском и, в лучшем случае, на английском языках.

Большинство летательных аппаратов являются локализованными версиями популярных китайских квадрокоптеров. Например, модель Шалун является аналогом дрона Syma X4. Наверняка можно найти аналоги и для других коптеров ВН.

Обратите внимание на аналоги

Аналогов у беспилотников Властелин Небес много. По сути, у каждого китайского производителя, выпускающего квадрокоптеры начального уровня, найдется одна или несколько моделей, обладающих схожими характеристиками.

О беспилотниках Властелин Небес оставлено немало положительных отзывов. В качестве игрушечных дронов они весьма неплохи. Недорогая цена и хорошее качество исполнения являются их главным преимуществом. Не стоит забывать и об инструкции на русском языке. Новичкам она может очень пригодиться.

На этом пока все, не забывайте подписываться на наши обзоры и делиться полезной информацией в социальных сетях. До новых встреч.

От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам

В послевоенный период беспилотная авиация стремительно набирала высоту, прибавляла в скорости и боевой мощи.С конца 50-х в лидеры уверенно вышел СССР. Веским аргументом в пользу этого стала сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, разработанная в КБ А. Н. Туполева. Грозное оружие так и осталось невостребованным, поскольку началось серийное производство более эффективных

Однако проект не закрыли. Для мощного советского беспилотника Ту-121 нашлось другое применение. Туполевцы на его базе вначале создали летающую мишень для войск ПВО, а позже – целое семейство разведывательных аппаратов Ту-123, 141 и 143, (соответственно «Ястреб», «Стриж» и «Рейс»).

Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.

Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.

Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство.

Полет «орлана»

К сожалению, за 90-е и «нулевые» российская беспилотная авиация была отброшена далеко назад. Сегодня можно говорить лишь о начале преодоления того огромного отставания. Однако процесс пошел, и уже есть неплохие результаты. Пример тому — беспилотник «Орлан-10».

Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета.

Характеристики
Масса на взлете 14 кг
Масса нагрузки до 5 кг
Двигатель внутреннего сгорания (бензин А-95)
Метод старта с катапульты
Метод посадки на парашюте
Скорость 90-150 км/ч
Длительность полета 16 ч
Дальность полета до 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме)
Высота полета до 5000 м
Допустимая температура эксплуатации (у земли) от −30 до 40 °C

«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.

Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.

«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.

Практическое применение бпла

Наиболее массовые поставки дронов «Орлан-10» в российскую армию развернулись, начиная с 2023 года. Вначале этот БПЛА поступил на вооружение подразделений радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы (в составе комплекса «Леер-3»), а также воздушно-десантных войск.

К середине 2020 года беспилотники «Орлан-10» широко использовались горно-стрелковыми и артиллерийскими подразделениями. Эти дроны неоднократно участвовали в крупномасштабных учениях. Кроме того, отмечались отдельные эпизоды использования БПЛА различными гражданскими службами.

Как утверждают представители командования вооруженных сил Украины, «Орлан-10» многократно применялся подразделениями «сепаратистов» (то есть ополчением ДНР и ЛНР) в ходе конфликта на востоке этой страны. В 2023 году украинские войска заявили об уничтожении трех таких дронов, а в 2023 году – уже пяти.

Первые «официальные» эпизоды боевого применения БПЛА произошли в Сирии, в ходе антитеррористической операции российских ВКС. «Орлан-10 » использовался как для целеуказания, так и в ходе поисково-спасательных миссий.

В частности, с его помощью был найден пилот сбитого в 2023 году фронтового бомбардировщика Су-24. При этом над Сирией был уничтожено, по разным данным, от двух до восьми «Орланов» (последний — в марте 2020 года). В целом же полученный опыт позволяет дать российскому беспилотнику достаточно высокую оценку, что подтверждается заметно возросшим экспортным потенциалом машины. Сегодня выпущено уже более тысячи БПЛА этой модели, причем производство не останавливается – поступают новые заказы.

Пульт управления

В каждой модели используется уникальный пульт дистанционного управления. С квадрокоптерами Орленок, Кречет, Шалун поставляются небольшие пульты, больше похожие на джойстики игровых приставок. Дроны Наблюдатель и Шпион оснащаются более серьезной аппаратурой нормального размера.

Наиболее функциональный пульт получил коптер Шпион. На него можно установить смартфон и использовать экран мобильного устройства для просмотра FPV видео. Небольшой LCD экран есть и на пульте – на него выводится служебная информация. Шпион является самым технологичным дроном в нашем обзоре.

Что касается дальности связи, то она следующая:

  • Наблюдатель (ВН3448) – 50 метров
  • Кречет (ВН3462) – 70 метров
  • Шалун (ВН3444) – 70 метров
  • Орленок (ВН3452) — 70 метров
  • Шпион (ВН3464) – 100 метров

Пятерка удачных моделей

Ассортимент беспилотников Властелин Небес постоянно расширяется. На смену старым моделям приходят новые дроны. На сегодняшний день в топ самых актуальных квадрокоптеров входят:

  • Наблюдатель (ВН3448)
  • Кречет (ВН3462)
  • Шалун (ВН3444)
  • Орленок (ВН3452)
  • Шпион (ВН3464)

Довольно непривычно видеть такие названия после зачастую непонятных и сложных китайских аббревиатур.

Пожалуй, главной особенностью, объединяющей все квадрокоптеры ВН можно назвать их ориентированность на детей. Речь идет скорее об игрушках на радиоуправлении, чем о квадрах любительского уровня.

Сравнительно небольшая дальность связи и длительность полета ограничивают область применения дронов. Модели Орленок, Кречет и Шалун предназначены для использования внутри помещений. Небольшие размеры не позволяют им эффективно бороться с ветром. Впрочем, в безветренную погоду они способны порадовать стабильным полетом.

Все летательные аппараты оборудованы LED-подсветкой. При включенных огнях выглядят они стильно и эффектно. Даже самый небольшой дрон Шалун благодаря световым эффектам подсветки не теряется из виду, привлекая к себе внимание.

Комплектацию во всех случаях можно признать стандартной. Помимо дронов, в нее входят:

  • Запасные лопасти
  • Защита
  • Пульт управления
  • Кабель USB
  • Инструкция

Все беспилотники оснащены 6-ти осевыми гироскопами, благодаря которым достигается стабильность и устойчивость в полете. Корпусы квадриков выполнены из пластика. Нареканий к качеству сборки и качеству материалов нет.

Летательные аппараты поставляются в RTF состоянии, то есть готовыми к полету. Перед первым запуском необходимо зарядить квадрик Властелин Небес и вставить батарейки в пульт.

Что касается функциональных особенностей, то поддерживаются:

  • Headless режим, облегчающий управление коптером
  • Флипы
  • Возврат домой (кроме модели Шалун)

Советуем перед активацией функции Возврат домой (One-key-return), протестировать ее на небольшом удалении от пульта. Дело в том, что не всегда она корректно работает. Иногда дроны начинают лететь совершенно в другом направлении и приходится быстро перехватывать управление.

Система взлета и посадки бпла

Для запуска «Орлана-10» используется небольшая специальная катапульта. Импульс, необходимый для быстрого набора скорости, придается дрону предварительно натянутым резиновым амортизатором. Подобно самому БПЛА, катапульта может быть быстро разобрана для последующей перевозки на автомобиле.

Шасси у этого беспилотника отсутствует, поскольку для его мягкого приземления используется парашют. Вес дрона даже с полной нагрузкой сравнительно невелик, а потому посадочная полоса ему попросту не требуется. Раскрытие парашюта обеспечивается, начиная с минимально допустимой высоты в 30 метров.

В том случае, если вертикальную скорость не удастся погасить этими штатными средствами, сохранность электронной аппаратуры будет обеспечиваться за счет схемы аварийного разрушения планера – он разделится на отдельные элементы, таким образом, чтобы вероятность случайного повреждения полезной нагрузки была минимальной.

Нормальная схема посадки предусматривает вывод БПЛА в заданный район по команде оператора, остановку двигателя и выпуск парашюта. На случай утраты связи с наземным пунктом управления предусматривается возможность автоматического возвращения дрона и выполнения самостоятельного приземления.

Система дистанционного контроля бпла

Несмотря на довольно высокий уровень автоматизации «Орлана-10», чаще всего его полет полностью контролируется оператором, находящимся на наземной станции. Размещается она на мобильном шасси. Для комплекса РЭБ «Леер-3» это КамАЗ-5350, но потенциально могут использоваться и другие автомобили.

Наземный пункт дистанционного контроля оснащается рабочими местами операторов, приемной и передающей радиостанцией, оборудованием, предназначенным для ремонта и обслуживания беспилотников, а также стартовой катапультой. Для того, чтобы обеспечить автономность работы оборудования, в состав комплекса включен электрогенератор с приводом от бензинового двигателя внутреннего сгорания.

С одного пункта может осуществляться одновременное управление четырьмя дронами. Кроме того, радиооборудование позволяет установить устойчивые каналы связи с другими наземными станциями для создания сети, состоящей из тридцати рабочих мест операторов.

Целевое оборудование

Благодаря разборному фюзеляжу и наличию дополнительного свободного пространства внутри консолей крыла, «Орлан-10» может комплектоваться несколькими разными вариантами электронной аппаратуры. Общий вес полезной нагрузки достигает пяти килограммов, что позволяет разместить на борту следующие виды целевого оборудования:

  1. Фотокамеры для выполнения плановой аэрофотосъемки (ось объектива направлена вниз, строго перпендикулярно поверхности земли). В базовой комплектации для этого используются фотоаппараты Canon EOS в модификациях 5D, 50D и 500D.
  2. Видеокамеры для выполнения плановой динамичной аэрофотосъемки.
  3. Видеокамеры, направленные вперед для выполнения динамичной съемки прямо по курсу движения беспилотного летательного аппарата.
  4. Поворотные видеокамеры.
  5. Гиростабилизированные видеокамеры Controp (модели D-STAMP и U-STAMP).
  6. Тепловизоры. Устанавливаются вместо видеокамер.
  7. Приемопередающие модули. Используются для подавления терминалов сотовой связи и постановки помех. Аппаратура позволяет глушить сигналы всех используемых сегодня форматов.
  8. Ретрансляционные модули.

В качестве плановых, поворотных и курсовых камер на первых серийных БПЛА «Орлан-10» использовались такие устройства, как BHV-558 EX и Flir Photon в модификациях 320 и 640.

Кроме того, на борту беспилотного летательного аппарата устанавливается автоматизированная система управления, в состав которой входит приемная спутниковая антенна и модуль GPS/ГЛОНАСС. В оперативную память автопилота можно занести координаты шестидесяти контрольных точек, образующих маршрут полета.

Отдельно программируются варианты реакций на возникновение различных проблем. Благодаря этому при утрате связи с наземной станцией, исчезновении спутникового сигнала, или аварийном отключении силовой установки дрон постарается самостоятельно добраться до конечной точки маршрута, вернуться к месту своего запуска, совершить вынужденную посадку или же самоликвидироваться.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий