Летаем на дроне легально / Хабр

Летаем на дроне легально / Хабр Роботы

Сша начали массово оснащать армию карманными дронами

Четыре года экспериментов дают свои результаты: армия США начинает отправку оперативным подразделениям мини-БПЛА Black Hornet («Черный шершень»). Этот миниатюрный вертолет создаст боевым подразделениям дополнительное преимущество на поле боя – ведь, фактически, его можно убрать в карман.

На начало года было подтверждено, что 60 экземпляров самого маленького беспилотника в мире уже отправились в войска. А спустя две недели после обнародования этой информации компания FLIR System, производитель миниатюрного разведчика, подтвердила, что получила заказ на сумму $39,6 млн. Контракт предполагает поставку тысяч БПЛА (наряду с соответствующим оборудованием) в ближайшие годы.

“Оборудование становится всё меньше, и всё большее количество солдат, благодаря этому, получают к нему доступ. Эту штуку можно просто взять в карман и носить с собой”, – заявил Санни Кошал, руководитель сектора поддержки в Объединенном производственном и технологическом центре «Рок Айленд Арсенал» (он отвечает за организацию снабжения дронами боевых подразделений).

Последняя версия «Шершня», Black Hornet 3, который FLIR Systems также называет личной разведывательной системой (PRS), весит менее 45 г и его длина – меньше 18 см. В комплекте поставки имеется док-станция на два дрона (она также защищает их в момент переноски), а также ручной пульт управления с сенсорным экраном и контроллером. Все это вместе с рядом других, более мелких деталей, поставляется в достаточно объёмном контейнере. Однако основная система легко умещается в солдатском рюкзаке.

Для своих компактных размера и веса система предлагает невероятные возможности. Каждый «Черный шершень» несет две дневные видеокамеры HD-разрешения, а также тепловизор. В ночном режиме Black Hornet способен повышать качества изображения за счет использования питания электрооптических систем. Это упрощает оператору идентификацию цели, позволяя отделить гражданских от вооруженного противника.

Black Hornet имеет GPS-датчик для координации действий вне зоны видимости. Оператор может как использовать контроллер для управления беспилотным вертолетом вручную, наблюдая за его активностью через камеры в носу с помощью сенсорного дисплея, так и задать карту движения посредством полуавтономного управления. Соединение с дроном шифруется, а в случае потери контакта системы отправит мини-вертолет в направлении последнего контакта с оператором.

Стоимость системы – порядка 15000-20000 долларов за комплект. БПЛА RQ-11 Raven, один из самых распространенных небольших дронов, состоящих на службе вооруженных сил Соединенных Штатов, стоит почти в 10 раз дороже. А еще он больше.

PD-100 Prox Dynamics – таково официальное название «Черного шершня» – является продуктом разработки норвежских инженеров. Американская армия использует его ранние версии с 2021-го года – преимущественно для военных действий в Афганистане. В перспективе вооруженные силы рассматривают возможность оснащения небольшими БПЛА любой бронемашины, которая придёт на смену нынешней Bradley. И у «Шершня» все шансы занять это место.

Updates

16.03.2021:

А судьи кто?

Кто следит за соблюдением закона и как проверяется наличие всех необходимых документов и разрешений? Я пока не сталкивался с проверками, но прикрепил к дрону бумажку с идентификатором и всегда ношу с собой права. Возможно, если запустить дрон в Праге без соответствующего разрешения от CAA, то могут возникнуть проблемы с полицией.

Теперь я планирую получить права категории A2 и пройти квест с получением разрешения на полеты в регулируемых зонах. 

Красивых мест в Чехии много, и я надеюсь, что разберусь во всех особенностях местных законов и полетных ограничений, чтобы мое хобби доставляло больше удовольствия, чем волнения 🙂 Хочу радовать себя полетами и красивыми фотографиями с высоты. Поделитесь в комментариях своим опытом получения разрешения на полеты в Европе. Особенно, если вы делали это, находясь за пределами ЕС.

Владельцев дронов в сша обязали зарегистрировать свои бпла во избежание штрафов

Решение заставить владельцев дронов регистрировать свои беспилотные летательные аппараты, озвученное представителями Федерального управления гражданской авиации (FAA), было тщательно проработано специальной целевой группой и сформулировано в отдельный документ. Вступит в силу закон, согласно которому в США обладателей квадрокоптеров или других типов беспилотников обяжут официально зарегистрировать приобретённое устройство и промаркировать его путём нанесения на корпус присвоенного номера, уже с 19 февраля 2021 года. 

Своеобразная анархия по причине отсутствия чётко сформулированной законодательной базы, которая регулировала бы полёты находящихся в свободной продаже дронов, привела к тому, что квадрокоптеры всё чаще стали фигурировать в качестве участников различных инцидентов. Воздушное пространство над определёнными учреждениями и территориями постепенно начали закрывать от полётов БПЛА, однако даже в случае фиксации подобных нарушений обнаружить владельца аппарата и выписать ему штраф казалось практически неосуществимой задачей.

Смотрите про коптеры:  Вариатор Тойота Королла отзывы: устройство и принцип работы, основные виды, плюсы и минусы, эксплуатация

В FAA предложили решение данной проблемы, которое звучит следующим образом: в обязательном порядке все беспилотники с массой от 250 грамм и до 25 кг должны быть занесены в федеральную базу данных. Для этого от владельца устройства потребуется зарегистрировать модель на специальном сайте и оплатить небольшую пошлину в размере $5 вне зависимости от массо-габаритных характеристик вашего аппарата ($5 стоит регистрация как квадрокоптера весом 250 грамм, так и более крупных моделей).

Затем владелец уже зарегистрированного БПЛА обязан нанести выданный ему персональный номер на корпус дрона, после чего, не нарушая действующее законодательство, запускать его в небо. В случае умышленного отказа от регистрации на владельца беспилотника могут наложить штраф в размере $27,5 тыс. (для физических лиц). Если дрон без номера оказался участником преступления, то его оператору при поимке грозит штраф до $250 тыс. и даже лишение свободы сроком до трёх лет. Инциденты, в которых фигурировали дроны, вынудили FAA пойти на описанный шаг, однако принятая мера — вынужденная, напоминающая об ответственности операторов беспилотников перед окружающими их людьми.

До конца года процедура регистрации дронов будет бесплатной и доступной всем, кому исполнилось 13 лет. Если же вы только планируете приобрести свой первый квадрокоптер, однако вряд ли решитесь на это до 19 февраля, то пройти регистрацию вам необходимо до момента первого запуска БПЛА в воздух. 

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL ENTER.

Две стороны одной медали

Отмены постановления смог добиться конструктор Джон Тейлор, увлекающийся авиамоделированием. При помощи грамотных юристов Джон доказал, что нарушается закон от 2021-го года, который гласит об отсутствии права у FAA каким-либо образом ограничивать частное использование радиоуправляемых летательных аппаратов. При этом правила по регистрации коптеров для коммерческого использования не изменились.

На сегодняшний день неизвестно будет ли Федеральное управление гражданской авиацией пытаться добиться пересмотра дела или же попробует найти другие пути регулирования. В любом случае, многие заинтересованные стороны уже отметили, что так или иначе стоит ограничивать владельцев беспилотников.

Так, например, представители компании DJI высказали мнение о том, что регистрация беспилотников — это было оптимальное и хорошо работающее решение. Любой дрон в той или иной степени является достаточно опасным объектом, поэтому необходимо найти компромисс между желанием государственных структур обезопасить частную жизнь и здоровье своих граждан и желанием владельцев спокойно пользоваться своими летательными аппаратами.

Зачем мне/вам это нужно?

В детстве практически каждый из нас ходил в кружки моделирования и пытался строить свои радиоуправляемые модели. Скажу сразу, ни одну управляемую модель я так и не собрал, хотя ракеты мои летали исправно и даже приземлялись на парашюте (“Илон, трепещи!”). Довольно много прочитал про это, но нелёгкая увела в сторону ИТ и моделирование забросил.

Лет 5 назад мне подарили дрон, ноунейм дрон. Это была очень простая копия DJI Phantom 1, которая не умела держать высоту, летать против ветра и снимать лучше кнопочного телефона 2002 года. В общем, один раз запустили, у него сели батарейки, да и больше не было желания к нему прикасаться. Зато вновь появился интерес к радиоуправляемым моделям (дронам).

Дальше мне подарили DJI Spark – мой первый нормальный дрон, который умел снимать вот так

@WondeRu. Карелия, 2021. DJI Spark.
@WondeRu. Карелия, 2021. DJI Spark.

В принципе, отличная модель, хорошо снимает, но для меня это не главное – хочется подольше полетать, а Spark не позволяет летать более 10 минут. Поэтому решил поменять на что-то посерьезнее, выбор пал на DJI Mavic Air 2.

Новый дрон материализовался в результате совместных просмотров обзоров с супругой. Она не выдержала информационного потока, поддалась рекламе (я же на неё не ведусь) и подарила Mavic Air 2 на день рождения.

Здорово, но теперь взлетная масса моего дрона превышает 250 грамм, а на это практически во всех странах существуют запреты. Я не проверял на себе, но насколько я понимаю, если на голову упадет дрон массой 0.5 кг то, в зависимости от скорости, он вполне может проломить череп. Отсюда и запреты. Есть вариант по-партизански взлетать из кустов, чтобы не нарваться на штраф, но проще зарегистрировать.

Внимание: учтите, что с зарегистрированным дроном снимать “острые” репортажи уже не получится – ибо застрявший или посаженный дрон тут же приведёт к владельцу. Также вы не избегаете ответственности, если кого-то покалечите или поцарапаете чужой Mercedes Geländewagen.

Изменились ли правила по съемке с квадрокоптера?

Стоит отметить, что съемка на квадрокоптер хоть и не требует теперь регистрации самого аппарата, может, как и любая фото- и видеосъемка, нарушать закон о неприкосновенности частной жизни. Однако, для того чтобы привлечь человека к ответственности, необходимо иметь о нем хоть какую-то информацию.

Вот так выглядела регистрация беспилотников, еще совсем недавно считающаяся обязательной: 

После внесения всех данных, заявитель получал персональный номер, который необходимо было клеить на все свои беспилотники. Чтобы иметь право пользоваться воздушным пространством, дроноводы оплачивали ежегодный взнос в размере 5$. 

Смотрите про коптеры:  Займ в Робот Мани: личный кабинет и отзывы клиентов

Если вас больше интересует вопрос о легальности аэросъемки в России, предлагаем посмотреть наше видео на тему. И напоминаем нашим читателям, что если вы не хотите самостоятельно разбираться в законодательстве и не увлекаетесь беспилотниками, но хотите получить красивое видео с воздуха, команда SlySky рада предложить вам свои услуги 😉

Летаем легально в европе (европейском союзе)

Мне нравилось (до пандемии) путешествовать по Европе и почти “заштриховал” её всю, есть что посмотреть и поснимать с воздуха.

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) делит дроны на 3 категории:

  1. OPEN – взлетная масса до 25 кг, высота не более 120м, можно использовать только, если дрон в прямой видимости, не летает над людьми и их не перевозит, также нельзя перевозить опасные грузы

  2. SPECIFIC – если взлетная масса более 25 кг или вы летаете выше 120м или не в прямой видимости.

  3. CERTIFIED – можно летать над людьми, можно перевозить людей, можно перевозить опасные грузы.

Существуют еще дроны, которые не поддаются категоризации EASA: например, полицейские или дроны для помещений.

Будем сдавать на OPEN категорию, хотя, DJI Mavic Air 2 и провоцирует летать выше 120 м и за горизонтом. Недолгий гуглёж показывает, что проще всего сдавать бесплатный онлайн экзамен на сайте. Предварительно вы там еще зарегистрируетесь в качестве оператора дрона и загрузите скан своего паспорта.

На подготовку мне потребовалось всего 2 часа и пару попыток на сдачу экзамена. Была одна загвоздка: сайт на немецком языке, который я не знаю совсем, но Google Translate сносно переводит на английский, поэтому проблем с подготовкой не возникло. На экзамене ожидал приятный сюрприз: можно сдавать не только на немецком, но и на английском. На выходе вы получаете такой сертификат.

Насколько я понял немецкий: сертификат действует на территории всего Европейского союза и даже Великобритании. На всякий случай, распечатайте его и положите рядом с дроном, а также сохраните PDF во все возможные дропбоксы. Главное требование: QR код должен четко читаться на случай проверки.

Летаем легально в россии

Сдавать экзамен в России пока не нужно, но сам дрон, если он тяжелее 250 грамм, следует зарегистрировать в Росавиации. Если раньше на дроны распространялись правила, как для пилотируемой авиации, то, к счастью, законодатели это исправили и сейчас не требуют разрешения на каждый вылет, только необходимо сверяться с картами разрешенных/запрещенных зон.

Но основные правила все равно нужно соблюдать, а это: не выше 150 метров, в прямой видимости и не над головами людей (помните, что чем выше и быстрее ваш дрон, то тем дальше по горизонтали вам нужно от них держаться – неисправный дрон имеет привычку падать по параболе, набирая скорость).

Итак, с 2021 года зарегистрировать дрон можно за 10 дней через Госуслуги, приложив лишь его фотографию. На портале услуга называется “Внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных и формирование учетной записи и учетного номера”. В прошлом вам нужно было фотографировать, проявлять печатать фотографии и отправлять в аналоговом конверте.

В заявке нужно будет указать серийный номер и модель устройства. Я под батарейкой насчитал 4 различных номера, которые могли бы быть серийниками, но гугл спас и в этом случае (на всякий случай: на DJI Mavic Air 2 серийный номер указан в батарейном отсеке справа от штрихкода в две строчки).

После получения учетного номера его следует разместить на корме и на ногах квадрокоптера. Допускается нанесение с помощью краски, маркера, эмбоссинга или наклейки (я за этот вариант). Причем, номер нужно указать как минимум в трех местах на случай разрушения аппарата.

Всё, поздравляю, теперь вы легальный водитель/лётчик/оператор дрона на территории РФ!

Приватность

Не забывайте, что летать нужно, не нарушая личное пространство людей, не вовлеченных в полёт. Постарайтесь, чтобы в ваш объектив не попадали:

Если в России это еще как-то не особо отрегулировано, но в ЕС вас ждёт GDPR в полной красе с огромными штрафами, поэтому осторожнее.

Регистрация

США

В США квадрокоптеры регистрируют сами владельцы. Заявитель отправляет полное имя и контактные данные по электронной почте, информацию вносят в базу, а владельцу присваивают личный номер. Регистрацию с этим номером заявитель получает ответным электронным письмом.

Россия

Согласно Воздушному Кодексу России (ВК РФ) квадрокоптер — это воздушное судно, как Боинг или Суперджет. Разрешение на полёт выдаёт РосАвиация. С 30 марта заявитель обязан представить план полёта и лицензию пилота. То есть, запустить любую радиоуправляемую игрушку весом 250 грамм доверят только человеку с налётом не менее 50 часов, включая ночные посадки и управление по приборам.

Регистрация дрона

Итак, я решил, что нужно зарегистрировать дрон. Регистрация БПЛА — простое действие, которое нужно для идентификации вашего аппарата. Так как я регистрировал дрон в Чехии, то дальше все действия будут происходить на чешских сайтах. 

Смотрите про коптеры:  Робототехника: все, что нужно знать о роботах | by Eggheado | Eggheado: Science | Medium

Идем на сайт CAA (Управление Гражданской Авиацией) и выбираем нужный тип регистрации (Registrace provozovatele bezpilotního systému):

Так как я fyzicka osoba (физическое лицо), то могу войти только с помощью e-identity. Насколько я понял, это чешский аналог Госуслуг. Оттуда сразу подтягиваются мои данные. Другого способа зарегистрировать дрон нет.

Войти в e-identity можно несколькими способами. Например, если у вас есть аккаунт в одном из местных банков (ха-ха!). Как быть людям, которые не находятся в Чехии и не имеют возможности получить аккаунт в e-identity? Я не знаю. Боюсь, что никак.

Российский рынок мультикоптеров

По самым скромным подсчетам, число дронов в России исчисляется цифрой в 50 тысяч. Но точного количества приобретенных за год БПЛА сегодня не сможет назвать никто. Согласно имеющимся данным, порядка 70% покупок пришлось на долю самой популярной серии БПЛА Phantom, тогда как продажи дронов серии Inspire составили 10% от общего объема продаж.

Доля профессиональных моделей кастомной сборки (Matrice и Spreading Wings) не превысила 8% от оборота, а оставшиеся 12% составили “дроны-игрушки” без камер. При этом территориальное распределение спроса выглядит достаточно показательно: абсолютными лидерами стали Москва и Санкт-Петербург, в то время как в остальных регионах о росте активности продаж говорить сложно. Так на миллионный Волгоград за весь минувший год было приобретено всего 2 дрона.

Каковы перспективы построить бизнес на рынке мультикоптеров в России? Сегодня около 80% от общего числа владельцев приобрели БПЛА для использования в развлекательных целях. Серию Phantom трудно причислить к категории профессиональных решений для аэрофотосъемки в связи с техническими ограничениями, накладываемыми на управление камерой.

С некоторой натяжкой таким решением можно считать Inspire-1, чья камера хоть и способна обеспечить запись с разрешением 4К, но гарантировать качественный результат съемки в затрудненных погодных условиях, а тем более в ночное время, почти неспособна.

754a313babb92beb4580c4af92466d09.jpgHigh Level photo agency

Область применения дронов как средств профессиональной фотосъемки весьма разнообразна – от съемки архитектурных объектов и производственных комплексов – до массовых мероприятий, свадеб и технического осмотра «экспертами по неразрушающему контролю» труднодоступных мест, таких как трубы ТЭЦ, радиомачты и т. п.

Незначительность доли кастомных решений, способных справиться со своими задачами на отечественном профессиональном коммерческом рынке, связана, прежде всего, со стоимостью сборки от 600 тысяч рублей и выше. Твердой уверенности в том, что вложенные средства окупятся, у предпринимателей пока нет.

Малобюджетные видеоряды презентационных роликов с дронов повально страдают одними и теми же проблемами: “заваленным” горизонтом, избытком “серого”, “шумами” и, конечно же, непрофессиональностью монтажа. Что показательно, такие ролики – вполне распространенное явление даже у госкорпораций и крупных компаний.

А вот качественных продуктов, созданных с использованием аэрофотосъемки, на отечественном рынке сегодня крайне мало. С другой стороны, стоимость профессионального рекламного ролика в 200-300 тысяч рублей для подавляющего числа компаний кажется чрезмерной. В итоге заказы отправляются более сговорчивым дилетантам, штампующим низкокачественный видеоряд на потоке.

Ролик, отснятый и смонтированный профессиональным оператором

С чего начать

Для начала стоит изучить материалы на сайте EASA (European Union Aviation Safety Agency). Там описаны основные правила, классы и категории дронов. Чтобы понять основные правила и ограничения для любительских дронов, достаточно посмотреть это видео.

Скорее всего, ваш Mavic (или другой любительский дрон) попадет в «открытую» категорию, которая, в свою очередь, делится на подкатегории. 

Страхуем дрон?

Если в России страховка для дрона необязательна, то в ЕС – это священная обязанность. Вы должны застраховать дрон на случай причинения ущерба третьим лицам.

ОСАГО для дрона я нашел в нескольких местных крупных страховых компаниях. Уверен, вы их сами найдете в поисковике. Годовая стоимость страховки варьируется от 2 до 10 тысяч рублей, в ней вы должны указать устройство, его серийный номер, а также всех “пилотов” дрона.

Для себя страховку я купил, но она действует только при соблюдении разрешенной зоны полетов, 150 метров и т.п, и, надеюсь, не понадобится.

Съемки

Права получили, дрон зарегистрировали. Бежим снимать Прагу? 

А вот и нет! Есть сайт, который показывает карту закрытых для полетов зон и зон с различными ограничениями. На этом сайте Прага выглядит как огромное красное пятно. Летать там можно только с разрешением, полученным в CAA. Для этого нужно заполнить несколько документов, но с моим знанием чешского это сложно. Это будет моим следующим квестом.

Так выглядит Прага на сайте: снять красивые виды без разрешения не получится
Так выглядит Прага на сайте: снять красивые виды без разрешения не получится

А пока едем за пределы красной зоны и снимаем парки, горы, озера и другие достопримечательности.

Заключение

Буду рад, если поделитесь своим опытом легализации дронов в различных странах, а также поправите неточности, если найдете.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector