Летаем на дроне легально / Хабр

Уроки управления радиоуправляемой модели самолета для начинающих

На чем учиться?

Прежде всего, посмотрите на свою радиоуправляемую модель самолета. Без сомнения он отвечает вашим эстетическим требованиям. Но подходит ли он для первоначального обучения или открытия сезона? В идеальном случае это должен быть аппарат с двухтактным двигателем рабочим объемом до 6,5 см3 1,5 мм (бальза 1,5 мм). Крыло – без сужения, с выраженным поперечным углом “V” и с профилем с плоской нижней поверхностью.

Удельная нагрузка на крыло не должна превышать 60 г/дм2. Желательно (но вовсе не обязательно), чтобы это был высокоплан, имеющий трехстоечное шасси. Если вы собираетесь эксплуатировать модель с травяного покрытия, установите колеса несколько большего диаметра, чем принято.

Если вы сторонник использования готовых моделей, учтите следующее. Особое место среди учебных аппаратов, изготавливаемых промышленным образом в виде наборов, занимают самолеты фирмы U.S. AirCore, выполненные из пластикового гофрокартона. В отличие от бальзовых, эти машины выдерживают практически любые удары, но имеют худшую аэродинамику, тяжелы, а главное – постоянно изменяют форму, что требует триммирования при каждом выезде на поле.

Регулировка

Уделите должное внимание регулировке (отметим, что многие фирменные модели заводской сборки имеют несоответствующую чертежам центровку даже в рекомендуемой комплектации). Чтобы проконтролировать центровку, поднимите самолет на уровень глаз или над головой, поддерживая его за нижнюю поверхность крыла в районе корневых нервюр. Теперь найдите точку, опираясь о которую, можно было бы удерживать модель в состоянии равновесия. Отметьте ее маркером или фломастером – это центр тяжести.

Смотрите про коптеры:  Робот пылесос tefal explorer serie 20 rg6871wh

Измерьте расстояние от передней кромки крыла до центра тяжести, разделите его на средний размер длины хорды и умножьте на 100%. Так получится величина центровки модели, выраженная в процентах от САХ (средней аэродинамической хорды). Она должна находиться в пределах 20-30%. При более передней центровке может не хватить руля высоты для выравнивания при посадке. При более задней – модель будет недостаточно устойчива, а при центровке более 33% модель, как правило, неустойчива и опасна для полетов.

Кстати говоря, рекомендуемый диапазон летных центровок в 20-30% полезно заранее разметить на нижней поверхности крыла с помощью полоски цветного скотча (длина полоски должна быть равна диапазону в 10% хорды). При модернизации и ремонте модели следите, чтобы центр тяжести не вышел за допустимые пределы. Перед первым полетом модели еще проверьте центровку с полностью заправленным баком.
Отрегулируйте расход рулей в точном соответствии с чертежами или инструкцией. Обычно, указанные в описании расходы кажутся слишком малыми, но для тренировочных полетов этого достаточно, а большие могут сделать модель слишком “верткой”.

Первый выход на летное поле

Посчастливилось найти опытного моделиста, который на приемлемых условиях займется вашим обучением -отлично. Если нет, то не останется ничего другого, как собрать полетный ящик и следовать нашим дальнейшим инструкциям.
Приехав на поле в первый раз, прежде всего, проверьте дальность действия аппаратуры. С убранной антенной передатчика медленно отходите от модели, работая ручками. Когда рули начнут беспорядочно дергаться, остановитесь и измерьте расстояние. Оно должно быть не меньше 25 м.

Обкатав двигатель на земле, дозаправьте бак, дайте двигателю немного остыть и вновь запустите его. Поднимите нос модели вверх под углом 30°-45°. Если двигатель начинает терять обороты, значит, смесь бедная и необходимо открыть иглу большого газа на 1/8 оборота. Повторите эту проверку и добейтесь устойчивой работы двигателя, иначе модель может свалиться на крыло сразу после отрыва от земли.

Перед взлетом

Проверьте правильность направления движения рулей, уделив особое внимание элеронам (отклонение правого элерон вниз дает левый крен). Повторяйте эту операцию перед каждым взлетом, так как бывает, что после смены модели переключатели реверса на передатчике остаются в неправильном положении. Если ваш передатчик имеет переключатели расходов рулей, проверьте правильность их положения, поскольку тумблеры очень легко задеть, беря, передатчик дрожащей рукой.
Оцените направление ветра по лавсановой ленточке, которую стоит привязать на антенну.

Сориентируйте модель против ветра. Если модель будет взлетать с грунта, в этом направлении разбега должна быть ровная грунтовая дорога или низкий травяной покров. Зажав хвостовую часть фюзеляжа модели между ногами, проверьте приемистость двигателя. Посмотрите, нет ли в направлении взлета людей. Имейте в виду, что при разбеге возможны неконтролируемые развороты.
Теперь – взлетать.

Но… продуман ли заранее план полета? Не обольщайтесь на тот счет, что удастся точно ему следовать, но в любом случае составить его просто необходимо. Это может быть несложный полет по кругу, либо полет по базе с разворотами на 180°. И для начала ничего больше! Почти все аварии у новичков происходит из-за того, что, впав в эйфорию после первого удачного разворота, начинающий пилот вдруг решает выполнить бочку или обратную петлю, не имея ни малейшего представления о динамике модели.

Взлет

Установив малые обороты двигателя, отпустите модель и плавно прибавьте газ до большого. Второй вариант: помощник держит самолет за кончик киля на максимальном газу, и по вашей команде отпускает его без толчка вперед. Имейте в виду, что все самолеты, а в особенности с двухстоечным шасси, имеют тенденцию к развороту влево вследствие реакции винта. Поэтому будьте готовы компенсировать разворот отклонением руля направления.

Из-за малых моментов инерции модели это сложнее чем кажется, поэтому руль луче отклонить до начала движения, а потом уточнить угол отклонения, действуя быстро. В целом, задача удержать модель на узкой грунтовой или бетонной дорожке походит на балансирование канатоходца, поэтому не расстраивайтесь, если первые пять-десять раз модель уедет в траву (именно поэтому многие предпочитают взлет с рук или с бетонки немереной ширины).
Модель с двухстоечным шасси имеет также тенденцию к капотированию на разбеге. Поэтому, если вы видите, что модель разбегается с хвостом, поднятым выше горизонтального положения, дайте немного руль на себя. Модель нужно разогнать по земле до скорости, несколько превосходящей скорость отрыва.

Если по какой либо причине этого сделать не удалось, а дистанция для разбега почти исчерпана (приближается кромка высокой травы), сбросьте газ и не пытайтесь преждевременно оторвать модель от земли.
Для взлета дайте руль высоты на себя настолько. Резких движений ручкой не делайте – угол отклонения руля должен быть достаточным лишь для набора высоты под небольшим углом. Одновременно будьте готовы скомпенсировать крен элеронами. Крен после отрыва возникает практически всегда и может быть вызван моментом винта, турбулентными вихрями у земли или перекосом крыла.

Если модель раскачивается по крену и плохо реагирует на элероны – это верный признак того, что взлет произведен рано. Тогда единственный выход – не задирать модель вверх и отчаянно бороться с кренами, пока самолет не наберет достаточную скорость, и только после этого начать нормальный набор высоты. Никогда не взлетайте по крутой траектории, как бы хорошо вы не пилотировали. Дело в том, что в случае отказа двигателя не останется ни малейшей возможности перевести модель на планирование, и неизбежно произойдет сваливание на крыло с одновременной потерей эффективности рулей.

Кроме того, каждый самолет имеет свой оптимальный угол набора высоты, при котором достигается максимальная скороподъемность. При превышении этого угла скорость начинает падать, а при более крутом “задирании” модели возможно сваливание.
В случае отказа двигателя на взлете сразу же отдайте ручку управления от себя так чтобы перевести модель на планирование и приготовьтесь к посадке без изменения направления полета.

Полет на высоте

Набрав примерно 50 метров высоты, сделайте левый разворот на 90°. Для этого элеронами введите модель в крен (примерно 45°) и возьмите руль высоты на себя. Модель войдет в вираж. Контролируйте крен элеронами, не давая ему увеличиваться. После разворота верните руль высоты в нейтральное положение и устраните крен. Теперь закройте дроссельную заслонку двигателя наполовину, – этого должно быть достаточно для горизонтального полета. Повернитесь так, чтобы солнце было у вас за спиной и, выполнив, если необходимо, еще один разворот, выведите модель в зону перед собой. Теперь летайте по базе слева направо, выполняя левые развороты на 180°.

Наступило самое время оценить
свое психологическое состояние. Большинство начинающих испытывают сильное волнение сразу после запуска мотора, остальные – после взлета, когда осознают, что… модель ведет себя совсем не так как представлялось. Страх, вызывающий рефлекторное замедление реакции, становится одной из причин аварий. Поэтому, набрав высоту, попытайтесь расслабиться, продолжая, тем не менее, управлять полетом по базе.
Очевидно, вскоре вы заметите, что модель постоянно крениться в ту или иную сторону или набирает высоту сама по себе. Попросите помощника переместить ручку триммера на несколько щелчков в нужную сторону.

Если помочь некому, делайте это левой рукой, предварительно выровняв модель в горизонтальный полет. После окончания триммирования по высоте и элеронам, вы сразу почувствуете некоторое облегчение, так как модель не будет больше летать “на ручке”.
Во время первых полетов не опускайте самолет ниже 100 м, и не удаляйте его от себя слишком далеко, модель должна быть хорошо видима. В случае потери ориентировки немного отклоните элероны влево (или вправо), и по реакции модели оцените, летит ли к вам или от вас. При управлении особую трудность представляет обратный эффект управления элеронами, когда модель летит на вас.

Здесь поможет такой прием: повернитесь к модели правым плечом и представляйте, что движетесь как бы вместе с моделью.
Альтернативным упражнением для первоначального обучения является полет по кругу вокруг пилота. Однако в этом случае самолет неизбежно будет периодически пролетать с солнечной стороны. Также труднее будет триммировать модель, так как из траектории полета исчезнут прямолинейные участки.

Освоив левые развороты на 180°, отработайте правые. Имейте в виду, что модель отрегулирована на режим 50% мощности двигателя, и при увеличении тяги будет возникать тенденция к набору высоты, а на малом газу – к пологому снижению. Отрабатывайте горизонтальный полет до тех пор, пока не будете чувствовать себя уверенно и непринужденно. Только после этого приступайте к выполнению более сложных фигур.

Посадка

Не дожидаясь, пока кончиться все топливо, приступайте к посадке. Классическим в большой авиации считается заход ” по коробочке”. Но для начала можно поступить проще. Выполните пролет по ветру со снижением. Через 200-300 м разверните модель на 180° и сбросьте газ. Выдерживайте угол планирования, при котором скорость остается неизменной. Модель теперь должна лететь против ветра.
Следующий этап посадки – выравнивание – самый сложный. Нужно точно определить высоту выравнивания, чтобы модель перешла в горизонтальный полет на высоте около 1 м. Боязнь опоздать с выравниванием обычно приводит к высокому выравниванию на высоте 2-3 м.

Пилот “подвешивает” модель, результатом чего становиться парашютирование с грубым приземлением, либо сваливание и удар носовой частью фюзеляжа. Если же самолет долго сохраняет скорость, набранную на планировании, то высокое выравнивание не опасно – достаточно лишь слегка отдать ручку от себя. Модель опять перейдет на планирование.
Заключительный горизонтальный полет с постепенной потерей скорости называется “выдерживание”. Задача его – погасить скорость модели до посадочной.

Если покрытие полосы хорошее, то первые посадки лучше делать с небольшим избытком скорости. Для этого как бы притирайте рулями модель к земле после выравнивания.
Посадка на самолете с двухстоечным шасси сложнее по сравнению стрехстоечным и, одновременно, интереснее. Если посадка выполняется на траву, модель нужно выдерживать на минимальной высоте дольше. После заметного увеличения угла атаки, она начнет парашютировать и в этот момент коснется земли, выполнив “трехточечную” посадку. Если вертикальная и горизонтальная скорости великоваты, модель начнет “козлить” (удар колесами о землю увеличивает угол атаки крыла настолько, что модель опять отрывается от земли).

При повторном снижении модели надо дать руль на себя, чтобы смягчить очередной удар, иначе подскок повторится. Грубые посадки часто приводят к капотированию – опрокидыванию модели через нос; но это редко сопровождается поломками. Если трава высокая, есть шанс скапотировать даже после идеальной посадки, так что особенно не расстраивайтесь по этому поводу. Для уменьшения тенденции к капотированию можно сместить стойки шасси вперед или сделать центровку более задней.

Идеальная посадка с трехстоечным шасси характерна тем, что полосы сначала касаются основные стойки, после чего модель сама опустит переднюю ногу.
Всегда нужно стремиться к тому, чтобы точка приземления модели находилась в пределах хорошей видимости. Но не заходите на посадку строго “на себя”. Траектория движения модели должна пройти от вас не ближе 5 м. Если вы ошиблись с расчетом на посадку, лучше приземлить самолет на большом удалении, не делая разворотов на планировании.

Варианты для более “продвинутых” пилотов: плавно дайте полный газ и уйдите на второй круг или сделайте разворот на планировании. Последний нужно делать с запасом скорости и высоты, так как скорость сваливания модели увеличивается пропорционально углу крена. При этом постоянно помните, что после всех разворотов необходимо сесть против ветра. Если ветер слабый, то, в крайнем случае, можно сесть и по ветру, но ни в коем случае не с боковым.

Полезное упражнение – выполнить заход на посадку и снижение с последующим уходом на второй круг. Так за несколько полетов удастся имитировать десятки посадок, не изнашивая самолет лишними нагрузками. Эффектно смотрится “конвейер” – посадка и последующий взлет без полной остановки модели.

Пилотаж в горизонтальной плоскости

Фигура, часто присутствующие в программе соревнований “свободного класса” – это разворот на 90° и 270°. Сделав разворот на 90°, сразу же переложите крен на другую сторону и развернитесь на 270°. При этом стремитесь к тому, чтобы модель возвращалась к вам по той же прямой, по которой она двигалась до ввода в фигуру.
Вираж, или несколько виражей на 360° – очень характерные фигуры для копий маневренных истребителей.

Трудность заключается в том, чтобы радиус виража и крен были постоянными. При выполнении нескольких виражей легко непреднамеренно набрать или потерять высоту. Делая горизонтальную восьмерку, следите за тем, чтобы виражи имели одинаковый и не слишком маленький радиус. Все эти фигуры лучше выполнять с небольшой скоростью.

Петля Нестерова

Разгоните модель на полном газу и дайте ручку на себя. Сделайте восходящую часть петли, по возможности большего радиуса. В верхней точке сбросьте газ до малого и завершите петлю с тем же радиусом. На выходе не забудьте вернуть ручку газа в нужное положение.

Бочка

Сразу заметим, что на учебном самолете тяжело сделать красивую бочку. Набрав высоту на максимальной скорости, слегка задерите нос модели и почти одновременно полностью дайте элероны в нужную сторону. Когда самолет перевернется на спину, немного дайте руль высоты от себя, выравнивая фюзеляж в горизонтальное положение. Закончите бочку. При выполнении этой фигуры модель стремиться уйти вниз, – нужна высота и готовность парировать тенденцию к пикированию.

Обратная петля

Сразу предупреждаем: лучше не делайте ее на модели с несущим, явно несимметричным профилем крыла. Выполнив нисходящую полупетлю, учебная машина с таким крылом не всегда может “выкарабкаться” наверх. В результате – полет на спине, да еще и с большой потерей высоты. Здесь поможет только резкий возврат с помощью элеронов в нормальный полет. Для моделей же с симметричным профилем обратная петля почти не отличается от прямой.

Иммельман

Набрав скорость, сделайте полупетлю и переверните модель элеронами в нормальный полет. Кстати – это удобный способ сменить направление полета на обратное.

Штопор

Очень интересная и зрелищная фигура. Наберите 150-300 м высоты и сбросьте газ до малого. Выполняйте выдерживание модели, как при посадке, до начала парашютирования. В этот момент полностью дайте рули высоты на себя и направления в желаемую сторону, и затем удерживайте их полностью отклоненными. Модель
должна войти в штопор, вращаясь вокруг одного из концов крыла.

Если при выдерживании самолет самопроизвольно начинает “валиться” в крен с потерей эффективности элеронов, добавьте руль направления в ту же сторону, одновременно взяв руль высоты на себя.
Для выхода из штопора верните ручки в нейтральное положение. Все фирменные и грамотно спроектированные самодельные модели при этом выходят из штопора. Не штопорите слишком низко – как для самого штопора, так и для выхода из него требуются значительные запасы высоты.
Модели с передней центровкой не удается ввести в штопор, – вместо него получается спираль.

Плохо штопорящая модель, сделав несколько витков, разгоняется и также переходит в спираль. Чтобы ваш самолет хорошо штопорил, сделайте центровку более задней. Если и это не помогает, постепенно подрезайте киль, уменьшая его площадь. Иногда, срезав всего 6-7 мм, можно получить желаемый результат. Если самолет штопорит уверенно, то можно сменить направление штопора перекладкой руля направления.

(Автор: Я.Галустов. источник жкрнал Моделизм спорт и хобби)

Законны ли полеты квадрокоптера над частными домами?

Минувшим летом в редакцию поступило сразу несколько жалоб на проблему вторжения квадрокоптеров в частную жизнь людей. Описанные ими ситуации схожи.

Наш дом в деревне стоит на отшибе, обнесен высоким забором. Ни с улицы, ни из соседних домов не видно, что происходит на участке. К нам в гости часто приезжают друзья. Из-за своей профессиональной деятельности они люди закрытые – не ходят по ресторанам, не гуляют на корпоративах. А у нас в деревне они могут позволить себе сменить строгие костюмы на шорты, каблуки – на сланцы, ходить без прически и макияжа. Мы накрываем стол на веранде, готовим на костре, играем в мафию, танцуем, отдыхаем душой и телом. В этом году наш летний отдых был испорчен. Стоило к нашему дому подъехать чужой машине, как через некоторое время над участком зависал чей-то дрон. Случалось это не раз и не два. Мы уже стол в доме накрывать стали. Но стоило мужчинам выйти на балкон покурить, дрон тут как тут. Зависает в паре метров от них, видимо, видеосъемку ведет. Выяснить, кто у нас в деревне такой любопытный, нам не удалось. Но многие соседи тоже жаловались, что прилетает он и к ним.
Друзья, понятное дело, приезжать стали реже. Не хотят они увидеть видео или фото со своим участием где-нибудь в интернете.
Еще одна жительница района пожаловалась на квадрокоптер, что зависает над ее участком, когда она выходит загорать у себя на участке. Жалуется, топлес в шезлонге не полежишь.
У нас рядом с деревней сады коллективные. Скорее всего, дрон из них прилетает – молодежь развлекается. Но мне интересно, насколько их действия законны? Участок – моя частная собственность, а воздушное пространство над ним? Можно ли считать это вторжением в мою частную жизнь? Как собственника этого аппарата установить и что делать, если снимки загорающей меня где-то в интернете всплывут?
Как выясняется, незваные гости – проблема не только частного сектора. Ковровчанка рассказала, что к ним квадрокоптер прилетает в городскую квартиру. Вернее, к окнам квартиры на 5-м этаже. У них с супругом даже конфликт из-за этого произошел. Мужчина предположил, что у жены поклонник появился.

Обязанности дроноводов

Что касается пользования дронами и жалоб на них, то эти вопросы можно разбить на две части: насколько законны полёты дронов над частной территорией и что можно сделать тем, кому не нравится зависший над участком очередной незваный гость?
Что касается владельцев дронов, то 27 сентября вступили в силу требования об обязательной регистрации всех беспилотных летательных аппаратов массой более 250 грамм.
Для постановки дрона на учёт необходимо заполнить заявление на официальном сайте Росавиации. Регистрацию дрона следует осуществить в течение 10 рабочих дней после его приобретения или ввоза на территорию РФ. На каждого дрона заведут индивидуальную учетную запись. При утере или хищении дрона владелец обязан подать заявление.
Во время полётов беспилотников, так же как и других воздушных судов, должны соблюдаться федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Для полётов в населенном пункте требуется разрешение органа местного самоуправления. Вне населённых пунктов существует масса зон, где полёты дронов полностью запрещены (аэропорты, военные базы, места лишения свободы и т.п.) и ваш летательный аппарат могут сбить на законных основаниях.
За нарушение федеральных правил использования воздушного пространства (а это относится и к полетам дронов) предусмотрено наложение административного штрафа. Обычным гражданам придётся заплатить от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

И права обычных граждан

Если полиция или вы сами сможете найти владельца дрона, то его могут привлечь к ответственности в случае отсутствия регистрации на беспилотнике или в случае отсутствия разрешения на полёт. Однако если с документами у владельца дрона всё в порядке, ситуация для вас будет не самая перспективная.
На какой высоте над вашим участком кончаются ваши права? Ответа в действующем законодательстве нет. Земельный и Гражданский кодексы описывают земельный участок как часть земной поверхности. А вот вопрос о воздушном пространстве над ним никак не регулируется. Однако если вы сможете доказать, что полёт дрона мешает комфортному пребыванию на своей собственности, то сможете обязать его владельца не летать над вашим участком ниже определённой высоты.
Нарушает ли съёмка дроном садового участка неприкосновенность частной жизни? Закон разрешает снимать в нашей стране совершенно любые объекты, кроме специально оговоренных. Другое дело, что размещать в интернете снятое вне публичных мест можно только с согласия тех, кто является основным объектом съёмки, т.е. занимает большую часть кадра. Но и тут именно вам придётся доказывать, что размещённое видео нарушает ваше право на изображение и на неприкосновенность частной жизни.

Лопатой по дрону?

В интернете есть масса предложений о продаже глушителей Wi-Fi и радиочастот. Продавцы утверждают, что их товар глушит сигнал оператора дрона и квадрокоптер теряет управление.
Но перед их приобретением стоит внимательно ознакомиться с постановлением «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» – вы сами можете быть привлечены к ответственности за использование таких «глушилок».
Но, положим, вам повезло, и дрон попал вам в руки. Единственное, что вы сможете сделать – сдать его в полицию, дабы она нашла владельца и привлекла его к административной ответственности. А вот если вы попытаетесь повредить дрон, то к уголовной ответственности за повреждение или уничтожение чужого имущества будете привлечены вы сами. Многие из видеокамер, установленных на дронах, не имеют своей карты памяти и передают картинку хозяину. Потому доказательства того, где и как был повреждён дрон, у него будут.

P.S. Принятые правила полёта дронов ещё слишком «сырые» и их, по всей видимости, будут дорабатывать. Так, волонтеры поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» напоминают: при поиске пропавших людей дорога каждая минута. От того, как быстро начинаются поиски, зависит жизнь человека. И согласовывать полет дронов с различными инстанциями у них просто нет времени.

Я. КАБАНОВ

Как получить разрешение на полет квадрокоптера или дрона

Порядок получения разрешения на использование воздушного пространства для гражданских БПЛА (квадрокоптеров и иных радиоуправляемых авиамоделей) в Российской Федерации на примере Калининградской области.

Новости! 

Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 74 "О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации" 

Установлены особенности использования воздушного пространства для полетов малых беспилотных воздушных судов.  

В частности, устанавливается, что утверждение плана полета воздушного судна и получение разрешения на использование воздушного пространства не требуется при выполнении визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:  

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране";  

на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Авторство данной статьи – Штейн Денис.

Напомню, что для запуска любой радиоуправляемой авиамодели (самолета, вертолета, квадрокоптера, летающего крыла, трикоптера, гексакоптера, октокоптера и т.д.) независимо от веса: неважно, весит она 200 грамм или 20 килограмм и высоты полета: 0,1 метр или 1 километр, необходимо как минимум разрешение на использование воздушного пространства(ИВП).

Если вы планируете запускать авиамодель в населенном пункте, то вам также потребуется получить разрешение на полеты от органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Ниже я опишу процесс получения разрешения на ИВП для БПЛА (именно к этой категории относятся радиоупраляемые модели). Методика работает на всей территории РФ, с той лишь разницей, что вы взаимодействуете с теми филиалами, в зоне ответственности которых планируется работа.

Для Калининградской области, в случае установления местного режима следует работать с ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) и РЦ ЕС ОрВД (Калининград). Для получения временного режима следует обращаться в Главный Центр г. Москва по тел.8(495)601-06-64 Структурная карта РЦ и ЗЦ ОрВД.

Если вы собираетесь осуществлять фото/видеосъемку с воздуха, то вам прежде всего следует получить соответствующие разрешения от Генерального Штаба ВС РФ и ФСБ РФ (требуется рассекречивание,контроль полученных файлов), если полеты проходят в пределах населенного пункта – разрешение на полеты и съемку от органа местного самоуправления, а также если вы планируете проводить съемку, либо иные авиационные работы в полосе шириной до 25км от государственной границы, то вам потребуется отдельное разрешение от территориального органа ФСБ РФ. (Особенно актуально для Калининградской области) Единственное исключение – приграничная полоса вдоль государственной границы РФ в Северном Ледовитом океане не устанавливается.

Так как Калининградская область относится к особому региону (из-за ее географического положения, большого количества зон ограничений и запретных зон, режимных объектов), то перед составлением документации для получения разрешения на ИВП следует согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) направив факс по телефону 8 (4012)57-99-20, либо с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39; Требуется сообщить географические координаты точки(точек), предельную высоту, максимальный радиус полета, цель полетов.

В моем случае полеты производились недалеко от пос. Взморье, Светловского округа и ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) отдельно настаивал на согласовании полетов с военным аэродромом Чкаловск. После того, как согласование на полеты было получено, РЦ ЕС ОрВД уведомит ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург)от том, что полеты в данном участке воздушного пространства возможны.

В представлении на установление местного/временного режимов, можно указать до трех основных и трех резерных дней для полетов БПЛА. В некоторых случаях это может быть полезно – не уверены в погоде или другие обстоятельства.

После этого, внешнему пилоту БПЛА следует подготовить представление на установление местноговременного режима. Представление на местный режим должно подаваться не позднее, чем за 3 суток, а временного – не позднее чем за 5 суток. В моем случае предполагалось установление местного режима и я заблаговременно подготовил соответствующее заявление. Его следует распечатать или написать от руки, подписать и отправить на электронную почту в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург).

Если вы предполагаете производить съемку с воздуха, то все полученные разрешения нужно приложить к заявлению и указать в представлении. Время полетов нужно указывать в стандарте UTC (Гринвич). Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение всемирного координированного времени (UTC). Также в представлении нужно указать фамилию и должность лица, с кем были согласованы полеты (РЦ ЕС ОрВД).

После того, как вы отправили представление на установление местноговременного режима, можно через час перезвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 для контроля получения и согласования.

Если документ был составлен верно и полеты были утверждены, вам выдадут номер местноговременного режима (мой номер местного режима был МР-459) Выдача номера означает установление соответствующего режима. После этого можно составлять план полета БПЛА. Подавать план полета БПЛА следует не позднее чем за сутки до начала деятельности. Советую подавать все документы заранее, с учетом на всевозможные поправки.

Мой план полета выглядел следующим образом:
(СХР-ЗЗЗЗЗ
-ЗЗЗЗ1700
-М0000/М0015 /ЗОНА5443С02023В/
-ЗЗЗЗ0100
-ДОФ/170421 ДЕП/5443С02023В ДЕСТ/5443С02023В ЕЕТ/УМКК0001 ТЫП/БЛА
ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ РМК/ЗОНА РАДИУСОМ 150М С ЦЕНТРОМ 5443С02023В, МР-459, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 89062175252)

Понять обозначения и правила составления плана полета поможет документ – Приказ Минтранса России “Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации”. Читать следует раздел IV. Сообщение о плане запуска шара-зонда,плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата.

Здесь же я помогу читателю понять обозначения в моем плане полета с тем, чтобы он мог составить свой план без больших затруднений.

Итак, структура плана полета напоминает скорее текст телеграммы, но она соответствует таблице Приложение №4 к Табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

В первой строке указывается тип сообщения – для БПЛА указывается SHR, то есть в транслите СХР. Так как для авиамоделей опозновательный индекс воздушного судна не вводится, то указываем ZZZZZ – в транслите ЗЗЗЗЗ. Итого получаем СХР-ЗЗЗЗЗ.

Далее, указываем аэродром и время вылета. Так как авиамодель мы запускаем не с аэродрома, то указываем ZZZZ – в транслите ЗЗЗЗ. Время начала полета указывается как и везде, в стандарте UTC(Гринвич). Время соответствует значению, указанному в представлении на местный режим, т.е. 17.00. Указываем 1700. Итого получаем -ЗЗЗЗ1700.

В поле маршрут, указывается в десятках метров максимальная абсолютная высота – буква M и без пробела четыре цифры, обозначающие значение высоты в десятках метров, определенной по минимальному атмосферному давлению, приведенному к уровню моря, а необходимое количество цифр также дополняется слева нулями. В моем случае максимальная высота полета составляет 150м -М0000/М0015.

Границы зоны полета записываются после признака “/ZONA” (ЗОНА) и координат: четыре цифры – широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр – долгота места в градусах и минусах с указанием буквы E (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей. В моем случае – 5443С02023В. Законченная строка имеет вид -М0000/М0015 /ЗОНА5443С02023В/

Следующей строкой указывается аэродром назначения и общее расчетное истекшее время до посадки. Так как аэродром не используется, указывается ZZZZ (ЗЗЗЗ) и время 1 час – 0100, в соответсвии с представлением на установление местного режима. Запись принимает вид -ЗЗЗЗ0100

Теперь указывается прочая информация. Значение ДОФ/170421, означает DOF/ – дата вылета летательного аппарата в формате из шести цифр (YYMMDD, где YY – год, MM – месяц и DD – день).

Соответственно, дата вылета 21 апреля 2023 г – ДОФ/170421. ДЕП/5443С02023В ДЕСТ/5443С02023В означают координаты запуска DEP(ДЕП) и посадки DEST(ДЕСТ) БПЛА. В моем случае координаты совпадают. ЕЕТ/УМКК0001 обозначает основные точки или четырехбуквенные обозначения (индексы) районов Единой системы и нарастающее расчетное истекшее время с момента взлета до таких точек или границ районов ответственности. Обозначение Калининградского районного центра – УМКК. Цифровое значение – 0001, это время равно 1 минуте, для установления районного центра после взлета БПЛА. ТЫП/БЛА означает TYP/BLA, тип летательного аппарата – БПЛА. Финальная запись принимает вид -ДОФ/170421 ДЕП/5443С02023В ДЕСТ/5443С02023В ЕЕТ/УМКК0001 ТЫП/БЛА ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ, обозначает OPR/ – указывается сокращенное наименование федерального органа исполнительной власти, название организации или данные физического лица (фамилия, имя, отчество), при этом применяются буквы русского алфавита. РМК/ – RMK/ – любые другие замечания произвольным текстом с применением букв русского или латинского алфавита, если считается необходимым.

В моем случае указывается радиус полета 150м, в точке с координатами 5443С02023В. Далее указан номер местного режима МР-459 и указан мобильный телефон для оперативной связи. В теории можно указать любую другую полезную информацию. Запись принимает вид –
ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ РМК/ЗОНА РАДИУСОМ 150М С ЦЕНТРОМ 5443С02023В, МР-459, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 89062175252)

После того, как полетный план был подготовлен, вам следует его направить в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург).

Отправлять план следует только в виде электронного текста, так чтобы его можно было выделить и скопировать средствами операционной системы компьютера (т.е. не в виде фотографии).

После отправки плана полета БПЛА, следует позвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 и получить подтверждение получения плана. Вас проинформируют о том, что план был включен в систему и теперь уже можно ждать даты полета БПЛА.

При наступлении дня полета БПЛА, следует не позднее чем за 2 часа позвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 назвать номер своего местного режима и сообщить о намерении выполнять полеты в соответствии с представленным планом полета.

После этого, не позднее, чем за 2 часа необходимо позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 назвать номер своего местного режима и запросить разрешение на ИВП.

С началом деятельности по ИВП (запуском БПЛА), не позднее, чем за 5 минут следует позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 и сообщить о фактическом времени начала деятельности по ИВП. Я звонил ровно в 17.00 UTC, сообщал перед запуском БПЛА. Теперь можно спокойно летать, имея ввиду, что в запасе есть ровно 1 час.

После окончания полетов необходимо позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 и сообщить об окончании деятельности. Сделать это следует не позднее, чем через 10 минут, после завершения работ.

Последний этап – следует сразу сообщить о фактическом завершении деятельности в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) по телефону 8(812)305-17-97. После этого местный режим будет закрыт.

Фото видеосъемка с воздуха

Помимо полетов с использованием БПЛА, существует еще один важный аспект рассматриваемой темы: аэрофотосъемка. Только в Российской Федерации ежедневно летают несколько сотен беспилотных летательных аппаратов, беспилотных летательных аппаратов, радиоуправляемых гражданских самолетов, большинство из которых оснащено фотоаппаратом для фото- и видеосъемки.

Аэросъемка относится к работе с воздуха. Даже если целью аэрофотосъемки является получение художественных снимков, это не исключает возможности получения геопространственных данных, которые, согласно Указу Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 года, относятся к государственной тайне.

В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется путем получения лицензии на работу со сведениями, составляющими соответствующую степень секретности.

Действующее законодательство требует проведения таких съемок:

  • Разрешение на проведение съемок от Генерального штаба Вооруженных Сил РФ;
  • Разрешение на проведение съемок Оперативным управлением Командования военного округа, в зоне ответственности которого находится объект, подлежащий съемке;
  • Разрешение территориальных органов безопасности ФСБ;

После завершения съемок материалы направляются в региональную службу FSS для рассекречивания и последующего использования в качестве общественного достояния.

Я направил запросы в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации и Департамент Федеральной службы безопасности Российской Федерации о получении разрешения на проведение съемок с воздуха для художественных фотографий и фильмов (закаты и восходы, исторические места, съемки дикой природы, животных с воздуха) и был проинформирован о том, что для получения разрешения на проведение таких съемок необходимо иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Здесь возникает существенная проблема, поскольку, исходя из действующего законодательства, такая лицензия необходима любому владельцу квадроцикла, радиоуправляемого самолета, летающего крыла, планера, вертолета, в том числе и игрушек с «Детского мира» и т.д., исходя из того, что даже у так называемых «карманных» беспилотных летательных аппаратов небольшого размера уже установлена камера для фотографирования и записи видео.

Учитывая огромное количество владельцев радиоуправляемых моделей самолетов в России, а также нынешние трудности с соблюдением и получением лицензии на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, даже теоретически невозможно обеспечить необходимые условия.

На мой взгляд, ситуацию, сложившуюся за многие десятилетия, необходимо урегулировать, потому что сейчас обычный гражданин не может выполнять воздушные работы, как того требует закон, потому что для этого не созданы необходимые условия, но в то же время каждый гражданин имеет возможность получить разрешение на использование воздушного пространства России для беспилотных летательных аппаратов, беспилотных летательных аппаратов и радиоуправляемых моделей самолетов.

Поскольку правовой статус фотографирования беспилотных летательных аппаратов в СМИ вообще не обсуждается, а регламент не вносит ясности в этот вопрос, то когда речь заходит об аэрофотосъемке, каждый владелец беспилотного летательного аппарата, модели радиоуправляемого самолета фактически должен руководствоваться только аргументами собственного ума, что, на мой взгляд, неприемлемо.

Широкое внедрение в нашу жизнь беспилотников и БПЛА в последние годы только усугубило эту проблему. Количество полетов возросло в несколько раз, и основными исполнителями этих полетов являются люди, которым не хватает знаний, навыков и практического опыта в моделировании и проектировании самолетов.

Еще 8-10 лет назад многороторные и беспилотные летательные аппараты вертикального взлета были доступны только тем, кто обладал знаниями и опытом в таких областях, как электроника и механика. Производимые на фабрике товары, которые в настоящее время заполняют многие интернет-магазины излишками, до сих пор отсутствуют.

Потребность в знаниях в различных областях науки, аэродинамики и электроники для создания собственного самолета естественным образом отсекает большой сегмент людей, для которых беспилотные летательные аппараты сейчас являются всего лишь своего рода гаджетом.

Отношение к беспилотным летательным аппаратам как к гаджетам, игрушкам нашло свое естественное продолжение — количество авиационных происшествий по вине человека многократно возросло. К счастью, и только по стечению обстоятельств, интересы третьих лиц в большинстве случаев еще не затрагиваются.

Исходя из того, что каждый владелец модели БПЛА, радиоуправляемого самолета принимает самостоятельное решение о целесообразности стрельбы по конкретному объекту при отсутствии детальных правил стрельбы, учитывая сложившуюся ситуацию с беспилотными летательными аппаратами в стране, такое решение иногда может быть ошибочным, незаконным по правилам.Чтобы избежать таких проблем, просто следуйте аналогичным принципам:

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий