MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы – KnowHow

A что разрабатывают в россии?

Да, работа в этом направлении идет. Ученые из Дальневосточного федерального университета заявили, что в 2023 году начнутся испытания полностью автономного подводного робота. Он сможет выполнять задачи в условиях неопределенности. Система будет работать так, что робот станет плавно приближаться к объекту, фиксировать его и проводить необходимые манипуляции с ним.

Также среди военной техники у России есть «Посейдон» — устройство может нести ядерное оружие мощностью до 2 мегатонн. Его скорость 200 км/ч, рабочая глубина — 1 км.

В Университете Иннополис проходят состязания подводных роботов. Большинство участников собирают роботов из специализированного конструктора MUR или его комплектующих.

Miro: удивительные корейские рыбы-роботы – knowhow

Кто бы мог подумать, что когда-то рыбы смогут реагировать на человеческий голос и выполнять различные команды. На самом деле едва ли такое взаимодействие возможно с реальными рыбами и сегодня. Однако корейская компания AIRO готова предложить людям невероятную альтернативу – роботизированных рыб MIRO, которые могут делать всё то же, что живые рыбы – и даже больше.

 AIRO

– корейская компания, которую в сентябре 2023 года основал О Ёнчжу (Oh Yongjoo). Её название расшифровывается как Artificial Intelligence Robot. По словам президента компании, главная цель AIRO заключается в использовании высоких технологий для расширения знаний человечества о подводном мире Мирового океана и использования полученных данных в экологических и научных проектах. Ёнчжу рассказал, что в наши дни имеется довольно широкое разнообразие роботов, действующих в воздухе и на суше. При этом многообразие подводных роботов, как правило, весьма ограничено в силу особенностей среды. О увидел в этом возможность для развития более совершенных роботов, предназначенных для коммерческого использования.

Смотрите про коптеры:  Прошли испытания российского грузового дрона Hi-Fly Cargo — он сможет быстро перевозить до 170 кг на 20 км
MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы
KIM HYUNG-DONG
MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы - KnowHow
AIRO

Так в 2023 году появился первый прототип MIRO (Marine Intelligent Robot) – биомиметическая роботизированная рыба. Этот робот способен подражать естественным движениям животных благодаря сервоприводам, расположенным в центральном и хвостовом «суставах» рыбы. Именно эти суставы позволяют роботу воспроизводить волнообразные колебания тела – научным языком такие телодвижения называют ундуляцией. Более того, робо-рыбы могут имитировать до 50 алгоритмов плавания, типичных для конкретных видов. Например, они способны двигаться медленно с довольно высокой амплитудой колебания тела – как это делают угреобразные, или активно использовать хвостовой плавник, практически не двигая остальное тело, как кузовковые. По заявлению производителя, MIRO могут передвигаться со скоростью до 2,5 метра в секунду.

 

MIRO может плавать автономно или подчиняться удалённому управлению, например, при помощи джойстика. Объём аккумулятора и автономность робота зависит от модели. К примеру, более крупная MIRO-9 длиной около 53 см и весом 2,6 кг оснащена батареей ёмкостью 11400 мАч. В автоматическом режиме такая рыба может заплывать на глубину до 30 м, а в ручном – около 5 м. Ёмкости аккумулятора хватает на 16-20 часов работы в автономном режиме. Более миниатюрная разновидность MIRO-7 с длиной тела 35 см и массой 1,3 кг оборудована батареей на 5700 мАч. Её ёмкости достаточно для 10-14 часов беспрерывного плавания. Разъёмы для «швартовки» в зарядной станции находятся в нижней части туловища рыбы, между грудными и брюшными плавниками.

MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы
GlobalPETS
MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы
AIRO

Для ориентации в искусственных и естественных водоёмах робо-рыбы MIRO используют алгоритмы искусственного интеллекта, которые в режиме реального времени обрабатывают данные с четырёх сенсоров, регистрирующих особенности окружающей среды и отслеживают помехи. В базовых версиях глаза рыбы представлены светодиодами, однако по желанию клиента их можно заменить камерами для съёмки подводных фото и видео. По словам президента компании, данную функцию можно использовать для мониторинга окружения в рамках различных проектов: экологических, исследовательских, коммерческих и т. п. Например, роботизированная рыба MIRO сможет отслеживать состояние рыбных ферм или собирать данные о затонувших объектах.

 

Ёнчжу не считает, что MIRO или любые роботы-животные когда-либо смогут заменить домашних питомцев. Напротив, их предназначение заключается в том, чтобы демонстрировать возможности, недоступные обычным животным. В частности, сотрудники компании регулярно разрабатывают новые алгоритмы, с помощью которых пользователи смогут «дрессировать» робо-рыб для выполнения различных команд – в том числе и голосовых, а также для коллективного управления стаями роботов. Уже сегодня компания AIRO сотрудничает с рядом тематических аквапарков, аквариумов, морских музеев и т. п., посетители которых могут не просто поуправлять роботами MIRO, но и сыграть с ними в различные игры, например, в подводный футбол или хоккей.

MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы
Виртуальный подводный футбол с участием робо-рыб / AIRO
MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы - KnowHow
AIRO

При производстве модулей MIRO сотрудники AIRO используют программы 3D-моделирования. Благодаря этому они могут сымитировать форму и окраску самых разнообразных видов рыб от карповых крох вроде золотых рыбок до акул. Помимо пары сотен стандартных вариантов оформления робота, существует практически неограниченное количество вариаций дизайна, с помощью которых можно добиться как более декоративного, так и более реалистичного облика робота.

MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы
AIRO
MIRO: удивительные корейские рыбы-роботы - KnowHow
LeeKhanJ1

В чем сложность создать подводного робота?

Трудностей достаточно много, например, связь. Из-за воды радиоволны искажаются, то же самое происходит и с другими беспроводными сигналами. А значит, быть на связи с аппаратом и контролировать его местоположение по видеотрансляции не всегда получается. Поэтому вся передача данных организована на основе акустики либо кабеля, в редких случаях — при помощи света.

Чтобы обойти проблему, используют акустические системы позиционирования. Например, на аппарате могут разместить пингер, который время от времени издает специальный сигнал. Эти позывные пеленгуют, определяют дистанцию. Потом, по углу прихода сигнала и дистанции можно вычислить расположение аппарата.

Также подводных роботов и дронов могут выловить с помощью рыбацких сетей. Например, в январе 2020 года рыбаки из Хорватии достали часть подводной сенсорной системы ВМС США. Также подобные устройства регулярно находят в Китае.

Дешевле и практичнее

По прогнозу Дмитрия Корнева, в среднесрочной перспективе Россия обзаведётся широкой линейкой АНПА различного класса для военных и гражданских нужд. Подводные беспилотники значительно упростят и удешевят работы, связанные с разведкой, исследованием морского дна и течений, поиском опасных затонувших объектов, включая мины и захоронения отравляющих веществ.

«Сейчас для решения многих задач морской подводный беспилотник гораздо дешевле и практичнее, чем подводная лодка или батискаф. АНПА в зависимости от его характеристик можно отправить почти на любую требуемую глубину и дальность, не подвергая риску жизнь людей. Эти разработки нужны и ВМФ, и учёным, и добывающим корпорациям», — пояснил эксперт.

Зачем нужны подводные роботы?

С помощью подводных беспилотников разные государства могут контролировать свои морские границы и даже получить преимущество в потенциальном противостоянии. Они могут проводить разведку, обнаруживать, сопровождать корабли и также ретранслировать сигналы.

Подводные роботы и дроны могут фотографировать и записывать на видео морских обитателей, а также передавать другие параметры окружающей среды, например, выполнять геодезическую и исследовательскую работу.

Еще инженеры создают роботов в виде морских животных, например, тунца, чтобы они могли находиться в одной среде с реальными морскими обитателями. Ученые разработали робота-тунца, который способен управлять движением косяков рыб в случае экологической катастрофы. Также он позволит проводить экологический мониторинг, управлять биоресурсами и сопровождать конкретные объекты под водой.

Подводные роботы и дроны могут фотографировать и записывать на видео морских обитателей, а также передавать другие параметры окружающей среды, например, выполнять геодезическую и исследовательскую работу.

Подводные роботы умеют находить клады. Процесс поиска с помощью такого устройства был показан в фильме Republica. В нем рассказывалось об операции по подъему золотого запаса, утерянного во время гражданской войны в Америке. Для поиска использовали дронов, передвигающихся под водой.

Какие бывают подводные роботы?

Если речь идет о военной технике, то это самостоятельные аппараты с командным пунктом на суше. Обычно они небольшого веса — от 1,7 кг. Если робот имеет массу от 1,4 т до 10 т, то он уже классифицируется как крупногабаритный. Но ограничение по весу — это не основная характеристика. Например, в США разработали аппарат Orca весом 50 т. Он может плавать под водой несколько недель или месяцев.

Аналогичная разработка есть и в Китае. Речь идет об аппаратах HSU-001. Технические характеристики власти не раскрывают. Судя по внешнему виду, у устройства есть сдвоенные винты, они улучшают крейсерское движение. Предположительно, HSU-001 был создан, чтобы совершать длительные патрули. Двигатель находится в корпусе — благодаря такой конструкции передвигаться можно в любом направлении, даже вбок.

Есть концепции роботов, которые сделаны по образу морских существ, то есть, помимо обтекаемости, инженеры учитывают еще и индивидуальные особенности живого организма. Так появился робот-кальмар — он может плавать и двигаться, создавая струи воды. Устройство оснащено собственным источником энергии и может нести датчик, например, камеру для подводных исследований.

Также есть обычные роботы с ИИ. Например, компания Spectrum Offshore представила подводные лодки, которые могут выполнять геодезическую и исследовательскую работу в глубинах океана без контроля со стороны человека. Устройство самостоятельно отбирает данные, которые могут быть полезны для ученых, и удаляет то, что уже известно.

Моделирование ускорило робота-морскую звезду

Американские инженеры разработали алгоритм для
моделирования движения мягких роботов в водной среде и построили подводного робота,
имитирующего морскую звезду. В итеративном алгоритме данные, полученные
из наблюдений за движением реального робота, используются для уточнения
параметров динамической модели робота в симуляторе и оптимизации его траектории,
после чего данные полученные из симулятора вновь тестируются на реальном
роботе. Всего за четыре итерации алгоритма разработчикам удалось повысить
скорость движения робозвезды примерно в 3.6 раза. Предложенный подход поможет снизить ошибки
и расхождения компьютерных моделей с реальными устройствами, возникающие при
моделировании поведения роботов с большим числом степеней свободы в водной
среде, считают авторы статьи, опубликованной в журнале IEEERoboticsandAutomationLetters.

Подводные роботы способны помочь исследователям в выполнении множества
различных задач под водой от сбора образцов до наблюдения за жизнью морских животных.
Зачастую сами водные обитатели становятся прототипами для роботов, в конструкции
которых инженеры стараются воплотить особенности строения тела подводных животных
и способы их перемещения. Создание и последующая настройка прототипов подводных
роботов может занимать значительное количество времени, сократить которое могло
бы помочь компьютерное моделирование. Однако построение компьютерных моделей, точно
описывающих особенности движения объектов и управление ими в водной среде,
особенно когда речь идет о мягких роботах с большим количеством степеней
свободы, — сложная задача.

Решить ее попытались американские инженеры из
Массачусетского технологического института под руководством Даниэлы Рус (Daniela
Rus). Они применили подход для моделирования динамики движения подводных мягких
роботов, позволяющий повысить скорость их разработки и последующей
настройки.

Для опытов был построен простой мягкий робот,
имитирующий форму тела морской звезды. Его тело выполнено из силиконовой пены и имеет
четыре луча-конечности с прикрепленными к их концам тягами из рыболовной лески.
Тяги от концов лучей сходятся к центру звезды, проходят через отверстие в центре
тела робота и крепятся к блоку на противоположной стороне. Вращение блока
прикрепленным к нему сервомотором вызывает натяжение «сухожилий» и одновременный
изгиб всех четырех конечностей робозвезды в одном направлении.

Устройство помещают в резервуар с водой, вдоль
которого натянуты горизонтальные направляющие, ограничивающие его подвижность только
одним горизонтальным направлением. Вес мягкого робота подобран таким образом, чтобы он сохранял приблизительно нейтральную плавучесть. Контроль за движением производится
высокоскоростной камерой, обработка изображения с которой позволяет получить координаты
четырех меток, расположенных сбоку на вертикальных щупальцах робозвезды (две метки на
верхнем и две на нижем). Эти данные затем используются для вычисления разницы
между движениями модели робота в симуляции и настоящего устройства в реальном окружении.

Применяемый авторами работы алгоритм выглядит следующим
образом. На старте регистрируются движения настоящего робота в воде с заданными
вручную сигналами управления актуатором. Для построения
динамической модели робота разработчики используют собственный алгоритм DiffPD
дифференцируемый симулятор мягких тел, в рамках которого движения робота и гидродинамические силы, воздействующие на него, моделируются
с применением метода конечных элементов и неявного метода Эйлера. При этом авторы работы отмечают, что описываемый подход не привязан к конкретному симулятору.

Собранные на реальном роботе данные сравниваются с
данными, предсказываемыми динамической моделью в ходе симуляции, после чего
алгоритм учитывает получившуюся разницу и изменяет параметры модели таким образом, чтобы
уменьшить ошибку между поведением робота в симуляции и в реальном опыте. Затем скорректированная динамическая модель используется в симуляции для оптимизации
сигналов управления, которые затем выполняются на настоящем роботе, чтобы
собрать еще больше данных для новой итерации. В результате на выходе алгоритма
получается откалиброванная динамическая модель и оптимизированный контроллер уже
готовый для управления реальным роботом. Конечная же цель работы алгоритма
— максимизация скорости движения, а следовательно, и пройденного расстояния.

Результаты испытаний показали, что всего четырех
итераций достаточно, чтобы увеличить скорость передвижения робозвезды приблизительно в 3.6 раза с 0.21 сантиметра в секунду до 0.75. Также авторы отмечают, что после
оптимизации в сигнале управления, а значит и в движении лучей робозвезды, возникли
высокочастотные составляющие, которые, как они считают, позволяют роботу более
эффективно использовать гидродинамические силы для достижения большей скорости. В дальнейшем разработчики планируют
использовать разработанный ими подход и для более сложных роботов с большим
числом актуаторов.

Зачастую не только строение тела и способ передвижения морских существ, но и
их поведение становится примером для подражания при разработке подводных
роботов. Например, ученые из Гарвардского университета создали
роборыб, способных объединяться в стаи и выполнять другие коллективные действия,
имитирующие поведение настоящих рыб.

Андрей Фокин

Морские роботы россии

Минобороны России расширяет спектр применения БПА и БНА для проведения морской разведки, борьбы с кораблями и БПА, противоминной борьбы, координированного запуска групп БПА против особо важных целей противника, обнаружения и уничтожения инфраструктуры, например силовых кабелей.

Российский военный флот, как и ВМС США, считает приоритетным направлением интеграцию БПА в атомные и неатомные подводные лодки пятого поколения. Сегодня для ВМФ России разрабатываются, а в частях флота эксплуатируются морские роботы различного назначения.

«Искатель». Роботизированный многофункциональный безэкипажный катер (Fleet Class – по американской классификации). Разрабатывается НПП АМЭ (Санкт-Петербург), сейчас ведутся испытания. Надводные объекты БНА «Искатель» должен обнаруживать и сопровождать на дальности 5 км при помощи оптико-электронной системы наблюдения, а подводные – с помощью гидролокационного оборудования. Масса целевой нагрузки катера – до 500 кг, радиус действия – до 30 км.

«Маевка». Самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин (СТИУМ) (Snorkeler Class). Разработчик – ОАО «ГНПП “Регион”». Назначение этого БПА – поиск, обнаружение якорных, донных и придонных мин посредством встроенного гидролокатора секторного обзора. На базе БПА идет разработка новых противоминных БПА «Александрит-ИСПУМ».

«Клавесин». Созданный в АО «ЦКБ МТ “Рубин”» БПА (Snorkeler Class) в различных модификациях давно стоит на вооружении ВМФ России. Он используется в исследовательских и разведывательных целях, проводит съемку и картографирование морского дна, поиск затонувших объектов.

«Клавесин» внешне напоминает торпеду длиной около 6 м и массой в 2,5 т. Глубина погружения – 6 км. Аккумуляторные батареи БПА позволяют ему пройти расстояние до 300 км. Есть модификация под названием «Клавесин-2Р-ПМ», созданный специально для контроля акватории Северного Ледовитого океана.

«Юнона». Еще одна модель от АО «ЦКБ МТ “Рубин”». Робот-беспилотник (X-Class) длиной 2,9 м, с глубиной погружения до 1 км и автономной дальностью 60 км. Запускаемая с корабля «Юнона» предназначена для тактической разведки в ближайшей от «родного борта» морской зоне.

«Амулет». БПА (X-Class) разработан также АО «ЦКБ МТ “Рубин”». Длина робота – 1,6 м. В перечень задач входит проведение поисковых и исследовательских операций состояния подводной среды (температуры, давления и скорости распространения звука). Предельная глубина погружения – около 50 м, максимальная скорость подводного хода – 5,4 км/ч, дальность рабочей зоны – до 15 км.

«Обзор-600». Спасательные силы Черноморского флота России приняли на вооружение созданный компанией «Тетис-ПРО» БПА (X-Class) в 2023 году. Основная задача робота – разведка морского дна и любых подводных объектов. «Обзор-600» способен работать на глубине до 600 м и развивать скорость до 3,5 узла.

Внеклассовый БПА, не имеющий аналогов в мире, требует более подробного описания. До недавнего времени проект носил название «Статус-6». «Посейдон» представляет собой полностью автономный БПА, по сути являющийся быстрой глубоководной малозаметной атомной подводной лодкой малого размера.

Питание бортовых систем и водометных движителей осуществляет ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) мощностью около 8 МВт. Реакторы с ЖМТ ставились на подлодку К-27 (проект 645 ЖМТ) и подводные лодки проектов 705/705К «Лира», которые могли достичь скорости подводного хода в 41 узел (76 км/ч).

Поэтому многие специалисты считают, что подводная скорость «Посейдона» лежит в диапазоне от 55 до 100 узлов. При этом робот, изменяя скорость в широком диапазоне, может совершить переход на дальность 10.000 км на глубинах до 1 км. Это исключает его обнаружение развернутой в океанах гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует подходы к побережью США.

Специалистами было просчитано, что «Посейдон» на крейсерской скорости 55 км/ч можно будет обнаружить не дальше, чем на расстоянии до 3 км. Но обнаружить – это только полдела, догнать «Посейдон» под водой не сможет ни одна существующая и перспективная торпеда ВМС стран НАТО.

И это только «цветочки», а «ягодкой» является ядерная боеголовка мегатонного класса, которую может нести «Посейдон». Такой боезаряд может уничтожить авианесущее соединение (АУС), состоящее из трех ударных авианосцев, трех десятков кораблей сопровождения и пяти атомных подводных лодок.

Сегодня задаются вопросом, а сколько «Посейдонов» может быть на атомных подводных лодках проекта 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», которые в справочниках обозначены как носители сверхмалых подводных лодок? Отвечаю, достаточно, чтобы авианосцы вероятного противника не покидали своих баз назначения.

Два главных геополитических игрока – США и Россия ведут разработки и производят все новые и новые БНА и БПА. В долгосрочной перспективе это может привести к изменению морских доктрин обороны и тактикам проведения военно-морских операций. Пока морские роботы зависят от носителей, резких изменений ожидать не стоит, но то что они уже внесли изменения в баланс военно-морских сил – становится неоспоримым фактом.

Алексей Леонков, военный эксперт журнала “Арсенал Отечества”

Источник

Морские роботы сша

В военно-морских силах США необитаемые морские аппараты стали применяться сразу после II Мировой войны. В 1946 году во время испытаний атомных бомб на атолле Бикини ВМС США дистанционно осуществляли сбор проб воды с помощью БНА – радиоуправляемых катеров. В конце 1960-х на БНА устанавливалась аппаратура дистанционного управления для траления мин.

В 1994 году ВМС США опубликовали документ UUV Master Plan (Генеральный план по БПА), который предусматривал использование аппаратов для противоминной борьбы, сбора информации и океанографических задач в интересах флота. В 2004 году был опубликован новый план по подводным беспилотникам.

Сегодня в ВМС США классифицируют БНА и БПА по размерам и особенностям применения. Это позволяет разделить все роботизированные морские аппараты по четырем классам (для удобства сравнения применим эту градацию и для наших морских роботов).

X-Class. Аппараты представляют собой небольшие (до 3 м) БНА или БПА, которые должны обеспечивать действия групп сил спецопераций (ССО). Они могут вести разведку и обеспечивать действия корабельной ударной группировки (КУГ).

Harbor Class. БНА разрабатываются на базе стандартной 7-метровой лодки с жестким каркасом и предназначены для выполнения задач обеспечения морской безопасности, ведения разведки. Кроме того, аппарат может оснащаться различными огневыми средствами в виде боевых модулей. Скорость таких БНА, как правило, превышает 35 узлов, а автономность работы составляет около 12 часов.

Snorkeler Class. Представляет собой семиметровый БПА, предназначенный для противоминной борьбы, противолодочных операций, а также обеспечения действий ССО ВМС. Скорость под водой достигает 15 узлов, автономность – до 24 часов.

Fleet Class. 11-метровый БНА с жестким корпусом. Разработан для противоминной борьбы, противолодочной обороны, а также участия в морских операциях. Скорость аппарата варьируется от 32 до 35 узлов, автономность – до 48 часов.


Теперь рассмотрим БНА и БПА, которые стоят на службе ВМС США или разрабатываются в их интересах.

CUSV (Common Unmanned Surface Vessel). Беспилотный катер, относящийся к Fleet Class, разработан компанией Textron. В его задачи будут входить патрулирование, разведка и ударные операции. CUSV похож на обычный торпедный катер: 11 метров в длину, 3,08 м – в ширину, максимальная скорость – 28 узлов.

ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continous Trail Unmanned Vessel). Принадлежащий к Fleet Class 140-тонный БНА – автономный тримаран. Предназначение – охотник за подводными лодками. Способен разгоняться до 27 узлов, дальность плавания – до 6.000 км, автономность – до 80 суток.

Ranger. БПА (X-Class), разработан компанией Nekton Research для участия в экспедиционных миссиях, заданиях по обнаружению подводных мин, разведывательных и патрульных миссиях. Ranger рассчитан на непродолжительные задания, при общей длине 0,86 м он весит чуть меньше 20 кг и двигается со скоростью порядка 15 узлов.

REMUS (Remote Environmental Monitoring Units). Единственный в мире подводный робот (X-Class), принимавший участие в боевых действиях в ходе Иракской войны 2003 года. БПА разработан на базе гражданского исследовательского аппарата Remus-100 фирмы Hydroid, филиала компании Kongsberg Maritime.

Решает задачи проведения противоминной разведки и подводно-инспекционных работ в условиях мелкого моря. REMUS оснащен гидролокатором бокового обзора, обладающим повышенной разрешающей способностью (5х5 см на дистанции 50 м), доплеровским лагом, приемником GPS, а также датчиками температуры и удельной электрической проводимости воды.

LDUUV (Large Displacement Unmanned Undersea Vehicle). Крупногабаритный боевой БПА (Snorkeler Class). По концепции командования ВМС США, БПА должен иметь длину около 6 м, скорость подводного хода до 6 узлов на рабочей глубине до 250 м. Автономность плавания должна быть не менее 70 суток.

БПА должен выполнять боевые и специальные задачи в удаленных морских (океанских) районах. Вооружение LDUUV – четыре 324-мм торпеды и гидроакустические датчики (до 16). Ударный БПА должен применяться с береговых пунктов, надводных кораблей, из шахтной пусковой установки (ШПУ) многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния» и типа «Огайо».

Палубные беспилотники

С середины 2000-х годов американская компания Northrop Grumman по заказу ВМС США вела разработку демонстратора технологий палубного беспилотного летательного аппарата X-47B UCAS-D. На программу разработки, производства двух экспериментальных аппаратов и проведение их испытаний было потрачено чуть меньше двух миллиардов долларов.

Свой первый полет X-47B совершил в 2023 году, а первый взлет с палубы авианосца — в 2023-м. В том же году беспилотник совершил первую автономную посадку на авианосец. Аппарат также проверили на возможность взлетать в паре с пилотируемым самолетом, выполнять полеты в ночное время и дозаправлять другие самолеты.

В целом X-47B использовался военными для оценки потенциальной роли крупных беспилотников на флоте. В частности, речь шла о разведке, нанесении ударов по позициям противника, дозаправке других аппаратов и даже применении лазерного оружия. Длина реактивного X-47B составляет 11,63 метра, высота — 3,1 метра, а размах крыла — 18,93 метра.

Беспилотник может развивать скорость до 1035 километров в час и совершать полеты на расстояние до четырех тысяч километров. Он оборудован двумя внутренними бомбовыми отсеками для подвесного вооружения общей массой до двух тонн, хотя на применение ракет или бомб никогда не испытывался.

В начале февраля ВМС США объявили, что ударный палубный беспилотник им не нужен, поскольку с бомбардировкой наземных целей быстрее и качественнее справятся многофункциональные истребители. При этом палубный аппарат все же будет разработан, но заниматься он будет разведкой и дозаправкой истребителей в воздухе.

Создание беспилотника будет вестись в рамках проекта CBARS. На вооружении беспилотник получит обозначение MQ-25 Stingray. Победителя конкурса на разработку палубного беспилотника-заправщика назовут в середине 2023 года, а первый серийный аппарат военные рассчитывают получить уже к 2023 году.

При создании X-47B конструкторам пришлось решать несколько задач, самыми простыми из которых была защита аппарата от коррозии во влажном и соленом воздухе и разработка компактной, но прочной конструкции со складным крылом, прочным шасси и посадочным гаком.

К крайне сложным задачам относилось маневрирование беспилотника на загруженной палубе авианосца. Этот процесс отчасти автоматизировали, а отчасти перевели в ведение оператора взлета и посадки. Этот человек получил небольшой планшет на руку, при помощи которого, водя пальцем по экрану, он мог управлять перемещением X-47B по палубе до взлета и после посадки.

Для того, чтобы палубный беспилотник мог взлетать с авианосца и садиться на него, корабль нужно было модернизировать, установив на него системы инструментальной посадки. Пилотируемые самолеты садятся по голосовому наведению оператора воздушного движения авианосца, командам оператора посадки и визуальным данным, включая показания оптического курсо-глиссадного индикатора.

Для беспилотника все это не годится. Данные для посадки он должен получать в цифровом защищенном виде. Для возможности использования X-47B на авианосцы разработчикам пришлось совместить понятную «человеческую» систему посадки и непонятную «беспилотную».

Между тем, уже сегодня на американских кораблях активно используются беспилотники RQ-21A Blackjack. Они стоят на вооружении Морской пехоты США. Аппарат оснащен небольшой катапультой, не занимающей много места на палубе корабля. Беспилотник используется для разведки, рекогносцировки и наблюдения.

Blackjack имеет в длину 2,5 метра и размах крыла 4,9 метра. Аппарат способен развивать скорость до 138 километров в час и находиться в воздухе до 16 часов. Запуск беспилотника производится при помощи пневматической катапульты, а посадка — при помощи воздушного аэрофинишера. В данном случае — это штанга с тросом, за который аппарат цепляется крылом.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий