| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

| модели | постройка первой электрической авиамодели

«Укрощение электричества»
или
Постройка первой электрической авиамодели

Часть первая

Летаем мы давно и на всем, летаем много, но… на ДВС. Частенько на полеты я брал своего сына, он откровенно скучал на полетах. В больших самолетах и двигателях он видел что-то шумное, извергающие масло и дым, «опасное для здоровья». Видимо, испуг громким звуком внезапно заработавшего двигателя, в глубоком детстве, давал о себе знать.

Первый раз я увидел горящие глаза сына после того, как мы побывали на соревнованиях электрогонок. Его вдохновили эти небольшие и малошумные летательные аппараты. После показательных полетов электроакробатов, он подошел ко мне и сказал, что это самое то – электрички рулят!

Вообще, нужно признаться, что самолеты на электротяге, меня, закоренелого ДВС-ника, не вдохновляли, воспринимались исключительно как игрушки. Но, посмотрев, насколько вперед шагнула индустрия производства комплектующих для электричек, в первый раз задумался о возможности и этого направления в моем хобби. Тем более, что ребенок изъявил желание летать именно на таких авиамоделях.

Недолго думая, мы приобрели комплект электричества для будущего самолета в составе:

  • электрический двигатель: KA22-15M;
  • регулятор оборотов: HiModel FLY-20A;
  • аккумуляторная батарея: Zippy-R 21C 2200 мА (2 шт. чтоб небыло простоев в полетах);
  • рулевые машинки: HXT 900 9 г;
  • воздушный винт: GWS 10×5 (2 шт. на всякий случай).

По дороге домой, а это без малого 500 км, мы начали обсуждать, какая должна быть наша первая электрическая авиамодель. Она должна отвечать определенным требованиям, да и вообще помочь нам разобраться, что же это такое — электричество в авиамоделизме?

Выделили несколько основных требований:

  1. модель должна быть очень простой, так как делать будем вместе;
  2. модель не должна быть чистым тренером (с одной стороны — на ней сын должен был «встать на крыло», с другой — управление ею должно было и мне приносить хоть какое-то удовлетворение);
  3. в строительстве применяем только обычные, неспециализированные материалы;
  4. максимально сжатые сроки на строительство (время потому что предотпускное).

Исходя из вышесказанного, вечером, на обычном листочке, набросали эскиз будущего электролета.

Далее вычертили чертеж 1:1 на подложке от пленки «Оракал».

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Очень удобная оказалась бумага, на обратной стороне она имеет разлинованную сетку 10х10 мм, что упрощает вычерчивание.

Смотрите про коптеры:  Узумаки Наруто - Статьи - Наруто Клан

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Для постройки будущего «суперджета», была приобретена потолочная плитка, в количестве одного квадратного метра (несерьезный какой-то материал, как показалось мне). Рейки, различного сечения, напилили тут же, из прямослойной сосны. Клей, какой был — ПВА «Мастер».

Крыло

Крыло – это серьезная вещь! Это то, что будет держать всю нашу конструкцию в воздухе. Так как я никогда в жизни не делал электролетов, конструкцию применил проверенную десятилетиями – наборное крыло. Профиль довольно толстый, двояковыпуклый Eppler 478. С помощью программы «Profili», распечатали пару шаблонов, вырезали, собрали пакетом и обработали наши будущие нервюры. Понадобилось четыре рейки — передняя и задняя кромки 5х5 мм, лонжероны 5х2 мм.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Сборка крыла никаких трудностей не вызывает: все собираем на кухонном столе, прямо на чертеже, фиксируем булавками, нитками и грузом сверху. Оставляем сохнуть.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение, тоже, я вам доложу, нужная штука, направлять будет, куда лететь. Конструкция – без излишеств. Расчерчиваем контуры прямо на пенопласте, вырезаем ножом и окантовываем рейками на ПВА.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Как вы видите, руль высоты и руль поворота довольно развитые, это позволит нам выжать все пилотажные способности из этого «тренера», а кому лишнее – двойные расходы есть, зажмем. По такой же методике клеим элероны.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Пока все это дело сохнет, займемся фюзеляжем.

Фюзеляж

Фюзеляж – вообще необходимая вещь в нашем самолете! Это место, где будет располагаться вся начинка, поэтому фюзеляж решили делать нормальным – объемным. Еще на стадии чертежа было заложено, что строительной основой будет низ фюзеляжа, он будет ровным. Это позволит нам сделать его максимально прямым, при этом минимизировать ошибки сборки.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Фюзеляж собирается также на чертеже. Три шпангоута, выпилены из легкой фанеры. За первый будет держаться наш безколлекторный двигатель, а за второй и третий — крыло. Четыре рейки 3х3 пропустили вдоль, связали, так сказать, все воедино. Далее, приклеиваем к получившийся основе низ. Промазываем рейки клеем и кладем на кусок пенопласта, придавив сверху грузом. Затем приклеиваем боковины. Уже похоже на фюзеляж!

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Пусть сохнет, пойдем, посмотрим, что там с крылом.

Смотрите про коптеры:  Триммирование квадрокоптера. Настройка и калибровка.

Крыло уже высохло. Отрезаем все лишнее, обрабатываем кромки, вклеиваем в центроплан место под рулевую машинку.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Вырезаем «ушки» для крепления крыла к фюзеляжу и приклеиваем их. Крепление крыла к фюзеляжу может быть и совершенно другим, но для нас такой вариант оказался самым простым. Крыло, через эти уши, просто-напросто прикручивается саморезами к фюзеляжу! Еще нам нужно обклеить нервюры полосками бумаги, во избежание разъедания их клеем «Момент» при обтяжке пленкой.

Теперь вернемся к нашим рулям

После высыхания клея, отрезаем все лишнее, обрабатываем хвостовое оперение и элероны наждачной бумагой. Теперь можно вклеить киль на свое место в фюзеляж. Стабилизатор лучше всего вклеивать тогда, когда крыло встанет на свое место в фюзеляже. Только так мы добьемся точной установки стабилизатора относительно крыла, а это очень важно, от этого в дальнейшем будет зависеть, насколько ровно у нас полетит самолет.

Опять фюзеляж

Хотя наш фюзеляж уже и приобрел почти законченный вид, нам еще нужно над ним поработать. Вклеиваем фанерную вставку для крепления шасси. Размечаем и прорезаем места для рулевых машинок, а их мы ставим непосредственно возле рулей. Для крепежа серво, приклеиваем рейки. Также приклеиваем ко второму и третьему шпангоуту кусочки реек, за которые мы будем крепить крыло. Просверливаем отверстия в переднем моторном шпангоуте, для охлаждения регулятора и батареи.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Нужно отметить этот момент особо. Многие, делая каналы охлаждения, забывают сделать окна для выхода нагретого воздуха! Получается еще хуже — воздух зашел, нагрелся, а выйти некуда, получается своеобразная пробка, очень неполезная для нашей начинки. Также хочется сказать, что для правильного охлаждения, выходные окна должны быть примерно в два раза больше входных.

Обтяжка

Ну, раз мы выбрали такую технологию изготовления крыла, никуда не деться, нужно приклеить пленку. В принципе, можно было сделать крыло полностью из потолочной плитки, хотя, может быть, получилось бы тяжелей, кто знает?

Технология обтяжки очень проста. Приобретаем клей «Момент», для эстетов – «Момент кристалл», промазываем переднюю и заднюю кромки, лонжероны и нервюры – через одну. Пока клей подсыхает, отрезаем два куска лавсана. Повторно промазав нужные нам места, накладываем пленку, лишнее отрезаем острым ножом.

Смотрите про коптеры:  Как включить квадрокоптер и подключить к нему смартфон?

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

В первую очередь, когда клей высохнет, прогреваем утюжком проклеенные места, а уже затем приступаем к основной протяжке пленки. Греть нужно как можно осторожней, чтобы не оплавить и не покоробить наши нервюры.

Шасси

Для стоек шасси использовали стальную проволоку диаметром 2 мм. Колеса – из детского металлического конструктора, но вариант плохой, жестко очень, в дальнейшем заменили на нормальные — легкие и мягкие.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

В принципе, можно обойтись вообще без колес, сделать проволочную лыжу для защиты воздушного винта и все. Садим авиамодель все равно, в большинстве случаев, в траву. Крепится шасси к фюзеляжу фанерной накладкой с помощью винта М3. При неаккуратной посадке должна сломаться прижимающая накладка, а не фюзеляж. Хвостовое колесо решили не делать, ограничились проволочным костылем.

Сборка

Сначала устанавливаем крыло в фюзеляж, далее вклеиваем стабилизатор, он должен быть строго параллелен крылу, а киль, соответственно, строго перпендикулярен.

Никаких специальных навесов у нас нет, мы навешиваем рули «дедовским способом»: нитками, пропуская их восьмеркой. У элеронов три места навески, у стабилизатора с рулем высоты — четыре, а у руля поворота — два.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Кабанчики вырезаем из подходящего пластикового уголка, вклеиваем их по месту. Устанавливаем рулевые машинки в крыло и фюзеляж.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Для тяг выбираем подходящую стальную проволоку. Никаких специальных вилочек нет. На тягах делаем Z – изгиб, который продеваем в кабанчики и в качалку рулевой машинки, после чего качалку крепим на свое место. Как показала практика, соединение стабильно, никаких люфтов и прочих неприятностей не наблюдалось. Также удобно, для точной настройки, немного изгибать тяги, увеличивая или уменьшая их длину.

| Модели | Постройка первой электрической авиамодели

Двигатель крепим к переднему шпангоуту, регулятор закрепляем между первым и вторым шпангоутом, пластиковым хомутом. Аккумуляторная батарея крепится липучкой. Для этого на батарею клеим крючочки, а в фюзеляж вторую, мягкую часть. Как показала практика, батарея держится очень хорошо, даже вынимать ее нужно с определенным усилием.

Обсудить на форуме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector