Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус Квадрокоптеры

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Оккупанты используют в Украине два ударных беспилотника. Речь идет о полностью российском дроне среднего класса «Орион» и БПЛА «Форпост», который производится по лицензии израильской компании. «Форпост» относится к легкому классу. Тяжелых ударных дронов у российской армии нет. Они появятся у нее на вооружении не ранее 2023 года.

В 2019 году в России должны завершиться работы по нескольким ключевым «беспилотным» опытно-конструкторским проектам последних лет. В течение следующего года в воздух поднимут сверхдальний беспилотник-разведчик «Альтиус» и тяжелый реактивный беспилотник «Охотник». Как подключение новых ударных машин к боевым операциям позволит расширить возможности российской армии — в материале «Известий».

Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко сообщил, что в 2019 году совершит полет первый тяжелый беспилотник российской разработки. БПЛА «Альтаир», разработанный казанским ОКБ имени Симонова, по-прежнему остается одним из самых важных проектов в области отечественной беспилотной авиации, однако за длительное время работ над проектом конструкция машины претерпела ряд изменений. О том, почему эта машина важна для российских военных и каким будет первый российский разведывательно-ударный дрон, — в материале «Известий».

В России уже имеются на вооружении два современные ударные БПЛА — “Орион” (“Иноходец”) и “Форпост”. Первый представляет собой полностью российскую разработку и относится к среднему классу. “Форпост” же выполнен на базе израильского беспилотника и относится к классу легких БПЛА. Оба неоднократно применялись в боевых условиях. Но как обстоят дела с тяжелыми ударными дронами? В настоящее время испытываются сразу два таких аппарата — “Охотник”, о котором мы недавно рассказывали и более легкий “Альтаир”, он же “Альтиус”. Собственно, о нем далее и пойдет речь. Этот БПЛА уже успешно прошел испытания и даже применял уже оружие. Его возможности действительно заслуживают внимания.

Средневысотный ударно-разведывательный БПЛА Альтиус

В 2011 году Россия занялась разработкой собственного ударного беспилотника «Альтаир». Прошло 11 лет, а российские конструкторы смогли только создать прототип.

За это время беспилотник получил новое название – «Альтиус». По традиции россияне заявляли, что ему нет аналогов в мире. Однако дрон доступен в единственном экземпляре, который только добрался до стадии лётных испытаний и успешно её закончил.

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Разработка «Альтиус» началась в один год с созданием Bayraktar TB2. Но если турецкий ударный дрон уже помогает освободить остров Змеиный, то российский «аналог» только в 2018 году совершил первый тестовый полёт. Изначально лётные тестирования были намечены на 2014 год, но дважды переносились.

Разработчик дрона – компания «Сокол». Оказалось, что за время работы над беспилотным летательным аппаратом генеральный директор разворовал 1 млн рублей ($17 млн по среднему курсу в 2018 году). После этого проект был передан Уральскому заводу гражданской авиации.

https://youtube.com/watch?v=k3TdmKYsUxw%3Frel%3D0%26hd%3D0

Ещё одна серия испытаний завершилась в конце прошлого года. Серийное производство беспилотников «Альтиус» до сих пор не началась.

СМИ сообщают, что в России остановлен амбициозный проект тяжелого дальнего беспилотника «Альтаир». Что это за машина, почему всё получилось так, как получилось, и какое будущее ей светит — в материале «Известий».

Собственно, громкие заголовки о закрытии проекта не означают отказа от создания беспилотника такого класса, несмотря на снижение военных расходов и сопутствующее урезание гособоронзаказа в новой госпрограмме вооружений. Беспилотная техника (как и все дистанционно-управляемые и автономные боевые аппараты, действующие в разных средах) остается одним их приоритетов.

Беспилотный летательный аппарат «Форпост-М»

Речь идет о прекращении работ в определенных рамках госконтрактов и с конкретным исполнителем. Так, источник «Ведомостей» сообщает, что работа, скорее всего, будет передана другому головному исполнителю. Предположительно в этой роли выступит Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), в отличие от большинства авиапредприятий страны не относящийся к Объединенной авиастроительной корпорации, а входящий в периметр «Ростеха».

В последние годы этот завод известен освоением сначала лицензионной сборки израильских БПЛА IAI Searcher Mk. II, а потом и его модернизацией с поэтапным наращиванием доли российских компонентов («Форпост-М»).

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Что известно

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Разработчик дрона – компания «Сокол». Оказалось, что за время работы над беспилотным летательным аппаратом генеральный директор разворовал 1 млрд рублей ($17 млн по среднему курсу в 2018 году). После этого проект был передан Уральскому заводу гражданской авиации.

https://youtube.com/watch?v=k3TdmKYsUxw%3Frel%3D0%26hd%3D0

Для тех, кто хочет знать больше:

  • Россияне показали, что осталось от катера «Серна» после попадания с Bayraktar TB2
  • Украинские сапёры получат партию роботов TALON для разминирования территорий
  • Литва купила для Украины шесть современных беспилотников EOS C VTOL и назвала их «Магила» – они помогут отправлять оккупантов в могилу
  • Российский оккупант украл телевизор, закрепил его на танк и пошёл в наступление
  • ВСУ показали работу французских САУ CAESAR и объяснили в деталях, как ими пользоваться

На заводском аэродроме Казанского авиационного завода имени С. Горбунова «засветился» второй опытный образец беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир» (бортовой номер «02»). Первым опытным образцом был прототип-демонстратор БЛА «Альтаир», начавший полноценные летные испытания в июле 2016 года.

Второй опытный образец беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир» (бортовой номер «02») разработки АО «НПО ОКБ имени М. Симонова» (Казань) при участии АО «Группа Кронштадт» (Санкт-Петербург), на аэродроме Казанского авиационного завода имени С. Горбунова. Казань, 16. 2017

Разработка аппарата «Альтаир» в классе взлетного веса 5000 кг ведется в АО «НПО ОКБ имени М. Симонова» (Казань) при участии АО «Группа Кронштадт» (Санкт-Петербург) по контракту 2011 года с Министерством обороны России в рамках НИР «Альтиус-М». Строительство аппаратов осуществляется на АО «КАПО-Композит», созданном на основе одного из цехов Казанского авиационного завода. Полноценные летные испытания первого прототипа-демонстратора БЛА «Альтаир» (бортовой номер «01») были начаты в июле 2016 года.

В марте 2017 года относительно данной программы сообщалось, что «в прошлом году созданный по этой программе экспериментальный образец тяжелого беспилотника совершил серию успешных испытательных полетов. В декабре полеты были приостановлены. Планируется, что весной-летом испытательные полеты продолжат уже первые опытные аппараты, доработанные по результатам полетов прототипа».

Зачем нашей армии беспилотники “Альтиус”

Министерство обороны Российской Федерации заключило контракт на закупку установочной партии разведывательно-ударных беспилотников «Альтиус-РУ». Эпопея, длящаяся уже почти десять лет, подходит к концу – беспилотник, изначально носивший название «Альтаир», наконец-то не просто полетел, но готов выполнять боевые задачи.

Вообще, судьба этого летательного аппарата не очень проста: работы, начатые в 2011 году, едва не были сорваны из-за международных санкций, введенных против России в 2014 году. Тогда пострадали многие составляющие проекта, но особенно сложной была ситуация с двигателями. Увы, до 2015 года включительно Россия вообще не производила поршневых авиационных двигателей. На «Альтаир», как и на многие другие БПЛА, планировали ставить двигатели немецкой фирмы RED Aircraft GmbH, а конкретно 12-цилиндровый V-образный четырехтактный мотор RED A03. Но санкции поставили крест на этих надеждах – для опытных образцов двигатели закупить успели, и даже спроектировали первые варианты БПЛА под них, но в итоге вынуждены были отказаться от международного сотрудничества в этом вопросе, а проект потребовал некоторой переделки под другие образцы поршневых двигателей.

Вообще, тема поршневых авиационных двигателей чрезвычайно болезненна для российской оборонки. Во времена СССР это направление было признанно абсолютно устаревшим и не актуальным. Промышленность все силы бросила на борьбу с отставанием в области реактивного двигателестроения, а из-за неразвитости сегмента гражданской авиации поршневые двигатели для самолетов, как направление научной и инженерной мысли, влачили жалкое существование. Все изменилось с появлением беспилотных летательных аппаратов – их бурное развитие заставило Россию вспомнить о поршневых авиадвигателях и, будем говорить откровенно, сильно пожалеть об имевшем место охлаждении к этой теме.

На данный момент, кстати, практически невозможно найти актуальную информации о том, какие именно двигатели установлены на «Альтиус-РУ». В свое время ходили упорные слухи о начале работ по локализации в России немецких двигателей. Но кто-то утверждает, что на БПЛА могли быть установлены отечественные двигатели ВК-800С, разработанные в КБ им. Климова. Очевидно, пожалуй, только одно – какая-то альтернатива двигателям немецкой сборки все-таки нашлась, иначе Минобороны вряд ли бы стало тратить время на проект, который в любой момент может быть остановлен из-за нехватки важнейших узлов и агрегатов.

Так или иначе, на сегодняшний день можно констатировать следующее: ВС России наконец-то получают беспилотник, по большинству параметров не уступающий своим основным конкурентам. «Альтиус-РУ» сможет непрерывно находиться в воздухе до 48 часов, преодолевать расстояние до десяти тысяч километров, нести полезную нагрузку около тонны (по некоторым данным, до двух тонн, но это, вероятно, гражданская версия БПЛА) и вести разведку, осуществлять целеуказание, наносить высокоточные удары как по сигналу оператора, так и в полностью автономном режиме.

Отдельно нужно отметить, что на новом беспилотнике установлена система спутниковой связи, поэтому управлять им можно будет практически из любой точки планеты. Помимо этого, БПЛА имеет информационно-управляющую систему с элементами искусственного интеллекта. Это позволяет ему в некоторых ситуациях полностью самостоятельно определять и классифицировать цели, а затем атаковать их практически без задержек во времени. Также он может самостоятельно строить маршрут своего движения, исходя из имеющейся информации о состоянии вражеского ПВО. В результате он просто огибает места дислокации зенитно-ракетных комплексов противника на безопасном для себя расстоянии.

Высота полета БПЛА «Альтиус-РУ» достигает двенадцати километров. Это хороший показатель, почти исключающий поражение большинством ЗРК ближнего радиуса действия, ПЗРК и зенитной артиллерией.

Предполагаемое вооружение комплекса состоит из планирующих авиабомб «Гром-2», дальность полета которых достигает пятидесяти километров, и управляемых ракет «Гром-1» с дальностью пуска до 120 километров. При этом, разумеется, нельзя исключать и использование других боеприпасов, подходящих по массогабаритным параметрам.

Вместе с тем, следует с некоторой опаской относиться к заявлениям, что «Альтиус-РУ» является БПЛА «глобальной дальности». Будем откровенны – пока к таким беспилотникам можно отнести только американский RQ-4 «GlobalHawk» и его модификации. Дальность этого БПЛА достигает 25 000 километров, что действительно делает его по-настоящему глобальным. В нашем же случае, разделив десять тысяч надвое, получаем практический радиус около пяти тысяч километров – хороший показатель, но все-таки пока далекий от «глобальности».

Скорее, мы могли бы говорить о создании полноценного аналога американского БПЛА MQ-9 «Reaper». Да, между ними есть существенные отличия, взять хотя бы два двигателя у российского БПЛА против одного у американского. Да и в целом американец больше «заточен» под выполнение именно ударных операций. И все-таки в данном случае мы с большим правом можем говорить о техническом и концептуальном сходстве двух машин. Схожая крейсерская скорость, около 250 км/ч, практический потолок (12 км у «Альтиуса» против 13 км у «Жнеца»), аэродинамическая схема, массогабаритные показатели – все это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что перед нами представители одной ниши.

Если попытаться ответить на практический вопрос, для чего вооруженным силам России может понадобиться БПЛА такого типа, давайте смоделируем ситуацию, которая легко может стать реальной. Например, сирийский конфликт. Предположим, что бои там разгорелись с новой силой, а российская авиабаза «Хмеймим» оказалась под интенсивным обстрелом и не может больше в полной мере обеспечивать функционирование боевой авиации. В этом случае в район боев могут быть с легкостью направлены БПЛА «Альтиус-РУ», например, с российской авиабазы в Армении. Расстояние от границ Армении до Дамаска – чуть больше тысячи километров. То есть, беспилотник около сорока часов сможет находиться в сирийском небе, ведя разведку, осуществляя корректировку огня, наводя на цель пилотируемую авиацию (предположим, из той же Армении или с северного Кавказа, например, из Моздока), а при необходимости и самостоятельно поражая цели.

Или еще одна точка на карте, которая потенциально может стать очень горячей – Таджикистан. Предположим, что там с новой силой вспыхнули боевые действия, бойцы российской 201-й российской военной базы вынуждены вступить в бой. От Астрахани до границ этой страны около двух тысяч километров, это больше, чем до Сирии. И все-таки беспилотник, о котором мы говорим сегодня, сможет провести в таджикском небе около суток – большой срок по военным меркам. При этом, что очень важно, он может оказаться в районе боевых действий без промежуточных посадок. А это очень важно, поскольку для соседних государств гораздо проще пропустить авиацию РФ через своё воздушное пространство, чем предоставить Москве аэродромы базирования на своей территории. Во всяком случае, первый вопрос можно решить за час, а вот решение второго может затянуться не на одни сутки. В итоге даже в случае очень серьезного обострения ситуации в стране, с возможным подавлением террористами или мятежниками мест дислокации местной и российской авиации, российский контингент не останется без поддержки с воздуха.

Смотрите про коптеры:  Как пользоваться квадрокоптером: как его собирать, запускать и управлять им

Разумеется, в случае «большой войны» у беспилотников будут свои задачи, и они могут отличаться от того, о чем мы сказали выше. Но, с одной стороны, и тогда они будут востребованы. А с другой, «большая война» еще десятилетия, а то и столетия, может оставаться только штабным упражнением. А вот локальные конфликты различной интенсивности, увы, происходят в мире со все возрастающей частотой, и к ним просто обязательно нужно быть готовыми.

Строго говоря, есть целый список угроз, где беспилотники большого радиуса действия являются одним из обязательных инструментов. А раз так, наши усилия по созданию машин такого класса можно назвать абсолютно оправданными. Да, к сожалению, не все идет гладко, и описанные выше проблемы усугубляются нашими специфическими «хворями» – коррупцией, низким качеством управления, технологическими изъянами. Но то, что процесс все-таки движется в нужном направлении, не может не радовать.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Российский беспилотник «Альтиус» уступает своим зарубежным аналогам

Глобальность применения первого военного беспилотника, сделанного в России несколько преувеличена, хотя в остальном это вполне эффективное и полезное оружие

Российская армия находится буквально в шаге от знаменательного для себя события – принятия на вооружение нового типа боевой авиации. Да, кажется, вот-вот случится настоящее чудо и у нас на вооружении появится беспилотник с глобальной дальностью полета. Во всяком случае, после завершения заводских испытаний беспилотника «Альтиус» об этом можно говорить почти с уверенностью.

Событие это тем более примечательно, что ещё недавно, в 2018 году, судьба проекта находилась под большим вопросом, а его главный конструктор, Александр Гомзин, даже на время оказался за решеткой по обвинению в хищении и нецелевом использовании средств, выделенных на проект «Альтаир» (именно так тогда именовался «Альтиус»).

Ладно, не будем сейчас углубляться в тему не совсем корректного, скажем так, перераспределения собственности и государственных подрядов в оборонной отрасли России. Она, безусловно, интересна, но сейчас у нас другой повод. Просто констатируем – хорошо, что закончилось хотя бы так, и заказанный Министерством обороны летательный аппарат все-таки поднялся в воздух и даже прошел заводские испытания. Теперь дело за малым – пройти испытания государственные, внести нужные коррективы, сделать доработки, ив армию начнет поступать столь нужный ей летательный аппарат

Но все-таки нам стоит внимательно присмотреться к тому, что же мы получим. Российские СМИ, эксперты и блогеры уже поспешили назвать «Альтиус» ответом на американскую программу RQ-4 «GlobalHawk». И на первый взгляд, что-то похожее есть: дальность полета у «Альтиуса» достигает 10 000 километров, а в воздухе он может находиться до 48 (!) часов на одной заправке, что даже превосходит показатели именитого американца. Сопоставима с ним и полезная нагрузка – до 1000 килограммов. Размах крыла – 28,5 метра против 35 метров у RQ-4, что тоже вполне сопоставимо.

Правда, есть и существенные отличия. И они, к сожалению, не в пользу российского проекта. «Альтиус» уступает американского некоронованному «королю беспилотников» по целому ряду критически важных показателей, и на его фоне выглядит блекло. Судите сами – дальность 10 000 км. против 22 780 км. ( у некоторых модификаций и вовсе 25 000 км. Крейсерская скорость 180-250 км/ч, против 570-600 км/ч у американца. Практический потолок 12 000 метров против 19 811 метров у RQ-4.

То есть, у нас получилось нечто среднее, словно одной машиной мы попытались закрыть сразу две существующие ниши. В итоге, прямо скажем, до настоящего глобального разведчика не дотянули. Увы, настоящего «ответа американцам» как-то не вышло. Скорость, по авиационным меркам, почти «пешеходная», сравнимая разве что с крейсерской скоростью вертолетов, дальность, с учетом полета в оба конца, не очень-то глобальная, высота полета тоже не очень значительная, вполне комфортная для любых ЗРК средней дальности, в том числе не очень новых, и даже самых старых реактивных истребителей.

Одна их причин такого отставания – отсутствие у нас подходящих двигателей. На американском «аналоге» установлен великолепный турбовентиляторный двигатель «AllisonRolls-Royce» AE3007H, способный стабильно работать на высоте до 23 тысяч метров и обеспечивать тягу порядка 31,4 кН, или около трех с половиной тонн. Российским же конструкторам пришлось довольствоваться поршневыми двигателями RED A03/V12, разработанными и производимыми немецкой фирмой «RED AircraftGmbH». С учетом того, что поршневых авиационных двигателей в России на момент запуска проекта не производилось вообще, а производство немецкого A03 в разных модификациях планировалось локализовать в России, это решение можно назвать хоть и не оптимальным, но приемлемым. Тем не менее, два поршневых дизельных двигателя не смогли обеспечить «Альтиусу» ни значительной крейсерской скорости, ни, тем более, заоблачных высот полета.

Тем не менее, не стоит посыпать голову пеплом и кричать, что все пропало и мы опять «пролюбили» все полимеры. Исходя из специфики применения подобных беспилотных аппаратов, мы можем предположить, что в определенных ситуациях он может оказаться весьма полезен российской армии.

Прежде всего, мы должны отдавать себе отчет, что ни американские, ни израильские, ни турецкие, ни российские разведывательно-ударные беспилотники не в состоянии сыграть сколько-нибудь значительной роли в противостоянии с хорошо вооруженным противником. Опыт Турции, активно использовавшей свои беспилотники «Anka» и «Bayraktar» во время недавнего кризиса в Сирии, показал, что противник, располагающий достаточно современными ЗРК средней дальности, может быстро «приземлить» десятки таких машин. Тогда, напомним, только неготовность сирийского командования к подобному развитию событий позволила турецкимбеспилотникам на протяжении пары дней пиратствовать в небе Идлиба. После переброски в регион ЗРК «Бук-М2Э» ситуация резко изменилась, и потери беспилотной авиации у турецкой стороны составили несколько десятков единиц. После этого эффективность их действия резко снизилась, да и общая активность контрнаступления боевиков и турецких подразделений упала практически до нуля.

Поэтому сразу отбросим мысль о возможности успешного применения БПЛА «Альтиус» и ему подобных машин против стран НАТО или, например, Китая – в таких конфликтах, если они вдруг случатся, это не бойцы. А вот в конфликтах низкой интенсивности, вроде войны в Чечне, подобные беспилотники могут найти себе применение.

Прежде всего, интересной для военных является возможность на протяжении двух суток мониторить определенный участок местности всего одним беспилотником. Это позволит, в случае необходимости, всего десятком беспилотных машин обеспечить круглосуточное и беспрерывное, на протяжении хоть месяцев, наблюдение за любыми опасными участками конфликта. А наличие у «Альтиуса» чисто боевой полезной нагрузки позволит, в случае необходимости, экстренно уничтожать обнаруженные и взятые на сопровождение цели. В таких условиях резко осложняются базовые принципы ведения партизанских действий и, наоборот, возрастают возможности армии в вопросах контроля за перемещениями боевиков, предотвращения и уничтожения засад, переброски оружия и боеприпасов и так далее.

Определенную роль подобные беспилотные летательные аппараты могут сыграть в конфликте с более серьезным противником. Например, в случае с Украиной, если допустить дальнейшее развитие конфликта по самому неблагоприятному сценарию, «Альтиус» также мог бы быть очень полезен. Правда, только после того, как ударная авиация и крылатые ракеты уничтожат ЗРК средней и большой дальности, но все же. Дело в том, что Украина унаследовала от СССР огромные арсеналы обычных вооружений – танков, артиллерии, реактивных систем залпового огня и так далее. После подавления ПВО обычные сухопутные части еще долго могли бы сохранять боеготовность и продолжать сопротивление, и только перманентные удары с воздуха могли бы позволить с минимальными потерями «зачистить» театр военных действий. А для этого «Альтиус» выглядит довольно подходящей машиной – постоянное присутствие в воздухе, мощное разведывательное оборудование и высокоточные боеприпасы при относительно низкой стоимости применения в данном случае именно «то, что доктор прописал».

То есть, ни в коем случае нельзя говорить, что деньги в данном случае были потрачены зря. Относительно небольшой парк таких машин российской армии действительно был бы полезен. И пусть «глобальность» их применения несколько преувеличена, в остальном, при условии подавления средств ПВО противника, это вполне эффективное и полезное оружие.

В этой связи, кстати, весьма сомнительно выглядят рассуждения о том, что «Альтиус» должен работать в связке с истребителями пятого поколения Су-57 и перспективным ударным БПЛА «Охотник». Как раз они не очень подходят для конфликтов малой интенсивности – разве что в начальной стадии, когда нужно подавить ПВО противника. Но сама возможность бортовой электроники нового беспилотника обмениваться данными с другими летательными аппаратами может быть весьма востребованной – своевременная разведывательная информация наверняка пригодится и штурмовикам, типа Су-25, и ударным вертолетам.

Также не все ясно и комплексом бортового вооружения, которым планируется оснастить «Альтиус». Имеющие место сообщения о том, что их могут вооружить даже противокорабельными ракетами X-35 или новейшими планирующими авиабомбами «Гром» следует, все-таки, считать фейком. Да, по массе все сходится – хотя бы один боеприпас указанных типов на «Альтиус» подвесить можно. Но беспилотник, на скорости 250 км/ч пытающийся взломать ПВО американской АУГ, или на этой же скорости сбрасывающий планирующую авиабомбу (а дальность её полета напрямую зависит от скорости носителя), выглядит довольно жалко. Поэтому предположим, что и тут наши конструкторы пойдут по пути, проторенному американцами – скорее всего, БПЛА будет оснащен противотанковыми ракетами «Вихрь», «Атака» и тому подобными. Это позволит ему поражать широкий спектр целей, включая автомобили, бронетехнику, РСЗО, доты, блиндажи, мобильные системы ПВО, и в то же время отлично впишется в массогабаритные требования. А большего в данном случае и не нужно – для остального есть ударная авиация, ударные беспилотники и крылатые ракеты.

Трудный проект

В беспилотной авиации, как и в любой отрасли, не обходится без сложных проектов, завершить работу над которыми в силу объективных (а иногда и не очень) причин не получается на протяжении долгих лет. Одним из «долгостроев» отечественной беспилотной авиации стал «Альтаир» — беспилотный разведывательный летательный аппарат с опциональной возможностью применять средства поражения.

Осенью 2018 года ряд средств массовой информации ошибочно воспринял информацию о завершении опытно-конструкторских работ по этой машине. В природе и механике сложностей, постигших головного разработчика—- казанское КБ имени Симонова, разберутся соответствующие ведомства, однако до начала неприятных испытаний, выпавших на долю одного из самых продвинутых КБ по беспилотной авиации в стране, коллективом конструкторского бюро были спроектированы и построены полноценные прототипы-демонстраторы технологий, а также созданы и испытаны ключевые системы.

Сверхдальний беспилотник-разведчик «Альтаир»

Впервые в истории отечественной беспилотной авиации был с нуля разработан и реализован беспилотный комплекс с управлением по защищенному каналу связи. «Альтаир» стал во многом знаковой машиной, реализацию которой нужно было проводить с максимальным упором на отечественную элементную базу, для чего впервые потребовалось создавать масштабную кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Слово «впервые» вообще постоянно употребляется в случае с первым отечественным разведывательно-ударным дроном.

Планер, элементы управления, бортовое радиоэлектронное оборудование и «полезная нагрузка» — разведывательное оборудование с блоками наблюдения отечественного же производства, всё это пришлось создавать с нуля, поскольку до «Альтаира» ударных беспилотников в российской армии не было вообще.

В значительной части ликвидировать 20 с небольшим лет отставания в области беспилотной авиации удастся в 2019 году. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко отметил, что передача дальнейших работ по «Альтаиру» другому подрядчику — Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА) не скажется на сроках испытания машины. По словам Криворучко, в воздух «Альтаир» планируют поднять уже в 2019 году.

Смотрите про коптеры:  Дроны инспекторы для промышленных предприятий: основные направления и модели | ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Источник «Известий» в военно-промышленном комплексе отметил, что к серийному производству машины практически всё готово: модернизируются отдельные узлы и вносятся незначительные изменения в программную часть беспилотного комплекса. По данным источника, обеспечена работа аппарата в сложных климатических условиях, включая арктические широты, завершена программа адаптации перспективных средств поражения, среди которых находятся и доработанные с учетом характеристик беспилотника ракеты.

Источник отметил также, что значительная работа проведена по части увеличения боекомплекта, состоящего из корректируемых авиабомб различного калибра и типа, что в перспективе позволит использовать «Альтаир» для нанесения высокоточных ударов, аналогично американским беспилотным аппаратам MQ-9, которые использовались для таких задач с бомбами GBU-12.

При этом, по данным источника «Известий», на определенном этапе заказчиком был поднят вопрос о том, чтобы «предусмотреть возможность» использования нескольких схем применения средств разведки и поражения. Последние в зависимости от выполняемых задач размещались как во внутреннем отсеке, так и на специальных точках крепления.

По данным источника, ударная версия беспилотника может оснащаться значительным арсеналом средств поражения, а конструкция машины позволяет оснастить аппарат, в частности, противокорабельной ракетой Х-35 в «воздушном» исполнении. Кроме того, такой беспилотник будет оснащаться переработанным БРЭО с повышенной помехоустойчивостью и дополнительным резервированием на контуре управления. Следует отметить, что точная конфигурация машины с подобным вооружением пока не ясна.

В беседе с корреспондентом «Известий» военный эксперт Денис Федутинов заметил, что беспилотники класса MALE (Medium-altitude long-endurance, средневысотные с большой продолжительностью полета) являются одними из самых востребованных в мире благодаря возможности длительных полетов с различной целевой нагрузкой на борту, включая системы вооружения.

Эксперт отметил также, что при этом имеет место тренд на повышение размерности БПЛА с соответствующим ростом возможностей по несению полезной нагрузки. Такая тенденция подтверждается, в частности, постепенным замещением БПЛА Predator более тяжелыми БПЛА Reaper в ВС США. По мнению эксперта, в российском военном ведомстве также не утратили представлений о ценности подобной системы для отечественных ВС и проект «Альтиус» будет в том или ином виде реализован.

Решение всех проблем, связанных с созданием и серийным производством БПЛА этого типа, позволит российским военным адаптировать машину практически под любые задачи. Широкий выбор средств поражения позволит как уничтожать надводные корабли на значительном удалении от берега, так и проводить контртеррористические операции и участвовать в локальных конфликтах, в которых ударные БПЛА могут действовать с той же эффективностью, что и самолеты-штурмовики. При этом в цифровом отношении у «Альтаира» изменений мало: дальность полета — до 10 тыс. км, практический «потолок» — до 11 тыс.

Ударник реактивного труда

Другой беспилотный летательный аппарат, разработкой которого занимаются в ОКБ «Сухой» с 2012 года, встанет в строй практически одновременно с «Альтаиром». Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко сообщил, что работа по этому направлению является приоритетной для Минобороны и уже к весне 2019 года изделие под индексом С-70 совершит первый полет. Появление этой машины на вооружении российской армии сложно переоценить. Источник «Известий» в военно-промышленном комплексе отмечает, что новая машина позволит сократить время присутствия в воздушном пространстве над зоной боевых действий и откроет возможность для применения средств поражения «за один вылет», используя данные, полученные как с разведывательных беспилотников, уже находящихся в зоне проведения операции, так и с собственной аппаратуры.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Орион-Э»

Российское «летающее крыло» создается по всем канонам малозаметной авиации — внутренние отсеки для вооружения, экранирование двигателя, низкая радиолокационная заметность и высокая скорость полета. Последнее особенно важно, если речь идет о «быстрой» войне. Прорыв на сверхмалой высоте и уничтожение объектов в тактической и оперативной глубине на скорости почти 1 тыс. км/ч — отличная возможность, облегчающая работу как обычным истребителям и бомбардировщикам, так и Сухопутным войскам. По данным источника «Известий» в военно-промышленном комплексе, БПЛА «Охотник» изначально задумывался как высокоскоростной аппарат для нанесения ударов по «технологически продвинутому» противнику в условиях активной работы средств радиоэлектронной борьбы. Еще на этапе эскизного проектирования военные поставили разработчикам обеспечить полную автономность машины от средств определения местоположения.

На 2019 год намечено завершение работ над другим крупным проектом — беспилотным летательным аппаратом «Орион», созданным в рамках ОКР «Иноходец». Первые испытания беспилотника показали, что возможность принимать на борт до 200 кг полезной нагрузки (блоков наблюдения или многорежимных камер объективного контроля) и способность находиться в воздухе 24 часа — необходимые качества для перспективной разведывательной машины. При этом в статусе согласования НИР с заказчиком находятся еще два перспективных БПЛА — реактивный «Гром», разработку и создание которого на себя снова может взять КБ имени Симонова, и другой продукт бывшего КБ «Сокол» — ударный БПЛА «Зеница».

С 2019 года ударные машины ждет цикл испытаний, после чего в Минобороны будут принимать решение об опытной эксплуатации беспилотной техники в войсках. О полном замещении бронированных штурмовиков Су-25 и вертолетов армейской авиации пока говорить не приходится, однако в случае подтверждения затребованных военными характеристик людям в «летающих танках» над полем боя придется потесниться и принять в свои ряды технику, которая не знает боли и не чувствует усталости от десятичасового боевого вылета.

Цена вопроса

В последнее время Минобороны России неоднократно упрекали в отсутствии прогресса по беспилотным летательным аппаратам. Легкие разведчики типа «Орлан», интегрированные в части и подразделения Сухопутных войск, долгое время не принимались в расчет, хотя использование БПЛА именно этого типа позволило сформировать основу тактики применения и дальнейшего усиления роли беспилотников на поле боя. Боевые действия в Сирии пошли Российской армии на пользу — всего за два года операции ВС РФ в Сирии ежемесячный налет беспилотной авиации превысил 1 тыс. часов, а к 2019 году ни одна наступательная операция не обходилась без воздушной разведки с помощью беспилотников. После начала активного применения беспилотников для разведки и доразведки целей перед ударом, а также объективного контроля результатов работы авиации стало очевидно, что применение БПЛА, оснащенных средствами поражения, может значительно сократить время от обнаружения цели до поражения и повысить эффективность армии в целом.

Важно заметить, что в случае с малоразмерными беспилотниками-разведчиками речь также шла об изделиях, для производства которых не требуется проведения серьезных научных или опытно-конструкторских работ, а стоимость беспилотников, производство которых было освоено практически сразу, не сопоставима со стоимостью проектирования и серийного производства машин с ударными возможностями.

Запуск беспилотного летательного аппарата «Орлан-10»

К 2015 году разработка тяжелой разведывательной машины с опционально-ударными возможностями «Альтаир» продолжалась четыре года. Силами ОКБ имени Симонова была проделана колоссальная работа, которая в целом отвечала ключевым положениям технического задания, составленного военными. Однако быстро «запрыгнуть» в тему ударных БПЛА не получилось — разработка машины затянулась, а на ее создание, по разным данным, было потрачено более 3 млрд рублей. Источник «Известий» в ОПК отмечает, что к таким расходам — как со стороны военных, так и со стороны конструкторского бюро — привело отсутствие ряда ключевых решений в области беспилотных летательных аппаратов, однако создание первого ударного российского дрона всё равно обошлось значительно дешевле, чем разработка его зарубежных аналогов.

«Если принять во внимание тот факт, что разработка американского MQ-1 обошлась почти в $2,5 млрд, нетрудно подсчитать разницу в стоимости разработки отечественной машины. Важно помнить и о другом: «Альтаир» создавали с нуля — систему управления, планер и всё, что сейчас летает, сначала нарисовали на чистом листе, а потом собрали и поставили «на крыло». Подобного опыта ни у кого в стране до начала работ по этой теме просто не было», — сообщил источник.

Взлет и набор высоты

За время проведения опытно-конструкторских работ машина значительно «прибавила в весе» — к стартовым пяти тоннам веса, прописанным в техническом задании, добавились еще две. Однако, по словам источника, существенных ограничений на режимы полета прирост массы не наложит.

«Сама машина при этом оказалась практически полностью композитной. Металлическими остались только моторамы. Это позволило вместить в планер тяжелое радиоэлектронное оборудование — от оптики и радиолокатора бокового обзора до других средств, предусмотренных не только разведывательной версией. Добавьте сюда запас топлива в баках — и получается значительный прирост по массе практически без ограничений по режимам полета», — пояснил «Известиям» источник, близкий к разработке БПЛА.

При этом ОКБ имени Симонова оказалось единственным в стране предприятием, способным решить такую задачу. Более крупные авиационные КБ сфокусировались на решении не менее важных задач. Даже испытывая серьезные сложности, связанные не только с отсутствием опыта у самого КБ, но и с проверками правоохранительных органов, цельнокомпозитный (и самый большой в стране) беспилотник, созданный в ОКБ имени Симонова, поднялся в воздух в 2016 году — всего через год после официального показа, после чего начался длительный процесс его доводки.

На крыло самая большая «птица» из когда-либо созданных в России поднялась с немецкими двигателями RED A03, к которым по ряду параметров у головного заказчика возникли большие вопросы. Главный вопрос вызывает ресурс двигателей, который может оказаться заметно ниже заявленного. Однако несмотря на претензии к зарубежным силовым агрегатам, главные испытания беспилотника «Альтаир», по словам источника «Известий» в ОПК, будут проведены именно на немецких двигателях. Но через некоторое время после передачи программы разработки Уральскому заводу гражданской авиации может вновь подняться вопрос об оснащении машины перспективными авиационными двигателями отечественного производства.

Одним из наиболее привлекательных вариантов в этом отношении, по словам источника, может оказаться турбовальный двигатель пятого поколения ВК-800С, серийное производство которого также может быть развернуто на производственных мощностях УЗГА. Этот двигатель, согласно данным разработчика, может применяться в конструкции вертолетов и многоцелевых самолетов с грузоподъемностью до 1,5 т. Окончательного решения по отечественным двигателям, способным обеспечить максимальную продолжительность полета в 48 часов, еще нет, а завершать цикл испытаний, в который входит и тестирование защищенной системы управления по спутниковому каналу, беспилотник будет на немецких силовых агрегатах. Такое решение, по словам собеседника «Известий», более чем обоснованно и продиктовано желанием максимально ускорить работы.

Беспилотный летательный аппарат во время испытаний

«Ключевая задача на данном этапе — подтвердить пригодность машины к полетам и отработать использование оборудования, размещение которого предусмотрено в рамках заявленных военными требований. На каких двигателях это проще сделать — на тех и сделают. Отечественные двигатели до момента начала серийного производства будут подготовлены соответствующими специалистами. Их адаптируют, испытают, после чего решение примут по их размещению в машине. Если работа будет проводиться без срывов, то в целом испытательные циклы по машине и по двигателям завершатся примерно в одно и то же время», — отметил специалист.

Завершить любой ценой

Повышенное внимание к ударным беспилотникам со стороны военных вполне понятно — разработка машины со «смешанными» ударно-разведывательными возможностями позволит значительно повысить оперативность в нанесении ударов по обнаруженным объектам противника. По словам источника «Известий» в ОПК, работа над завершением проекта идет в ускоренном режиме, а завершающий этап НИР и ОКР после передачи «Альтаира» в УЗГА находится на особом контроле руководства Минобороны. Заявления о «полной передаче результатов работ другому коллективу» источник, знакомый с ходом разработки БПЛА «Альтаир», считает недостоверными.

По данным источника, для завершения работ над беспилотником и его подготовки к использованию всего спектра бортового оборудования были привлечены те же ведущие инженеры, что работали над «Альтаиром» в ОКБ имени Симонова с момента согласования технического задания на проект ударного беспилотника с заказчиком. При этом отмечается, что силами УЗГА в Казани создана испытательная площадка, на которой машину будут готовить к полетам и «первому сбросу».

Первые полеты доработанного БПЛА «Альтаир», по словам собеседника редакции, состоятся в течение 2019 года, а уже в 2020-м может быть продемонстрирован окончательный вариант машины на полностью отечественных комплектующих.

Звезда не той системы

Аппарат «Альтаир» создавался в рамках двух проектов, последовательно заключавшихся Министерством обороны с казанским ОКБ им. Симонова (на тот момент еще ОКБ «Сокол»). Предприятие это было создано в 1959 году на базе студенческого КБ Казанского авиазавода и занималось сначала учебными планерами, а потом — самолетами-мишенями. Отсюда и выход на беспилотную технику.

Согласно контракту на НИР «Альтиус-М» объемом около миллиарда рублей, заключенному в 2011 году, ОКБ «Сокол» вместе с подразделением группы «Транзас» должны были провести все необходимые исследования и обосновать облик тяжелой машины (массой до 5 т), а также собрать два прототипа для испытания и отработки отдельных узлов и конструкторских решений.

Смотрите про коптеры:  Интерактивные игрушки Сова в Москве: 110-товаров: бесплатная доставка, скидка-35% [перейти]

В 2014 году была открыта вторая часть проекта — опытно-конструкторская работа (ОКР) «Альтиус-О» объемом 3,6 млрд рублей. Согласно ее условиям, до конца 2018 года исполнитель должен был выкатить заказчику на полигон два опытных экземпляра «Альтаира» (по дороге растолстевшего более чем до 7 т) — с полной функциональностью и прошедших программу предварительных заводских испытаний.

Однако, как показывает развитие ситуации, проект забуксовал. Сначала из него ушел «Транзас». Далее работы шли медленно. На данный момент выполнено лишь несколько полетов, полной функциональности машина не достигла — показывать заказчику по условиям контракта пока нечего.

Сложности с организацией работ в рамках сжатого объема выделенных военными средств ОКБ попыталось решить гражданской конверсией. В 2016 году предприятие показало концептуальный проект «Комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры Арктического и других регионов на базе воздушных беспилотных судов со взлетной массой более семи тонн». Проще говоря, была опубликована оферта к гражданским ведомствам и компаниями на софинансирование «Альтаира». Конструкторы просили еще 2 млрд рублей, но о появлении в проекте новых заинтересованных игроков по итогам этих смотрин не сообщалось.

Дело осложняется раздраем на самом предприятии. Еще осенью 2017 года в ОКБ имени Симонова начались следственные проверки, сопровождавшиеся в том числе подробными беседами следователей с руководством фирмы. Далее, в апреле 2018 года, татарстанское управление Следственного комитета и местное УФСБ задержали и отправили под арест Александра Гомзина — гендиректора ОКБ имени Симонова. По сообщениям прессы, он подозревался в мошенничестве (хищении 907 млн рублей) и нецелевом расходовании средств (еще 163 млн рублей). Однако примерно через месяц Гомзина выпустили из СИЗО под подписку о невыезде. На данный момент он продолжает оперативное руководство фирмой.

Крыло и двигатель БПЛА «Альтиус-О»

Фото: youtube. com

Ситуация в СМИ трактуется с самых разных сторон: от попыток следствия навести порядок на разворованном предприятии до целенаправленного рейдерского захвата успешной фирмы через давление на ее руководство. Нас здесь интересует более узкий военно-технический факт: работы по беспилотнику «Альтаир» очень сильно выбились из графика, и началось это не в последние год-два.

В том же мае 2018 года нынешний вице-премьер Юрий Борисов, тогда еще дорабатывавший последние дни в кресле заместителя министра обороны по вооружению, поставил предельный срок: завершение работы по теме «Альтиус» до конца года. Срок истекает, и решение военными, похоже, принято.

Большой и тяжелый

Что собой должен был представлять поначалу пятитонный, а теперь выросший до 7,5 т «Альтаир»?

Это платформа с большой дальностью полета, на которой планируется делать как разведывательные машины, так и ударные. Общая масса боевой нагрузки может достигать 2 т. В разведывательном варианте машина должна получить радиолокатор бокового обзора и несколько станций оптико-электронной разведки.

Длина аппарата около 11–12 м, размах крыльев свыше 28 м. Машина с V-образным хвостовым оперением размахом до 6 м оснащена двумя авиационными дизельными двигателями компании RED Aircraft. Фирма эта находится в Германии, но основана выпускником Казанского авиационного института Владимиром Райхлиным. Модель двигателя RED A03 с мощностью 500 л. планировалась на «Альтаир», а также ставится на учебно-тренировочный Як-152.

Двигатель RED A03

Дальность полета составляет до 10 тыс. км (машина может висеть в воздухе до 48 часов). Потолок, по разным данным, — 12–15 км, крейсерская скорость — около 200–250 км/ч.

В принципе это немного увеличенный функциональный аналог американского беспилотника MQ-9 Reaper фирмы General Atomics. Аппарату нарастили боевую нагрузку (у американца она 1,7 т), а также время нахождения в воздухе: у американца в разведывательном варианте и с подвесными топливными баками — только 42 часа, а в ударном варианте с полной нагрузкой — всего до 14 часов. Да и по компоновке они отличаются: «жнец» несет всего один (зато мощный — 900 л. ) двигатель в установке с толкающим винтом.

Технические характеристики

Новейший российский дрон весит 6 тонн. Для сравнения: взлетная масса турецкого аппарата Bayraktar TB2 составляет 650 кг. По классу он сопоставим с российским «Орионом». Впрочем, компания Baykar Makina уже испытывает 6-тонный реактивный дрон Bayraktar Kizilelma.

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Дальность полета «Альтиуса» может достигать 10 000 км. Он является первым российским дроном, оснащенным спутниковым терминалом связи. В воздухе «Альтиус» может находиться до двух дней. Он имеет размах крыльев в 28,5 м. Предельная скорость дрона равна 250 км/ч. Он способен подниматься на высоту до 14 км. Грузоподъемность летательного аппарата составляет 1 т.

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

О вооружении перспективного российского беспилотника, к сожалению, информации очень мало. Известно, что его можно будет использовать для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Следовательно, он будет вооружен ракетами и бомбами. На вооружении российской армии «Альтиус» появится в 2023 году, если, конечно, сроки его поставок не будут перенесены еще раз. После введения санкций российская промышленность утратила доступ к компонентной базе. Таким образом, далеко не факт, что ВС РФ получат беспилотники «Охотник» и «Альтиус» в следующем году.

Борисов заявил о «запоздалом» внедрении беспилотников в российскую армию

Курирующий оборонную промышленность вице-премьер обещал нарастить серийное производство дронов. В мае Минобороны Турции презентовало новый беспилотник класса HALE «Байрактар Акинчи», у российских ВС тяжелых беспилотников пока нет

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Российские вооруженные силы «с опозданием занялись» внедрением беспилотных средств». Об этом в интервью РБК заявил курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Юрий Борисов, отвечая на вопрос, какие выводы сделаны спустя почти четыре месяца с начала специальной военной операции России на Украине.

«Думаю, что мы с опозданием занялись серьезным внедрением беспилотных средств. Это объективно. Хотя сирийский конфликт подтолкнул нас к этому», — заявил Борисов. Он добавил, что Россия динамично развивается в этом направлении. «Имеем практически все типажи беспилотных средств: разведывательные, ударные, тактические, оперативные и оперативно-тактические», — сказал вице-премьер.

Борисов отметил, что ОПК будет наращивать серийное производство беспилотников, но «все не делается в одночасье». При этом по своим параметрам российские БПЛА не уступают турецким и, в частности, «широко разрекламированным «Байрактарам», которые закупила украинская армия, подчеркнул вице-премьер.

В мае Минобороны Турции обнародовало видео с результатами испытаний более мощного по сравнению с «Байрактаром» дрона — «Байрактар Акинчи» (Bayraktar Akinci, с турецкого — «Знаменосный рейдер»). Беспилотники Akinci пролетели через три страны: поднялись в Турции, пролетев над Грузией, приземлились в Азербайджане. Две тысячи километров они преодолели за пять часов.

Мощнее Байрактара — ударно-разведывательный беспилотник Альтиус

Аппарат массой 5,5 т может нести до 1350 кг управляемых ракет и корректируемых бомб. Akinci способен находиться в воздухе до суток, высота его полета — 12 километров, а максимальная скорость — 360 км/ч. Беспилотник оснащен украинскими двигателями компании «Ивченко-Прогресс». Сообщалось, что Украина получит этот беспилотник до конца этого года.

Боевая эффективность беспилотника «Байрактар Акинчи» определяется скорее не техническими параметрами самого беспилотного средства, а той полезной нагрузкой, которую он способен нести, отметил Борисов. Речь о противокорабельной ракете на дальность 300 км, подобные авиационные средства поражения у России есть, уточнил вице-премьер. «Их нужно поженить с беспилотными средствами. По своей грузоподъемности, по своим возможностям современные беспилотные средства «Иноходец», «Альтиус» позволяют брать такую полезную нагрузку и работать», — пояснил Борисов, отметив, что эти беспилотники «находятся на финальной стадии, выводятся на серийное производство». «С небольшим отставанием мы, конечно, эту брешь закроем», — заключил вице-премьер.

Как отмечал полковник запаса, редактор отдела силовых структур «Московского комсомольца» Сергей Вальченко, на вооружении российской армии пока нет таких тяжелых дронов массой несколько тонн. «Они пока только разрабатываются и в армии появятся не скоро», — писал Вальченко.

Ожидается, что единственный разрабатываемый уже более десяти лет российский беспилотник класса HALE массой до 6 тонн, который носит название, «Альтиус-У» (прежнее название «Альтаир») будет способен находиться в воздухе до 48 часов на высоте до 12 километров. Изначально он разрабатывался под немецкие дизельные двигатели RED A03/V12, но затем моторы попали под санкции. На замену КБ им. Климова создал двигатель ВК-800В. Контракт на поставку военным первой партии разведывательно-ударных БПЛА данного типа был заключен в 2021 году. Когда они реально поступят в войска, неизвестно.

История разработки БПЛА “Альтаир”

Разработка БПЛА “Альтаир” началась в 2011 году. То есть он начал разрабатываться практически одновременно с беспилотником “Орион”. “Альтиус” должен стать первым тяжелым дроном, который поступит на вооружение армии РФ, то есть его поставки ожидаются раньше, чем поставки более тяжелого БПЛА “Охотник”.

Изначально производителями и разработчиками летательного аппарата стали ОКБ “Сокол” (Казань) и “Транзас” (Санкт-Петербург), которые выиграли конкурс от МО РФ. Первый прототип аппарата поднялся в воздух уже в 2016 году. Первый прототип аппарата поднялся в воздух уже в 2016 году. Однако по результатам испытания было принято решение о его доработке.

В конце 2018 году военное ведомство передало проект другому подрядчику, в результате его дальнейшей разработкой занялся один из заводов гражданской авиации. В итоге было подготовлено несколько прототипов БПЛА. Аппарат периодически подвергался серьезной модернизации.

Окончательная версия дрона получила называется “Альтиус-РУ”. В 2021 году МО РФ подписало контракт о первых поставках его поставках, которые должны были начаться к концу этого же года. Однако информации о поступлении беспилотника в вооруженные силы не поступало. Согласно некоторым источникам, начало поставок ожидается только в 2023 году. В конце прошлого года было объявлено, что испытания БПЛА «Альтиус-РУ» завершены.

Характеристики беспилотника “Альтаир”

По требования МО РФ, ударно-разведывательный дрон имеет взлетный вес до 6000 кг, то есть является более тяжелым, чем турецкий Bayraktar TB2, который относится к тому же классу, что и. российский «Орион».

“Альтаир” обладает впечатляющими характеристиками. Его дальностью полета достигает 10 000 км. Для управления на больших расстояниях он оснащен системой спутниковой связи. Дрон способен проводить в воздухе до двух суток. Длина аппарата составляет 11,6 м, а размах крыльев — 28,5 м. Максимальная скорость БПЛА достигает 150—250 км/ч, а максимальная высота полета — 12-14 км. Беспилотник способен нести на борту до 1 тонны полезной нагрузки.

Летные испытания беспилотника «Альтаир»

Среди особенностей машины — полностью композитный корпус. Из металла выполнены только рамы, на которых крепятся двигателя. Это позволило уменьшить его вес, и за счет этого разместить на его борту тяжелое радиоэлектронное оборудование. БПЛА выполнен по классической аэродинамической схеме, имеет крыло большого размаха и V-образное оперение.

Возможности беспилотника “Альтаир”

Военные дрон предназначен для различных задач. Одной из основных, разумеется, является разведка. Поэтому он оснащается всем необходимым комплексом оборудования — оптическим, радиолокационным и радиотехническим. Также он может перевозить грузы и наносить ракетно-бомбовые удары. Как сообщается, «Альтаир» способен поражать инфраструктуру противника, тяжелую бронированную технику, скопление живой силы противника и т.

По некоторым данным, дрон будет оснащаться универсальным комплексом вооружения, таким же, как уж знакомый нам БПДА “Орион”. То есть он сможет нести на борту свободнопадающие, корректируемые и управляемые бомбы. Кроме того, он сможет атаковать управляемыми ракетами.

БПЛА «Альтиус» сможет нести на борту такое же вооружение, как и беспилотник «Орион»

Надо сказать, что разработка беспилотников, которые способны не только осуществлять разведку, но и наносить удары — это общемировой тренд. Такими возможностями наделяют не только тяжелые дроны, но и легкие. Ярким тому примером служит БПЛА “Форпост”.

Электронное оборудование дрона будет включать в себя системы автоматического управления, инерциально-спутниковые навигационные системы, бортовую радиолокационную систему и пр. Бортовое оборудование управления во многом унифицированы с оборудованием БПЛА «Орион.

ВНИМАНИЕ! Информация, которую вам нужно знать, находится здесь. На нашем Яндекс. Дзен канале вы найдете контент, который мы не публикуем на сайте.

Надо сказать, что “Альтаир” стал первым российским дроном, который содержит на борту терминал спутниковой связи. Об этом сообщил в марте 2021 года главный конструктор проекта Илья Матвеев.

Напоследок отметим, что ударные беспилотные летательные аппараты считаются наиболее перспективным оружием будущего. Некоторые эксперты даже утверждают, что вскоре они смогут полностью заменить самолеты-бомбардировщики, штурмовики и даже истребители.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector