- Это состязания летательных аппаратов, выполненных в виде копий реально существующих самолетов. оценка проводится по основным критериям:
- Авиамодельный спорт появился во франции, в 1900 г. здесь состоялись первые состязания, а спустя 5 лет начала свою работу международная авиационная федерация. в 1925 г. был организован первый мировой чемпионат, и с тех пор соревнования на международном уровне проходят регулярно.
- F4rus — соревнования по радиоуправляемому авиамоделизму
- Авиамодельный спорт предусматривает следующие соревновательные программы для кордовых моделей:
- В небе
- Виды соревнований
- Военные самолеты
- Категория f1
- Категория f2
- Категория f3
- На мировых играх по авиамодельному спорту
- Современный авиамодельный спорт
- Соревнования авиамоделей проводятся по целому ряду направлений:
- Чем больше, тем лучше
- Чемпионат jwm-2023 – безоговорочный триумф российской команды
- Ювелирная работа
Это состязания летательных аппаратов, выполненных в виде копий реально существующих самолетов. оценка проводится по основным критериям:
- Сходство с оригиналом.
- Летные качества.
Таким образом, авиамодельный спорт представляет собой весьма интересную дисциплину, которая помогает не только удовлетворить свою тягу к победе, но и развить мышление, конструкторские и инженерные способности. Он имеет не только спортивное, но и прикладное значение.
Авиамодельный спорт появился во франции, в 1900 г. здесь состоялись первые состязания, а спустя 5 лет начала свою работу международная авиационная федерация. в 1925 г. был организован первый мировой чемпионат, и с тех пор соревнования на международном уровне проходят регулярно.
В нашей стране точкой отсчета истории авиамодельного спорта можно считать 1910 г., когда известный ученый Н.Е. Жуковский выступил организатором первых соревновательных полетов авиамоделей. В них поучаствовало 40 человек. После по всей России начали открываться кружки по авиамоделированию. Однако революция внесла свои коррективы: многие секции перестали функционировать, развитие авиамоделизма приостановилось.
В 1920-х гг авиамоделизм возродился: в крупных городах вновь заработали кружки, а в 1926 г. состоялись состязания на звание чемпиона СССР при участии более 70 человек. Спустя 10 лет Советский Союз стал членом Международной организации авиамоделирования, и отечественные спортсмены получили выход на международную арену.
Популярность спорта возрастает с 1950-х гг. По всему миру на профессиональном уровне собираются авиамодели с высокими летными и техническими характеристиками: скорость полета — до 300 км/ч, время пребывания в воздухе — до 33 ч. Регулярно проходят соревнования в разных странах в том числе в СССР, Англии, Франции, Германии, Югославии. В 1960 г. было утверждено правило, согласно которому все расходы по организации и материальному обеспечению состязаний несет принимающая сторона. Все достижения фиксировались в специальных базах.
Пика своей популярности авиамодельный спорт достиг в 90-х гг. Титул мастера спорта международного класса в нашей стране получили более 1000 спортсменов. Регулярно выходила в свет периодика: «Моделист-конструктор» в России, «Airborne Magazine» в Австралии, «R/C Car action» в США, «Allt om Hobby» в Швеции.
F4rus — соревнования по радиоуправляемому авиамоделизму
Сайт посвящён радиоуправляемым моделям — копиям самолетов.
Авиамодельный спорт предусматривает следующие соревновательные программы для кордовых моделей:
- Гонки. Протяженность полета составляет 1 км. В гонках участвует одновременно 3 модели. Обгонять соперника разрешается только сверху.
- Высший пилотаж. Участникам необходимо выполнить установленную последовательность элементов за 7 мин.
- Воздушный бой. Состязание между двумя летательными аппаратами, которые одновременно выполняют полет на протяжении 4 мин. с целью обрубить ленту размерами 3 х 3 см, прикрепленную 2-метровой ниткой к модели противника. Баллы присуждаются за каждый отрезок отрубленной ленты.
В этой категории спортсмены, представляющие страны-члены Международной федерации могут формировать национальные сборные в количестве 4 человек: трех взрослых и юниора, выступающих совместно. В командном зачете засчитываются 3 лучших результата из четырех.
В небе
Полеты реактивных моделей – зрелище настолько же редкое, как и сами модели. Большие скорости диктуют специальные удаленные площадки, да и самих пилотов, которые могут управлять такими моделями, можно сосчитать по пальцам. За последние десятилетия начинка самолетов изменилась принципиально: ушло в прошлое аналоговое радиоуправление, потеря сигнала которого почти однозначно приводила к аварии. Сейчас на моделях стоит аппаратура 2,4 ГГц с пакетной передачей сигнала, применяется несколько каналов, отдельно ставят два или даже четыре приемника. В модель устанавливают цифровую шину, на которую навешивают разные потребители, например сервомашинки, которые считывают сигнал, направленный именно им. Для более простых моделей существуют даже специальные системы спасения: при пропаже сигнала автопилот приводит самолет в нужную точку, глушит двигатель и выпускает парашют. Но на чемпионских моделях обходятся без таких систем – это же значительный лишний вес.
Вот чего нет на самолетах – это модных нынче FPV-систем (от First Person View – «вид от первого лица»). При такой технологии моделью управляют в специальных видеоочках по изображению, которое снимается миниатюрной видеокамерой из кабины. Например, так летают в дронрейсинге. В реактивном моделизме эта технология пока запрещена – управление должно осуществляться с земли при визуальном контроле. На то есть много причин. Например, для установки камеры надо снимать остекление кабины, что запрещено правилами. Другая проблема связана с ограничением видимого сектора – в реальной кабине он составляет почти 180 градусов. Когда угол сужается, теряется привязка к положению в пространстве. И если пилот утрачивает в какой-то момент контроль над реактивной моделью, то, сняв видеоочки, просто не может быстро отыскать ее глазами. Даже у нынешних обычных модельных пилотов есть дублирующий партнер; когда основной пилот теряет самолет из вида, по команде «зарулился» дублер перехватывает управление.
Виталий говорит, что нынешний МиГ-29 практически конец истории копийного реактивного моделизма, превзойти его маловероятно. И тут же показывает реактивную модель ПАК ФА – это летающий будущий чемпион. И он уже с поворотными соплами и настоящим отклоняемым вектором тяги! Модель можно поставить в воздухе вертикально и, разнонаправленно управляя соплами, закрутить ее вокруг оси. На слово поверить невозможно. Но верить и не надо: вот она, прямо перед нами.
Виды соревнований
Все авиамодели подразделяются на несколько категорий, в каждой из которых соревнования проходят отдельно. Это правило обеспечивает равенство участников, поскольку разные модели летают по разным принципам.
Военные самолеты
Подарочная настольная модель Буран в масштабе 1:144.
«Буран» — многоразовый космический корабль, способный как доставлять различные грузы на орбиту, так и возвращать их на Землю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спасти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, затопленной в 2001 году. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.
«Буран» предполагалось использовать не только для перевозки экипажей космических станций или возвращения на Землю отработавших спутников, но и для военных целей. Именно с боевым потенциалом ракетопланов связана спешка, с которой в СССР разрабатывали аналог американских Space Shuttle («Космический челнок»). (С) https://buran.tass.ru/
Модель цельнолитая, изготавливается из композитных материалов. Устанавливается на подставку с прозрачным основанием и хромированной металлической ножкой. Упаковывается в коробку из белого картона с поролоновой нишей, разработанной под конкретную модель, исключающую повреждение изделия во время транспортировки.
В разделе “Опции на заказ” Вы сможете выбрать дополнительные варианты упаковки и подставки, а также придать уникальность Вашей модели с помощью нанесения дополнительных надписей на подставку или фюзеляж выбранного Вами макета.
§
Подарочная настольная модель Буран в масштабе 1:144.
«Буран» — многоразовый космический корабль, способный как доставлять различные грузы на орбиту, так и возвращать их на Землю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спасти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, затопленной в 2001 году. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.
«Буран» предполагалось использовать не только для перевозки экипажей космических станций или возвращения на Землю отработавших спутников, но и для военных целей. Именно с боевым потенциалом ракетопланов связана спешка, с которой в СССР разрабатывали аналог американских Space Shuttle («Космический челнок»). (С) https://buran.tass.ru/
Модель цельнолитая, изготавливается из композитных материалов. Устанавливается на подставку с прозрачным основанием и хромированной металлической ножкой. Упаковывается в коробку из белого картона с поролоновой нишей, разработанной под конкретную модель, исключающую повреждение изделия во время транспортировки.
В разделе “Опции на заказ” Вы сможете выбрать дополнительные варианты упаковки и подставки, а также придать уникальность Вашей модели с помощью нанесения дополнительных надписей на подставку или фюзеляж выбранного Вами макета.
§
Подарочная настольная модель Буран в масштабе 1:144.
«Буран» — многоразовый космический корабль, способный как доставлять различные грузы на орбиту, так и возвращать их на Землю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спасти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, затопленной в 2001 году. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.
«Буран» предполагалось использовать не только для перевозки экипажей космических станций или возвращения на Землю отработавших спутников, но и для военных целей. Именно с боевым потенциалом ракетопланов связана спешка, с которой в СССР разрабатывали аналог американских Space Shuttle («Космический челнок»). (С) https://buran.tass.ru/
Модель цельнолитая, изготавливается из композитных материалов. Устанавливается на подставку с прозрачным основанием и хромированной металлической ножкой. Упаковывается в коробку из белого картона с поролоновой нишей, разработанной под конкретную модель, исключающую повреждение изделия во время транспортировки.
В разделе “Опции на заказ” Вы сможете выбрать дополнительные варианты упаковки и подставки, а также придать уникальность Вашей модели с помощью нанесения дополнительных надписей на подставку или фюзеляж выбранного Вами макета.
§
Подарочная настольная модель Буран в масштабе 1:144.
«Буран» — многоразовый космический корабль, способный как доставлять различные грузы на орбиту, так и возвращать их на Землю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спасти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, затопленной в 2001 году. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.
«Буран» предполагалось использовать не только для перевозки экипажей космических станций или возвращения на Землю отработавших спутников, но и для военных целей. Именно с боевым потенциалом ракетопланов связана спешка, с которой в СССР разрабатывали аналог американских Space Shuttle («Космический челнок»). (С) https://buran.tass.ru/
Модель цельнолитая, изготавливается из композитных материалов. Устанавливается на подставку с прозрачным основанием и хромированной металлической ножкой. Упаковывается в коробку из белого картона с поролоновой нишей, разработанной под конкретную модель, исключающую повреждение изделия во время транспортировки.
В разделе “Опции на заказ” Вы сможете выбрать дополнительные варианты упаковки и подставки, а также придать уникальность Вашей модели с помощью нанесения дополнительных надписей на подставку или фюзеляж выбранного Вами макета.
Категория f1
К ней относятся свободнолетающие модели — аппараты, передвигающиеся по воздуху самостоятельно, без помощи спортсменов, за счет потоков воздуха, находясь все время в одном и том же положении.
На соревнованиях на полет отводится 3 мин, однако может предоставляться и дополнительное время. 1 секунда нахождения модели в воздухе приносит владельцу 1 очко. Полеты проходят в 5 туров. За полетом наблюдают через бинокль. Время отсчитывается с момента отделения аппарата от веревки вплоть до приземления.
Запуск свободнолетающих авиамоделей проводится с помощью 50-метровой веревки либо лебедки. Если планер оснащен резиновым мотором, запускают его посредством закручивания или растягивания резиновой части мотора. Аппараты с поршневыми двигателями отправляют в воздух с руки.
Если полеты проходят в закрытых помещениях, то в целях предотвращения ударов со стенами, потолком или другими летательными аппаратами на авиамодель крепится воздушный шарик. Важным условием состязаний является невозможность спортсмена хоть как-то воздействовать на модель во время ее полета.
Категория f2
Включает в себя так называемые кордовые модели — аппараты, управляемые спортсменами посредством нескольких тянущихся тросов (кордов). Длина корда варьирует от 15 до 21,5 м. Для полета таких аппаратов предусмотрен кордодром — площадка в форме круга радиусом 15,92 м.
Категория f3
К ней относятся радиоуправляемые авиамодели. Они состязаются друг с другом на дальность полета, на скорость, на время и на выполнение фигур высшего пилотажа. Финальная оценка определяется посредством суммирования баллов за каждую отдельную программу.
В гонках участникам необходимо преодолеть 10 кругов по маршруту в форме треугольника со стороной 400 м. А в состязаниях по высшему пилотажу требуется продемонстрировать установленное число фигур за 10 мин. За каждый элемент присуждаются очки в количестве от 0 до 10 очков. Обязательно учитывается коэффициент трудности. Итоговая оценка выводится суммированием очков за 3 полета.
На мировых играх по авиамодельному спорту
В завершении летнего сезона 2023 года в Аэропорту Suche, Ustecky Kraj, Czech Republic (Чешская Республика) состоялось мировое первенство по радиоуправляемым авиамоделям WASG2023 в классах моделей WW 1 (модели самолетов Первой мировой войны) и WW II (модели самолетов Второй мировой войны).
Более 80 участников из 14 стран мира в течение 6 дней вели «воздушные бои» за право обладать титулом лучших пилотов авиационного вида спорта. Республику Беларусь на престижных соревнованиях представляли Владимир Трусов и Вадим Усенко. Спортсмены приняли участие в обоих классах состязаний.
Напомним, что белорусский спортсмен ДОСААФ, мастер спорта Виктор Трухан дважды в 2023 г. (Финляндия) и 2023г. (Швеция) поднимался на высшую ступеньку пьедестала победителя мировых авиасоревнований. С его слов, высокий результат – это не только техническое состояние авиамодели и профессиональные навыки спортсмена, это еще и спортивная удача. После награждения победителей мирового первенства были подведены итоги Европейских соревнований по радиоуправляемым авиамоделям WASG2023 – 2023 г.г., активным участником которых на протяжении последних лет является Виктор Трухан. Порадовали достижения спортсмена: 1-е и 6-е место в двух классах 2023 года, а также 5-е место в одном из классов 2023 года среди более чем 600 пилотов, принимавших участие в прошедших европейских соревнованиях.
По итогам чешского мирового первенства лучшими командами стали спортсмены Чехии, Германии и Украины, занявшие первое, второе и третье место соответственно. В личном зачете в классе моделей WW 1 победителем стал немецкий спортсмен Stefan Kuner, а в классе моделей WW II представитель России Михаил Голубков. Он уроженец г. Гатчина, Ленинградской области, и хорошо знаком как с борисовскими спортсменами, так и руководством ДОСААФ. Он постоянный участник областных соревнований ДОСААФ по «воздушному бою», ежегодно проводимых в г. Борисове.
В этот раз спортивное счастье не было на стороне команды ДОСААФ, но как говорят спортсмены: «мы приобрели хороший опыт участия в международных соревнованиях и укрепили братство пилотов – авиамоделистов».
Участник прошедшего мирового первенства Владимир Трусов является председателем первичной оргструктуры ДОСААФ спортсменов – авиамоделистов и более 10 лет входит в состав совета Борисовской ДОСААФ. Он неоднократно принимал участие в спортивных и военно – патриотических мероприятиях на районном, областном и республиканском уровне, активный проводник авиамоделизма и технического творчества молодежи.
Борисовская ДОСААФ традиционно оказала содействие белорусской команде в подготовке к соревнованиям в Чехии. В дальнейшем работа по развитию авиационных и технических видов спорта будет продолжена, как одна из основных государственно – значимых задач ДОСААФ.
Александр МИРОНОВ, Борисовская ООС ДОСААФ.
Фото из архива Борисовской ООС ДОСААФ.
Современный авиамодельный спорт
Сегодня в соревновательных полетах принимают участие авиамодели планеров, самолетов и вертолетов. Авиамодель представляет собой летательный аппарат небольшого размера, имеющий мотор либо же без него, который не может поднять человека и применяется только для спортивных целей или же для развлечения. В коммерции, военных действиях, либо же для научных исследований использовать авиамодели запрещено.
Современные модели летательных аппаратов способны развить скорость свыше 300 км/ч, находиться в воздухе более 33 ч и преодолевать порядка 765 км на высоте более 8 км.
Соревнования авиамоделей проводятся по целому ряду направлений:
- Скорость.
- Дальность.
- Продолжительность полета.
- Выполнение фигур высшего пилотажа.
Поэтому авиамодельный спорт привлекает внимание люде всех возрастов: в нем каждый может выбрать то направление, которое более остальных соответствует его интересам и способностям.
Популяризацией спорта и организацией состязаний занимается Международная федерация авиаспорта FAI. Она же разрабатывает и публикует правила, ведет классификацию моделей. Один раз в 2 года проходят чемпионаты мира и Европы: по четным годам — чемпионаты мира, по нечетным — чемпионаты Европы.
Чем больше, тем лучше
В модели МиГ-29 все работает, как и на настоящем самолете: открывается фонарь кабины, выпускаются шасси, аутентичны воздухозаборники, механизация крыла (без которой, кстати, и не сесть – самолет-то реактивный), тормозной парашют, посадочные огни – вообще все. По давней традиции реактивного моделизма лицо пилота, сидящего в модели, фотографически повторяет лицо «полноразмерного» пилота, в нашем случае – Виталия Робертуса. Правда, для того чтобы рассмотреть его, надо приподнять светофильтр на шлеме. Пилот в МиГ-29 не просто сидит, а в полете двигается и управляет штурвалом-джойстиком. Да и много еще чего в самолете невероятного, что не может сделать никто в мире – например, работающие регулируемые сопла. И при всем этом по регламенту нужно уложиться в 20 кг – МиГ-29 без топлива весит 19 900 г.
Но главная инженерная задача состоит в том, чтобы сделать самолет как можно больше, не потеряв при этом в прочности и копийности, точности деталировки. Чем модель больше, тем лучше она летает. Но и переразмерить нельзя, иначе жесткость и прочность упадет, при маневрах модель развалится в воздухе или не хватит веса и места для копийных деталей. Этот инженерный компромисс лежит уже в области искусства. Задача та же, что и в большой авиации: попасть в вес, размер и полезные характеристики. В RusJet уже вовсю используют материалы, которые только-только приходят в большую авиацию. Boeing 787 Dreamliner, МС-21 лишь начинают применять сэндвичи из композитных материалов, а в RusJet это давно освоенная технология.
В модели все должно работать как настоящее. Например, регулируемое сопло. Его надо было выполнить как полную имитацию, но не из металла. При этом оно должно быть легким, держать высокую температуру и не расплавиться – ведь реактивный двигатель настоящий!
Если сделать стойки из металла, например титана, нет шансов уложиться в нужный вес, масштаб придется сократить с 1:4,75 до 1:6. Шасси, которые установлены на моделях МиГ-29 и Як-130, только выглядят как металлические, на самом деле это легчайший углепластик. По специальной технологии перекрестное углеродное волокно спекается под очень высоким давлением. Чтобы углепластик выглядел как металл, на него надета тончайшая металлическая трубочка-зеркало. Получается материал в два раза легче титана и в полтора – прочнее. Это единственный способ уложиться в вес. Никто в мире моделизма, кроме RusJet, такими технологиями не обладает.
В модели все должно работать как настоящее. Например, регулируемое сопло. Его надо было выполнить как полную имитацию, но не из металла. При этом оно должно быть легким, держать высокую температуру и не расплавиться – ведь реактивный двигатель настоящий! «Когда я работал инженером-испытателем в Летно-исследовательском институте им. Громова, я как раз испытывал это сопло, – вспоминает Виталий. – Были проблемы: на большом сверхзвуке оно вспучивалось и пластинки расходились. С моделью нам тоже пришлось нелегко».
Чемпионский МиГ-29 не только инженерный, но и ювелирный шедевр: степень детализации невероятная, каждая заклепка, каждый шуруп, даже потертости – все на месте. Внутри кабины все приборы точны до мельчайшей надписи; чтобы убедиться в этом, требуется увеличительное стекло – каждая малюсенькая стрелка на своем месте. Тонкость работы настолько завораживает, что невольно на ум приходит сравнение со знаменитым позолоченным механическим павлином из Эрмитажа – часовым автоматом XVIII века работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри. Впрочем, сравнение не в пользу английских механиков: при такой же тонкости работы изделие российских мастеров еще и летает со скоростью 350 км/ч.
Виталий Робертус – шеф-пилот АСК «Русджет», 6-кратный Чемпион Мира по реактивным моделям-копиям Jet World Masters
Чемпионат jwm-2023 – безоговорочный триумф российской команды
С 11 по 21 октября в китайском городе Rongcheng прошел чемпионат мира по р/у моделям-копиям реактивных самолетов JWM-2023. В нем принимали участие 49 пилотов из 15 стран. Россию представляли семь пилотов и четверо из них поднялись на пьедестал почета! Два золота и два серебра у нашей команды!
Чемпионаты серии JWM (Jet World Masters) проводятся раз в два года. На чемпионате соревнуются спортсмены с моделями-копиями реактивных самолетов в двух классах: «большой» – вес модели до 20 кг и «малый» – вес до 13,5 кг.
Итоговая оценка складывается из двух составляющих: 50% дает статическая оценка, которая показывает степень достоверности модели прототипу, вторые 50% даются за выполнение полетной программы. На полетную программу отводится три тура, два лучших из них берутся в итоговый результат.
Чемпионат проводится с 1995 года. Российские пилоты участвуют в нем с 2003 года.
В 2023 году, впервые в истории чемпионатов серии JWM (Jet World Masters) российские спортсмены завоевали первое командное место, и впервые сместили с первой ступени пьедестала бессменных лидеров предыдущих 22 лет – команду Германии.
Десять дней чемпионата были волнительны не только для наших ребят, но и для всех любителей и спортсменов-авиамоделистов, которые очень переживали за нашу команду, ведь борьба там разворачивалась не шуточная. В Rongcheng приехали лучшие пилоты мира, но, так сложилось, что основное противоборство последние 10 лет идет между командами России и Германии.
Во время чемпионата немало драматичных моментов пришлось пережить нашей команде. Это и сильное повреждение одной из тренировочных моделей при аварийной посадке из-за отказа канала управления как следствие засоренности эфира. Надо отдать должное организаторам чемпионата, они сделали всё, чтобы устранить радиопомехи. Но в отношении очень сильного ветра даже китайцы были бессильны!
Во всех трёх турах все семь участников отлетали без нулевых оценок и существенных технических проблем – одно это уже огромное достижение!
Статическую оценку опубликовали только после завершения третьего тура. В целом оценка статики была адекватной, но отрывы наших лидирующих спортсменов с каждым годом всё уменьшают, чтобы давать больше шансов другим участникам конкурировать с российской сборной.
Ювелирная работа
Мы сидим в мастерской RusJet с бессменным лидером команды Виталием Робертусом. Вдоль стен на стеллажах развешаны огромные реактивные модели, герои предыдущих соревнований. А в центре на столе стоит нынешний абсолютный мировой рекордсмен – точнейшая копия МиГ-29 в масштабе 1:4,75. В мире нет более сложной, более точной модели. Когда ее видят профессионалы, они понимают, что на большее авиамоделизм просто не способен. Впрочем, так говорят после каждой новой модели RusJet.
«Чем мы отличаемся от всех остальных? – говорит Виталий. – Есть два подхода для участия в соревнованиях. Первый – когда используют готовый набор для сборки планера, который выпускают разные производители. Ты модифицируешь его, уточняешь, подправляешь какие-то детали, но делаешь модель на основе набора. Однако, поскольку соревнования касаются точности изготовления модели, она должна быть безусловная, точно соответствовать конкретному прототипу. Например, у нашего МиГ-29 есть брат-близнец в реальной жизни, с такими же потертостями, щелями, заклепками, повреждениями от воздуха. Только в пять раз больше».Чтобы достичь такой точности, нужно делать модели с нуля, причем каждую деталь, что увеличивает время изготовления в два-три раза. Сейчас полный цикл создания модели в RusJet занимает около пяти лет, но первая чемпионская модель – Як-130– делалась семь. Причем первые два года уходят на сбор документации и фотографирование реального прототипа. Потом требуется создать точную 3D-модель на компьютере и, самое главное, сделать матрицы. Современные технологии позволяют значительно сократить время: раньше делали мастер-модель и потом снимали матрицу с нее, сейчас же матрица фрезеруется сразу на точных станках под готовую деталь.
«У нашего МиГ-29 есть брат-близнец в реальной жизни, с точно такими же потертостями, щелями, заклепками, повреждениями от воздуха. Только в пять раз больше».