Законны ли полеты квадрокоптера над частными домами?
Наш дом в деревне стоит на отшибе, обнесен высоким забором. Ни с улицы, ни из соседних домов не видно, что происходит на участке. К нам в гости часто приезжают друзья. Из-за своей профессиональной деятельности они люди закрытые – не ходят по ресторанам, не гуляют на корпоративах. А у нас в деревне они могут позволить себе сменить строгие костюмы на шорты, каблуки – на сланцы, ходить без прически и макияжа. Мы накрываем стол на веранде, готовим на костре, играем в мафию, танцуем, отдыхаем душой и телом. В этом году наш летний отдых был испорчен. Стоило к нашему дому подъехать чужой машине, как через некоторое время над участком зависал чей-то дрон. Случалось это не раз и не два. Мы уже стол в доме накрывать стали. Но стоило мужчинам выйти на балкон покурить, дрон тут как тут. Зависает в паре метров от них, видимо, видеосъемку ведет. Выяснить, кто у нас в деревне такой любопытный, нам не удалось. Но многие соседи тоже жаловались, что прилетает он и к ним.
Друзья, понятное дело, приезжать стали реже. Не хотят они увидеть видео или фото со своим участием где-нибудь в интернете.
Еще одна жительница района пожаловалась на квадрокоптер, что зависает над ее участком, когда она выходит загорать у себя на участке. Жалуется, топлес в шезлонге не полежишь.
У нас рядом с деревней сады коллективные. Скорее всего, дрон из них прилетает – молодежь развлекается. Но мне интересно, насколько их действия законны? Участок – моя частная собственность, а воздушное пространство над ним? Можно ли считать это вторжением в мою частную жизнь? Как собственника этого аппарата установить и что делать, если снимки загорающей меня где-то в интернете всплывут?
Как выясняется, незваные гости – проблема не только частного сектора. Ковровчанка рассказала, что к ним квадрокоптер прилетает в городскую квартиру. Вернее, к окнам квартиры на 5-м этаже. У них с супругом даже конфликт из-за этого произошел. Мужчина предположил, что у жены поклонник появился.
Обязанности дроноводов
Что касается пользования дронами и жалоб на них, то эти вопросы можно разбить на две части: насколько законны полёты дронов над частной территорией и что можно сделать тем, кому не нравится зависший над участком очередной незваный гость?
Что касается владельцев дронов, то 27 сентября вступили в силу требования об обязательной регистрации всех беспилотных летательных аппаратов массой более 250 грамм.
Для постановки дрона на учёт необходимо заполнить заявление на официальном сайте Росавиации. Регистрацию дрона следует осуществить в течение 10 рабочих дней после его приобретения или ввоза на территорию РФ. На каждого дрона заведут индивидуальную учетную запись. При утере или хищении дрона владелец обязан подать заявление.
Во время полётов беспилотников, так же как и других воздушных судов, должны соблюдаться федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Для полётов в населенном пункте требуется разрешение органа местного самоуправления. Вне населённых пунктов существует масса зон, где полёты дронов полностью запрещены (аэропорты, военные базы, места лишения свободы и т.п.) и ваш летательный аппарат могут сбить на законных основаниях.
За нарушение федеральных правил использования воздушного пространства (а это относится и к полетам дронов) предусмотрено наложение административного штрафа. Обычным гражданам придётся заплатить от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
И права обычных граждан
Если полиция или вы сами сможете найти владельца дрона, то его могут привлечь к ответственности в случае отсутствия регистрации на беспилотнике или в случае отсутствия разрешения на полёт. Однако если с документами у владельца дрона всё в порядке, ситуация для вас будет не самая перспективная.
На какой высоте над вашим участком кончаются ваши права? Ответа в действующем законодательстве нет. Земельный и Гражданский кодексы описывают земельный участок как часть земной поверхности. А вот вопрос о воздушном пространстве над ним никак не регулируется. Однако если вы сможете доказать, что полёт дрона мешает комфортному пребыванию на своей собственности, то сможете обязать его владельца не летать над вашим участком ниже определённой высоты.
Нарушает ли съёмка дроном садового участка неприкосновенность частной жизни? Закон разрешает снимать в нашей стране совершенно любые объекты, кроме специально оговоренных. Другое дело, что размещать в интернете снятое вне публичных мест можно только с согласия тех, кто является основным объектом съёмки, т.е. занимает большую часть кадра. Но и тут именно вам придётся доказывать, что размещённое видео нарушает ваше право на изображение и на неприкосновенность частной жизни.
Лопатой по дрону?
В интернете есть масса предложений о продаже глушителей Wi-Fi и радиочастот. Продавцы утверждают, что их товар глушит сигнал оператора дрона и квадрокоптер теряет управление.
Но перед их приобретением стоит внимательно ознакомиться с постановлением «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» – вы сами можете быть привлечены к ответственности за использование таких «глушилок».
Но, положим, вам повезло, и дрон попал вам в руки. Единственное, что вы сможете сделать – сдать его в полицию, дабы она нашла владельца и привлекла его к административной ответственности. А вот если вы попытаетесь повредить дрон, то к уголовной ответственности за повреждение или уничтожение чужого имущества будете привлечены вы сами. Многие из видеокамер, установленных на дронах, не имеют своей карты памяти и передают картинку хозяину. Потому доказательства того, где и как был повреждён дрон, у него будут.
P.S. Принятые правила полёта дронов ещё слишком «сырые» и их, по всей видимости, будут дорабатывать. Так, волонтеры поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» напоминают: при поиске пропавших людей дорога каждая минута. От того, как быстро начинаются поиски, зависит жизнь человека. И согласовывать полет дронов с различными инстанциями у них просто нет времени.
Я. КАБАНОВ
Информация министерства транспорта рф от 28 января 2023 г. информационный бюллетень о порядке использования воздушного пространства российской федерации беспилотными воздушными судами
В последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации (далее – нарушения), допущенных гражданами – владельцами беспилотных воздушных судов (далее – БВС).
Наибольшую опасность представляли случаи несанкционированного запуска БВС в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок), которые могли повлечь за собой угрозу для безопасности полетов, а также запуски БВС над населенными пунктами, представляющие угрозу для безопасности людей и объектов на земле.
Основное количество нарушений было совершено владельцами БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг при выполнении полетов в частных целях.
В большинстве случаев допускаемые нарушения связаны с незнанием владельцами БВС правил использования воздушного пространства Российской Федерации и факторов опасности, связанных с запуском БВС.
В целях исключения случаев несанкционированных запусков беспилотных гражданских воздушных судов обращаем внимание граждан – владельцев БВС на следующие требования воздушного законодательства Российской Федерации.
Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2023 N 658, и Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденным приказом Росавиации от 28.10.2023 N 1040-П.
Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации”, утвержденным приказом Минтранса России от 05.12.2023 N 457.
Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 N 138 (далее – Федеральные правила).
Для выполнения полетов БВС Федеральными правилами установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.
Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства, за исключением полетов БВС, предусмотренных пунктом 52(1) Федеральных правил.
Направление представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином – владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2023 N 13.
На сайте ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” для владельцев БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, прошедших процедуру учета БВС в Российской Федерации, предоставлена возможность самостоятельной регистрации в Системе представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ) и направления в оперативные органы ЕС ОрВД представлений на установление временного и местного режимов, а также плана полета БВС.
Для владельцев БВС, которые не прошли вышеуказанную процедуру, предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Контактная информация, необходимая для направления плана полета воздушного судна (БВС), размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/.
Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС.
Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2023 N 171.
Планирование и координирование использования воздушного пространства в осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами “Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации”, утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2023 N 6.
При необходимости использования воздушного пространства БВС (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
Пунктом 52(1) Федеральных правил предусмотрен упрощенный порядок использования воздушного пространства в случае выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности в воздушном пространстве:
вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;
на удалении более 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
Для выполнения вышеуказанных полетов БВС не требуется представление соответствующего плана полета, получение разрешения на использование воздушного пространства, а также направление представления на установление временных, местных режимов и кратковременных ограничений.
Актуальная информация о границах и условиях использования элементов структуры воздушного пространства публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации и находится в сети “Интернет” на сайте филиала “Центр Аэронавигационной Информации” ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” – www.caiсa.ru, в разделе ENR 2 “Воздушное пространство ОВД” по адресам:
http://www.caica.ru/common/AirInter/validaip/html/rus.htm; http://www.caica.ru/common/AirClassABV/validaip2/html/rus.htm; http://www.caica.ru/common/AirClassGDE/validaip4/html/rus.htm.
При планировании полетов БВС следует обратить внимание, что над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса – воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.
В приграничной полосе запрещены полеты без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации, пункты управления БВС, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения, позволяющую осуществлять контроль за полетом БВС.
Соответствующими приказами Минтранса России в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов, информация по которым находится в открытом доступе в сети “Интернет”.
Согласно пункту 40 Федеральных правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства (граждане – владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети “Интернет”.
За нарушение правил использования воздушного пространства Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 11.4) установлена соответствующая ответственность граждан, должностных и юридических лиц.
Минтранс назвал наиболее распространенные нарушения, которые допускают граждане – владельцы беспилотников. Речь идет о несоблюдении порядка использования воздушного пространства РФ. Чаще всего встречаются несанкционированные запуски БВС в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) и над населенными пунктами.
Ведомство разъяснило правила выполнения полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг.
С дроном на кипр – страница 2 – юридический раздел
Только приехал с Кипра.
Регал через автоформу как и писали ранее. Письмо никакое не приходит. Просто написано подтверждение, что типа данные внесены в их БД авиаведомства.
Просто рег.данные распечатываете перед нажатием кнопки и все. ID – это номер загран паспорта.
При провозе в Авиакомпании Россия уточнил. Все можно провозить. Так как лопасти пластиковые можно не снимать.
Туда вообще не открывал ничего.
Обратно просто крышку с кофра открыл и ноут. Как обычно в Евросоюзе. Никаких вопросов не было. В аэпорту Ларкаки в дутике продаются и Мавик и Спарк.
На всякий случай везде таскал с собой с дроном распечатку рег данных. Ну и на дроне наклейка на английском с реквизитами (возил в Латвию там летали, там надо наклейку на дрон и все.)
Летали в районе Фамагуста в Айяна-Напе.
Соблюдали правила из их списка на сайте. Все без проблем. Переодически собирались зеваки посмотреть что же там жужжит.
Аккуратнее в районе мыса Греко. Смотрите карту на MapsMe она показывает предупреждения.
Брал 2 аккума. мало. Ветер. Надо было все 3 взять. Летать в районе Айяна-Напы одно удовольствие. Шикарные виды. Водица светло бирюзового света. А в районе голубой лагуны, так точно прям голубого. Вид камерой вниз в разделение береговой линии крутой вид.
Берите полярик и ND шки фильтры. Солнце очень яркое.
Не взлетайте выше 30 метров и держите дрон в пределах видимости. Летает много парашутов на веревках с катерами.
§
Только приехал с Кипра.
Регал через автоформу как и писали ранее. Письмо никакое не приходит. Просто написано подтверждение, что типа данные внесены в их БД авиаведомства.
Просто рег.данные распечатываете перед нажатием кнопки и все. ID – это номер загран паспорта.
При провозе в Авиакомпании Россия уточнил. Все можно провозить. Так как лопасти пластиковые можно не снимать.
Туда вообще не открывал ничего.
Обратно просто крышку с кофра открыл и ноут. Как обычно в Евросоюзе. Никаких вопросов не было. В аэпорту Ларкаки в дутике продаются и Мавик и Спарк.
На всякий случай везде таскал с собой с дроном распечатку рег данных. Ну и на дроне наклейка на английском с реквизитами (возил в Латвию там летали, там надо наклейку на дрон и все.)
Летали в районе Фамагуста в Айяна-Напе.
Соблюдали правила из их списка на сайте. Все без проблем. Переодически собирались зеваки посмотреть что же там жужжит.
Аккуратнее в районе мыса Греко. Смотрите карту на MapsMe она показывает предупреждения.
Брал 2 аккума. мало. Ветер. Надо было все 3 взять. Летать в районе Айяна-Напы одно удовольствие. Шикарные виды. Водица светло бирюзового света. А в районе голубой лагуны, так точно прям голубого. Вид камерой вниз в разделение береговой линии крутой вид.
Берите полярик и ND шки фильтры. Солнце очень яркое.
Не взлетайте выше 30 метров и держите дрон в пределах видимости. Летает много парашутов на веревках с катерами.
§
Вчера вернулся с Кипра.
Никаких вопросов в аэропорту ни в Мск ни в Ларнаке не возникло, дрон никто не досматривал.
Чуть упростился порядок регистрации. Я сперва написал письмо как советовали тут, в ответ пришло такое:
Dear user,
Regarding your email below, we would like to inform you that all information regarding drone operation in Cyprus, registration, regulation, etc can be found on the Departments website for UAV/DRONES (www.drones.gov.cy ). All drone users are required to declare their drone on the website. The drone registration is automatic for the open category and the details are recorded in the Department’s database.
The open category is only for drones with total takeoff mass under 3kg and the drone flight must be only for personal / recreational use. All conditions, requirements and restrictions of the open category in the Statutory Instrument 402/2023 must be met and followed by drone operators. Please allow us to draw your attention to the maximum flight height of 50m and always away from residential areas and people. A safety distance of 8km must always be maintained from the airports as well as 3km from heliports. A drone should not be flown over military or other public utility facilities, and not over archaeological sites. Always keep the drone in sight and respect the privacy of other people in the area.
Drones with total takeoff mass of more than 3kg or for commercial operations, in accordance with the above legislation, fall under the special category which requires the operator to be a holder of a drone/pilot licence and also of a drone operating licence, issued by Department of Civil Aviation Cyprus.
For any further information please do not hesitate to contact us.
Best regards,
RPAS/UAV Team
Т.е. теперь не нужно никуда писать электрописьма, если дрон до 3-х кг проходишь по ссылке
https://www.drones.g…ome_en?openform и регистрируешь его по форме, т.о. он автоматически попадает в базу.
По опыту полетов там – никому ты там нафиг не нужен при соблюдении элементарных правил.
§
Вчера вернулся с Кипра.
Никаких вопросов в аэропорту ни в Мск ни в Ларнаке не возникло, дрон никто не досматривал.
Чуть упростился порядок регистрации. Я сперва написал письмо как советовали тут, в ответ пришло такое:
Dear user,
Regarding your email below, we would like to inform you that all information regarding drone operation in Cyprus, registration, regulation, etc can be found on the Departments website for UAV/DRONES (www.drones.gov.cy ). All drone users are required to declare their drone on the website. The drone registration is automatic for the open category and the details are recorded in the Department’s database.
The open category is only for drones with total takeoff mass under 3kg and the drone flight must be only for personal / recreational use. All conditions, requirements and restrictions of the open category in the Statutory Instrument 402/2023 must be met and followed by drone operators. Please allow us to draw your attention to the maximum flight height of 50m and always away from residential areas and people. A safety distance of 8km must always be maintained from the airports as well as 3km from heliports. A drone should not be flown over military or other public utility facilities, and not over archaeological sites. Always keep the drone in sight and respect the privacy of other people in the area.
Drones with total takeoff mass of more than 3kg or for commercial operations, in accordance with the above legislation, fall under the special category which requires the operator to be a holder of a drone/pilot licence and also of a drone operating licence, issued by Department of Civil Aviation Cyprus.
For any further information please do not hesitate to contact us.
Best regards,
RPAS/UAV Team
Т.е. теперь не нужно никуда писать электрописьма, если дрон до 3-х кг проходишь по ссылке
https://www.drones.g…ome_en?openform и регистрируешь его по форме, т.о. он автоматически попадает в базу.
По опыту полетов там – никому ты там нафиг не нужен при соблюдении элементарных правил.
§
Только приехал с Кипра.
Регал через автоформу как и писали ранее. Письмо никакое не приходит. Просто написано подтверждение, что типа данные внесены в их БД авиаведомства.
Просто рег.данные распечатываете перед нажатием кнопки и все. ID – это номер загран паспорта.
При провозе в Авиакомпании Россия уточнил. Все можно провозить. Так как лопасти пластиковые можно не снимать.
Туда вообще не открывал ничего.
Обратно просто крышку с кофра открыл и ноут. Как обычно в Евросоюзе. Никаких вопросов не было. В аэпорту Ларкаки в дутике продаются и Мавик и Спарк.
На всякий случай везде таскал с собой с дроном распечатку рег данных. Ну и на дроне наклейка на английском с реквизитами (возил в Латвию там летали, там надо наклейку на дрон и все.)
Летали в районе Фамагуста в Айяна-Напе.
Соблюдали правила из их списка на сайте. Все без проблем. Переодически собирались зеваки посмотреть что же там жужжит.
Аккуратнее в районе мыса Греко. Смотрите карту на MapsMe она показывает предупреждения.
Брал 2 аккума. мало. Ветер. Надо было все 3 взять. Летать в районе Айяна-Напы одно удовольствие. Шикарные виды. Водица светло бирюзового света. А в районе голубой лагуны, так точно прям голубого. Вид камерой вниз в разделение береговой линии крутой вид.
Берите полярик и ND шки фильтры. Солнце очень яркое.
Не взлетайте выше 30 метров и держите дрон в пределах видимости. Летает много парашутов на веревках с катерами.