Национальные законы о БПЛА

Национальные законы о БПЛА Квадрокоптеры

Белоруссия

В “Синеокой” вопросом регистрации и регулирования эксплуатации дронов Совет министров озаботился в 2023-2023 годах. С 28 августа 2023 вступили в силу “Правила использования авиамоделей”, которые отличаются большой жесткостью и целым рядом неудобных ограничений.

Сейчас идет работа по смягчению некоторых правил, однако она пока не завершена, и туристам следует ориентироваться на существующие нормы. Белорусское законодательство в некоторых вопросах оказалось жестче российского. С сентября 2023 года легально управлять дронами могут только члены “Белорусской федерации беспилотной авиации”. Незаконное управление дроном грозит штрафом и конфискацией аппарата.

Правила устанавливают понятие зон, где запрещено пилотирование любых летательных аппаратов без разрешения государственных структур, которые имеют непосредственное отношение к таким зонам. О конкретном перечне таких зон можно узнать из документов Министерства обороны и Министерства транспорта и коммуникаций.

Перед производством воздушной съемки нужно за три-четыре дня подать заявку в Министерство обороны, а также получить разрешение от “Белаэронавигации” (оно включает даже медицинское разрешение на пилотирование). Весь отснятый материал следует показать представителям военных.

Кроме ограничений по зонам полетов вводится ограничение по высоте, что характерно для многих других национальных законов. В Белоруссии вы не сможете поднимать свой дрон на высоту более 100 метров (в других странах этот показатель не сильно отличается).

Самое интересное, что вопросы пилотирования БПЛА лежат также в компетенции транспортной инспекции (наземный транспорт). И представители этой структуры могут (имеют право) затребовать у вас все документы на летательный аппарат. Среди неприятных особенностей местного законодательства эксперты и владельцы БПЛА также отмечают нечеткий характер норм, проблемы с классификацией аппаратов и терминологией, а также проблемы использования частот для управления БПЛА.

Смотрите про коптеры:  Разрешение на полет дрона в 2023-м

Где нельзя летать на коптерах в россии

Глобальные меры противодействия

Логика развития средств нападения и защиты всегда такова, что вначале появляются средства нападения и лишь затем, иногда через довольно значительный промежуток времени, удается противопоставить новой угрозе средства защиты.

Специалисты в военной области давно работают над системами и мерами противодействия БПЛА для целей военной безопасности. Однако взятые отдельно друг от друга в большинстве своем эти средства неэффективны в городских условиях или не могут быть применены по санитарным и иным ограничениям.

Их плюсы и минусы, в особенности средств обнаружения дронов, достаточно профессионально рассмотрены в статье Дениса Грознова “Дроны и системы охраны: ПВО в миниатюре”, опубликованной в журнале “Системы безопасности” № 5/2023 (стр. 62–63)6.

Возникает вопрос: можно ли при существующей системе обеспечения общественной безопасности имеющимися на вооружении органов правопорядка силами и средствами обеспечить защиту объектов гражданской инфраструктуры и людей в местах массового пребывания от всех возможных угроз, связанных с применением БПЛА? Безусловно, нет!

Это невозможно, даже если сосредоточить на прикрытии таких объектов все существующие в стране силы и средства противовоздушной обороны. И не потому, что их недостаточно. Просто они и не предназначены для решения этих задач.

Поэтому совершенно неверны рассуждения о том, что борьба с БПЛА – дело только военных. Какой же выход из сложившегося положения?

Попытаемся тезисно изложить свою точку зрения.

  1. На наш взгляд, требуется федеральная программа, предусматривающая разработку и реализацию комплекса взаимоувязанных мер правового, организационного и технического регулирования применения беспилотных летательных аппаратов в районах нахождения критически важных объектов инфраструктуры и мест массового скопления людей. Рискуя навлечь на себя огонь критики, все же считаем, что на первом этапе этой программы в условиях невозможности обеспечить действенный контроль за приобретением и применением БПЛА должны быть введены жесткие ограничения (запрет), вплоть до уголовной ответственности, на использование каких-либо типов БПЛА в районах населенных пунктов, вблизи мест массового скопления людей или критически важных объектов, кроме специально предусмотренных случаев. Из 500 тыс. беспилотников в Российской Федерации, как следует из оперативных данных Росавиации, по состоянию на 24 ноября текущего года зарегистрировано всего 8,3 тыс. аппаратов7Это связано с тем, что коммерческие и иные преимущества от использования дронов гораздо менее очевидны, чем заложенные в них потенциальные угрозы общественной безопасности. Ведь ни у кого не вызывает сомнение запрет на ношение в общественных местах опасных взрывчатых или химических веществ. Почему средство повышенной опасности, парящее у вас над головой, несущее на себе непонятно что и управляемое неизвестно кем, должно вызывать другую реакцию?
  2. Одним из ключевых элементов программы должны стать предупреждение и профилактика преступлений, связанных с применением БПЛА: выявление мест изготовления и ввоза комплектующих к ним, подготовки операторов дронов и другие меры оперативного характера.
  3. Важной представляется разработка перечня категорий объектов, подлежащих защите от действий БПЛА, обязательных правил и требований по их защите.
  4. Необходимо установить периметры безопасности вокруг таких объектов, допускающие безусловное уничтожение БПЛА в случае пересечения их границ.
  5. С учетом зависимости систем управления большинства дронов от наличия и режимов работы источников электромагнитных полей определенных диапазонов частот и радиоканалов управления, а также каналов радионавигации следует активнее применять меры энергетического и частотного ограничения таких источников и каналов в районах возможного противоправного применения БПЛА.
  6. Для непосредственной защиты объектов городской инфраструктуры и мест массового пребывания людей необходима разработка и создание комплексов и систем, позволяющих своевременно обнаруживать запуск и полет БПЛА, идентифицировать его, эффективно (до рубежа выполнения дроном задачи) осуществлять перехват, нейтрализацию или физическое уничтожение.

Однако только эти меры, конечно, не остановят террористов.

Грузия

Официальные отношения между Россией и Грузией довольно прохладные. Тем не менее, граждане нашей страны активно пользуются безвизовым режимом (для россиян) и, разумеется, хотят запечатлеть прекрасные горные ландшафты и древние памятники бывшей советской республики. Что же нужно знать тем российским туристам, которые захотят сделать это с помощью дрона, оборудованного камерой?

Новые правила в отношении беспилотников действуют в Грузии с осени 2023 года. С 1 ноября необходимо производить регистрацию всех БПЛА, вес которых больше пяти килограммов. Регистрацию следует проводить в Агентстве гражданской авиации республики. Если вы этого не сделаете, то запускать беспилотник будет нельзя.

И если вы снова посетите Грузию со своим квадрокоптером через два года, то регистрацию следует повторить. Дрон никогда не разрешат зарегистрировать лицу младше 16 лет. Как и в ряде других стран, у вашего коптера должна быть маркировка с опознавательным номером, который состоит из 5 цифр.

Нормы, которые стали действовать с 1 сентября (именно так!), запрещают поднимать дрон на высоту более 122 м, а максимальную скорость ограничивают в 160 км/ч. Ограничивается и вес эксплуатируемых дронов. Свободное пилотирование допускается только для тех БПЛА, вес которых не более 250 г.

Особые ограничения касаются БПЛА весом выше 25 кг. Вы не можете запускать такие машины без особого разрешения властей, а максимальная скорость такого аппарата не должна быть больше 54 км/ч. Оператор обязан управлять таким дроном на расстоянии, безопасном для людей и различных объектов инфраструктуры (50 м). Запрещено приближаться к аэропортам на расстояние ближе 6 км.

Достаточно жесткие ограничения имеются для коммерческих дронов, владельцам которых придется получать специальные разрешения. Кроме того, правила особо оговаривают запреты на транспортировку людей и грузов с помощью беспилотников, запрещают приближаться к государственной границе и управлять несколькими дронами сразу.

Законны ли полеты квадрокоптера над частными домами?

Минувшим летом в редакцию поступило сразу несколько жалоб на проблему вторжения квадрокоптеров в частную жизнь людей. Описанные ими ситуации схожи.

Наш дом в деревне стоит на отшибе, обнесен высоким забором. Ни с улицы, ни из соседних домов не видно, что происходит на участке. К нам в гости часто приезжают друзья. Из-за своей профессиональной деятельности они люди закрытые – не ходят по ресторанам, не гуляют на корпоративах. А у нас в деревне они могут позволить себе сменить строгие костюмы на шорты, каблуки – на сланцы, ходить без прически и макияжа. Мы накрываем стол на веранде, готовим на костре, играем в мафию, танцуем, отдыхаем душой и телом. В этом году наш летний отдых был испорчен. Стоило к нашему дому подъехать чужой машине, как через некоторое время над участком зависал чей-то дрон. Случалось это не раз и не два. Мы уже стол в доме накрывать стали. Но стоило мужчинам выйти на балкон покурить, дрон тут как тут. Зависает в паре метров от них, видимо, видеосъемку ведет. Выяснить, кто у нас в деревне такой любопытный, нам не удалось. Но многие соседи тоже жаловались, что прилетает он и к ним.
Друзья, понятное дело, приезжать стали реже. Не хотят они увидеть видео или фото со своим участием где-нибудь в интернете.
Еще одна жительница района пожаловалась на квадрокоптер, что зависает над ее участком, когда она выходит загорать у себя на участке. Жалуется, топлес в шезлонге не полежишь.
У нас рядом с деревней сады коллективные. Скорее всего, дрон из них прилетает – молодежь развлекается. Но мне интересно, насколько их действия законны? Участок – моя частная собственность, а воздушное пространство над ним? Можно ли считать это вторжением в мою частную жизнь? Как собственника этого аппарата установить и что делать, если снимки загорающей меня где-то в интернете всплывут?
Как выясняется, незваные гости – проблема не только частного сектора. Ковровчанка рассказала, что к ним квадрокоптер прилетает в городскую квартиру. Вернее, к окнам квартиры на 5-м этаже. У них с супругом даже конфликт из-за этого произошел. Мужчина предположил, что у жены поклонник появился.

Обязанности дроноводов

Что касается пользования дронами и жалоб на них, то эти вопросы можно разбить на две части: насколько законны полёты дронов над частной территорией и что можно сделать тем, кому не нравится зависший над участком очередной незваный гость?
Что касается владельцев дронов, то 27 сентября вступили в силу требования об обязательной регистрации всех беспилотных летательных аппаратов массой более 250 грамм.
Для постановки дрона на учёт необходимо заполнить заявление на официальном сайте Росавиации. Регистрацию дрона следует осуществить в течение 10 рабочих дней после его приобретения или ввоза на территорию РФ. На каждого дрона заведут индивидуальную учетную запись. При утере или хищении дрона владелец обязан подать заявление.
Во время полётов беспилотников, так же как и других воздушных судов, должны соблюдаться федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Для полётов в населенном пункте требуется разрешение органа местного самоуправления. Вне населённых пунктов существует масса зон, где полёты дронов полностью запрещены (аэропорты, военные базы, места лишения свободы и т.п.) и ваш летательный аппарат могут сбить на законных основаниях.
За нарушение федеральных правил использования воздушного пространства (а это относится и к полетам дронов) предусмотрено наложение административного штрафа. Обычным гражданам придётся заплатить от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

И права обычных граждан

Если полиция или вы сами сможете найти владельца дрона, то его могут привлечь к ответственности в случае отсутствия регистрации на беспилотнике или в случае отсутствия разрешения на полёт. Однако если с документами у владельца дрона всё в порядке, ситуация для вас будет не самая перспективная.
На какой высоте над вашим участком кончаются ваши права? Ответа в действующем законодательстве нет. Земельный и Гражданский кодексы описывают земельный участок как часть земной поверхности. А вот вопрос о воздушном пространстве над ним никак не регулируется. Однако если вы сможете доказать, что полёт дрона мешает комфортному пребыванию на своей собственности, то сможете обязать его владельца не летать над вашим участком ниже определённой высоты.
Нарушает ли съёмка дроном садового участка неприкосновенность частной жизни? Закон разрешает снимать в нашей стране совершенно любые объекты, кроме специально оговоренных. Другое дело, что размещать в интернете снятое вне публичных мест можно только с согласия тех, кто является основным объектом съёмки, т.е. занимает большую часть кадра. Но и тут именно вам придётся доказывать, что размещённое видео нарушает ваше право на изображение и на неприкосновенность частной жизни.

Лопатой по дрону?

В интернете есть масса предложений о продаже глушителей Wi-Fi и радиочастот. Продавцы утверждают, что их товар глушит сигнал оператора дрона и квадрокоптер теряет управление.
Но перед их приобретением стоит внимательно ознакомиться с постановлением «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» – вы сами можете быть привлечены к ответственности за использование таких «глушилок».
Но, положим, вам повезло, и дрон попал вам в руки. Единственное, что вы сможете сделать – сдать его в полицию, дабы она нашла владельца и привлекла его к административной ответственности. А вот если вы попытаетесь повредить дрон, то к уголовной ответственности за повреждение или уничтожение чужого имущества будете привлечены вы сами. Многие из видеокамер, установленных на дронах, не имеют своей карты памяти и передают картинку хозяину. Потому доказательства того, где и как был повреждён дрон, у него будут.

P.S. Принятые правила полёта дронов ещё слишком «сырые» и их, по всей видимости, будут дорабатывать. Так, волонтеры поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» напоминают: при поиске пропавших людей дорога каждая минута. От того, как быстро начинаются поиски, зависит жизнь человека. И согласовывать полет дронов с различными инстанциями у них просто нет времени.

Я. КАБАНОВ

Защита в масштабах города

Создание городской системы противодействия противоправному применению БПЛА необходимо строить с учетом рассмотренных выше характеристик и особенностей использования БПЛА, отечественного и зарубежного опыта организации противовоздушной обороны объектов, существующего и перспективного уровня технологических разработок в данной области. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:

  1. Должна быть осуществлена всесторонняя оценка городских объектов, для которых противоправное применение БПЛА потенциально опасно, и разработаны модели угроз для каждого такого объекта с учетом применения БПЛА, возможные сценарии действий в рамках каждой из таких моделей.
  2. Необходимо создание круглосуточных маловысотных полей мониторинга воздушного пространства вокруг критически важных объектов или на наиболее вероятных направлениях применения БПЛА. Такие поля должны формироваться путем комплексного применения всех эффективных средств мониторинга, использующих различные физические принципы обнаружения летательных аппаратов, допустимых к применению в населенных пунктах.
    Например, создание масштабной многопозиционной сети оптико-электронных и радиолокационных датчиков движения помогло бы снизить вероятность внезапного появления дронов на объектах города и своевременно принять предупредительные меры.
  3. Именно внезапность и то обстоятельство, что для запуска небольших БПЛА не нужна сложная инфраструктура, включая взлетно-посадочные площадки, делают их особенно опасными.
    Дрон может взлететь с территории ближайшего двора или из-за забора и не оставить времени на принятие решений по его нейтрализации.
    Следовательно, система защиты должна быть готова функционировать полностью в автоматическом режиме, без участия человека: обнаружил – идентифицировал – нейтрализовал.
  4. Необходима комбинация различных средств уничтожения, подавления и нейтрализации БПЛА, допустимых условиями их применения и безопасностью самого объекта и людей. Целесообразна в каждом конкретном случае своя комбинация таких средств и методов борьбы с БПЛА, исходя из оценки моделей угроз для объектов.
  5. Должна быть предусмотрена интеграция созданных комплексов обнаружения и нейтрализации БПЛА в уже существующие объектовые или ведомственные системы безопасности.
  6. Залогом успеха создания комплексной системы безопасности объектов города от БПЛА должна стать организация надежной единой межведомственной системы взаимодействия между всеми службами, силами и средствами, так или иначе включенными в контур противодействия БПЛА.
  7. Необходимо обеспечить обучение и подготовку специалистов для обслуживания и эксплуатации таких комплексов и систем. Для этого нужно разработать соответствующую методологическую основу, а также создать профессиональные обучающие курсы.

Информация министерства транспорта рф от 28 января 2023 г. информационный бюллетень о порядке использования воздушного пространства российской федерации беспилотными воздушными судами

В последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации (далее – нарушения), допущенных гражданами – владельцами беспилотных воздушных судов (далее – БВС).

Наибольшую опасность представляли случаи несанкционированного запуска БВС в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок), которые могли повлечь за собой угрозу для безопасности полетов, а также запуски БВС над населенными пунктами, представляющие угрозу для безопасности людей и объектов на земле.

Основное количество нарушений было совершено владельцами БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг при выполнении полетов в частных целях.

В большинстве случаев допускаемые нарушения связаны с незнанием владельцами БВС правил использования воздушного пространства Российской Федерации и факторов опасности, связанных с запуском БВС.

В целях исключения случаев несанкционированных запусков беспилотных гражданских воздушных судов обращаем внимание граждан – владельцев БВС на следующие требования воздушного законодательства Российской Федерации.

Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2023 N 658, и Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденным приказом Росавиации от 28.10.2023 N 1040-П.

Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации”, утвержденным приказом Минтранса России от 05.12.2023 N 457.

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 N 138 (далее – Федеральные правила).

Для выполнения полетов БВС Федеральными правилами установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства, за исключением полетов БВС, предусмотренных пунктом 52(1) Федеральных правил.

Направление представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином – владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2023 N 13.

На сайте ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” для владельцев БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, прошедших процедуру учета БВС в Российской Федерации, предоставлена возможность самостоятельной регистрации в Системе представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ) и направления в оперативные органы ЕС ОрВД представлений на установление временного и местного режимов, а также плана полета БВС.

Для владельцев БВС, которые не прошли вышеуказанную процедуру, предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Контактная информация, необходимая для направления плана полета воздушного судна (БВС), размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС.

Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2023 N 171.

Планирование и координирование использования воздушного пространства в осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами “Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации”, утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2023 N 6.

При необходимости использования воздушного пространства БВС (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Пунктом 52(1) Федеральных правил предусмотрен упрощенный порядок использования воздушного пространства в случае выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности в воздушном пространстве:

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;

на удалении более 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Для выполнения вышеуказанных полетов БВС не требуется представление соответствующего плана полета, получение разрешения на использование воздушного пространства, а также направление представления на установление временных, местных режимов и кратковременных ограничений.

Актуальная информация о границах и условиях использования элементов структуры воздушного пространства публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации и находится в сети “Интернет” на сайте филиала “Центр Аэронавигационной Информации” ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” – www.caiсa.ru, в разделе ENR 2 “Воздушное пространство ОВД” по адресам:

http://www.caica.ru/common/AirInter/validaip/html/rus.htm; http://www.caica.ru/common/AirClassABV/validaip2/html/rus.htm; http://www.caica.ru/common/AirClassGDE/validaip4/html/rus.htm.

При планировании полетов БВС следует обратить внимание, что над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса – воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

В приграничной полосе запрещены полеты без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации, пункты управления БВС, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения, позволяющую осуществлять контроль за полетом БВС.

Соответствующими приказами Минтранса России в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов, информация по которым находится в открытом доступе в сети “Интернет”.

Согласно пункту 40 Федеральных правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства (граждане – владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети “Интернет”.

За нарушение правил использования воздушного пространства Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 11.4) установлена соответствующая ответственность граждан, должностных и юридических лиц.

Минтранс назвал наиболее распространенные нарушения, которые допускают граждане – владельцы беспилотников. Речь идет о несоблюдении порядка использования воздушного пространства РФ. Чаще всего встречаются несанкционированные запуски БВС в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) и над населенными пунктами.

Ведомство разъяснило правила выполнения полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг.

Колумбия (colombia)

Дроны менее 10 кг не требуют предварительного разрешения перед полетом. Беспилотники весом от 500 г до 10 кг считаются беспилотными летательными аппаратами класса А.

О любых несчастных случаях или подобных инцидентах следует немедленно сообщать в Авиационную группу по расследованию происшествий и несчастных случаев ОАЭАК. Контактную информацию можно найти по адресу: www.aerocivil.gov.co

Скорость дронов не может превышать 100 миль в час (160 км/час).

Пилоты должны держать свой дрон в пределах прямой видимости, чтобы радиус не превышал 500 м.

Дроны могут летать только в светлое время суток, через 15 минут после восхода солнца и за 15 минут до захода солнца.

Полеты не должны превышать 500 м над землей или водой.

Дроны должны находиться на расстоянии не менее 150 м от облаков.

Запрещается летать над перегруженными территориями или над толпами людей.

Запрещается летать во время плохой погоды.

Запрещается летать в пределах 5 км от аэропорта или летать в ограниченном воздушном пространстве.

А вот колумбийское правительство прямо-таки заморочилось.

Вы не можете использовать дрон весом более 25 кг.

Вы не можете использовать дрон с металлическими пропеллерами.

У дрона должен быть автопилот.

У дрона должна быть система GPS

Ваш дрон должен быть окрашен таким образом, чтобы он был четко виден. На дроне должно быть нанесено ваше имя и контактную информация.

Вы не можете летать над толпами людей.

Вы не можете летать в плохую погоду (а мы то и не знали).

Вы не можете летать в пределах 5 км (4,4 мили) от аэропорта или летать в ограниченном воздушном пространстве.

Вы не можете летать выше, чем на 500 футов (152 метра) или на расстоянии более 1460 футов (500 метров) от оператора.

Вы должны взять частный пилотный урок в учреждении, уполномоченном гражданской авиацией Aeronautica.

У вас должна быть страховка, которая покрывает ущерб третьим лицам (типа нашей ОСАГО).

Вы должны установить связь с ближайшей диспетчерской башней аэропорта до и во время каждого полета.

Вы должны подать план полета с авиационным органом не позднее, чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты полета.

Где-то я уже встречался со схожей бюрократией.

Правила постановки дрона на учет

Необходимость регистрации квадрокоптера напрямую зависит от его веса. Для наглядности всю информацию мы отразили на схеме.

Обязаны регистрировать квадрокоптеры массой более 250 грамм не только граждане, но и юридические лица, и государственные учреждения.

Процедура регистрации дронов, массой до 30 килограммов, прописана в Постановлении Правительства РФ от 25.05.2023 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации».

В заявлении указывается:

  1. наименование, серийный номер и технические характеристики дрона;
  2. информация об изготовителе;
  3. ФИО или наименование организации – владельца квадрокоптера, а также адрес места регистрации, электронная почта и контактный номер телефона.

К заявлению прилагаются копии документов и фотография беспилотника.

Если гражданин или юридическое лицо хочет зарегистрировать несколько дронов одного наименования, то составляется одно заявление, но с указанием количества регистрируемых квадрокоптеров и их серийных номеров. Если же беспилотники разные, то на каждый дрон подается отдельное заявление.

Предоставить заявление на регистрацию беспилотника в Росавиацию необходимо в течение 10 рабочих дней после приобретения или ввоза на территорию России. Если человек самостоятельно изготовил квадрокоптер, то заявление в Росавиацию подается до начала его использования.

Заявление, ксерокопии документов и фотографию дрона можно направить:

  • ценным письмом с описью вложения по Почте России;
  • через интернет-портал Госуслуги при наличии электронной цифровой подписи;
  • лично.

Росавиация рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней. При наличии всех необходимых документов информация о квадрокоптере вносится в базу данных, а собственнику беспилотника направляется уведомление о постановки на учет беспилотного воздушного судна.

Если меняются данные о владельце беспилотника или его технические характеристики, а также если дрон был украден или пришел в негодность, то в Росавиацию необходимо подать новые сведения для внесения изменений в базу данных.

Кроме этого, владельцу квадрокоптера весом от 250 грамм до 30 килограмм не надо платить госпошлину за регистрацию и налог. На это особо обратила внимание профессор Финансового университета Наталья Ковалева:

Стоит отметить, что если квадрокоптер больше не будет использоваться, то его необходимо снять с учета. Для этого в Росавиацию направляется заявление с просьбой о снятии беспилотника с учета и указанием:

  1. учетного номера дрона;
  2. причиной снятия с учета.

Вся информация о беспилотном воздушном судне хранится на протяжении всего срока нахождения на учете и еще в течение 10 лет после снятия с регистрации.

Предпосылки, угрозы и способы применения бпла

Что может подвигнуть злоумышленника использовать беспилотник для совершения преступления? Назовем лишь некоторые причины:

  1. При планировании, подготовке и проведении противоправной акции (если только это не перфоманс или поступок сумасшедшего) ключевым фактором является личная безопасность для исполнителя. БПЛА предоставляет такую возможность. В условиях плотной городской застройки и высокой насыщенности “эфира” сигналами различных радиочастот обнаружить оператора дрона крайне сложно.
  2. Старт и полет БПЛА, особенно миниатюрных классов, к месту преступления в городских каньонах, образованных высотными зданиями, обнаружить также не менее сложно.
  3. Планируемая “цена” противоправной акции может быть несоизмеримо выше, чем потеря одного-двух и более БПЛА. Другими словами, причиной может стать некритичность преступника к потери средств преступления.
  4. Доказать причастность заказчиков и оператора дрона к преступлению практически невозможно.

Эти причины, выступающие как провоцирующие для проведения противоправных акций самого разного характера (от неумышленных и элементарно хулиганских до террористических или диверсионных), значительно расширяют спектр угроз общественной безопасности, их возможный масштаб и последствия и определяют способы осуществления преступлений.

Перечень возможных угроз представлен в табл. 1 и, конечно, ими не исчерпывается.

Способы применения БПЛА в городе будут определяться возложенными на них задачами и особенностями района (места) их выполнения, тактико-техническими характеристиками летательных аппаратов и системы управления ими, а также характером принятых мер предупреждения и противодействия таким угрозам.

В каждом случае такие способы могут различаться набором конкретных тактических приемов (табл. 2). Их комбинация и составит содержание выбранного злоумышленниками способа действий.

Можно предположить, что по мере дальнейшей интеллектуализации дронов при определении способов их применения речь будет идти также о возможности маневра и уклонения от специальных боеприпасов или других средств уничтожения и создания сложной помеховой обстановки в районе выполнения задачи. Не исключено использование и роботизированных сетей БПЛА.

Таким образом, способы применения БПЛА против общественной безопасности могут быть весьма различны, иметь сложный и непредсказуемый характер.

Выступить на онлайн-конференции >”>

Принципы классификации

В нормативных документах и другой литературе сегодня содержится огромное количество определений, что же такое БПЛА. Если их обобщить, то получится приблизительно следующее: это авиационное техническое средство, не имеющее на борту человека-пилота, как правило многоразового применения, способное целенаправленно перемещаться по воздуху с помощью бортовых двигательных установок для выполнения различных функций в автономном режиме (благодаря собственной управляющей программе) или посредством дистанционного управления (осуществляемого человеком-оператором с пульта управления).

Из этого следует, что к БПЛА не относятся никакие пилотируемые человеком летательные аппараты, а также ракеты, снаряды, бомбы (независимо от того, управляемые они или нет), аэростаты без двигателей и другие безмоторные летательные аппараты (планеры, дельтапланы, парапланы и т.д.).

Подходы к классификации БПЛА тоже весьма разнятся. Вот лишь некоторые из них:

  • по радиусу действия, высоте полета, времени полета, взлетной массе и полезной нагрузке – от “микро, малой дальности” до “тяжелых, межконтинентальной дальности”;
  • в зависимости от летно-подъемной конструкции (самолетного или вертолетного типов);
  • по назначению (военные цели) – разведывательные, целеуказания, постановки помех, системы дистанционного контроля и наблюдения, комплексы воздушной ретрансляции, многоцелевые беспилотные комплексы, ударные;
  • по степени автономности полета – от управляемых дистанционно по каналам радиоуправления до полностью автоматических, выполняющих полет в соответствии с алгоритмом, заложенным в бортовую программу.

Кроме того, следует учитывать, что для обеспечения полета БПЛА необходим не только сам летательный аппарат, но и соответствующая инфраструктура (транспортно-пусковое устройство, средства связи и навигации, наземный пункт управления и др.).

Собственно о штрафах

За отсутствие регистрации и сертификатов при запуске по умолчанию никто не накажет, но ровно до тех пор, пока владелец не запустит свой квадрокоптер в ненадлежащем месте – летать над правительственными и режимными объектами, объектами инфраструктуры и большим скоплением людей, или не рекомендуется, или запрещено.

Нарушение закона о полетах должностным лицом грозит уплатой государству 30-50 тысяч.

Юридическое лицо заплатит за свою беспечность до 500 тысяч рублей. Отсутствие радиометки во время полета не освобождает от наказания, ведь поводом к открытию дела может стать звонок бдительных соседей или ответственных лиц при исполнении, когда речь заходит о полетах над охраняемыми зонами и правительственными объектами.

Где нельзя летать на квадрокоптере

Кроме того, если кто-либо решит написать на вас жалобу в полицию (например, «бдительный» сосед) в которой будет связывать ваш  вылет с террористической деятельностью или с целью нарушения личного пространства (даже шпионажа), свое честное имя также придется отстаивать в суде.

Купив своему чаду или себе хай-тек игрушку  весом менее 250 грамм (0,25кг) никакой сертификации пока что не нужно, при этом можно летать в свое удовольствие.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий