Названы реальные причины и сроки закрытия аэропортов на юге РФ

Названы реальные причины и сроки закрытия аэропортов на юге РФ Квадрокоптеры

Нппд-84

ВСЕСОЮЗНОЕ
ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ
АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ (ДОСААФ СССР)

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ
НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (НППД-84)

МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССР
1984

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель председателя
ЦК ДОСААФ СССР
С. И. Харламов

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.В Наставлении по производству полетов на дельтаплане (НППД-84)
излагаются основные требования по организации и выполнению полетов, их руководству и обеспечению,
основные правила безопасности полетов, порядок допуска к полетам, а также
требования, предъявляемые к лицам, организующим и проводящим полеты.

Примечание.
В последующем спортсменов-дельтапланеристов будем называть спортсменами, а под дельтаклубами
подразумевать и секции дельтапланеризма.

2. 
Основными задачами комитетов ДОСААФ, начальников клубов и инструкторов являются:

обеспечение
процесса обучения на земле и в воздухе;

воспитание у
спортсменов высоких морально-политических и психологических качеств,
беспредельной преданности Коммунистической партии и любви к Родине;

воспитание
у спортсменов организованности, мужества, смелости, выносливости, собранности и
настойчивости в достижении спортивного мастерства.

3. 
Главной задачей спортсменов являются достижение и
постоянное поддержание высокого спортивного и летного мастерства.

Успешное
решение этой задачи достигается:

высоким
уровнем дисциплины и поддержанием внутреннего порядка в дельтаклубе;

глубоким
пониманием всеми членами клуба необходимости поддержания установленного порядка,
организации полетов и проведения их с соблюдением всех мер безопасности;

отличной
организацией и качественной наземной и летной подготовкой в соответствии с
программой обучения;

хорошими знаниями
конструкции и правил эксплуатации дельтапланов, их оборудования, практической
аэродинамики и правил полетов, авиационной метеорологии и мер оказания
первой медицинской помощи;

применением
единой методики обучения спортсменов на земле и в воздухе с индивидуальным
подходом к каждому спортсмену;

поддержанием
постоянной натренированности каждого спортсмена;

обучением
спортсменов и лиц, участвующих в руководстве и обеспечении полетов, своевременным
и грамотным принятиям решений в особых случаях в полете;

четкой
организацией летного дня и качественной подготовкой спортсменов и дельтапланов к
полетам;

хорошими организацией и
руководством полетов, методически правильным разбором полетов;

тщательным
анализом ошибок, допущенных спортсменами, нарушений правил полетов и
своевременными мерами по устранению их;

повседневным
контролем готовности спортсменов и дельтапланов к полетам;

постоянным изучением и
обобщением лучшего опыта в организации полетов и их проведении, внедрением
его в практику всех дельтаклубов;

изысканием
новых форм и методов в организации проведения полетов;

высокой
физической закалкой и выносливостью спортсменов.

Дельтадром

4.Дельтадромом называется комплекс земельного
участка и отдельных сооружений, обеспечивающий проведение полетов на дельтапланах.

Дельтадром
должен соответствовать следующим условиям:

высота
склона должна быть от 15 до 50 м для начинающих и выше — для опытных спортсменов;

крутизна
склона не должна превышать 40° для начинающих и спортсменов 3-го разряда;

желательно,
чтобы склон позволял проводить полеты при встречном ветре в двух-трех направлениях
и при боковом ветре не более 15—20°;

вершина
склона подбирается с таким расчетом, чтобы на ней можно было разместить: зону сборки
дельтапланов, линию предстартовой готовности, линию старта, стартовый командный
пункт (СКП), а у подножия склона — посадочную площадку.

При
проведении парящих полетов желательно наличие посадочной площадки на вершине горы.

5.Дельтадром включает в себя:

площадку
для сборки дельтапланов (ПСД). Размеры ее зависят от количества летающих
дельтапланов. Для одного дельтаплана требуется площадка размером 12×8 м, для десяти
дельтапланов нужна площадка приблизительно 120Х8 или 60Х16 м. Она обозначается
красными флажками. Если на вершине склона нельзя разместить ПСД, то тогда ее следует
расположить внизу у подножия склона в безопасном месте;

линию
предстартовой готовности (ЛПГ), на которой выстраиваются дельтапланы, готовые к старту.
Линия обозначается красными флажками. Размеры ее площадки такие же, что и для ПСД;

линию
старта (ЛС) длиной не менее 20 м. Она обозначается красными флажками;

посадочную
площадку размером не менее 50X50 м для посадки одного дельтаплана и 150X50 м
для посадки одновременно трех дельтапланов. Площадка должна быть ровной и не иметь
препятствий при заходе на посадку. Границы посадочной площадки обозначаются
хорошо видимыми с воздуха ориентирами (они обычно посыпаются песком или известью);

зоны
парения и границы дельтадрома обозначают характерными наземными ориентирами. Все
элементы, включенные в дельтадром, и их расположение определяются инструкцией по производству полетов на
дельтадроме;

стартовый
командный пункт (СКП).

6.Для каждого дельтадрома разрабатывается инструкция по
производству полетов, в которой указываются:

границы
дельтадрома;

искусственные
и естественные препятствия в районе дельтадрома;

правила
полетов на дельтадроме;

минимум
горизонтальной видимости и высоты нижнего края облаков над вершиной склона
(приложение 3);

схема
дельтадрома, на которой должны быть обозначены: маршрут движения спортсменов с
дельтапланом от посадочной площадки к предстартовой линии; расположение площадки
для сборки дельтапланов; линия предстартовой готовности; линия старта;
посадочная площадка; размеры зон парения (приложение

сезонные
метеорологические особенности полетов в районе дельтадрома;

действия
спортсмена в особых случаях в полете.

Инструкция
утверждается председателем районного или городского комитета ДОСААФ.

Классификация полетов

7.По своему назначению полеты подразделяютсяна:

учебные
полеты, выполняемые в целях первоначального обучения;

тренировочные
полеты, осуществляемые в целях совершенствования летного мастерства;

методические полеты,
выполняемые в дельтаклубах по подготовке инструкторов и руководителей полетов;

показные
летные дни по организации полетов;

соревновательные
полеты;

рекордные
полеты;

групповые
полеты;

испытательные
полеты и полеты с целью облета дельтаплана;

полеты на
разведку погоды.

Метеорологическое обеспечение

8.На современных дельтапланах безопасность полетов обеспечивается
только в простых метеорологических условиях в дневное время. Под
простыми метеорологическими условиями понимаются условия полета, выполняемого
визуально под нижней кромкой облаков, при установленной для данного полета
горизонтальной видимости естественного горизонта и силе встречного и бокового ветра.

К
опасным метеорологическим условиям относятся:

кучево-дождевая
облачность, грозовая деятельность, шквал, град, осадки и т. д.;

туман,
пыльная буря, метель, густая дымка;

высота
нижнего края облаков над вершиной склона меньше установленной;

встречный
и боковой ветер больше установленной для данного спортсмена силы;

попутный
ветер на старте и посадке;

ветер, скорость которого более
12 м/с, а для начинающих более б м/с;

сильные
нисходящие и восходящие потоки воздуха, затрудняющие управление дельтапланом.

9.

10.Руководитель полетов обязан предупреждать
спортсменов об опасных
метеоусловиях.

Глава II.
ДОПУСК К ПОЛЕТАМ

Общие положения о допуске

11.Спортсменами-дельтапланеристами могут быть лица в возрасте
от 16 до 50 лет, прошедшие программу наземной и летной подготовки, выполняющие свои обязанности
по пилотированию и эксплуатации дельтаплана на земле и в воздухе. Лица старше 50 лет допускаются
к полетам только при наличии дополнительного медицинского разрешения.

12.Инструкторами по обучению полетам на дельтапланах могут быть
лица, закончившие программу первоначального и инструкторского обучения, владеющие в
совершенстве техникой пилотирования и методикой обучения полетам на
дельтапланах.

13.Основанием для выполнения задания на полет является
плановая таблица полетов. Она может быть изменена только инструктором с согласия руководителя
полетов.

14.Спортсменам, в зависимости от достигнутого
уровня подготовки и спортивного мастерства, присваиваются 3, 2, 1-й спортивные разряды и звания в
соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией (ЕВСК). Порядок присвоения и
подтверждения раз
рядов и званий устанавливается соответствующими положениями.

15.К полетам допускаются спортсмены, являющиеся членами
дельтаклубов, сдавшие зачеты в объеме программы наземной подготовки и не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.

16.Ни один спортсмен не может быть выпущен в полет без необходимой
подготовки и проверки готовности к полетам.

17.Зачеты по программе наземной подготовки проводятся один раз в год,
и результаты записываются в летную книжку.

18.Спортсмен, имеющий перерывы в полетах более одного
месяца, обязан пройти наземную подготовку и тренаж, после чего он может быть допущен к
полетам.

19.Спортсмен может быть допущен к полетам, перечисленным в п. 8,
инструктором и старшими начальниками. Исключение составляют испытательные полеты, к которым допускает
Управление авиационной подготовки и авиационного спорта ЦК ДОСААФ СССР.

20.Допуск к полетам дают:

спортсменам
— инструкторы и старшие начальники;

инструкторам
— начальники дельтаклубов и их заместители;

начальникам
дельтаклубов и их заместителям — инспектора и тренеры областных, краевых и
республиканских комитетов ДОСААФ;

инспекторам
и тренерам — председатель комитета ДОСААФ или лицо, им назначенное.

Тренеры
ЦК ДОСААФ СССР пользуются правами допуска к полетам всех нижестоящих категорий
с правом: контроля организации и проведения полетов; последовательности обучения; отстранения
от полетов и закрытия полетов в дельтаклубах, не обеспечивающих их безопасность.

21.Плановые таблицы, заполненные после полетов, должны
сохраняться в дельтаклубе в течение года.

22.В летнее время спортсменам одной группы
разрешается совершать полеты в две смены при условии перерыва между сменами не менее 2 ч.

23.Спортсменам, проходящим летную программу первоначальной
подготовки, разрешается выполнять за смену до 10 полетов, а спортсменам до 2-го
разряда — до 3 ч парящих полетов.

24.Высота склона для первоначального обучения
>спортсменов должна быть до 20 м с крутизной до 20°.

25.Спортсмены, закончившие программу первоначальной подготовки и получившие
хорошие навыки в пилотировании, допускаются инструкторами к тренировочным полетам по освоению норм и требований
спортивной классификации со следующими ограничениями:

а) спортсмен 3-го разряда выполняет полеты с
перепадом высот не более 50 м и скорости ветра не более 6 м/с;

б) спортсмен 2-го разряда выполняет полеты с
перепадом высот не более 100 м и скорости ветра не более 8 м/с;

в) спортсмен
1-го разряда выполняет полеты при скорости ветра не более 10 м/с.

26.Один
раз в год спортсмены сдают зачеты:

по практической аэродинамике;

по
конструкции дельтаплана;

по
авиационной метеорологии;

по знанию НППД-84;

по знанию
инструкции по производству полетов на дельтадроме;

по оказанию первой медицинской
помощи.

Результаты зачетов записываются в летную книжку.

27.Спортсмены, получившие травму, допускаются к полетам только после медицинского осмотра.

Обязанности спортсмена

28.Спортсмен обязан знать материальную часть
дельтаплана, его технические данные и аэродинамические характеристики, инструкцию по
эксплуатации дельтаплана и дельтадрома, действия в особых случаях в полете, НППД-84,
а также другие методические и руководящие документы.

29.Каждый спортсмен отвечает за своевременную
личную подготовку к полетам и обеспечение безопасности в процессе полета. Он обязан соблюдать
предполетный режим отдыха.

30.Спортсмен должен:

знать
техническое состояние своего дельтаплана, его сборку и разборку, правила осмотра
перед полетами в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

знать
сигналы и команды, подаваемые руководителем полетов с СКП. Полеты должны производиться в
строгом соответствии с полетным заданием;

знать и
хорошо представлять воздушную обстановку в районе полетов;

строго
выполнять правила полетов и установленный порядок в дельтаклубе, активно участвовать в
общественной жизни и мероприятиях, проводимых в дельтаклубе;

беречь дельтапланы и имущество
клуба. Сочетать занятия авиационным видом спорта в дельтаклубе с успешной
служебной (производственной) деятельностью или учебой;

сохранять
пространственную ориентировку при выполнении полета, уметь анализировать свои
ошибки и делать соответствующие выводы, своевременно обнаруживать приближение
опасных явлений погоды;

не
допускать в полете опасных сближений с другими дельтапланами, искусственными и
естественными препятствиями;

всемерно
поддерживать дисциплину как на земле, так и в воздухе.

Глава III.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕТОВ НА ДЕЛЬТАПЛАНАХ

31.Под организацией полетов понимается комплекс
мероприятий, проводимых начальником дельтаклуба по планированию, подготовке и проведению полетов.

32.Организация полетов включает:

принятие
решения на полеты;

планирование полетов;

подготовку к полетам.

Решение на полеты начальник
дельтаклуба принимает в зависимости от стоящих на летную смену задач, уровня
подготовки спортсменов, наличия и состояния дельтапланов, состояния дельтадрома,
средств управления и обеспечения.

33.На этапе планирования полетов начальник дельтаклуба
ставит задачу инструкторам, своему заместителю и руководителю полетов
составление плановых таблиц полетов, согласно которым и организуется предварительная
подготовка.

34.В процессе подготовки к полетам осуществляется подготовка
спортсменов, групп руководства полетами, летательных аппаратов, дельтадрома,
средств управления и обеспечения полетов, проводится контроль готовности к полетам.

35.Полеты в дельтаклубе могут быть организованы
в две смены. Каждая смена совершает полеты на своих дельтапланах или передает их для полетов второй
смене в исправном состоянии.

36.Устанавливается следующий порядок выездов на другие дельтадромы для проведения
учебно-методических сборов:

составляется
программа учебно-тренировочного сбора, в которой указываются цели сбора, место
и время проведения, план спортивных и культурно-массовых мероприятий с указанием лиц,
ответственных за их выполнение;

составляется
поименный список участников сбора с указанием квалификации спортсменов и
должностей лиц руководящего и обслуживающего состава;

программа
и поименный список утверждаются комитетом ДОСААФ;

выезд
производится только после получения разрешения (подтверждения) того комитета, куда
направляется команда, и в согласованные сроки;

допуск к
полетам по программе сбора разрешается после изучения под расписку инструкции по производству полетов
на дельтадроме, ознакомления с районом полетов и метеорологическими особенностями местности.

Планирование полетов

37.Приняв решение на полеты, начальник дельтаклуба или его
заместитель ставят задачу на полеты, определяя при этом:

дату и
время полетов (посменно);

основные задачи летного дня;

состав
групп руководства полетами по сменам;

порядок
использования зон парения;

средства
управления и обеспечения полетов;

порядок
оказания первой медицинской помощи спортсменам;

разведчиков
условий погоды;

сроки
представления плановых таблиц на утверждение;

порядок,
место и время предварительной подготовки и контроля готовности к полетам,
порядок использования тренажеров, классов и учебных пособий;

время и порядок предполетной
подготовки;

время и
порядок разбора полетов.

38.После получения задачи на полеты заместитель начальника
дельтаклуба совместно с инструкторами составляет плановую таблицу полетов. В ней
указываются погодные условия, в которых пилоту разрешается выполнять полетное задание, и
количество полетов по упражнениям. Плановая таблица подписывается руководителем полетов и
инструктором, утверждается начальником дельтаклуба.

Подготовка к полетам

39.Подготовка к полетам подразделяется на:

заблаговременную;

предварительную;

предполетную;

непосредственную.

40. Заблаговременная подготовкак полетам проводится в соответствии
с программой наземной подготовки методом классных занятий и самостоятельной работы над повышением своих знаний,
направленных на успешное выполнение полетных заданий.

41.Предварительная подготовка включает:

постановку задачи на полеты;

самостоятельную подготовку к полетам;

тренировку на тренажерах;

контроль
готовности к полетам.

42.Предварительная подготовка проводится, как правило, накануне
летного дня и не более чем на два летных дня.

43.Задание спортсменам на полеты ставит инструктор согласно
отработанной плановой таблице полетов в форме устного приказа, в котором указывается:

дата,
время и задача на полеты;

состав группы руководства
полетами;

содержание
и порядок выполнения запланированных упражнений;

меры обеспечения безопасности
полетов;

время,
место проведения самостоятельной подготовки, использование тренажной аппаратуры,
контроль готовности к полетам.

44.Самостоятельная подготовка проводится под контролем инструктора
и включает:

Смотрите про коптеры:  На фестивале Древней Руси воин сбил копьём квадрокоптер

изучение
полетного задания и последовательности его выполнения;

изучение
техники выполнения полета, возможных ошибок и устранения их;

изучение
мер безопасности полета, порядка связи с руководством полетами;

изучение
требований настоящего наставления и инструкции по производству полетов на
дельтадроме;

изучение
инструкции по эксплуатации дельтаплана;

изучение
района полета при полете на дальность и составление схемы полета по маршруту.

45.Тренировки
на тренажерах проводятся под руководством инструктора (тренера) или опытного спортсмена.

46.Контроль готовности спортсмена к полетам проводится путем
проверки знаний полетного задания и подразделяется на индивидуальный и групповой. Индивидуальный
контроль является основной формой проверки готовности к полету.

47.Готовность спортсмена к полетам определяют инструктор,
руководитель полетов и другие старшие начальники.

Примечание.
В отдельных случаях в зависимости от обстановки и условий работы клуба разрешается
совместное проведение предварительной подготовки и предполетной в день полетов.

48.Предполетная подготовка проводится на дельтадроме
перед началом полетов и включает:

предполетный
медицинский осмотр;

сборку дельтапланов и проверку
их готовности к полетам;

тренаж;

предполетные
указания руководителя полетов;

экипировку
спортсмена и проверку подвесной системы.

49.Время на предполетную подготовку определяет руководитель
полетов. Вылет без предполетного медицинского осмотра запрещается. В случае ухудшения
самочувствия спортсмен обязан доложить об этом своему инструктору.

50.О готовности дельтаплана к полетам спортсмен докладывает
инструктору, а инструктор руководителю полетов за всю группу.

51.Предполетные указания спортсменам дает руководитель полетов,
привлекая к инструктажу разведчика погоды. Эти указания включают следующие данные:

фактическое
состояние погоды на старте, посадочной площадке; порядок выполнения задания;
средства управления и обеспечения; предполагаемые изменения метеоусловий на ближайшее время и другие.

Непосредственная
подготовка
к полету проводится перед каждым полетом, включает осмотр дельтаплана,
проверку подвесной системы в полетном положении и готовность к старту.

Глава IV.
ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПОЛЕТОВ
НА ДЕЛЬТАПЛАНАХ

52.Политико-воспитательная работа в дельтаклубах ДОСААФ при
организации и проведении полетов является составной частью воспитательной работы, проводимой с
личным составом дельтаклуба. Она включает:

а) период подготовки к полетам;

б) период проведения полетов.

В период
подготовки к полетам проводится:

разъяснение
личному составу положений внутренней и внешней политики нашей партии и
правительства;

доведение
до личного состава характера и особенностей предстоящих полетов;

мобилизация
спортсменов на отличную подготовку к полетам;

воспитание
у спортсменов чувства долга, ответственности, организованности и дисциплины;

формирование
у спортсменов высоких морально-политических и психологических качеств;

мобилизация
спортсменов на глубокое изучение тем, определяемых программой наземной и летной
подготовки;

организация
социалистического соревнования и внедрение в практику достижений передового
опыта в организации и проведении полетов.

Задачи
политико-воспитательной работы в период проведения полетов:

мобилизация
спортсменов на успешное выполнение поставленной задачи;

своевременное
доведение до спортсменов изменений условий полетов;

поддержание
высокого уровня дисциплины на земле и в воздухе;

мобилизация
спортсменов на выполнение взятых социалистических обязательств на данный летный день;

пропаганда
передового опыта по выполнению полетного задания;

поддержание
высокого морально-политического и психологического состояния спортсменов.

53.Успешное решение задач достигается личным примером инструкторов
и начальников в выполнении полетного задания, оперативным устранением недостатков и
своевременной партийно-политической информацией.

Глава V.
РУКОВОДСТВО ПОЛЕТАМИ
В РАЙОНЕ ДЕЛЬТАДРОМА

54.Руководство полетами — это действия руководителя полетов (РП) и
группы руководства, направленные на четкое регулирование движения дельтапланов на
земле и в воздухе с соблюдением мер безопасности.

55.Для подачи сигналов при руководстве полетами используются: мегафон,
радио, авиационный флаг, флажки белого и красного цвета, дымовые шашки и другие средства
и сигналы, определяемые инструкцией по производству полетов на дельтадроме
(приложение 7).

56.Для руководства полетами на дельтадроме чальник дельтаклуба
назначает группу руководства полетами (ГРП). В нее входят:

руководитель
полетов;

помощник
руководителя на посадочной площадке;

дежурный
по дельтадрому (при необходимости);

дежурный
фельдшер (штатный или нештатный) или лицо, сдавшее зачеты по правилам оказания
первой медицинской помощи;

группа спасения (два человека).

Допускается совмещение должностей в группе руководства
полетами за исключением руководителя полетов.

57.К руководству полетами на дельтапланах допускаются: руководящий
состав дельтаклуба или инструктора, хорошо подготовленные в технике пилотирования и знающие документы,
организующие и регламентирующие летную работу, сдавшие зачеты по знанию НППД-84, инструкции по
эксплуатации дельтаплана и инструкции по производству полетов на дельтадроме.

Подготовку
руководителей полетов организует начальник дельтаклуба (его заместитель),
разрешение на их допуск записывается в летную книжку.

58.Руководителем полетов назначается:

при
полетах одной летной группы — инструктор;

при
полетах нескольких групп — заместитель начальника дельтаклуба или инструктор;

на
соревнованиях — старший судья на старте.

59.Помощник руководителя полетов назначается из опытных спортсменов.
На соревнованиях он является старшим судьей на финише.

60.Руководство полетами осуществляется со стартового командного
пункта (СКП), с которого хорошо просматривается пространство полетов, предстартовая линия и посадочная
площадка.

61.На СКП должны быть:

плановая
таблица полетов на данную летную смену (приложение 3);

инструкция
по эксплуатации серийных дельтапланов и производству полетов на дельтадроме;

наставление
по производству полетов (НППД-84);

схема
дельтадрома (приложение 1);

прибор для определения
скорости ветра;

бинокль
(желательно);

авиационный
флаг;

мегафон
для подачи команд (желательно);

белый и
красный флаги;

таблица
сигналов и команд (приложение 7);

журнал
руководителя полетов (приложение 4);

журнал
хронометража (приложение 5).

62.Руководитель полетов подчиняется начальнику дельтаклуба (его
заместителю), а на соревнованиях главному судье. Он является начальником всего
личного состава, участвующего в полетах, и обязан:

в период
предварительной подготовки, после получения задачи на полеты, определить порядок подготовки ГРП,
участвовать (если надо) в составлении сводной плановой таблицы, ознакомиться с прогнозом погоды,
проводить контроль ГРП по готовности ее к руководству полетами.

63.Руководитель полетов должен довести до ГРП задачу на летный день
(смену); порядок выполнения полетных заданий; меры по повышению безопасности полетов.

64.В период предполетной подготовки РП должен:

пройти медицинский контроль;

изучить
состояние погоды;

проверить
состояние посадочной площадки;

проинструктировать группу спасения;

организовать
проведение разведки погоды, после чего дать предполетные указания.

65.Во время полетов РП должен:

поддерживать порядок на земле и в воздухе;

принимать
все меры по обеспечению безопасности полетов;

отстранять
от полетов нарушителей правил полетов и лиц, допустивших грубые ошибки при их
выполнении;

руководить
движением дельтапланов на земле и в воздухе;

распределять
зоны парения;

информировать
в процессе полетов об опасных метеорологических явлениях в районе дельтадрома и в
случае необходимости закрывать полеты;

заносить в журнал руководителя
полетов все нарушения и ошибки спортсменов.

66.По окончании полетов РП обязан:

дать сигнал об окончании
полетов;

произвести
разбор полетов. Материалом для разбора полетов является плановая таблица полетов, журнал РП,
замечания инструкторов;

дать
оценку работы летных групп;

определить
время разбора полетов инструкторами по группам.

67.Помощник РП в период
предварительной подготовки обязан:

изучить
плановую таблицу полетов и получить инструктаж от руководителя полетов;

ознакомиться
с прогнозом погоды, проверить готовность СКП к полетам, проверить посадочную площадку.

Во время
полетов помощник РП находится в районе посадочной площадки. Он следит за качеством
расчета, захода на посадку и приземлением спортсменов, оказывает помощь в быстром освобождении посадочной
площадки, ведет наблюдение за направлением и скоростью ветра, не допускает посторонних лиц на
посадочную площадку, после полетов докладывает РП свои замечания по полетам.

68.Дежурный по дельтадрому обязан:

организовать
доставку дельтапланов на дельтадром;

поддерживать
порядок на дельтадроме;

организовать
доставку дельтапланов после полетов в хранилище.

70.Дежурный фельдшер или лицо, сдавшее зачеты по медицинскому
обеспечению дельтаклуба, обязан:

проводить
предполетный медицинский осмотр спортсменов;

участвовать
в оказании медицинской помощи;

руководить
группой спасения;

выполнять
решения РП по оказанию помощи пострадавшему и его эвакуации.

71.Группа спасения подчиняется РП и выполняет указания
дежурного фельдшера по оказанию медицинской помощи пострадавшему.

72.Хронометражист
назначается из числа спортсменов. Он ведет учет времени полетов и подчиняется РП.

Глава VI.
ПОЛЕТЫ НА ДЕЛЬТАПЛАНАХ

Разведка погоды

72.Разведка погоды в районе дельтадрома производится в целях
уточнения фактического ее состояния на линии старта, посадочной площадке (скорость, направление ветра) и
соответствия ее уровню подготовки спортсменов.

73.К проведению разведки погоды перед началом полетов допускаются
инструкторы и опытные спортсмены. Об их допуске должно быть указано в летной книжке. Разведку погоды
может выполнять и РП.

74.Разведка погоды производится:

при
планировании полетов вне границ дельтадрома
при горизонтальной видимости не менее 2 км и
высоте нижнего края облачности не менее 100 м;

при
полетах в границах дельтадрома — при условии прямой видимости посадочной
площадки (ПП) или характерных ориентиров в ее районе.

75.Разведчик погоды определяет:

высоту
нижнего края облаков над склоном (глазомерно или по шарпилоту);

горизонтальную
видимость;

направление
и скорость ветра на старте, особенно на посадочной площадке, а также наличие
термических и динамических потоков;

наличие и
характер болтанки.

После
проведения разведки погоды разведчик полученные данные докладывает РП.

76.Спортсмены во время полетов обязаны следить за состоянием погоды и
ее изменением, особенное внимание обращать на наличие болтанки, изменение направления и скорости ветра.

77.Полеты на разведку погоды и ее доразведку включаются в
плановую таблицу.

Порядок выполнения полетов

78.На основании данных, полученных при выполнении разведки погоды, а
также в зависимости от уровня подготовки спортсменов, готовности дельтапланов к полетам РП принимает
решение о начале полетов.

79.Полеты начинаются и заканчиваются по сигналу РП в указанное в
плановой таблице время. Начало полетов обозначается подъемом авиационного флага, конец
— его спуском. Возможны и другие сигналы, принятые в дельтаклубе в соответствии с
приложением 7
данного наставления.

80.Полеты производятся в соответствии с плановой таблицей.

81.В ходе полетов РП имеет право:

изменять время вылета спортсменов;

разрешать
с согласия инструктора дополнительные (2—3) полеты;

заменять запланированные дельтапланы на другие после приемки и
осмотра их спортсменами;

выпускать
в полет спортсмена для облета дельтаплана после его ремонта.

82.Выход спортсмена на линию предстартовой готовности производится
только с разрешения РП.

83.При выходе на старт в условиях неустойчивого ветра инструктор
выделяет из состава своей группы сопровождающего.

84.Выход с предстартовой линии на линию старта производится с
разрешения РП, который дает команду по мегафону или другим установленным сигналом в соответствии с
плановой таблицей.

85.Старт запрещается в случае:

если
занята посадочная площадка или имеются препятствия на маршруте полета;

неисправен
дельтаплан или подвесная система;

встречный
и встречно-боковой ветер больше установленной для спортсмена нормы.

86.Посадка при ветре более 2 м/с производится на посадочную площадку
против ветра. Направление ветра определяется ветроуказателем или дымовой шашкой (флажком).

87.При выполнении полетов на дельтаплане вход в облака
категорически запрещен.

88.Порядок полетов в зоне парения, полеты змейкой устанавливаются
инструкцией по производству полетов на дельтадроме.

89.Полеты по маршруту выполняются при дистанции между дельтапланами не менее 50 м.

Групповые полеты на дельтапланах

90.Групповые полеты в составе двух и более дельтапланов возможны при
выполнении тренировочных, соревновательных и показательных полетов.

91.Для освоения групповых полетов на дельтапланах назначаются
лучшие спортсмены, имеющие не ниже второго спортивного разряда; процесс обучения должен проходить
строго по принципу: «от простого — к сложному». Интервалы и дистанции при групповых полетах между
дельтапланами должны соблюдаться в пределах 50X50 м, а спортсменам первого разряда — 20X20 м.

92.Порядок
выполнения групповых полетов определяется на предварительной подготовке и уточняется перед стартом.
Ведущий управляет полетом, подавая команды голосом или по радио. Ведомые в полете беспрекословно
выполняют все команды ведущего и в строю выдерживают заданные интервалы и дистанции между дельтапланами.

Испытательные полеты и облет
дельтапланов

93.Испытательные полеты на дельтапланах новых типов проводятся
спортсменами, имеющими большой опыт полетов и налет на дельтапланах не менее 20 ч, звание инструктора по
дельтапланерному спорту.

94.Испытания новых образцов серийных дельтапланов
проводятся установленным порядком по утвержден
ным программам.

95.Испытание самодельных дельтапланов проводится согласно действующим
инструкциям и указаниям.

96.Облеты дельтапланов после модернизации и ремонта проводятся
опытными спортсменами и инструкторами, выделенными начальниками клубов и утвержденными комитетами ДОСААФ.
Допуск записывается в летную книжку.

Глава VII.
ДЕЙСТВИЯ СПОРТСМЕНА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ
В ПОЛЕТЕ

97.Каждый спортсмен обязан знать порядок действий в каждом
особом случае в полете, систематически тренироваться на земле и в воздухе в
действиях по управлению дельтапланом.

Действия
спортсмена и РП зависят от характера каждого особого случая. Однако эти действия
всегда должны быть инициативными и хладнокровными, направленными в первую очередь на сохранение
жизни самого спортсмена.

К особым
случаям в полете относятся:

попадание
в опасные метеоусловия (сильная болтанка, ветер и др.);

потеря пространственной
ориентировки;

попадание
в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана;

ухудшение состояния здоровья
спортсмена;

попадание
в режимы, в которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость;

затягивание в облака;

вынужденная
посадка вне посадочной полосы;

посадка на воду;

посадка
на строения;

посадка
на линию электропередач;

частичное
повреждение дельтаплана в воздухе.

98.При попадании в опасные метеоусловия спортсмен должен:

определить
причину возникновения турбулентности и ее зону;

изменить курс полета в сторону
наикратчайшего пути выхода из зоны болтанки;

устранять
крены. Действия спортсмена не должны быть резкими во избежание раскачки
дельтаплана по крену и тангажу;

поддерживать скорость наивыгоднейшей.

Как
правило, вышеперечисленные ситуации создаются при парении и при полете по маршруту.

99.При потере пространственной ориентировки спортсмен обязан:

зафиксировать
положение своего тела относительно середины рулевой трапеции;

держать
скорость наивыгоднейшей и ждать момента выхода из облаков или появления линии
естественного горизонта, наземных ориентиров;

при
появлении ориентиров производить ориентировку и заходить на посадку.

Потеря
пространственной ориентировки возникает при попадании в облака, ливневый дождь,
сильную дымку, туман и другие условия, при которых не просматривается линия естественного
горизонта и земля.

100.При попадании в зону
спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана спортсмен должен уйти в сторону.

Спортсмен
обязан знать физическую сущность спутной турбулентности от впереди летящего или
стартующего дельтаплана и стремиться пересекать ее перпендикулярно.

101.При ухудшении состояния здоровья спортсмен должен немедленно
прекратить полет и произвести посадку. Ухудшение состояния здоровья может произойти при продолжительном полете.

102.Действия спортсмена при попадании в режимы,
при которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость:

а) при попадании в штопор:

плавно
притянуть ручку управления к себе, а затем выровнять дельтаплан (обычно это достигается
перемещением спортсмена в сторону, противоположную возникающему крену);

Смотрите про коптеры:  У нас вы найдёте инструкции для всех видов автоматики CAME

после
прекращения вращения дельтаплана вернуть ручку управления в среднее положение для вывода
дельтаплана в нормальный горизонтальный полет;

б) при попадании во флаттерное пикирование,
вывести из которого дельтаплан спортсмену не удается, воспользоваться средствами спасения,
если таковые имеются. В случае неизбежного падения необходимо:

встать
ногами на ручку трапеции и откинуться назад; перед приземлением слегка согнуть ноги в
коленях и напрячь их.

103.При затягивании в облака спортсмен должен:

установить
скорость немного больше наивыгоднейшей;

лететь к
ближайшему краю облака для вывода дельтаплана из потока.

Данная
ситуация может возникнуть при полете под нижней кромкой облаков в условиях сильных
восходящих потоков и развивающейся кучево-дождевой облачности.

104.При вынужденной посадке вне посадочной площадки спортсмен обязан:

выбрать
площадку с наименьшими искусственными и естественными препятствиями;

определить
направление ветра у земли (по дыму, пыли, деревьям, волнам и т. д.);

при
посадке на посевы и кустарник верхушки растительности принимать за поверхность земли. При посадке
на болото или кустарник выбрать участок с наиболее густой растительностью.

105.При посадке на воду спортсмен должен:

рассчитать свой полет так, чтобы приводниться по возможности ближе к берегу;

перед
посадкой сделать глубокий вдох и задержать дыхание;

после
приводнения отсоединить подвесную систему и вынырнуть из-под дельтаплана. В случае
зацепления за конструкцию дельтаплана не суетиться, а спокойно произвести отцепление и вынырнуть на
поверхность из-под него.

106.При посадке на лес спортсмен должен:

выбрать для посадки наиболее густую крону лиственного дерева или
плотную группу деревьев одинаковой высоты;

посадку
производить на режиме парашютирования, принимая вершины крон за поверхность земли;

после
посадки ухватиться руками за ближайшую толстую ветвь дерева и осмотреться;

если
дельтаплан висит непрочно и до ствола дерева далеко, ожидать помощи группы спасения.

107.При посадке на строения спортсмен должен:

выбрать широкую и плоскую крышу без проводов и антенн;

совершать
посадку на ближайшую часть крыши;

если
посадка произошла на дальнем крае крыши, то после посадки оттолкнуться от него и
совершить старт для продолжения полета.

108.При посадке на линию электропередач спортсмен должен:

сделать
маневр и попытаться «поднырнуть» под провода;

если
этого сделать не удалось, то приземляться на один из крайних проводов, ни в
коем случае не допуская при этом касания хотя бы еще одного провода.

109.При частичном повреждении дельтаплана в воздухе спортсмен должен:

немедленно
осмотреть дельтаплан и определить повреждение;

встать
ногами на ручку трапеции или растяжки под сохранившуюся часть купола и все усилия
прилагать для поддержания горизонтального полета;

перед ударом о землю напрячь
все мышцы и немного согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах;

при
наличии парашюта немедленно им воспользоваться.

110.Действия спортсмена по устранению столкновения с другими
препятствиями:

систематически производить
осмотр воздушного пространства;

при
обнаружении препятствий принять решение на маневр для предупреждения столкновения
(отвернуть влево или вправо, уйти вверх или вниз).

Глава VIII.
РАЗБОР ПОЛЕТОВ

111.Разбор полетов на дельтапланах является одним из важных этапов
процесса обучения спортсменов полетам и подготовки к следующему летному дню.

112.Материалами для разбора полетов являются:

плановая таблица;

журнал
РП;

замечания
помощника РП;

замечания
инструкторов.

Разбор
производится после полетов во время, установленное начальником дельтаклуба.

113.На разборе полетов РП обязан:

подвести итоги полета за смену;

произвести
анализ ошибок, допущенных спортсменами во время полетов, и наметить меры по их
устранению;

вскрыть
недостатки в организации и проведении полетов и наметить меры по их устранению;

дать
оценку качеству выполнения полетов каждым спортсменом;

оценить
работу летных групп и работу в целом за летную смену;

дать
указания по устранению недостатков в организации и проведении полетов.

Глава IX.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ

Техническое обеспечение

114.Особенность технического обеспечения полетов на дельтапланах состоит
в том, что летательные аппараты обслуживаются самими спортсменами под руководством
опытных в техническом отношении инструкторов.

115.Целью технического обеспечения является постоянное содержание
дельтапланов в исправном состоянии и их безотказная работа во время полетов.

116.Техническое обеспечение включает:

мероприятия начальника дельтаклуба по содержанию дельтапланов в
постоянной исправности;

своевременный
и качественный ремонт дельтапланов;

грамотную
эксплуатацию дельтапланов согласно соответствующей инструкции;

обучение
спортсменов грамотному ремонту дельтапланов;

правильный учет и хранение
дельтапланов.

Успешное
решение этой задачи достигается твердым знанием техники и ее эксплуатации,
высоким чувством ответственности за порученное дело.

117.Техническое обеспечение полетов осуществляется в три этапа:

предварительной
подготовки;

предполетной
подготовки;

проведения полетов.

118.На этапе предварительной подготовки в отведенное время под
руководством инструктора спортсмены осматривают дельтапланы, выявляют дефекты
и устраняют их.

119.На этапе предполетной подготовки спортсмены в установленном месте
производят сборку дельтапланов, проверяют их исправность и о готовности докладывают инструктору.
Инструктор о готовности всей группы докладывает РП.

120.На этапе полетов после каждого выполненного полета спортсмен осматривает
дельтаплан. Особое внимание уделяет узлам крепления, подвесной системе и состоянию купола. Выявленные дефекты
устраняет в районе сборки дельтапланов и о готовности докладывает РП для принятия решения о выпуске на облет.
Качество ремонта определяет инструктор (тренер).

121.Решением начальника дельтаклуба исправные дельтапланы могут
передаваться в другую группу для полетов во вторую смену.

122.За каждым дельтапланом должен быть закреплен определенный
спортсмен (или группа спортсменов), который несет ответственность за его
исправное состояние. Полеты спортсменов на незакрепленных за ними дельтапланах
разрешаются только с ведома РП и инструктора.

Метеорологическое обеспечение

123.Метеорологическое обеспечение полетов организуется в целях
успешного проведения полетов и достижения их безопасности.

124.Метеорологическое обеспечение включает:

метеорологическую информацию РП и спортсменов;

своевременное предупреждение спортсменов о приближении опасных метеорологических явлений.

125.Перед началом полетов РП, исходя из возможностей, должен проанализировать состояние
погоды перед разведкой и на ближайшее время.

Медицинское обеспечение

126.Медицинское
обеспечение проводится с целью:

сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности
спортсменов;

систематического
контроля за спортсменами
;

определения
годности спортсменов к полетам;

оказания необходимой
медицинской помощи.

127. 
Медицинское обеспечение осуществляется дежурным фельдшером (штатным или нештатным)
или лицом, сдавшим зачеты по правилам оказания первой медицинской помощи.

128.Лица, находящиеся в стадии заболевания или допустившие
нарушение предполетного режима, от полетов отстраняются.

Глава X.
ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ

129.Осмотрительность спортсмена — это умение вести непрерывное наблюдение за
окружающей обстановкой в пределах визуальной видимости.

130.Спортсмен
должен научиться замечать, препятствия на
возможно большем расстоянии, что увеличивает время на оценку и принятие
решения, исключающего столкновение. Он обязан быстро замечать, а также
быстро оценивать, принимать решения и действовать в последовательности: вижу,
оцениваю, принимаю решение, действую.

131.Большое значение при осмотрительности имеет объем внимания и его
распределение. Под объемом внимания понимается число объектов, которые могут быть одновременно охвачены
зрительной памятью (в пределах 4—6 объектов). Под распределением внимания понимается одновременное
сосредоточение внимания на двух-трех и более объектах и связанные с ними действия
спортсмена по обеспечению безопасности полета.

Осмотрительность при выходе на линию старта

132.С линии предстартовой готовности по команде РП спортсмен выходит
на линию старта. На линии старта спортсмен обязан:

осмотреть
воздушное пространство впереди, слева направо и вверху;

при
выходе на линию старта друг за другом соблюдать дистанцию не менее 5 м, а в
строю интервалы не менее 20—50 м;

перед
самым стартом еще раз осмотреть воздушное пространство и убедиться в отсутствии
препятствий.

Временная
дистанция между стартующими дельтапланами определяется инструкцией по
производству полетов на дельтадроме и в соответствии с указаниями РП.

Осмотрительность в полете

133.В полете осмотрительность осуществляется спортсменом в
следующей последовательности:

вперед,
влево вниз, влево назад, влево в сторону, влево вверх, вперед;

вперед,
вправо вниз, вправо назад, вправо в сторону, вправо вверх, вперед.

134.В процессе всего полета в указанной последовательности спортсмен осматривает
воздушное пространство. При выполнении разворотов главное внимание необходимо направить в сторону разворота.

Осмотрительность в зоне парения

135.Осмотрительность в зоне парения и при полете по
маршруту осуществляется в последовательности, указанной в п. 133.

Спортсмен ведет контроль за нахождением в
границах зоны парения и следит за сигналами, подаваемыми РП.

136.При полете по маршруту спортсмен составляет схему полета с
указанием характерных ориентиров, изучает район полета и запасные посадочные площадки.

Осмотрительность в групповом полете

137.При групповом полете ведущий осуществляет осмотрительность,
как указано в п. 133. При полете в левом пеленге ведомый ведет наблюдение за правой полусферой, а
при полете в правом пеленге — за левой.

138.В полете, в случае потери из поля зрения ведущего, ведомый
должен уйти со снижением в просматриваемую зону.

Глава XI.
ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
(ШТАТНЫХ И НЕШТАТНЫХ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ,
ПРОВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ
НА ДЕЛЬТАПЛАНАХ

Обязанности штатных инспекторов (тренеров)
ЦК ДОСААФ СССР

139.Инспекторы (тренеры) ЦК ДОСААФ СССР подчиняются УАП и АС
ЦК ДОСААФ СССР. Они обязаны:

твердо
знать требования документов, организующих и регламентирующих летную работу в дельтаклубах ДОСААФ;

в
совершенстве владеть техникой пилотирования дельтаплана;

участвовать
в разработке программ наземной и летной подготовки и методических указаний;

проверять
в областных, краевых и республиканских дельтаклубах планы наземной и летной подготовки и их выполнение;

знать
уровень подготовки спортсменов, участвующих в республиканских (РСФСР) и всесоюзных соревнованиях;

участвовать в отборе
спортсменов для международных соревнований;

контролировать
соблюдение установленной методики обучения спортсменов полетам на дельтаплане;

участвовать в расследовании
происшествий, связанных с полетами на дельтапланах;

изучать
деловые качества начальников областных, краевых и республиканских дельтаклубов и их
заместителей и принимать участие в подборе кадров;

обобщать
передовой опыт работы краевых, областных и республиканских дельтаклубов;

запрещать
полеты в дельтаклубах при неудовлетворительной подготовке к ним и при отсутствии
гарантий безопасности полетов;

периодически
проводить занятия в дельтаклубах по практической аэродинамике и безопасности
полетов;

участвовать
в приеме зачетов от начальников областных, краевых и республиканских дельтаклубов.

Обязанности
инспекторов (тренеров) ЦК ДОСААФ республик (штатных и нештатных)

140.Инспекторы (тренеры) ЦК ДОСААФ республик подчиняются своему
Центральному комитету. Они обязаны:

твердо
знать документы, организующие и регламентирующие летную работу в дельтаклубах ДОСААФ;

в
совершенстве владеть техникой пилотирования дельтаплана;

проверять
в областных комитетах ДОСААФ планы наземной и летной подготовки и их выполнение;

знать
уровень подготовки спортсменов, участвующих в республиканских соревнованиях;

участвовать
в отборе спортсменов для участия их в республиканских и всесоюзных соревнованиях:

контролировать
соблюдение установленной методики обучения спортсменов полетам на дельтаплане;

участвовать
в расследовании летных происшествий, связанных с полетами на дельтапланах;

периодически
проводить занятия по практической аэродинамике и безопасности полетов в
областных клубах;

принимать
зачеты от начальников областных дельтаклубов и их заместителей;

изучать
деловые качества начальников областных дельтаклубов и их заместителей и
принимать участие в расстановке кадров;

обобщать
передовой опыт работы областных дельтаклубов и внедрять его
в практику;

отстранять
от полетов спортсменов в случае плохой подготовки и необеспечения безопасности
полетов;

готовить
итоговые и другие донесения в вышестоящие инстанции;

контролировать
в дельтаклубах республики правильность ведения учетно-отчетной документации;

оказывать
всестороннюю помощь дельтаклубам в организации и проведении полетов.

Обязанности инспекторов (тренеров) краевых
и областных комитетов ДОСААФ
(штатных и нештатных)

141.Инспекторы (тренеры) краевых и областных комитетов ДОСААФ
подчиняются комитетам. Они обязаны:

твердо
знать требования документов, организующих и регламентирующих летную работу в
дельтаклубах;

в
совершенстве владеть техникой пилотирования дельтаплана;

проверять
в дельтаклубах края, области планы наземной и летной подготовки и их выполнение;

знать
уровень летной подготовки спортсменов, участвующих в зональных и областных соревнованиях;

участвовать
в отборе спортсменов на областные и зональные соревнования;

контролировать
соблюдение установленной методики обучения спортсменов полетам на дельтаплане;

участвовать
в расследовании летных происшествий, связанных с полетами на дельтаплане;

периодически
проводить занятия в дельтаклубах по практической аэродинамике и безопасности
полетов;

принимать
зачеты от начальников дельтаклубов и их заместителей;

изучать
деловые качества начальников дельтаклубов и их заместителей, принимать участие
в расстановке кадров;

обобщать
передовой опыт работы дельтаклубов и внедрять его в практику;

оказывать
всестороннюю помощь дельтаклубам в организации и проведении полетов;

отстранять
от полетов спортсменов в случае плохой подготовки и необеспечении безопасности
полетов;

готовить
итоговые и другие донесения в вышестоящие инстанции;

контролировать
в дельтаклубах края и области правильность ведения учетно-отчетной документации.

Обязанности начальника дельтаклуба
(руководителя секции)

142.Начальники дельтаклубов подчиняются городским, районным,
областным, краевым и республиканским комитетам ДОСААФ. Они обязаны:

хорошо
знать документы, организующие и регламентирующие полеты;

разрабатывать
мероприятия, направленные на повышение безопасности полетов;

знать
уровень подготовки инструкторов и их политические и деловые качества;

совершенствовать
методику организации обучения и >управления полетами;

поддерживать установленный
порядок в дельтаклубах, вести решительную борьбу с неорганизованностью и
недисциплинированностью;

знать
уровень подготовки спортсменов и выдвигать их для работы в качестве инструкторов;

знать
состояние дельтадрома, средств управления и обеспечения полетов;

систематически
проводить занятия со спортсменами, инструкторами и РП;

тщательно
изучать и анализировать ошибки, допускаемые спортсменами в полете, и принимать
меры по их предупреждению;

обобщать
и внедрять передовой опыт работы дельтаклубов;

руководить
социалистическим соревнованием в дельтаклубе;

следить
за правильностью ведения учетно-отчетной документации;

организовывать
подготовку инструкторов и РП;

своевременно
составлять и представлять в комитеты ДОСААФ установленную отчетную документацию.

143.Начальник дельтаклуба имеет право: организовывать полеты по
первоначальному обучению, тренировочные полеты, полеты по облету дельтапланов, для отбора
участников на соревнования, полеты с целью подготовки инструкторов и
внутриклубные соревнования.

144.При организации и проведении летного дня начальник дельтаклуба
обязан:

принять решение на полеты и
поставить задачи своим подчиненным инструкторам о подготовке к ним;

определить
порядок проведения предварительной и предполетной подготовок, распределить по
времени классы и тренажеры;

назначить
группу руководства полетами;

назначить
разведчика погоды;

определить
время утверждения плановых таблиц;

лично
контролировать подготовку к полетам своего заместителя и инструкторов;

осуществлять
контроль за планированием летного дня;

отстранять
от полетов летные группы и спортсменов в случае их плохой подготовки к ним;

контролировать
действия РП во время проведения полетов;

проводить (в случае
необходимости) разбор полетов.

Обязанности заместителя начальника дельтаклуба

145.Заместитель начальника дельтаклуба
подчиняется начальнику дельтаклуба. Он несет ответственность за качество
летно-методической работы, выучку спортсменов, организацию и проведение полетов
в строгом соответствии с документами, регламентирующими безопасность
полетов и летную работу. Он должен отлично владеть техникой
пилотирования и методикой обучения полетам на дельтаплане.

146.При организации и
проведении летного дня заместитель начальника дельтаклуба обязан:

контролировать
соответствие запланированного спортсмену упражнения уровню его подготовки и метеоусловиям;

Смотрите про коптеры:  Квадрокоптер AirDog автономное устройство которое не требует навыков управления

знать
фактическое и ожидаемое состояние погоды;

принимать
участие в составлении плановой таблицы;

готовить
и проводить занятия по технике пилотирования и безопасности полетов;

проверять
организацию, методику и качество предварительной и предполетной подготовки;

знать и
учитывать спортсменов, обладающих хорошей техникой пилотирования, и готовить их для
соревнований и для работы в качестве инструкторов;

контролировать
правильность ведения учетно-отчетной документации и заполнения летных книжек;

принимать
участие в подготовке материалов для разбора полетов;

отстранять
от полетов летные группы или спортсменов с плохой подготовкой к полетам;

готовить
итоговые и другие донесения в вышестоящие инстанции.

Обязанности инструкторов

147.Инструктор подчиняется начальнику дельтаклуба и его заместителю.
Он является основным обучающим лицом и воспитателем спортсменов и обязан:

в
совершенстве владеть методикой обучения полетам на дельтаплане, хорошо знать
практическую аэродинамику, инструкции по эксплуатации дельтаплана и производству
полетов на дельтадроме, НППД-84 и другие организующие и регламентирующие документы;

хорошо
знать материальную часть дельтаплана;

отлично
владеть техникой пилотирования дельтаплана;

знать
деловые и личные качества спортсменов, их политический уровень;

поддерживать
дисциплину в своей летной группе;

отстранять
от полетов спортсменов, плохо подготовленных к полетам или нарушивших предполетный режим;

принимать
участие в отборе спортсменов для инструкторской работы;

иметь
навыки в организации и проведении полетов;

следить
за последовательностью обучения спортсменов;

уметь
анализировать ошибки, допущенные спортсменами в полете, и давать правильные советы
по их устранению;

оказывать
практическую помощь начальнику дельтаклуба в организации и проведении полетов;

контролировать
исправность дельтапланов во время полетов;

вести
контроль за правильностью заполнения летных книжек согласно журналу хронометража;

вести
рабочую тетрадь, в которой должен быть список состава группы с социально-демографическими
данными, а также указаны место работы или учебы, домашние адреса и телефоны спортсменов (приложение 6).

В
рабочей тетради необходимо отмечать ошибки и оценки полетов каждого спортсмена
за каждый летный день.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Схема дельтадрома

Примерная схема дельтадрома и его элементов

Приложение 2.

Схема ориентиров в районе дельтадрома

Схема ориентиров горизонтальной видимости в районе дельтадрома

Плановая таблица

Журнал руководителя полетов

Журнал хронометража полетов

Рабочая тетрадь инструктора

Приложение 7

Сигналы и команды, подаваемые при управлении
полетами на земле и в воздухе

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ
НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (НППД-84)

Ответственный
за выпуск И. А. Вишняков

Заведующий редакцией А. В. Островский
Редактор И.Л. Рязанова
Художественный редактор Т.А. Хитрова
Технический редактор 3.И.Сарвина
Корректор И. С.Судзиловская

Сдано
в набор 19.05.83. Подписано в печать 05.09.83. Г63815
Формат 84х1081/ Бумага газетная. Гарнитура литер.
Печать высокая. Усл. п. л. 2,10. Уч-изд. л. 1,95
Заказ № 498. Для внутриведомственной продажи. Цена 5 к. Изд. № 3/д-427з.

Ордена «Знак Почета» Издательство
ДОСААФ СССР. 129110,
Москва, Олимпийский проп., 22

Тип. Изд-ва ДОСААФ. 123424, Москва,
Волоколамское шоссе, 88.

Послание в кремль

Среди мер поддержки Государственной корпорации по организации воздушного движения, работниками которой является абсолютное большинство российских «небесных лоцманов», профсоюз в имеющимся в распоряжении «Эксперта» документе предлагает поднять ставки аэронавигационных сборов в 2-4 раза, возобновить деятельность части аэропортов в южном регионе страны, которые на сегодняшний день закрыты из-за проведения на Украине спецоперации, а также «рассмотреть варианты по открытию воздушного пространства Российской Федерации для иностранных пользователей, выполняющих транзитные рейсы над территорией РФ, с повышением для них стоимости аэронавигационного обслуживания».

«Всем работникам (ФГУП “Госкопорация по ОрВД” — прим. “Эксперт”) понятно, что без прямой финансовой помощи государства или кратного увеличения ставок за аэронавигационное обслуживание для внутренних полетов, предприятие в самое ближайшее время окажется на грани разорения, а персонал окажется на улице. За первые 4 месяца 2022 года количество уволившихся и уволенных авиадиспетчеров составило более 6%, что превышает все исторические антирекорды за все годы существования единой системы управления воздушным движением. Увольнение работников по собственному желанию дополнительно увеличивается из-за заявляемой угрозы работодателя и Росавиации об изменении формы собственности предприятия и переводе его в статус казённого, как следствие, с существенным уменьшением заработной платы работников», — сказано в письме за подписью президента ФПАД Сергея Ковалева. 

«Смена формы собственности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не спасёт, а окончательно угробит предприятие. Огромный дефицит бюджета предприятия, ежемесячные миллиардные убытки, вызваны резким падением международных полетов иностранных авиакомпаний, как в аэропорты России, так и транзитных пролётов через воздушное пространство страны», – подчеркивается в документе.

Фпад предлагает сдаться

Не отрицая важность затронутой в письме проблематики, стоит отметить, что в настоящее время воздушное пространство России закрыто для воздушных судов лишь тех стран, которые сами ранее перестали пускать российскую гражданскую авиацию в свое небо. 

«Авиационными властями РФ приняты ответные “зеркальные” меры, связанные с лишением операторов недружественных стран права на выполнение полётов в Россию и через Россию, в том числе по оптимальным трассам системы транзитных и кроссполярных маршрутов между Европой, США и Юго-Восточной Азией. Ограничения могут быть сняты только на принципах паритета, справедливых и равных прав для всех авиаперевозчиков», — сообщили «Эксперту» в Росавиации. Ранее там обращали внимание, что санкции, наложенные на российскую авиацию, являются отступлением от ключевых принципов и базовых основ Чикагской конвенции.

В тоже время авиакомпании из государств, не совершающих по отношению в России недружественных действий, и сейчас совершенно беспрепятственно планируют и осуществляют рейсы как транзитом через РФ, так и непосредственно в российские воздушные гавани. Среди них — Emirates, Turkish Airlines, Qatar Airways, Air Serbia и многие другие. 

Конечно, благодаря взаимным санкциям транзитный трафик над Россией сократился. Если наша страна лишилась значительной части аэронавигационных сборов, то крупнейшие западные авиакомпании, вынуждены облетать Россию и нести в связи с этим огромные дополнительные расходы, негативно влияющие на их финансово-экономическое положение.  

Согласно оценке Минтранса, потери перевозчиков составят минимум 2-3 млрд долларов за 12 месяцев в силу удлинения маршрутов и дополнительного расхода дорожающего в месте с нефтью авиакеросина. От сопутствующего роста цен на авиабилеты в свою очередь страдают и кошелки авиапассажиров, которых в Европе и США становится все меньше. 

Международное информационно-аналитическое агентство IBA, специализирующееся на авиационной отрасли, опубликовало недавно прогноз, согласно которому, если ситуация не изменится, в текущем году операционную деятельность остановят около 20 западных авиакомпаний. Положение сейчас обоюдоострое. И отменять санкции первым, если об этом вообще может идти речь, должен тот, кто первым их вводил.

Таким образом, в условиях де-факто ведущейся против России рядом стран Запада экономической войны предложение в одностороннем порядке открыть воздушное пространство в интересах одного единственного авиационного предприятия, пусть и системообразующего для отрасли, выглядит как панический призыв к капитуляции, главным бенефициаром которой станут не российские авиадиспетчеры, выполняющие, к слову, задачи не только в интересах гражданских компаний, но и ВКС, а наши бывшие «авиапартнеры».

Кто-то в данном случае может указать на то, что РФ продолжает, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, нефтегазовые поставки на враждебный Запад. Однако такое сравнение не является корректным. Экспорт углеводородов имеет стратегическое значение для всей экономики страны, а доходы от АНО согласно международным правилам даже не могут направляться в госбюджет.

В тоже время резкое повышение аэронавигационных сборов на внутренних линиях, способно, если не убить вовсе, то значительно усложнить авиасообщение внутри страны, став дополнительной нагрузкой для отечественных авиакомпаний, у которых и без того, усилиями ряда зарубежных контрагентов-лизингодателей и авиапроизводителей, имеются серьезные проблемы с воздушным флотом, находящимся на грани каннибализации. 

Конечно, плата за аэронавигацию сейчас составляет всего несколько процентов от стоимости билета, однако в ситуации, когда в ближайшие 2-3 года речь будет идти о выживании всей гражданской авиации России и тотальной экономии на всем, значительный рост расходов в данной части не представляется целесообразным. 

Открывать же аэропорты в соседствующих с Украиной областях России в силу очевидных причин, связанных с обеспечением безопасности полетов, можно будет лишь по мере физического удаления от них зоны проведения спецоперации или ее успешного завершения.

Продавцов воздуха возьмут в казну

В совокупности все вышеперечисленное свидетельствует, что возможное изменение формы собственности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является не угрозой, как назвали данный шаг в авиадиспетчерском профсоюзе, а во многом вынужденной мерой. Проблемы у аэронавигационного провайдера начались вместе с пандемией и введенными по эпидемиологическим причинам ограничениями авиаперелетов в 2020 году. И благоприятной экономической конъюнктуры для их решения до настоящего времени в авиации не возникло. Сейчас отрицательная экономическая динамика корпорации составляет по оценочным данным самого же профсоюза около 2 млрд рублей в месяц, а доходы от аэронавигационных сборов, взимаемых с отечественных перевозчиков, покрывают менее пятой части расходов.

Проведенные сокращение премий, не связанных с поддержанием аэронавигационной инфраструктуры затрат, социального пакета, персонала (в первую очередь управленческого), а также смена топ-менеджмента и даже антикоррупционные мероприятия способны лишь смягчить кризис, но не купировать его. ФГУП работает за счет резервов, накопленных при прошлом руководстве в период до 2020 года, но близких сейчас к истощению. 

Поскольку в настоящее время вопрос об акционировании предприятия авиавластями уже не обсуждается, да и инвестора даже из числа крупных госкомпаний в текущей ситуации найти проблематично, а финансовые проблемы нарастают, перевод ГК ОрВД в статус Федерального казенного предприятия выглядит вполне адекватно. 

Напомним, что государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам ФКП при недостаточности его имущества. А это в свою очередь является гарантией того, что корпорация, от которой зависит все воздушное движение, не окажется в коллапсе, а положение ее работников стабилизируется. Возможно, опасения сокращения фонда заработной платы при таком повороте событий, действительно, имеют под собой почву. Однако в гражданской авиации страны сейчас просто нет компаний, которые бы смогли избежать данного процесса. Уменьшение зарплат в той или иной степени коснулось всех. 

В тоже время перевод в статус ФКП априори требует времени, а производственный цикл у авиадиспетчеров непрерывен. Поэтому сейчас включение предприятия в перечень системообразующих организаций российской экономики, о котором сообщал тот же ФПАД, выделение субсидий, предоставление госгарантий и льготное кредитование с отсрочкой возврата просто необходимы. Иначе диспетчерские проблемы могут оказаться спроецированы на всю отрасль. 

«Профсоюз, представляющий, между прочим, далеко не всех авиадиспетчеров, своими до некоторой степени скандальными предложениями на самом деле хочет оказать давление в вопросе выделения предприятию средств со стороны государства», — предположил в беседе с «Экспертом» источник, близкий к руководству ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Однако пытаться делать это через капитулянтские инициативы, которые идут в разрез с политической линией руководства страны и в спецоперационное время просто не могут быть поддержаны в верхних эшелонах власти — не самое лучшее решение. Ведь российское небо не продается. 

Самостоятельная разблокировка (пошаговая инструкция)

  1. Вход через сайт.

    Перейдите на сайт Fly Safe и пройдите авторизацию (значок человечка справа вверху).Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  2. Выбор региона и страны.

    В пункте «Select Area» выберите регион и страну, где запланировали полет.Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  3. Запрос на разблокировку.

    В открывшемся окне выберите страну и регион, как в предыдущем пункте. Опускайтесь ниже по веб-странице, пока не наткнетесь на пункт «Unlocking Request». Нажмите на кнопку «Unlock a zone».Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  4. Разблокировка зоны.

    В появившемся окне необходимо опять выбрать регион и страну, где вы собираетесь летать на дроне. После этого опуститесь вниз, выберите «Custom Unlocking» и тапните по «Unlocking Requests».Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  5. Персональная информация владельца и дрона.

    В появившейся форме выбираем отметку «Individual». Далее указываете свое имя и фамилию, а также электронную почту. Затем стоит указать начальную и конечную дату авторизации разблокировки зоны. Потом следует ввести данные DJI-аккаунта, выбрать дрон и серийный номер пульта*. Если у вас несколько коптеров с пультами, проделайте ту же операцию и для остальных.Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  6. Сфера деятельности и цель.

    Ниже расположен список, в котором следует указать свою сферу деятельности. Рекомендуем остановиться на пункте «Education & Research». Также ниже стоит написать, что вы планируете использовать полет в зоне не в коммерческих целях, а просто в рамках хобби (разумеется, на английском).Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  7. Документация.

    Опустившись еще ниже вы увидите название «Attach Documentation» и значок « ». В этом разделе необходимо прикрепить ваш паспорт, id-карточку или водительские права. Файл должен быть в форматах png, jpg, jpeg, gif, xlsx, xls или pdf. Прокрутите до конца и нажмите кнопку «Next Step».Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  8. Кастомная авторизация.

    На этой странице вы указываете название дрона. Как сводка рядом расположились цвета и названия зон.Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  9. Добавление зоны.

    Чтобы обозначить место полета на карте, нажмите на кнопку справа «Add a new zone». В появившемся блоке необходимо внести следующую информацию: радиус зоны, максимальная высота полета и имя этой зоны. При этом ваша зона не должна попадать в зону глиссад аэропортов. По завершению тапните на «Confirm». При необходимости можно нанести на карту еще несколько зон.Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  10. Успешное подтверждение

    После того, как вы добавили необходимую зону(-ы) на карту, на экране всплывет окно с пользовательским соглашением. Нажав на «Agree», вас поприветствует окно завершения разблокировки — значит, все сделано правильно! Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  11. Письмо счастья

    На почту прийдет 2 письма. Первое будет располагать информацией о том, что заявка принята. Также здесь указаны цели вашей авторизации, даты, серийный номер, а также указанная ранее зона(-ы) и ее (их) точные координаты.Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  12. Письмо счастья №2

    Во втором будет указано, что ваша авторизация одобрена. Если же это не так, в письме будут расписаны ошибки, которые были допущены в процессе регистрации. Второе письмо обычно приходит в течении часа, но может занять больше времени.Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  13. DJI GO4

    В приложении DJI GO4 заходим в меню «Genaral Settings» и выбираем «Unlocking License».Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  14. Разрешение на разблокировку.

    Затем нажимаем на кнопку «Sync» — появится окно, тапните на «OK».Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  15. Список разрешенных разблокировок.

    При помощи кнопки «Import to Aircraft» загружаем зоны на квадрокоптер.Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  16. Применение лицензий.

    Во вкладке «Aircraft» выбираем, какой зоной мы собираемся пользоваться в данный момент. Во всплывшем окне нужно согласиться со следующими пунктами: вы знаете, как летать в этой зоне и берете на себя всю ответственность за полет дрона.
    Нюанс: если у вас включена одна из зон, но вы не находитесь в ней, то приложение скажет, что вы находитесь в «no fly zone» и не даст взлететь. Именно поэтому надо выключать их при полетах в общедоступных местах.
    Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

  17. Разблокированная зона на карте.

    После удачной активации, сверху вы увидите надпись «Special unlock». Удачного полета!Кроме дворца Путина, в России есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. Полная карта - Новости -

* подробности смотрите в пользовательской разблокировке ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Если вы что-то не поняли, для большей наглядности рекомендуем просмотреть специальный видеоролик от DJI:

Видеообзор представлен на английском языке c соответствующими субтитрами. Для лучшего понимания рекомендуем их перевести на украинский или русский языки (значок «шестеренки» — субтитры — перевести).
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector