Уровень мировых продаж
В апреле этого года был опубликован отчет международной консалтинговой компании J’son {amp}amp; Partners Consulting. Из материалов отчета следует, что в прошлом году общая стоимость мирового сегмента БПЛА достигла цифры в $7,8 млрд. Суммарный уровень продаж машин военного назначения составил более половины этой суммы.
В 2016 году выпуском беспилотных аппаратов по всему миру занимались не менее 483 фирм (276 гражданских и 308 военных). На долю военных производителей приходится довольно малая часть мирового гражданского рынка, на котором доминируют компании малого и среднего бизнеса. Средний возраст таких предприятий не превышает шести с половиной лет, а среднее число сотрудников доходит до восьми человек.
Состояние дел в РФ
Исследования показали, что в прошлом году на долю России пришлось 3 % мировых натуральных продаж. В денежном выражении этот показатель снижается до 2 % или до 9,5 миллиарда рублей (163 миллиона долларов). Прогнозируется, что к 2020 году эти объемы смогут вырасти в полтора раза. В сегменте военных беспилотников позиции Российской Федерации оказались значительно сильнее – 15 % от общего числа продаж.
В прошлом году отечественные беспилотники занимали лишь 10% российского рынка. Специалисты считают, что через 2 года этот показатель немного возрастет и составит 11%. Лучшие цифры роста продемонстрирует сегмент коммерческих летательных аппаратов, который к этому времени должен удвоиться. В прогнозе говорится, что к 2020 году около 40% продаваемых в РФ коммерческих машин будут произведены на отечественных предприятиях.
В отчете говорится, что на российском гражданском рынке БПЛА присутствуют почти две сотни предприятий. Анализ показывает, что их средний возраст не превышает трех лет, а среднее число работников достигает пяти человек. Аналитики считают, что общая выручка подобных предприятий лежит в пределах 1,4 миллиарда рублей.
Главная особенность отечественного рынка БПЛА заключается в доминировании производителей дронов военного назначения. Исследователи отмечают очень слабое присутствие на нем отечественных машин, принадлежащих к потребительскому и коммерческому классам.
Российский потребительский рынок захвачен продукцией китайских и прочих зарубежных компаний. Основные объемы продаж приходятся на относительно дешевые летательные аппараты стоимостью менее 250 долларов. Россия представлена лишь небольшим количеством стартапов, пока не готовых к массовым продажам.
В коммерческом сегменте отечественного рынка работают почти 60 компаний. Все они готовы предложить потребителю действующие модели или готовые прототипы. Лидерами в данном сегменте признаны компании «Zala Aero Group» и «Беспилотные системы».
Российские модели
ZALA 421-21
Этот гексакоптер является самым известным в России коммерческим беспилотником. Машина выпускается ижевской производственной фирмой Zala Aero Group.
Изделие оснащено автопилотом, обладает системой спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС), электронным компасом, имеет встроенную систему цифровой телеметрии, аналоговый видеопередатчик, радиомодем и поисковый передатчик.
Малый вес машины позволяет запускать ее из рук. Эта особенность допускает использование дрона в горах, в тайге или в болотистой местности. Основным назначением ZALA являются поисковые операции, контроль территории в радиусе до двух километров, проверка охраняемой зоны на наличие в ней противоправных действий и пр. Работы могут выполняться как днем, так и темное время суток.
Заявленная производителем грузоподъемность позволяет устанавливать на данный гексакоптер дополнительное оборудование малого класса, но этот недостаток компенсируется высокой подвижностью машины и ее способностью зависать в воздухе.
ZALA 421-21 имеет следующие параметры:
- Радиус действия машины: 2 км;
- Длительность пребывания в воздухе: 40 минут;
- Размеры (без батареи): 600x520x75 мм;
- Максимальная скорость: 40 км/ч;
- Взлетный вес: 1,5 кг;
- Весовые параметры полезной нагрузки: 300 г;
- Предельный потолок: 1000 м;
- Емкость АКБ: 10 Ач.
Цена изделия является предметом переговоров между заказчиком и исполнителем. По некоторым данным, она находится в пределах 600-650 тыс. рублей.
Supercam X6M2
ООО «Беспилотные системы» выпускает целый ряд БПЛА, самым известным из которых является гексакоптер Supercam X6M2.
В качестве материала для корпуса и лучей этого коптера выбран карбон и композитные материалы. Имеется и влагозащищенный вариант, который применяется при морских работах. Он позволяет летательному аппарату продержаться не поверхности воды на протяжении двух часов.
Разработчикам удалось создать машину с рабочей диагональю 920 мм. В максимальной конфигурации она весит порядка 4,5 кг и может продержаться в воздухе около часа. Радиус действия X6M2 также достаточно велик – до 10 км. Полеты можно проводить в любое время суток в относительно сложных метеоусловиях. Услуга автоматического планирования полетного задания способна полностью исключить внешнего пилота из непосредственного процесса управления.
Опционально на БПЛА может быть установлена система автоматического выхода в точку возвращения с использованием анализа получаемого видеоизображения.
Летательный аппарат ориентирован на применение в гражданской сфере и обладает достаточно широкой функциональностью. Он способен эффективно решать задачи, связанные с картографированием, проведением наблюдательных и патрульных полётов, мониторингом обстановки при возникновении разного рода чрезвычайных ситуаций и пр.
Технические характеристики:
- Габаритные размеры: 0,87×0,92×0,3 м;
- Взлетный вес (максимальный): 4,5 кг;
- Скорость полёта (максимальная): 50 км/ч;
- Время пребывания в воздухе: 1 час;
- Предельная дальность: 10 км;
- Предельная высота полета: 2,1 км.
Очень интересной моделью является российский многофункциональный БПЛА Эра-100, разработанный компанией «Аэроксо». Особенностью данной машины является то, что взлет и посадку она выполняет как квадрокоптер, а затем ее двигатели поворачиваются, превращая летательный аппарат в четырехмоторный самолет, крыльями которого являются широкие и плоские лучи.
Эра-101 обладает достаточно обширным функционалом. Этот конвертоплан способен выполнять воздушную съемку (фото и видео), разведывательные и патрульные полеты, принимать участие в мониторинговых миссиях и поисковых операциях, использоваться при проверке состояния трубопроводов, линий электропередач и прочих элементов инфраструктуры. Стандартным средством наблюдения является цифровая камера, но может устанавливаться и иное оборудование.
Устройство имеет солидные размеры (1,3×1,1×0,4), а его максимальный взлетный вес достигает величины в 24 кг. Силовая установка состоит из четырех мощных электродвигателей. Имеется вариант исполнения с ДВС.
Технические характеристики Эра-101:
- Габариты: 1,3×1,1×0,4 м;
- Предельный взлетный вес: 24 кг;
- Предельная скорость: 230 км/ч;
- Предельная дальность: 120 км;
- Продолжительность полета: 1 час.
Автором этого изделия является компания НЕЛК. Беспилотник используется для разведки и охраны труднодоступной местности, а также закрытых объектов. Он способен проводить мониторинг в зонах чрезвычайных ситуаций, фиксировать факты браконьерства и незаконной вырубки леса.
Нелк В4 является довольно крупной машиной, обладающей очень приличной автономностью и скоростными характеристиками. Заказчику предлагается весьма неплохой выбор навесного оборудования, в который входят несколько оптических модулей, обладающих способностью захватывать и сопровождать заданные оператором объекты. Дрон может летать в четырех режимах. Почти все они автономны и не требуют вмешательства оператора.
Специальное ПО позволяет задавать маршрут полета, управлять параметрами навесного оборудования, сохранять и обрабатывать полученные с его помощью видеоматериалы.
Технические характеристики Нелк В4:
- Габаритные размеры: 1050×1050х430 мм;
- Предельный взлетный вес: до 12 кг;
- Крейсерская скорость: 40 км/ч;
- Максимальная скорость: 70 км/ч;
- Предельная дальность: 5 км;
- Предельный потолок: 1000 м;
- Предельное время полета: 55 минут;
- Масса полезной нагрузки: до 1,5 кг.
Грифон-41
Автором этого гражданского дрона является питерская фирма Плаз. Машина имеет довольно приличный набор функций и ориентирована на выполнение задач, связанных разведкой местности, а также с патрульными и наблюдательными миссиями. Разработчикам удалось создать достаточно простую и дешевую модель, выполненную в формате квадрокоптера.
- Габариты: 850x850x30 мм;
- Предельный взлётный вес: 7,5 кг;
- Предельный вес полезной нагрузки: 2,5 кг;
- Максимальная скорость: 45 км/ч;
- Дальность полета: 15 км;
- Потолок: до 1000 м;
- Продолжительность полета: до 60 минут.
Отметим, что в статье упоминается лишь малая часть российских дронов. Наши читатели могут самостоятельно ознакомиться с такими моделями, как Гранад ВА-1000, Гранат-6, Колибри-6, AirScout, Геоскан 501 и пр. Напомним, что мы уже публиковали ранее подробный обзор квадрокоптера российского производства Геоскан 401.