- А судьи кто?
- Австралия
- Австрия и чехия
- Армения
- Белоруссия
- Великобритания
- Вьетнам
- Греция
- Грузия
- Египет и тунис
- Зачем мне/вам это нужно?
- Ирландия
- Италия
- Как ввезти, зарегистрировать и получить разрешение на съемку квадрокоптером в разных странах – статьи на 100 дорог
- Как определить, относится ли дрон к первой “открытой” категории
- Камбоджа
- Китай
- Летаем легально в европе (европейском союзе)
- Летаем легально в россии
- Марокко
- Можно ли летать на квадрокоптере в испании?
- Переходный период на пути к унифицированным правилам
- Регистрация дрона
- С чего начать
- Сингапур
- Стандартные категории для дронов и их операторов
- Страны европы
- Страны снг и грузия
- Страхуем дрон?
- Съемки
- Таиланд
- Требования для “открытой” категории
- Узбекистан
- Условия использования квадрокоптера в разных странах, правила ввоза дрона при авиаперелете
- Филлипины, индонезия и малайзия
- Франция
А судьи кто?
Кто следит за соблюдением закона и как проверяется наличие всех необходимых документов и разрешений? Я пока не сталкивался с проверками, но прикрепил к дрону бумажку с идентификатором и всегда ношу с собой права. Возможно, если запустить дрон в Праге без соответствующего разрешения от CAA, то могут возникнуть проблемы с полицией.
Теперь я планирую получить права категории A2 и пройти квест с получением разрешения на полеты в регулируемых зонах.
Красивых мест в Чехии много, и я надеюсь, что разберусь во всех особенностях местных законов и полетных ограничений, чтобы мое хобби доставляло больше удовольствия, чем волнения 🙂 Хочу радовать себя полетами и красивыми фотографиями с высоты. Поделитесь в комментариях своим опытом получения разрешения на полеты в Европе. Особенно, если вы делали это, находясь за пределами ЕС.
Австралия
В стране действуют более либеральные правила, чем в азиатских государствах. В основном нормы напоминают европейские и канадские. Например, если вы используете свой коптер в коммерческих целях, то полет должен регистрироваться. Дроны весом менее 2 кг, использующиеся в личных целях, регистрации не подлежат, но вы, как владелец, должны следовать ряду правил.
Например, нельзя приближаться менее чем на 30 м к транспорту (включая водный), зданиям и чужой частной собственности без соответствующего разрешения. Нельзя пилотировать аппарат над городами и поселками, над скоплениями людей, включая пляжи, чужие участки, парки и т.п.
Нельзя приближаться к любому аэродрому на расстояние менее 5,5 км, включая посадочные полосы и вертолетные площадки в районе больниц и полицейских участков. Даже если вы этого не знали, то нарушение закона повлечет наказание. Летать можно только днем и в хорошую погоду в зоне видимости оператора.
Подведем некоторые итоги. Если вы прочитали всю статью, то, наверное, заметили, что в большинстве стран действуют схожие ограничения на эксплуатацию БПЛА. В первую очередь они касаются запрета полетов в определенных зонах, вопросов охраны частной жизни и собственности, а также правил безопасного пилотирования.
Также следует заметить, что популярный сегодня режим полетов от первого лица (FPV) имеет свои особенности с точки зрения безопасности, поэтому в большинстве стран FPV-пилотирование можно совершать только в присутствии второго лица, которое сможет в случае необходимости контролировать летательный аппарат.
Предоставленная в статье информация актуальна на 1 декабря 2023 года.
Австрия и чехия
Среди наших туристов большой популярностью пользуются такие страны, как Австрия и Чехия. В последней правила в отношении дронов похожи на соответствующие нормы других европейских стран. Если ваш дрон легче 20 кг и используется в личных целях, то никаких лицензий или регистрации не требуется.
Вы не сможете запускать дроны в городах и над местами скопления людей. Также закон вводит ограничения по весу: аппараты весом 7-20 кг можно запускать только на расстоянии не меньше 150 м от людей и зданий. Всю дополнительную информацию можно узнать на сайте Управления гражданской авиации Чехии, однако она доступна только для тех, кто владеет чешским языком. Список ключевых документов и ссылки на них доступны на сайте UAV Coach.
Более интересная ситуация в Австрии, где действует правило четырех зон, то есть все пространство для пилотирования делится на четыре типа. Если у вас нет лицензии на управление дроном, то вы сможете запускать его только вдали от городов на открытых пространствах (т.е. в 3-4 зонах).
Так что поснимать чудесные виды Вены или Зальцбурга с воздуха просто так не получится. Кроме того, операторам дронов весом до 150 кг необходимо получить в Австрии лицензию или же пройти тест на пилотирование и знание требований безопасности. Подробнее о национальных правилах в республике и других вопросах, связанных с эксплуатацией беспилотников, можно ознакомиться на сайте “АвстроКонтроля”. Полный список документов и регламентирующих актов доступен на сайте UAV Coach.
Армения
Здесь запрещено запускать дроны над людьми, а также недалеко от военных баз, аэропортов, электростанций и других стратегических объектов. Кроме того, не разрешается с помощью беспилотников вторгаться в личную жизнь (производить фото- и видеосъемки), а также запускать аппараты ночью или в плохую погоду.
В целом, нормы, регулирующие полеты квадрокоптеров в Армении, во многом схожи с европейскими, о которых подробнее будет сказано ниже. Однако в скором времени местные законодатели могут изменить ряд положений, что вызвано не только появлением новых угроз, но и целым рядом скандалов, в том числе международного характера, касающихся применения дронов в Армении и Нагорном Карабахе.
Белоруссия
В “Синеокой” вопросом регистрации и регулирования эксплуатации дронов Совет министров озаботился в 2023-2023 годах. С 28 августа 2023 вступили в силу “Правила использования авиамоделей”, которые отличаются большой жесткостью и целым рядом неудобных ограничений.
Сейчас идет работа по смягчению некоторых правил, однако она пока не завершена, и туристам следует ориентироваться на существующие нормы. Белорусское законодательство в некоторых вопросах оказалось жестче российского. С сентября 2023 года легально управлять дронами могут только члены “Белорусской федерации беспилотной авиации”. Незаконное управление дроном грозит штрафом и конфискацией аппарата.
Правила устанавливают понятие зон, где запрещено пилотирование любых летательных аппаратов без разрешения государственных структур, которые имеют непосредственное отношение к таким зонам. О конкретном перечне таких зон можно узнать из документов Министерства обороны и Министерства транспорта и коммуникаций.
Перед производством воздушной съемки нужно за три-четыре дня подать заявку в Министерство обороны, а также получить разрешение от “Белаэронавигации” (оно включает даже медицинское разрешение на пилотирование). Весь отснятый материал следует показать представителям военных.
Кроме ограничений по зонам полетов вводится ограничение по высоте, что характерно для многих других национальных законов. В Белоруссии вы не сможете поднимать свой дрон на высоту более 100 метров (в других странах этот показатель не сильно отличается).
Самое интересное, что вопросы пилотирования БПЛА лежат также в компетенции транспортной инспекции (наземный транспорт). И представители этой структуры могут (имеют право) затребовать у вас все документы на летательный аппарат. Среди неприятных особенностей местного законодательства эксперты и владельцы БПЛА также отмечают нечеткий характер норм, проблемы с классификацией аппаратов и терминологией, а также проблемы использования частот для управления БПЛА.
Великобритания
В Великобритании в июле 2023 года вступили в силу поправки к существовавшему с 2023 года законодательству о беспилотниках, которое появилось после инцидента с коптером, чуть не врезавшимся в пассажирский самолет. Все вопросы по лицензированию и разрешению на полеты регулирует Управление гражданской авиации (САА).
Кстати, схожая практика сложилась во многих странах мира. По старым правилам, владельцам дронов весом менее 20 кг никакой регистрации и лицензирования не требовалось. Теперь же необходимо регистрировать все летательные аппараты тяжелее 250 г, а пилотам не только знать правила безопасного пилотирования, но и эксплуатировать только те дроны, которые соответствуют британскому законодательству (с точки зрения безопасности и др.).
Так же, как и в Италии, запускать и пилотировать дрон вы можете только в пределах прямой видимости. Согласно британскому законодательству, такая зона составляет пространство в 500 м по горизонтали и 122 м по вертикали. Также существуют ограничения для БПЛА, оснащенных фото- и видеокамерой.
Вы не можете приближать их к человеку, автомобилю, зданию или другому сооружению менее чем на 50 м. Некоммерческие коптеры нельзя пилотировать над большой группой людей, включая различные развлекательные и спортивные мероприятия (машина должна находиться не менее чем в 150 м от такого объекта).
Как и в Италии, пользователи коммерческих дронов должны получить лицензию от Управления гражданской авиацией страны. Кроме того, сейчас британские власти пытаются провести норму о программировании БПЛА, чтобы автоматически ограничивать зону их полетов, например, не позволять им летать вблизи аэропортов.
Такая функция уже имеется у некоторых моделей, например, у серии Phantom. Кроме этого, следует уточнить информацию по разрешенным для беспилотников рабочим частотам. Подробнее о нормах и правилах полетов коптеров можно узнать на сайте CAA
Вьетнам
Вьетнам полностью запретил ввоз и вывоз квадрокоптеров. По приезду в страну его у вас отберут и будут хранить до вашего выезда из страны. Всеми вопросами пилотирования занимается Министерство обороны республики. Сообщения некоторых пользователей о том, что им якобы повезло ввезти и даже использовать коптер, не соответствуют действительности.
Греция
В любимой многими нашими согражданами Греции, как известно, есть все. И, разумеется, это “все” надо запечатлеть на фото или видео. Однако большая часть законодательства не переведена с греческого языка даже на английский, поэтому туристу сложно ориентироваться в хитросплетениях местных правил.
Известно, что греческое законодательство запрещает запускать дроны в пределах зон аэропортов (до 3 км), диспетчерских (до 3 км), направлений движения самолетов, приближаться к городам и населенным пунктам ближе 2 км, летать вблизи зданий, общественных сооружений и памятников, военных баз и армейских пунктов дислокации.
Можно подниматься на высоту не более 122 м и нельзя приближаться к людям и животным. В общем, все, как в любой стране ЕС. Кроме того, существуют определенные правила фото- и видеосъемки тех объектов, над которыми может летать ваш дрон. В основном, речь идет о том, что можно снимать бесплатно, а за что придется заплатить.
Переведенный на английский язык правительственный документ достаточно четко объясняет эти вопросы. Другое дело, что греческая полиция, да и граждане страны особо не беспокоят туристов, нарушающих закон, если верить отзывам на международных форумах.
Грузия
Официальные отношения между Россией и Грузией довольно прохладные. Тем не менее, граждане нашей страны активно пользуются безвизовым режимом (для россиян) и, разумеется, хотят запечатлеть прекрасные горные ландшафты и древние памятники бывшей советской республики. Что же нужно знать тем российским туристам, которые захотят сделать это с помощью дрона, оборудованного камерой?
Новые правила в отношении беспилотников действуют в Грузии с осени 2023 года. С 1 ноября необходимо производить регистрацию всех БПЛА, вес которых больше пяти килограммов. Регистрацию следует проводить в Агентстве гражданской авиации республики. Если вы этого не сделаете, то запускать беспилотник будет нельзя.
И если вы снова посетите Грузию со своим квадрокоптером через два года, то регистрацию следует повторить. Дрон никогда не разрешат зарегистрировать лицу младше 16 лет. Как и в ряде других стран, у вашего коптера должна быть маркировка с опознавательным номером, который состоит из 5 цифр.
Нормы, которые стали действовать с 1 сентября (именно так!), запрещают поднимать дрон на высоту более 122 м, а максимальную скорость ограничивают в 160 км/ч. Ограничивается и вес эксплуатируемых дронов. Свободное пилотирование допускается только для тех БПЛА, вес которых не более 250 г.
Особые ограничения касаются БПЛА весом выше 25 кг. Вы не можете запускать такие машины без особого разрешения властей, а максимальная скорость такого аппарата не должна быть больше 54 км/ч. Оператор обязан управлять таким дроном на расстоянии, безопасном для людей и различных объектов инфраструктуры (50 м). Запрещено приближаться к аэропортам на расстояние ближе 6 км.
Достаточно жесткие ограничения имеются для коммерческих дронов, владельцам которых придется получать специальные разрешения. Кроме того, правила особо оговаривают запреты на транспортировку людей и грузов с помощью беспилотников, запрещают приближаться к государственной границе и управлять несколькими дронами сразу.
Египет и тунис
Совершенно иная ситуация в Египте. По сути, здесь вы никогда не сможете воспользоваться возможностями своего дрона, так как все вопросы нужно разрешать с Управлением гражданской авиации, а это “гиблое дело”. В воздушное законодательство по сути полностью запрещает эксплуатацию беспилотников (о чем можно прочитать в англоязычной версии закона об авиации и авиационном сообщении в редакции 2023 года), хотя некоторые туристы умудряются безнаказанно нарушать подобные предписания.
Напротив, в Тунисе поснимать чудесные виды туристу будет несложно. Необходимо лишь следовать правилам. Однако мы также рекомендуем отслеживать изменения в местном законодательстве, поскольку ситуация в стране и поблизости от ее границ не очень стабильная, что может в любой момент повлечь ужесточение правил. Перед поездкой вы можете подать заявку в Управление гражданской авиацией Туниса.
Зачем мне/вам это нужно?
В детстве практически каждый из нас ходил в кружки моделирования и пытался строить свои радиоуправляемые модели. Скажу сразу, ни одну управляемую модель я так и не собрал, хотя ракеты мои летали исправно и даже приземлялись на парашюте (“Илон, трепещи!”). Довольно много прочитал про это, но нелёгкая увела в сторону ИТ и моделирование забросил.
Лет 5 назад мне подарили дрон, ноунейм дрон. Это была очень простая копия DJI Phantom 1, которая не умела держать высоту, летать против ветра и снимать лучше кнопочного телефона 2002 года. В общем, один раз запустили, у него сели батарейки, да и больше не было желания к нему прикасаться. Зато вновь появился интерес к радиоуправляемым моделям (дронам).
Дальше мне подарили DJI Spark – мой первый нормальный дрон, который умел снимать вот так
В принципе, отличная модель, хорошо снимает, но для меня это не главное – хочется подольше полетать, а Spark не позволяет летать более 10 минут. Поэтому решил поменять на что-то посерьезнее, выбор пал на DJI Mavic Air 2.
Новый дрон материализовался в результате совместных просмотров обзоров с супругой. Она не выдержала информационного потока, поддалась рекламе (я же на неё не ведусь) и подарила Mavic Air 2 на день рождения.
Здорово, но теперь взлетная масса моего дрона превышает 250 грамм, а на это практически во всех странах существуют запреты. Я не проверял на себе, но насколько я понимаю, если на голову упадет дрон массой 0.5 кг то, в зависимости от скорости, он вполне может проломить череп. Отсюда и запреты. Есть вариант по-партизански взлетать из кустов, чтобы не нарваться на штраф, но проще зарегистрировать.
Внимание: учтите, что с зарегистрированным дроном снимать “острые” репортажи уже не получится – ибо застрявший или посаженный дрон тут же приведёт к владельцу. Также вы не избегаете ответственности, если кого-то покалечите или поцарапаете чужой Mercedes Geländewagen.
Ирландия
Соседка Великобритании – Ирландия – была одной из первых стран, в которых стали действовать национальные нормы в отношении БПЛА. Новый закон вступил в силу в декабре 2023 года. Он требует, чтобы владельцы коптеров весом более одного килограмма зарегистрировали свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (IAA). На соответствующей странице сайта IAA можно узнать более детальную информацию о правилах.
Италия
Среди европейских стран одной из самых популярных среди россиян долгое время остается Италия. Если вы планируете поездку со своим дроном на Апеннины, то вам следует знать, что итальянское законодательство несколько раз менялось с момента принятия первого свода норм о беспилотных летательных аппаратах в 2023 году, причем скорее в сторону ужесточения.
Во-первых, как и во многих других странах, в стране dolce vita запрещено совершать полеты коптеров над большим скоплением людей, над городами, а также рядом со стратегическими объектами: ж/д вокзалами, аэропортами, электростанциями, военными базами, правительственными зданиями.
Таким образом, вы сможете запустить БПЛА только на открытом пространстве, в удалении от города не менее чем на полторы сотни метров, а кроме этого, должны постоянно поддерживать визуальный контакт со своим аппаратом. Нельзя направлять БПЛА к людям и частным владениям ближе чем на 50 м.
Запрещается производить съемку в радиусе восьми километров от аэропорта. Коммерческая съемка лишена многих ограничений, однако для нее нужно получить лицензию. Схожие правила действуют в соседней Франции, а также в Германии. С изменениями в итальянском законодательстве можно ознакомиться на правительственном сайте. Доступны переводы на английском языке.
Как ввезти, зарегистрировать и получить разрешение на съемку квадрокоптером в разных странах – статьи на 100 дорог
Конечно, есть общие правила, которые должны выполняться неукоснительно. Но, в каждой конкретной стране эти общие правила дополняются местными, которые могут даже противоречить друг другу. Причем, проверять их актуальность надо КАЖДЫЙ раз – перед поездкой, так как эти правила могут быть дополнены или даже совершенно изменены в течении нескольких последних месяцев.
Для этого, в первую очередь, необходимо посетить сайт Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) https://www.easa.europa.eu которое регулирует задачи в области безопасности гражданской авиации. Полеты на коптерах отнесены именно к этой части правового регулирования. На сайте агентства можно найти информацию по правилам пользования коптерами в различных странах.
Если путешествие запланировано в США – на сайт аналогичной организации Федеральной авиационной администрации США (Federal Aviation Administration) https://www.faa.gov.
После этого, необходимо посетить специализированные сайты конкретных стран, куда планируется путешествие, где регулярно публикуют правила с изменениями и дополнениями, касающиеся использования дронов. Информацию о них можно найти на сайтах посольств.
Если страна далекая и экзотическая, и, к тому же, малопосещаемая туристами – то информацию о правилах должен предоставить принимающий турагент. Конечно, если в договоре с ним будет прописан пункт, обязывающий его сделать это.
В некоторых странах Азии, например, во Вьетнаме, вопросами по коптерам занимаются Министерства обороны. Поэтому лучше внимательно проверить информацию на официальных сайтах и задать принимающей стороне дополнительные вопросы, чтобы обезопасить себя от возможных инцидентов.
Профессиональный фотограф и путешественник Сергей Шандин занимается съемкой с квадро-коптеров уже более 6 лет. И не смотря на серьезный подход к организации поездок и сбора необходимых документов – он периодически бывает в ситуациях, которые могут послужить серьезными примерами с какими сложностями может столкнуться как начинающий фотограф, так и человек подготовленный и хорошо осведомленный.
Швейцария
«В Швейцарии одно из самых гуманных законодательств в мире по пользованию дронами. Самое главное – не летать над скоплениями людей и в зонах аэропортов. Коптерам весом до 30 кг регистрация не нужна. Для дронов весом от 500г необходима страховка гражданской ответственности. Летать можно только при визуальном контакте с дроном, поэтому при FPV-полётах необходимо наличие напарника. Разрешение на использование не нужно.»
Сергей Шандин: «В Берне, посмотрев карту и определив интересное место, мы стали «взлетать». Не прошло и нескольких минут, как к тому месту, где мы находились подъехало сразу несколько полицейских машин, с «мигалками» и характерным сигналом. Они нас, действительно, окружили, но – не подходили и наблюдали за тем, что мы делаем. Через пару минут потребовали, что бы мы посадили дрон. Спросили – кто мы, и знаем ли мы что в данном месте снимать запрещено. На резонный ответ с нашей стороны, что мы знаем, что снимать тут можно – нам сказали: «Нет, нельзя», и препроводили в полицейский участок. Там, нам пояснили что «взлетели» мы рядом… с американским посольством! И хотя формально летать там можно, но, по сути, делать этого не следует. Тогда, что же мы нарушили? Оказалось, что мы попали в ограниченную зону близости к аэропорту, чего делать по швейцарским законам нельзя. Но, в Швейцарии так все «близко и рядом», что нам и в голову не приходило что аэропорт менее чем в 5 км от нас! В конце концов – нас просто отпустили. Полицейские указали на нашу ошибку и отметили, что раз мы люди сознательные и нарушили правила не специально, к тому же осознали это – поэтому можем быть свободны.
Совет: находясь в маленькой стране, стоит всегда помнить о том, что рядом может оказаться аэропорт. (Или посольство США!)»
Сайт федерального управления авиационной безопасности Швейцарии:
https://www.bazl.admin.ch/bazl/en/home/good-to-know/drones-and-aircraft-models.html
Индонезия
«Получить разрешение на съемку в Индонезии невероятно сложно. Самое главное – не снимать с дронов священные места, заповедники и относящиеся к ним территории, чтобы не нарушить покой живущих в них животных, птиц и окружающей их флоры. Максимальная высота полета 150 м. При желании взлетать выше, необходимо разрешение, запрос на которое нужно направить не менее чем за 14 рабочих дней до даты полета. План полета, вне зависимости от целей должен быть зарегистрирован в местных органах власти гражданской навигации. Любые изменения надо представить в Министерство транспорта не позднее 7 дней до полета. Вес дрона не более 7 кг. Запрещено летать в радиусе 15 км от любого аэропорта. Дронам нельзя взлетать с автомобиля, находящегося в движении. Наказания за несоблюдение правил жесткие: штрафы в размере до 66 000 евро и тюремное заключение.»
Сергей Шандин: «Нам было нужно отснять самые известные храмы страны Боробудур и Прамбанан. Эти места являются священными для индонезийцев и разрешение нам давать никак не хотели. После нескольких месяцев переписки с администрацией храмов, и уже приехав в страну, получаем ответ: съемка возможна. Но, только с вертолета и расстояния в 3 км! Стоить такое разрешение будет…. 10 000 долларов. Невероятная цифра для в общем-то небогатой страны. В итоге Боробудур удалось снять только с земли с использованием специального шеста. А Прамбанан – действительно, снимали «в тихую» – спрятавшись в кустах – по сути, нарушая закон. Конечно, как-только съемка была закончена к нам, подъехала полицейская машина и нас забрали. Оказалось, что почти 15 минут (!) дрон активно летал над полицейским участком. Пришлось сказать, что мы не знали, что это незаконно и, все-таки – по требованию полицейских, удалить уже записанные кадры.
Совет: всегда особо тщательно изучайте карту местности, над которой собираетесь летать. И четко соблюдайте границы полета. Ведь если снятые случайно даже «незаконные» кадры приходится удалять – это всегда маленькая трагедия для того, кто производил съемку.»
«Министерство транспорта Индонезии ограничивает области, в которых гражданские лица могут использовать беспилотные летательные аппараты.»
Правила и законы на официальном сайте правительства Индонезии:
http://jdih.dephub.go.id/assets/uudocs/permen/2023/PM_47_TAHUN_2023.pdf
Правила пользования дронами в Индонезии:
https://www.uavsystemsinternational.com/drone-laws-by-country/indonesia-drone-laws
Нидерланды
«В Голландии ни в коем случае не летать над объектами частной собственности. И несмотря на то, что страна маленькая, и сделать это довольно сложно – этот пункт стоит выполнять неукоснительно.»
«…Полеты на дронах можно совершать там, где есть хороший обзор и только в дневное время. Нельзя летать над строительными участками и произведениями искусства. Полеты над промышленными, портовыми районами или любыми (авто, ж/д, и прочими) дорогами – запрещены. Максимальная высота полетов 120 м. Снимать с дронов можно на расстоянии не менее 3 км от любого аэропорта. Официальное разрешение на съемку не нужно.»
Сергей Шандин: «В Амстердаме правила такие, что снимать можно, по сути, что угодно – но не частную жизнь граждан. Это касается всего вообще: дома, люди, дети, окна, дворики… Едва успели мы «взлететь» как к нам подошли полицейские, и спросили, что мы делаем. Указав что снимаем мы частное место, чего делать нельзя. Мы удивились, объяснили, что хотим снять город сверху и никак не собирались затрагивать частные владения. Но, в тот день, у стражей порядка видимо было хорошее настроение. И они сказали, что раз уж мы честно поведали, что именно снимаем, то они сами будут нас охранять, во избежание эксцессов.
Совет: общаться уверенно, честно и вежливо с полицейскими в любой стране мира – лучшая помощь самому себе в любых обстоятельствах»
Сайт Нидерландского генерального директората гражданской авиации (DGCA) https://www.ilent.nl/onderwerpen/drones
Правила пользования дронами в Нидерландах:
https://uavcoach.com/drone-laws-in-netherlands
Таиланд
«С полетами дорнов на территории Таиланда – ситуация особая. В октябре 2023 года в стране был введен новый порядок для регистрации дронов. Теперь их необходимо ставить на специальный учет. Владельцу дрона надо собрать комплект документов: копии паспорта, визы и фотографии самого дрона. На снимках должен быть хорошо виден серийный номер аппарата. Оформить регистрацию (которая бесплатна!) можно в специализированных организациях, или в любом полицейском участке станы. Нарушение этих требований несет за собой лишение свободы сроком до 5 лет или штрафом в сумму несколько тысяч долларов. А с января текущего, 2023 года разрешение на ввоз дронов в страну требуется получить до начала поездки.»
Сергей Шандин: «Таиланд вообще одна из самых серьёзно негативно настроенных стран по отношению к съемке с дронов. И ввозить туда аппарат непросто, и снимать. Особенно проблематично делать это в столице, из-за обилия королевских дворцов. Думаю, что полетать в Бангкоке удастся минут 5 от силы. Я знаю коллег, которые снимали. Нелегально, конечно. В джунглях или на совсем маленьких островах. Обычно жесткие законы принимают после того, как кто-то не особо профессиональный «куда-то влетел, что-то сломал, на кого-то уронил дрон» … И наказания в Таиланде строги чрезвычайно. Но подумайте, стоит ли рисковать так, когда штраф сейчас может доходить до 150 тысяч тайских бат – около 300 тысяч рублей. Недешевая такая съемка получается.
Совет: в странах с совершенно другим, не европейским, менталитетом и законами позволяющими оказаться за решеткой за минимальное нарушение – дрон пока что лишний повод обратить на себя внимание полиции и тех, кто призван следить за порядком. Подумайте не 20, а 200 раз – нужен ли вам опыт такого рода.»
Сайт государственного управления авиабезопасности Королевства Таиланд: https://www.caat.or.th/en/
Испания
«Коптер в Испанию ввозится без каких-либо формальностей. Запрещено запускать дроны в городах без специального разрешения. Обязательна лицензия пилота (на любой вид аппарата). Нельзя летать над городами, скоплениями людей, в менее 8 км от любого аэропорта, ночью. Для полётов в коммерческих целях нужно получить лицензию AESA и регистрацию коптера. Максимальный вес коптера 2 кг. Максимальная высота 120 м. Максимальное удаление – 500 м. Штраф за нарушения до 225 евро.»
Несмотря на то, что туристы рассказывают, что пользоваться дронами в Испании можно без проблем – надо быть готовым к тому, что полицейские могут арестовать пилота во время приземления коптера. Как было с российским писателем и сценаристом Леонидом Кагановым, в 2023 году. Когда они с коллегой решили «полетать» дроном рядом с городом Толедо, недалеко от Мадрида. Имея лицензию на полеты, зная законодательство страны, просмотрев карту местности и убедившись, что в этом месте полеты разрешены, но, не отследив всего один важный момент. Что в знаменитый замок Алькасар, где располагается библиотека и военно-исторический музей, находится в ведении минобороны и считается военным объектом. А еще – правила полётов были изменены буквально за несколько месяцев до поездки. Результат – дрон был отобран после приземления, приехавшей полицией.
Вернуть коптер пообещали только в центральном отделении полиции городка. Объяснения что никаких тайн и военных секретов никто выведывать не сбирался, на полицию воздействия не произвели. Пояснив, что могут отдать коптер только по решению Губернатора. По-английски в провинциях Испании говорят плохо, а рабочий день заканчивается в 16.00. Никакие официальные обращения в государственные органы и СМИ результата не дали. По словам одного из полицейских “много у кого из туристов забирают дроны, но мало кому возвращают”. Как говорил потом сам «виновник инцидента» Леонид Каганов, “Даже лицензии пилота в Испании мало — к ней нужно специальное разрешение местных властей, чтобы взлететь в черте города”. Итог – коптер остался в Испании навсегда.
Вывод: вот так можно потерять дрон даже при соблюдении всех правил и законов.
Государственный сайт с информацией про использование дронов в Испании:
https://www.seguridadaerea.gob.es/lang_castellano/cias_empresas/trabajos/rpas/default.aspx
Где бы вам не предстояла съемка, какие захватывающие кадры вы себе не представляли, как долго бы вы не выбирали аппарат по характеристикам и отзывам – главное заранее изучить как законы о пользовании дронами в стране, так и опыт предшественников и коллег. И самое важное – надо застраховать от потери дрон, оформить страховку на случай непредвиденных обстоятельств для себя. И тогда самые невероятные (или даже не очень приятые) приключения будут переноситься куда проще и без ненужных последствий.
Текст: Мариника Маркова
Фото: Сергей Шандин (Airpano)
Как определить, относится ли дрон к первой “открытой” категории
Дроном можно управлять согласно требованиям “открытой” категории, если:
- на нем есть этикетка с классом идентификации 0, 1, 2, 3 или 4;
- дрон был сконструирован в частном порядке и весит менее 25 кг;
- БПЛА был приобретен до 1 января 2023 года и на нем нет этикетки с классом идентификации, о чем написано выше;
- дрон не будут запускать прямо над людьми. Исключением будет наличие этикетки с классом идентификации или вес менее 250 г (В данном случае следует ознакомиться с правилами для подкатегорий);
- коптер будет находиться в диапазоне видимости либо пилоту в отдалении будет помогать UA-корректировщик;
- дрон будет лететь на высоте не более 120 метров;
- БПЛА не будет перевозить опасные грузы и не будет сбрасывать что-либо на землю.
Первая категория делится на три подкатегории в зависимости от того, где и как будут летать эти дроны.
Так, к подкатегории А1 причислены все коптеры весом менее 250 г, которые можно запускать над людьми. В подкатегорию А2 входят дроны весом более 250 г, но менее 2 кг. Эту подкатегорию можно запускать не ближе 50 метров от людей. Наконец, в подкатегорию А3 включены БПЛА массой более 2 кг, и запускать их можно будет вдалеке от скопления людей.
Камбоджа
В Камбодже, где в последние годы выросло количество туристов и дронов, которые используются для съемок, с апреля 2023 года были введены ограничения на использование БПЛА из-за ряда несчастных случаев. Теперь, например, в столице страны Пномпене дрон можно запускать только, если заранее получено разрешение мэрии. На открытых пространствах БПЛА можно пилотировать без каких-либо ограничений.
Китай
В Китае существуют ограничения на пилотирование в Шанхае. Некоторые туристы жаловались на попытки отобрать у них коптеры, однако скорее всего это было связано с неправильной перевозкой или с вопросами хранения батарей. Как и в Сингапуре, в Поднебесной вы можете запускать без разрешения дроны, если их вес меньше 7 кг.
Дроны весом от 7 до 116 кг можно эксплуатировать только после получения лицензии от Управления гражданской авиации Китая. А операторам дронов весом свыше 116 кг также потребуется получить сертификат пилота. Без разрешения этого агентства нельзя запускать коммерческие дроны.
Летаем легально в европе (европейском союзе)
Мне нравилось (до пандемии) путешествовать по Европе и почти “заштриховал” её всю, есть что посмотреть и поснимать с воздуха.
Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) делит дроны на 3 категории:
OPEN – взлетная масса до 25 кг, высота не более 120м, можно использовать только, если дрон в прямой видимости, не летает над людьми и их не перевозит, также нельзя перевозить опасные грузы
SPECIFIC – если взлетная масса более 25 кг или вы летаете выше 120м или не в прямой видимости.
CERTIFIED – можно летать над людьми, можно перевозить людей, можно перевозить опасные грузы.
Существуют еще дроны, которые не поддаются категоризации EASA: например, полицейские или дроны для помещений.
Будем сдавать на OPEN категорию, хотя, DJI Mavic Air 2 и провоцирует летать выше 120 м и за горизонтом. Недолгий гуглёж показывает, что проще всего сдавать бесплатный онлайн экзамен на сайте. Предварительно вы там еще зарегистрируетесь в качестве оператора дрона и загрузите скан своего паспорта.
На подготовку мне потребовалось всего 2 часа и пару попыток на сдачу экзамена. Была одна загвоздка: сайт на немецком языке, который я не знаю совсем, но Google Translate сносно переводит на английский, поэтому проблем с подготовкой не возникло. На экзамене ожидал приятный сюрприз: можно сдавать не только на немецком, но и на английском. На выходе вы получаете такой сертификат.
Насколько я понял немецкий: сертификат действует на территории всего Европейского союза и даже Великобритании. На всякий случай, распечатайте его и положите рядом с дроном, а также сохраните PDF во все возможные дропбоксы. Главное требование: QR код должен четко читаться на случай проверки.
Летаем легально в россии
Сдавать экзамен в России пока не нужно, но сам дрон, если он тяжелее 250 грамм, следует зарегистрировать в Росавиации. Если раньше на дроны распространялись правила, как для пилотируемой авиации, то, к счастью, законодатели это исправили и сейчас не требуют разрешения на каждый вылет, только необходимо сверяться с картами разрешенных/запрещенных зон.
Но основные правила все равно нужно соблюдать, а это: не выше 150 метров, в прямой видимости и не над головами людей (помните, что чем выше и быстрее ваш дрон, то тем дальше по горизонтали вам нужно от них держаться – неисправный дрон имеет привычку падать по параболе, набирая скорость).
Итак, с 2023 года зарегистрировать дрон можно за 10 дней через Госуслуги, приложив лишь его фотографию. На портале услуга называется “Внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных и формирование учетной записи и учетного номера”. В прошлом вам нужно было фотографировать, проявлять печатать фотографии и отправлять в аналоговом конверте.
В заявке нужно будет указать серийный номер и модель устройства. Я под батарейкой насчитал 4 различных номера, которые могли бы быть серийниками, но гугл спас и в этом случае (на всякий случай: на DJI Mavic Air 2 серийный номер указан в батарейном отсеке справа от штрихкода в две строчки).
После получения учетного номера его следует разместить на корме и на ногах квадрокоптера. Допускается нанесение с помощью краски, маркера, эмбоссинга или наклейки (я за этот вариант). Причем, номер нужно указать как минимум в трех местах на случай разрушения аппарата.
Всё, поздравляю, теперь вы легальный водитель/лётчик/оператор дрона на территории РФ!
Марокко
На Черном континенте, где наших туристов становится все больше, пока БПЛА немного. Но в ряде стран уже появилось законодательство, регулирующее вопросы лицензирования и пилотирования. Например, в Марокко, куда все чаще приезжают отдохнуть россияне, нельзя производить съемку с БПЛА, ввезенного из другой страны. Но если вы купили дрон в Марокко, то можно.
Можно ли летать на квадрокоптере в испании?
Можно летать в зоне прямой видимости, на высоте не более 120 метров, в опустошенных районах.
Нельзя летать над городами, парками, пляжами, в зоне аэропортов, ночью.
Штраф может достигать 225.000 евро.
Для коммерческих полётов необходимо иметь лицензию AESA, а также регистрацию коптера и пилота.
Макс. вес для частных полётов: 2 кг.
Макс. высота: 120 метров.
Переходный период на пути к унифицированным правилам
Дроны, приобретенные до 1 января 2023 года и не имеющие класса сертификации, можно запускать в рамках первой “открытой” категории. На переход к новым правилам европейские законотворцы выделяют 2 года. Подразумевается, что в течение данного периода до 1 июля 2023 года лицензии, сертификаты и декларации стран Европы будут полностью унифицированы с новыми требованиями ЕС.
Страны-члены должны ввести определение географических зон, в которых дронам будет запрещено летать или где потребуется специальное разрешение. К 1 января 2023 года должна состояться полная унификация этих документов с едиными европейскими требованиями.
Следующий этап – до 1 июля 2023 года – подразумевает, что все операции в “открытой” категории будут совершаться согласно правилам полетов, принятым ЕС. Все модельные клубы и ассоциации должны получить разрешение от национальных авиационных агентств.
По истечении льготного двухлетнего периода, с 1 января 2023 года запускать дроны без класса сертификации в “открытой” категории в странах Европы будет невозможно.
Регистрация дрона
Итак, я решил, что нужно зарегистрировать дрон. Регистрация БПЛА — простое действие, которое нужно для идентификации вашего аппарата. Так как я регистрировал дрон в Чехии, то дальше все действия будут происходить на чешских сайтах.
Идем на сайт CAA (Управление Гражданской Авиацией) и выбираем нужный тип регистрации (Registrace provozovatele bezpilotního systému):
Так как я fyzicka osoba (физическое лицо), то могу войти только с помощью e-identity. Насколько я понял, это чешский аналог Госуслуг. Оттуда сразу подтягиваются мои данные. Другого способа зарегистрировать дрон нет.
Войти в e-identity можно несколькими способами. Например, если у вас есть аккаунт в одном из местных банков (ха-ха!). Как быть людям, которые не находятся в Чехии и не имеют возможности получить аккаунт в e-identity? Я не знаю. Боюсь, что никак.
С чего начать
Для начала стоит изучить материалы на сайте EASA (European Union Aviation Safety Agency). Там описаны основные правила, классы и категории дронов. Чтобы понять основные правила и ограничения для любительских дронов, достаточно посмотреть это видео.
Скорее всего, ваш Mavic (или другой любительский дрон) попадет в «открытую» категорию, которая, в свою очередь, делится на подкатегории.
Сингапур
В Сингапуре существует много жестких правил, однако в отношении БПЛА они сравнительно либеральны. Разрешение требуется владельцам тех дронов, чей вес больше 7 кг. Неважно, для чего вы используете свой аппарат, все равно нужно получать разрешение на полет и съемки. Для коммерческого использования дрона потребуется получать разрешение в любом случае, какой бы вес аппарата ни был.
Существуют ряд правил и ограничений, если БПЛА будет летать в различных специальных зонах или вблизи стратегических объектов. Но во многих отношениях они похожи на положения в странах Запада: полеты только в хорошую погоду при дневном освещении, соблюдение безопасной дистанции по отношению к людям и зданиям и др.
Стандартные категории для дронов и их операторов
Универсальные правила EASA для стран Европы касаются как пилотов-любителей, так и тех, кто профессионально использует БПЛА для работы. Маленькие дроны теперь необходимо регистрировать, чтобы контролирующие органы могли отслеживать дроны-нарушители, направляя их обратно к хозяевам.
- Открытая категория дронов с наименьшими рисками. БПЛА из этой категории не будут нуждаться в авторизации, но на них будут распространяться жесткие ограничения по операциям.
- Специальная категория дронов (или дроны среднего риска) подразумевает обязательную авторизацию, которую можно получить у местных национальных авиационных служб на основе информации об оценке рисков.
- Категория сертифицированных дронов, представляющих высокий риск, попадает под обязательные авиационные правила, что будет распространяться и на будущие возможные полеты БПЛА с пассажирами.
Первая категория коптеров, представляющих наименьшую опасность, является самой большой. В нее входит большинство любительских дронов, которыми будут управлять посредством процесса сертификации. Это гарантирует безопасность и соответствие всем экологическим требованиям.
Страны европы
Единого европейского законодательства, в смысле законов Европейского Союза, в отношении беспилотников не существует. Резолюции и рекомендации Европарламента принимать в расчет не стоит. Каждая страна – как член ЕС, так и государства, не входящие в объединение, – принимают собственные законы в отношении правил регистрации и полетов коптеров.
Во многих европейских странах нормы и правила использования БПЛА, в основном, схожи (например, запреты на полеты над скоплением людей или населенными пунктами), но на отдельных случаях следует остановиться подробнее. И еще. На ряде форумов некоторые российские туристы отмечали, что запускали свои коптеры с нарушением закона, к примеру, над населенными пунктами, а их за это не наказали, хотя местные жители делали замечания.
Страны снг и грузия
Сведения о законодательных ограничениях в государствах – республиках бывшего СССР (кроме Прибалтики и Грузии, где, в основном, действуют нормы, сходные с европейскими) найти не так просто. Кроме того, в ряде стран вопрос об эксплуатации беспилотников остается открытым, законодательство нечетким, а существующие нормы нередко слишком жесткие.
Страхуем дрон?
Если в России страховка для дрона необязательна, то в ЕС – это священная обязанность. Вы должны застраховать дрон на случай причинения ущерба третьим лицам.
ОСАГО для дрона я нашел в нескольких местных крупных страховых компаниях. Уверен, вы их сами найдете в поисковике. Годовая стоимость страховки варьируется от 2 до 10 тысяч рублей, в ней вы должны указать устройство, его серийный номер, а также всех “пилотов” дрона.
Для себя страховку я купил, но она действует только при соблюдении разрешенной зоны полетов, 150 метров и т.п, и, надеюсь, не понадобится.
Съемки
Права получили, дрон зарегистрировали. Бежим снимать Прагу?
А вот и нет! Есть сайт, который показывает карту закрытых для полетов зон и зон с различными ограничениями. На этом сайте Прага выглядит как огромное красное пятно. Летать там можно только с разрешением, полученным в CAA. Для этого нужно заполнить несколько документов, но с моим знанием чешского это сложно. Это будет моим следующим квестом.

А пока едем за пределы красной зоны и снимаем парки, горы, озера и другие достопримечательности.
Таиланд
В Таиланде до начала 2023 года не было собственного законодательства в отношении дронов, поэтому запускать дроны с камерами было нельзя. Новый закон, действующий с апреля нынешнего года, разрешает пилотировать дроны без лицензии, если их вес не более 2 кг, а машина используется для личных целей.
Есть также правила, которые регулируют безопасность полетов. Необходимо всегда видеть дрон и пилотировать его только днем. Высота полета не должна превышать 90 м. Нельзя пилотировать БПЛА рядом с другими дронами, нельзя посягать на частную жизнь, а также нельзя приближаться менее чем на 30 м к людям, транспорту и зданиям.
С 2023 года все дроны с камерой (общим весом тяжелее 2 кг) необходимо регистрировать в Управлении гражданской авиации Таиланда. Узнать информацию по всем последним изменениям в законодательстве, а также загрузить формы заявок на регистрацию дронов можно на сайте Управления гражданской авиации Таиланда (CAAT).
Требования для “открытой” категории
Итак, как мы уже упомянули, “открытая” категория разделяется на три подкатегории, о которых расскажем теперь подробнее. Согласно тому, какой класс идентификации стоит на дроне, или исходя из его веса, мы можем определить, как и в каких условиях им управлять.
Дроны с классом сертификации 0 или те, что были собраны самостоятельно и весят до 250 г, могут летать по требованиям для подкатегории А1, а значит почти везде, кроме мест скопления людей или тех участков, где полеты дронов были запрещены (о таких местах следует узнавать на сайте национального авиационного агентства интересующего вас государства).
Узбекистан
В этой стране до 2023 года законодательство вообще запрещало ввоз в страну коптеров и их полеты. Одна из причин таких жестких мер — борьба с терроризмом, однако на форумах некоторые пользователи отмечали, что были случаи, когда туристы въезжали со своим летательным аппаратом в страну, а на таможне после проверки технических характеристик беспилотника давали добро на ввоз.
В частности, весной были подготовлены, а в конце августа 2023 года приняты изменения в “Положение о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан”. Новые правила смягчились не очень сильно, так как все полеты беспилотных систем осуществляются только с разрешения властей.
Кроме того, законодательство четко разграничивает игрушечные беспилотники и серьезные системы. Первые определяются по весу (до 250 г), и на них жесткие правила не распространяются. А вот все, что касается более тяжелых моделей, уже подлежит регистрации и целому ряду ограничений.
Условия использования квадрокоптера в разных странах, правила ввоза дрона при авиаперелете
Если вы собираетесь посетить другой континент – США или Канаду, не забудьте, что здесь строго запрещено летать в национальных парках и заповедниках, чтобы не потревожить животных, птиц и других обитателей. Зато в США в 2023 году отменили ранее обязательную платную процедуру учета квадрокоптеров в связи с судебными исками владельцев, которые были недовольны необходимостью платить за регистрацию. Сейчас власти обсуждают эти судебные прецеденты и задумываются о необходимости внесения поправок. Как бы то ни было, ограничения по весу (не более 25 кг), высоте полетов (не более 120 м) и другие общие правила управления остаются в силе. Дополнительные правила каждый штат может устанавливать самостоятельно.
В Канаде дроны контролируются Министерством транспорта. Для некоммерческого использования разрешение не требуется, однако, если квадрокоптер используется для работы и исследований, условия становятся более строгими: беспилотники массой от 2 до 25 кг подлежат регистрации в Министерстве транспорта, а для управления беспилотниками весом более 25 кг требуется еще и специальная лицензия пилота.
А вот на Кубе дроны запрещены с 2023 года. Причем, таможенная служба аэропорта просвечивает весь багаж и ручную кладь, целенаправленно ища беспилотники. В случае обнаружения будьте готовы к тому, что аппарат реквизируют и поместят в специальную камеру хранения, где он будет бесплатно находиться первые трое суток, а затем стоимость хранения составит 1 евро в сутки. Дрон можно будет забрать только при вылете с Кубы.
Филлипины, индонезия и малайзия
В Филиппинах все вопросы БПЛА регулируются Управлением гражданской авиации страны. Здесь от всех владельцев дронов требуют регистрировать свои аппараты в UAA и иметь сертификат по пилотированию, который выдается только после обучения. Перед запуском коптера необходимо сделать заявку и указать цели полета. Нарушения закона грозит приличными штрафами.
Схожие законы действуют в Индонезии c небольшими деталями. В любом случае о полете вы должны будете уведомить местные власти, причем не менее чем за 7 дней.
В Малайзии также требуется получать разрешения на полеты, но только от Управления гражданской авиации.
Франция
Посмотреть Париж и не угодить в лапы сурового французского правосудия после использования беспилотника можно, если соблюдать простые правила. В 2023 году Управление авиации Франции выпустило специальную памятку из десяти пунктов на английском языке для тех туристов, которые прибывают в страну, намереваясь использовать для съемок летающие камеры.
В целом, она повторяет все основные правила, о которых уже упоминалось выше: о запрете полетов в особых зонах, об уважении к частной жизни и собственности, об ограничении полетов по высоте и дальности и т.п. Разумеется, подобная памятка не может изложить всех деталей и тонкостей законодательства, поэтому отсылает читателей к сайту правительственного Управления гражданской авиации. Мы также последуем примеру авторов этого полезного во всех отношениях документа.