От «умного» фишинга до дронов-террористов

Самое интересное в обзорах

После инцидента с дронами в аэропорту Гатвик власти Великобритании приняли решение начать оснащать аэровокзалы страны системами для борьбы с дронами. В частности, со среды аэропорт Гатвик потратил 5 млн фунтов стерлингов на оборудование и технологии для предотвращения новых атак дронов.

В Великобритании теперь есть системы для борьбы с беспилотниками, заявил министр по вопросам безопасности Бен Уоллес (Ben Wallace).

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Самые обсуждаемые публикации

Лондонский аэропорт Гатвик, один из самых загруженных в мире аэропортов был вынужден в среду вечером отложить или даже отменить некоторые рейсы по соображениям безопасности, когда вблизи взлётно-посадочной полосы были замечены два беспилотных летательных аппарата.

Инцидент произошёл примерно в 9 часов вечера по местному времени. Прошло шесть часов, прежде чем воздушное пространство было признано безопасным, но вскоре после этого аэропорт вновь был вынужден прекратить все полёты после появления новых сообщений о дронах. В 6 часов утра аэропорт был по-прежнему закрыт, и на сегодняшний день отменено до 40 рейсов.

СМИ сетевое издание «NTV. RU» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-69486 от 25. 2017 г.

Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «NTV. RU»:

Акционерное общество «Телекомпания НТВ».

Главный редактор СМИ сетевого издания «NTV. RU»:

Демков К.

Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «NTV. RU»:

+7 (495) 287-72-00

Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «NTV. RU»:

Украинские защитники показали видео работы боевого октокоптера R18, созданого волонтерами “Аэроразведки” из подручных средств.

Кадры уничтожения российской бронированной машины пехоты опубликовал в своем Телеграм-канале советник главы МВД Антон Геращенко.

На видео видно, как после нескольких секунд прицеливания дрон сбрасывает на российскую БМП-3 бомбу, попадая четко в цель.

Отметим, что октокоптер R18 имеет радиус действия 4 км, может находиться в воздухе около 40 минут и, главное, может нести 5 кг свободно падающих бомб.

В качестве бомб используются советские кумулятивные противотанковые гранаты РКГ-3 или созданные на их основе оружейниками Завода “Маяк” бомбы РКГ-1600.

Дрон R-18 способен нести две бомбы/гранаты и сбрасывать их с высоты 100-300 м, повиснув над целью. При использовании бомбы РКГ-1600 дрон R18 может поразить цель в радиусе 1 м с высоты 300 м.

Атака беспилотника, вызвавшая хаос в аэропорту Гатвик в канун Рождества, была организована кем-то, кто был осведомлён об эксплуатационных процедурах аэропорта, полагают в руководстве предприятия.

Глава Гатвика заявил в интервью телешоу BBC Panorama, что управлявший беспилотником, «похоже, имел возможность видеть, что происходит на взлётно-посадочной полосе».

В свою очередь, полиция Сассекса сообщила телепрограмме, что возможность участия в атаке инсайдера является «заслуживающей доверия» версией проводимого расследования.

Из-за появления дрона вблизи взлётно-посадочной полосы во втором по загруженности аэропорту Великобритании пришлось приостановить на 33 часа приём-отправку рейсов в период с 19 по 21 декабря прошлого года. В результате было отменено или задержано около 1000 рейсов, из-за чего пострадало около 140 тыс. пассажиров.

Ранее полиция Сассекса отпустила без предъявления обвинений двух задержанных по подозрению в причастности к запуску беспилотников. В правоохранительных органах подчеркнули, что они активно сотрудничали со следствием и больше «не являются подозреваемыми по этому делу». Мужчина 47 лет и женщина 54 лет в субботу были доставлены в полицейский участок.

Первый дрон был замечен над ВПП Гатвика 20 декабря, затем беспилотники появлялись у аэропорта еще несколько раз. Из-за этого взлетно-посадочную полосу временно закрывали. В воскресенье 23 декабря, полеты осуществляются в обычном режиме.

О транспортном коллапсе в Лондоне читайте в публикации “Ъ” «Беспилотники парализовали Гатвик».

Полиция Лондона задержала двух человек, которые подозреваются в организации вторжения беспилотных летательных аппаратов в воздушное пространство лондонского аэропорта Гатвик. Сотрудники правоохранительных органов провели задержание подозреваемых в 22:00 по местному времени 21 декабря (00:00 по Киеву). Однако имена, пол и возраст задержанных в полиции не сообщили.

Правоохранители заявили, что расследование происшествия продолжается и призвали граждан, имеющих какую-либо информацию по этому инциденту, обратиться в полицию, сообщает BBC.

Следует отметить, что в ночь на 20 декабря лондонский аэропорт Гатвик приостановил временно все полеты после того, как на его территории обнаружили два дрона. Британский аэропорт оказался полностью парализован из-за запуска беспилотных летательных аппаратов над его взлетно-посадочной полосой, поэтому было решено привлечь армию для нормализации работы.

Напомним, ранее стало известно, что в традиционном рождественском представлении Christmas Spectacular в Нью-Йорке выступят 100 дронов. В ближайшем будущем у дронов может появиться искусственный интеллект. Так, американская компания Lockheed Martin объявила конкурс на разработку автопилота с искусственным интеллектом, который будет отвечать за управление гоночными мультикоптерами.

Лондонские аэропорты Гатвик и Хитроу за несколько миллионов фунтов заказали военное оборудование для защиты от дронов, сообщает The Times. Руководство аэропортов хочет предотвратить повторное вторжение беспилотников на территорию воздушных гаваней. Представитель Гатвика подтвердил газете информацию о покупке системы защиты.

В конце декабря неизвестные запустили несколько дронов на территорию Гатвика. После этого британское Минобороны предоставило аэропорту специальное оборудование для обнаружения беспилотников. Как уточняет газета, с конца декабря в Гатвике работали защитные системы Drone Dome, произведенные израильской компанией Rafael, а также устройства Auds Cmic британской Chess Dynamics.

На этой неделе военные забрали свои технологии из Гатвика. Представитель Минобороны Великобритании при этом заявил Times, что ведомство по-прежнему готово оказать аэропортам помощь в случае возникновения аналогичных инцидентов с дронами.

Первый дрон был замечен над ВПП Гатвика 20 декабря, затем беспилотники появлялись у аэропорта еще несколько раз. Из-за этого взлетно-посадочную полосу временно закрывали. Кто был причастен к инцидентам, до сих пор не известно. Аэропорт объявил награду в £50 тыс. за информацию о запустивших дроны.

О транспортном коллапсе в Лондоне читайте в публикации “Ъ FM” «Беспилотники парализовали Гатвик».

ФотографСтарожил форума20. 2018 22:07

Все вылеты из аэропорта «Гатвик» в Лондоне были отменены после того, как в среду вечером возле его взлетно-посадочных полос были замечены неизвестные беспилотники. Это уже создало неудобства десяткам тысяч пассажиров, и может вызвать серьезные перебои в работе аэропорта в загруженный праздничный сезон, сообщает Financial Times. Полиция ищет людей, управляющих этими дронами. Впервые два беспилотника были замечены около 21:00 по местному времени в среду, отмечает BBC. Руководство аэропорта немедленно отменило полеты и открыло взлетно-посадочные полосы только в 3:01. Но спустя всего 45 минут они снова были закрыты из-за возвращения дронов. Снова дронов видели около 9:15 утра, пишет FT. В последний раз дрон был замечен возле аэропорта в четверг днем, сообщает Reuters. Руководство «Гатвика» думало сбить дроны, но полиция посоветовала этого не делать из-за риска, что кто-то может пострадать от шальной пули, рассказал BBC директор аэропорта по операционной деятельности Крис Вудруф. По его словам, 20 отрядов полиции сейчас ищут человека или людей, управляющих этими дронами. Ранее в этом году в Великобритании был принят закон, запрещающий любым дронам летать выше 400 футов (122 м) и приближаться к аэропортам ближе чем на 1 км. Как показало исследование министерства транспорта Великобритании, дрон массой 400 г может разбить ветровое стекло вертолета, а массой 2 кг — нанести критический урон ветровому стеклу самолета. В Великобритании за создание угрозы безопасности самолетов грозит наказание до пяти лет лишения свободы.

Игрушка под управлением мальчика взлетела выше деревьев, стоящих во дворе дома, однако тут злую шутку сыграли погодные условия: сильный порывистый ветер унес летательный аппарат в неизвестном направлении. В то же время, сотрудник оперативно дежурной службы Щучинского РОВД совершал обход территории и, вблизи изолятора временного содержания, в траве, обнаружил лежащий квадрокоптер, который сразу же накрыл своим головным убором. Казалось бы, простая и банальная история, однако, в соответствии с Правилами использования авиамоделей в Республике Беларусь, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2016 года № 636 «О некоторых вопросах использования авиамоделей в Республике Беларусь», территория РОВД является зоной, запрещенной для использования авиамоделей, а именно является частью воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой использование авиамоделей запрещено без согласования с государственным органом (организацией), в интересах которого (которой) она установлена. Действия данного подростка можно было бы квалифицировать как состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 35 КоАП Республики Беларусь (нарушение правил использования воздушного пространства). Однако в связи с тем, что у несовершеннолетнего не было умысла нарушить Закон, летательный аппарат был возвращен матери юного испытателя, а так же с ними была проведена профилактическая беседа с разъяснением действующего Законодательства Республики Беларусь. В соответствии с кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, ответственность за совершение вышеуказанного правонарушения, предусматривает наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение года влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. ИДН Щучинского РОВД

Всем привет! Недавно безуспешно пытался найти сравнительный обзор существующих систем защиты от дронов, представленных на российском рынке. В сети довольно много публикаций по этой тематике, например на VC: раз, два, три, четыре. Однако эти статьи представляют из себя пресс-релизы или же описание отдельных изделий, преимущественно связанных с вопросами противодействия коптерам.

В этой статье расскажу о системах защиты от дронов, которые есть в свободной продаже. Подробнее остановлюсь на комплексах обнаружения беспилотников, принципах их работы, предельной дальности, а также производителях и ценах на момент начала 2021 года.

Производители систем безопасности обратили внимание на угрозы, связанные с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сравнительно недавно. Первые публикации по данной тематике стали появляться в онлайн-изданиях начиная с 2014 года. С этого момента прошло чуть более пяти лет, поэтому можно подвести некоторые итоги: посмотреть кто из разработчиков представлен сейчас на российском рынке и какие технические системы по защите от коптеров доступны «простым» покупателям и чем они отличаются друг от друга.

Информацию лишь о немногих компаниях, предлагающих решения по защите от маловысотных угроз, без труда можно найти в поисковой выдаче по соответствующим запросам. Их руководители активно дают интервью СМИ и раскрывают особенности работы своих изделий. При этом значительная часть организаций разработчиков, напротив, совсем не представлена в интернет-пространстве и известна только узкому кругу специалистов.

Военные системы противодействия БПЛА в этой статье рассматриваться не будут. Это сделано не потому, что в России отсутствуют собственные разработки в данной области. Как раз наоборот, есть достаточно много комплексов как огневого поражения дронов БУК, Панцирь, ТОР, так и систем радиоэлектронной борьбы Репеллент, Автобаза, которые не только успешно справляются с возложенными на их задачами, но и активно идут на экспорт.

Однако эти средства с одной стороны слишком дороги даже для крупного коммерческого заказчика, а с другой стороны не предназначены для противодействия обычным «гражданским» угрозам в мирное время.

Читать в полной версии

ИИ дает злоумышленникам новые инструменты обмана и совершенствует существующие — например, социальную инженерию. Какой потенциал нейросетей способны применить преступники и как от них защититься бизнесу?

Об эксперте: Валерий Сидоренко, генеральный директор digital-агентства «Интериум», член Общественного совета при Минцифре России.

Искусственный интеллект, глубинное и машинное обучение меняют не только интернет, но и преступный мир. Наибольшие опасения вызывает применение нейросетей и ботов для персонализации фишинг-атак, корпоративного шпионажа и манипуляций через фейковый контент. Поэтому бизнесу предстоит пересмотреть политики безопасности, уделив внимание тренингам персонала и цифровому репутационному менеджменту.

3 мая 2022 года Европарламент принял доклад, увенчавший 1,5 года работы экспертов. Документ подытожил дискуссию вокруг общеевропейского закона об искусственном интеллекте EU Artificial Intelligence Act (AIA), который планируют подписать в начале 2023 года. Однако горячие споры вокруг AIA на этом не улеглись.

Один из главных камней преткновения в обсуждении этого закона — спор о допустимости применения ИИ для расследования преступлений. Еще в ноябре 2021 года десятки правозащитных организаций призвали Европарламент запретить использовать ИИ для профилактики правонарушений: эксперты опасаются, что злоупотребление функциями предиктивных систем приведет к тотальной слежке и нарушит право на частную жизнь. При этом еще в январе Европарламент проголосовал за поправки в Digital Services Act (масштабный законопроект о цифровых услугах, модернизировавший цифровое право ЕС), запретив использовать чувствительные личные данные вроде расы и религии для настройки рекламных алгоритмов. Поэтому вероятность того, что депутаты прислушаются к правозащитникам, ненулевая.

Но пока законодатели крутят руки «нейродетективам», вольготно орудуют «нейропреступники» и хакеры: в мае в США из-за кибератаки закрылось первое учебное заведение — Линкольн-колледж, основанный в 1865 году. Колледж, чей бюджет ранее потрепала пандемия, полностью парализовала атака вируса, удалившего ключевые библиотеки с данными. Поэтому вопрос о том, какие преступления подарит миру эволюция ИИ (и как от них защититься), встает все острее.

Смотрите про коптеры:  Купить Рюкзак для квадрокоптера XIRO BACKPACK

«Темная сторона» машинного обучения обсуждается с самой зари этой технологии. Но прогресс ускоряется: еще в октябре 2016 года New York Times, предостерегая о всплеске «ИИ-преступлений» и потенциале ИИ по завоеванию доверия жертв, предсказала переход мошенников на дипфейки. Шесть лет спустя все больше прогнозов начинает сбываться — и всё больше ученых обращают на проблему свое внимание.

Так, в 2018 году группа из 26 экспертов Йеля, Оксфорда, Кембриджа и представителей научных и бизнес-кругов выпустила 100-страничный доклад «Вредоносное использование искусственного интеллекта: прогнозирование, предотвращение и смягчение последствий» (The Malicious Use of Artificial Intelligence: Forecasting, Prevention, and Mitigation), где суммировала главные отрасли, уязвимые для «ИИ-преступлений». Эту тему год спустя развила группа экспертов из университетов Оксфорда и Тьюринга в обзоре «Преступность с использованием искусственного интеллекта: междисциплинарный анализ прогнозируемых угроз и решений» (Artificial Intelligence Crime: an Interdisciplinary Analysis of Foreseeable Threats and Solutions). Наконец, категоризации конкретные правонарушения подвергли в докладе «Преступления будущего с использованием искусственного интеллекта» (AI-enabled future crime): специалисты выделили 20 видов преступлений, шесть из которых отнесли к наиболее угрожающим.

В этой статье мы не будем погружаться в сложные технические детали и потому не затронем манипуляции с финансовым рынком, DDoS-атаки, использование одного ИИ для взлома другого и так далее. Вместо этого поговорим о наиболее чувствительных с точки зрения потерь угрозах: ИИ-аналитиках (персонализации фишинга), ИИ-имитаторах (фейк-контенте) и некоторых других. А также о том, как к новым угрозам готовиться уже сегодня.

К устранению хаоса в лондонском аэропорту Гатвик привлекут армию. Воздушная гавань уже сутки не принимает и не отправляет рейсы из-за замеченных в небе дронов. Беспилотники появились над аэропортом вечером в среду. Ночью взлетно-посадочную полосу открыли, но через 45 мин снова закрыли, так как дроны вернулись. В полиции сообщили, что Гатвик не возобновит работу до тех пор, пока не найдут злоумышленников, управляющих беспилотниками. В Министерстве обороны заявили, что привлекут военных. Какую именно помощь они окажут, неизвестно.

Больше 70 тыс. человек не смогли прилететь в Гатвик или вылететь из него, рассказал собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в британской столице Андрей Остальский: «Полиция не рискует применить какие-то более решительные меры, например, попытаться сбить эти дроны, потому что непредсказуемые последствия могут быть: обломки могут куда-то упасть, пули эти или снаряды куда-то могут угодить. В общем, военных действий не предвидится. Полиция говорит, единственный способ решить проблему — найти, откуда они управляются. Но, видимо, управляющие приняли какие-то меры, чтобы это было сделать нелегко. Это крупные дроны, не игрушечные, не те, которые продаются в магазинах. Обычно там есть система, замкнутая на GPS, и поэтому властям достаточно легко находить, откуда они управляются. Но не получается пока.

В аэропорту все запружено, люди лежат на полу, двухчасовая очередь за чашкой кофе, в общем, полный кошмар и ужас.

Самолеты садятся в Париже, в Амстердаме, не говоря уже о других британских аэропортах, которых, видимо, просто не хватает. Люди очень злы, и вот на этом фоне появляются всякие конспирологические теории, что власти скрывают правду. Но, насколько я могу судить, это умышленные действия. Полиция говорит, что не считает это пока терроризмом, но одна из представительниц все-таки сказала, что исключать этого нельзя. Поэтому ситуация сложнейшая. Сейчас по закону нельзя, чтобы дрон подлетал на расстояние меньше 1 км к аэропорту. Если это сделать, то тебе грозит до пяти лет тюрьмы».

Аэропорт призывает всех, кто вылетает из Гатвика и прилетает туда, проверять статус своих рейсов заранее. Многие рейсы перенаправляют в другие лондонские аэропорты. Среди пострадавших оказались и россияне. «Ъ FM» связался с группой путешественников, которые должны были сегодня вылететь из Гатвика в Санкт-Петербург.

«Что же вам сказать хорошего? Ничего хорошего. Ничего хорошего сказать мы вам не можем».

«Я лично живу в Шеффилде — это где-то 3 часа от Лондона, и по пути, где-то посередине, я получил сообщение голосовое от “Аэрофлота”, что из-за проблем каких-то определенных аэропорт Гатвик закрыт. Потом я из новостей узнал, что это в связи с какими-то дронами, то есть какое-то подозрение в терроризме, по слухам. Как раз на своем автобусе я встретился с другими русскими туристами, и мы как-то с ними сгруппировались и сейчас направляемся в аэропорт Лутон. Как нам сказали, “Аэрофлот” перенес наш полет в другой конец Лондона».

«По Лондону удается бесплатно путешествовать от одного аэропорта до другого. Нас переправили с аэропорта, который в южной части Лондона, в аэропорт, который в северной части Лондона. Но очень долго. Спать охота. Никто бесплатно не кормит».

По последним данным, Гатвик отменил почти 250 вылетов и 200 прилетов. Насколько опасны небольшие дроны в аэропорту? Риск каких-то серьезных последствий в такой ситуации довольно высок, считает летчик-испытатель Вадим Базыкин: «Если есть какие-то сомнения, то лучше, конечно, исключить возможность. Если это теракт, то сразу могут быть унесены жизни 200 человек. Маленький беспилотный дрон, конечно, не навредит самолету, если только там в двигатель не попадет, а если это солидный, большие — есть же трехметровые — конечно, это может создать большую опасность. Диспетчеры это, наверное, увидели. Дается команда всем — и военным, и гражданским — и принимается решение закрывать аэродром, если вы не выяснили причину. Оптимист скажет, что это 99 к 1 хулиганство. Пессимист скажет, что это 1 к 99 теракт, чтобы заявить о себе, что, пока не уйдете из Сирии, или еще какое-нибудь там требование, оно будет вот так продолжаться. Победа черных сил».

В Гатвике сообщили, что аэропорт точно не восстановит работу до пятницы. Премьер-министр Британии Тереза Мэй назвала инцидент «безответственным и совершенно неприемлемым». Она также посочувствовала пассажирам, чьи поездки срываются перед Рождеством.

  • 21 Dec 2018Today’s key developments
  • 21 Dec 2018Gatwick flights resume
  • 21 Dec 2018Gatwick “temporarily suspending” airfield operations
  • 21 Dec 2018Summary
  • 21 Dec 2018Police : ‘Persons of interest’ in drone investigation
  • 21 Dec 2018Pilots’ union still “extremely concerned at risk of a drone collision”
  • 21 Dec 2018Gatwick chief would suspend operations again if drone endangers aircraft
  • 21 Dec 2018Pilots’ union: detection equipment now in place at Gatwick
  • 21 Dec 2018Airports facing “a new kind of threat,” says transport minister
  • 21 Dec 2018Transport Secretary to convene discussions among UK-wide airports
  • 21 Dec 2018Gatwick chief: Help from military made flights possible today
  • 21 Dec 2018Drone operator has not been found and 700 flights to depart Gatwick today, says COO
  • 21 Dec 2018First plane departs Gatwick after closure
  • 21 Dec 2018Flight from Shanghai lands at Gatwick, first international flight to arrive
  • 21 Dec 2018First plane lands at Gatwick after drone closures

Show key events only

Please turn on JavaScript to use this feature

Today’s key developments

Lena Balbek, 38, a project manager from Kiev who was visiting an agency in London, has been trying to return home since Thursday.

She said her flight with Ukraine International Airlines was rescheduled for 7pm today but it had now been pushed back until 10pm.

Balbek is philosophical about the experience.

These things happen. You don’t have insurance for such things, it could happen.

The wellbeing as passengers is the most important. I trust the security to do whatever they have to do.

Balbek added she paid for a hotel on Thursday night and did not expect to recover the costs. “I’m disappointed it’s been pushed back but we’re alive and if they tell us it’s okay, then I’ll feel safe

Laura Cammarata, 27, lives in London and was due to travel to Sicily with her partner Giuseppe Alia for Christmas.

She said they were booked on to a flight with Vueling on Thursday afternoon which was rescheduled for today and has since been cancelled.

Cammarata said: “We did the whole process again, we got the train, we started queuing up and at some point they said it’s cancelled again. We’re trying to rebook and they’re saying they can’t book us on

Alia, 28, said: “They should have some contingency to get people to other airports. I understand it’s not their fault but they should force airlines to collaborate in this situation

The couple said the alternative flights cost “three or four times” the £400 they paid for the flights and they were now looking at hiring a car to drive to Italy.

От «умного» фишинга до дронов-террористов

The departures area at the South Terminal in Gatwick Airport. Photograph: Xinhua/REX/Shutterstock

От «умного» фишинга до дронов-террористов

A friend from Rome who is supposed to be staying with us tonight in London took off while Gatwick was open but was then diverted to Bournemouth when the airport was closed while her BA flight was en route.

However, after arriving in Bournemouth, while she was trying to work out how she would get to London, the passengers were told the airport had reopened and, once the plane was refuelled, they would be departing for Gatwick.

There must be many people going through a similar – and undoubtedly worse in many cases – emotional rollercoaster. She said the BA staff were very professional throughout, which is good to hear.

Lord Ashcroft is offering a £10,000 reward for information relating to the arrest and charge of the drone operators.

От «умного» фишинга до дронов-террористов

In Europe, the ripple effects of the disruption are clearly easing despite tonight’s temporary suspension at Gatwick with EasyJet declaring its flight out of Athens has only been delayed by 37 minutes this evening.

The airline however is still insisting that passengers arrive at gates at “scheduled departure time

Passengers are still advised to check with their airline before heading to Gatwick despite flights resuming

One passenger is edging closer to home for Christmas.

ProfHitoshi Nasu, an expert in international law and new technologies from the University of Exeter law school, said criminalisation may not be enough to deter rogue drone operators.

This demonstrates the disruptive potential of drones and difficulties in identifying malicious operators. Criminalising the conduct may not be sufficient deterrence.

It is a wake-up call for us to step up the efforts to protect ourselves from malicious use of drone technology. This could include technological solutions, regulatory measures such as registration and permit requirement, or the use of physical force.

I am sure police will be looking at all the options available and considering what needs to be done.

EasyJet is continuing to advise travellers to check their flight status before making the journey to Gatwick.

За последние несколько лет дроны уверенно проникли в нашу жизнь. В Азербайджане дроны используют как в научных, так и в бизнес-кругах. Эти автоматизированные маленькие помощники в основном ведут геолого-разведочные работы, наблюдают за поведением и миграциями животных, а так же используются в разных спортивных и публичных мероприятих.

В нашей стране эти устройства становятся все более технологически продвинутыми и доступными по цене. Их грузоподъемность, дальность и время полета достаточны для того, чтобы они не только творили добро, но и представляли вполне реальную опасность – от мелкого хулиганства до террористических атак.

Смотрите про коптеры:  Обзор селфи дрона Zerotech DOBBY

В августе 2018-го года во время военного парада в Каракасе два дрона взорвались недалеко от трибуны, где выступал президент Венесуэлы Николас Мадуро.

От «умного» фишинга до дронов-террористов

От «умного» фишинга до дронов-террористов

Предрождественский апокалипис в Гатвике. Тогда десятки тысяч человек не попали на свои рейсы, так как над территорией аэропорта кружился чей-то дрон. Его появление спровоцировало самый большой перебой в авиасообщении Британии со времен извержения исландского вулкана в 2010 году.

От «умного» фишинга до дронов-террористов

Борьба отрядов полиции, спецслужб и военных с несанкционированным летающим аппаратом напоминала американское телевизионное шоу с вертолетной погоней.

От «умного» фишинга до дронов-террористов

Известны случаи, когда при помощи дрона заключенным в США сбежал из тюрьмы. В Южной Каролине дрон прилетел на территорию тюрьмы строгого режима и сбросил заключенному кусачки. В итоге осужденному 48-летнему Джимми Коси удалось сбежать.

Большое беспокойство дроны вызывают у знаменитостей из-за нарушения границ частной собственности.

Кто может использовать дроны в Азербайджане?

Для использования дронов на территории Азербайджана требуется специальное разрешение, которое выдается Госагентством гражданской авиации Министерства транспорта, связи и высоких технологий как физическим, так и юридическим лицам.

Для этого, в первую очередь, необходимо обратиться в министерство непосредственно или онлайн и предоставить ряд документов. Если заявитель является физическим лицом, он должен предоставить персональные данные, а юридическое лицо – сведения по государственной регистрации. Кроме того, необходимы документы, в которых отражена техническая информация об аппарате, его фотографии, заключения соответствующих государственных органов. Далее владельцу БПЛА выдается специальное разрешение, после получения которого еще следует подать заявку на регистрацию дрона.

Чем же опасны дроны в аэропортах и почему вокруг них поднимается такой шум?

Ответ очень прост: дроны представляют физическую угрозу. При столкновении с гражданским самолетом беспилотник среднего размера может стать причиной значительных повреждений.

Опасность столкновения самолета с дроном можно привести на примере птиц: по словам инженера авиационных двигателей “У производителей авиационных двигателей на данный момент две основные проблемы – обледенение и птицы. Современные самолеты проектируют так, чтобы обеспечить защиту и от того, и от другого. В случае с птицами двигатели испытывают с помощью тушек куриц – агрегат должен выдерживать попадание птицы весом 1,5-2 кг. Хотя двигатели иногда всасывают, например, шапки техников и забытые гаечные ключи. Даже гайки могут привести к трещинам и сколам, из-за которых двигатели снимают с самолетов.

К сожалению, птицы и дроны в основном летают на опасных высотах и вблизи аэропортов, где самолеты взлетают и садятся. Это самые уязвимые этапы полета, во время которых двигатели работают на повышенных мощностях. В отличие от дронов проблему с птицами более или менее научились решать или хотя бы прогнозировать. Специальные авиационные орнитологи должны знать сезонные гнездования, бороться со свалками в районе аэропортов. По этой же причине аэропорты находятся на расстоянии от водоемов и сельхозполей”.

Если предположить, что плотность дрона равна плотности птицы, двигатели современных самолетов должны в теории выдерживать попадание в них дронов весом до 2 кг. Простые модели дронов, как правило, весят гораздо меньше. Например, весьма распространенная модель DJI Spark весит всего 300 г. Более мощная модель от того же производителя, DJI Inspire, весит уже больше 4 кг. Современные профессиональные модели, способные переносить тяжелые кино- и фотокамеры, весят намного больше. Чем грозит самолету встреча с такими тяжеловесами? Вполне вероятно, отказом двигателя.

Что случится при столкновении самолета с дроном?

Очевидно, что заблудившийся беспилотник может причинить самолету куда больше ущерб, угодив в двигатель он запросто может стать причиной крушения лайнера.

Вспомним про канадских гусей. Их вес – от 2,5 до 6,5 кг, как у большинства беспилотников среднего и полупрофессионального класса. Именно гуси стали причиной громкой посадки в самолета на воду в реке Гудзон в январе 2009 года. Тогда гражданский Airbus A320 со 150 пассажирами на борту столкнулся с косяком этих птиц, что привело к отказу обоих двигателей. Самолет начал медленно и почти неуправляемо падать, никак не успевая вернуться в аэропорт. К счастью, экипажу удалось экстренно посадить машину на реку в черте Нью-Йорка.

От «умного» фишинга до дронов-террористов

Ажиотаж вокруг дронов, летающих вблизи аэропортов, отчасти возникает потому.

В Университете Дeйтона в США предприняли попытку сымитировать столкновение квадрокоптера ±(1 кг) и 4-местного самолета Mooney M20 на скорости 383 км/ч. На видео, опубликованном университетом, видно, что квадрокоптер разорвал обшивку и значительно повредил крыло самолета.

Специалисты опасаются, что дроны могут наносить самолетам гораздо больший урон, чем птицы. Дроны изготовлены из материалов более прочных, нежели мягкие ткани птиц. Кроме того, литий-ионные батареи при попадании внутрь самолета, вероятно, вызовут возгорание.

В лондонском аэропорту заявили о неспособности полиции поймать дроны

Полицейские и военные до сих пор не смогли сбить беспилотники, которые летают в районе лондонского аэропорта Гатвик, в связи с чем аэропорт будет закрыт как минимум до утра пятницы, 21 декабря. Об этом Sky News заявил главный операционный директор Гатвика Крис Вудраф.

Он отметил, что за последний час активность дронов была вновь зафиксирована, однако силы правопорядка никак не могут справиться с беспилотными летательными аппаратами.

По его словам, администрация Гатвика на постоянной основе рассматривает вопрос о возможности открытия аэропорта в пятницу. «Но мы работаем и над чрезвычайным планом на перспективу, согласно которому полеты завтра осуществляться не будут», — подчеркнул Вудраф.

В полиции считают, что летающие над аэропортом дроны, вероятнее всего, не принадлежат гражданским лицам. При этом полицейские не смогли назвать временные рамки, в которые им удастся ликвидировать летательные аппараты.

Лондонский аэропорт Гатвик полностью приостановил полеты после сообщений о двух дронах, замеченных на его территории, в ночь на 20 декабря. Позднее британская полиция заявила, что вторжение беспилотников в Гатвик было преднамеренным. К настоящему моменту более 120 тыс. пассажиров не смогли вылететь из-за этого инцидента.

Гатвик — второй по загруженности аэропорт Великобритании, он уступает Хитроу, также расположенному в Лондоне. Помимо этого, он занимает второе место в мире по загруженности среди аэропортов с одной взлетно-посадочной полосой (на первом месте по этому показателю Международный аэропорт имени Чатрапати Шиваджи в Мумбаи).

Угрозы и инциденты, связанные с применением дронов

Подавляющее большинство БПЛА коммерческого и бытового назначения, находящихся в свободной продаже или собранные любителями работают на радиоуправлении и состоят из радиоприёмника, полётного контроллера, винтов, батареи и пульта для управления оператором.

Современные квадрокоптеры имеют внушительную для своих размеров грузоподъемность и перемещаются в режиме дистанционного управления на большие расстояния. Это делает их привлекательным инструментом для различного рода злоумышленников.

Инциденты, связанные с применением БПЛА, условно можно разделить на 5 групп, к ним относятся:

  • Контрабанда запрещённых веществ и предметов. Случаи фиксируются по всему миру. Касательно России на официальном сайте ФСИН приводится информация о том, что только за декабрь 2020 года было пресечено несколько таких попыток.
  • Создание помех воздушному движению. Случаи фиксируются по всему миру: США, Великобритания, Япония.
  • Терроризм. Одни из самых резонансных случаев – атака дронов на нефтяные объекты Саудовской Аравии и покушение на президента Венесуэлы.
  • Шпионаж. Наблюдение за футбольными командами во Франции, Австралии.
  • Вторжение в частную жизнь. Использование дрона папарацци для фотосъёмки сына принца Гарри и Меган Маркл, полёты над резиденцией президента Франции.

Очевидно, что таких случаев намного больше, и далеко не каждый из них попадает в СМИ. При этом спектр издержек, которые возникают в результате действий беспилотников, достаточно широк. Если частное лицо (после вторжения в личную жизнь) может ограничиться лишь репутационными потерями, то крупное производственное предприятие (в результате теракта или промышленного шпионажа) рискует понести более серьёзные убытки.

Ликбез по системам защиты от дронов

Для эффективной защиты от дронов, беспилотник необходимо сначала обнаружить, затем оповестить службу охраны, определить его местонахождение, а уже потом принимать меры для противодействия этой угрозе. Поэтому, условно, технические систем защиты от БПЛА можно разделить на две категории: средства обнаружения (наблюдения) и средства противодействия.

Самыми простыми и надёжными средствами противодействия (по сравнению с орлами, сетками и лазерными пушками) являются радиочастотные подавители, которые ставят помехи в диапазонах работы глобальных навигационных систем, а также каналов управления и передачи данных дронов. Они бывают как узко- так и широконаправленными, могут изготавливаться в виде ружей или , активироваться вручную или автоматически. Стоимость на такие устройства начинается от нескольких сотен тысяч рублей и зависит от числа диапазонов, мощности излучения, наличия автономного источника электропитания и т.

Не так просто обстоят дела со средствами обнаружения коптеров. По принципу функционирования они делятся на акустические, оптические, инфракрасные, лидары, радиолокационные, радиочастотные и комбинированные.

Комплексы, основанные на акустическом обнаружении, улавливают шум двигателей и винтов работающего квадрокоптера. При наличии направленных микрофонов такие системы способны не только обнаружить дрон, но и определить направление с которого он приближается. Основным недостатком звукового обнаружителя является ограниченное предельное расстояние, которое не превышает нескольких сотен метров.

Несколько большей дальностью обнаружения обладают оптические системы. Их видеокамеры высокого разрешения способны различать БПЛА на расстоянии до пятисот метров. Важно понимать, что качество их работы зависит от условий освещённости и наличия в базе сигнатур изображений дронов.

С целью исключения влияния фактора окружающей среды применение оптических датчиков совмещают с инфракрасными, что позволяет обнаруживать дрон как в светлое, так и темное время суток. Однако для уверенной локализации беспилотника требуется постоянное наличие прямой видимости, а также использование нескольких камер для создания кругового обзора на 360 градусов.

Радиолокационные системы способны не только обнаружить дрон на расстоянии до пары километров (в зависимости от размера коптера), но и определить дальность и направление. Как правило они работают в ограниченном секторе и для кругового покрытия может потребоваться установка нескольких модулей. Плюсом таких систем является возможность работы по БПЛА, функционирующим в режиме радиомолчания.

В отличие от радиолокационных, радиочастотные системы обнаружения дронов в составе одного радиоприёмного модуля способны находить БПЛА как в узком секторе, так и покрывать область на 360 градусов. Дальность их работы не зависит от времени суток, погодны или размеров коптера, при этом может достигать несколько километров. Основное условие их функционирования — наличие радиоканала управления между оператором БПЛА и дроном, что имеет место быть для подавляющего числа беспилотников бытового или коммерческого назначения.

Разработчики и интеграторы систем защиты от дронов

В 2021 году на российском рынке представлено довольно много компаний, которые предлагают решения по защите от коптеров. Часть из них является отечественными производителями, другая часть поставляет зарубежные изделия, третьи занимаются объединением разнородных систем в единое целое. Попробуем разобраться какие комплексы защиты от беспилотников, у кого и за сколько можно приобрести в России.

Источниками информации для этого обзора являются официальные сайты компаний, сообщения в СМИ и интернет-изданиях, а также тендерная документация, находящаяся в открытом доступе.

ООО «Микроэлектроника»

Представителем немецкой компании на российском рынке является ООО «Микроэлектроника», она предлагает продукцию «Aaronia AG». Предлагает довольно большой набор средств обнаружения (радиолокационные, радиочастотные, оптические) и подавления, для решения практически любых задач. Оборудование Aartos использовалось для обеспечения маловысотной безопасности встреч глав государств стран «Большой семерки». На сайте присутствует подробное описание характеристик и возможностей каждого изделия. Стоимость продукции доступна по запросу. Выступления представителей ООО «Микроэлектроника» в СМИ и интернет-изданиях не представлены, видеоролики иллюстрирующие работу системы обнаружения есть только на youtube канале «Aaronia AG».

ЗАО «ЮМИРС»

На производстве радиолокационных систем обнаружения БПЛА специализируется АО «ЮМИРС». Их оборудование способно не только засечь дрон в секторе 90 градусов на расстоянии в несколько километров (зависит от размеров аппарата), но и определить дальность и азимут, а также тангенциальную и радиальную скорости коптера. На Хабре уже был материал, где есть фото интерфейса, а также видео с примером функционирования такого комплекса. Несмотря на довольно хорошую открытость компании в плане описания характеристик оборудования и иллюстрации работы, информацию о стоимости решений по защите от БПЛА на базе изделий ЗАО «ЮМИРС» найти не удалось ни на официальном сайте, ни в других открытых источниках.

Смотрите про коптеры:  Гоночный квадрокоптер: как выбрать, сравнение комплектов, топ быстрых дронов

ООО «ТАиП»

ООО «ТАиП» является разработчиком как программной, так и аппаратной части и предлагает собственные решения по защите от дронов на основе радиочастотного обнаружения. Имеются мобильные и стационарные комплексы, а также ружья для ручной постановки помех. На youtube канале содержится несколько промо-роликов. Компания активно участвует в международных выставках телекоммуникационного оборудования. Информация о ценах на изделия в открытом доступе отсутствует, однако удалось отыскать запись об участии в тендере, где стоимость поставки системы обнаружения, идентификации и блокирования коммерческих беспилотных летательных аппаратов составляет около 80 000 $.

ООО «СД-Техно»

Ещё одним представителем немецких компаний на российском рынке является ООО «СД-Техно» («Dedrone GMBH»). Для защиты от дронов они предлагают использовать круговые (RF-100) и направленные (RF-300) радиочастотные сенсоры, видеокамеры оптического распознавания коптеров, а также средства подавления. Об особенностях работы системы директор ООО «СД-Техно» рассказывал в нескольких телепередачах на федеральных телеканалах. На сайте компании содержится подробное описание и характеристики модулей обнаружения, однако стоимость изделий можно узнать только по запросу. Оборудование «Dedrone GMBH» работает через облако, при этом цена годовой подписки на начальный модуль радиочастотного обнаружения составляет 8 000 $.

AO «Kaspersky Lab»

Несмотря на то, что AO «Kaspersky Lab» не является производителем технических средств для обнаружения и противодействия БПЛА, эту компанию можно причислить к разработчикам систем защиты от дронов. Они используют оборудование известных брендов (отечественных и иностранных), занимаясь написанием программного обеспечения для обнаружения и распознавания беспилотников, а также аналитики по случаям вторжения на охраняемый объект. В качестве датчиков используются все возможные варианты, начиная от звука и заканчивая лидарами и радиолокацией. На официальном сайте содержится подробная информация по характеристикам модулей, иллюстрируется рабочий интерфейс. Цены на сайте не представлены, но по сообщениям в интернет-изданиях минимальная стоимость изделия составляет 100 000 $. Руководитель этого проекта активно выступает в СМИ и даёт интервью, продвигая решение от AO «Kaspersky Lab».

ОАО «НПП Алмаз»

Комплекс защиты периметра от беспилотников с использованием радиочастотной детекции предлагает ОАО «НПП Алмаз». Он ориентирован на противодействие БПЛА, доступным для безлицензионного приобретения физическими лицами. Обеспечивает дальность обнаружения и подавления в районе полутора километров. Короткий видео обзор, иллюстрирующий работу системы защиты от дронов, представлен на youtube канале АО «Российская электроника». Возможность определения направления проникновения БПЛА предлагается опционально. Стоимость такого изделия на официальном сайте ОАО «НПП Алмаз» отсутствует, однако на маркетплейсе Ростеха «Атака DBS» предлагается по цене около 90 000 $.

ООО «Дискавери Инжиниринг»

Компания «Дискавери Инжиниринг» предлагает как радиочастотные, так и радиолокационные средства борьбы с БПЛА, на их сайте говорится о сотрудничестве с крупными нефтегазовыми компаниями. Вместе с тем, характеристики и описание предлагаемых изделий ни на сайте, ни в других источниках не представлены, а в интернет-пространстве отсутствует всякая информация об этом производителе систем маловысотной безопасности. В данном обзоре ООО «Дискавери Инжиниринг» является самой закрытой компанией.

АО НПЦ «ЭЛВИС»

АО НПЦ «ЭЛВИС» является ведущим российским разработчиком систем на кристалле и устройств на их основе. Решение по обнаружению БПЛА этой компании построено на принципе радиолокации. Преимуществом такого подхода является возможность обнаруживать беспилотники, функционирующие в режиме радиомолчания. Радиолокационная система «Енот» состоит из нескольких основных компонентов. Самый заметный – грибовидная антенна трехкоординатного локатора. Управление осуществляется посредством компьютера с необходимым программным обеспечением. Дальность обнаружения целей с эффективной площадью рассеяния достигает 1 800 метров. Информацию о стоимости этого радиолокационного комплекса найти не удалось, но можно предположить, что она в несколько раз превосходит решения по радиочастотным обнаружителям, которые есть на рынке.

ООО «АнтиДрон»

Ещё одним из представителей отечественных разработчиков радиочастотных систем борьбы с БПЛА является ООО «АнтиДрон». Компания демонстрирует хорошую открытость, сотрудники оперативно отвечает на вопросы по соответствующей тематике. На сайте представлена подробная информация с характеристиками, описанием и ценами на систему защиты от беспилотников. Стоимость решения для «частников» начинается от 13 000 $, а оборудование, предназначенное для охраны крупных промышленных объектов, будет стоить уже 55 000 $. Согласно протоколу испытаний дальность обнаружения дронов DJI достигает 3 000 метров. Возможность определения координат с отображением на карте представлена не для всех комплектаций и идёт опционально. На youtube канале имеются видео как с выступлением сотрудников компании в СМИ, так и с иллюстрацией работы системы.

Полиция Британии назвала преднамеренным вторжение дронов в Гатвик

Британская полиция заявила, что вторжение дронов в лондонский аэропорт Гатвик было преднамеренным. Об этом сообщает Bloomberg.

​Ранее в ночь на 20 декабря два дрона заметили на территории аэропорта, что привело к приостановке полетов.

В авиакомпании «Аэрофлот» попросили пассажиров не прибывать в Гатвик, так как в настоящее время здание аэровокзала закрыто, в том числе и вход пассажиров. Впоследствии в компании сообщили, что рейс SU6620 из Лондона в Санкт-Петербург будет выполняться из аэропорта Лутон в 17:00 по местному времени (20:00 мск). Пассажиров оповещают сотрудники кол-центра.

Это не единственный случай, когда беспилотники срывают работу Гатвика. В июле 2017 года полет беспилотника привел к закрытию взлетно-посадочной полосы и задержке нескольких рейсов.

Лондонский аэропорт Гатвик возобновил работу после вторжения дронов

Лондонский аэропорт Гатвик частично возобновил работу, прерванную в ночь на четверг из-за вторжения двух дронов. Об этом сообщается на сайте аэропорта.

«Взлетно-посадочная полоса Гатвика в настоящее время доступна, и некоторые самолеты будут приниматься на вылет и посадку», — говорится в сообщении.

Однако в аэропорту вновь посоветовали пассажирам проверять статус рейсов перед поездкой в аэропорт, так как вылеты и прибытия самолетов могут быть задержаны или отменены.

По данным портала Flight Radar 24, первым в Гатвике после инцидента приземлился самолет, следовавший из аэропорта Восточного Мидландса в Лестершире. Он прибыл в 5:58 по местному времени (8:58 мск). По данным портала, самолет принадлежит авиакомпании Thomas Cook Airlines.

Аэропорт Гатвик приостановил все полеты в ночь на 20 декабря, когда на его территории заметили два дрона. Поиском беспилотников и расследованием инцидента занялась британская полиция. Впоследствии она заявила, что вторжение дронов было преднамеренным, однако нет признаков того, что произошедшее связано с терроризмом. К ночи на 21 декабря полицейские и военные не смогли сбить беспилотники.

ИИ на службе корпоративных шпионов

Человек — самое слабое звено корпоративной безопасности, повторяют все эксперты. Поэтому главные усилия киберпреступников направлены на то, чтобы заставить человека — неважно, стажера или топ-менеджера, — нажать на ссылку в фишинг-письме или ввести пароль в подставное окно регистрации. Остальное — дело техники. В декабре 2021 года, по данным международного консорциума Anti-Phishing Working Group («Международная рабочая группа по искоренению фишинга»), число таких атак побило рекорд за всю историю наблюдений.

Подобные методики — «черные» и «белые» — разрабатывает целая отрасль, известная как социальная инженерия. Искусственный интеллект дал ей мощное оружие, ведь он способен проанализировать огромные массивы данных о компании и конкретном сотруднике, так сымитировав слог приятеля или официальное письмо, что на него кликнут без сомнений. Эксперты единогласно ставят «персонализацию фишинга» на первые места среди ИИ-угроз. В 2018 году группа ИТ-специалистов из IBM Research даже представила новое ПО DeepLocker, способное помочь в настройке такого «умного» фишинга.

Количество подобных взломов множится: осенью прошлого года по сельскохозяйственному сектору США прокатилась волна схожих фишинг-атак. Одна за другой «точечный фишинг» выводил из строя системы крупных ферм и продовольственных компаний (среди них были Crystal Valley Cooperative, Ag Partners и др. ), требуя выкуп, и ФБР даже выпускало по этому поводу особое предупреждение.

Но особенно остро эта проблема встанет в России. Безопасность личных данных здесь традиционно соблюдается слабо: в открытый доступ выложены терабайты клиентских баз и взломанных аккаунтов — настоящий рай для «пробивов» на любой вкус и цвет. А уход западных ИТ-компаний и прекращение поддержки иностранного ПО грозят превратить жизнь «безопасников» в настоящий кошмар.

Дипфейки в наличии и на заказ

Контент, созданный нейросетями, все сложнее отличить от настоящего: они не только генерируют картинки и тексты по паре слов, но и фантастически точно имитируют живых людей. Поэтому исследователи уверены: дипфейки (подложные картинки и видео, созданные на основе других изображений) — вторая по масштабу ИИ-угроза. Достаточно вспомнить прошлогодний скандал с дипфейк-роликом «Олега Тинькова»: в сентябре 2021 года мошенники распространили в Сети поддельный ролик, на котором смонтированный образ банкира призывал инвестировать в новую «схему». Точное число обманутых до сих пор неизвестно, но случай оказался резонансным: идти на открытый подлог от имени известной личности такого масштаба российские мошенники решаются нечасто.

Сфер применения подобного контента много. От кампаний по репутационному очернению, когда от имени человека или фирмы специально распространяются фейки, до автоматизации вымогательских «call-центров» на основе роботов, способных имитировать голоса друзей. Подобные чат-боты уже применяют в благих целях банки, но ИИ-революция превратит их в товар «из коробки»: любой преступник, а не только гигантская корпорация, сможет настроить такого бота на свой вкус.

Затронет эта революция и политику. Агитационные чат-боты, распространявшие пропаганду, уже применялись на выборах в западных странах, но перспектива организованных вбросов из миллионов ботов, которых невозможно отключить из единой точки, выглядит пугающе. А на фоне ответственности за фейки, вводимой в законодательства некоторых стран, может стать мощным инструментом конкурентной борьбы. Ряд западных юристов даже относят травлю, которую может организовать такая волна ботов, к разновидности пыток.

Машина подана, за рулем — терминатор

Беспилотные средства передвижения лишь недавно вошли в нашу жизнь. Но уже вовсю растет разнообразие преступных способов их использования. К примеру, перехватив контроль или втайне изменив исходный код нейросети, управляющей беспилотным транспортом, можно спланировать многоступенчатые теракты, остановить которые полиции (привыкшей бороться с террористами-людьми) будет не под силу.

В 2018 году Великобританию потряс «дроновый скандал» в лондонском аэропорту Гатвик: запущенные неизвестными дроны оккупировали взлетные полосы, из-за чего более 110 тыс. пассажиров с 760 рейсов не улетели в назначенный срок, а к решению кризиса пришлось привлечь армию. Футурологи, анализирующие этот и подобные кейсы, предсказывают появление «дронов-убийц», залетающих в двигатели лайнеров или переносящих портативные взрывные устройства (тем более что эксперименты военных экспертов уже показали, что дроны технически способны совершать вооруженные атаки автономно).

Лучшая защита — это тренировка

В связи с этими угрозами бизнесу (особенно ослабленному санкциями российскому) придется пересмотреть политики безопасности. Гораздо большее внимание в них следует уделить инструктажу, постоянным тренировкам персонала и выстраиванию ИТ-защиты из спам-фильтров и таких программ, которые самостоятельно засекают опасное поведение (переход по подозрительным ссылкам, копирование служебных документов на сторонние носители и пр. ), предупреждая службу безопасности.

Как никогда актуальными станут и услуги пентестеров — эти агентства предлагают компаниям «проверки на прочность», подсылая в офисы под видом случайных посетителей или стажеров своих корпоративных разведчиков. Порой топ-менеджмент заказчика даже не представляет, на что способна «случайно» оставленная на столе флешка с вирусом (которую кто-то обязательно вставит в свой компьютер из любопытства) или умелая тактика разговора с охранником, без задней мысли выдающим пропуск в зоны повышенной секретности.

И главное — в новых условиях повысится спрос на профессионалов репутационного менеджмента, способных в режиме реального времени отслеживать атаки и «вбросы», мобилизовать собственные ИИ-ресурсы и проводить контркампании. С ускорением обращения информации и все большей зависимостью выручки от репутации такие услуги перейдут из разряда приятных бонусов в разряд жизненно необходимых трат.

Итоги и выводы

Технологии защиты от БПЛА активно развиваются и совершенствуются, рынок антидрон-систем устойчиво растёт, при этом их стоимость находится в достаточно широком диапазоне. Ниже представлена сводная таблица с перечнем компаний и начальной ценой предлагаемых ими решений.

Из представленных в обзоре решений самый «продвинутый» вариант с использованием датчиков, основанных на всех возможных физических принципах, предлагает AO «Kaspersky Lab». Вместе с тем, подавляющее большинство БПЛА, находящихся в свободной продаже, работают на радиоуправлении, поэтому, не теряя в дальности и скорости обнаружения можно сузить круг систем защиты до радиочастотных. В этом случае следует обратить внимание на комплексы от ООО «АнтиДрон», обладающие привлекательным соотношением цена/качество.

Текст материала ранее публиковал на Хабре.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector