- Абсолютные запрет
- В приграничной зоне
- В городе
- Где можно летать на квадрокоптере
- Законодательно-правовая база
- Запрет на полеты квадрокоптеров и их использование
- Можно ли использовать квадрокоптер в россии?
- Нормативно-правовая база
- Получение полетных разрешений за городом
- Пункт 1
- Пункт 10
- Пункт 4
- Пункт 6
- Пункт 9
- Рекомендованные ограничения
- Собственно о штрафах
- Штраф за квадрокоптер при несанкционированном полете
- Памятка o правовом режиме эксплуатации беспилотного воздушного судна или беспилотного летательного аппарата — новости — главная — официальный сайт городского округа карпинск
Абсолютные запрет
- Вне зависимости от дальности приема сигнала и массогабаритных характеристик БПЛА полет категорически запрещен над стратегическими и военными объектами федерального и стратегического значения. Таковыми являются зоны расположения секретных объектов, воинских частей; территории вблизи полигонов, правительственных зданий муниципального и общегосударственного значения.
- Запрещено осуществлять полет беспилотника над частными охраняемыми территориями и промышленными зонами.
- Запрещено производить полеты в близости от линий электропередач.
В приграничной зоне
Согласно законодательству, приграничной называют территорию, отстающую от границы максимум на 5км. В этом случае в качестве полетного разрешения выступает письменное согласие уполномоченных органов ФСБ. Его необходимо получить заблаговременно.
Разумеется, весь перечень законов и подзаконных актов, вступивший в силу 5 июня 2023 года не всегда корректно или адекватно регулирует применение частных дронов. Добросовестное выполнение, как правило, затруднено бюрократическими проволочками. Главное о чем не стоит забывать: в случае фиксации вашего нарушения полетныхправил уполномоченным представителем власти, грозят вполне реальные административные взыскания (3000-5000р для физлиц, 30000-50000 для юрлиц).
В городе
К вышеописанным разрешениям присовокупляется также и разрешение на полетную съемку от местной администрации.
Где можно летать на квадрокоптере
Условно зоны полетов беспилотных аппаратов можно разделить на 3 уровня:
- Территория за городом:
- Территория в черте города;
- Приграничная российская территория.
Получив необходимые разрешения, выполнять полет и видеофотосъемку можно проводить над всеми указанными территориями. Проще всего это сделать для загородной малозаселенной местности.
Законодательно-правовая база
Если следовать всем предписанным нормам, то использование квадрокоптеров подпадает под совокупную юрисдикцию федеральных правил о квадрокоптерах; воздушного кодекса; общего административного кодекса и европейского кодекса о полете беспилотников (NPA 2023-05 A).
Из всего этого выплывает, что постановка на учет обязательна. Официально это так, но на деле множество владельцев игнорирует описанные нормы. Хорошо это или плохо, но, к счастью, целенаправленного преследования владельцев дронов пока не наблюдается.
Запрет на полеты квадрокоптеров и их использование
В связи с проведением в РФ чемпионата мира по футболу в 2023 году был введен запрет на использование частных дронов в 11 городах-участниках соревнований; в 41-ой зоне проживания и тренировок национальных сборных и в зонах вокруг 11-и стадионов проведения. Запрет полетов вступает в силу 1 июня 2023 года и продлится вплоть до 18 июля.
Запрет на полеты над местами базирования и тренировок сборных колеблется в радиусе от 0,5 до 10км. Наиболее значительные охраняемые радиусы в 110км установлены над городами, непосредственно принимающими соревнования: Москвой, Сочи, Нижним Новгородом, Санкт-Петербургом, Казанью, Саранском, Самары, Ростовом-на-Дону, Калининградом, Волгоградом и Екатеринбургом. Полный запрет полетов возложен лишь на гражданские и частные пилотируемые и беспилотные летательные аппараты.
Подобные меры предосторожности продиктованы неоднократными заявлениями СМИ об террористических угрозах, якобы исходящих от частных беспилотников и утечке конфиденциальных данных команд накануне спортивных мероприятий. Что называется – «предупрежден, значит вооружен».
Можно ли использовать квадрокоптер в россии?
Однозначный ответ – да, использовать БПЛА в России можно. Однако лишь при соблюдении всех вышеописанных полетных правил и при получении соответствующей сертификационной документации. Обладателям квадрокопетров, чей вес не превышает 250-и грамм так и вовсе не о чем переживать.
Летайте, снимайте природу и архитектуру необъятной родины! Главное не стоит забывать, что зачастую законы принимаются для эффективной защиты прав и здоровья граждан, а не ради ограничения их свобод.
Нормативно-правовая база
Управление квадрокоптером подпадает под федеральное законодательство касательно общей регуляции полетов гражданских беспилотных аппаратов и регламентируется полетным кодексом, вступившим в силу 20 марта 2023 года, а также «Закону о квадрокоптерах» от 5 июля 2023 года.
Пере тем, как летать обязательную регистрацию в уполномоченных органах должны пройти владельцы, вес моделей которых превышает 0,25 кг (но меньше 30 кг). Обязательное оформление разрешения и постановка на учет проводятся в ближайшем отделении департамента транспорта или местном уполномоченном ФГУП.
Согласно федеральному закону от 30 декабря 2023 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ об использовании квадрокоптеров», если вес беспилотника превышает 30 кг, перед его запуском нужна его обязательная регистрация в представительстве Росссавиации.
Для получения разрешения, чтобы летать в черте города владелец должен уплатить госпошлину (350 рублей) и получить письменное разрешение всех ответственных госструктур. Лишь после этого аппарат можно использовать.
Получение полетных разрешений за городом
Итак, если вы уже прошли процедуру российской сертификации, для регламентированного (законного) полета за городом вам понадобится:
- За три дня до намеченных полетов подать представление в уполномоченный зональный центр Единой системы организации воздушного движения РФ.
- Минимум за один день до намеченной даты полета подать развернутый план перемещений по местности с указанием точных координат.
- Минимум за 2 часа до полета получить разрешение у ближайшего диспетчера, на территории ответственности которого планируется полет.
Столь бюрократичная процедура необходима во избежание столкновений БПЛА с низколетящими воздушными судами, посадочные трассы которых начинаются за городом и низко летящими вертолетами.
Пункт 1
В пункте 2: а) абзац восьмой признать утратившим силу
Пункт упраздняет определение понятия «беспилотный летательный аппарат». Видимо, теперь официально следует использовать термин «беспилотное воздушное судно» (БВС). Абзаца с определением такового в документе нет. Сам термин при этом в документе используется.
в) после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:
«визуальный полет беспилотного воздушного судна» — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном.
Определение осталось прежним, лишь более корректно сформулировано. Определяет термин, фигурирующий в п.52-1 Федеральный правил использования воздушного пространства РФ.
Пункт 10
Пункт 114 дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:
«ж) выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов (в случае, предусмотренном пунктом 52-1 настоящих Правил).».
Пункт, как и в предыдущей редакции отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в случаях, предусмотренных в 52-1.
В итоге мы имеем улучшенный с точки зрения логики и стилистики текст Постановления, суть которого сводится к двум основным моментам:
С первым же пунктом связан и существенный минус. В п. 4 осталось это «максимальной взлетной массой», что вносит полную неразбериху в то, на какие БВС этот пункт распространяется, а на какие нет. Т.к. зарубежные производители не указывают среди характеристик производимых ими БВС этот параметр.
Теперь перед полетом БВС следует пользоваться этим алгоритмом:
Кстати, при тщательном изучении алгоритма видна одна неувязка: ставить на учет БВС с максимальной взлетной массой менее 250 г не нужно, а, вот, в случае полета при условиях, подпадающих под «большое условие», получать разрешение на ИВП для такого БВС необходимо.
Пункт 4
В пункте 49 слова «полеты беспилотных летательных аппаратов» заменить словами «полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг)».
Пункт опять же меняет БЛА на БВС, а также, как и в изначальной редакции Постановления, отменяет необходимость получения разрешения у органов местного самоуправления для полетов над территориями населенных пунктов БВС с максимальной взлетной массой менее 250 г.
Пункт 6
Дополнить пунктом 52-1 следующего содержания:
«52-1. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.»
Самый важный для нас пункт, разрешает не получать разрешения на полет БВС легче 30 кг в перечисленных случаях. Подробный разбор этого пункта с описанием каждого исключения мы делали
. Очень важным является изменение в этом пункте. В начальной редакции в конце пункта присутствовал абзац:
Ответственность за предотвращение столкновений воздушных беспилотных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.
Который возлагал ответственность за любое происшествие с БВС на его пилота. В конечной редакции этот абзац отсутствует.
Пункт 9
В пункте 109:
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
«Сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна (за исключением визуального полета беспилотного воздушного судна в случае, предусмотренном пунктом 52-1 настоящих Правил) подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства».
Как и в начальной редакции, отменяет необходимость предоставления плана полета БВС для случаев, предусмотренных в 52-1.
Рекомендованные ограничения
- Нежелательно запускать беспилотные аппараты над людными площадями, открытыми ярмарками и массовыми мероприятиями. Полет над густонаселенной территорией и большим скоплением людей не рекомендованы, ведь в ходе неправильного обращения либо возникшей неисправности, беспилотник может привести к травматизации окружающих.
- Не рекомендуется поднимать устройство выше 150 метров, даже если дальность приема сигнала намного больше, а соответствующее ограничение уже установлено по умолчанию.
Вышеописанные нормы полетов должны выполняться согласно предписаниям обновленного полетного кодекса РФ от 20 марта 2023 года и «Закону о квадрокоптерах» от 5 июля 2023 года.
Собственно о штрафах
За отсутствие регистрации и сертификатов при запуске по умолчанию никто не накажет, но ровно до тех пор, пока владелец не запустит свой квадрокоптер в ненадлежащем месте – летать над правительственными и режимными объектами, объектами инфраструктуры и большим скоплением людей, или не рекомендуется, или запрещено.
Нарушение закона о полетах должностным лицом грозит уплатой государству 30-50 тысяч.
Юридическое лицо заплатит за свою беспечность до 500 тысяч рублей. Отсутствие радиометки во время полета не освобождает от наказания, ведь поводом к открытию дела может стать звонок бдительных соседей или ответственных лиц при исполнении, когда речь заходит о полетах над охраняемыми зонами и правительственными объектами.
Кроме того, если кто-либо решит написать на вас жалобу в полицию (например, «бдительный» сосед) в которой будет связывать ваш вылет с террористической деятельностью или с целью нарушения личного пространства (даже шпионажа), свое честное имя также придется отстаивать в суде.
Купив своему чаду или себе хай-тек игрушку весом менее 250 грамм (0,25кг) никакой сертификации пока что не нужно, при этом можно летать в свое удовольствие.
Штраф за квадрокоптер при несанкционированном полете
Прежде, чем использовать БПЛА весом более 0,25кг владельцу надлежит в течении 10-и суток поставить его на учет и получить весь объем надлежащих разрешений:
- справка, удостоверяющая полетную пригодность;
- разрешение на эксплуатацию в воздушном пространстве РФ;
- удостоверение, подтверждающее правомерность управления коптером.
За порядком лицензирования и использования и запуска квадрокоптеров номинально отвечает ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. После прохождения процедур постановки на учет и получения полетного разрешения, к аппарату крепится радиолокационная метка, отслеживающая его положение в реальном времени.
Памятка o правовом режиме эксплуатации беспилотного воздушного судна или беспилотного летательного аппарата — новости — главная — официальный сайт городского округа карпинск
25 апреля 2023
—
Памятка o правовом режиме эксплуатации беспилотного
воздушного судна (или беспилотного летательного аппарата)
(разработана Уральской транспортной прокуратурой
совместно с Уральским МТУ ВТ Росавиации)
Сегодня варианты использования летающих роботов не ограничиваются военными целями. Множество по сути развлекательных аппаратов и дронов для фотосъемки привлекли к себе внимание бизнеса. В ряде случаев их используют для доставки посылок и товаров. Доступность беспилотных воздушных судов для рядовых граждан повышается с каждым днем.
Зачастую частные лица при использовании беспилотных воздушных судов допускают нарушения порядка использования воздушного пространства по причине не владения всей информацией о правилах использования воздушного пространства и факторах опасности, связанных с запуском беспилотных летательных аппаратов.
Вместе с тем, законодатели стараются не отставать от технического прогресса.
Статьей 32 Воздушного кодекса Российской Федерации введено понятие беспилотного воздушного судна, под которым понимается воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
В статье 58.1 Воздушного кодекса Российской Федерации перечислены права командира беспилотного воздушного судна.
Кроме того, введены требования об обязательной регистрации беспилотных воздушных судов массой более 30 кг (пп. 1 п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1.3. ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации такие воздушные суда регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако с учетом того, что до настоящего времени Правительством России такой порядок не установлен, регистрация беспилотных воздушных судов не осуществляется.
Следует знать, что физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски беспилотного воздушного судна, согласно п. 2 ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе ВВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 138 (далее — ФП ИВП).
Указанными правилами для выполнения полетов беспилотных воздушных судов установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет.
Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.
Направление представленного плана полета воздушного судна (ВВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2023 № 13 (далее — Табель сообщений).
Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону/факсу.
Согласно пункту 49 ФП ИВП полеты беспилотных воздушных судов над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
Запуск любого беспилотного летательного аппарата во всем воздушном пространстве Российской Федерации, вне зависимости от названия, типа, веса, страны изготовителя и назначения беспилотного летательного аппарата, без разрешения диспетчерских служб управления полетами представляет прямую угрозу безопасности полетов, особенно:
в районах аэродромов, где экипажи воздушных судов осуществляют взлеты и посадки;
в населенных пунктах, местах массовых мероприятий и скопления людей.
При эксплуатации беспилотных с воздушных судов обратить внимание на следующие рекомендации по безопасности полетов:
1. Необходимо всегда держать беспилотное с воздушное судно в пределах его визуальной видимости.
2. Убедитесь, что район запуска беспилотных с воздушных судов свободен для полетов.
3. Проверяйте исправность своего беспилотного воздушного судна перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.
4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя беспилотных с воздушных судов.
5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.
6. Как только Вы запускаете беспилотное воздушное судно, Вы становитесь внешним пилотом.
Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.
В зависимости от последствий несанкционированного запуска беспилотного летательного аппарата наступает административная, либо уголовная ответственность.
Так, использование воздушного пространства при запуске беспилотного воздушного судна без соответствующего разрешения влечет за собой административную ответственность по статье 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа на граждан до пяти тысяч рублей; на должностных лиц до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется, получение специального разрешения авиационных властей.
Запрещается:
— выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
— летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
— приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениями или транспортными средствами;
— летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
— приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.
На территории Уральского федерального округа информацию о порядке запуска беспилотного летательного аппарата можно получить в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения по телефону: 8(343) 205-80-69 круглосуточно. Адрес электронной почты: [email protected].
Кроме того, в Свердловской транспортной прокуратуре организована «прямая линия» для сообщения о возможных нарушениях в данной сфере по телефону дежурного прокурора: 8 922-11-80-140.
Назад к списку