Преимущества дронов для перевозки людей
Технические специалисты считают, что главным преимуществом пассажирских дронов является их относительная дешевизна, простота и экологичность. Эксперты прогнозируют, что такая воздушная машина будет стоить не дороже массового легкового автомобиля. Многовинтовая компоновка снижает нагрузку на ее механическую часть, что положительно отражается на износостойкости и надежности всей винтомоторной группы, а современная электроника способна предельно упростить управление такого рода летательным аппаратом и значительно повысить безопасность полетов.
Создание беспилотника для транспортировки людей не в последнюю очередь стало возможным благодаря активному развитию квадрокоптеров. Коптеры уже давно вышли за рамки любительских аппаратов, и ныне широко используются в самых разных отраслях. Профессиональные модели способны проводить в воздухе многие минуты и даже часы, отличаются высокой надежностью, оснащены всевозможными датчиками и сенсорами, автопилотом и обладают хорошей грузоподъемностью.
Конечно, одно дело, когда дрон несет полезный груз, и совсем другое, когда объектом перевозки является человек. Требования к безопасности возрастают многократно. Скептики утверждают, что проще использовать вертолет.
Но при всех очевидных преимуществах вертолетов, они не способны стать альтернативой такси. Им нужна специально оборудованная площадка для взлета, маршрут перелета должен быть согласован с диспетчером, за штурвалом необходимо присутствие квалифицированного пилота. Если вертолет и можно рассматривать как воздушное такси, то только для очень состоятельных людей.
История
Впервые квадрокоптер Ehang был представлен публике в рамках выставки CES, прошедшей в 2016 году в Лас-Вегасе. Модель сразу привлекла внимание своими необычно большими, как для дрона, габаритами. Китайская компания Ehang, спроектировавшая аппарат, сообщила о создании первого в мире пассажирского коптера.
На тот момент конкурентов у дрона Еханг не было. Остальные производители представили свои прототипы пассажирских дронов позже. Несмотря на интерес, который вызвал летательный аппарат, оставалось неясным, будет ли он массово производиться или так и останется на уровне экспериментальной модели.
В течение нескольких месяцев не было новых пресс-релизов от компании Ehang, но в начале 2017-го новостные агентства сообщили об интересе к пассажирскому дрону со стороны властей Дубая. Также было опубликовано видео, на котором демонстрируется полет коптера.
В Управлении дорог и транспорта Дубая решили развивать сервис летающих такси. Дрон Еханг стал одним из главных претендентов на роль беспилотного такси, наряду с немецким Volocopter 2X. Пока речь идет о тестовых полетах, но, если испытания пройдут нормально, можно ожидать начала коммерческой эксплуатации Ehang.
Проблемы
На сегодняшний день одной из самых больших технических проблем является поиск новых типов аккумуляторных батарей большой мощности, способных оптимизировать отношение собственного веса АКБ к ее емкости, токоотдаче и долговечности.
Еще одна проблема лежит в организационной плоскости. В очень многих странах мира действуют чрезвычайно жесткие правила использования воздушного пространства, вызванные требованиями к безопасности полетов, а также антитеррористическим законодательством.
Все это ограничивает, но не пугает разработчиков новейших воздушных систем, способных переносить человека. За последнее время подобные летательные аппараты пытаются создать во многих странах мира. Не отстают в этом плане и российские конструкторы.
Безопасность
Теперь рассмотрим, насколько безопасно летать человеку в данном коптере. По заявлению производителя, особенности конструкции аппарата предусматривают абсолютно безопасный полет при возникновении любых неисправностей. Например, если половина из его роторов остановятся, устройство все равно сможет совершить аварийную посадку, опускаясь спиралевидным способом.
Всякий раз, когда возникает чрезвычайная ситуация, пассажир может указать системе, чтобы приземлиться в ближайшем безопасном месте. При сбое в системе управления, командный центр возьмет устройство под свой контроль. Возможно, это является небольшим минусом, так как человек-пассажир не может управлять устройством непосредственно на борту, если в этом возникает необходимость.
Во время плохих погодных условий командный центр запретит проводить полеты коптера.
В целом, хочется отметить, что Ehang 184 – это очень интересное изобретение, которое является большим шагом вперед в области потребительских беспилотных технологий, определяющих будущее воздушного транспорта. Если говорить о коммерциализации устройства, то компания Ehang настроена достаточно серьезно, если ее не остановят проблемы сертификации таких летальных аппаратов.
Использование 8 электродвигателей (по 2 на каждом луче), позволяет дрону сохранять полную функциональность даже при отказе одного или нескольких моторов. Тоже самое касается системы питания. Неисправность одной из батарей никак не скажется на безопасности перелета.
В случае, если один из компонентов квадрокоптера работает неправильно или не работает, система безопасности незамедлительно посадит летательный аппарат в ближайшем доступном районе. Дрон оснащен большим количеством датчиков и сенсоров и непрерывно передает данные в центральный пункт мониторинга. Все беспроводные соединения защищены, поэтому вмешаться в работу коптера извне практически невозможно.
Пока сложно сказать, каким окажется будущее воздушного такси. Некоторые эксперты полагают, что использование схемы расположения винтов на уровне центра масс является рискованным решением. В частности, увеличивается вероятность того, что аппарат может быть перевернут сильным ветром. В целях безопасности было бы правильнее использовать схему с винтами над центром масс. Есть предложения предоставить возможность пассажиру брать на себя управление в экстренных ситуациях.
Впрочем, до тех пор, пока не будут проведены полномасштабные летные испытания, говорить об ошибках в проектировании преждевременно. Однако в небе над Дубаем беспилотники Ehang уже летают.
Нынешние разработки
Scorpion 3
Не так давно российский стартап Hoversurf выложил в сеть видео очередного демонстрационного полета Scorpion 3 – третьей итерации разработанного им гибрида квадрокоптера и гоночного мотоцикла. Компания заявляет о своем желании создать летательный аппарат, доступный для обычного человека. Воздушное судно представляет собой подобие гоночного мотоцикла, укрепленного на раме квадрокоптера.
Генеральный директор Hoversurf Александр Атаманов рассказал, что первый прототип Scorpion был создан в 2016 году. Третья модель летающего байка получилась более мощной и лучше контролируемой. По его словам, на платформе данного дрона можно будет разработать летающий электромобиль пассажирского или грузового класса.
Производитель позиционирует Scorpion 3 как изделие, предназначенное для экстремальных видов спорта, но доступное и для любительских полетов. Такой подход обеспечивается бортовой компьютерной системой, позволяющей как ручное, так и автоматическое управление. Создатели Scorpion разработали собственное программное обеспечение, ограничивающее характеристики модели относительно безопасным уровнем.
Добавим, что на сайте компании Hoversurf имеется информация о разработке специальной серии Scorpion 3, предназначенной для полиции Дубая.
Официальные данные о цене и доступности данной модели пока отсутствуют. Предполагается, что стоимость единицы изделия составит около $150 000.
Flyboard Air
Еще одним изобретением, чрезвычайно заинтересовавшим специалистов и любителей, является летающая доска Flyboard Air, на разработку которой компании Zapata Racing понадобилось более четырех лет.
Основателем и идейным вдохновителем Zapata Racing является француз Фрэнки Сапата – неоднократный победитель мировых первенств в гонках гидроциклов. Торговая марка Zapata приобрела мировую известность после выпуска водной версии Flyboard, поступившей в продажу несколько лет назад.
Создание прототипа Flyboard Air подтверждается недавним сетевым видеороликом, демонстрирующим один из первых испытательных полетов нового изделия. В качестве пилота летающей доски выступил сам изобретатель. Летные испытания проводились над озером Хавасу (штат Аризона).
Flyboard Air оснащен четырьмя газотурбинными двигателями, мощность каждого из которых достигает 250 лошадиных сил. Для управления используется небольшой пульт, напоминающий игровой джойстик или ручку истребителя. Обработкой поступающих команд занимается логический блок, способный изменять величину и направление вектора тяги каждого двигателя отдельно.
Хронометраж пробного полета составил 3 минуты 55 секунд. За это время аппарат совершил несколько воздушных эволюций, поднялся на тридцатиметровую высоту и разогнался до 55 км/ч. Авторы проекта заявляют, что созданный ими прототип способен разгоняться до 150 км/ч, взлетать на 3000 м и держаться в воздухе до 10 минут.
Отметим, что летающая доска находится на этапе испытания прототипа и пока недоступна для массового использования. Сообщения о возможной стоимости изделия также отсутствуют.