Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла Лодки

Переменный ток

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Тесла демонстрирует беспроводную передачу электричества в Колумбийском колледже в 1891 году

Тесла не изобрел переменный ток и не использовал его для практических демонстраций, но он помог сделать переменный ток более популярным, чем его конкурент.

В 1832 году французский инженер по имени Ипполит Пиккиус создал первый в мире динамо-электрический генератор, основанный на принципах Фарадея.

Гийом Дюшен первым успешно продемонстрировал использование переменного тока для электротерапии в 1855 году. В дальнейшее развитие этой технологии внесли вклад Себастьян Ферранти, Галилео Феррари и Люсьен Галлар.

Он внес свой вклад в развитие переменного тока в конце 1880-х годов, когда его индукционный двигатель был интегрирован в систему переменного тока Джорджа Вестингауза, чтобы противостоять низковольтному постоянному току Томаса Эдисона. Системы АЦП, с другой стороны, более эффективны при передаче электроэнергии на большие расстояния, чем системы постоянного тока.

. Лодка с дистанционным управлением

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Радиоуправляемая лодка Теслы

Предлагается в : 1907

Во время электротехнической выставки в 1898 году Тесла продемонстрировал, как радиоуправляемая лодка может маневрировать по воде. Таким образом он создал впечатление, что лодка подчиняется голосовым командам зрителей, развлекая публику. Однако лодка управлялась с помощью радиочастот. Телавтоматика – так он назвал эту технологию.

Для многих присутствующих в тот день это был волшебный момент. Однако лишь немногие рассматривали его как потенциальную военную машину. Тесла получил на нее патент США 1 июля 1898 года.

. Безлопастная турбина

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Турбина Тесла в Музее Николы Теслы

Запатентовано в: 1913

В 1906 году в возрасте 50 лет Тесла продемонстрировал безлопастную турбину мощностью 200 лошадиных сил, или 149,2 киловатта при 16 000 оборотах в минуту. Безлопастная турбина не имеет лопастей, а состоит из нескольких гладких, плотно упакованных пластин, прикрепленных к валу.

Вход для жидкости расположен на верхнем краю турбины, обычно на отверстии. Благодаря одному выходу, расположенному в центре, жидкость проходит спиральный путь перед выходом из турбины. Она создает тягу для вращения дисков.

Несмотря на то, что безлопастные турбины существуют с начала 1980-х годов, они никогда не были популярными или коммерчески успешными. На сегодняшний день такие турбины используются в основном в тех случаях, когда в качестве источника энергии используется пар или сжатый воздух (например, турбокомпрессоры в автомобилях).

Асинхронный двигатель

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Модель асинхронного двигателя с ротором короткого замыкания в музее Николы Теслы, Сербия | Изображение предоставлено Викимедиа

Запатентовано в: 1887

Асинхронные двигатели были изобретены Николой Тесла и Галилео Феррарисом. Феррарис продемонстрировал трехфазный асинхронный двигатель в 1885 году, за два года до Теслы. Тем не менее, именно Тесла был первым, кто искал и получил патенты (США) на него.

Индукционный двигатель создает крутящий момент не за счет электрических соединений, а за счет электромагнитной индукции магнитного поля катушки.

Асинхронный двигатель – это, пожалуй, самый распространенный тип двигателя, используемый в жилых и коммерческих помещениях. Трехфазные асинхронные двигатели часто предпочитают использовать в промышленных приложениях из-за их экономичности и надежности.

Камера мысли

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Впечатление художника от мысленной камеры Теслы

Хотя мыслительный процесс человека может показаться сложным, он необходим для интерпретации, осмысления происходящего и предсказания будущего. Исследователи до сих пор не могут понять этот феномен. Тесла, однако, предвидел, что можно будет фотографировать и записывать изображения.

Еще в 1933 году Тесла заявил журналистам во время празднования своего дня рождения, что изображение, сформированное в мозге, может быть зеркально отражено на сетчатке глаза человека в результате рефлекторного действия. Изображение на сетчатке может быть сфотографировано с помощью прибора, который проецирует его (например, слайд-шоу) на экран.

Если это так, то эти образы можно собрать с помощью подходящего устройства. Таким образом, каждая мысль человека может быть прочитана, и наши умы будут подобны открытым книгам”.

Очевидно, что человеческий мыслительный процесс работает не так, хотя мы знаем о нем очень мало. Но нельзя исключать и того, что Тесла был полностью неправ.

Сверхзвуковой дирижабль с питанием от наземных башен

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Авторская концепция наземных башен Теслы, управляющих сверхзвуковыми дирижаблями

Мы управляем очень многими вещами с помощью беспроводных технологий, от бытовой электроники и телевизоров до военных беспилотников. Тем не менее, если бы Тесла был у руля, у нас были бы сверхзвуковые дирижабли, управляемые дистанционно.

В 1919 году Тесла публично объявил о своей идее создания сверхзвукового дирижабля, который мог бы летать на высоте 40 000 футов над землей и преодолевать все трансатлантическое расстояние от Нью-Йорка до Лондона чуть более чем за три часа. Его лучшей особенностью было то, что он должен был питаться от наземных вышек, передающих беспроводное электричество.

Тесла предсказал, что несколько электростанций смогут обеспечивать практически неограниченное количество электроэнергии для самолетов, подобно тому, как сейчас поезда, проходящие более тысячи километров, могут получать питание по проводам.

Башня Ворденклиф

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Башня Ворденклиф на фото 1904 года

Первоначальный успех увеличителя позволил Тесле планировать нечто гораздо более важное. В марте 1901 года он получил 150 000 долларов от финансиста и банкира Джона Пирпонта Моргана на строительство башни Уорденклифи – системы или инфраструктуры для передачи электроэнергии на большие расстояния.

Гульельмо Маркони, который в то время уже экспериментировал с радиопередачами на большие расстояния, в это время вел ожесточенную борьбу с Теслой. Тесла обратился за дополнительным финансированием к Джону Пирпонту Моргану, чтобы конкурировать с системой радиоуправления Маркони, но снова получил отказ.

В 1901 году Маркони осуществил первую трансатлантическую радиопередачу, что значительно уменьшило состояние Теслы. Тесла так и не ввел в эксплуатацию башню Уорденклифи, которая была заброшена в 1906 году из-за нехватки средств.

Увеличительный передатчик

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла
Никола Тесла сидит рядом со своим увеличительным передатчиком

Тесла использовал катушку Тесла для беспроводной передачи электрической энергии на большие расстояния, отсюда и лучевой передатчик, который, по сути, является улучшенной версией этой катушки.

Тесла вошел в историю в 1899 году, когда объявил, что обнаружил “земные стационарные волны”, которые можно использовать в качестве проводника или для резонанса на определенной частоте.

Вместо того чтобы разряжать электричество, увеличительный излучатель создает стоячие волны, которые могут быть уловлены приемным контуром с помощью естественного резонансного контура Земли. Лучевой излучатель также имеет третью или дополнительную катушку в качестве резонатора в дополнение к двум большим катушкам.

Также сообщалось, что Тесла создавал вспышки молний длиной до 40 метров, когда в километре от увеличительного излучателя включалось поле электрических лампочек.

Ac/dc

В то время городские улицы освещались газовыми фонарями или дуговыми электрическими лампами. Свет в тесных жилищах обычных граждан не подходил ни для первого, ни для второго методов. В 1879 году Эдисон усовершенствовал лампочку так, что ее можно было продавать на коммерческой основе.

Нью-Йорк стал первой остановкой Теслы, когда он приехал в 1884 году. До этого он несколько лет работал в парижском региональном офисе Эдисона. Он продолжал тесно сотрудничать со своим будущим соперником в негласной столице Соединенных Штатов. Несмотря на его попытки убедить Эдисона в преимуществах постоянного тока, Эдисон был непреклонен в том, что переменный ток небезопасен.

Следует отметить, что электростанции Томаса Эдисона той эпохи обеспечивали низкое напряжение постоянного тока (DC) в США. Однако передача электроэнергии была эффективна только на короткие расстояния. Точнее, на короткие расстояния – до двух километров. Поскольку провода находились дальше от источника, терялось больше энергии, что было крайне невыгодно с коммерческой точки зрения.

Хотя Тесла отдавал предпочтение переменному току (AC), его длина не имела большого значения. Помимо модуляции напряжения на входе и выходе электрических проводов, единственной трудностью была подача безопасного тока в жилые помещения. Уильям Стэнли нашел способ решения этой проблемы: генератор вырабатывает переменный ток низкого напряжения, трансформатор повышает напряжение, ток передается на большие расстояния, а другой трансформатор уже понижает напряжение.

Покинув завод Томаса Эдисона, Никола работал чернорабочим, пока не встретил двух своих компаньонов, с которыми в 1887 году основал компанию Tesla Electric Company. Ученый получил собственную лабораторию.

Сторонников переменного тока беспокоила одна важная деталь – отсутствие надежных электродвигателей для привода различных машин на заводах и фабриках. В данном случае лампочки в домах потребителей выступали скорее как реклама электроэнергии в целом.

Он одновременно работал над генераторами, счетчиками и трансформаторами в дополнение ко всему оборудованию для передачи переменного тока. И над двигателями переменного тока. В двигателе Теслы вращалось электромагнитное поле. Один полюс двигателя питался двумя разными переменными токами, каждый из которых имел разный сдвиг фаз.

Это вызвало вращение магнитного поля. Обмотка ротора направлялась с его помощью. Никола начал развивать идею двухфазного тока, отметив, что количество фаз может быть больше. В 1888 году он получил первые патенты на двигатели переменного тока.

Система Тесла понравилась магнату Джорджу Вестингаузу, несмотря на попытки Эдисона внедрить освещение переменным током. Он приобрел патенты и нанял Николу в качестве консультанта. В результате его работы сербская компания вырвалась вперед, напугав Эдисона, который начал кампанию против переменного тока.

Башня ворденклиф

Башня Тесла, как ее еще называют, была построена для демонстрации беспроводной телефонии и возможности передачи электроэнергии без использования проводов.

Башня Ворденклиффа должна была стать первым шагом на пути к созданию всемирной беспроводной сети, как задумывал Тесла. Он планировал установить несколько десятков приемных и передающих станций по всему миру. Это устранило бы необходимость в высоковольтных линиях электропередач.

На ранних стадиях проект Ворденклиффа требовал больших капиталовложений и был поддержан влиятельными инвесторами. Однако Тесла потерял финансирование, когда строительство башни было почти завершено, и оказался на грани банкротства.

Поклонники многих теорий заговора считают, что эксперименты Теслы в Башне и Тунгусский метеорит в Сибири связаны.

Стоит напомнить, что “секретная работа” Николы Теслы включала эксперименты по телепортации. В настоящее время конкретных доказательств этому нет (и если вы что-то знаете, пожалуйста, сообщите нам), но у нас есть статья о том, что было бы, если бы телепортация существовала.

Катушка тесла

Тесла изобрел катушку примерно в 1891 году. В то время он повторял эксперименты Герниха Герца, который тремя годами ранее открыл электромагнитное излучение. Тесла решил запустить свое устройство вместе с высокоскоростным генератором переменного тока, который он разрабатывал в рамках усовершенствования системы дугового освещения, но обнаружил, что ток высокой частоты перегревает стальной сердечник и расплавляет изоляцию между первичной и вторичной обмотками в катушке Румкорфа, которая по умолчанию использовалась в экспериментах Герниха.

Тесла решает изменить конструкцию, чтобы устранить проблему, создав воздушные зазоры между первичной и вторичной обмотками вместо изоляционного материала. Катушка Тесла имела сердечник, который можно было поворачивать в разные положения.

При работе трансформатора Тесла конденсатор подключался к катушке из нескольких витков (первичной обмотке), образуя таким образом резонансный контур с частотой колебаний, обычно 20-100 кГц, определяемой емкостью конденсатора и индуктивностью катушки.

Сетевой трансформатор, подключенный через воздушный зазор, заряжал конденсатор до напряжения, необходимого для пробоя воздушного искрового промежутка при входном линейном цикле, которое достигает примерно 10 киловольт.

Сетевой трансформатор был спроектирован таким образом, что его индуктивность рассеивания (параметр, отражающий неидеальность трансформатора) была выше нормы, чтобы выдержать короткое замыкание, возникающее, пока промежуток оставался ионизированным или в течение нескольких миллисекунд до исчезновения высокочастотного тока.

Искровой промежуток установлен таким образом, что его пробой происходит при напряжении немного ниже максимального выходного напряжения трансформатора, чтобы максимизировать напряжение на конденсаторе. Внезапный ток, протекающий через искровой промежуток, вызывает резонанс первичного контура на его резонансной частоте.

Через кольцевую первичную обмотку проходит несколько радиочастотных циклов, прежде чем вся энергия, первоначально находившаяся в этой обмотке, передается во вторичную обмотку. Когда зазор перестает проводить ток (гашение), вся энергия захватывается в колеблющемся вторичном контуре.

Обычно для закрытия зазора требуется еще один зазор, и энергия вторичной передачи возвращается в первичную цепь еще на несколько радиочастотных циклов. Необходимо повторить несколько энергетических циклов, пока искровой промежуток окончательно не ослабнет. Конденсатор начнет заряжаться, когда зазор перестанет проводить ток.

Для того чтобы перехватить часть магнитного поля первичной обмотки, была расположена заметная вторичная обмотка с большим числом витков более тонкого провода, чем у первичной. Вторичная обмотка была спроектирована так, чтобы иметь ту же резонансную частоту, что и первичная, используя только паразитную емкость (нежелательную емкостную связь) самой обмотки с “землей”, и любые клеммы сверху. К нижнему концу вторичной обмотки должен быть прикреплен провод заземления.

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит никола тесла

7 лет тому назад.


Загадочный инженер-электрик и изобретатель радио Никола Тесла наверняка вам знаком. Мало кто знает, что ему принадлежит патент на первый пульт дистанционного управления. Тесла изобрел первый пульт дистанционного управления.

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла

В 1898 году он построил пару радиоуправляемых лодок. Он подал заявку и получил патент No. На эти лодки Бюро по патентам и товарным знакам США выдало патент № 613809 “Методы и устройства для управления движущимися судами и транспортными средствами”. Лодки были построены из железа и питались от собственной батареи Теслы. Они были оснащены радиомеханическим приемником, который получал команды от беспроводного радиопередатчика. На лодках были установлены большая антенна, модульные аккумуляторные батареи, глубинные рули, двигатели и электрические ходовые огни, которые управлялись дистанционно.

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла

На крупнейшей выставке электротехники в Мэдисон Сквер Гарден в 1898 году Тесла продемонстрировал корабль потрясенной толпе в крытом бассейне. Тесла использовал радиосигналы с пульта дистанционного управления, чтобы разогнать корабль вперед, а затем заставить его двигаться задним ходом. Корабли могли двигаться с разной скоростью и в разных направлениях, а также совершать сложные маневры. Носовые и кормовые огни корабля периодически включались и выключались, реагируя на команды радиопульта Николы Теслы.

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла

Пока Тесла маневрировал своей моделью лодки по воде, зрители были поражены тем, как быстро она останавливалась и снова запускалась. В качестве дополнительной меры предосторожности он установил свои лодки таким образом, что только он мог управлять ими. Говорили, что кораблем управляла дрессированная обезьяна, спрятанная внутри. Встревоженная толпа заявила, что это все магия и телепатия.

Демонстрация этого необычного устройства вызвала бурную реакцию в газетах по всему миру, а не только в Америке.

Никола Тесла самостоятельно открыл радиосвязь, но не занял в этой области лидирующих позиций, возможно, потому что не оценил перспектив открытия, а возможно, потому что был занят другими проектами Поэтому приоритет в этой области получили русский Попов и итальянец Маркони, которые в это же время занимались аналогичными разработками. Радиосвязь – это не что иное, как использование электромагнитных волн, которые были открыты Герцем, хотя неизвестно, кто первым использовал их для связи. В истории радиосвязи одно известно точно: Тесла независимо изобрел мачтовую антенну раньше других.

Маркони сыграл важную роль в истории радиосвязи. Через Атлантический океан был послан сигнал из Европы в Америку. Когда Тесла принял этот сигнал, он поверил, что разговаривал с жителями Марса. К сожалению, он поспешил рассказать об этом журналистам, что вызвало подозрения в его здравомыслии.

Патент на первый пульт дистанционного управления принадлежит Никола Тесла

Но идея дистанционного управления с помощью радиосвязи была сразу же подхвачена и должна была быть реализована в военной промышленности. Но Никола Тесла был категорически против использования его изобретений в качестве оружия. Его можно считать одним из немногих гениальных ученых, которые ориентировались не на личную выгоду и деньги, а главным образом на новые открытия и улучшение качества жизни всего человечества.

Пожар

Разбогатев, Тесла открыл собственную лабораторию, где продолжал работать над различными изобретениями. В начале 1990-х годов он продемонстрировал изумленной публике лампу без нити накаливания, которая не была соединена ни с одним проводом, но при этом работала.

Подобная гейслеровская газоразрядная лампа была помещена в переменное электромагнитное поле высокой частоты. Лампы, которые Тесла наполнял люминофором, позже стали прототипом современной люминесцентной лампы. Конкурент лампы накаливания Эдисона не пользовался популярностью. По его словам, мертвенно-белый свет был опасен для глаз.

Несчастье с изобретателем произошло 13 марта 1895 года. Он потерял все в своей лаборатории на Пятой авеню в Нью-Йорке. Из-за короткого замыкания в здании возник пожар, который за несколько часов полностью уничтожил все наработки Теслы: приборы, все его экспериментальное оборудование, документы, записи из дневника. Несмотря на непрекращающиеся нападки репортеров, Никола сохранял достоинство. По его словам, все было восстановлено, кроме писем от его близких.

Для журналистов это была скорее бравада, чем утверждение, несмотря на феноменальную память Теслы. Работу можно было восстановить, но для этого пришлось бы построить новую лабораторию. Сгоревшая лаборатория стоила 250 000 долларов, и Тесла не представлял, где найти на это деньги. Пожар – это не только личная трагедия ученого, но и трагедия мирового масштаба.

Компания Westinghouse Electric, которая была многим обязана Тесле, владела оборудованием, а дом не был застрахован. В условиях кризиса Никола предложил отказаться от патентных выплат: Westinghouse обещал платить ему $2,50 за каждую лошадиную силу проданных им двигателей.

Миллион долларов стоил бы 17,5 миллиона долларов в 1905 году. Но дела у Вестингауза шли плохо, и поэтому основатель компании предоставил Тесле выбор: либо мы несем в мир ваши двигатели и переменный ток, либо мы отдаем вам деньги и закрываемся. На глазах у Вестингауза изобретатель якобы разорвал контракт.

Тесла попал в беду, когда компания Westinghouse Electric выставила ему счет за уничтоженное оборудование и отказалась предоставить отсрочку платежа для замены оборудования. Мы не знаем, почему основатель компании хранил молчание.

Однако к тому времени Никола уже стал всемирно известным и получил покровительство американского бизнесмена. Ему было предложено создать совместное предприятие и доработать его изобретение до коммерческого радио, но изобретатель увлекся высокочастотным током. По мнению биографов Теслы, это была его главная ошибка, которая негативно повлияла на его жизнь.

Радиоуправляемая лодка н. тесла

В 1898 году Тесла публично продемонстрировал дистанционно управляемую лодку, которая сегодня похожа на дистанционно управляемое транспортное средство (ДТС). [1]

Тесла надеялся разработать торпедное оружие с беспроводным управлением для ВМС США, используя свои патенты U. S. Patent 613,809 [3]2, U. S. Patent 723,188 [4]2 и U. S. Patent 725,605 [5]2. [1]

Ссылки:

1. History of robots. — Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_robots.
2. File:Tesla boat1.jpg. — Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Tesla_boat1.jpg.
3. Patent US613809 — TESLA — Google Patents. — Режим доступа: http://www.google.com/patents?vid=613809.
4. Patent US723188 — NIKOLA TESLA — Google Patents. — Режим доступа: http://www.google.com/patents?vid=723188.
5. Patent US725605 — NIKOLA TESLA — Google Patents. — Режим доступа: http://www.google.com/patents?vid=725605.
6. PBS // Tesla — Master of Lightning // Remote Control. — Режим доступа: http://www.pbs.org/tesla/ins/lab_remotec.html.
7. Nikola Tesla. — Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Nikola_Tesla.
8. Нікола Тесла. — Режим доступа: http://uk.wikipedia.org/wiki/Нікола_Тесла.
9. Тесла, Никола. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тесла,_Никола.


1 Это изображение (или другой медиафайл) находится в общественном достоянии, так как срок применения авторского права истек.
2 Все патенты, доступные через Google Patents, поступают из United States Patent and Trademark Office (USPTO). Патенты, выданные в США, являются находящимися в общественном достоянии документами; изображения со всей базы данных патентов США легко доступны на веб-сайте USPTO.

§

Телеавтоматы

Телеавтоматы

Префикс “теле-” (от греческого “далеко”) нам хорошо знакома, поэтому, встречая ее в тексте, мы не осознаем, что к ней добавлены слова “телевизор” и “телескоп”. Всякий раз, когда мы слышим слово “телеавтоматика”, мы можем сразу подумать о каком-то усовершенствовании домашних телевизоров или автоматических игровых приставках. Когда Тесла придумал термин “телеавтомат”, он имел в виду совсем другое. Во время Второй мировой войны он первым предложил и внедрил радиоуправляемые механизмы, такие как станции связи. он был пионером создания первых радиоуправляемых моделей кораблей и самолетов и современных беспилотных летательных аппаратов. Беспилотные самолеты-шпионы и самолеты-убийцы часто летают без радиоуправления и используют встроенные компьютерные программы, однако радиоуправление не ушло в прошлое и вряд ли будет полностью заменено. Напомню, что Никола Тесла изобрел такое управление, хотя термин “телеавтоматика” долгое время не использовался.

Он был проведен в Нью-Йорке в 1898 году, когда состоялась ежегодная выставка достижений в области использования электричества. Изначально он был предназначен для спортивных соревнований, но в выставочном центре Мэдисон Сквер Гарден бассейн с пирсом, как в морском порту. Единственным отличием был размер пирса по сравнению со “взрослыми” пирсами. Странная маленькая лодка с тремя мачтами и без парусов, похожая на старый угольный утюг без ручки, с огнями на носу и корме, была пришвартована к этому пирсу для демонстрации изобретения Теслы. Радиоуправляемая модель корабля – его первый телеавтономный робот. Тесла получил патенты на эту модель в США и шести других европейских странах, включая Российскую империю.

Модель работала следующим образом. Внутри фюзеляжа находились радиоуправляемые сервомоторы, на которые Тесла, стоя рядом с бассейном, посылал радиосигналы с портативного передатчика – точно так же, как и сегодня, более века спустя. Серводвигатели (от латинского “servus”, что означает “слуга”) – это двигатели, которые предназначены не для привода машины, а для передачи команд на обычный, уже гораздо более мощный электродвигатель. Сигнал был принят центральной мачтой корабля, которая на самом деле была антенной. Излучая различные сигналы, Тесла смог заставить свое “железо” двигаться с разной скоростью, во всех направлениях, включая противоположное, включать и выключать свет, а также продемонстрировать возможность передачи оптического сигнала на другие корабли. Короче говоря, в 1898 году это было удивительное, беспрецедентное, просто классное изобретение, вызвавшее огромный общественный интерес, в том числе очень специфический – военный, конечно.

Модель Теслы изобрел не адмирал флота, а сотрудник газеты “Нью-Йорк Таймс” – и не просто репортер. Если сам Тесла говорил, что его изобретение можно использовать для связи и управления кораблями в труднодоступных районах, для решения научных и коммерческих задач, для доставки писем, посылок, продовольствия, для спасательных работ, то научный обозреватель тут же предлагал загрузить лодку динамитом и отправить ее на вражеский корабль, а лучший способ – слегка потопить этот телеавтомат, то есть превратить его в подводную лодку. Когда Америка воевала с Испанией за Филиппины и Кубу, война была в самом разгаре.

В то время Тесла не слишком поддавался патриотическому пылу, в целом был полон пацифистского идеализма (позднее его отношение к военным изобретениям изменится), и опубликовал протест, в котором назвал свою телеавтоматику не инструментом войны, а лишь средством сделать ее бессмысленной. Хотя он прекрасно понимал, и даже писал об этом, что телеавтоматы идеально подходят для определенных боевых ситуаций. Его проект радиоуправляемой торпеды через пару месяцев был немедленно раскритикован в прессе. Согласен, справедливо – Теслу критиковали за низкое качество прототипов его предыдущих изобретений. :

Несколько раз приоритет Теслы в создании радиоуправляемых транспортных средств оспаривался, иногда успешно. Вице-адмирал и светская львица Брэдли А. Фиск получил патент на точно такую же радиоуправляемую торпеду всего через три месяца после демонстрации Теслой телеавтомата. Далее, со временем изобретатель был забыт, и только в 1960-х годах с публикацией книги Бенджамина Ф. Меснера “О ранней истории радиоуправления” этот приоритет был восстановлен. Это отличие важно еще и потому, что сам Меснер был выдающимся инженером-электриком и автором более двухсот патентов по радиотехнике.

Любой другой изобретатель, не страдающий отсутствием деловой хватки и предпринимательского чутья, начал бы “разрабатывать жилу” до конца и делать большие деньги на своей телеавтоматике, тем более что военные уже намекнули Тесле о возможности выгодного сотрудничества. Но наш серб был не таков. После поразительного успеха ученый отложил свою лодку, чтобы сочинить и спроектировать антропоморфный автомат, управляемый по радио и способный выполнять все действия человеческого тела. Через сто лет мы увидим воплощение этой идеи в многочисленных японских, американских и даже отечественных роботах, которые могут не только двигаться, наливать воду в стаканы, пожимать протянутые руки и т.д., но уже начали говорить. И это тоже предсказал Тесла! Как он писал в журнальной статье, он разрабатывал автомат, который будет иметь мозг, подобный человеческому, и будет “нагружен” человеческими знаниями. То, что Тесла писал о простоте создания этого элемента, нас уже не удивляет! Чего, как обычно, он не сделал.

Задача, которую поставил перед собой Тесла, была немыслимой – это было задолго до появления кибернетики и компьютеров, но иногда задаешься вопросом, почему он был так уверен в ее выполнении. Может быть, он действительно марсианин и уже знает ответ? Потому что он считал это преждевременным или думал, что ему нужно только придать идеям первоначальный импульс, а земляне разработают свои собственные идеи, он не стал воплощать свои идеи в “железе”.

Однако у меня другая точка зрения. Основываясь на (вполне заслуженном) самомнении Теслы и внушительном списке несомненно блестящих изобретений, он был очень уверен, что добьется успеха. Создание мыслящих автоматов было совсем не трудно предсказать – Голем был изобретен в 17 веке, а Мэри Шелли написала Франкенштейна в 1818 году. На папирусах из Древнего Египта и шумерских глиняных табличках изображены искусственные люди. Он не создал человекоподобный автомат, как обычно, по тем же причинам, по которым не создал многие другие свои творения. Про него говорили, что он “разбрасывался идеями”, терял интерес к одной идее и переходил к следующей. Кроме того, в 1898 году он не смог создать антропоморфного робота из-за состояния науки и техники в то время.

Однако в будущем телеавтомате Теслы можно найти даже описания открытий, сделанных путем мысленных экспериментов. Самое важное из них – использование радиоволн разной частоты для управления автоматами, что позволяет, например, управлять только рукой робота, не затрагивая остальные части робота. Никто до Теслы не думал об использовании радиоволн таким новым способом, который сейчас кажется тривиальным. Радиоприемник управляется с помощью регулировки ручки, которая точно изменяет волну (частоту) принимаемого сигнала. На этот раз “Серебряный дождь” не помешает нам слушать BBC или какое-нибудь радио “Кекс”.

В литературе приводятся подробности о разработке Теслой радиоуправляемых кораблей, что представляется ошибкой. В десятых годах прошлого века проводились экспериментальные полеты к восточному побережью Америки, в ходе которых управлялся корабль (скорее всего, судно), который уходил на 40-50 километров в Атлантический океан, маневрировал, а затем по команде возвращался в гавань Нью-Йорка. Для наблюдения за маневрами использовалась обычная лодка. Однако эти эксперименты проводил не сам Тесла, а его последователи – с момента демонстрации изобретения телеавтоматики прошло более 10 лет, и за это время подхватившие эстафету последователи смогли радикально улучшить радиоуправление. Именно в ту эпоху радио стало привычной и почти обыденной частью жизни человека.

В те годы ученые разрабатывали другие способы использования своих телеавтоматических устройств, включая создание человекоподобных радиоуправляемых роботов. Летательный аппарат, управляемый по радио, был одним из проектов, разработанных им в 1900 году. Согласно одной из его заметок, обнаруженной гораздо позже в архивах, можно построить самолет, который после взлета пролетал бы тысячи миль и по команде оператора приземлялся (или, по крайней мере, обрушивался на противника) в любом заданном месте. Невероятное предвидение – но ведь он говорил не о GPS или отечественной ГЛОНАСС, не так ли? Как именно определяется заданная точка за тысячи миль в определенный момент времени? Тесла, конечно, ничего об этом не рассказал. Немцы при его жизни разработали специальный пропеллер, число оборотов которого позволило им точно оценить расстояние, пройденное ракетой V-1, однако ракета V-1 не попала в цель.

Как я уже упоминал в предыдущем абзаце, я намеренно отложил обсуждение самого самолета. Обратили ли вы внимание на дату “1900”? Три года спустя, в 1903 году, братья Райт совершили первый в истории контролируемый полет летательного аппарата тяжелее воздуха. На самом деле, Тесла уже в молодости оснащал несуществующие самолеты радиоуправлением.

Однако это еще далеко не идеальный результат. Конечно, Уилбур и Орвилл Райт оснастили свой самолет обычным бензиновым пропеллерным двигателем. Что еще они могли сделать? Вот оно: конечно, у Теслы есть ракетный двигатель на его (несуществующем) автомобиле! самолете. Не слишком ли это много для неопубликованной заметки? Изобретатель также обсуждал там возможность самовоспроизведения будущей гуманоидной телеавтоматики – я забыл это добавить.

У нас уже есть роботы на машинных заводах, которые делают детали для производства таких же роботов, но мы еще не дошли до самовоспроизведения. Как Тесла представлял себе – если он действительно представлял, а не записывал, как это было принято, свои интуитивные догадки – как его телеавтоматы будут “рождать” себе подобных? Этот вопрос также относится к современным робототехникам. Что это значит? Будут ли они собираться из деталей, предоставленных человеком, или это будет половое размножение? Или клонирование? Тесла больше не отвечает на вопросы по этому поводу.

Эпилог

В начале этой статьи предполагалось рассказать о самых важных инновациях Теслы. Но в процессе написания стало ясно, что двумя словами невозможно выразить всю гениальность этого человека. Тесла имел прогрессивные взгляды на мир и удивлял всех своими открытиями.

Мы рассказываем о новых статьях в социальных сетях

Смотрите также нашу программу “Дзен”.

Яндекс Дзен

Смотрите про коптеры:  Корабли без капитана
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий