Пилотажка восьмидесятых I Валентин Саленек

Пилотажка восьмидесятых I Валентин Саленек Самолеты

“вот почему я рекомендую на первых порах строить простейшие кордовые модели с компрессионными двигателями небольшой кубатуры. на таком аппарате совершенно не обязательна установка закрылков.”

Основной навык, отрабатываемый на «учебке», — автоматизм действий рулями при выполнении прямого и особенно обратного полета. Аварии практически неизбежны, поэтому первые полеты, несмотря на холод, лучше совершать зимой, когда на землю ляжет пушистый толстый слой мягкого снега — «амортизатора».

Только после этого можно заняться большой кордовой пилотажной моделью чемпионатного класса. Но забывать об учебной ни в коем случае нельзя. Пока строится «нормальная» полноразмерная «пилотажка», почаще «летайте» с малой моделью. Учтите при этом, что пилотажка с двигателем 2,5 см3 может летать лишь при сравнительно тихой погоде (скорость ветра до 5 м/с), не превращайте тренировки в мучительную борьбу с ветром. Используйте корды длиной не более 15 метров: важнее их гарантированная натяжка, нежели качество фигур.

Конструкция кордовой учебной пилотажной, маневренной модели самолета.

Эта кордовая пилотажка имеет прекрасную систему управления и обладает отличной маневренностью, что позволяет ей выполнять самые сложные фигуры пилотажа. А главное — она ни на миг не теряет связи с пилотом за счет надежного натяжения корд в любой точке пилотажной полусферы.

Конструкция этой модели достаточно оригинальна и во многом не соответствует общепринятым нормам.

Чтобы без проблем проектировать подобные модели, полезно познакомиться с принципами определения основных параметров кордовых пилотажек.

Смотрите про коптеры:  Лодка из труб своими руками: инструкция по изготовлению

Итак, с чего начинается проектирование кордового «акробата»? Прежде всего, выбирается общая масса аппарата.

Дело в том, что именно от этой величины зависят стабильность поведения модели при выполнении фигур пилотажа и неразрывность связи ручки управления с рулями и закрылками. Попытки создания сверхлегких моделей с развитыми несущими площадями и, соответственно, небольшими удельными нагрузками были интересными, оправданными с точки зрения сверх манёвренных и высокоэнерговооруженных пилотажек, но… приводили к созданию великолепных «штилевых» моделей.

При порывистом или даже легком ровном ветре резко снижалась надежность управления, причем ситуацию не спасало даже активное подтягивание ручки на себя при резких маневрах или других критических ситуациях. Возвращаясь к предлагаемой модели, можно утверждать, что для удельных нагрузок 25…30 г/дм2 оптимальная масса аппарата составляет 650…800 г при хорошем двигателе рабочим объемом 2,5 см3 (650…900 г для мотора объемом 3,5 см3).

Сразу же отметим, что на надежность прохождения управляющих сигналов оказывает влияние не только натяжение кордовых нитей, но и размах качалки управления, особенно для моделей с развитыми по площади и хорде рулями и закрылками.

Именно поэтому весьма сложно создать «малокубовую» пилотажку массой 400…450 г из-за недостаточной тяги мотоустановки с двигателем рабочим объемом 1,5 см3 (удачные модели такого типа можно считать лишь счастливым исключением из правила).

Однако если увеличить полетную скорость (при этом, правда, уменьшается тяговооруженность на фигурах пилотажа) и укоротить кордовые нити, модель вполне сможет выполнить пилотажный комплекс фигур. К сожалению, результат таких изменений полностью противоречит стремлению пилотажников снизить угловую скорость полета «акробата».

Выбрав основные параметры массы и удельной нагрузки на несущие поверхности аппарата, автоматически получаем приблизительную величину общей площади крыла и стабилизатора. После этого можно приступать к компоновочной прорисовке пилотажки. Профиль крыла желательно выбирать тупоносым, с увеличенной относительной толщиной. Такая профилировка обеспечит некоторое «затупление» пилотажных характеристик, однако важнее другое: модель не будет разгоняться на пикировании и на отдельных фазах полета в сильный ветер.

Обычно ось двигателя, хорды крыла и стабилизатора располагаются в одной плоскости. Однако на практике горизонтальное оперение вполне можно поднять или опустить на половину высоты фюзеляжа — на модели легкого подкласса это не вызывает заметной асимметричности поведения пилотажки в нормальном и перевернутом полете.

Достаточно спорный момент — выбор длины носовой части фюзеляжа. Многие спортсмены считают, что хорошие летные характеристики обеспечиваются даже при больших выносах двигателя.

Однако, как правило, спорщики сразу снимают свои аргументы после
первого же знакомства с летными характеристиками коротконосых аппаратов. Дело в том, что при большом выносе двигателя настолько велик момент инерции модели, что во время пилотажа приходится не только существенно переруливать, чтобы получить мало-мальски приличные углы на «квадратных» и «треугольных» фигурах, но и мириться с общей инерционностью и запаздыванием реакции аппарата на сигналы от ручки управления.

В принципе опытный спортсмен-пилотажник сможет управлять и таким аппаратом, однако навыки пилотирования, когда следует давать рули в обратную сторону для остановки вращения, приходят не скоро. При этом необходимо учитывать, что подобный опыт весьма вреден, так как после перехода на модели тяжелого подкласса все равно придется нарабатывать новые навыки.

Такого, как правило, не происходит при тренировках на грамотно спроектированных легких пилотажках.

На предлагаемой модели длина носовой части находится в общепринятых пределах. Конечно, существовал соблазн построить машину со сверхкоротким носом, однако до сих пор подобные аппараты, к сожалению, не завоевали всеобщего признания и относятся скорее к экспериментальным.

Наша же задача — создать надежную пилотажку для тренировок, отработки наиболее сложных элементов пилотажного комплекса, а также для выступлений на первых соревнованиях.

Конструкция модели достаточно традиционна и поэтому особых пояснений не требует. Единственное, о чем хотелось бы рассказать подробнее — это о размещении грузика на концевой нервюре правого полу-крыла. Дело в том, что неправильное его размещение может «запороть» даже весьма удачную модель.

Как известно, при резких маневрах пилотажка вращается примерно вдоль оси, проходящей через центр ее тяжести и, соответственно, через грузик. Если же сместить его к задней части нервюры, то во время выполнения маневра нос модели начнет уходить к центру полетного круга с потерей натяжения корд. И так всякий раз, на каждом углу «квадратной» или «треугольной» фигуры.

Обратный эффект наблюдается, если грузик смещен в переднюю часть нервюры и располагается перед центром тяжести. В идеальном случае положение его по длине модели должно было бы регулироваться. Но подобное усложнение конструкции характерно для «акробатов» тяжелого подкласса.

В заключение несколько слов о выкосе руля направления. Традиционно считается, что полезно отклонять его на 8…10° в направлении «из круга». Но, разобравшись в последствиях такой доработки, рекомендовать ее, мягко говоря, рискованно. Дело в том, что удачная модель попросту не способна реагировать в нормальном полете на отклонение небольшого руля поворота.

А вот в критических условиях, когда натяжения кордовых нитей зачастую и так не хватает, уменьшать его за счет постоянной составляющей подъемной силы на вертикальном оперении попросту вредно. Рассчитывать же на то, что вышедшая из повиновения модель сможет без участия пилота войти в правый вираж и восстановить натяжение корд, могут лишь отчаянные оптимисты.

(

(Автор: ИГОРЕВИЧ, руководитель кружка)

Кордовая учебная пилотажная авиамодель.

Кордовая

учебная

пилотажная

авиамодель.

 Фюзеляж кордовой модели самолета

Фюзеляж кордовой модели самолета:

1 — перемычка носовая (липа), 2 — брус моторамы верхний (бук si2), 3 — винт М3 крепления двигателя (клеить эпоксидной смолой в мотораме перед монтажом детали 17), 4 — перемычка промежуточная (липа), 5 — щека моторамы правая (фанера s2), 6 — перемычка подкрыльевая (липа), 7 — контур фонаря (липовая рейка 12×2), 8 — зализ фонаря (липа), 9 — наполнитель фюзеляжа (пенопласт марки ПС-4-40 либо упаковочный мелкошариковый), 10 — стрингеры фюзеляжа (сосновые рейки 12×3), 11 — обшивка
хвостовой части (тонкий плотный ватман на клее ПВА), 12 — ложемент стабилизатора (сосновая рейка 12×3), 13 — киль (бальзовая пластина s3), 14 — кромка киля задняя (сосновая рейка), 15 — бобышка фюзеляжа задняя (липа), 16 — брус моторамы нижний (бук s 12), 17 — щека моторамы левая (фанера, s1…1,5), 18 — подкладка под лапки картера двигателя дистанционная (металл или пластик; могут одновременно использоваться для задания величины выкоса оси вала из круга на 1…2°).

 Крыло модели самолета

Крыло модели самолета:

1 — закрылок (бальзовая пластина s6; в крайнем случае воспроизводится конструкция, аналогичная горизонтальному хвостовому оперению), 2 — законцовка (липовая пластина s5), 3 — выводы тросиков управления из полости крыла пружинные (трубочки пружинные), 4 — кромка передняя (липа), 5 — нервюра (фанера s1… 1,5),
6 — полунервюра, 7 — лонжерон, 8 — обшивка центральной секции (фанера s1), 9 — грузик законцовочный (масса около 30 г, свинец), 10 — косынка (липа), 11 — кромка задняя, 12 — кронштейн синхронизации действия закрылков (узел типовой схемы). Обшивка крыла — лавсановая пленка средней толщины.

Конструктивные профили крыла модели самолета

Конструктивные профили крыла модели самолета:

1 — кромка передняя (липа), 2 — накладка (липа; ставить только в центральной секции), 3 — нервюра центральной секции (фанера s2), 4 — обшивка центральной секции (фанера с направлением волокон рубашки вдоль размаха крыла s1), 5 — полка лонжерона (сосновая рейка 7×3), 6 — рейка фиксации оси качалки управления (бук или береза; ставить только в центральной секции), 7 — ось качалки (проволока ОВС диаметром 3), 8 — качалка управления (дюралюминиевый или стальной лист), 9 — накладка задней кромки (липа; ставить только в центральной секции), 10 — кромка задняя (сосновая рейка 7×3), 11 — полка сквозная поддерживающая (сосновая рейка 9×2), 12 — нервюра (фанера s 1… 1,5), 13 — стенка лонжерона (пенопласт марки ПХВ; ставить во всех межнервюрных отсеках).

А — сечение крыла по центральной секции, Б — промежуточное сечение.

Горизонтальное хвостовое оперение модели самолета

Горизонтальное хвостовое оперение модели самолета:

1 — законцовка (плотная бальза), 2 — кромка передняя (сосновая рейка 5×5), 3 — кромка задняя (сосновая рейка 5×3,5), 4 — усиление передней кромки (липовая планка s5), 5 — наполнитель стабилизатора (пенопласт марки ПС-4-40), 6 — обшивка (плотная писчая бумага на клее ПВА), 7 — петля навески руля, 8 — кромка руля передняя (сосновая рейка 5×3,5), 9 — наполнитель руля (мелкошариковый упаковочный пенопласт), 10 — кромка руля задняя (липовая рейка 2×2), 11 — законцовка руля корневая (плотная бальза или легкая липа).

Топливный бак модели самолета

Топливный бак модели самолета:

1 — трубка питания двигателя. 2 — корпус бака, 3 — трубка заправочно-дренажная (используется для наддува бака давлением, отбираемым из полости глушителя), 4 — граница вклейки бака в правом отсеке моторной секции фюзеляжа.

Качалка управления.

Качалка управления.

Кордовый моделизм (часть 2)

Пять классов – пять параллельных миров

Скорость, Пилотаж, Гонка, Воздушный бой, Копии

F2A, F2B, F2C, F2D, F4B

Скоростные – самый быстрый класс, эволюционируя для достижения максимальной скорости самолет принял причудливую форму – квинтэссенцию теории аэродинамики, маленького размера и условия полета по кругу.

Скоростная модель F2A это однокрылый, половиностабилизаторный, агрегат с сумасшедшим мотором с однолопастным винтом.

Вот, это чудо техники взлетает с отделяемой стартовой телеги на ретрофото, кстати еще раньше были кордовые скоростные с реактивными двигателями, так, когда отрывался корд они легко пробивали защитную стенку кордодрома из сетки рабица.

Современная модель это углепластики, магниевые сплавы, и много много тренировок: на работу двигателя влияют температура, влажность, давление воздуха, диаметр винта и его шаг и форма, размер и форма резонансной трубы, количество и качество топливовоздушной смеси, объем камеры сгорания и зависимости эти нелинейны, у каждого “скоростника” есть дневник где записаны данные всех его полетов, только опыт позволит стать чемпионом, можно купить модель, но победить нельзя купить.

На скоростных моделях применяются необычные однолопастные винты. Из за малого размера и высоких оборотов лопасти двухлопастного винта начинают мешать друг другу вращаться и отбрасывать поток, поэтому для максимальной отдачи винт используется однолопастной, силы действующие на воздушный винт модели отличаются от сил действующих на винты обычных самолетов, существует даже “теория малого винта”.

Пилотаж F2B

Дворянство кордового авиамоделизма. Перефразируя фразу Чехова о пилотажниках можно сказать: “В пилотаже все должно быть прекрасно и полет и самолет и пилот”

Существует комплекс пилотажных фигур: петли, обратные петли, восьмерки, причем как круглые так и квадратные, и ещё и треугольные, и прямые, и обратные. Также оценивается прямой полет по горизонту и обратный полет. Класс субъективный как фигурное катание или прыжки в воду, например. Без ежедневных упорных тренировок, в любую погоду успеха не достичь. 

Самолеты классической схемы, строят спортсмены сами, многие используют электродвигатели, модели летят неспешно и очень красиво.

Выступление Альберта Гарфутдинова на чемпионате Мира в 2023 году.

Гонка F2C- кто быстрее.

Экипаж 2 человека пилот и механик, пилот рулит моделью, механик работает на пит-стопах. Одновременно на стартах в одном кругу летает три экипажа. База 100 кругов (в финале 200), обычно три питстопа (ограничен размер топливного бака). Слаженность команды, и разработка новых технологий позволяющих пролететь дольше и быстрее на одном и том же количестве топлива возможно дадут вам победить. Три пилота в одном кругу с моделями на скорости 200 км/ч это смесь балета и борьбы. Обгон разрешен только сверху.

Пролетев часть дистанции пилот глушит двигатель (если сильно дернуть за нижнюю корду на модели сработает автомат остановки) и модель идет на посадку в сектор, где его ожидает механик.

Механик ловит модель катящуюся по кордодрому на высокой скорости, ведь потеря одной секунды может стоить победы. Заправляет из заправочной станции размещенной на руке, запускает двигатель и отправляет самолет в путь, вся процедура пит-стопа занимает пару секунд от касания земли до отрыва от нее.

Так как по правилам размер бака ограничен, то используются компрессионные (дизельные) двигатели, другие двигатели слишком прожорливы хоть и быстрее. Много разработок ведется в использовании присадок улучшающих характеристики топлива.

Очень динамичный класс, зрелищный и очень сложный.

Видео финала Чемпионат Европы 2023 год (начало гонки 5:05, осторожно громкий звук)

Воздушный бой F2D

Представьте себе двух мушкетеров дерущихся шестнадцатиметровыми шпагами, причем на условиях – что не запрещено, то разрешено – это и будет кордовый воздушный бой.

Правила просты: 2 экипажа пилот-механик, на один бой у экипажа два самолета, одна лента прикрепляемая к самолету и четыре минуты боя. Один отруб ленты соперника 100 очков, секунда проведенная в полете 1 очко, на земле -1 очко, таран разрешен.

Самолеты летят под 180 км/ч после боя как правило самолеты, и корды, и воздушные винты, а часто и мотор в труху, но именной вот этой рафинированной жаждой победы и ценится бой, и зрителями и участниками.

Финал Чемпионата Мира 2023 год (осторожно громкий звук)

Кордовые самолеты-копии F4B

Люди которые занимаются моделями копиями – фанатики своего дела, некоторые модели делались по 15 лет, вдумайтесь пятнадцать лет ежедневного труда над моделью.

Модель внешне выглядит как уменьшенный настоящий самолет, каждая заклепка стоит на своем месте, следы от выхлопа моторов соответствуют потекам масла на оригинале, итд.  А еще это летает и показывает “развлекательную программу” открываются двери, выпрыгивают парашютисты, убираются и выпускаются шасси. Тонны чертежей и фотографий нужно перелопатить, придумать как изготовить микродеталь, нужную фактуру поверхности – титанический труд. Ведь перед полетами все модели проходят “стенд”, где судьи оценивают качество изготовления, и аутентичность, смотрят на “досье” с фотографиями и чертежами оригинала. Снимаю шляпу перед мастерами, жаль их осталось совсем мало.

Ниже просто фото моделей

Моделизм это путь в будущее нашей страны, сотни тысяч мальчишек и девчонок во времена СССР получили “путевку в жизнь” в кружках и клубах технического творчества, кроме знаний и умений работать руками и головой, участвуя в соревнованиях они научились побеждать и работать в команде. Я не скажу что сейчас моделизм не получает поддержки от государства, но все таки пара кордодромов построенная в стране меньше сотен разрушенных. Для массовости в моделизме (а значит и массы рукастых и обладающих знаниями и технологиями будущих взрослых граждан) от государства в общем то не много требуется, нужна материальная база и соревнования, людей преданных моделизму пока еще в стране хватает. 

В общем занимайтесь сами техническим творчеством, ведите детей в кружки. Окунитесь в мир моделизма, он поистине необъятен и увлекателен.

Подготовка к постройке кордовой модели.

Для того, что бы кордовая модель получила билет в жизнь нужно провести подготовительные мероприятия. Нужно купить материал для постройки, бальзу, пленку для обтяжки модели. Элементы органов управления, двигатель, колеса и другие элементы кордовой модели которые самостоятельно не можете сделать.

              Бальзовые листы и фанера

      Выше я писал, что компания TopFlite сделала постройку кордовой модели легкой. Простота заключается в унификации. Вся модель построена с использованием листов бальзы толщиной 1,5 мм, 2,5 мм, 3 мм, 6 мм, и 12 мм. Размеры листов 100 мм на 1000 мм.

Больше всего понадобиться бальзовых листов толщиной 1,5 мм  7 листов, 2,5 мм 4 листа, но можно чуть больше взять, так как не всегда удается удачно согнуть гаргрот фюзеляжа. Бальза толщиной 3 мм 1-2 листа. Если лонжерон делать из плотной бальзы толщиной 2,5 мм то хватит и одного листа 3 мм бальзы.

Бальза толщиной 6 мм, нужно 1 или 2 листа. Если у вас есть остатки куски 6 мм, бальзы то хватит и одного листа. Он уходит на закрылки, и киль. 12 мм. лист бальзы нужен всего один. Так же понадобиться небольшой кусок трехслойной фанеры, толщиной 3 мм. для двух передних шпангоутов.

              Фурнитура для кордовой модели

Понадобиться прут ОВС проволоки диаметром 3.3-3.5 мм, для стоки шасси, примерно 600 мм длиной. Прут ОВС проволоки диаметром 2,5 мм и длиной 350-500 мм. Данный прут нужен для соединения закрылков крыла и рулей высоты. Два колеса диаметром 50 мм, самоклеющаяся пленка около 3-3,5 метра для обтяжки модели.

             Чертеж и шаблоны для постройки самолета.

Постройка кордовой модели ноблер ( nobler )

Конечно же когда набрался навыков и запасся материалами я взялся за постройку кордовой модели NOBLER. Наверняка вы как и я просматривая чертежи и фотографии NOBLER-а задавались вопросом Как построить эту кордовую модель? ведь это так сложно. Признаюсь модель “сложная”, но компания TopFlite выпускавшая наборы для постройки этой и других кордовых моделей позаботилась о простоте сборки.

Процесс постройки кордовой модели nobler

 Вырезанные шаблоны нервюры, готовые к оклейки

Связанные понятия

Шаги в фигурном катании

соединяют все элементы программы в единое целое. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они…

Воздушные полотна

(англ. Aerial silk, aerial contortion, aerial ribbons, aerial silks, aerial tissues, fabric, ribbon, tissue) – разновидность снарядов, на которых выполняются упражнения воздушной гимнастики. Воздушные полотна представляют собой два длинных полотна тянущейся или слаботянущейся ткани (зависит от уровня подготовки гимнаста) шириной 1-1,5 метра. Воздушные полотна используются в современном цирке наравне с другими снарядами или аппаратами, подвешенными к куполу: трапеция, корд де волан…

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий