Пищим двигателями для быстрого поиска упавшего коптера | RCDetails Blog

B3 hot rc

Это непрограммируемая простая зарядка для маленьких аккумуляторов 2-3S LiPo. Такие аккумуляторы используются на микроквадрокоптерах, вертолетах, машинках и так далее.

Никаких настроек там производить нельзя, просто подключаем аккумуляторы балансировочными проводами к разъему на корпусе ЗУ и подключаем к розетке. Максимальный ток заряда 850mA, то есть быстрой зарядки ждать не стоит. Но зачастую маленькие аккумуляторы небольшой емкости, и для них этого будет вполне достаточно. Этот зарядник дешевый, цена от 7$.

Где купить?

Imax b6

В России и русскоязычном сообществе долгое время занимало первое место зарядное устройство iMax B6. Но здесь есть одно НО — массовая подделка этих зарядников, которые сделаны без вентилятора охлаждения и из некачественных компонентов. Это приводит к быстрому выходу из строя самих ЗУ (моя подделка вышла из строя через 4 месяца, сгорел один из SMD компонентов, который я успешно поменял).

Преимущества, функции и технические характеристики:

Как уже писал выше, сначала купил подделку из-за ее дешевизны, но как только она сломалась, заказал оригинальную версию iMax B6. После ремонта служит как вторая зарядка в виде резерва. Оригинал работает уже больше года. В оригинале есть маленький вентилятор, который обдувает компоненты, от чего ЗУ теплое, а не раскаленное, даже во время разряда аккумулятора.

Также есть в комплекте крокодилы и переходник XT60:

Isdt q6 pro battgo 300w 14a

Отличное компактное зарядное устройство с цветным LCD-экраном. На данный момент является одним из самых популярных. Зарядное устройство предназначено для зарядки одного аккумулятора, либо нескольких с помощью параллельной зарядки.

Технические характеристики

  • Входное напряжение: DC 7-32 V;
  • Выходное напряжение: 0-30 V;
  • Ток зарядки: 0.1-14.0 A;
  • Ток разряда: 0.1-3.0 А;
  • Максимальная мощность зарядки: 300 Вт;
  • Максимальная мощность разряда: 8 Вт;
  • Ток балансировки: 1А / ячейка;
  • Балансные ячейки: 2-6S;
  • Поддерживается тип аккумуляторов: LiFe / Lilon / LiPo / LiHv (1-6S), NiMH / Cd (1-16S), Pb (1-12S);
  • Дисплей: 2,4 × 320 × 240 IPS LCD;
  • Рабочая температура: 0-40 °C;
  • Размеры: 80x80x33,5 мм;
  • Вес: 119 г.

Где купить?

В комплекте также идет блок питания на 16 ампер — Lantian:

  • Диапазон напряжения: AC 110-220 V;
  • Ток: 16,6 А;
  • Мощность: 400 Вт;
  • Размер: 222 × 70 × 38,8 мм;
  • Вес: 668,5 г.

Где купить?

Вариант №1

Начнем, пожалуй, с простенькой схемки на стабилитроне и транзисторе:Индикатор разряда Li-ion на стабилитроне

Разберем, как она работает.

Пока напряжение выше определенного порога (2.0 Вольта), стабилитрон находится в пробое, соответственно, транзистор закрыт и весь ток течет через зеленый светодиод. Как только напряжение на аккумуляторе начинает падать и достигает значения порядка 2.0В 1.

Если взять двухцветный светодиод, то мы получим плавный переход от зеленого к красному, включая всю промежуточную гамму цветов.

Типовое различие прямого напряжения в двухцветных светодиодах составляет 0.25 Вольта (красный зажигается при более низком напряжении). Именно этой разницей определяется область полного перехода между зеленым и красным цветом.

Таким образом, не смотря на свою простоту, схема позволяет заранее узнать, что батарейка начала подходить к концу. Пока напряжение на аккумуляторе составляет 3.25В или более, горит зеленый светодиод. В промежутке между 3.00 и 3.25V к зеленому начинает подмешиваться красный — чем ближе к 3.00 Вольтам, тем больше красного. И, наконец, при 3V горит только чисто красный цвет.

Недостаток схемы в сложности подбора стабилитронов для получения необходимого порога срабатывания, а также в постоянном потреблении тока порядка 1 мА. Ну и, не исключено, что дальтоники не оценят эту задумку с меняющимися цветами.

Кстати, если в эту схему поставить транзистор другого типа, ее можно заставить работать противоположным образом — переход от зеленого к красному будет происходить, наоборот, в случае повышения входного напряжения. Вот модифицированная схема:Индикатор заряда с двумя светодиодами (зеленый и красный)

Вариант №10

Это даже не индикатор разряда, а, скорее, целый светодиодный вольтметр! Линейная шкала из 10 светодиодов дает наглядное представление о состоянии аккумулятора. Весь функционал реализован всего на одной-единственной микросхеме LM3914:Светодиодный индикатор напряжения на литий-ионном аккумуляторе

Делитель R3-R4-R5 задает нижнее (DIV_LO) и верхнее (DIV_HI) пороговые напряжения. При указанных на схеме значениях свечению верхнего светодиода соответствует напряжение 4.2 Вольта, а при снижении напряжения ниже 3х вольт, погаснет последний (нижний) светодиод.

Подключив 9-ый вывод микросхемы на «землю», можно перевести ее в режим «точка». В этом режиме всегда светится только один светодиод, соответствующий напряжению питания. Если оставить как на схеме, то будет светиться целая шкала из светодиодов, что нерационально с точки зрения экономичности.

В качестве светодиодов нужно брать только светодиоды красного свечения, т.к. они обладают самым малым прямым напряжением при работе. Если, например, взять синие светодиоды, то при севшем до 3х вольт аккумуляторе, они, скорее всего, вообще не загорятся.

Сама микросхема потребляет около 2.5 мА, плюс 5 мА на каждый зажженный светодиод.

Недостатком схемы можно считать невозможность индивидуальной настройки порога зажигания каждого светодиода. Можно задать только начальное и конечное значение, а встроенный в микросхему делитель разобьет этот интервал на равные 9 отрезков. Но, как известно, ближе к концу разряда, напряжение на аккумуляторе начинает очень стремительно падать.

Типичный график разряда Li-ion аккумулятора, приведенный ниже, наглядно демонстрирует данное обстоятельство:График (кривая) разряда литий-ионного аккумулятора

Таким образом, использование линейной шкалы для индикации степени разряда аккумулятора представляется не слишком целесообразным. Нужна схема, позволяющая задать точные значения напряжений, при которых будет загораться тот или иной светодиод.

Полный контроль над моментами включения светодиодов дает схема, представленная ниже.

Вариант №11

Данная схема является 4-разрядным индикатором напряжения на аккумуляторе/батарейке. Реализована на четырех ОУ, входящих в состав микросхемы LM339.Прецизионный индикатор на LM3394 светодиода горят в зависимости от напряжения на батарейке

Разумеется, для отражения реального значения израсходованной и оставшейся емкости аккумулятора, необходимо при настройке схемы учесть кривую разряда используемого аккумулятора (с учетом тока нагрузки). Это позволит задать точные значения напряжения, соответствующие, например, 5%-25%-50%-100% остаточной емкости.

Вариант №12

Ну и, конечно, широчайший простор открывается при использовании микроконтроллеров со встроенным источником опорного напряжения и имеющих вход АЦП. Тут функционал ограничивается только вашей фантазией и умением программировать.

Как пример приведем простейшую схему на контроллере ATMega328.Индикатор разряда АКБ на микроконтроллере ATMega

Хотя тут, для уменьшения габаритов платы, лучше было бы взять 8-миногую ATTiny13 в корпусе SOP8. Тогда было бы вообще шикарно. Но пусть это будет вашим домашним заданием.

Светодиод взят трехцветный (от светодиодной ленты), но задействованы только красный и зеленый.

Вариант №13

Ну и на закуску предлагаю вариант переделки стандартной платы защиты (их еще называют контроллерами заряда-разряда), превращающий ее в индикатор севшего аккумулятора.

Эти платы (PCB-модули) добываются из старых батарей мобильных телефонов чуть ли не в промышленных масштабах. Просто подбираете на улице выброшенный аккумулятор от мобилы, потрошите его и плата у вас в руках. Все остальное утилизируете как положено.

Внимание!!! Попадаются платы, включающие защиту от переразряда при недопустимо низком напряжении (2.5В и ниже). Поэтому из всех имеющихся у вас плат необходимо отобрать только те экземпляры, которые срабатывают при правильном напряжении (3.0-3.2V).

Чаще всего PCB-плата представляет собой вот такую схемку:Схема защиты Li-ion от переразряда/перезаряда

Микросборка 8205 — это два миллиомных полевика, собранных в одном корпусе.

Внеся в схему некоторые изменения (показаны красным цветом), мы получим прекрасный индикатор разряда li-ion аккумулятора, практически не потребляющий ток в выключенном состоянии.Как сделать индикатор разряда лития из платы защиты от мобильного телефона

Так как транзистор VT1.2 отвечает за отключение зарядного устройства от банки аккумулятора от при перезаряде, то он в нашей схеме лишний. Поэтому мы полностью исключили этот транзистор из работы, разорвав цепь стока.

Смотрите про коптеры:  Как работает функция полета домой на квадрокоптерах DJI - советы владельцам квадрокоптеров CopterTime

Резистор R3 ограничивает ток через светодиод. Его сопротивление необходимо подобрать таким образом, чтобы свечение светодиода было уже заметным, но потребляемый ток еще не был слишком велик.

Кстати, можно сохранить все функции модуля защиты, а индикацию сделать с помощью отдельного транзистор, управляющий светодиодом. То есть индикатор будет загораться одновременно с отключением аккумулятора в момент разряда.Как сделать индикатор разряда из платы защиты литий-ионного аккумулятора

Вместо 2N3906 подойдет любой имеющийся под рукой маломощный p-n-p транзистор. Просто подпаять светодиод напрямую не получится, т.к. выходной ток микросхемы, управляющий ключами, слишком мал и требует усиления.

Как, наверное, не сложно догадаться, схемы могут быть использованы и наоборот — в качестве индикатора заряда.

Вариант №2

В следующей схеме использована микросхема TL431, представляющая собой прецизионный стабилизатор напряжения.Простейший индикатор разряда для литий-ионного аккумулятора

Порог срабатывания определяется делителем напряжения R2-R3. При указанных в схеме номиналах он составляет 3.2 Вольта. При снижении напряжения на аккумуляторе до этого значения, микросхема перестает шунтировать светодиод и он зажигается. Это будет сигналом к тому, что полный разряд батареи совсем близок (минимально допустимое напряжение на одной банке li-ion равно 3.0 В).

Если для питания устройства применяется батарея из нескольких последовательно включенных банок литий-ионного аккумулятора, то приведенную выше схему необходимо подключить к каждой банке отдельно. Вот таким образом:Защита литиевой батареи от переразряда

Для настройки схемы подключаем вместо батарей регулируемый блок питания и подбором резистора R2 (R4) добиваемся зажигания светодиода в нужный нам момент.

Вариант №3

А вот простая схема индикатора разрядки li-ion аккумулятора на двух транзисторах:Самый простой индикатор разряда для li-ion аккумулятора

Вариант №4

Схема на двух полевых транзисторах, потребляющая в ждущем режиме буквально микротоки.Контроль разряда батареек на полевых транзисторах

При подключении схемы к источнику питания, положительное напряжение на затворе транзистора VT1 формируется с помощью делителя R1-R2. Если напряжение выше напряжение отсечки полевого транзистора, он открывается и притягивает затвор VT2 на землю, тем самым закрывая его.

В определенный момент, по мере разряда аккумулятора, напряжение, снимаемое с делителя становится недостаточным для отпирания VT1 и он закрывается. Следовательно, на затворе второго полевика появляется напряжение, близкое к напряжению питания. Он открывается и зажигает светодиод. Свечение светодиода сигнализирует нам о необходимости подзаряда аккумулятора.

Транзисторы подойдут любые n-канальные с низким напряжением отсечки (чем меньше — тем лучше). Работоспособность 2N7000 в этой схеме не проверялась.

Вариант №5

На трех транзисторах:Схема индикатора разряда литиевого аккумулятора

Думаю, схема не нуждается в пояснениях. Благодаря большому коэфф. усиления трех транзисторных каскадов, схема срабатывает очень четко — между горящим и не горящим светодиодом достаточно разницы в 1 сотую долю вольта. Потребляемый ток при включенной индикации — 3 мА, при выключенном светодиоде — 0.3 мА.

Не смотря на громоздкий вид схемы, готовая плата имеет достаточно скромные габариты:Чтобы не сел аккумулятор

С коллектора VT2 можно брать сигнал, разрешающий подключение нагрузки: 1 — разрешено, 0 — запрещено.

Транзисторы BC848 и BC856 можно заменить на ВС546 и ВС556 соответственно.

Вариант №6

Эта схема мне нравится тем, что она не только включает индикацию, но и отрубает нагрузку.Индикатор разряда АКБ и отключение нагрузки

Жаль только, что сама схема от аккумулятора не отключается, продолжая потреблять энергию. А жрет она, благодаря постоянно горящему светодиоду, немало.

Зеленый светодиод в данном случае выступает в роли источника опорного напряжения, потребляя ток порядка 15-20 мА. Чтобы избавиться от такого прожорливого элемента, вместо источника образцового напряжения можно применить ту же TL431, включив ее по такой схеме*:Источник образцового напряжения на TL431

*катод TL431 подключить ко 2-ому выводу LM393.

Вариант №7

Схема с применением так называемых мониторов напряжения. Их еще называют супервизорами и детекторами напряжения (voltdetector’ами). Это специализированные микросхемы, разработанные специально для контроля за напряжением.

Вот, например, схема, поджигающая светодиод при снижении напряжения на аккумуляторе до 3.1V. Собрана на BD4731.Монитор напряжения (супервизор)

Согласитесь, проще некуда! BD47xx имеет открытый коллектор на выходе, а также самостоятельно ограничивает выходной ток на уровне 12 мА. Это позволяет подключать к ней светодиод напрямую, без ограничительных резисторов.

Аналогичным образом можно применить любой другой супервизор на любое другое напряжение.

Вот еще несколько вариантов на выбор:

  • на 3.08V: TS809CXD, TCM809TENB713, MCP103T-315E/TT, CAT809TTBI-G;
  • на 2.93V: MCP102T-300E/TT, TPS3809K33DBVRG4, TPS3825-33DBVT, CAT811STBI-T3;
  • серия MN1380 (или 1381, 1382 — они отличаются только корпусами). Для наших целей лучше всего подходит вариант с открытым стоком, о чем свидетельствует дополнительная циферка «1» в обозначении микросхемы — MN13801, MN13811, MN13821. Напряжение срабатывания определяется буквенным индексом: MN13811-L как раз на 3,0 Вольта.

Также можно взять советский аналог — КР1171СПхх:Схема детектора разряда аккумулятора на КР1171СП28КР1171СП хх

Сетка напряжений не очень-то подходит для контроля за li-ion аккумуляторами, но совсем сбрасывать эту микросхему со счетов, думаю, не стоит.

Неоспоримые достоинства схем на мониторах напряжения — чрезвычайно низкое энергопотребление в выключенном состоянии (единицы и даже доли микроампер), а также ее крайняя простота. Зачастую вся схема умещается прямо на выводах светодиода:Микросхема монитора (детектора) напряжения

Чтобы сделать индикацию разряда еще более заметной, выход детектора напряжения можно нагрузить на мигающий светодиод (например, серии L-314). Или самому собрать простейшую «моргалку» на двух биполярных транзисторах.

Пример готовой схемы, оповещающей о севшей батарейке с помощью вспыхивающего светодиода приведен ниже:Индикатор севшего аккумулятора 18650 с мигающим светодиодом

Еще одна схема с моргающим светодиодом будет рассмотрена ниже.

Вариант №8

Крутая схема, запускающая моргание светодиода, если напряжение на литиевом аккумуляторе упадет до 3.0 Вольта:Экономичный индикатор разряда литиевого аккумулятора на МАХ9030

Эта схема заставляет вспыхивать сверхяркий светодиод с коэффициентом заполнения 2.5% (т.е. длительная пауза — коротка вспышка — опять пауза). Это позволяет снизить потребляемый ток до смешных значений — в выключенном состоянии схема потребляет 50 нА (нано!), а в режиме моргания светодиодом — всего 35 мкА. Сможете предложить что-нибудь более экономичное? Вряд ли.

Как можно было заметить, работа большинства схем контроля за разрядом сводится к сравнению некоего образцового напряжения с контролируемым напряжением. В дальнейшем эта разница усиливается и включает/отключает светодиод.

Обычно в качестве усилителя разницы между опорным напряжением и напряжением на литиевом аккумуляторе используют каскад на транзисторе или операционный усилитель, включенный по схеме компаратора.

Но есть и другое решение. В качестве усилителя можно применить логические элементы — инверторы. Да, это нестандартное использование логики, но это работает. Подобная схема приведена в следующем варианте.

Вариант №9

Схема на 74HC04.74HC04 в качестве индикатора разряда литий-ионного аккумулятора

Рабочее напряжение стабилитрона должно быть ниже напряжение срабатывания схемы. Например, можно взять стабилитроны на 2.0 — 2.7 Вольта. Точная подстройка порога срабатывания задается резистором R2.

Схема потребляет от батареи около 2 мА, так что ее тоже надо включать после выключателя питания.

Виды зарядных устройств для lipo

Зарядные устройства бывают:

  • Программируемые;
  • Непрограммируемые.

К программируемым относятся «умные» зарядные устройства, в которых есть возможность менять напряжение заряда, разряжать аккумулятор или переводить его в режим хранения, контролировать заряд каждой секции, измерять сопротивление, температуру и так далее.

Они обычно достаточно дорогие, но гарантируют качественный и правильный заряд, а также долговечность аккумулятора за счет правильного заряда, ведь LiPo очень чувствительны к качеству процесса зарядки, но зато не имеют «эффекта памяти». У них есть дисплей, вентилятор охлаждения и много кнопок.

К непрограммируемым относятся простые черные коробочки с несколькими светодиодами и без возможности выбирать режим заряда, тип аккумулятора, напряжение и так далее. Просто подключил и все. Они, как правило, значительно дешевле «умных», но не стоит ожидать от них качественного процесса заряда аккумуляторов. Чаще всего такими заряжают аккумуляторы 1S или 2S для маленьких квадрокоптеров.

Смотрите про коптеры:  Самые мощные квадрокоптеры (фото,цены), купить мощный квадрокоптер с камерой

Если при покупке программируемого ЗУ можно не беспокоиться о возможности заряда различных аккумуляторов по количеству секций — 1S, 2S, 3-6S, то непрограммируемые нужно покупать под конкретные аккумуляторы, будьте внимательны. К тому же «умные» заряжают значительно быстрее, чем простые.

Используем возможности протокола dshot в betaflight

В новых версиях Betaflight вы можете включить пищание моторами тумблером с аппы! Это позволит избавится от отдельной пищалки.

Настройки находятся на вкладке Configuration, в разделе DShot Beacon Configuration.

Эти же настройки можно поменять в консоли (CLI).

set beeper_dshot_beacon_tone = 3
save

Значение можно выбрать в интервале от 0 до 5. Нулевое значение отключает пищалку. Значения 1-5 задают разные интервалы и разную тональность писка. Лично я предпочитаю тон номер 3, его легче услышать.

Есть еще два параметра: RX_SET и RX_LOST — если хотите включать пищалку с аппы, активируйте RX_SET. Если нужно пищать моторами при пропадании сигнала — тогда RX_LOST.

Однако, я не рекомендую использовать RX_LOST. Моторы пищат не очень громко, так что если вы находитесь достаточно далеко чтобы приемник потерял сигнал, то и писк не услышите. Есть серьезные шансы сжечь моторы, если они будут пищать несколько минут или даже часов пока вы ищите коптер.

Чтобы включить пищалку с пульта, просто назначьте режим Beeper на тумблер (на вкладке Modes). Пищалка и моторы зазвучат одновременно.

История изменений

  • Июнь 2020 — первая версия статьи
  • Апрель 2020 — добавлена информация о RX_LOST (я думаю, что эту опцию нужно отключать)

Как выбрать зарядное устройство для lipo

Начнем немного с теории. LiPo — это литий-полимерный аккумулятор, который простым зарядником не зарядить, для него нужен очень точный контроль заряда, и это условие может выполнить только компьютеризированное зарядное устройство.

Какие бывают режимы заряда

В «умном» зарядном устройстве, как правило, есть 4 режима заряда:

  • BALANCE — заряд в режиме балансировки. У каждого аккумулятора есть балансировочный кабель, который дополнительно подключается к ЗУ. Он нужен для контроля уровня заряда каждой секции аккумулятора. Зарядное устройство будет контролировать индивидуально каждую ячейку и выравнивать их до общего уровня. В таком режиме максимально сохраняется срок эксплуатации аккумулятора. Рекомендуется всегда заряжать в этом режиме.
  • CHARGE — простая зарядка без точного контроля уровня заряда каждой секции.
  • FAST CHARGE — ускоренная зарядка без точного контроля уровня заряда каждой секции и всего аккумулятора в целом. Этот режим не рекомендуется, так как такой процесс заряда плохо сказывается на аккумуляторе.
  • DISCHARGE — разряд аккумулятора. Применяется в различных целях, например, если вы не успели отлетать аккумулятор и его нужно разрядить.
  • STORAGE CHARGE — режим хранения. Используется, когда вы долгое время не планируете использовать аккумулятор. Как правило, если вы не собираетесь летать в ближайшие 3 дня, то имеет смысл перевести аккумуляторы в режим хранения. Хотя некоторые советуют переводить в режим хранения, если не будете летать даже 1 день. Для этого, зарядное устройство разряжает или заряжает аккумулятор до 3.8V на одну секцию. В случае с lipo 4S это будет 15.2V.

Какие типы аккумуляторов должны поддерживаться

Поддерживаться должны как минимум LiPo, Ni-MH и Li-Ion. В случае, если вы разрядили аккумулятор ниже допустимого уровня, спасти такой аккумулятор поможет заряд с типом аккумулятора: Как восстановить разряженный Lipo аккумулятор?

Контроль заряда аккумулятора на алиэкспресс — купить онлайн по выгодной цене

Перед покупкой сравните цены на контроль заряда аккумулятора, прочитайте реальные отзывы покупателей, ознакомьтесь с техническими характеристиками.

Закажите контроль заряда аккумулятора онлайн с доставкой по России: товары с пометкой Plus доступны с ускоренной доставкой и улучшенными условиями возврата.

На Алиэкспресс контроль заряда аккумулятора всегда в наличии в большом ассортименте: на площадке представлены как надежные мировые бренды, так и перспективные молодые.

Преимущества «умного» зарядного устройства

  • Экран для вывода всей необходимой информации;
  • Выбор режима зарядка;
  • Выбор типа аккумулятора;
  • Контроль заряда каждой ячейки;
  • Контроль температуры;
  • Защитные функции: выключение по таймеру, контроль температуры, емкости;
  • Возможность измерения сопротивления;
  • Возможность наблюдать за напряжением каждой ячейки аккумулятора в реальном времени;
  • Возможность сохранения профилей настроек для быстрого запуска заряда;
  • Звуковые уведомления (пищалка);
  • Возможность подключения к компьютеру, чтобы управлять процессом заряда через ПК;
  • Возможность обновления ПО через ПК с помощью USB кабеля.

Сага о коптерах, часть 4 / квадро и прочие коптеры / сообщество

Пищим двигателями для быстрого поиска упавшего коптера | RCDetails Blog

Это часть четвертая.

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.

В этой статье я постараюсь описать подбор аккумуляторов для квада, а также всякие мелочи, типа выбора коннекторов и проводов для коптера.
Выбор аккумулятора — еще один очень важный шаг, ошибка в котором ведет к невозможности получить приемлемое время полета, а также, в особо тяжких случаях (как у меня 🙂 — неожиданный краш. Обычно в коптерах используют литий-полимерные аккумуляторы (LiPo), обладающие в настоящий момент наибольшим коэффициентом емкость/масса и при этом приемлемой ценой.
В радио-пультах используют как LiPo аккумуляторы, так и другие, например, литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePo4). Использование последних в пультах — наиболее удачное решение, т.к. данный вид аккумуляторов имеет высокую емкость и, в отличии от LiPo, морозоустойчивость.

Для выбора аккумулятора необходимо сначала выбрать двигатели, регуляторы, пропеллеры и раму, т.к. именно от них будет зависеть:
1. Необходимое напряжение
2. Максимальное энергопотребление

Напряжение аккумулятора
Необходимое напряжение напрямую зависит от выбранных двигателей и регуляторов, т.к. остальные компоненты (полетный контроллер и приемник в минимальном варианте) все равно питаются от отдельных источников (ВЕС). В характеристиках двигателей и регуляторов указывается максимальное напряжение питания.
Для литиевых аккумуляторов напряжение обычно измеряется в количестве банок в батарее. Одна банка (обозначается 1s) литий-полимерного аккумулятора дает примерно 3.7В. Более подробно про все это можно почитать тут.
Для коптеров применяются аккумуляторы от 2s (7.4В), причем для более тяжелых берут с бОльшим напряжением, начиная с 3s (11.1В). Причина тут проста — уменьшить ток, т.к. пиковые токи потребления нескольких мощных двигателей могут потребовать нетривиальных решений в проводке (толстенные и тяжелые провода) и других узлах коптера, а также бешенной токоотдачи аккумуляторов. Я использую 3s, пробовал 4s, но «пожадничал» и купил сразу 5000мАч — он попался очень громоздкий и тяжелый (600грамм!!!), не получилось прикрепить его к коптеру так, чтобы он нигде не выпирал, не мешался и не перевешивал квад в какую-либо сторону. Квад с ним летает как раненая беременная корова, вобщем в итоге от него отказался после пары крашей. На текущий момент оптимальным для себя считаю 3s, 5000мАч, 30С, его вес примерно 350 грамм.
В полете очень важно контролировать напряжение аккумулятора, т.к. при глубокой разрядке можно убить батарею полностью или частично. Для контроля есть несколько способов:
1. Пищалка нацепляемая на балансировочный разъем, — самый дешевый способ. Тут важно услышать сигнал, поэтому на системах FPV практически не применяется. Я использую подобную, наверное, буду делать сам такую с повышенной мощностью пищания.
2. Система телеметрии, передающая на землю полетные параметры в том числе напряжение. Самый лучший, но и самый дорогой способ. Самое то для систем FPV и им подобных. Я заказал вот такой телеметрийный комплект, но он пока еще не пришел. Тут проблема в том, что эту телеметрию еще и выводить куда-то нужно, и анализировать хотя-бы на упавшее напряжение, а еще лучше, чтобы время полетное рассчитывалось автоматом.
3. Система автопосадки коптера, если ее поддерживает пилотный контроллер. Применять нужно с умом, иначе коптер сядет куда-то не туда (в лес, в озеро, кому-то на голову и т.п.). Я у себя ее отключил, т.к. я лучше испорчу батарею, чем потеряю коптер или причиню какой-либо ущерб кому-то.
Обозначения
Токоотдача аккумулятора
Особое внимание при выборе аккумулятора нужно обратить на отдаваемый им ток, который измеряется как произведение коэффициента на емкость аккумулятора и обозначается «C». Т.е. если у вас есть аккумулятор на 2500мАч (2.5Ач) и на нем указан ток 20С, это обозначает, что он может отдавать непрерывно (constant) ток 20*2.5 = 50А до истощения емкости. Также на аккумуляторах обычно указывают пиковый ток — максимальный кратковременно (до 10 сек) отдаваемый ток без разрушения аккумулятора (burst). Если этого параметра на аккумуляторе нет, нужно смотреть его на сайте производителя (продавца).
Подсчитать на какой ток необходимо покупать аккумуляторы для коптера достаточно просто: нужно взять ток потребления двигателя и умножить его на их количество. Для моего коптера ток двигателей 15А, пиковый 18А, их в коптере 4 шт., значит получаем 60А, а в пике — до 72А (кстати, на эти токи подбираются также и регуляторы двигателей). При этом потребление остальных устройств коптера (мозги, приемник) можно не учитывать, т.к. они внесут в эти рассчеты очень небольшое дополнение. Таким образом, получается, что для моего коптера при выборе, например, аккумулятора емкостью 4000мАч, он должен обеспечивать не менее 60А токоотдачи, получаем 60/4=15С, а пиковый ток 72/4=18С. Лучше брать аккумулятор с запасом, особенно в холодное время года. Я брал на 20С, а также на 35С. Так вот, в холодную погоду нормально летать на 20С не получается, т.к. в моменты больших нагрузок (быстрый взлет, например) напряжение просаживается, срабатывает защита и… коптер плавно плюхается в снег где-нибудь далеко в поле. На 35С таких проблем не наблюдается.
Казалось бы — возьми самый могучий аккумулятор и не парься. Ан нет! Тут вступают в силу два других фактора: вес и цена. Правила такие: чем больше «С» — тем больше вес и чем больше «С» — тем больше цена. Вес напрямую влияет на длительность полета, а учитывая, что общий взлетный вес коптера не очень большой, то можно поставить емкий и дорогой аккумулятор, но при этом не останется возможности навесить на коптер что-либо еще, например, камеру и т.п.

Смотрите про коптеры:  Роботы будущего какими они будут?

Подключение
В связи с большими токами и необходимостью обеспечения высокой надежности при подключении аккумуляторов встают вопросы выбора правильных проводов и разъемов. Я с удивлением обнаружил, что у нас купить нужные провода практически нереально. В магазинах моделистов можно купить в очень ограниченном ассортименте и задорого, а в других — их просто нет. О чем я говорю — о мягких многожильных силиконовых проводах. Например, выводы аккумулятора на приведенной выше фотографии как раз из такого провода (чтобы понять о чем я говорю, нужно хотя бы один раз их пощупать и попаять 🙂 Я пробовал применить другие, брал и в автомузыке и в электрике, но это все не то — они жесткие и на морозе не гнутся, вызывая ненужные натяжения и не давая подключить аккумулятор правильно. Кто и где их берет???
Мне пришлось заказывать на ebay, взял всяких диаметров вот у этого продавца, например, для силовых цепей(от аккумулятора к разветвителю на регуляторы двигателей) вот такие.
Провода есть, теперь нужно подумать о разъемах. Их превеликое множество, но для применения в моделях не так и много. Я использовал вот такие.
Пищим двигателями для быстрого поиска упавшего коптера | RCDetails Blog
Все приходящие аккумуляторы сразу снабжаю ими. При выборе обратите внимание на три вещи:
1. Ток, на который рассчитаны разъемы.
2. Надежность соединения — разъем не должен выпасть от вибраций!
3. Возможность легко отсоединить — в поле не очень хочется долго копаться или применять специальный инструмент для отсоединения заупрямившегося разъема.
При запайке всегда используйте разъем «мама» на стороне аккумулятора, так, чтобы на нем не было рядом расположенных оголенных штырей. Это исключает опасность случайно их замкнуть при транспортировке, например, отверткой. Все штыри — со стороны потребителей!
Для подсоединения регуляторов двигателей я применял вот такие разъемы. В принципе, если коптер собирается на металлической раме, все остальные соединения можно припаять — надежнее будет. Для многих моделей рам предусмотрены специальные распределительные платы, к которым припаиваются все провода от регуляторов, мозгов и т.п. Единственные провода с разъемами в таком случае — от аккумулятора. Это, как мне кажется, наиболее правильный вариант как по надежности, так и по эстетике — не люблю, когда торчит все в разные стороны.

Еще пару слов про транспортировку и хранение аккумуляторов. Литиевые аккумуляторы большой емкости требуют бережного обращения, т.к. в случае замыкания, протыкания, перегрева при перезаряде и т.п. могут загореться, а то и взорваться. При этом потушить их крайне проблематично — от воды они только сильнее горят. Поэтому я купил специальный противопожарный пакет (мешок). Рекомендую всем что-либо подобное. Правда, мне попался гигантских размеров, лучше было бы взять несколько поменьше.
В этом вот мешке я и храню и вожу и заряжаю аккумуляторы. Чего и всем желаю 🙂

Пятая часть

Тестер (пищалка) lipo батарей

DYS Lipo battery Voltage Indicator voltmeter

Устройство для измерения напряжения литий-полимерных аккумуляторов — тестер до 8 банок. Помогает предотвратить низкий разряд LiPo аккумуляторов при использовании их с регуляторами оборотов не имеющих отсечку по низкому напряжению для Li-Pol аккумуляторов. В тестере настраивается напряжение, при котором будет издаваться сигнал о низком разряде аккумулятора, настройка по умолчанию 3.3 вольта на одну банку.

Количество поддерживаемых аккумуляторов: 1-8S (3.7V-29.6V)
Точность измерения: ±0.01V
Диапазон измерения (для 1S): 0.5V-4.5V
Общий диапазон измерения: 0.5V-36V
Тестовый режим: 3.7V-30V
Звуковой сигнал для: 2S-8S (7.4V-29.6V)
Диапазон отключения звукового сигнала: 2.7V-3.8V
Вес: около 9 грамм
Тип батарей: LiPo
Длина: около 40 мм
Ширина: около 25 мм
Высота: около 11 мм

Ток заряда

При выборе ЗУ следует учитывать параметр — максимальный ток заряда. Если вы переходили по ссылке выше, то знаете, что аккумуляторы рекомендуется заряжать, учитывая рейтинг 1С, хотя многие современные аккумуляторы позволяют заряжать током по рейтингу 2С, 3С и выше.

Стоит учитывать один важный момент — какой вы подключите к ЗУ блок питания. Блок питания обычно в комплект не входит, так как у всех разные потребности, но иногда продавец предлагает сразу купить вместе с БП. Если он, например, на 2,5 ампера, то заряжать вы сможете аккумуляторы током примерно 1,7А, ведь самому зарядному устройству тоже нужно работать. Если вы будете ставить больше, то ЗУ просто будет выключаться. Учитывайте этот момент.

Кроме рейтинга С, можно ориентироваться и на саму мощность зарядного устройства. Если оно мощностью, скажем, 100W, а заряжать нужно lipo 4S на 16,8V, то сила тока рассчитывается по формуле: 100 16,8 = 5,9A — такова максимальная сила тока, которую сможет выдать зарядник. Но если он разряжен, то сила тока будет выше: 100 14,1 = 7A, и со временем эта цифра будет уменьшаться до 5.9А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector