По каким правилам летит самолёт в России / Хабр

По каким правилам летит самолёт в России / Хабр Лодки
Содержание
  1. приложение. зоны ограничения полетов | гарант
  2. «фары» самолёта
  3. Dji – ведущий производитель дронов/квадрокоптеров для аэросъемки
  4. Updates
  5. Аэропорт в сочи пока открыт
  6. В россии продлили ограничения полетов в южные и центральные регионы страны
  7. Взлёт и набор высоты
  8. Воздушное пространство аэропортов
  9. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в адыгее
  10. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в алтае
  11. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в башкортостане
  12. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в дагестане
  13. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в ингушетии
  14. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в кабардино-балкарии
  15. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в калмыкии
  16. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карачаево-черкесии
  17. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карелии
  18. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в коми
  19. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в марий эл
  20. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в мордовии
  21. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в северной осетии
  22. Другие города
  23. Есть ли еще открытые аэропорты на юге
  24. Запретные зоны для квадрокоптеров — онлайн
  25. Зачем мне/вам это нужно?
  26. Идём на обгон
  27. Интерфейс портала постановки на учет беспилотников
  28. Какие цены на отдых в россии?
  29. Карта аэродромов и приаэродромных территорий : министерство обороны российской федерации
  30. Когда откроют аэропорты на юге россии
  31. Кроме дворца путина, в россии есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. полная карта
  32. Летаем легально в европе (европейском союзе)
  33. Летаем легально в россии
  34. Маршрут построен
  35. Маршруты дальше
  36. Москва
  37. Не нужно при следующих условиях
  38. Нужна ли страховка?
  39. Нужно в остальных случаях
  40. Нужно ли получать разрешение городской администрации?
  41. Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?
  42. Нужно ли получать свидетельство пилота?
  43. Нужно ли регистрировать дроны?
  44. О выезде с парковки
  45. Обновление от 19.02.2023 — пришел ответ от минтранса!
  46. Очередь на спуске
  47. Получение разрешения на полеты бпла через мфц (обновление от 5.04.2023)
  48. Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — в федеральные правила использования воздушного пространства рф
  49. Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — постановление правительства российской федерации от 19.03.2023 № 415 «о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 25 мая 2023 г. № 658»
  50. Приватность
  51. Свершилось! небо открыто для авиамоделистов!! – статьи
  52. Ссылки для постановки на учет
  53. Страхуем дрон?
  54. Тактические полетные карты. аэродромы европейской россии и ближайших стран.
  55. Выводы
  56. Заключение
Смотрите про коптеры:  Пилотаж радиоуправляемой авиамодели — RC wiki

приложение. зоны ограничения полетов | гарант

Окружность радиусом 110 км с центром 554904с 0372625в Примечания:

1. Не распространяется на полеты ВС: литера “А” и “К”;

в целях перехвата ВС – нарушителей;

в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию

помощи при чрезвычайных ситуациях;

по обеспечению деятельности органов Минобороны России, МВД России,

ФСБ России, ФСО России, Росгвардии;

в целях выполнения международных и внутренних воздушных перевозок

в/из аэропортов Москва (Внуково), Москва (Домодедово), Москва

(Шереметьево), Раменское;

государственной, экспериментальной авиации с/на аэродромы Алферьево,

Клин, Кимры (Борки), Кубинка, Ермолино, Остафьево, Чкаловский, Черное,

Киржач, Раменское, Коломна (Коробчеево);

по маршрутам обслуживания воздушного движения от эшелона 1500 м

2. Деятельность по использованию воздушного пространства, не указанная в пункте 1, осуществляется с разрешения регионального межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2023 года и Кубка конфедераций FIFA 2023 года в порядке, определенном межведомственным оперативным штабом по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2023 года и Кубка конфедераций FIFA 2023 года

«фары» самолёта

Когда пассажиры загрузились на борт и двери закрыты, пилоты получают разрешение на запуск двигателя и начинают делать много разных важных вещей. Мы эту часть пока пропустим, хотя там много интересного. Пока остановимся на огнях, потому что по ним можно визуально заметить самолёт.

Есть три обязательных огня на самолёте. Это навигационные огни: красный (1), зелёный (2) и белый маячок (3), который обеспечивает видимость самолёта и служит защитой против столкновений.

Красный и зелёный используются, чтобы определить, в какую сторону вообще летит самолёт. Красный всегда слева относительно пилота, зелёный — всегда справа (если смотреть на самолёт перед собой, то, соответственно, наоборот).

Пилоты тоже люди, поэтому поначалу используют кучу мнемонических правил, чтобы всё запомнить, включая расположение огней. Например, в самолётах, где два пилота, командир воздушного судна всегда сидит слева, а второй пилот — справа. Считаем это заранее известным фактом. Присказка примерно такая: красный, как нос капитана, маячок — всегда слева, зелёный, как второй пилот, — всегда справа.

Ещё на самолёте есть стробоскопы. Они чисто для того, чтобы самолёт был виднее в небе. Их обычно видно из иллюминатора. Есть передние поворотные огни — они используются на рулёжке, чтобы было видно, куда едешь. Ну и посадочные фары. Забавно, что их используют не только при ночной посадке: днём их включают, чтобы распугивать птиц.

Попадаются даже орлы — с ними разговор особый. Старшие пилоты младшим всегда рассказывают, что, если видишь орла, который тебя пытается атаковать, не пытайся увернуться. Орлы до последнего момента идут в бой. Потом видят, насколько самолёт больше, пугаются и сами как-то очень аккуратно и лихо сваливают.

Отдельно про освещение крыльев и хвоста судна. Это делается для общей безопасности, так как работает принцип: чем больше светится самолет, тем безопаснее. Ещё хвост освещают для рекламы — именно там обычно рисуют эмблему авиакомпании.

Dji – ведущий производитель дронов/квадрокоптеров для аэросъемки

DJI’s GEO System delineates where it is safe to fly, where flight may raise concerns, and where flight is restricted. GEO zones that prohibit flight are implemented around locations such as airports, power plants, and prisons. They are also implemented temporarily around major stadium events, forest fires, or other emergency situations. Certain GEO zones don’t prohibit flight, but do trigger warnings that inform users of potential risks.

By default, GEO limits flights into or taking off within zones that raise safety or security concerns. If a flight within one of these locations has been authorized, GEO allows users with verified DJI accounts to temporarily unlock or self-authorize their flights. This unlock function is not available for sensitive national-security locations.

Updates

16.03.2023:

Аэропорт в сочи пока открыт


Не все южные аэропорты России закрыты — среди них и аэропорт в Сочи (Адлер), который ежегодно посещает около 4 миллионов туристов.

В россии продлили ограничения полетов в южные и центральные регионы страны

В России до 12 июня 03:45 по московскому времени продлили режим временного ограничения полетов в аэропорты юга и центральной части страны. Об этом сообщается на сайтеРосавиации.

Список закрытых 11 аэропортов не изменился, в него включены авиагавани Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Остальные аэропорты страны работают штатно.

Как и прежде, российским авиакомпаниям рекомендовано организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, используя региональные аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы.

24 февраля президент России Владимир Путин объявил о проведении специальной военной операции на Украине. В этот же день Росавиация ввела ограничения на полеты из ряда аэропортов на юге России.

Взлёт и набор высоты

После фактического взлёта с полосы пилот начинает набирать высоту. Это происходит ровно по схеме, указанной в сборнике правил. Для каждого аэродрома есть своя схема вылета. Наверное, замечали, что самолёт, когда взлетает, обычно потом делает какой-нибудь нехилый крен и уходит в сторону.

Это часть круга полётов аэропорта. Он есть у каждого аэропорта. Хотя на самом деле не круг, а очень даже прямоугольник. В чём суть? Среди стандартных маршрутов самолёта — взлёт, четыре разворота и посадка. Так обычно практикуются учащиеся пилоты. Они получают разрешение на взлёт, летят четыре разворота, просят разрешение, например, на конвейер, касаются колесом взлётно-посадочной полосы и опять летят делать четыре разворота. И так, пока не научатся летать.

Воздушное пространство аэропортов

  • Некоммерческие фотосессии
  • Коммерческие сессии
  • Некоммерческие исследования (частные аэропорты)
  • коммерческие фотосессии (частные аэропорты)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в адыгее

Карта запретных территории в Москве и области здесь

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в алтае

Вес дрона, особенно современного аппарата с хорошим видеооборудованием достигает 10 килограмм, вы их можете часто увидеть на праздниках города, всевозможных концертах и мероприятиях. Несложно представить какие последствия может нанести квадрокоптер в неумелых руках новичка или даже в руках опытного пилота, если аппарат завис или потерял связь.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в башкортостане

Немного полезной информации

Пилот квадрокоптера в настоящее время, как и водитель автомобиля, является владельцем источника повышенной опасности, это связано прежде всего с лопастями винтов, вращающихся с большой скоростью, даже если они защищены пластиковым ободом, под определенным углом полета лопасти могут соприкоснуться с окружающим миром.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в дагестане

С начала 2023 года в центральной части России поступило более 150 заявлений в полицию на владельцев квадрокоптеров по факту увечья людей (чаще детей) и животных. Зафиксированы случаи, когда лопастями даже небольшого дрона человеку человека лишали зрения из-за масштабного повреждения глазного яблока.

Все прекрасно могут себе представить вероятность такого случая на улице, а в сети Интернет вы найдете огромное количества видеороликов, когда дроны врезаются в головы, плечи людей. Достаточно внезапно повернуть голову при столкновении с дроном и инвалидность практически гарантирована.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в ингушетии

В связи с этим, правительство РФ с середины 2023 года обязало всех владельцев дронов пройти государственную регистрацию и получить индивидуальный номер и чип. Подробнее здесь …

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в кабардино-балкарии

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Чем рискует владелец и (или) пилот квадрокоптера при полете на запретной территории:

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в калмыкии

1.Изъятие и (или) уничтожение летательного аппарата.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карачаево-черкесии

2.Привлечение к административной ответственности (размер штрафа зафисит от ситуации)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карелии

3.Реальное отбытие наказания в местах лишения свободы (если у вас течет условное осуждение)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в коми

4.Взыскание ущерба, который был причинен дроном (повреждение антенн на крыше жилого дома или повреждение двигателя самолета, если квадрокоптер летел у аэропорта или взлетной полосы)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в марий эл

5.Возможное увольнение (если вы работаете на государственной службе)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в мордовии

6.Лишение специального права (если вы им обладали до инцендента)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в северной осетии

7.Если вы не достигли 16 / 18 лет, вся ответственность переходит на ваших родителей.

Другие города

Оформляются по аналогии с Москвой, только подавать зачастую сильно проще (у меня по электронной почте всё принимали и давали ответ). Шаблон точно такой же как и для Москвы (только получателем указывайте администрацию вашего города). Вот пример заявления. Прежде чем посылать – позвоните в администрацию вашего города (в отдел безопасности) и уточните правильный адрес.

Есть ли еще открытые аэропорты на юге

Помимо сочинского аэропорта, авиакомпаниям рекомендовано пользоваться в качестве альтернативы авиаузлами Волгограда, Сочи, Ставрополя, Минеральных Вод, ну и , конечно, Москвы и Санкт-Петербурга.

Покажем на карте  все работающие и неработающие аэропорты, расположенные на юге России (на 13 мая 2023 года):

Т.е. несмотря на то, что многие южные аэропорты закрыты, тем не менее до многих курортов Черного моря можно добраться с пересадками (сначала на самолете, затем на поезде или автобусе).


И все-таки, на данный момент самым простым способом добраться до большинства черноморских курортов остается автомобиль и поезд.

Запретные зоны для квадрокоптеров — онлайн

Геосистема DJI определяет, где безопасно летать, где полет может быть затруднен и где полет ограничен. Вокруг таких объектов, как аэропорты, электростанции и тюрьмы, установлены бесполетные зоны. Они также временно используются вокруг крупных стадионов, лесных пожаров или других чрезвычайных ситуаций.

По умолчанию ГНЗ ограничивает полеты или взлеты в районах, представляющих угрозу безопасности. Если полет в одном из этих мест был санкционирован, GEO позволяет пользователям с верифицированными учетными записями DJI временно разблокировать или разрешить свои полеты. Эта функция разблокировки недоступна для чувствительных объектов национальной безопасности.

Карта Онлайн

Зачем мне/вам это нужно?

В детстве практически каждый из нас ходил в кружки моделирования и пытался строить свои радиоуправляемые модели. Скажу сразу, ни одну управляемую модель я так и не собрал, хотя ракеты мои летали исправно и даже приземлялись на парашюте (“Илон, трепещи!”). Довольно много прочитал про это, но нелёгкая увела в сторону ИТ и моделирование забросил.

Лет 5 назад мне подарили дрон, ноунейм дрон. Это была очень простая копия DJI Phantom 1, которая не умела держать высоту, летать против ветра и снимать лучше кнопочного телефона 2002 года. В общем, один раз запустили, у него сели батарейки, да и больше не было желания к нему прикасаться. Зато вновь появился интерес к радиоуправляемым моделям (дронам).

Дальше мне подарили DJI Spark – мой первый нормальный дрон, который умел снимать вот так

@WondeRu. Карелия, 2023. DJI Spark.
@WondeRu. Карелия, 2023. DJI Spark.

В принципе, отличная модель, хорошо снимает, но для меня это не главное – хочется подольше полетать, а Spark не позволяет летать более 10 минут. Поэтому решил поменять на что-то посерьезнее, выбор пал на DJI Mavic Air 2.

Новый дрон материализовался в результате совместных просмотров обзоров с супругой. Она не выдержала информационного потока, поддалась рекламе (я же на неё не ведусь) и подарила Mavic Air 2 на день рождения.

Здорово, но теперь взлетная масса моего дрона превышает 250 грамм, а на это практически во всех странах существуют запреты. Я не проверял на себе, но насколько я понимаю, если на голову упадет дрон массой 0.5 кг то, в зависимости от скорости, он вполне может проломить череп. Отсюда и запреты. Есть вариант по-партизански взлетать из кустов, чтобы не нарваться на штраф, но проще зарегистрировать.

Внимание: учтите, что с зарегистрированным дроном снимать “острые” репортажи уже не получится – ибо застрявший или посаженный дрон тут же приведёт к владельцу. Также вы не избегаете ответственности, если кого-то покалечите или поцарапаете чужой Mercedes Geländewagen.

Идём на обгон

Да-да. В небе тоже совершают обгон. Конечно, не в случае с высшими эшелонами в воздушном пространстве класса А, где летают пассажирские боинги, — они тоже могут ходить на обгон, но там всё через диспетчера.

Вообще, обгон и объезд любых препятствий в воздухе производится уходом судна вправо. Всегда вправо. Нужно отклониться на 30 градусов, отлететь на безопасное расстояние не менее 200 метров и только тогда идти на обгон. Как и везде в моих упрощениях, есть куча условий и деталей, зависящих от обстоятельств, — процедура сложная, но вот эта часть в ней главная.

Со «встречкой» в воздухе та же история. Опять же, это применимо только к визуальным полётам, то есть когда нет диспетчера, нет эшелонирования. Если вдруг оказались в воздухе и видите впереди летящий самолёт с сигнальными огнями, наоборот, уводите самолёт вправо. Тот самолёт тоже вас видит и точно так же уйдёт вправо. В итоге вы радостно расходитесь.

На перекрёстке всё по-другому. Тут нельзя остановиться, когда видишь помеху справа. Поэтому, если пилот видит самолёт справа, он набирает высоту. Если самолет идёт слева, он снижается. Помним: в небе у нас самое настоящее 3D-пространство.

Интерфейс портала постановки на учет беспилотников

Вот так выглядит личный кабинет:

Во вкладке Производитель очень много наименований:

Страна производителя подставляется автоматически в зависимости от выбора бренда:

Также автоматически вставляется взлетная масса:

И самое главное, можно зарегистрировать самосборный квадрокоптер, выбрав вкладку Собственного производства и гоночный квадрокоптер. Там тоже множество наименований, можно выбрать более подходящий, если вы собираете другую авиамодель:

Какие цены на отдых в россии?

Узнать актуальные цены на отдых в России можно на ведущих сайтах по подбору выгодных туров, экскурсий и авиабилетов.

Карта аэродромов и приаэродромных территорий : министерство обороны российской федерации

Карта сайтаRSSYoutubeRutubeVKontakteOdnoklassnikiTelegram

Русский  |  English  |  Français  |  Español  |  العربيةДля слабовидящих  |  PDA  |  WAP

Когда откроют аэропорты на юге россии


Запрет на полеты на юг России продлили уже в 16-й раз подряд и в общей сложности он действует более трех месяцев (с 24 февраля 2023 года).

Кроме дворца путина, в россии есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. полная карта

На сайте radiocopter.ru опубликована полная карта запретных зон для полетов квадрокоптеров в России. Зоны обозначает и регламентирует приказ Минтранса РФ. На это обратил внимание физик Дмитрий Горчаков после просмотра фильма-расследования Фонда борьбы с коррупцией (признан Минюстом иностранным агентом) «Дворец для Путина. История большой взятки». Его авторы утверждают, что «с воздуха ко дворцу тоже не подобраться», поскольку «над ним — официальная бесполетная зона».

«Сайт подписан как перечень запретных зон для квадрокоптеров, но, насколько я понимаю, приказ Минтранса различий для воздушных судов не делает, и квадрокоптеры — это просто наиболее актуальная тема для подобного сайта. Пилоты и так эти зоны знают, им общедоступные сайты не нужны», — написал Горчаков в Facebook.

Над территорией Свердловской области также есть зоны, над которыми запрещено летать квадрокоптерам:

  • К «запрещенным полетным зонам» относятся территории Белоярской АЭС, закрытого города Новоуральск и закрытого поселка Уральский.
  • К «зонам повышенного внимания» — танковый полигон 32-го военного городка, арсенал главного ракетно-артиллерийского управления (возле поселка Кедровка), территория над Висимским заповедником, полигон Нижнетагильского института испытания металлов и др.
  • Коммерческие и некоммерческие съемки запрещены в воздушных пространствах аэропорта Кольцово и аэродрома Балтым.

Полная карта запретных для полетов зон России — ЗДЕСЬ. Всего их около 300.

Фонд борьбы с коррупцией признана в РФ организацией, выполняющей функции иностранного агента

Фонд борьбы с коррупцией признана в РФ экстремистской организацией

Летаем легально в европе (европейском союзе)

Мне нравилось (до пандемии) путешествовать по Европе и почти “заштриховал” её всю, есть что посмотреть и поснимать с воздуха.

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) делит дроны на 3 категории:

  1. OPEN – взлетная масса до 25 кг, высота не более 120м, можно использовать только, если дрон в прямой видимости, не летает над людьми и их не перевозит, также нельзя перевозить опасные грузы

  2. SPECIFIC – если взлетная масса более 25 кг или вы летаете выше 120м или не в прямой видимости.

  3. CERTIFIED – можно летать над людьми, можно перевозить людей, можно перевозить опасные грузы.

Существуют еще дроны, которые не поддаются категоризации EASA: например, полицейские или дроны для помещений.

Будем сдавать на OPEN категорию, хотя, DJI Mavic Air 2 и провоцирует летать выше 120 м и за горизонтом. Недолгий гуглёж показывает, что проще всего сдавать бесплатный онлайн экзамен на сайте. Предварительно вы там еще зарегистрируетесь в качестве оператора дрона и загрузите скан своего паспорта.

На подготовку мне потребовалось всего 2 часа и пару попыток на сдачу экзамена. Была одна загвоздка: сайт на немецком языке, который я не знаю совсем, но Google Translate сносно переводит на английский, поэтому проблем с подготовкой не возникло. На экзамене ожидал приятный сюрприз: можно сдавать не только на немецком, но и на английском. На выходе вы получаете такой сертификат.

Насколько я понял немецкий: сертификат действует на территории всего Европейского союза и даже Великобритании. На всякий случай, распечатайте его и положите рядом с дроном, а также сохраните PDF во все возможные дропбоксы. Главное требование: QR код должен четко читаться на случай проверки.

Летаем легально в россии

Сдавать экзамен в России пока не нужно, но сам дрон, если он тяжелее 250 грамм, следует зарегистрировать в Росавиации. Если раньше на дроны распространялись правила, как для пилотируемой авиации, то, к счастью, законодатели это исправили и сейчас не требуют разрешения на каждый вылет, только необходимо сверяться с картами разрешенных/запрещенных зон.

Но основные правила все равно нужно соблюдать, а это: не выше 150 метров, в прямой видимости и не над головами людей (помните, что чем выше и быстрее ваш дрон, то тем дальше по горизонтали вам нужно от них держаться – неисправный дрон имеет привычку падать по параболе, набирая скорость).

Итак, с 2023 года зарегистрировать дрон можно за 10 дней через Госуслуги, приложив лишь его фотографию. На портале услуга называется “Внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных и формирование учетной записи и учетного номера”. В прошлом вам нужно было фотографировать, проявлять печатать фотографии и отправлять в аналоговом конверте.

В заявке нужно будет указать серийный номер и модель устройства. Я под батарейкой насчитал 4 различных номера, которые могли бы быть серийниками, но гугл спас и в этом случае (на всякий случай: на DJI Mavic Air 2 серийный номер указан в батарейном отсеке справа от штрихкода в две строчки).

После получения учетного номера его следует разместить на корме и на ногах квадрокоптера. Допускается нанесение с помощью краски, маркера, эмбоссинга или наклейки (я за этот вариант). Причем, номер нужно указать как минимум в трех местах на случай разрушения аппарата.

Всё, поздравляю, теперь вы легальный водитель/лётчик/оператор дрона на территории РФ!

Маршрут построен

После набора высоты самолёт летит строго по маршруту. Маршрут полёта выглядит примерно так:

UUWW UM4D UM DCT AR DCT OBELU B239 AJ R369 DB B964 LUKIR LUKI1A ULLI

За кодами скрывается следующая информация:UUWW — международный код аэропорта Внуково;UM4D — обозначение маршрута вылета (SID);UM — приводная радиостанция «Ивановское»;DCT — «прямо на»;AR — приводная радиостанция «Бужарово»;DCT — «прямо на»;

OBELU — обозначение точки;B239 — обозначение трассы;AJ — приводная радиостанция «Старица»;R369 — обозначение трассы;DB — приводная радиостанция «Починок»;LUKIR — обозначение точки;LUKI1A — обозначение маршрута прибытия;ULLI — международный аэропорт Пулково.

Для одного и того же рейса (то есть из точки А в точку Б) маршрут может быть разным. Перед полётом пилот или другой специально обученный человек смотрит на направление ветра, погодные условия и закрытые зоны и выбирает, с какими поворотными пунктами полетит самолёт.

Вся последовательность пунктов кодируется в аналогичную страшную строку. Приходя на каждый поворотный пункт, пилот докладывает соответствующему диспетчеру, куда он летит дальше. И так, короткими перебежками от одной точки к другой, самолёт приходит на целевой аэродром.

Маршруты дальше

Теперь разница между воздушными трассами и местными воздушными линиями. Они всегда работают, на них всегда класс пространства А. Это история про большие пассажирские самолёты. Для других есть местные воздушные линии. Пришёл диспетчер обслуживать местную воздушную линию — бамс, и она появилась. Ушёл — и нет никакой линии. Удобно.


Воздушных авиалиний очень много. Выше показано, как они выглядят на карте. Светлые — местные.

Воздушное пространство трёхмерное, делится на кучу зон, районов, маршрутов, ограниченных и запрещённых зон. Здесь царь и бог — Единая система организации воздушного движения. Все нормы, описанные в тексте, придумали они. Им подчиняются все диспетчеры, и все карты строятся в соответствии с тем, что они говорят.

На территории России никто им не указ. Стоит самолёту пересечь границу — он попадает в юрисдикцию другой такой же службы организации воздушного движения. Но мы дальше будем говорить про ОрВД РФ.

Москва

Заявку нужно подавать в бумажном виде, в «департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города Москвы». Можно либо почтой направить документы, либо заехать к ним и оставить на проходной в специальном ящике (к ним самим пройти не пускают).

Разрешение оформляется в течение 2-х месяцев, сроком на 1 год (скорее всего будет 1-2 формальных правки, но в итоге всё оформят).

Из подводных камней – у меня запрашивали свидетельство пилота, которое на самом деле оказалось не нужным, вместо него я получил разъяснение из росавиации (ниже будет про это пункт).

Шаблон запроса и информация доступны на их сайте.

Особенности заполнения:

Не нужно при следующих условиях

Если вы летаете на высотах до 150 метров от земли, в светлое время суток, вне запретных / диспетчерских зон – разрешение на использование воздушного пространства получать не нужно.

Нужна ли страховка?

Если планируете летать легально в населенных пунктах – нужна. Без неё вам не получить разрешение местной администрации.

Сейчас уже много страховых компаний оформляют страховки на дроны. Стоимость ущерба можете прикинуть и выбрать самостоятельно. На практике чтобы нанести хотя бы средние повреждения надо очень сильно постараться (то есть явно разогнаться до 100-150 км/ч и направить дрон на объект). Случайные падения небольшого дрона в большинстве случаев ничего никому не повредят.

Нужно в остальных случаях

Если вы хотите подниматься более чем на 150 метров или летать в запретных зонах – нужно устанавливать временный режим.

Установка временного режима – это способ получить часть воздушного пространство в единоличное пользование. Тот кто установил временный режим – пользуется пространством, а остальные (включая самолеты и другие БПЛА) туда залетать не могут.

На практике рядом с Москвой выдают разрешение примерно до 400 метров, выше 400 метров в принципе тоже выдают, но вначале требуют разрешение от Минобороны на ведение фотосъемок. Если летать подальше от крупных городов – получить разрешение на любую высоту обычно не составляет проблем.

Для установки временного режима – нужно найти контакты ближайшего центра ЕС ОрВД (они отвечают за использование воздушного пространства), позвонить им, узнать куда посылать заявки на установку временного режима (как правило это e-mail), затем правильно оформить заявку и отправить им.

Нужно ли получать разрешение городской администрации?

Если вы летаете вне границ населенного пункта – разрешения администрации получать не нужно. Во всех остальных случаях – разрешение нужно, независимо от веса дрона.

Чтобы получить разрешение – нужно подать заявление с указанием мест где планируете летать. К заявлению прикрепить копию документа о регистрации дрона, копию страховки и копию паспорта.

Регламентировано документом: Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (минтранс).

Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?

Если вы ведете съемку – то нужно (независимо от высоты / размеров дрона). Если просто летаете ничего не снимая – то не нужно.

Для Москвы – разрешение от Минобороны за вас получит “департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города москвы”, дополнительно ничего оформлять не нужно.

Для остальных мест – нужно звонить в Минобороны, узнавать контакты ближайшего отдела который занимается выдачей разрешений и направлять туда запрос в бумажном виде.

Это тот пункт на который обычно забивают вообще все. Если вы не снимаете дачу коррупционера или готовящееся вторжение – вы никому не интересны.

Более детально текущее законодательство разбирается в этом видео – если вкратце – физическим лицам на сегодняшний день получить разрешения на видеосъемку с дрона вообще не возможно. Вот разъяснения различных органов в ответ на запросы.

Нужно ли получать свидетельство пилота?

В настоящий момент – лицензия пилота для управления БПЛА не требуется. Любые требования любых органов на наличие каких-либо сертификатов – не законны. 

Любые школы которые готовят / учат пилотов дронов (коптеров) и выдают сертификаты – выдают вам бумажку которая не имеет никакой юридически значимой силы.

В настоящий момент вы можете управлять любыми дронами, заниматься коммерческой деятельностью и подобным без каких-либо сертификатов и обучений.

На момент написание статьи – ничем не регламентировано. Вот официальное разъяснение от минтранса и росавиации в ответ на мой запрос.

Нужно ли регистрировать дроны?

Если у вас дрон весом больше 150 грамм – его нужно зарегистрировать (а точнее – поставить на учет). Сделать это можно через госуслуги. Процедура работающая, занимает примерно 3-5 дней. Нужно прислать номер дрона (для самосборного – придумать самому) и его фото.

В итоге вы получите учётный номер. Его надо нанести на дрон (подписать маркером / приклеить наклейку).

Постановка на учёт дрона регулируется постановлением правительства РФ от 25 мая 2023 года № 658.

О выезде с парковки

После включения двигателя и освещения пилот запрашивает разрешение на руление.

По бокам от рулёжных дорожек можно увидеть такие буквы:

Что они говорят? Все рулёжки обозначаются жёлтыми буквами на чёрном фоне. А если видите чёрную букву на жёлтом, значит, там перекресток рулёжных дорожек и самолёт может свернуть на другую дорожку в том направлении, куда показывает стрелка. Комбинацию выше можно прочесть как «сейчас вы находитесь на рулёжке А, но если повернёте налево, то попадёте на рулёжку С».

Рулёжка торжественно заканчивается двойной сплошной. Она говорит, что здесь надо остановиться и получить разрешение и дальнейшие инструкции. А прерывистая двойная говорит, что можно и нужно ехать вперёд. В одно направление можно, в другое — нельзя.

Что здесь ещё можно увидеть. Вот числа 30–12. Это обозначение взлётно-посадочной полосы. Знак говорит, что вы сейчас будете пересекать полосу 30–12. Все ВПП на самом деле имеют два направления, то есть можно взлетать в обе стороны. Поэтому у каждой стороны взлёта есть своё направление на магнитный курс.

Цифра — значения магнитного курса. Только на самом деле это не 30–12, а 300–120 (значение угла относительно севера округляется до десятков и обрубается). Заметьте, что между 120 и 300 ровно 180 градусов — в названии полос всегда будет это различие. Например, полоса 07–25 — 250 минус 70 будет ровно 180.

Обновление от 19.02.2023 — пришел ответ от минтранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Очередь на спуске

На подлёте может возникнуть «очередь», поэтому есть несколько моментов, влияющих на приоритет посадки. Например, есть на борту пассажиры или нет, летите вы ниже, чем другой самолёт, или нет. Но самый главный приоритет на посадке у того, кто подаёт сигнал бедствия.

Если у самолёта есть транспондер, то он автоматически передаёт информацию о своём статусе на землю. У телефонного способа связи есть аналог сигнала SOS — сигнал MAYDAY. Фраза представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского m’aidez — сокращённый вариант фразы venez m’aider («придите мне на помощь», «помогите мне»)

Когда самолёт терпит бедствие и диспетчер об этом узнал, судно может садиться как хочет. Не заходя на круг и не по трассе. Как удобнее сесть, чтобы не убиться, так он садиться и будет. В этой ситуации задача диспетчера — разогнать от него все остальные самолёты.

Причём, когда снижается самолёт, передающий MAYDAY, на аэродром вызывают полицию, скорую, пожарную и МЧСников — весь комплект. Поэтому если пилот решит дать такой сигнал, просто чтобы побыстрее сесть, то потом будет платить немаленький штраф за ложный вызов всей спасательной гвардии.

Если же всё проходит мирно и самолёт садится по стандартной схеме, то сигнальщики быстро его паркуют. И вы снова услышите фразу «Спасибо, что воспользовались услугами нашей авиакомпании».

Получение разрешения на полеты бпла через мфц (обновление от 5.04.2023)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — в федеральные правила использования воздушного пространства рф

Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!

Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — постановление правительства российской федерации от 19.03.2023 № 415 «о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 25 мая 2023 г. № 658»

Правительство внесло изменения в законопроект, теперь минимальная взлетная масса дрона, который необходимо ставить на учет, должна быть не более 0.15 кг или 150 грамм. Напомним, ранее вес начинался с 250 грамм до 30 кг. Дроны, весом от 250 грамм до 30 кг необходимо ставить на учет на основании закона!

Приватность

Не забывайте, что летать нужно, не нарушая личное пространство людей, не вовлеченных в полёт. Постарайтесь, чтобы в ваш объектив не попадали:

Если в России это еще как-то не особо отрегулировано, но в ЕС вас ждёт GDPR в полной красе с огромными штрафами, поэтому осторожнее.

Свершилось! небо открыто для авиамоделистов!! – статьи

Свершилось! НЕБО открыто для авиамоделистов!!

…Именно так хотелось начать эту статью об изменениях в Федеральные Авиационные Правила (ФАП) вносимые постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2020 года и вместо карты мест, где летать у нас в Свердловской области и Екатеринбурге МОЖНО, мы подготовили новую карту, где желтым цветом отмечены только те места, в которых для полетов на авиамоделях необходимо получать разрешение на ИВП и выполнять все остальные формальности, подробно описанные в статье «КАК ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА (ИВП)»

область

 В пригородах Екатеринбурга много мест для свободных полетов

пригород

 А в самом Екатеринбурге, только мкр. Академический и ближние к аэропорту Кольцово районы, попадают в зону “ограниченно разрешенных полетов”.

ЕКБ

Но, при внимательном изучении документов, приходит понимание, что ситуация несколько сложнее. Разберемся подробно:

Если раньше для ЛЮБЫХ полетов на «беспилотном воздушном судне» существовал РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ порядок использования воздушного пространства (ИВП), т.е. для полетов в любом месте, на любой модели, на любой высоте необходимо было устанавливать Местный/Временный режим, подавать план полета, сообщать диспетчерам о начале полетов, то сейчас введено определение

“визуальный полет беспилотного воздушного судна” – полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном;

а в пункт 52 ФАП, предписывающий необходимость плана полета и разрешения на ИВП для беспилотников, введен долгожданный подпункт 52(1):

52(1). Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности

В переводе с юридического на русский это означает: можно летать на авиамоделях до высоты 150 метров без получения разрешения на ИВП.

Для законных полетов в полях не надо НИЧЕГО, а в населенных пунктах, если взлетный вес модели больше 250гр., необходимо получать только разрешение администрации. Разрешение администрации можно получить сразу на несколько лет, сообщать о каждом полете не надо – законно летать стало гораздо проще!

В то же время осталось ограничение:

а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;

б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

 Диспетчерские зоны аэропортов отмечены желтым на карте, “контрольные точки неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок”  и запретные зоны можно посмотреть на сайте https://fpln.ru/ 

Для людей, летающих на “классических авиамоделях” – моделях самолетов и вертолетов, эти поправки, фактически, снимают все проблемы с законными полетами – в любом случае для полетов используется поле подальше от людей.

А вот для пилотов гоночных квадрокоптеров и видеооператоров, использующих “фантики” и “мавики” как летающий штатив, всё гораздо сложнее. Пока нет правоприменительной практики, никто не может точно сказать, считается ли “визуальным полетом” полет по ФПВ “близко и низко”: с одной стороны, пилот не видит модель, т.к. смотрит в очки/монитор на изображение с камеры, установленной на модели; с другой стороны, весь полет проходит в пределах прямой видимости. 

Никто не может сказать что такое “воздушное пространство над местами проведения публичных мероприятий” – на высоте три метра над людьми нельзя летать? три километра? на удалении  5 метров? 5 километров? от центра площадки? от крайнего зрителя публичного мероприятия?

Вопросов остается еще немало, но уже ясно главное: законно летать стало гораздо проще!

Ссылки для постановки на учет

В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в комментариях.

Страхуем дрон?

Если в России страховка для дрона необязательна, то в ЕС – это священная обязанность. Вы должны застраховать дрон на случай причинения ущерба третьим лицам.

ОСАГО для дрона я нашел в нескольких местных крупных страховых компаниях. Уверен, вы их сами найдете в поисковике. Годовая стоимость страховки варьируется от 2 до 10 тысяч рублей, в ней вы должны указать устройство, его серийный номер, а также всех “пилотов” дрона.

Для себя страховку я купил, но она действует только при соблюдении разрешенной зоны полетов, 150 метров и т.п, и, надеюсь, не понадобится.

Тактические полетные карты. аэродромы европейской россии и ближайших стран.

Тактические полетные карты (Tactical pilotage chart) масштабом 1:500000 (в 1 см. 5 км.) для Европейской части России, Украины, Беларуси, Молдовы, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Румынии, Болгарии, Северной Турции, Грузии, Восточного Казахстана, Северной Армении и Азербайджана, а также части Узбекистана и Туркменистана. Карты составлены до 1988 года и исправлены по 1999-2003 годы. Производство U.S. Defense Mapping Agency Aerospace Center (Центр аэронавигационных изданий картографического управления Министерства Обороны США).

На карте показаны различные типы аэродромов (включая заброшенные и не гражданского назначения), высотные строения (включая вышки и линии электропередач, башни, высотные дома, монументы, радио и телевышки и т.д.) с указанием высоты над уровнем моря и над поверхностью.

Другие части карты: Зауралье и Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Приморье, Дальний Восток, Крайний север Европейской части России, Крайний север Азиатской части России.

Не использовать для навигации!

Условные обозначения

По каким правилам летит самолёт в России / Хабр

Выводы

Процесс по прежнему забюрократизирован, но с учетом изменений 2020-го года всё стало проще.

Летать легально (ну почти) можно, и не сильно напряжно – согласовывать каждый вылет уже не надо.

Если вы летаете в парках или не сильно людных местах – вы никому не нужны.

Но если вы находитесь в центре города и хотите летать без опасения получить штраф (в районе 30 000 р.) – лучше получить все необходимые разрешения.

Заключение

Буду рад, если поделитесь своим опытом легализации дронов в различных странах, а также поправите неточности, если найдете.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий