Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Содержание
  1. Собираем самодельный квадрокоптер
  2. HobbyKing KK
  3. MultiWii Lite V1
  4. MultiWii 328P
  5. Регуляторы оборотов для квадрокоптеров и мультироторных летательных аппаратов
  6. Turnigy Multistar 2216-800Kv
  7. Самая свежая информация о законе БПЛА обновлена 22 марта 2023 года.
  8. Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — Постановление Правительства Российской Федерации от 19. 2023 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658»
  9. Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ
  10. Текстовая выдержка
  11. Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5. 2023)
  12. Обновление от 19. 2023 — Пришел ответ от МинТранса!
  13. Ссылки для постановки на учет
  14. Интерфейс портала постановки на учет беспилотников
  15. Изменения в законах о БПЛА от 28 июля 2019
  16. Уведомление о постановке на учет беспилотного воздушного судна

Собираем самодельный квадрокоптер

Сделать самодельный квадрокоптер своими руками не сложно. Это гораздо проще, чем, к примеру, сделать самодельную авиамодель или радиоуправляемый вертолет.

Основа самодельного квадрокоптера – это рама. Ее можно купить готовую или сделать своими руками.

Самый простой вариант – купить готовую раму.

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Рама Hobbyking X525 V3

Габариты: 600 мм

Материалы:
Ноги и центр. часть: текстолит
Лучи: алюминий

Цена: 550 рублей

Преимущество готовой рамы над самодельными в том, что все уже подготовлено для установки электроники и не надо искать материалы для изготовления. Впрочем, раму для самодельного квадрокоптера можно сделать своими руками из практически любых материалов.

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Вот, к примеру, квадрик изготовленный из линеек и пеноплекса (пенопластовый утеплитель).

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

А этот самодельный квадрокоптер сделан из пластиковых труб для водопровода.

Причем, такие самодельные квадрокоптеры летают ничуть не хуже заводских!

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Если вы хотите сделать красивый и оригинальный квадрокоптер – то смотрите эту статью. В ней вы найдете чертежи квадрокптера как на фотографии выше и подборку электроники для него.

Но рама в четырех моторных агрегатах – не главное! Главное в них это мозги – плата управления с гироскопами, магнитометром и бародатчиком.

Давайте посмотрим, какую плату можно поставить на квадрокоптер сделанный своими руками.

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

HobbyKing KK

Это самая дешевая и простая плата управления квадрокоптером. На ней установлены только 3 гироскопа. На самодельный квадрокоптер такую ставить можно только в случае если не планируются полеты с помощью камеры (FPV полеты) и только в случае максимального удешевления квадрика. Такие (или подобные ей) платы ставят на квадрокоптеры-игрушки или дешевые квадрокоптеры на Ebay. Для настройки квадрокоптера придется докупить ISP программатор.

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

MultiWii Lite V1

MPU6050 6-ти осевой гироскоп

Цена: 960 рублей

Достоинства MultiWii Lite V1. 0 – небольшие размеры, всего 40х40 мм и вес 9 грамм. В комплекте идет программатор для подключения к USB порту компьютера. Эта плата управления квадрокоптером идеально подходит для изготовления небольших квадрокоптеров своими руками.

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

MultiWii 328P

ITG3205 Трехосевой гироскоп
BMA180 Акселерометр
BMP085 Барометр
HMC5883L Магнетометр

Цена: 1050 рублей

MultiWii 328P – это наиболее оптимальная по отношению цена/качество плата управления. Программатор вшит в плату, акселерометр позволяет компенсировать дрейфы гироскопов, бародатчик – автономно висеть на заданной высоте, а магитометр (фактически компас) включать режим управления, когда коптер может лететь по прямой вращаясь вокруг своей оси.

Такое сочетание датчиков позволяет не только полностью автономно контролировать квадрокоптер, но и управлять гироподвесом камеры держа ее параллельно горизонту при любых эволюциях самодельного квадрокоптера.

Регуляторы оборотов для квадрокоптеров и мультироторных летательных аппаратов

Однако, кроме платы управления не малую роль играют регуляторы оборотов электродвигателей. Рекомендуется покупать специальные регуляторы для квадрокоптеров – Turnigy MultiStar, их не надо дополнительно перепрошивать.

Для самодельного квадрокоптера размерами 450-600 мм подойдет следующие регуляторы:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Turnigy Multistar 2216-800Kv

Цена: 990 рублей

Купить мотор для квадрокоптера можно

Под регулятор на 30 А.

Обсудить на форуме

#

0

Плата MultiWii 328P, ее можно заменить я так понимаю на более мощную вот эту Multiwii and Megapirate AIO Flight Controller w/FTDI (ATmega 2560) или вот эту Полетный контроллер MultiWii MicroWii на МК ATmega32U4 USB/BARO/ACC/MAG ??? Если нет то какие подходят для создания “летающей камеры”. Я в этом новичек поэтому сильно не пинайте. И я так понимаю для подвеса камеры приведенный тут каркас не подходит?

КвадроЛетчик
#
—+1
Фактически можно ставить любой полетный контроллер. На сегодняшний день наиболее хорошо отзываются о Naza. Для автовозврата квадрокоптера при потере связи нужна плата с поддержкой модуля GPS и сам модуль. Если не отлетать дальше 100 метров и использовать только режим “ручного управления” – то подойдет любой. Если предполагается “удержание точки висения в автоматическом режиме” то посоветую Naza Lite с GPS или Naza V2 с GPS. Multiwii и Megapirate – контроллеры хорошие, к ним можно подключать GPS, но в настройках надо разбираться и поднастраивать под свой квадрик. Не слишком сложно, но пару дней займет. Та же Наза фактически “летает из коробки”, за что ее и любят, не смотря на более высокую цену.

Варяг
#

0

А можно ли сделать такой же с двигателем внутреннего сгорания. Это не шпионская штука ( звук выхлопа). К примеру для обследования ЛЭП. Естественно с полетом по картинке камеры и скорее всего по сетке типа прицельной ( ЛЭП не игрушки), Это если учитывать возможность повреждения ЛЭП роторами и корпусом ( нельзя использовать углепластики и стеклоткани без покрытия? знаете почему).

konst
#

0

Нет. Только если ДВС будет крутить генератор, а моторы с винтами будут стоят электрические. Попытки сделать квадрик на двс были, но толку не имели, тк двс весьма медленно меняют обороты и имеют большую вибрацию. Дальнейшее обсуждение этой темы возможно только в форуме.

Варяг
#

0

Может и будет крутить. Кстати мне очень не нравится слабость эл. моторов такой техники ( хотя компенсацию порывов ветра на электротяге делать проще) и естественно автономка с батареями ( ну не просить же продать /отдать батареи СЦД -5). Заряжать долго и батареи Li -on не панацея. Хотя не спорю управлять проще и рулевые машинки (которые дороги) не нужны.

konst
#

0

Ничего, что современные бесколлекторники на порядок мощнее ДВС при том же весе? А LiPo заряжаются за 10 минут?И да, классической схемы мульткоптеров на ДВС просто не существует (лабораторные проекты не в счет – они и в лабораториях толком не летают).

Digides
#

0

А почему нет? Только сложнее намного получится. Двигатель, четыре вала на винты, вместо регулирования оборотов регулирование шага рулевыми машинками. Проблема будет в том, что не получится просто подобрать набор стандартных компонентов. По крайней мере “раздаточную коробку” придется самому сочинять и изготавливать.

konst
#

0

Дисскуссия уже не по теме статьи, предлагаю переместиться в форум. По теме – попробуйте сделать, потом поделитесь результатами. На электродвигателях такие варианты продаются, привод на зубчатых ремнях.

Илья
#

0

Можно. Их полно уже сделано и они летают. Вертолёт называется, не слышал?

Qaz
#

0

Я хочу самодельный дрон с грузоподъёмностью 1 кг,какие “мозги и т. ” нужно???

Guest
#

0

здраствуйте , хочу спросить: обязательно ли покупать регуляторы скорости? или можно без них? и ещё: плата и регулятор полёта это разные вещи?

konst
#

0

Упрощенно: регулятор получает цифровой сигнал и на основании его преобразует постоянный ток в фазовый, управляя тем самым оборотами двигателя. Так что без регуляторов – никак!

peppa
#

0

Как делают квадрокоптеры без регуляторов? например Syma x5 там их нету. возможно лои собрать без них как у Syma x5?

COPterMan
#

0

Там коллекторные двигатели (2 провода), их хватает примерно на 100 полетов. Потом менять. Впрочем, часто и после 15-20 полета один из двигателей – под замену. Коллекторные регуляторы сделаны прямо на плате. В DJI Phantom 3 – та же история, регуляторы на плате, если сдохнет регулятор (бывает при падении, мотор не отключился уперся винтом и регулятор сгорает), менять придется всю плату. Все разговоры о регуляторах, почему и как, а так же подбор электроники предлагаю вести только в коптероном форуме. Тут такие сообщения будут удаляться.

а10
#

0

Интересно, а как можно оценить вес, которой может поднять коптер? Вот, например, мне нужно поднять 500 граммов. Как исходя из этого расчитать коптер?

konst
#

0

Зарегистрируйтесь, создайте в форуме тему, опишите что именно вы хотите поднимать и как долго и куда носить. 500 грамм – это обычно полноценная фотокамера с подвесом. У фото полетов своя специфика и коптеры под нее имеют отдельные особенности.

Antosh
#

0

Можно по порядку перечислить, что нужно, чтобы собрать 4коптер?

EgorSy
#

0

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли вместо MultiWii 328P, использовать MultiWii SE v2. 5 ? Насколько сильно они отличаются?А если использовать APM 2. 6? Насколько сложно будет его настроить? Стоит ли его брать?

Игорь
#

0

Здравствуйте! Можно собрать квадрик своими руками на карбоновой раме? Для проф. видеосъёмке, чтобы висел не шелохнувшись и летал за 3-4 км. ? Наличие GPS обязательно. Подскажите какие комплектующие нужны? Или марку готового, но желательно весом не менее 3-4 кг. Спасибо.

konst
#

0

Можно, но лучше обратиться к тем, кто это делает на проф. основе. Так как потребуется доступ к ЧПУ станку или 3Д принтеру. Современные GPS/ГЛОНАСС приемники вполне позволяют получить зависание в одной точке. Для компенсации порывов ветра необходим 3Д подвес. Подбирать комплектующие необходимо комплексно, обычно начинается с того, что решается какую камеру катать. Затем – рассчитывается масса подвеса (берется готовый или делается самостоятельно), От веса подвеса с камерой стартуется обсчет самого квадрокоптера. Надо учесть – будет ли 8 моторов на 4-х осях (защита от падения при поломке любого из моторов) или упростить конфигурацию (и удешевить ее) до стандартных 4-х моторов. Под конфигурацию побираются моторы, регуляторы, аккумуляторы, выбирается полетный контроллер (минимальные настройки или максимальный ручной тюнинг настроек), делаются чертежи и по ним приступают к изготовлению деталей и сборке. По сути – процесс сборки это рутина. По времени, 90% тратится на подготовительный этап.

Елена
#

0

Добрый день!Встал вопрос создания 3D модели участка местности с сеткой точек 1м х 1м. Участок 223 Га с перепадами высот по гугл карте от +40 до +140 (холмы). Так как проект не коммерческий, то хочу обойтись своими силами и собрать свой коптер. Подскажите пожалуйста на какие модели деталей (желательно не шипко дорогие) нужно обратить внимание?По функциям дрона хотелось бы иметь:1. Авто взлет2. Авто посадка3. Возврат по низкому заряду батареи или нештатной ситуации. Программируемость маршрута и высоты полета (т. возможность задания сетки точек для облета до полета. Камера 4К (или возможность нести на себе аналог Гоупро или Wifi IP камера)6. Авто Облет препятствий. Дальность 3-5км с обратной связью (в процессе полета видеть что он там снимает и писать на внешний источник поток видео с дрона)8. Время в полете от 30 минут9. GPS10. Возможность записи высот по точкам облета. (высоты над ур. моря точки на земле)И еще есть пылесосы которые умеют парковаться на базу и заряжаться. Вопрос. А квадрокоптеры есть такие, которые умеют самостоятельно парковаться на базу для подзарядки??(это чисто моя фантазия. На стройке для хозяина удобная фишка. Прям с компа стартовать дрон и смотреть за стройкой. или автоматизация охраны, сработал датчик движения и двон стартовал посмотреть и записать что там шевелится

Максим
#

0

Здравствуйте, подскажите пожалуйстаИспользуя компоненты, указанные на этом сайте, инструкции по сборке, то собрать модель работающего квадрокоптера реально, но, после его сборки какие шаги следует предпринять, чтобы прошить контроллер и пульт? Какая среда и какая прошивка является универсальным вариантом

konst
#

0

Пульт прошивать не надо. На первых порах вам будет достаточно его штатных возможностей. По поводу как прошить контроллер – надо смотреть мануалы на сам контроллер. Настройка дрона заключается в указании PID в полетном контроллере. Про это есть статьи на этом сайте – как правильно подобрать правильные значения. Можно поставить Naza Lite или Naza V2 – они не требуют тонкой настройки. Установил и летай! Сейчас их не выпускают, но можно найти на вторичном рынке.

Новые видео о дронах – ежедневные обновления!

Самая свежая информация о законе БПЛА обновлена 22 марта 2023 года.

Беспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Об этом говорится в проекте постановления Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя.

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.

В январе в Госдуму был внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе. Так, полиции предлагается предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», сказано в законопроекте.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. «Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — поясняет депутат.

Василий Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.

Пискарев напоминает, что за последние годы число нарушений закона с использованием беспилотников выросло вдвое. Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске. Лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения. В 2016 году из-за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле.

«Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан»,- считает Пискарев. Но пока законопроект не дошел до первого чтения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — Постановление Правительства Российской Федерации от 19. 2023 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658»

Правительство внесло изменения в законопроект, теперь минимальная взлетная масса дрона, который необходимо ставить на учет, должна быть не более 0. 15 кг или 150 грамм. Напомним, ранее вес начинался с 250 грамм до 30 кг. Дроны, весом от 250 грамм до 30 кг необходимо ставить на учет на основании закона!

Начиная с 19 марта 2023, у граждан и владельцев дронов с массой более 150 грамм, есть 60 дней, чтобы поставить свой аппарат на учет. Ссылка на официальный сайт и инструкция как это сделать, находится ниже.

Так что, теперь всем владельцам съемочных дронов (например, DJI mini, как самый популярный такого веса) и даже некоторых TinyWhoop придется регистрироваться на официальном сайте и ставить свои дроны на учет. Производители тут уже навряд ли смогут подстроиться, так как у версий 249 грамм и так урезали все, что можно.

В остальном ничего не меняется и соответствует тому, что написано ниже этого предложения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!

Текстовая выдержка

Пункт 52 изложить в следующей редакции:

«52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на Использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.

Дополнить пунктом 52 следующего содержания:

«52. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:

а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

б) на удалении не менее 5 КМ от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Кратко, что теперь можно:

  • Летать на высотах не более 150 метров;
  • Не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг.

Регистрировать авиамодель с взлетной массой более 250 грамм и до 30 кг все также нужно!

  • Нельзя летать в диспетчерских зонах, в близи аэропортов и диспетчерских зон, охранных зонах;
  • Нельзя летать над массовыми мероприятиями (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия.

Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5. 2023)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Обновление от 19. 2023 — Пришел ответ от МинТранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Ссылки для постановки на учет

В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в комментариях.

Уважаемый ***** **********!

Ваше обращение в Минтранс России от 29. 2023 No 65048 по поручению рассмотрено в Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее – Росавиация) и в рамках установленной сферы деятельности сообщается следующее. Согласно Положению о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 2004 No 396, разъяснение требований нормативных правовых актов не входит в компетенцию Росавиации.

Вместе с тем полагаем целесообразным, в порядке изложения вопросов в Вашем обращении, отметить следующее. Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 2010 No 138 (далее – Федеральные правила).

В соответствии пунктом 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат только беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов. Регистрация таких воздушных судов производится в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05. 2013 No 457.

На официальном сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» для владельцев БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, прошедших процедуру учета БВС в Российской Федерации, предоставлена возможность самостоятельной регистрации в Системе представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ) и направления в оперативные органы ЕС ОрВД представлений на установление временного и местного режимов, а также плана полета БВС.

Обращаем Ваше внимание, что физическое или юридическое лицо планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства. В соответствии с пунктом 5 статьи 11. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков, либо не имеющим учетного опознавательного знака, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 11. 4) установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц. Одновременно информируем, что на официальном сайте Росавиации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликован информационный бюллетень о порядке использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами.

Интерфейс портала постановки на учет беспилотников

Вот так выглядит личный кабинет:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Во вкладке Производитель очень много наименований:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Страна производителя подставляется автоматически в зависимости от выбора бренда:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Также автоматически вставляется взлетная масса:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

И самое главное, можно зарегистрировать самосборный квадрокоптер, выбрав вкладку Собственного производства и гоночный квадрокоптер. Там тоже множество наименований, можно выбрать более подходящий, если вы собираете другую авиамодель:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Изменения в законах о БПЛА от 28 июля 2019

Кто еще не читал, предлагаю прочитать: Как летают в США? Опыт регистрации БПЛА в США через приложение UASidekick

Если у вас все же возникло желание поставить свой квадрокоптер или авиамодель на учет, то перейдите к главе Как получить разрешение на полеты для летательного аппарата или квадрокоптера

Ниже в спойлере уже устаревшая информация за 2023-2018 года, но удалять ее не будем, для хронологии и истории:

Нажмите, чтобы развернуть информацию о прошлом ответе

Были собраны ваши вопросы из комментариев к статье по новым поправкам и из группы VK, затем направлены в МинТранс. На скринах ответы, понятнее как обычно почти не стало и ощущение, будто чиновники сами ничего не знают:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Обновление от 16. 2019 — Пришел ответ от МинТранса!

Продолжаю традиционную переписку с ведомством, чтобы знать все из первых уст по этому закону. Был задан вопрос, как и где проходить процедуру регистрации и что делать пилотам самосборных дронов и авиамоделей. Получил обычную отписку, почти ничем не отличающуюся от прошлого ответа. Такие дела.

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел обращение от 13. 2019 № 49090 и сообщает.

Ознакомиться с размещением запретных зон в воздушном пространстве РФ и с другой аэронавигационной информацией можно на официальном сайте Филиала «Центр Аэронавигационной Информации» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Скан официального ответа ведомства:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Ссылки с ответа:

Непонятно, кому больше нужно это все, нам или властям? Никто даже не чешется создать что-то вроде портала Госуслуг с возможностью подать заявление на полеты или зарегистрировать дрон или авиамодель.

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Таким образом, в настоящий момент постановка на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов не производится.

Ответ вы видели, распечатайте и возите с собой на полеты, если будет вопрос «предъявите регистрацию» от сотрудников органов, лишним не будет.

По истечению тех 120 дней (примерно 12-13 сентября, потому что ответ они готовят примерно 2 недели и больше и тогда у нас будет максимально актуальная информация) будет направлено еще обращение, чтобы нам рассказали насчет самосборов из компонентов, которые физически при ввозе не являются «БВС», ну и конечно же, как регистрировать съемочные дроны типа Phantom.

Обновление: запрос направлен, ждем ответ.

Ну и ниже как обычно часть информации с прошлого раза:

Медведев подписал постановление о регистрации БПЛА массой от 250 грамм до 30 килограмм

Текст юридически сложный и запутанный,  Но из текста понятно, что речь идет о полностью собранных и готовых дронах, таких как модельный ряд DJI и им подобных.

Читаем по этой ссылке:

С одной стороны — все, что легче 30 кг и летает на высоте менее 150 метров — законно, но нужна только регистрация самого беспилотника.

А с другой стороны, там есть формулировка: «с максимальной взлетной массой до 30 кг в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне диспетчерских зон» — а диспетчерские зоны очень большие, посмотрите сами:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Чтобы посмотреть свой город, зайдите на ЭТОТ сайт.

Новый запрос в МинТранс направил, ждем ответ, не теряйте эту страницу, здесь всегда актуальная информация, а не просто статья прошлогодняя.

https://youtube.com/watch?v=BpBLBB_vAHA%3Ffeature%3Doembed

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 1 МАРТА 2019 ГОДА — ПРИШЕЛ ОТВЕТ ОТ МИНТРАНСА!

Текст ответа Министерства транспорта России:

Уважаемый ***** *********!

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел обращение от 05. 2019 No 43027 и сообщает.

В части учета беспилотных воздушных судов (далее — БВС) в соответствии с пунктом 3. 2 ВК РФ беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее – проект постановления; порядок).

В настоящий момент действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

В части регистрации беспилотных воздушных судов (далее – БВС) сообщаем, что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06. 2017 No 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. No 457» (далее — приказ). Приказ предусматривает, что БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. No 457 (далее – Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 5 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

Директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации С. Петрова

Скан официального ответа Министерства Транспорта:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Уважаемый ****** *******!

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 29. 2018 № 38687 И сообщает.

В части регистрации беспилотных воздушных судов (далее — BBC) сообщаем‚ что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 BK РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06. 2017 № 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 Декабря 2013 г. №9 457» (далее — приказ).

Приказ предусматривает, что BBC с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации‚ установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 Декабря 2013 г. № 457 (далее — Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 05 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

В части учета BBC в соответствии с пунктом 3. 2 ВК РФ беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных B Российской Федерации» (далее — проект постановления, порядок).

В настоящий момент проект постановления возвращен Правительством Российской Федерации на доработку, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет BBC с максимальной взлетной массой от 0. 25 килограмма до 30 килограммов.

По вопросу выполнения полетов беспилотными воздушными судами сообщаем, что в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 2010 N9 138 (далее — Правила)‚ полёты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 52 Правил установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, a также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии C подпунктом «6» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется региональным и зональным центрами Единой системы (Далее — ЕС ОрВД) — B воздушном пространстве классов А И С, а также B воздушном пространстве класса G B отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется районным центром Единой системы — B воздушном пространстве классов А и С, а также B воздушном пространстве класса G B отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 Правил, сообщение о плане полёта беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Вопросы направления представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД регулируются Табелем сообщений о Движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждённым приказом Минтранса России от 24. 2013 № 13.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011г. № 171 (далее — Инструкция), представление на установление временного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в главный центр Единой системы не позднее чем за пять суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов А и C.

B соответствии с подпунктом «13» пункта 10 Инструкции, представление на установление местного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в соответствующий зональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов С и G, исключая воздушное пространство воздушных трасс и  местных воздушных линий, открытых для международных полетов, а также районов аэродромов, открытых для выполнения международных полетов.

Дополнительно, согласно пункту 49 Правил, в случае выполнения полетов BBC над населенными пунктами владельцам BBC предписывается получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления, a в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Кроме того, согласно пункту 40 Правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Кроме того, основываясь на положениях раздела V1 «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31. 2009 N9 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна относится к авиационным работам. При этом физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы‚ должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы‚ порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России OT 22. 2009 № 249.

Во избежание недоразумений и при встрече с сотрудниками полиции рекомендуем распечатать сканы ниже и показывать их полицейским, если они будут спрашивать вас о регистрации и о прочей правовой информации. Лучше сразу подстраховаться. Но если вы летаете над головами людей, смотрите в окна администрации, то сомневаемся, что вам поможет этот ответ, летайте ответственно!

Официальный ответ кратко

Если вы собрали квадрокоптер массой более 30кг, то необходимо пройти регистрацию и прочие согласования. Если у вас квадрокоптер менее 30кг, — регистрировать не надо, летайте и соблюдайте общие правила, описанные в тексте ответа выше.

Скан документа (официальный ответ):

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от **. 2018 № 3**** и сообщает.

В части вопроса о категорировании беспилотных воздушных судов сообщаем, что основным критерием, определяющим подход к правовому регулированию беспилотных воздушных судов, является максимальная взлетная масса, а не назначение судна или цель использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации «беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)».

Применение таких воздушных судов регламентируется федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 2010 № 138.

В соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 2010 № 138 (далее — Правила), полёты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 52 Правил установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и О осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется региональным и зональным центрами Единой системы (далее — ЕС ОрВД) — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется районным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011г. №171 (далее — Инструкция), представление на установление временного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в главный центр Единой системы не позднее чем за пять суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов А и С.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Инструкции, представление на установление местного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в соответствующий зональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов С и С, исключая воздушное пространство воздушных трасс и местных воздушных линий, открытых для международных полетов, а также районов аэродромов, открытых для выполнения международных полетов.

Дополнительно, согласно пункту 49 Правил, в случае выполнения полетов ВВС над населенными пунктами, владельцам ВВС предписывается получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Кроме того, согласно пункту 40 Правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Кроме того, в соответствии с положениями раздела VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31. 2009 № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна относится к авиационным работам. При этом физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России от 22. 2009 № 249.

Для получения более полной практической информации в части использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами в ******************** области рекомендуем обратиться в соответствующее территориальное управление Федерального агентства воздушного транспорта, а именно, в Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта.

В части учета беспилотных воздушных судов сообщаем, что в соответствии с пунктом 3. 2 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) беспилотное воздушное судно (далее — ВВС) с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее — проект постановления; порядок).

В настоящий момент проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации, однако до настоящего момента не вступил в силу, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет ВВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

В части регистрации беспилотных воздушных судов сообщаем, что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06. 2017 № 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457» (далее — приказ).

Приказ предусматривает, что БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457 (далее — Административный регламент).

Официальный ответ кратко:

Фото официального ответа:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Уведомление о постановке на учет беспилотного воздушного судна

Наш читатель Дмитрий, поделился примером уведомления, которое прислало ведомство в ответ на отправленное письмо (обычное, но с отслеживанием).

Вот так выглядит само уведомление:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Как вы уже знаете, еще нужно отправить фото. Автор отправил такую фотографию квадрокоптера:

Подборка агро-стартапов, которые разрабатывают дронов — Техника на vc.ru

Как получить разрешение на квадрокоптер и полеты для летательного аппарата или квадрокоптера

  • Отвечает в России за выдачу разрешений Росавиация. Обратитесь в ближайшее ведомство Росавиации с целью подачи заявления на получение разрешения полетов на квадрокоптере или летательном аппарате.
  • За сутки или раньше пилот обязан предоставить в ведомство Росавиации маршрут полета.
  • За пару часов до фактического полета пилот обязан сообщить о готовности диспетчеру (какому, правда, непонятно, диспетчеру аэропорта или диспетчеру Росавиации? Уточните это в ведомстве, если все же рискнете проходить процедуру в 2019 году).
  • Весь полет пилоту необходимо поддерживать связь с диспетчером и при необходимости сообщать о действиях специалисту навигации (т.е. диспетчеру).

Закон-то у нас вроде как есть, а где регистрировать — непонятно, еще не знаю ни одного человека, у кого зарегистрирован квадрокоптер, про большие авиамодели ничего сказать не могу. Да и Правительство порядок регистрации так и не приняло. Поэтому еще раз читаем зеленую сноску выше.

Но, как показывает практика, полицейские запросто могут к вам подойти и задать вопросы в стиле «Почему вы здесь летаете» и «Создаете угрозу для граждан», могут конфисковать дрон и вас забрать в отделение, поэтому НЕ ЛЕТАЙТЕ там, где люди, здания администрации, полиции, ФСБ, военные объекты, аэропорты и другие особо охраняемые объекты.

Ссылки на документы:

  • Воздушный кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Федеральные правила
  • Административный кодекс

В дальнейшем, по мере выхода новостей на эту тему, статья будет дополняться и обновляться. Добавьте ее в закладки, чтобы всегда быть в курсе и знать закон.

  • Статья создана 8 февраля 2018 года.
  • Последнее обновление: 18 июня 2018 года;
  • Последнее обновление: 28 августа 2018 года;
  • Последнее обновление: 28 сентября 2018 года.
  • Последнее обновление: 1 марта 2019 года.
  • Последнее обновление: 28 июля 2019 года.
  • Последнее обновление: 16 октября 2019 года.
  • Последнее обновление: 21 февраля 2020 года.
Смотрите про коптеры:  ТОП-10 лучших квадрокоптеров с хорошей камерой – Рейтинг 2023 года
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий