Как управлять радиоуправляемым самолетом?

Популярные модели

Все они сравнительно недорого стоят, и, по сути, относятся к категории радиоуправляемых игрушек. Впрочем, это совершенно не означает, что они плохо летают или обладают неудобным управлением. Как раз наоборот — начинающим пилотам самолеты Wltoys можно рекомендовать к покупке.

Практически все самолеты на управлении достаточно сложно поддаются пилотированию. Не стоит надеяться на успешный взлет с первой попытки. Новичкам в этом деле обязательно необходимо пройти ряд тренировок на компьютерном симуляторе – специальной программе, которая имитирует полет самолета, а в качестве «джойстика» использует пульт управления вашей модели. Самые важные навыки, которые вы должны получить при полетах на симуляторе:

  • Быстрое реагирование, переключение рычагов передатчика «на автомате»
  • Полет строго по горизонтали относительно поверхности земли
  • Взлет и посадка под оптимальным углом (плавный отрыв от земли, ровное вхождение в глисаду).

Полет на симуляторе никак не отличается от реальных условий. Поведение техники, скорость, высота, погодные условия – все моделируется до малейших деталей. Управлять моделью в небе  будет гораздо сложнее, поэтому экзамен в виртуальном мире должен быть сдан «на отлично»: идеально точный взлет и мягкая посадка, полет по кругу в горизонтальной плоскости и  выполнение «восьмерки». Когда с помощью компьютера вы освоите, как научиться управлять радиоуправляемым самолетом, можно переходить к экспериментам на местности.

Как выбрать

Многие опытные моделисты на вопрос о том, какую систему радиоуправления купить, дают очень похожие ответы, среди них:

  • Выбрать ту, возможностей которой хватит на много лет;
  • Брать «на вырост»;
  • Самое простое – не жалеть денег.

как управлять радиоуправляемым самолетом

Советы на первый взгляд правильные, но очень расплывчатые. Именно исходя из таких рекомендаций появляется в корне неправильное решение – приобрести авиамодельную аппаратуру по принципу выбора максимально дорогого комплекта, который вписывается в бюджет. Более правильно – руководствоваться определёнными критериями, о которых мы расскажем.

  • Наличие настроек для каждого типа моделей: самолёт, вертолёт, планер, мультикоптер. Постарайтесь ответить себе на вопрос, какие из этих летательных аппаратов могут пополнить Ваш парк;
  • Эргономика – она намного важнее, чем может показаться. Помните – именно передатчик Вы будете держать в руках, и попробовать это стоит ещё до покупки. У каждого есть личные особенности и предпочтения в постановки рук. Здесь играют роль такие параметры, как вес, толщина и форма корпуса, его балансировка, длина и форма ручек управления, расстояние между ручками, наличие вставок из мягкого пластика в нужных местах и многое другое. Для некоторых классов моделей эргономика передатчика выходит на первое место, например — для метательных планеров;
  • Функциональные возможности. Такие функции, как экспоненты и двойные расходы, потребуются для любой модели, более серьёзной, чем тренер. Для самолётов и вертолётов с ДВС необходима функция дистанционного выключения двигателю. Большинство самолётов для классического и 3D пилотажа требует использования микшеров. При пилотировании вертолётов будут полезны функции настройки точки висения и виртуального кольца. Не ограничивайтесь чтением инструкций к моделям – там Вы найдёте только самые необходимые настройки. Узнайте у опытных коллег по хобби, какие функции и для чего они используют;
  • Количество каналов управления. Для большинства хоббийных моделей достаточно 6-8 каналов, однако если Вашим следующим увлечение станут копии серьёзного уровня – потребуется управление сложной механизацией крыла и различными системами, имитирующими функции прототипа.
  • Точность, время отклика, разрешение основных каналов управления (количество точек). Эксплуатируя большинство самолётов начального уровня, Вы вряд ли заметите разницу в точности и быстродействии систем радиоуправления, однако ситуация изменится, если речь идёт о полноценной пилотажной модели. Ещё более критичны эти параметры для 3D вертолётов и гоночных моделей. Помимо электронной «начинки», на точность влияет и механика – предпочтительны ручки управления на подшипниках;
  • Актуальность. Покупая систему радиоуправления убедитесь, что для выбранной аппаратуры выпускаются приёмники, аккумуляторы и другие аксессуары, осуществляется поддержка производителя;
  • Совместимость стандартов. Изучите ситуацию в клубе, либо на поле, где Вы собираетесь летать и узнайте, какие системы радиоуправления используют опытные коллеги. Совместимость протоколов, PPM разъёмов и файловых систем даёт огромные возможности: обучение с инструктором при помощи кабеля «тренер-ученик», получение готовых профилей настроек моделей, возможность обмениваться приёмниками и многое другое.
  • Прочность и долговечность материалов. Если Вы планируете летать раз в неделю в спокойной манере – на этот пункт можно обращать меньше внимания, однако для интенсивно тренирующихся спортсменов и хобби-пилотов, выбравших авиамоделизм как основное увлечение, проблема износа аппаратуры не должна возникать в принципе. Кроме того, качественно выполненную вещь приятно держать в руках!
  • Наличие специализированных приёмников. Этот пункт мы умышленно поместили в конец списка в виду его специфичности. Приёмники, поставляемые с комплектами аппаратуры как правило делятся на классы Full Range (большая дальность, для средних и больших моделей) и Park Flyer – для небольших самолётов (не более метра размахом) и мини-вертолётов. Для моделей-гигантов могут пригодится приёмники с мощной шиной питания – это очень удобно и позволяет избежать использования преобразователей напряжения. Для максимально облегчённых зальных самолётов класса F3P требуются микро-приёмники весом менее грамма. Многие контроллеры современных мультикоптеров и вертолётные системы стабилизации работают только по шине последовательного подключения. Такую технологию, называемую S.Bus, предлагает знаменитый японский производитель – компания Futaba.
Смотрите про коптеры:  Небесный хищник - SBACH300 из потолочки

Надеемся, что эти пункты помогли Вам понять собственные потребности и упростят процесс выбора. Теперь поговорим о том, на какие условные классы можно разделить авиамодельные системы радиоуправления и приведём примеры наиболее успешных товаров брендов Futaba и FlySky.

Мы рассмотрели 3 бюджетные модели Wltoys. Это очень простые, но, тем не менее, удобные в управлении самолеты. Конечно, они уступают 6-ти канальным беспилотникам, обладают минимальной функциональностью, лишены качественных регуляторов хода. С другой стороны, в полете они похожи на гораздо более дорогие аппараты.

Лучшим выбором нам представляется модель F949. Она не только самая дешевая, но и обладает хорошей дальностью и длительностью полета. Достаточно докупить 1 запасной аккумулятор, чтобы увеличить время полета почти до часа.

Если необходима модель для съемки видео, то единственный самолет Wltoys, обладающий такой функциональностью, это F959. Правда, камеру придется докупать отдельно, а качество видео будет ниже среднего. Скорее, эту модель можно посоветовать тем, кто хочет получить большой беспилотник за сравнительно небольшую стоимость.

Что касается F939, то это самолет для быстрых полетов и для выполнения фигур пилотажа. Это единственная 4-х канальная модель в нашем обзоре, ее можно рекомендовать в том числе и опытным пилотам.

Комплект поставки

  • KIT — набор заготовок (готовые элементы силового набора) для самостоятельной постройки самолёта дополненные иногда материалом для обтяжки. Подобные наборы требуют достаточно много времени на сборку и опыта. К положительным моментам можно отнести широкие возможности по модернизации и переделке подобной модели под свои нужды.
  • ARF — (англ. Almost Ready to Flight) В целом готовый к полёту. Как правило, это собранные элементы конструкции (стабилизатор, киль, крыло, фюзеляж), которые необходимо собрать в единое целое. Требуют от десятков минут до десятков часов на сборку. Изредка подобные комплекты оснащаются двигателем, однако все равно требуется приобретение сервомашинок, аппаратуры управления и т п. Основное преимущество подобного комплекта поставки — возможность гибкого подбора двигателя и электроники.
  • RTF — (англ. Ready to fly) Готовый к полёту. Самодостаточные наборы, которые могут потребовать лишь топлива или элементов питания. Рассчитаны подобные комплекты на новичков, а электроника и двигатели в них, как правило, экономкласса.
Смотрите про коптеры:  Подводная лодка на радиоуправлении

Радиус действия

Как правило, управление РУ моделями происходит в таких пределах видимости управляющего, когда он гарантировано видит положение и направление движения модели. В основном, на это влияют размеры и окрас модели. Часто применяется специальная, яркая и контрастная окраска, упрощающая определение положения модели в пространстве и её заметность.

Как управлять радиоуправляемым самолетом?

Дальность действия аппаратуры управления, традиционно, сильно превышает это расстояние. В любительской среде иногда встречаются модели управляемые с помощью транслируемых моделью телеметрии и видеосигнала с бортовой камеры[9]. Существуют методы управления с помощью бинокля. Специализированные и военные модели чаще управляются заданием маршрута по координатным точкам.

Также в среде авиамоделистов-любителей все больше становятся популярными так называемые полеты на дальнее расстояние при помощи специальной видеоаппаратуры FPV. Управление моделью ведется непосредственно через модельную аппаратуру без визуального контакта. Слежение за моделью ведется
при помощи установленных на ней видеопередатчика и небольшой камеры. Изображение транслируется либо на экран компьютера, или же на специальное устройство, подключенное к видеоприемнику.

Краткая инструкция по подготовке будущих асов

Все модели поставляются в RTF комплектациях, но F949 и F959 упаковываются в коробку со снятыми крыльями. Не забудьте зарядить аккумулятор и приобрести 6 батареек АА (в комплекте их нет). Скорее всего, первый запуск завершится уже через несколько секунд, поэтому постарайтесь выбрать безлюдное и хорошо просматриваемое место.

Вы долго выбирали модель самолета на радиоуправлении: сравнивали характеристики, перебирали варианты, засыпали и просыпались с ожиданием дня, когда ваш самолет, подобно юному птенцу, сделает свои первые неумелые пробы покорить небо. И вот, перед вами коробка с долгожданной покупкой, а в голове только дин вопрос – как управлять радиоуправляемым самолетом?

В отличие от наземных моделей, авиатехника достаточно сложно поддается пилотированию. Замечательно, если вы не остаетесь со своей проблемой наедине и можете заручиться поддержкой опытного авиамоделиста. Если же вы решили осваивать управление радиоуправляемым самолетом самостоятельно, не делайте ничего в спешке!

Для первых тренировок на открытом воздухе выбираем солнечный день с небольшим ветром. Когда вы уже непосредственно стоите на летном поле, не спешите жать «на газ». Сначала проверьте дальность действия аппаратуры на земле. Возьмите пульт управления, уберите антенну передатчика и медленно отходите от модели.

Когда вы заметите, что рули хаотично двигаются, зафиксируйте показатель длины. Он не должен превышать 25-30 м.  Теперь попробуйте, как самолет держится в воздухе. Встаньте против ветра и пустите модель «с руки» подобно планеру. Следите, чтобы самолет летел параллельно горизонту с небольшим наклоном вперед (на 5-10 градусов), тогда он плавно и без повреждений приземлится на землю.

3-4 секунд хватит, чтобы понять все ли в порядке с регулировками или настройками. Если самолет шел не ровно, а с креном на одну из сторон, или при приземлении «клюнул носом», вам нужно будет откорректировать настройки передатчика. Когда вы научите самолетик ровно держаться в воздухе и плавно приземляться, можно приступать к управлению радиоуправляемым самолетом с включенным мотором!

Смотрите про коптеры:  Откройте для себя мир радиоуправляемых самолетов PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме

Перед полетом вы обязательно должны проверить, чтобы крыло, двигатель, глушитель, аккумуляторы, приемник и прочие детали были прочно закреплены. Любой люфт может стать причиной аварии. Если в ваших руках модель с ДВС, убедитесь, что топливный бак заправлен.

Как управлять радиоуправляемым самолетом?

Всегда проверяйте правильность установки (в горизонтальном положении) и качество фиксации пропеллера. Это минимизирует вероятность повреждения винта даже при жесткой посадке.

У вас в голове должен быть четкий план каждого полета: момент запуска, дальность, маневры, приземление. Проще всего освоить горизонтальный полет с разворотами – вот задача-максимум для новичка.

Еще раз напоминаем: взлетать самолет должен строго против ветра! Чтобы определить направление движения воздушных масс, достаточно привязать легкую ленточку на антенну пульта управления. При взлете с поверхности земли, выберите участок с ровным грунтом или низкой травой. Убедитесь, что на маршруте авиамодели нет случайных зевак или прохожих.

При первом взлете держите модель на высоте не ниже 100 м. над землей, и не выпускайте модель из виду. Простой секрет, как управлять радиоуправляемым самолетом и не терять контроль – повернитесь к модели правым плечом и представьте, что летите вместе с ней.

Естественно, в вас будет гореть желание поскорее сделать петлю, бочку или штопор, но чтобы все не закончилось фигурой «падение камнем», отработайте до безупречности горизонтальный полет, сначала левый, затем правый развороты, движение по кругу.

Посадку следует совершать до того, как закончится топливо или сядет батарея! Садиться модель также должна против ветра. Самый сложный этап посадки – выравнивание. Когда самолет должен перейти в горизонтальный полет на метровой высоте. После этого вы должны плавно «погасить скорость» до посадочной. Даже если вы все делаете правильно, в первый раз высока вероятность грубой посадки с капотированием — переворотом через нос.  Такие кувырки не опасны для модели, особенно если вы сажаете ее на мягкую траву.

Небольшой лайфхак: место для посадки должно подлежать хорошему обзору. Никогда не совершайте посадку «на себя».

Управление радиоуправляемым самолетом – невероятно волнительный и эмоциональный процесс. Даже у опытных моделистов он сопровождается эйфорией, восторгом, азартом. Что уж говорить о новичках: дрожь в коленках, вспотевшие ладошки, мурашки на коже. При этом нужно проявлять максимальную концентрацию внимания, чтобы не угробить модель, и не навредить собственной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector