Получение разрешения на полет дрона (БВС, БПЛА) в Российской Федерации в 2019 году

Получение разрешения на полет дрона (БВС, БПЛА) в Российской Федерации в 2019 году Машинки

А почему я вообще должен что-то регистрировать?

В этом абзаце я высказываю своё личное отношение к вопросу официального оформления полётов беспилотников. Те, кто как-то для себя уже обосновал необходимость такого оформления и интересуются только сутью дела могут сразу перейти к следующему заголовку.

В любом случае, я не имею цели убеждать кого-то в том, что ему всё это нужно. Данная статья написана для тех, кто, по каким-то причинам, хочет всё сделать по закону, а не ищет для себя моральное оправдание его нарушения. Окончательное решение вопроса о том, нужно Вам действовать в этой ситуации по закону или нет, я хотел бы оставить на Вашей совести и за рамками данного обсуждения.

За незаконное использование воздушного пространства по действующей редакции КОАП физическим лицам теперь полагается штраф от 30 000 до 50 000 руб, а не 3-5 тыс как раньше. Для большинства любителей авиамодельного хобби, это слишком большая цена за полет.

Можно, конечно, руководствуясь принципом «никто не увидит», летать во всяких глухих местах, где «никого нет», но если Вы живете не в тундре, то это скорее всего самообман. Гарантировать, что именно сегодня Вы кому-то не помешаете практически невозможно.

Вне зависимости от того, оформляете вы свой полёт или нет, следует помнить об ответственности поднимающего что-то в воздух перед окружающими. Тут меня, наверное, закидают тухлыми яйцами с криками «Кому может навредить мой маленький квадрокоптер/вертолетик/самолетик?», однако сам я, занимаясь авиамоделированием более 10-ти лет, повидал всякого, в том числе ситуации, когда по отказу техники только с Божьей помощью удавалось избежать жертв на земле, а от отказа техники Вы никогда не застрахованы, и отказ — это не всегда мгновенное падение аппарата, а, зачастую, сначала его бесконтрольный полет произвольной длительности и в произвольном направлении.

Забывать об этом нельзя ни на минуту. Страшно мне становится, например, при мысли о столкновении собственной авиамодели с автомобилем, едущим со скоростью хотя бы 90км/ч по дороге неподалёку от места полёта, а ведь многие читатели передвигались на авто и быстрее.

Это я к тому, что место для полёта действительно желательно выбирать так, чтобы оно было подальше ото всех. А оформление полета по правилам позволяет избежать справедливых претензий от тех, кто по случаю решил уединиться там же. Кроме шуток я читал про ситуацию, когда за человеком приехали в чистое поле по обращению дамы, которая, по-моему, гуляла там с собакой и самолёт её пугал.

Я не говорю, безусловно, что существующая процедура является быстрой и удобной, но она обязательна, а другой у нас сегодня нет. Обсуждение способов изменить её в лучшую сторону я заранее предлагаю перенести из комментариев к данной статье в приемную Росавиации, а в комментариях хотелось бы увидеть опыт тех, кто вопреки всему оформил свой полет и нашел, что и текст моей статьи не полностью точен. Этот опыт, я надеюсь, поможет нашим последователям сделать всё правильно за минимальное время и с минимумом заморочек.

Тем, кто утверждает, что оформить полет официально невозможно, возражает мой личный опыт. Более того, для полётов в одном и том же месте действия становятся просто машинальными. Для себя я в этом увидел даже некоторый стимул — вот оформил я полет на выходные, и что же я — не полечу? Обойдетесь, полечу! Хоть погоды нет и времени. А если погоды совсем нет, то есть же резервный день.

Тем, у кого запланировать полет за 5 дней возможности совсем нет, я выражаю искреннее сочувствие. Выход в такой ситуации, если задаться целью летать по правилам — это подавать заявки на использование воздушного пространства на каждый день (это выходит раз в 6 дней, если подать по максимуму 3 основных и 3 запасных) и каждый день за 2 часа до вылета отменять его и отправлять план полета на следующий день, за исключением счастливого дня, когда всё, наконец, сложится.

В заключение хочу сказать, что придерживаюсь мнения, что для изменения процедуры в нашу пользу надо сперва всем начать её соблюдать. Тогда, возможно, в профильных ведомствах начнет возникать понимание, что существующая процедура, мягко говоря, перегружена. Плюс к тому никто не запрещает писать в ФАВТ письма с требованием определения зон, где летать однозначно можно.

Получение разрешения на полет дрона (бвс, бпла) в российской федерации.на примере калининградской области

Выражаю особую благодарность Алексею Алексеевичу Симановичу, начальнику РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за постоянную готовность помочь и предоставить необходимую информацию. Также хочется с большим удовольствием отметить высокий профессионализм, серьезное и внимательное отношение всех сотрудников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Два года назад я описывал процедуру получения разрешения на использование воздушного пространства в РФ для БПЛА. Ознакомиться данной статьей можно здесь.

Новая статья была построена на базе новейших данных и была дополнена различной полезной информацией. На мой взгляд, она будет полезна не только обычным владельцам радиоуправляемых игрушек, авиамоделей и аппаратов, но и должностным лицам, чиновникам, так как я собираюсь затронуть некоторые проблемные места в действующем законодательстве РФ, которые уже давно требуют своего решения.

Особое внимание я уделил теме фото и видеосъемки с воздуха. Мало кто подозревает, какой законодательный казус кроет в себе этот вопрос. Эта тема обсуждается в конце данной статьи.

Основная цель получения разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) для дрона, беспилотного воздушного судна (БВС) (радиоуправляемых авиамоделей), заключается в обеспечении безопасного ИВП — исключению возможности столкновения БВС между собой, с другими воздушными судами (ВС), падения их на важные объекты и просто на головы граждан.

Большинство серийно производимых дронов фирмы DJI имеют программное ограничение по высоте полета, равное 500 метров. Но это вовсе не исключает вероятности создания аварийной ситуации для гражданских и военных ВС, которые совершают взлет-посадку или полеты на высотах ниже этой отметки высоты.

Многие эксперты отмечают, что возможное столкновение пассажирского самолета с дроном гораздо опаснее, чем с птицей аналогичной массы, размера. Здесь учитывается склонность литий-полимерных батарей, которые используются в БВС, к мгновенному самовоспламенению при механическом повреждении, при горении которой, достигаются высокие температуры.

Это особенно важно в случае попадания частей БВС в поврежденный в результате столкновения фюзеляж, двигатель самолета, что может иметь серьезные последствия. Инженерные анализы на базе компьютерных расчетов показывают, что дрон с взлетной массой более 3 кг. способен нанести повреждения лопастям вентилятора ТРД самолета.

Смотрите про коптеры:  Методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации

В этом смысле особенно важной является необходимость заранее исключить вероятность столкновения БВС в воздушном пространстве с различными ВС, с целью чего и оформляется разрешение на ИВП при действии которого, часть воздушного пространства выделяется одному пользователю, а другим воздушным судам запрещается нахождение в этой зоне.

Данная статья фактически представляет собой руководство пользователя по получению разрешения на ИВП в Российской Федерации для БВС. Здесь и далее по тексту используются разные термины и аббревиатуры, по сути обозначающие одно и то же – дрон, БВС (Беспилотное Воздушное Судно), БПЛА (Беспилотный Летательный Аппарат).

Основная часть статьи, фактически описывающая процесс получения разрешения на ИВП будет часто сопровождаться различными пояснениями и дополнениями, без которых невозможно изложить текст так, чтобы это было понятно читателю. Поэтому, в конце статьи, я кратко, по пунктам еще раз опишу всю необходимую процедуру получения разрешения на ИВП для двух случаев — для временного и местного режимов.

Для начала следует запомнить, что все без исключения дроны, радиоуправляемые модели и игрушки, БВС выполняют полёты:

1. При установленном для них временном или местном режиме использования воздушного пространства;
2. При наличии условий на ИВП, выданных на основании поданного пользователем плана полёта.

Существующие классы воздушного пространства никоим образом не оказывают на эти требования никакого влияния. Так же не существует никакого диапазона высот, в котором, якобы, можно летать не соблюдая эти два пункта. Для всех дронов, радиоуправляемых моделей, БВС установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок ИВП.

Для того, чтобы можно было законно воспользоваться любой радиоуправляемой авиамоделью на открытом воздухе (дроном, квадрокоптером, вертолетом, самолетом и т.д.) необходимо получение разрешения на ИВП. Подобные требования существуют уже как минимум 19 лет.

В течении нескольких лет многие СМИ упорно пытаются запутать своих читателей, осуществляя однобокую подачу информации и упорно умалчивая при этом о самых важных моментах. Речь идет о взлетной массе от 0,25 до 30 кг. включительно и более 30 кг., соответственно учете или регистрации БВС.

Фактически, многие СМИ занимались распространением бесполезной информации исходя из того, что акценты были сделаны вовсе не там где нужно. 

Однако, на свои места всё ставит ст. 33 Воздушного Кодекса РФ, определяющая какие БВС подлежат регистрации, а какие учёту. В настоящее время не существует каких-либо правовых последствий за отсутствие у граждан учета/регистрации БВС. Государственная регистрация – попадание БВС в реестр гражданских воздушных судов, а разработкой системы учета все еще занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» планируется определить единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС. Государственная база данных о БВС будет вестись оператором учета в электронном виде.

За полет без разрешения на ИВП предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП (для физлиц штраф до 5 000 руб., до 50 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для юрлиц) и именно об этом следует беспокоиться всем владельцам радиоуправляемых авиамоделей, дронов, а не об отсутствии учета или регистрации БВС.

В качестве примера, будет рассмотрен мой случай получения разрешения на ИВП для личного БВС с целью осуществления высотных полетов (на высоту до 5 000 метров) возле города Калининград, в Калининградской области. На самом деле, независимо от высоты полетов БВС процедура оформления разрешения на полеты остается одинаковой. Есть небольшая разница при установлении временного и местного режима, но она несущественна. Об этом будет указано ниже.

Итак, вы планируете запускать свой дрон, БВС в каком-либо месте. Для начала, следует убедиться, что место планируемого взлета-полета-посадки БВС находится вне запретных зон и зон ограничения полетов. Для этого можно открыть сайт, который отображает актуальное состояние воздушного пространства РФ, аэродромы и зоны.

Нажатием первой слева кнопкой вверху, следует включить отображение запретных зон и зон ограничений полетов (вкладка «ЗОНЫ»). Выбрав нужную зону, можно увидеть в чьих интересах она была установлена и дополнительные сведения о ней, которые находятся в вкладках.

Наличие подобных зон можно увидеть и на специальной карте:

Имеется еще один вариант просмотра различных зон и другой информации, относящейся к воздушному пространству РФ, в том числе НОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации.

Сервис предоставляется межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан-владельцев воздушных судов AOPA.

В удобной форме можно видеть: 

Границы зональных центров; 
Границы районных центров; 
Границы местных диспетчерских пунктов; 
Границы аэропортов, аэродромов; 
Границы районов аэроузлов; 
Запретные зоны; 
Опасные зоны (возможные артиллерийские стрельбы, падение частей ракет); 
Зоны ограничения полетов, с указанием времени ограничения; 
NOTAM (серия, тип, текст); 
Воздушные трассы (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы); 
Местные воздушные линии (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы); 
База аэродромов (индекс, принадлежность, размеры и курсы ВПП, частоты радиосвязи).

Для просмотра всей этой информации, необходимо установить программу Google Earth. Далее, при запущенной программе следует запустить на исполнение файл ivprf.kmz (ссылка на файл в конце статьи). После этого в программе Google Earth слева появятся метки, относящиеся к воздушному пространству Российской Федерации (ВП РФ).

Если вы планируете совершать полеты БВС в пределах населенных пунктов, вам следует заранее получить разрешение от органа местного самоуправления на полеты БВС в данном городе, поселке и т.д. К сожалению, далеко не все должностные лица органов местного самоуправления знают о подобном требовании текущего законодательства и часто направляют незаконный отказ лицу, запросившему подобное разрешение, мотивируя это тем, что орган местного самоуправления «не занимается выдачей разрешений на полеты БВС».

пункт 49 «Постановление Правительства РФ от 11.03.2021 N 138 „Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“, который гласит „49. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.“

В моем случае полет совершается по двум точкам — западнее и севернее города Калининград, сразу за Большой Окружной дорогой, за пределами населенных пунктов, а значит разрешение от органа местного самоуправления не требуется. Я определился с географическими координатами каждой точки:

Смотрите про коптеры:  Help - Litchi

Для начала необходимо согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39. Внимание! В различных регионах действуют свои Районные и Зональные Центры и для того, чтобы определить к какому РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД вы относитесь, откройте карту с отображением структуры центров ЕС ОрВД.

В процессе согласования мне было сообщено, что для осуществления полетов БВС в заданных точках и в диапазоне заданной высоты, мне необходимо установление временного режима, а также согласование полетов с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», так как точки, где я собираюсь запускать свой дрон входят в район ответственности этого аэродрома (в этом смысле полезно иметь специальную карту, где указаны все эти зоны).

«При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.»

В пункте 137 ФП ИВП РФ указано:

Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности: 
е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.

Что касается местного режима: 

Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности: г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.

В пункте 139 говорится:

«Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается.»

Так как мои точки полетов находятся в районе аэродрома Калининград «Храброво», открытого для выполнения международных полётов, то соответственно устанавливается временный режим.

Вам необязательно знать заранее, какой тип режима будет установлен — это вам сообщат в РЦ ЕС ОрВД на начальном этапе согласования полетов БВС. Однако, так как от этого зависят сроки подачи представления, то желательно разбираться и в этом вопросе.

Далее, так как мне было указано на необходимость согласовать свои полеты с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», я позвонил старшему штурману военного аэродрома и сообщил о своих намерениях произвести полеты в указанных точках, с указанием всех данных, сообщенных мною в РЦ ЕС ОрВД.

Мне было сообщено, что скорее всего в планируемые мною дни и время полеты авиации производиться не будут и я могу указать эти дни в подаваемых документах (представлении). Так как безопасность и обороноспособность страны являются высшим приоритетом, то естественно, что полеты БВС не должны создавать помех этим задачам.

Кстати говоря, если боевая тревога будет объявлена уже после того, как БВС был поднят в воздух, то владелец этого дрона будет обязан произвести посадку в кратчайшие сроки и уведомить об этом факте РЦ ЕС ОрВД. Естественно, что внешний пилот этого БВС будет обязан быть постоянно доступным для связи, например по мобильному телефону.

«При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал «Ковер», означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.»

Итак, полеты были предварительно согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск» и с РЦ ЕС ОрВД ( это в свою очередь означает согласование полетов с гражданским аэропортом «Храброво»). 

Теперь необходимо составить Представление на установление временного режима (ВР). При составлении этого документа следует учитывать, что Представление на установление временного режима подается в Главный центр Единой системы (г. Москва) не менее чем за 5 суток до необходимого времени введения в действие режима, а Представление на установление местного режима в зональный центр Единой системы соответствующего города (для Калининградской области это Санкт-Петербург) не менее чем за 3 суток до необходимого времени введения в действие режима.

Существует Инструкция по по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений (приказ Минтранса России № 171). Этот документ определяет порядок и правила подачи Представлений, а так же, объём той информации, которая должна содержаться в нём.

Вот общие требования:

В тексте Представления указываем то что имеем мы — тип БВС, его название (модель, производитель), взлетную массу.

Далее, указываем дни, в которые планируется осуществлять полеты. Всего может быть указано не более трех основных и трех резервных дней (полезно на тот случай, если полеты могут сорваться в силу не зависящих от вас обстоятельств). 

Затем указываем границы районов полетов: я всегда указываю радиусы полетов с учетом максимальных отклонений от расчетной траектории полета, это наиболее оптимальный вариант для меня, однако границы районов полетов могут описываться не только радиусами: например автономный полет БВС на большую протяженность и в этом случае описание границ должно включать не менее трех точек.

Полеты БВС могут также осуществляться и по маршруту и в этом случае следует указывать точки маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды). В случае описании зоны полетов в виде окружности указываются координаты центра каждой точки (градусы, минуты, секунды).

Далее следует указать абсолютную высоту — диапазон высот полета БВС. Здесь нам необходимо вычислить значение AMSL — Above Mean Sea Level – над средним уровнем моря. Для этого можно воспользоваться онлайн картами высот. Нам необходимо визуально выбрать центр каждой точки полета и записать значение.

В моем случае, уровень земной поверхности находится выше среднего уровня моря на 30 метров и запись в формате AMSL будет равна 30 — 5030 метров. Если уровень земной поверхности совпадает со средним уровнем моря, то диапазон высот будет равен от 0 до 5000 метров.

Затем указываем время полетов в стандарте UTC — всемирное координированное время. Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение UTC. Определить свое время можно просто набрав в поиске браузера «UTC время».

В ходе разговоров с диспетчерами ЕС ОрВД, вы вероятно не раз услышите слово «Гринвич». Стандарт UTCпришел на смену Гринвичу(GMT). В повседневной жизни, когда дробная часть секунд не важна, среднее время по Гринвичу (GMT) может рассматриваться как эквивалент UTC. Исходя из этого вы можете сказать например «Двадцать часов по Гринвичу» — вас сразу поймут.

Смотрите про коптеры:  "Дроны": основное, что о них нужно знать – ilex

В случае, если полеты проводятся в пределах запретных зон или зон ограничений полетов, следует указать разрешения, полученные в соответствии с Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Если же полеты проводятся вне таких зон, как в моем случае, то указываем это.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Затем указываем воздушные суда, на которые режим не распространяется: пилотируемый БВС, а также воздушные суда, вылетающие/прилетающие с/на аэродромы совместного базирования в зоне действия которых вводится временный режим для полета БВС. 

Далее указывается информация, относящаяся к порядку управления полётами БВС, участвующих в мероприятии: указывается ФИО внешнего пилота БВС и его номер мобильного телефона для оперативной связи, ФИО руководителя мероприятия, ФИО разработавшего представление, цель полетов, контактные телефоны и ФИО должностных лиц, с разрешения которых будет осуществляться взлет, полет, посадка БВС.

Так как предстоящие полеты уже были в устном виде согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», то следует указать и это. 

Во второй части представления указываем карту-схему полетов. Данные схемы отображают радиусы, маршруты планируемых полетов БВС прямо на картах Google, Yandex. Для составления таких карт-схем удобно пользоваться Yandex.Карты или Google Планета Земля. Я обычно открываю Yandex.

Карты, по координатам из представления на установление ВР нахожу центральную точку и с помощью инструмента «Линейка» выстраиваю прямую, в данном случае длиной 600 метров, так как запрашиваемый радиус равен 300 метров. Затем, сохраняю снимок экрана и в Paint рисую окружность на построенной прямой таким образом, что точка географических координат находилась в центре нарисованной окружности. Полученные графические файлы сохраняются и вставляются в файл представления на установление временного режима.

Фотовидеосъемка с воздуха

В рассматриваемой теме, помимо полетов БВС есть важный аспект, который требует рассмотрения — съемка с воздуха. В Российской Федерации только ежедневно производится несколько сотен вылетов БВС, дронов, радиуправляемых авиамоделей гражданского назначения, большинство которых оборудованы камерой для фото и видеосъемки.

Съемка с воздуха относится к авиационным работам. Даже если конечной целью съемки с воздуха является получение художественных снимков, это не исключает возможности получения геопространственных сведений, отнесенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года, №1203 к государственной тайне.

В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В соответствии с текущим законодательством, для проведения подобных съемок требуется:

  • Разрешение на съемку Генерального штаба вооруженных сил РФ;
  • Разрешение на съемку оперативного управления штаба военного округа, в зоне ответственности которого находится снимаемый объект;
  • Разрешение территориальных органов безопасности ФСБ;

После завершения съемки, заснятый материал передается региональное УФСБ для рассекречивания для последующего использования в открытом доступе.

Я отправлял запросы в Генштаб ВС РФ и Управление ФСБ РФ для получения разрешений на проведение воздушных съемок с целью получения художественных снимков и видеозаписей (закаты, восходы солнца, исторические объекты, съемка дикой природы, животных с воздуха) и мне было сообщено, что для получения разрешения на подобные съемки требуется наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В данном случае возникает существенная проблема, так как исходя из существующих правил, подобную лицензию требуется иметь каждому владельцу квадрокоптера, радиоуправляемого самолета, летающего крыла, планера, вертолета, в том числе игрушек из «Детского Мира» и т.д., исходя из того, что даже на так называемых «карманных» дронах небольшого размера уже установлена камера для фото и видеосъемки.

Учитывая огромное количество владельцев радиоуправляемух авиамоделей в РФ, а также существующую сложность в соответствии и получении лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, даже теоретически невозможно обеспечить требуемые условия.

На мой взгляд, сложившаяся за многие десятилетия ситуация требует разрешения, так как в настоящее время обычный гражданин не может выполнять авиационные работы в соответствии с требованием закона, из-за того что для этого не были созданы необходимые условия, но в то же самое время любой гражданин имеет возможность получать разрешение на использование воздушного пространства в РФ для БВС, дрона, радиуправляемых авиамоделей.

Так как правовой статус съемки с дронов вообще никак не освещается в СМИ, а законодательство не вносит ясности в этот вопрос, то при осуществлении воздушной съемки каждому владельцу БВС, радиоуправляемой авиамодели фактически приходится руководствоваться лишь доводами собственного разума, что на мой взгляд является недопустимым.

Повсеместное внедрение дронов, БВС в нашу жизнь в последние годы лишь усугубило проблему. Количество совершаемых полетов увеличилось многократно, причем основными исполнителями таких полетов стали люди, не имеющих знаний, навыков, практического опыта в авиамоделировании и конструировании летательных аппаратов.

Еще 8-10 лет назад, многороторные БВС вертикального взлета, дроны были лишь доступны людям, имеющим знания и опыт в таких сферах как электроника и механика. Заводские, серийные изделия, которыми сейчас с избытком заполнены многие интернет-магазины еще отсутствовали.

Необходимость познаний в различных областях науки, аэродинамики, электроники для постройки собственного летательного аппарата естественным образом отсекала ту многочисленную часть людей, для которых в наши дни дроны стали лишь своеобразным гаджетом.

Отношение к дронам как к гаджетам, игрушкам получило свое естественное развитие — количество летных происшествий по вине человеческого фактора увеличилось многократно. К счастью и лишь по случайности, в большинстве случаев это пока не затрагивает интересы третьих лиц.

Исходя из того, что каждый владелец БВС, радиоуправляемой авиамодели принимает самостоятельное решение о целесообразности съемки того или иного объекта ввиду отсутствия каких-либо конкретных правил съемки, учитывающих нынешнюю ситуацию с дронами в стране, это решение порой может быть ошибочным, неправомерным с точки зрения законодательства.Для избежания подобных проблем, достаточно руководствоваться подобными принципами:

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector