После 27 октября практически 95% дронов (квадрокоптеров) в России окажутся вне закона. (Рекомендую к прочтению всем, кто имеет квадрокоптеры и любит поснимать сверху). – обсуждение на форуме

После 27 октября практически 95% дронов (квадрокоптеров) в России окажутся вне закона. (Рекомендую к прочтению всем, кто имеет квадрокоптеры и любит поснимать сверху). - обсуждение на форуме Квадрокоптеры

Что еще нужно знать владельцам беспилотников

Если планируете ставить беспилотник на учет, пока нужно учитывать следующее:

  1. До 27 сентября заявления не принимают и не рассматривают.
  2. После 27 сентября нужно уточнить в Росавиации адрес для отправки заявлений.
  3. Отправлять заявление через форму для обращений граждан нельзя — такое не засчитают.
  4. По электронной почте отправлять тоже бесполезно.

Что такое беспилотник

Беспилотный летательный аппарат — это аппарат, который летает без пилота и экипажа на борту. Им управляет внешний оператор, или полет происходит в автоматическом режиме.

Что еще нужно для законного использования беспилотника

Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок.

Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге.

Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.

Смотрите про коптеры:  Водородный беспилотник от компании "НЕЛК" | Авиатранспортное обозрение

На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили.

«секретные объекты не снимаю, над фсб не летаю». владельцы коптеров — о своей работе и новых правилах

Владельцы квадрокоптеров считают, что согласование полёта — муторное дело, и некоторые из них от неё отказываются

Владельцы квадрокоптеров считают, что согласование полёта — муторное дело, и некоторые из них от неё отказываются

Росавиация установила новые правила, по которым теперь нужно регистрировать приобретённые квадрокоптеры. Если у кого-то уже была подобная техника до обновления требований, то её необходимо было зарегистрировать до 27 октября. Журналист НГС узнал у владельцев квадрокоптеров в Новосибирске, как они относятся к новым правилам, выгодно ли им содержать такую технику и для каких целей они их используют.

Кратко о том, что изменилось

Новые правила учёта беспилотных гражданских воздушных (БСВ) судов с максимальной взлётной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, к которым и относятся квадрокоптеры, вступили в силу с 27 сентября. Людям, покупающим такую технику, необходимо написать заявление о постановке на учёт с пометкой на конверте «учёт БСВ», приложить фотографию и отправить всё это в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию). Причем не самым удобным способом: по электронной почте нельзя, только передать лично или курьерской службой в экспедицию Росавиации (но именно туда; если отправите через общественную приёмную, то заявление тоже не рассмотрят).

«Проще совсем отказаться от съемок на территории России»

Житель Новосибирска Роман Жайворон рассказывает, что использует квадрокоптер, чтобы снимать горы, воду, поля, затонувшие корабли и прочую красоту.

— Теперь, видимо, только заграничную красоту буду снимать. Потому что с новым регламентом проще совсем отказаться от аэросъёмки на территории РФ. Читал в Instagram пару постов от тех, кто снимает профессионально, — все негодуют. Тем, кто использует коптер для работы, приходится либо систематически нарушать закон, либо признать, что владеть коптером экономически нецелесообразно. Приняли закон, ввели правила. Но сделать так, чтобы они были понятны и удобны к исполнению, никто не подумал, — считает он.

Он думает, что от новых правил страдают все — в том числе те, кто их придумал.

— Для Росавиации — больше работы и ответственности. Для владельцев коптеров — фактическая невозможность летать. Больше безопасности не станет. Большинство продолжат летать «дикарём». Хорошо только тем, кому выделят бюджет на ловушки для коптеров, — уверен Роман Жайворон.

«Над ФСБ не летаю»

Другой новосибирец — Вадим, который пользуется квадрокоптером четвёртый год, — зарегистрирует свою технику, потому что без этого не согласовать ни одну съёмку. Он и раньше их согласовывал, несмотря на все сложности процедуры, потому что ему важны авторские права. Для него съемка с квадрокоптера не основная работа, а интересное хобби, которое приносит прибыль. Вадим сотрудничает с федеральными каналами: последняя съёмка, например, была для передачи «Поедем поедим», также он делал съёмку для последней части фильма «Ёлки».

— Я состою в паблике, где обсуждается регистрация. Люди там делятся на две группы. Первая — это те, кто полёты никогда раньше не согласовывал. Они и регистрацию проходить не будут, потому что смысла не видят: считают, что торопиться предоставлять о себе данные государству точно не стоит — вдруг потом введётся какой-то налог на использование воздушного пространства или какие-то страховки. И вторая группа — те, кто согласовывал полёты, поэтому им нужна регистрация, — рассказывает Вадим.

Владельцы квадрокоптеров считают, что согласование полётов нужно отменить, а вот к регистрации они относятся лояльнее 

Владельцы квадрокоптеров считают, что согласование полётов нужно отменить, а вот к регистрации они относятся лояльнее 

По его словам, сейчас активно обсуждается следующее: хотят отменить согласование полёта высотой до 150 метров, поскольку высота полёта гражданских судов до захода на посадку не меньше 200 метров. Центр организации воздушного движения, который согласовывает съёмки, сейчас получает много заявок — это лишняя работа, бюрократия. Поэтому Вадим выступает за то, чтобы отменили согласование полётов высотой до 150 метров, и при этом он готов платить налог, лишь бы им не мешали.

Ещё один владелец коптера — Дмитрий Сидоровец — вообще готов летать без разрашения на высоте не выше 50 метров.

— Регистрировать свою технику пока не буду: работаю как могу, секретные объекты не снимаю, над ФСБ не летаю, техники безопасности всегда придерживаюсь. Если бы упростили закон, например дали высоту до 50 метров без разрешения, я бы никогда его и не просил. У меня редко дрон поднимается выше 100, и то когда дома снимаю только, а так в основном 15–20 метров, — рассуждает он.

Сидоровец всегда мечтал о необычных ракурсах фотографии, о кадрах с высоты птичьего полёта, поэтому в основном снимает недвижимость, свадьбы, музыкальные клипы, флешмобы и различные мероприятия.

«Коптеры будут потихоньку продавать»

Раньше, говорят владельцы коптеров, полиция ими особо не интересовалась и штрафы были не такими страшными.

— Полиция раньше в принципе и не знала, какие законы квадрокоптеры нарушают: могли и отпустить. Но когда начали появляться ролики Навального, за коптеры взялись жёстче. Начали ловить за полёты на площади Ленина, штрафы выписывали. Раньше штрафы были от 3 до 5 тысяч рублей, сейчас — от 20 до 50 тысяч. Желающих полетать в центре города без согласования заметно поубавится. Штраф был эквивалентен одной съёмке, можно было и в ноль сработать, а теперь иначе. Я думаю, что коптеры будут потихоньку продавать. Те, кто оставят технику, будут продолжать полёты, но больше в непопулярных местах, за городом, — уверен он.

Раньше многие не согласовывали полёты, потому что были небольшие штрафы и их не всегда выписывали. Теперь же штрафы увеличились практически в 10 раз, и устраивать подобные съёмки убыточно 

Раньше многие не согласовывали полёты, потому что были небольшие штрафы и их не всегда выписывали. Теперь же штрафы увеличились практически в 10 раз, и устраивать подобные съёмки убыточно 

Дмитрий Сидоровец подтверждает, что раньше не было никаких проблем с полицией по поводу полётов.

— Я сам не летаю там, где лучше не стоит: зачем лишний раз провоцировать полицию. Подходили пару раз, просто интересовались что да как, но мы сразу находили общий язык и никто ничего не выписывал, — говорит Дмитрий.

Он считает, что регистрация самого коптера — это ещё меньшее зло, потому что один раз её потерпеть можно.

— Но согласование каждого полёта с Росавиацией — это такая завуалированная форма запрета. Интересно послушать впечатления того, кому это удалось. Допустим, вам согласовали полёт и признали его безопасным. Но что мешает вам нарушить план полёта в процессе? Ничего. Кто будет контролировать параметры вашего полёта: высоту, дальность зоны? Никто. А если вас поймают на нарушении, получается, Росавиация выдала разрешение не тому человеку. Зачем ведомству дополнительная ответственность и бумажная нагрузка? Они точно не заинтересованы, чтобы выдавать разрешения быстро и легко, — замечает Роман Жайворон.

Сам он не пробовал проходить такую процедуру, но наслышан от других.

Новосибирцам проще снимать в других странах, чем в своей. Этот кадр Роман Жайворон сделал на Кипре 

Новосибирцам проще снимать в других странах, чем в своей. Этот кадр Роман Жайворон сделал на Кипре 

— Возможно, я не прав. Но я не понимаю, зачем такой сложный регламент. Существуют запретные зоны и высоты — мой коптер просто не взлетит в такой зоне, ему запретит встроенное ПО. Информацию о таких зонах можно передавать производителям коптеров, чтобы они добавляли её в обновления своего ПО. В этом случае будет целесообразно регистрировать коптеры в базе, но согласовывать каждый полёт не нужно, — рассуждает Роман Жайворон.

«Заявку на год вперёд я тоже подать не могу»

Вадим рассказал, как происходят согласование полётов в Новосибирске. Сначала нужно подать заявку в мэрию города, которую чиновники рассматривают два-три дня и потом отвечают, разрешён полёт или нет. Если разрешают, то нужно отправить представление на временный режим в зональный центр организации воздушного движения, где можно получить предварительное согласование. За пять дней до полёта эту же заявку нужно отправить в Москву, потому что там устанавливают временный режим. И непосредственно за сутки до полёта или за два часа нужно позвонить в зональный центр и сказать, что скоро состоится полёт.

— Само согласование полётов — дело достаточно муторное, занимает около 10 дней. Какие-то ситуативные моменты, например красивый закат, я не могу поснимать, потому что не могу предугадать за 10 дней, что он будет 31 октября с 18:00 и мне нужно быть в воздухе. И заявку на год вперёд я тоже подать не могу, потому что мне нужно указать время, место и цель полёта.

В марте один из институтов СО РАН в Новосибирске заказал разработку беспилотника за 100 миллионов — зачем учёным понадобился такой аппарат, они пока держат в секрете.

Если у вас была какая-то сложная ситуация во время съёмки с квадрокоптера, расскажите об этом автору этого текста и журналисту НГС Марии Тищенко.

В какие сроки нужно сообщить об изменениях в росавиацию

Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным. Если вы решите потом продать аппарат, новый владелец поставит его на учет сам и вам не надо будет подавать совместное заявление.

В ответ на изменения или снятие с учета тоже пришлют уведомление.

В какой срок ставить на учет беспилотник

Когда приобрелиСрок для учета
Купили в РФ с 27.09.202310 рабочих дней со дня покупки
Привезли в РФ с 27.09.202310 рабочих дней со дня ввоза
Купили или привезли до 27.09.2023до 27.10.2023
Сделали самостоятельнодо начала использования

О старых аппаратах тоже придется отчитаться. Даже если беспилотник купили год назад, заявление о постановке на учет нужно отправить до 27 октября. На самом деле условие по поводу учета и раньше было в воздушном кодексе, но не было правил — а теперь они есть.

Владельцам 95% дронов в россии со следующей недели будут грозить штрафы

Менее 5% от всех дронов, которые могут быть на руках у россиян, официально зарегистрированы, следует из статистики Росавиации. После 27 октября отсутствие регистрации для владельцев беспилотников может обернуться штрафами

К настоящему времени Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) получило 3,197 тыс. заявок на регистрацию беспилотных воздушных судов, говорится в сообщении ведомства.

Из всех поступивших заявок на учет уже поставлены 1,562 тыс. дронов, 31 заявка была отклонена. Как пояснил РБК представитель Росавиации, основной причиной отказа было несоответствие заявлений установленным требованиям — «нечитаемые сведения, отсутствие фото беспилотного воздушного судна, СНИЛС, заявления о постановке на учет, даты рождения владельца устройства, подписание заявления не уполномоченным лицом».

Пока что ведомство принимает заявки только в виде почтовых отправлений. Однако с марта 2020 года заявку поставить дрон на учет можно будет через специальный портал учета беспилотных воздушных судов.

Правила регистрации беспилотных воздушных судов вступили в силу с 27 сентября: каждый, кто покупает дрон, должен зарегистрировать его в Росавиации в течение десяти дней после приобретения или ввоза в Россию. На регистрацию уже находящихся на территории страны беспилотников отводится 30 дней. То есть все находящиеся сейчас в России и осуществляющие полеты дроны должны быть зарегистрированы до 27 октября. Представитель Росавиации уточнил, что даже если устройство было ввезено на территорию России в разобранном виде и собрано самостоятельно, необходимо подать заявку на его регистрацию.

Как отправить заявление для постановки на учет

На учет нужно ставить беспилотники массой от 250 г до 30 кг. Сделать это можно только с 27 сентября. Учетом занимается Росавиация.

Пока утвердили только правила учета. Регламента для предоставления услуги еще нет — он в проекте. К 27 сентября с этим разберутся.

Заявление для учета беспилотника нужно отправлять в Росавиацию. Есть только два способа это сделать:

  1. по почте. Адреса, куда отправлять письмо, еще нет. Его обещают опубликовать позже;
  2. через портал учета. Портал пока не работает, его запустят к 27 сентября.

По правилам заявление можно будет отправить через госуслуги, но пока такой услуги на портале нет — и неизвестно, появится ли она в ближайшее время.

Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.

Как подтвердить регистрацию

В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.

Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.

В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.

Какие беспилотники нужно ставить на учет

При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.

До 27 сентября нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.

С 27 сентября придется регистрировать даже легкие беспилотники, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат. Почти все квадрокоптеры популярного бренда DJI — Spark, Mavic, Inspire — попадут под новые правила.

Взлетная масса квадрокоптера DJI Spark — 300 г. Теперь его нужно ставить на учет

Какие беспилотники теперь нужно регистрировать

МассаЧто делать
До 250 гничего
От 250 г до 30 кгставить на учет
Более 30 кгрегистрировать

Когда нужно ставить беспилотник на учет

Беспилотник нужно поставить на учет в течение 10 рабочих дней после покупки. Эти сроки должны соблюдать те владельцы, что купят квадрокоптер с 27 сентября. Если квадрокоптер купили до 27 сентября, для его учета дают месяц с того момента, как правила вступят в силу.

Кого это касается?

Новые правила касаются всех, у кого есть беспилотник весом от 250 г. Даже если дрон не используется или квадрокоптер купили для подработки на фотосъемках свадеб, новые требования положено соблюдать. Это придется делать вообще всем: физлицам, предпринимателям и компаниям. Для них одни и те же правила, а различаются только суммы штрафов — для юрлиц, как всегда, выше.

Если вы год назад купили беспилотник и он лежит в гараже без дела — вас касается постановление правительства. Если вы только собираетесь покупать дрон — вас это тоже касается. Если вы купите его после того, как правила регистрации заработают, — требования тоже придется соблюдать. Сроки для регистрации ограничены: на это есть 10 дней после покупки.

Минутка заботы от нло

Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Пункт 1

В пункте 2: а) абзац восьмой признать утратившим силу

Пункт упраздняет определение понятия «беспилотный летательный аппарат». Видимо, теперь официально следует использовать термин «беспилотное воздушное судно» (БВС). Абзаца с определением такового в документе нет. Сам термин при этом в документе используется.

в) после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:
«визуальный полет беспилотного воздушного судна» — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном.

Определение осталось прежним, лишь более корректно сформулировано. Определяет термин, фигурирующий в п.52-1 Федеральный правил использования воздушного пространства РФ.

Пункт 10

Пункт 114 дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:
«ж) выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов (в случае, предусмотренном пунктом 52-1 настоящих Правил).».

Пункт, как и в предыдущей редакции отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в случаях, предусмотренных в 52-1.

В итоге мы имеем улучшенный с точки зрения логики и стилистики текст Постановления, суть которого сводится к двум основным моментам:

  • Нет необходимости получать разрешения на полеты в пределах населенных пунктов у органов местного самоуправления, если максимальная взлетная масса вашего БВС меньше 250 г.
  • Нет необходимости получать разрешение на ИВП в случаях, указанных в п. 52-1.

С первым же пунктом связан и существенный минус. В п. 4 осталось это «максимальной взлетной массой», что вносит полную неразбериху в то, на какие БВС этот пункт распространяется, а на какие нет. Т.к. зарубежные производители не указывают среди характеристик производимых ими БВС этот параметр.

Теперь перед полетом БВС следует пользоваться этим алгоритмом:

Кстати, при тщательном изучении алгоритма видна одна неувязка: ставить на учет БВС с максимальной взлетной массой менее 250 г не нужно, а, вот, в случае полета при условиях, подпадающих под «большое условие», получать разрешение на ИВП для такого БВС необходимо.

Пункт 4

В пункте 49 слова «полеты беспилотных летательных аппаратов» заменить словами «полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг)».

Пункт опять же меняет БЛА на БВС, а также, как и в изначальной редакции Постановления, отменяет необходимость получения разрешения у органов местного самоуправления для полетов над территориями населенных пунктов БВС с максимальной взлетной массой менее 250 г.

Пункт 6

Дополнить пунктом 52-1 следующего содержания:
«52-1. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:

а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.»

Самый важный для нас пункт, разрешает не получать разрешения на полет БВС легче 30 кг в перечисленных случаях. Подробный разбор этого пункта с описанием каждого исключения мы делали

. Очень важным является изменение в этом пункте. В начальной редакции в конце пункта присутствовал абзац:

Ответственность за предотвращение столкновений воздушных беспилотных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.


Который возлагал ответственность за любое происшествие с БВС на его пилота. В конечной редакции этот абзац отсутствует.

Пункт 9

В пункте 109:
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
«Сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна (за исключением визуального полета беспилотного воздушного судна в случае, предусмотренном пунктом 52-1 настоящих Правил) подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства».

Как и в начальной редакции, отменяет необходимость предоставления плана полета БВС для случаев, предусмотренных в 52-1.

Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в россии?

Использовать беспилотник в России будет реально. Для этого нужно поставить его на учет, отправив по почте заявление. На учет ставят один раз, и можно оформить сразу несколько аппаратов.

Потом нужно получать разрешения на полеты — для этого придется составить план полета и согласовать его с единым центром и местными властями. Но с разрешениями нет нововведений: владельцы дронов всегда должны были это делать. Те, кто без разрешения запускал квадрокоптеры над пороховыми заводами, возле аэродромов и в зоне снижения пассажирского самолета, и раньше нарушали закон.

Если фотограф захочет законно использовать дрон, чтобы снять свадьбу, он заранее поставит беспилотник на учет, выберет подходящее место для съемки и за пару дней до нужной даты согласует план полета. Но это так по закону. На практике, возможно, кто-то будет злоупотреблять своими полномочиями, а кто-то в ответ предпочтет решить вопрос на месте — без разрешений и планов.

Кроме учета, регистрации и разрешений нужно соблюдать и требования к управлению летательными аппаратами. Например, всегда держать их в зоне видимости, проверять исправность, не выполнять опасные маневры, не летать над людьми и не приближаться к самолетам.

А пока Госдума обсуждает, кто и как сможет сбивать дроны, которые летают не по правилам и создают угрозу безопасности.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий