Что нам понадобится.
Инструмент:
- Нож канцелярский (можно хобийный)
- Металическая линейка
- Тонкий маркер
- Наждачная бумага на бруске
- Если есть, то бор машинка
- Канцелярские булавки
Материалы:
- Потолочная плитка (потолочка)
- Экструдированный пенопласт
- Клей для потолочной плитки Дракон (или аналоги)
- Скотч прозрачный, цветной, двухсторонний
- Алюминиевая пластинка для моторамы
- Бамбуковые палочки для шашлыка
Cessna 150 своими руками
Предлагаемая к изготовлению своими руками авиамодель Cessna 150 – это тренер верхнеплан (модель самолета с верхним расположением крыла).
Данная авиамодель стала самой распространенной среди самодельных авиамоделей и известна под именем Цессна из потолочки. Изготовление ее очень простое, сделать может даже 8 летный ребенок.
В полете Cessna 150 из потолочки прощает незначительные ошибки управления, если бросить стики и убрать газ, то она сама выравнивается в горизонтальный полет (при правильной центровке). Посадка не вызывает сложости – отключаем мотор, чуть подтягиваем Руль Высоты вверх и Цессна неспешно планирует к месту посадки.
Скачать чертежи авиамодели Cessna 150 можно с нашего сайта Радиоуправляемые модели.
Есть обновленная версия чертежей, скачать ее можно здесь. Если в предыдущей версии сделаны шаблоны для вырезания деталей из потолочной плитки, то в обновленной версии можно посмотреть компоновку деталей.
Так же рекомендую посмотреть видеоинструкцию по изготовлению авиамодели.
Как я уже писал в авиамодельном форуме Цессна 150 получилась очень устойчивой в полете, с высокими планирующими способностями и может использоваться не только как первая авиамодель сделанная своими руками из потолочной плитки, но и как авиамодель для спокойных полетов.
Для изготовления вам потребуется 4 листа потолочной плитки, линейка и канцелярский нож, а так же клей, скотч и двухсторонный скотч для петель руля высоты и руля направления.
Вес авиамодели в полетном состоянии (с аккумулятором и шасси) составляет 314 грамм
Размах крыла 976 мм
Длина авиамодели 784 мм
Электроника использующаяся в самодельной авиамодели Cessna 150
Основные линки ведут на сайт BangGood – я предпочитаю брать там, оплатить можно картой или WebMoney. Ссылки на Али – поиск по названию товара.
Если ссылка не открывается – скопируйте ее и вставьте в новом окне браузера, почему некоторые браузеры то не любят переадресацию через сервис сокращения ссылок и блокируют переходы по простому клику.
Подборка электроники для легкой авиамодели весом 320-350 грамм.
Motor 2204-2206 1500kv ESC
MABMA 2204 1450KV
Buy: BangGood, AliExpressRacerstar BA2206 1500KV 1900KV
Buy: BangGood, AliExpressHobbywing Skywalker 2-3S 20A
Buy: BangGood, AliExpressFMS Predator 20A Brushless
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 8×6
GEMFAN GF 8040 8060
Buy: BangGood, AliExpress2PCS Gemfan 8060 8×6
Buy: BangGood, AliExpress2PCS 8060 8×6 inch
Buy: BangGood, AliExpress8×6 Inch 8060 Nylon
Buy: BangGood, AliExpress4pcs 8060 8×6 inch
Buy: BangGood, AliExpress1pc KMP 8060 8x6E
Buy: BangGood, AliExpressDynam 8×6 8060 3
Buy: BangGood, AliExpressQTmodel 8060 8×6 inch
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 9×4.7
GWS EP 9047 8043
Buy: BangGood, AliExpress1 Piece HQProp 9×4.7
Buy: BangGood, AliExpress5PCS GWS EP 9047
Buy: BangGood, AliExpressGemfan 9047 Carbon Nylon
Buy: BangGood, AliExpress
LiPo 2S 1500mAh
ZOP Power 7.4V 1500mAh
Buy: BangGood, AliExpressWltoys 7.4V 1500mAh 25C
Buy: BangGood, AliExpress2Pcs ZOP Power 7.4V
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 7.4V 1500mAh
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 7.4V 1500mAh
Buy: BangGood, AliExpress
Есливы хотите летать побыстрее, то надо ставить аккумултор 3S и пропеллер 7х6 или 8х4.
LiPo 3S 1000mAh
ZOP Power 11.1V 1000mAh
Buy: BangGood, AliExpressTiger Power 11.1V 1000mAh
Buy: BangGood, AliExpressGiant Power DINOGY ULTRA
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 11.1V 1000MAH
Buy: BangGood, AliExpress3PCS ZOP Power 11.1V
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 11.1V 1000mAh
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 7×6
TowerPro 7×6-E 7060 Propeller
Buy: BangGood, AliExpress7060 7×6 inch Slow
Buy: BangGood, AliExpress5PCS BearPropeller 6050 7060
Buy: BangGood, AliExpress7×6 Inch 7060 Nylon
Buy: BangGood, AliExpress5PCS BearPropeller 6050 7060
Buy: BangGood, AliExpress5PCS BearPropeller 6050 7060
Buy: BangGood, AliExpress10PCS 7060 7×6 inch
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 8×4 DD
Gemfan 5030 6030 7035
Buy: BangGood, AliExpress10PCS Gemfan 8040 8×4
Buy: BangGood, AliExpress
Легкая авиамодель хорошо выпаривает, может ловить термики, но сервомашинки в хвосте надо перемещать вперед (ближе к крылу) и может потребоваться удлинение носа из за задней центровки.
Второй вариант – более тяжелый и тяговитый мотор, позволяет взлетать с экшен камерой, можно поставить FPV камеру и видеопередатчик. Задней центровки при этом не наблюдается.
Внимание! При этом варианте требуется укрепление соединения половинок крыла – кроме потолочных соединителей вставьте кусок линейки! Тяга мотора около 900 грамм.
Motor 2212 1400kv ESC
Sunnysky A2212 1400KV Brushless
Buy: BangGood, AliExpressRacerstar BR2212 1400KV 2-4S
Buy: BangGood, AliExpressEmax XA2212 820KV 980KV
Buy: BangGood, AliExpressEMAX BLHeli Series 6A
Buy: BangGood, AliExpressXF-Model 2-3S 30A Brushless
Buy: BangGood, AliExpressHobbywing Eagle 30A Brushed
Buy: BangGood, AliExpressSimonk Firmware 30A RC
Buy: BangGood, AliExpressFlycolor Fairy Series 30A
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 8×6
GEMFAN GF 8040 8060
Buy: BangGood, AliExpress2PCS Gemfan 8060 8×6
Buy: BangGood, AliExpress2PCS 8060 8×6 inch
Buy: BangGood, AliExpress8×6 Inch 8060 Nylon
Buy: BangGood, AliExpress4pcs 8060 8×6 inch
Buy: BangGood, AliExpress1pc KMP 8060 8x6E
Buy: BangGood, AliExpressDynam 8×6 8060 3
Buy: BangGood, AliExpressQTmodel 8060 8×6 inch
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 9×6
GEMFAN GF 8040 8060
Buy: BangGood, AliExpress9X6 Inch 9060 Nylon
Buy: BangGood, AliExpressGemfan 9X6 Inch 9060
Buy: BangGood, AliExpressVolantex Saber 920 756-2
Buy: BangGood, AliExpress1PC Xoar PJN Beechwood
Buy: BangGood, AliExpress9×6 Inch 9060 Propeller
Buy: BangGood, AliExpress
LiPo 3S 1500mAh
ZOP Power 11.1V 1500mAh
Buy: BangGood, AliExpressLION Power 11.1V 1500mAh
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 3S 11.1V
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 11.1V 1500MAH
Buy: BangGood, AliExpressXF Power 11.1V 1500mAh
Buy: BangGood, AliExpressAHTECH Infinity 1500mAh 3S
Buy: BangGood, AliExpressXF POWER 11.1V 1500mAh
Buy: BangGood, AliExpress
Сервомашинки для обеих версий одинаковые.
Servo 9 gramm
SG90 Mini Gear Micro
Buy: BangGood, AliExpressKittenBot® 23×12.2x29mm SG90 9g
Buy: BangGood, AliExpressSG92R Micro Digital Servo
Buy: BangGood, AliExpress4pcs Lofty Ambition MG90S
Buy: BangGood, AliExpressRacerstar MG90S 9g Micro
Buy: BangGood, AliExpressPTK 7452 MG-D 9g
Buy: BangGood, AliExpressVolantex 9g Plastic Gear
Buy: BangGood, AliExpress4 X SG92R Mini
Buy: BangGood, AliExpressPxtoys 1/18 RC Truck
Buy: BangGood, AliExpressAGF B9DLMA 2.2KG Small
Buy: BangGood, AliExpressAGF A20CLS 9g Micro
Buy: BangGood, AliExpress
Servo
SG51R 5g Plastic Gear
Buy: BangGood, AliExpressSG50 0.8kg 5g Plastic
Buy: BangGood, AliExpressPTK 7350 MG-D 5g
Buy: BangGood, AliExpressCYS-S0005 5g Light Weight
Buy: BangGood, AliExpress4X Emax ES9251 2.5g
Buy: BangGood, AliExpressWLtoys 5g Digital Servo
Buy: BangGood, AliExpressSinohobby V28-046S Metal Gear
Buy: BangGood, AliExpress
На элероны тоже можно ставить 9 граммовую сервомашинку. На РН, если располагать “в хвосте” лучше поставить именно серву весом 5 грамм. У многих получается задняя центровка, так что хвост лучше максимально облегчать. Сервомашинки лучше взять с запасом, стоят не дорого, но если сломается в результате краша, то ждать замену – долго.
Конфигурация весьма живучая и мощная!
Вот проверка на максимальную полетную нагрузку, батарея 3S, винт 8х6, суммарный вес 670 грамм. Летает! Тяжеловато, но летает! 🙂
Я рекомендую начинать на 2S, много тяги для первых полетов скорее вредно, чем полезно. Верхнепланы вообще рассчитаны на полеты с тягой 0.8-1.2 от веса. Брать стоит не менее пары батарей сразу. Так как полетное время на них 8-12 минут на полном газу, а выходить в поле ради столь малого времени скоро становиться скучно и приходиться ждать, пока дойдет следующая посылка с еще парой акков.
На мощном моторе для 2S аккумулятора пропеллеры 9х4.7 и 10х4.7
LiPo 2S 2200mAh
ZOP Power 7.4V 2200mAh
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 7.4V 2200mAh
Buy: BangGood, AliExpressGIANT POWER 7.4V 2200mAh
Buy: BangGood, AliExpressZOP Power 7.4V 2200mAh
Buy: BangGood, AliExpressRED Lipo 2200mAh 7.4
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 9×4.7
GWS EP 9047 8043
Buy: BangGood, AliExpress1 Piece HQProp 9×4.7
Buy: BangGood, AliExpress5PCS GWS EP 9047
Buy: BangGood, AliExpressGemfan 9047 Carbon Nylon
Buy: BangGood, AliExpress
Prop 10×4.7
10PCS 1047 10×4.7 inch
Buy: BangGood, AliExpress1 Piece HQProp 10×4.7
Buy: BangGood, AliExpressGWS EP 9047 8043
Buy: BangGood, AliExpress
Пропеллеры – расходный материал! Особенно в первых полетах, так что берите их с запасом, минимум по 5 шт, лучше брать разной формы и парамтеров – так сможете подобрать под свой стиль полета.
Рекомендую прочитать статьи для новичков, про соединение RC аппаратуры в работоспособное единое целое и про электронику авиамодели вообще. 90% вопросов после этого отпадет. В частности – как подсоединить двигатель авиамодели к регулятору и куда подключать батарею. 🙂
Итак, приступаем к изготовлению авиамодели.
Для начала необходимо распечатать чертежи.
Изготовление авиамодели начинается с Руля Направления и Руля Высоты
Оба руля изготавливаются из двойной потолочной плитки. В этот раз я решил применить двухсторонний скотч в качестве креплений рулевых поверхностей.
Я не буду останавливаться подробно, так по креплениям рулевых поверхностей есть 2 хорошие статьи – 8 типов крепления рулевых поверхностей и Крепление элеронов на скотч.
Стачиваем соприкасающиеся грани рулей и киля/стабилизатора под 45 градусов.
Кладем половину Руля высоты и Стабилизатора сточенными гранями вниз, накладываем 3 отрезка 2-х стороннего скотча – он будет выполнять роль петель.
Удаляем защитный слой с второй стороны двухстороннего скотча, намазываем тонким слоем клея все вокруг скотча и прижимаем второй частью.
Так же поступаем с Килем и Рулем направления.
Пока клей полимеризуется, займемся изготовлением фюзеляжа авиамодели cessna 150.
Склеиваем боковины фюзеляжа авиамодели – на одну потолочную плитку они не умещаются. И размечаем будущие ребра жесткости.
Наклеиваем усилители носовой части с наружной стороны боковин фюзеляжа и делаем отверстия под держатели крыла.
Приступаем к вклейке ребер жесткости – шпангоутов авиамодели Cessna 150.
Обратите внимание – первый шпангоут, тот к которому крепиться двигатель, так называемый мотошпангоут – ставиться таким образом, что бы прикрепленный к нему двигатель едва высовывался за переднюю грань фюзеляжа.
На чертеже он отмечен условно и его надо подгонять под свой размер двигателя. Изготавливаем его из 2-х слоев потолочки и делаем прорези для прохода воздуха от двигателя в батарейный отсек.
В шпангоуты под крылом вклеиваем деревянные палочки для крепления резинок, которые будут удерживать крыло. Я использовал бамбуковые палочки для шашлыка. Эти шпангоуты так же из 2-х слоев потолочки.
В заднем шпангоуте лучше сразу прорезать отверстие под провода от сервомашинок управляющих рулем высоты и рулем направления авиамодели. После сборки фюзеляжа сделать это будет гораздо сложнее.
Теперь вклеиваем киль с рулем направления, средняя горизонтальная линия в киле на чертеже – это уровень по которому надо выровнять положение по верху фюзеляжа. Прошу прощения за жирный шрифт, но уж очень часто это спрашивают в форуме 🙂 Под килем вырезается прорезь для вставления стабилизатора.
В своей авиамодели я сделал уменьшенный вариант киля, красная часть с надписью “вклеивается отдельно” у меня из одинарной потолочки.
Итак, на чертеже киль с приставкой заодно, я ее отрезал и вклеивал отдельно. Чертеж был доработан до более простой сборки авиамодели. На фото киль с обрезанной приставкой.
Размер прорези равен длине стабилизатора до руля высоты.
На мотошпангут наклеиваем мотораму из дерева – к ней будет крепиться двигатель. Отверстия под крепеж в мототраме сверлим заранее.
Теперь приклеиваем вторую боковую часть фюзеляжа. Прорезаем в ней прорезь для стабилизатора с рулем высоты и вклеиваем последний.
Стабилизатор опирается на Киль и поэтому проблем с вклейкой быть не должно. Проследите только за тем, что бы он был вклеен ровно.
Низ и вех авиамодели я зашивал не по чертежам, приклеивая потолочку с запасом. После того как клей на авиамодели застывал, я срезал лишнее канцелярским ножом для бумаг.
Такой подход к изготовлению авиамоделей мне нравиться больше. Получается быстрее изготовить авиамодель.
С фюзеляжем все, переходим к крылу.
Изготовление крыла авиамодели
На чертеже есть длинные прямоугольники, их надо вырезать 10 штук (по 5 на крыло). 3 из них склеиваем вместе – это лонжерон крыла, одну наклеиваем по передней части крыла – для формирования лобика, последнюю на заднюю часть – для изготовления объемных элеронов.
Технология такова – отрезаете 4 мм от края (там потолочка имеет сужение от штамповки), вырезаете нижнюю часть крыла по шаблону, отрезаете 5 отрезков. Остаток пойдет на зашивку верхней части.
На чертеже места для них заштрихованы, так что проблем с размещением не будет.
У меня передняя наклейка получилась тоньше на 0.5 см, но для начинающих лучше использовать полную толщину – крепче будет передняя часть крыла и лучше будет противостоять ударам.
Для формирования носика срезаем под 45 градусов от нижней грани крыла до верха накладки и шкурим. Лобик крыла авиамодели будет такой:
Заднюю часть так же срезаем и вышкуриваем.
Теперь приклеиваем лонжерон из склеенных между собой 3-х потолочных плиток. Линия на чертеже обозначает передний край лонжерона.
И наклеиваем верхнюю часть крыла (оставшийся кусок от потолочной плитки) на лобик.
После того как клей застынет, приклеиваем лонжерон к верхней части крыла.
Крепим передний край к столу – это надо для того, что бы при склейке крыла нижняя сторона оставалось прямой. У нашей авиамодели крыло плосковыпуклое, а если передний край не закрепить, то крыло снизу будет иметь тоже выпуклый профиль.
Промазываете клеем лонжерон, загибаете верхнюю часть и кладете груз на место прохождения лонжерона. Для распределения нагрузки я использовал линейки, на которые положил утяжелители для фитнеса.
Ждем пока клей схватиться и промазываем клеем заднюю часть крыла. Для удержания я использовал линейки и прищепки.
Обрезаем лишнее с верхней части – то, что осталось за задней частью крыла и законцовки.
С внутренней части законцовок проходимся наждачкой на линейке – скашиваем “на ус” верхнюю и нижнюю грань.
Смазываем клеем и приклеиваем подгибая нижнюю часть к верхней.
Три небольших дырки – это привет от моей кошки, потрогала лапой почти готовую консоль крыла авиамодели 🙂
После склейки проходимся по краю наждачкой
Вот и все. Основное действие сделано – авиамодель Cessna 150 готова!
Теперь необходимо оснастить ее электроникой, прорезать элероны, склеить консоли крыла.
Элероны
Элероны отрезаем по нарисованным на чертеже линиям. Аккуратно прорезая с обеих сторон крыла. Не торопитесь!
Навеска Элеронов делается на скотч, как в статье – Навеска элеронов на скотч. Останавливаться подробно не буду, это штатная процедура для всех авиамоделей.
Сервомашинки на элероны устанавливаем таким образом: оборачиваем сервомашинку 2х сторонним скотчем, о бокам и снизу прижимаем отрезки потолочки, эти отрезки слеиваем между собой.
Сервомашинка получается жестко закрепленная в “домике” из потолочки и после вклейки не будет двигаться при передаче усилий на элерон.
Расстояние от края консоли до сервомашинки я выбрал максимальным по длине провода сервомашинки. Между приемником и проводом сервомашинки будет стоять сервоудленнитель, он нужен для того, что бы при подключении и отключении (фактически снятии крыла) не раздалбливать гнездо приемника.
Если у вас 4-х канальная аппаратура, то используйте Y-кабель для подсоединения двух сервомашинок в один канал элеронов приемника.
Если вам не жалко приемник, то сервы можно сместить к центру крыла, освобождая кабель дpя подключения напрямую в приемник авиамодели.
Вырезаем отверстие в верхней части крыла таким образом, что бы сервомашинка касалась лонжерона и вклеиваем сервомашинку в консоль крыла.
Так же поступаем и со второй консолью.
Внимание! Обе сервомашинки должны “смотреть” качалками от середины крыла!
Hint: Если у вас электроника еще не пришла, а собрать авиамодель хочется полностью, то прорезаем отверстия под сервы, делаем отверстия под выход кабеля от сервомашинки и пропускаем через эти отверстия нитку связанную кольцом (половина кольца будет внутри крыла радиоуправляемой модели самолета,. половина снаружи). Тогда можно будет склеить крыло, а когда придут сервомашинки вставить их и протянуть провода просто привязав к нитке. 🙂
В элерон вклеивается кабанчик. Сервомашинка с кабанчиком соединяется с помощью самодельной тяги.
Про изготовление кабанчиков и тяг смотрите по ссылкам.
Если что то окажется не понятным, то посмотрите другие фотоинструкции в левой панели. Про крепление элеронов и сервомашинок я писал достаточно подробно.
Склейка консолей крыла авиамодели между собой.
Склеивая консоли крыла между собой стоит учитывать следующее: если вы сделаете большое V крыла как у меня, то о быстрых бочках можете забыть.
Но зато авиамодель будет иметь большую самостабилизацию в полете по крену.
Такое поведение авиамодели хорошо для начинающих пилотов и для таскания на ней камеры, например для FPV полетов. При этом авиамоделью можно управлять используя только Руль направления и Руль высоты, а канал элеронов отдать под управление поворотами камеры.
Если вам нужна более пилотажная авиамодель, то сделайте V крыла около нулевым – 1-2 градуса. Авиамодель станет менее устойчивой по крену, но, зато, вы сможете делать резкие бочки.
Если вы начинающий авиамоделист, то сделайте первое крыло с V как у меня, а когда освоитесь, то можно изготовить второе крыло с меньшим углом.
Я буду описывать изготовление крыла с большим V, как более сложное.
Наклеиваем 2 задающие V пластины на одну консоль, примеряем и наждачкой на линейке стачиваем верхние части консолей так, что бы обе консоли стыковались почти без зазора.
Внимание! Для Цессны 150 с тяжелым мотором делаем дополнительно эти же детали из дерева (например деревянных ученических линеек), приклеиваем их к потолочным и затем вклеиваем в консоли крыла.
Намазываем обильно клеем стык и задающие V крыла и соединяем консоли между собой. Я использовал клей регент, так как он расширяется при полимеризации и можно было не подгонять консоли друг к другу с точностью до миллиметра.
При склейке необходимо четко совместить передний и задний край крыла. Если будет перекос, то возможно придется переделывать крыло.
Пока сохнет клей, займемся установкой сервомашинок в фюзеляж авиамодели.
Сервомашинки для Руля высоты и руля направления.
Для начала надо обернуть сервы 2-х сторонним скотчем и сделать для них “домики”.
Сервомашинка весом в 5 грамм для руля направления
Сервомашинка весом 9 грамм для руля высоты авиамодели
Так как сервомашинки будут располагаться достаточно далеко от приемника, то необходимо подготовить сервоудлинители.
В Руль высоты и Руль направления вклеиваются кабанчики.
К этому времени клей на крыле авиамодели уже полимеризуется и можно начать планировать размещение сервомашинок.
Установите мотор, наденьте на него винт, закрепите скотчем регулятор и батарею в тех местах, где планируется их размещение. Закрепите крыло на авиамодели с помощью резинок.
Теперь прикрепляйте сервомашинки на фюзеляж и их смещением добивайтесь того, что бы центр тяжести авиамодели находился на передней кромке лонжерона.
У меня это расстояние составило 20 см по верхней грани от края фюзеляжа до сервомашинок. Однако, при этом я сразу ставил на авиамодель камеру FlyCamOne2 и шасси. О шасси речь пойдет ниже.
Внимание! У многих получается центровка весьма задней! Так что лучше ставить сервомашинки под крыло и делать тяги или внутри фюзеляжа (см статью про бутербродный мустанг) или делать тяги снаружи с проставками-поддерживалками (см статью Манон 3D).
Определившись с местоположением сервомашинок прорезаем отверстия в фюзеляже. Сервомашинку на руль направления я установил вертикально.
Вклеив ее в фюзеляж смотрим на просвет, где заканчивается она в фюзеляже и прорезаем отверстие для сервомашинки руля высоты.
Вклеив сервомашинку руля высоты начинаем изготавливать самодельные тяги. Так же приклеиваем отдельную деталь – начало киля.
Эта деталь делается из одного слоя потолочки и клеиться по центру.
Все, хвост авиамодели готов.
Накладка на крыло авиамодели
Для того, что бы увеличить прочность крыла авиамодели необходимо изготовить накладку. Для этого берем потолочку и вырезаем пластину шириной 115 мм. Для того, что бы пластина хорошо приняла форму крыла, я прокатал ее трубой.
Зашкуриваем часть крыла на которую будет накладываться пластина и нижнюю часть пластины, смазываем клеем и соединив – кладем под груз.
После того, как клей полимеризовался, приклеиваем деревянные палочки по передней и задней кромке. Это необходимо для того, что бы резинки не продавили пенопластовое крыло авиамодели.
Такого укрепления вполне хватает авиамодели весом в 314 грамм для активного пилотажа.
Крышка батарейного отсека
Крышка батарейного отсека изготавливается просто. Вырезается накладка по ширине фюзеляжа и с внутренней стороны приклеивается пара ребер жесткости.
На текущий момент крышка крепиться с помощью резинок. В планах переделка ее на магнитную застежку.
Кабину, точнее место лобового стекла, я не зашивал, так как летаю с камерой, но ее достаточно просто заклеить отрезком потолочки.
Провод от регулятора пропущен через небольшие отверстия под крыло, там установлен приемник авиамодели.
Шасси для авиамодели
Так как я изготавливал авиамодель для таскания камеры, то оснащение ее шасси дело необходимое. Камера будет крепиться как в фюзеляже на месте пилота, так и между стойками шасси.
Основание шасси – это отрезок мягкого пластика шириной в размер фюзеляжа и длинной 1.5 см. По краям просверлины отверстия и сделана насечка для лучшего удержания клея.
Стойки шасси вклеены на Poxipol – более дешевый аналог эпоксидки 5ти минутки.
Пластина приклеена к фюзеляжу авиамодели, спереди и сзади пластины наклеены отрезки потолочки, еще один отрезок проходит по центру.
Такое крепление весьма критично к жестким посадкам. К тому же при посадке колеса авиамодели зарываются в снег. Новичкам я рекомендую не ставить шасси, взлетать с руки, а садиться в снег “на брюхо”.
В хвостовой части авиамодели используется хвостовой костыль. Это кусок бамбуковой палочки от шашлыка вклеенный под углом, внутри авиамодели он доходит до стабилизатора.
Вот и все – авиамодель готова к облету.
Облет авиамодели Cessna 150
Облет авиамодели производился при нестабильном ветре 4-5 метров в секунду. Оценить силу ветра можно на видео с облета – на попадающих в кадр трубах видно – дым из них идет параллельно земле.
Авиамодель Cessna 150 одинаково хорошо зарекомендовала себя как в моторном, так и в безмоторном полете.
Поразили ее планирующие качества. Я делал тренер-верхнеплан и таскатель камеры, а получил еще и минипланер для полетов в городской динаме 🙂
Авиамодель необходимо обтянуть цветным скотчем, кроме красоты и легкости распознавания ее положения в небе, это увеличит стойкость авиамодели к ударным нагрузкам.
Первого января я договорился со знакомым записать видео полета авиамодели Цессны 150 на камеру, в этот раз я летал низко, что бы авиамодель можно было видеть на видео.
Надеюсь авиамодель вам понравилась и вы решите ее повторить!
Фото авиамодели от В.Косых
Бортовая электроника
Для сборки планера, то есть корпуса самолета, были куплены:
Из внушительного пучка бамбуковых шампуров понадобиться всего один, сейчас буду думатькуда деть остальные :), а одной упаковки потолочной плитки хватит на два таких планера.
Бумажные шаблоны обводил гелевой ручкой и вырезал из потолочной плитки.
Надо отметить, потолочная плитка меньше чем длина фюзеляжа, поэтому боковая обшивка фюзеляжа сделана из двух частей. Склеивал между собой их стык в стык без каких-либо накладок, получилось достаточно прочно.
Хвостовое оперение с рулем высоты и рулем направления склеивается из двойного слоя, подвижные плоскости рулей вырезаются до склейки половинок и в местах стыковки обтачиваются ножом и ровняются наждачной бумагой.
Расходы или, иначе говоря, максимальные углы отклонения рулевых поверхностей элеронов (крен) и руля высоты (тангаж) примерно чаще всего составляют 15-20 градусов, а руля направления (рыскание) – около 25 градусов.
Петли на которых будут держаться подвижные части рулей – это отрезки армированного скотча, также подойдет двусторонний скотч. Наклеил их таким образом:
Поверх приелеивается второй слой из потолочки.
Таким же способом был изготовлен и киль авиамодели.
Перейти к Часть-2. Мой опыт постройки радиоуправляемой модели самолета Cessna-150 из потолочной плитки.
Перейти к Часть-3. Мой опыт постройки радиоуправляемой модели самолета Cessna-150 из потолочной плитки.
Моя первая модель летающего крыла или постройка лк "вжик"
Перепробовав много разных видов самолетов(планер, слойка, квадрокоптер, разнообразные металки, элевонные самолеты) я ешил сделать что-то более маневренное, юркое и скоростное.
Так как с летающими крыльями я раньше дела не имел, необходимо было найти ту модель, которая была бы очень устойчива в полете, с большим профилем и маневренными элевонами. Из чего я сделал вывод: наиболее подходящим для моих целей оказалось лк вжик! Поэтому начнем процесс изготовления!
Руководствуясь статьей на рс авиэшн я начал делать модель.
Честно говоря, наипростейшей конструкции я просто не встречал! Процесс сборки я начал вот с этого чертежа крыла:
На потолочку перенести этот чертеж не составляет труда:), вырезав 2 такие детальки начинаем нарезать лонжероны которые придают профиль крылу(модель делается без нервюр), так же лонжероны кладутся на заготовки по этой схеме
Далее получается вот такая заготовка крыла:
На лоббик крыла советую класть 2-3 слоя потолочки для прочности. Еще в нос вжика желательно положить пеноплексовую амортизирующую подушку(чего я не сделал и вскоре об этом пожалел)
Дальнейший процесс не был запечатлен, но я его кратенько могу описать, так как там не очень сложно:
Склеиваются эти 2 детали крыла и по центральному лонжерону по бокам кладется с двух сторон сосновая рейка. Дальше неоходимо обшить крыло сверху потолочкой, это тоже не составляет труда!
Дальше я вырезал элероны по этой схеме
Закрепил на модели, вырезал ушки и поставил их на модель.
Дальше я проявил инициативу и решил покрыть модель пленкой для обтяжки учебников, вот что получилось:
Так же я сделал отсек под аккумулятор, зарепил мотораму и установил кабанчики
Дальнейшем процессом изготовления модели было установка сервоприводов. Так как модель я решил делать очень аккуратно, и чтобы она красиво смотрелась пришлось спрятать сервоприводы в корпус.
Сервоприводы прятал внутрь под пластиковую карту, получилось так:
Получилось очень даже не плохо!
Следующим этапом постройки модели было обтяжка модели(мое мнение что это самое сложное в постройке модели)
Было решено сделать вертикальные полоски, красный низ, синий верх!
Обтяжку я начал с нижней части модели:
Получилось очень аккуратно(обтягивал нижнюю часть целых 2 дня)
Дальше обтягивал верхнюю часть(так же обягивал 2 дня)
Осталось только поставить электронику и модель готова!!!!
Технические характеристики и электроника:
Полетный вес: 405грамм
Длинна крыла: 1метр
2 9ти граммовых сервопривода
двигатель 2205с
регулятор 20 ампер
винт 8х4
акб 3s 1000mah
А вот результаты моей кропотливой работы
Увы, но видеозаписи полета нет, так как модель была продана
Всем спасибо за внимание, удачных взлетов и мягких посадок:)
С уважением Дмитрий, 15 лет.
Самодельное летающее крыло своими руками
Летающие крылья
Летающее крыло – это авиамодель которая не имеет фюзеляжа, стабилизатора, руля высоты и руля направления.
Управляются Летающие Крылья с помощью элевонов – это смешанное управление руля высоты и элеронов.
Скачать чертежи для изготовления летающего крыла можно по ссылке в конце статьи.
К Летающим Крыльям я отношусь двояко, с одной стороны это интересное решение для прикладных задач, таких как фотосъемка с высоты или FPV полеты. ЛК (летающее крыло) не занимают много места при транспортировке, фактически оно занимает столько места, сколько займет крыло обычной авиамодели сравнимого размаха.
С другой стороны, на мой взгляд, именно полеты на ЛК немного скучнее, по крайней мере, моторные полеты. Часть фигур для ЛК просто не доступны в силу отсутствия руля направления (летающее крыло с рулем направления – это отдельная тема, обычно такие авиамодели называют безхвостка).
Достоинствами Летающего Крыла являются :
ЛК достаточно просто изготовить – летают даже склеенные из 3-4 слоев потолочки.
ЛК легко сделать разборным из 3-х частей – моторный отсек и 2-е крепящихся к нему консоли крыла.
Легкость изготовления – вот пример изготовления ЛК на видео
А вот еще один видеопример изготовления ЛК
Не правда ли весьма просто?
Консоли летающего крыла можно вырезать из пеноплекса по шаблонам- профилям из чертежей или, в случае Баклана, сделать наборное крыло.
В моторный отсек легко помещается фотоаппаратура для съемок местности с воздуха.
Летающие крылья, на мой взгляд, больше других авиамоделей подходят для фотосъемки с небес – легко изготавливаются, не требуют много места при перевозке и быстро подготавливаются к полету.
Стоит так же упомянуть легкость в креплении фотоаппарата – в обычную авиамодель фотоаппарат встроить немного сложнее, да и транспортировка 1.3 метрового крыла возможна в обычном пластиковом пакете, а сборка займет 10 минут.
Единственным минусом Летающих Крыльев является повышенные требования к центровке, но это и понятно, отсутствие стабилизатора вносит свои коррективы.
Начинающим пилотам радиоуправляемых авиамоделей я рекомендую начать изготовление с Баклана. Консоли крыла легко собираются на лонжеронной конструкции, центральная часть изготавливается так же легко и без проблем. Плосковыпуклый профиль крыла обеспечивает как легкость изготовления, так и достаточную подъемную силу.
Кроме этого Баклан это ЛК для воздушного боя, причем не первая версия конструкции.
А к “боевым” авиамоделям обычно применяется пара требований – крепкость конструкции и простота изготовления.
К тому же, за счет моторного отсека можно легко смещать центровку аккумулятором при установке практически любого мотора
В архиве чертежи для изготовления следующих летающих крыльев:
Баклан
paoli
tornado_11
toro_300
toro_900
variante
В обзоре использованы фотографии benamur, www.vorona.org, dreel
Автором чертежа летающего крыла Баклан для воздушного боя – является Cherkashin
Константин, Радиоуправляемые Авиамодели