Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения Квадрокоптеры

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

«Орлан-10» — представитель нового поколения российских беспилотников, уверенно вставший на крыло. Это по-настоящему неприхотливая воздушная рабочая лошадка одинаково надежна при проведении мониторинга местности, в поисковых операциях и при ведении воздушной разведки в небе Сирии.

Бойцы “Закарпатского легиона” записали на свой счет еще один сбитый российский беспилотник “Орлан-10”. Цена одного такого составляет около $80 тысяч.

Об этом сообщили на фейсбук-странице бригады.

“128 бригада сбила российский дрон “Орлан-10″, который пытался следить за нашими позициями и корректировать огонь вражеской артиллерии”, – говорится в публикации.

Отмечается, что это уже третий новейший беспилотник “Орлан”, уничтоженный штурмовиками 128 бригады.

фото с фейсбук-страницы бригады

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Еще в начале 2010-х годов, на волне “нефтедолларовой милитаризации”, Кремль решил добавить к своей артиллерии современное средство разведки – беспилотник. И поставил на вооружение легкий БПЛА под названием “Орлан-10”.

Первые бои на Донбассе, как для Украины, так и для РФ, быстро доказали, что именно беспилотные разведчики имеют решающее значение для эффективного огня. И именно по опыту 2014 года Кремль начал массовый выпуск “Орлан-10”, которых к 2022 году успели изготовить более 1000 единиц.

В США назвали главное оружие России в спецоперации на Украине. По словам военного аналитика Сэма Крэнни-Эванса, основным инструментом армии оказались беспилотные летательные аппараты. Среди БПЛА выделяется модель “Орлан-10”, использующаяся с 2010 года. Американец отметил три ключевые роли беспилотника: поддержка конвоев и противодиверсионная разведка, артиллерийская разведка и корректировка, обеспечение разведывательно-ударных миссий. Прогноз Крэнни-Эванса неутешителен: возможности БПЛА повысят скорость реагирования и точность ударов русских, особенно если бои примут позиционный характер.

В ходе спецоперации на Украине российские военные впервые применили новейшую модификацию беспилотника “Орлан-10”, способную наносить высокоточные удары по земле, поражая живую силу и технику. Операторы БПЛА находят цель и сбрасывают осколочно-фугасные боеприпасы с высоты двух километров, сообщил телеканал “Звезда”.

Боекомплект беспилотника показали на видео. В арсенал “Орлана входят четыре осколочно-фугасных снаряда. Ими он может поражать автомобильную технику, минометы и живую силу противника.

Вообще “Орлан-10” это многофункциональный беспилотный комплекс. Военными ранее он применялся в первую очередь для разведки, патрулирования и корректировки огня. Дело в том, что БПЛА интегрирован с самоходной гаубицей Мста-СМ. Теперь “Орлан” умеет не только наводить на цели артиллерию, но и поражать их сам.

Основные характеристики

“Орлан-10” стартует со специальной разборной катапульты. После разгона полет поддерживается небольшим бензиновым двигателем. БПЛА может находиться в воздухе до 18 часов, максимальное удаление от оператора составляет 200 километров (риск потерять видеосвязь), а высотный потолок – пять километров.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Приземление происходит с помощью парашюта. В заданном районе аппарат сбрасывает скорость и открывает купол. Сохранить беспилотник при жесткой посадке также поможет пневматический баллон-амортизатор и способность конструкции распадаться на установленные элементы при перегрузке (потом “десятку” вновь собирают).

  • размах крыла – 3,1 м;
  • длина – 1,8 м;
  • масса пустого – 12,5 кг;
  • максимальная взлетная масса – 18 кг;
  • тип двигателя – 1 ДВС;
  • мощность – от 1 л. с.;
  • крейсерская скорость – 100–150 км/ч;
  • практическая дальность – 600 км;
  • радиус действия – 50–120 км;
  • продолжительность полета – 10–18 ч;
  • практический потолок – 6000 м.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Беспилотный летательный аппарат «Орлан-10» в полете.

Распад Советского Союза привел к отказу от разработки многих перспективных проектов и целых направлений, связанных с обороной страны. Жертвами «времени перемен» стали тяжелые ракеты-носители «Энергия», самолеты вертикального взлета и посадки Як-141, «советский стелс» МиГ 1. 44, большие противолодочные корабли нового типа и многое другое. Но по крайней мере одна из потерь долгое время не замечалась – была практически прекращена работа над беспилотными летательными аппаратами. Потребность в этом виде военной техники стала особенно очевидной в 2008 году, после операции «по принуждению к миру» Грузии. Полностью исправить этот недочет российской армии всё ещё не удалось, однако уже сейчас она располагает довольно многочисленными разведывательными дронами «Орлан-10». Свой первый полет этот небольшой БПЛА совершил около десяти лет назад. За прошедшие с тех пор годы беспилотник не только доказал свою практическую полезность, но и освоил несколько новых «профессий»

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Видео от украинских экспертов по БПЛА меня позабавило, я бы его назвал “Когда надо хоть к чему-то придраться”. ПЭТ бутылки как топливный бак используются повсеместно, а фотоаппарат – готовый легко заменяемый модуль. Теперь хочу поглумиться над технологическим уровнем укроджета. 1) Бытовой роутер “Микротик”, я так понимаю он призван раздавать вай-фай (а может и нет). Почему такое решение? Вы не смогли купить небольшую готовую плату под эти цели? Не говоря о том, чтобы распаять pci-e под любой wi-fi контроллер на вашей главной плате? 2) Общий уровень сборки. Вот у вас 100500 проводков. Слабо их собрать в жгуты? Не сращивать провода термоусадкой, а брать сразу целые нужной длины? Это не то что не авиастроение, это даже не серийное производство, а уровень полубухого электрика в гаражах на задворках. Я так понимаю военной приемкой тут и не пахло и несколько лет это храниться и служить тоже не планировало. 3) Мое любимое: ПОЕ питание микротика. Зачем? Зачем брать проводок для пассивного пое, приматывать тонкие проводки изолентой и подавать напряжение туда, вместо того, чтобы сразу подать через порт питания?

Основные тактико-технические характеристики БПЛА

«Орлан-10» способен взлетать с небольших площадок, при сильном боковом ветре и в самых неблагоприятных климатических условиях – от -30 до +40 градусов по шкале Цельсия. Наиболее важные характеристики этого беспилотника таковы:

Длина БПЛА1,8 м
Размах крыльев3,1 м
Масса пустого БПЛА12,5 кг
Максимальный взлетный вес18 кг
Крейсерская скорость100-150 км/ч
Максимальная скорость170 км/ч (оценочно)
Скорость сваливания75 км/ч
Максимальная дальность полета1 000 км
Максимальная продолжительность полета10 часов (по другим данным – до 18 часов)
Эксплуатационный потолок5 000 м

Следует отметить, что максимальная дальность в 1 000 км хотя и была подтверждена в ходе испытательных полетов, во время практического применения не достигалась. Поэтому в некоторых источниках указывается, что этот параметр составляет либо 600, либо 300 километров (последнее – для экспортной версии «Орлан-10E»).

Практический радиус действия аппарата при выполнении полета в режиме полного дистанционного контроля составляет от 50 до 120 км. Данный параметр определяется возможностями радиоаппаратуры, установленной на наземном пункте управления.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Модель БПЛА «Орлан-10» на выставке.

Используя один дрон в качестве ретранслятора, радиус действия остальных можно заметно увеличить. Кроме того, «Орлан-10» способен выполнить значительную часть полета и самостоятельно, без связи с землей, что также увеличивает максимально допустимую дальность его рейдов.

Беспилотники занимаются разведкой, фиксируют и передают в штаб координаты боевых позиций ВСУ, которые прикрываются мирными жителями. Также в поле “зрения” беспилотников попадают военная техника, склады имущества и боеприпасов.

“Ведем воздушную разведку. Обнаруживаем цели. Передаем координаты артиллеристам. Они в свою очередь корректируют огонь артиллерии”, – рассказал военнослужащий службы беспилотной авиации Евгений.

Кроме того, беспилотники наносят точечные удары по позициям украинских националистов.

Также дроны контролируют коридоры, по которым российские военные вывозят беженцев.

Напомним, 17 февраля Донецкая и Луганская народные республики заявили об обострении ситуации. В республиках объявили эвакуацию мирных жителей.

21 февраля лидеры донбасских республик обратились к российскому лидеру Владимиру Путину с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР. Глава государства провел заседание Совбеза, после чего подписал два указа о признании республик. Также были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с независимыми Донецкой и Луганской народными республиками. Госдума и Совфед ратифицировали данные соглашения.

23 февраля главы ДНР и ЛНР обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь отразить агрессию Украины для недопущения гуманитарной катастрофы и жертв среди гражданских. 24 февраля российский лидер обратился к нации и объявил о начале спецоперации на Украине по защите Донбасса.

Москва. 13 мая. INTERFAX. RU – Разведывательный беспилотник “Орлан-10” получил ударные функции, теперь “вооруженные” компактными снарядами дроны наносят удары по украинским объектам, сообщил официальный телеканал Минобороны РФ “Звезда”.

“В ходе спецоперации военнослужащие впервые применили новую модификацию беспилотника, который может теперь наносить высокоточные удары по земле – поражать живую силу и технику”, – сказали в эфире телеканала.

Как сообщалось, беспилотники средней дальности “Орлан-10” весом 14 кг способны нести 5 кг полезной нагрузки.

В телесюжете “Звезды” показали созданные для “Орлана” миниатюрные боеприпасы, которые военные вручную крепят под крыло дрона, после чего “вооруженный” беспилотник запускают при помощи катапульты.

“Операторы БЛА находят цель и сбрасывают осколочно-фугасные боеприпасы с высоты двух километров. По словам военных, максимальное отклонение при попадании – всего пара метров”, – отметили в сюжете.

По данным телеканала, за последние две недели ударные беспилотники “Орлан-10” уничтожили пять военных объектов украинской армии и вернулись обратно.

Ранее сообщалось, что “Орлан-10” является одним из основных беспилотников Вооруженных сил России, их поставлено более 1 тысячи. Разработчик и производитель “Орлана”- “Специальный технологический центр” (СТЦ), он выпускает 11 различных модификаций беспилотника.

Новости

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

В рунете развирусилась теория о том, что некоторые детали российского беспилотника «Орлан-10» сделаны из обыкновенных крышек от пластиковых бутылок. Любители техники рассматривают фото с дронами в поисках доказательств и гадают, по каким технологиям был спроектирован аппарат.

Российский беспилотник «Орлан-10» привлёк внимание пользователей рунета, которые стали гадать, из чего сделано устройство для наблюдения за объектами в труднодоступной местности. Такой интерес был вызван украинским видео, в котором аппарат якобы разобрали по частям и нашли крышку от пластиковой бутылки, чтобы закрывать топливный бак.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Кадр из видеообзора на беспилотник «Орлан-10»

Зрители из России пригляделись к снимкам беспилотника, которые доступны в Сети. Собрав фото, «детективы» обнаружили на корпусе крышки, похожие на бутылочные. К тому же, они заметили, что все детали разного цвета — красные, синие, белые.

Некоторые любители техники отметили, что использование крышек в конструировании летательного аппарата — дело непростое. Важно использовать только подходящие крышечки со «звёздочками» на внутренней стороне, ведь деталь с мягкой подкладкой будет неисправна.

Также в рунете посчитали, что сам топливный бак могли бы сделать из заготовки для бутылки так, чтобы он обеспечивал правильную работу беспилотника.

Используются ли крышки от бутылок в производстве беспилотников на самом деле, неизвестно. Однако появление такой теории в Сети вызвало волну шуток об «Орлане-10». В них ищут изобретателей аппарата, а также сравнивают российский дрон с неудачливым парнем.

Сколько точно стоит «Орлан-10», неизвестно. Предположительно, цена одного аппарата колеблется от 87 тысяч долларов до 120 тысяч.

Ранее Medialeaks рассказывал об отечественном смартфоне AYYA T1. Депутат Госдумы с гордостью представила гаджет на замену айфону.

ВС России начали применять на Украине “Орлан-10” в ударном варианте

Читать на сайте Ria

МОСКВА, 17 мая — РИА Новости. Вооруженные силы России применяют на Украине беспилотники “Орлан-10” в ударном варианте, который способен нести осколочно-фугасные гранаты, сообщили в Минобороны.

Смотрите про коптеры:  покупка с рук - Вопросы - Однодневки - Dji-Club

Ранее о такой возможности применения дрона “Орлан-10” не сообщалось.

На видео, представленном военным ведомством, показано, как собирают и готовят беспилотник к запуску. В том числе в специальные блоки закладываются осколочно-фугасные мини-бомбы, переделанные из выстрелов ВОГ-25 для подствольного гранатомета (оснащены оперением).

Блоки подвешиваются под крыло БПЛА. Затем дрон запускается с катапульты. Показано, как он сбрасывает бомбы на украинские позиции, а также сам фиксирует бортовой камерой результат поражения.

“С помощью ударного беспилотника сами наносим поражение противнику. На “Орлан-10″ подвешиваются четыре осколочно-фугасных снаряда. Каждый снаряд поражает цели в радиусе десяти метров. Мы может применить сразу четыре снаряда. Все зависит от характера цели. Также можем сбрасывать по одному снаряду”, — рассказал на видео военнослужащий службы беспилотной авиации Евгений.

Кроме того, беспилотники “Орлан-10” в условиях помех радиоэлектронной борьбы противника выполняют разведывательные полеты на тактическую глубину. В частности, БПЛА обнаруживают цели и передают их координаты артиллеристам, а также корректируют огонь.

Как отмечают в Минобороны, дроны “Орлан-10” постоянно фиксируют и транслируют в пункты управления позиции украинских войск и националистических батальонов, которые, прикрываясь мирными жителями как живым щитом и применяя тактику террористов по ведению боевых действий, размещают опорные пункты, огневые точки, самоходные артиллерийские установки, бронированную и автомобильную технику, склады военного имущества и боеприпасов в частных жилых секторах и объектах социальной инфраструктуры.

Ударный беспилотник “Орлан-10”. Конкретно этот понесет на себе четыре осколочно-фугасных снаряда. Дальность 100 километров. Поражает легкобронированную технику и живую силу противника.

Конкретно этот беспилотник уничтожил уже пять боевых машин противника. Техники готовят его к очередному вылету. Проверяют системы, снаряжают. После доставляют на стартовую площадку.

Беспилотник  взмывает в воздух на пять километров, при атаке снижается до одного. Погрешность при поражении цели составляет всего два-три метра. Кадры объективного контроля. “Орлан-10” наносит удар. Цель на земле уничтожена.

“Орлан” еще ни разу не попал в зону видимости украинского ПВО. А вот в объектив наших систем воздушные диверсанты ВСУ попадают регулярно.

“Цель шла на высоте 2300 метров. На удалении 20 километров, когда попала в объектив нашей системы. Распознали как беспилотник. Принято решение уничтожить на высоте 1800 метров”, — рассказал командир батареи ЗРК “Панцирь-С1” Эмин.

Эта воронка на холме образовалась после падения украинского беспилотника. Его сбили российские военные вдали от населенных пунктов. Остались обломки, детали. Теперь все это груда металлолома.

Диджитал

Российско-украинская война

24 июня 2022 в 11:35

России не хватает качественных комплектующих для самых массовых БПЛА “Орлан-10”, используемых для разведки.

Судя по снимкам, бойцы попали в российский беспилотный летательный аппарат “Орлан-10” из стрелкового оружия, ведь в хвостовой части и на боку видны отверстия от пуль. В остальном дрон прекрасно сохранился, и представители ВСУ смогли изучить, как он устроен. Как оказалось, у РФ проблемы не только с электроникой, но и с другими компонентами боевой техники.

“Сверхтехнологичный” беспилотник армии России досрочно и незапланированно закончил свой полет. Обошлось это не без участия бойцов Десятки. На фотографиях видно, что бак в этом чуде прогресса сделан из обычной бутылки и закрывается пластиковой пробкой. Как тебе такое, Илон Маск?”, — отмечается в сообщении.

“Орлан-10” являются наиболее распространенным типом дронов в ВС РФ, по некоторым оценкам, их выпустили более 2 тысяч единиц. Такие аппараты проводят разведку, используются для наведения артиллерийского огня, а также входят в состав комплекса РЭБ под “Леер-3”, который может глушить мобильную связь.

Ранее ВСУ захватили “Орлан-10”, который был защищен фольгой и скотчем. Именно так российские военные закрыли навигационный модуль “МНП-М7”, надеясь сберечь БПЛА от воздействия украинских систем радиоэлектронной борьбы. Упомянутый дрон является одним из самых новых, ведь выпущен в феврале 2022 года. Эксперты предполагают, что причиной дефицита электроники в армии РФ стали не международные санкции, а воровство, ведь производители уже давно должны ставить на “Орлан-10” израильские навигационные платы “Комета-М-ВТ”, а не дешевые “МНП-М7”.

Писали также, что ВСУ успешно поражают российские дроны из-за дешевой китайской электроники и коррупции. В этом им помогают переносные системы радиоэлектронной борьбы, создающие помехи для “глушения” сигналов. Одной из таких является ЕМ4S “Sky Wiper”, которые Украине передали из Литвы в рамках военной помощи.

Предназначение БПЛА и его основные функции

Создавался «Орлан-10» инженерами компании ООО «Специальный технологический центр». Это предприятие, расположенное в Санкт-Петербурге, работает в основном в интересах российской военной промышленности, однако часть продукции, в ассортимент которой входят не только дроны, но и средства радиоконтроля, поставляется в зарубежные страны.

Главной задачей, которую решали разработчики «Орлана-10», было выполнение разведывательных полетов на тактическую глубину в интересах сухопутных войск. С самого начала предусматривалось, что БПЛА станет частью «Единой системы управления тактического звена» (ЕСУ ТЗ) – чрезвычайно сложного программно-аппаратного комплекса, предназначенного для координации и согласования действий различных видов военной техники на определенном участке местности.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Схема, показывающая взаимодействие войск при использовании ЕСУ ТЗ.

«Орлан-10» должен осуществлять наблюдение в заданном районе и выполнять целеуказание для самоходных артиллерийских установок, танков, мобильных зенитно-ракетных комплексов и другой боевой техники, оснащенной средствами поражения, способными уничтожить обнаруженного противника. Для поиска целей и их распознавания БПЛА оборудуется различными оптическими приборами и тепловизором.

Кроме того, на борту дрона могут устанавливаться также средства радиотехнической разведки, способные точно определять координаты любого источника электромагнитных волн. На практике это обозначает, например, что по противнику, который попытается воспользоваться радиосвязью или сотовым телефоном, может быть немедленно открыт артиллерийский огонь.

За годы, прошедшие со времени своего первого полета, БПЛА «Орлан-10» освоил несколько дополнительных «профессий». Поэтому теперь в перечень его функций входят также:

  • Поиск людей, заблудившихся в тайге или на обширном ненаселенном пространстве. Для обнаружения используется тепловизор, а также приемник, улавливающий сигналы, вырабатываемые сотовым телефоном.
  • Радиоэлектронная борьба. БПЛА «Орлан-10», предназначенные для решения этой задачи, входят в состав комплекса РЭБ «Леер-3». Используемая аппаратура способна определять координаты ретрансляторов сигналов сотовой связи и полностью блокировать их работу при помощи создания помех.
  • Осуществление химической, биологической и радиационной разведки.
  • Оказание помощи метеорологам с целью уточнения прогноза погоды. В этом случае на борту устанавливаются специальные датчики.
  • Ретрансляция телевизионных и радиосигналов на большие расстояния.
  • Выполнение геодезической съемки. Может осуществляться в полностью автономном режиме, без управления с земли.
  • Наблюдение за выполнением различных работ в труднодоступной местности (строительство дорог, прокладка трубопроводов и линий связи и т.д.).

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

БПЛА «Орлан-10» на борту фрегата «Адмирал Эссен». Снимок сделан в 2017 году.

Кроме того, в 2017 году проводились испытания «корабельной» версии беспилотников «Орлан-10». Взлетали они с борта фрегатов проекта 11356. Предполагается, что применение БПЛА позволит увеличить точность поражения как морских, так и береговых целей.

19 мая 2022 в 16:48

Внутри сбитого дрона оказался устаревший и уязвимый GPS-модуль, электроника из Франции и Израиля.

Военным из батальона “Луганск” удалось приземлить БПЛА практически неповрежденным, что позволило изучить его конструкцию. Как оказалось, это один из самых “свежих” аппаратов, выпущенных Россией в феврале 2022 года. Павел Кащук отметил улучшение качества сборки по сравнению с предыдущими захваченными моделями: практически все детали сделаны за рубежом. Исключением стал парашют и микросхема с GPS-модулем “МНП-М7”. Последнюю в “Орланах” уже заменили на чип “Комета-М-ВТ”, который производится по израильской лицензии, возможно, купленной еще до начала вторжения.

Плата “МНП-М7” построена на протоколе U-bloks отвечает за ориентацию в пространстве по навигационной технологии GPS, такие используют многие летательные аппараты, в том числе самолеты, их ставили еще на самые первые версии “Орланов”. По словам Кащука, микросхема очень слабо защищена от средств радиоэлектронной-борьбы, что и позволило ВСУ захватить беспилотник практически неповрежденным. Единственной защитой оказался лист фольги, который приклеили в хвостовой части дрона на двусторонний скотч.

“В России операторы беспилотников начитались форумов и фольгой заклеили. Помогло? Нет”, — прокомментировал эксперт.

Остается загадкой, почему российские производители установили устаревшую “МНП-М7” вместо более продвинутой и защищенной “Кометы”. Исследователи предполагают, что дело не в санкциях, а в коррупции и воровстве.

Павел Кащук также обратил внимание на тепловизионную камеру, установленную на “Орлане” — она позволяет “видеть” не только ночью, но и днем даже через листву деревьев. Устройство оборудовано матрицей Lynred PICO-640-046 от французской компании Lynred, специализирующейся на инфракрасных датчиках. Ее наличие в российском беспилотнике может свидетельствовать о нарушении санкций и поставках оборудования со стороны Франции.

На официальном сайте Lynred сообщает, что матрица PICO-640-046 фиксирует изображение с разрешением 640х480 пикселей и частотой обновления 120 герц. Она соответствует военным стандартам MIL883, а значит может работать при температуре от -40 до +85 градусов по Цельсию. При наличии линзы с фокусным расстоянием 75 мм, PYCO640-046 позволяет заметить человека с расстояния 700 метров, правда, в виде небольшого пикселя.

Ранее писали, что беспилотник “Орлан-10” используется для подавления мобильной связи в составе РЭБ-комплекса “Леер-3”. Они способны глушить сотовые вышки и подменять их функции, рассылая сообщения и файлы абонентам. На прошлой неделе 79-я отдельная десантно-штурмовая бригада сбила один такой БПЛА из стрелкового оружия в Николаевской области.

Писали также, почему российская армия так часто теряет БПЛА “Орлан-10”. Эксперты объясняют успех ВСУ наличием систем радиоэлектронной борьбы и противовоздушных зенитных комплексов.

Когда я учился классе в девятом или десятом, пришла к нам в школу новая учительница по физике, молодая девица, чуть не сразу после ВУЗа, не больше двадцати пяти ей было. Это я сейчас-то понимаю, что она была молодая, а тогда – ну училка и училка, ничего особенного.

В то время я носил длинные волосы и черные футболки с рок-группами, хотя и учился при этом вполне сносно. Но не по физике, я был абсолютный гуманитарий, а все эти ваши точные науки принципиально игнорировал.

Новая физичка взялась за меня капитально, часто вызывала к доске, что-то объясняла мне лично, короче говоря – выделяла меня из всего класса. Я становиться в позу не стал, она же нормально ко мне относилась, даже что-то по предмету читать стал, хоть и без особого энтузиазма.

Однажды, во время урока я что-то не смог ответить, и у нас с ней приключился такой диалог:

– Да зачем мне вообще физика? – возмутился я. – Я на юриста поступать планирую, там это все не нужно.

– Неважно куда ты будешь поступать, – ответила учительница, – физика – это наука об окружающем мире. Как ты, не зная физики, мотоцикл починишь?

Этот аргумент поверг меня в некоторую растерянность. Какой ещё к бесу мотоцикл? У меня велосипед, вообще-то.

Прошла пара месяцев, решили наши городские власти устроить на майские праздники молодежный фестиваль, с рок-концертом и интересными конкурсами. Естественно, я не мог пропустить такое. Местом проведения было выбрано озеро довольно далеко от города, видимо, чтобы не мешать никому. Из города до озера запустили несколько автобусов, но основная масса посетителей добиралась на своем транспорте.

Смотрите про коптеры:  Радиоуправляемый самолет из потолочки

Фестиваль прошел весело и душевно, я заболтался с кем-то из музыкантов и пропустил момент, когда последние автобусы уже уехали с озера. Да, можно было напроситься к кому-нибудь пассажиром, благо народ после фестиваля ещё не разъехался, но я не стал. До города минут пятьдесят вдоль трассы через лес, а я, сознаюсь, чуток на фесте выпил, ну и решил, что проветрюсь, пока домой иду.

И вот, топаю я по трассе, изредка мимо меня проносятся машины, фуры и прочий автотранспорт. Вдруг слышу адский рев и грохот, из-за поворота со стороны озера показывается ватага мотоциклистов, местные байкеры. Издавая ужасный шум и извергая клубы дыма они проносятся мимо меня и уезжают в закат. Хотя нет, один байк останавливается на обочине прямо по курсу моего движения. Ну, остановился и остановился, что же теперь.

Подхожу ближе и вижу, что на большом черном мотоцикле сидит девица проклепанных казаках, кожаных штанах с бахромой и такой же, в индейском стиле косухе. На голове спортивный мотоциклетный шлем расписанный языками пламени с тонированным стеклом.

– Ты чего, с феста топаешь? – спрашивает она.

– Угу, – отвечаю.

– А чего пешком?

– Дык, автобус пропустил, – говорю.

– Садись, подвезу, – рассмеялась байкерша, – а то чего ты будешь ноги топтать попусту?

Нет, я конечно собирался проветриться, но знаете, не каждый день вас предлагает прокатить на байке симпатичная девушка. Ну, вернее я не знал еще тогда, симпатичная она или нет, но фигура и голос меня покорили, хотя голос как раз был искажен из-за шлема. Но много ли надо пацану в пятнадцать-то лет? Вот я и не заставил себя долго уговаривать, воробьем вспорхнул на байк и нежно обнял барышню за талию. Бешено взревев мотоцикл сорвался с места.

До того я ни на чем таком никогда не ездил, ну разве что на велосипеде, поэтому был немало впечатлён. Мы неслись с какой-то бешеной скоростью, мне пришлось зажмурить глаза от ветра и поплотнее прижаться к байкерше, чтобы не слететь на землю на какой-нибудь очередной кочке. Изредка открывая глаза я видел, что мы пролетели пулей по трассе, въехали в город и, чуть сбавив скорость, понеслись по залитым электрическим огнем улицам. Вообще я думал, что она меня высадит на первой же автобусной остановке, благо время было еще детское, автобусы ходили, но ехали мы в нужную мне сторону, поэтому я не стал ничего говорить. Да и не смог бы, наверное, ибо разговаривать было абсолютно бессмысленно; ветер и мотор ревели так, что я бы при всем желании не докричался.

Пролетев пару проспектов мы завернули в мой микрорайон и остановились практически возле моего дома. Совпадение наверное.

– Спасибо, – вежливо сказал я, слезая с байка.

– Пожалуйста, – усмехнулась байкерша, – давай, подрастай, покупай себе такой же и будем вместе гонять.

Меня чуть задело ее “подрастай”, вообще-то я уже вполне взрослый самостоятельный молодой человек, но виду я не подал. Ещё раз оглядел мотовалькирию и заметил, что у нее на шее висит такой кожаный кошелек с бахромой и индейской вышивкой, красивая штучка в её стиле.

– До свидания, – вежливо сказал я, я был очень воспитанным парнем.

– Бывай! – снова рассмеялась байкерша, – чао-какао!

Взревел мотор, мотоцикл сорвался с места и растворился в густых сумерках.

А уже почти в самом конце учебного года вызвали меня отвечать к доске домашнее задание по физике. Стою я, формулы черчу, что-то бубню.

– Нет, – поправляет меня физичка, – вот тут со знаком накосячил, – встает, берёт мел, подходит к доске и что-то там поправляет, – вот так правильно, видишь?

А я не вижу, потому что я впал в ступор, на формулы не смотрю, а стою и пялюсь на ее грудь. Не в том смысле, чего вы. Просто физичка в тот день пришла в джинсах и вельветовом пиджаке, а на груди у нее висел на кожаном ремне такой прикольный кошелечек с бахромой и вышивкой в индейском стиле.

Физичка мой взгляд заметила, улыбнулась и говорит:

– А, ну я вижу, что ты понял. Садись давай, пять оценка. Только внимательнее будь.

К сожалению в следующем году ее в нашей школе уже не было, перевелась куда-то, вроде бы даже в другой город. Так что подрасти-то я подрос, но вот погонять вместе, увы, не случилось.

Характеристики Орлан-10 (в СМИ/согласно данным Рособоронэкспорт)

  • : 14/18 кг
  • Масса полезной нагрузки: до 5/3 кг.
  • Макс. продолжительность полета: 16/10 час
  • : 70-150 км/ч
  • Макс. дальность применения: до 120/100 км от наземной станции управления (до 600 км в автономном режиме)
  • Макс. высота полета: 5 км

В РФ с совершенно серьезным лицом заявляют, что  “Орлан-10” – настоящее уникальное изобретение российских конструкторов. В то же время, если просто внимательно посмотреть на его обломки, то ни изобретения, ни что-либо российского найти довольно сложно.

Так как электроника – западная или китайская, двигатель – японский, связь – немецкая, модуль навигации GPS – швейцарский, датчики контроля полета – американские.

Начинка БПЛА Орлан / ClashReport

Самое главное в этом БПЛА – это конечно камеры, которые отвечают за качество изображения. Сначала этот беспилотник чаще нес обычный бюджетный фотоаппарат типа Canon 500D, который российский инженер с помощью, безусловно, самых передовых нанотехнологий, умело крепил к Орлану-10.

Впоследствии на него начали устанавливать более профессиональное оборудование, в том числе американские тепловизионные камеры Flir, датскую дневную Phase One IXA 180, а также полноценные гиростабилизированные оптические станции. В некоторых брошюрах встречается упоминание продукции израильской компании Controp с миниатюрными станциями семейства STAMP.

То есть достаточно сложно в “Орлан-10” найти хотя бы что-то российское. Поэтому вероятность того, сможет ли РФ и дальше выпускать “Орлан-10” в условиях тотальной изоляции – скорее риторический.

Цена “Орлан-10” остается официально неопределенной, фигурируют цифры в 80-120 тысяч долларов за один БПЛА, без указания типа нагрузки, которая может составлять до 50% стоимости дрона, а также без привязки к надежному источнику происхождения информации. В этих условиях оценить стоимость всего комплекса, состоящего из нескольких дронов и станции управления, довольно сложно.

Чем опасен “Орлан-10”

Но учитывая, что этих БПЛА в РФ смогли выпустить достаточно большое количество, они продолжают оставаться довольно опасным фактором на поле боя.

Обычно Орлан-10 работает на высоте 500 метров, хотя и может забраться на несколько километров. Это связано с мощностью камер, потому что с большой высоты им не хватит разрешения.

Баражируя над позициями этот дрон может определить координаты целей, а во время артналета производит корректировку огня в режиме онлайн-передачи данных.

Но, например, для разведки тыловых позиций “Орлан-10” может использоваться в автономном режиме, когда дрон летит по заданному маршруту по GPS-координатам и ведет запись на внутреннюю память.

“Орлан-10” как и любой малогабаритный дрон довольно трудно заметить, как глазами, так и на радаре. А также достаточно сложно сбить. Поэтому разработчики по всему миру до сих пор находятся в поисках надежного средства борьбы с дронами такого класса. Поэтому пока используется комбинация мер противодействия станциям радиоэлектронной борьбы и огневого поражения.

В то же время, не надо думать, что “Орлан-10” это уникальный по своим возможностям беспилотник. С 2014 года украинское войско также взяло на вооружение, в значительном количестве получило и отточило тактику использования гораздо лучших БПЛА аналогичного класса. Речь идет о таких комплексах, как “Фурия”, “Аист-100”, PD-1, Spectator и другие.

  • Бронемашина Bushmaster и каким эффективным оружием Австралия может помочь Украине
  • Зенитный ракетный комплекс NASAMS: действительно ли он сможет помочь Украине
  • Switchblade для ВСУ: как дрон-камикадзе будет вселять ужас во врагов Украины
  • Новейший российский ударный БПЛА “Орион”: действительно ли он лучше Bayraktar TB2

Разработчиком “Орлана” стало предприятие “Специальный технологический центр”. Многофункциональный беспилотный комплекс позиционируется как наблюдатель за протяженными и локальными объектами в труднодоступной местности. “Десятка” включена в систему управления тактическим звеном “ЕСУ ТЗ” и может транслировать цели для поражения танками, САУ, БМП и машинами ПВО. Кроме того, беспилотник используется комплексом радиоэлектронной борьбы РБ-341В “Леер-3”.

Эксперты FMSO при Пентагоне подчеркивают, что “Орлан-10” не снабжен оружием, но де-факто является частью ударного комплекса в плане управления огнем и корректировки артиллерии в реальном времени. Впрочем, область применения аппарата не ограничивается полями сражений – он также эффективен в ходе поисковых и ремонтных работ.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Возможности и особенности

“Орлан-10” сконструирован по модульной базе с применением современных технологий. Создатели облегчили его эксплуатацию, разнообразили функционал, а также предусмотрели ресурс для модернизаций. Все это обуславливает немалые возможности беспилотника:

  • оперативную замену полезной нагрузки и бортового оборудования;
  • фотографирование и видеофиксацию с выкладкой параметров съемки;
  • взлет с ограниченных площадок и работу при экстремальной погоде;
  • монтаж контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла;
  • активную нагрузку в течение всего полета благодаря бортовому генератору;
  • использование одного “Орлана” как ретранслятора для остальных.

Новая модификация БПЛА предусматривает 12 камер высокого разрешения. Благодаря столь впечатляющему “арсеналу” можно создавать качественные карты местности в 3D-формате. Помимо фото- и видеокамер “Орланы” оснащаются и другим целевым оборудованием: тепловизором, радиопередатчиком и ретранслятором сигнала. Таким образом, одна “десятка” способна заменить сразу несколько беспилотников других типов.

Повсеместное применение

В последние годы беспилотник нередко приходил на выручку в самых разных ситуациях. Так, “Орланы” привлекаются для совместного патрулирования территории Сирии российскими и турецкими военнослужащими. В 2020 году с помощью БПЛА ликвидировали пожар на складе боеприпасов в Рязанской области и искали пропавший в Бурятии самолет Ан-2. В Нагорном Карабахе аппараты помогают миротворцам отслеживать обстановку с высоты птичьего полета, а во время политического кризиса в Казахстане несколько “десяток” развернули на территории аэропорта Алма-Аты.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Беспилотники – важные участники военных учений по всей России. Они применяются в Черном море и Крыму, в Кузбассе, Сибири и Забайкалье. Более того, операторы “Орлана-10” Сергей Марусов и Александр Кузьмин отличились во время спецоперации на Украине.

“В ходе ведения воздушной разведки расчетом БПЛА “Орлан-10″ они обнаружили перемещение шести диверсионно-разведывательных групп украинских националистов, которые готовились напасть на колонны подвоза горючего и боеприпасов”, – рассказали представители Минобороны РФ.

Об “Орлан-10”

Армия РФ активно использует БПЛА “Орлан-10” для разведки и корректировки огня своей артиллерии. Он, как и любой малогабаритный дрон, довольно трудно заметить, как глазами, так и на радаре. А также довольно сложно сбить.

Барражируя над позициями этот дрон может определить координаты целей, а во время артналета осуществляет корректировку огня в режиме онлайн-передачи данных.

Полет «Орлана»

К сожалению, за 90-е и «нулевые» российская беспилотная авиация была отброшена далеко назад. Сегодня можно говорить лишь о начале преодоления того огромного отставания. Однако процесс пошел, и уже есть неплохие результаты. Пример тому — беспилотник «Орлан-10».

Подготовка к вылету

Полное «имя» аппарата – многофункциональный беспилотный комплекс, отметивший, кстати, в этом году свое пятилетие. Альма матер «Орлана-10» — санкт-петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три – сам беспилотник, пункт управления и стартовый комплекс.

Смотрите про коптеры:  Конструкция, поломки и восстановление коробки передач Easytronic (Изитроник)

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета. И с этим все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, поднимается ввысь до 5 и пролетит 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.

Характеристики
Масса на взлете14 кг
Масса нагрузкидо 5 кг
Двигатель внутреннего сгорания (бензин А-95)
Метод стартас катапульты
Метод посадкина парашюте
Скорость90-150 км/ч
Длительность полета16 ч
Дальность полетадо 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме)

Высота полетадо 5000 м
Допустимая температура эксплуатации (у земли)от −30 до +40 °C

«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.

Приземление Орлана на парашюте

«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Малоизвестная история

Говоря о бурном развитии беспилотной авиации в наши дни, мы практически ничего или очень мало знаем об ее истории. А она довольно богата и событиями, и достижениями. Волею судьбы ей было уготовано до поры до времени находиться в тени своей более именитой старшей сестры — авиации пилотируемой.

Считается, что первый беспилотник создал гениальный Никола Тесла на пороге 20 века. Тогда его детищем стало крохотное радиоуправляемое судно.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.

Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.

От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам

В послевоенный период беспилотная авиация стремительно набирала высоту, прибавляла в скорости и боевой мощи. С конца 50-х в лидеры уверенно вышел СССР. Веским аргументом в пользу этого стала сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, разработанная в КБ А. Туполева. Грозное оружие так и осталось невостребованным, поскольку началось серийное производство более эффективных стратегических ракет.

Однако проект не закрыли. Для мощного советского беспилотника Ту-121 нашлось другое применение. Туполевцы на его базе вначале создали летающую мишень для войск ПВО, а позже – целое семейство разведывательных аппаратов Ту-123, 141 и 143, (соответственно «Ястреб», «Стриж» и «Рейс»).

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.

Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство. Современные технологии сделали их более компактными, дешевыми и технически оснащенными, многократно увеличив их потенциал.

Конструкция беспилотника

Внешне «Орлан-10» немного напоминает некоторые израильские дроны, созданные еще в 80-х годах прошлого века. Тем не менее их копией он, конечно, не является. Беспилотный летательный аппарат построен по наиболее распространенной нормальной аэродинамической схеме. Это высокоплан с широким крылом большого удлинения. Хвостовое оперение «классическое» — оно состоит из довольно крупного киля и сравнительно узкого стабилизатора. Такое сочетание позволяет компенсировать боковые порывы ветра, удерживая летательный аппарат на заданном курсе. Резкое маневрирование по высоте не предусмотрено, но оно и не требуется для подобных дронов.

Силовая установка «Орлана-10» — это двухтактный двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине АИ-95. Точных данных о его мощности нет. Размещается мотор в носовой части фюзеляжа. Движитель – тянущий воздушный винт с двумя лопастями.

В целом этот БПЛА представляет собой что-то вроде небольшой модели обычного самолета с поршневым мотором и пропеллером. Важной особенностью конструкции является её «модульность» — «Орлан» можно быстро разобрать на составные части, уложить их в транспортный контейнер, оперативно перевезти на другое место и вновь собрать дрон, не прикладывая для этого значительных усилий.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Транспортный контейнер с разобранным БПЛА «Орлан-10».

Кроме того, такая архитектура позволяет легко заменять один вид используемой аппаратуры на другой. Основным источником энергии, необходимой для работы этого электронного оборудования, является установленный на борту беспилотника электрогенератор.

Система взлета и посадки БПЛА

Для запуска «Орлана-10» используется небольшая специальная катапульта. Импульс, необходимый для быстрого набора скорости, придается дрону предварительно натянутым резиновым амортизатором. Подобно самому БПЛА, катапульта может быть быстро разобрана для последующей перевозки на автомобиле.

Шасси у этого беспилотника отсутствует, поскольку для его мягкого приземления используется парашют. Вес дрона даже с полной нагрузкой сравнительно невелик, а потому посадочная полоса ему попросту не требуется. Раскрытие парашюта обеспечивается, начиная с минимально допустимой высоты в 30 метров. При этом для дополнительного смягчения удара о землю «Орлан-10» дополнительно оборудован надувным посадочным буфером. Он заполняется сжатым воздухом автоматически, сразу же после выпуска парашюта.

В том случае, если вертикальную скорость не удастся погасить этими штатными средствами, сохранность электронной аппаратуры будет обеспечиваться за счет схемы аварийного разрушения планера – он разделится на отдельные элементы, таким образом, чтобы вероятность случайного повреждения полезной нагрузки была минимальной.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Запуск БПЛА «Орлан-10» с катапульты.

Нормальная схема посадки предусматривает вывод БПЛА в заданный район по команде оператора, остановку двигателя и выпуск парашюта. На случай утраты связи с наземным пунктом управления предусматривается возможность автоматического возвращения дрона и выполнения самостоятельного приземления.

Целевое оборудование

Благодаря разборному фюзеляжу и наличию дополнительного свободного пространства внутри консолей крыла, «Орлан-10» может комплектоваться несколькими разными вариантами электронной аппаратуры. Общий вес полезной нагрузки достигает пяти килограммов, что позволяет разместить на борту следующие виды целевого оборудования:

  • Фотокамеры для выполнения плановой аэрофотосъемки (ось объектива направлена вниз, строго перпендикулярно поверхности земли). В базовой комплектации для этого используются фотоаппараты Canon EOS в модификациях 5D, 50D и 500D.
  • Видеокамеры для выполнения плановой динамичной аэрофотосъемки.
  • Видеокамеры, направленные вперед для выполнения динамичной съемки прямо по курсу движения беспилотного летательного аппарата.
  • Поворотные видеокамеры.
  • Гиростабилизированные видеокамеры Controp (модели D-STAMP и U-STAMP).
  • Тепловизоры. Устанавливаются вместо видеокамер.
  • Приемопередающие модули. Используются для подавления терминалов сотовой связи и постановки помех. Аппаратура позволяет глушить сигналы всех используемых сегодня форматов.
  • Ретрансляционные модули.

В качестве плановых, поворотных и курсовых камер на первых серийных БПЛА «Орлан-10» использовались такие устройства, как BHV-558 EX и Flir Photon в модификациях 320 и 640.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Подготовка к запуску группы БПЛА «Орлан-10».

Кроме того, на борту беспилотного летательного аппарата устанавливается автоматизированная система управления, в состав которой входит приемная спутниковая антенна и модуль GPS/ГЛОНАСС. В оперативную память автопилота можно занести координаты шестидесяти контрольных точек, образующих маршрут полета. Для каждой из них задается желательная высота и «поведение» БПЛА – от обычного пролёта над целью до продолжительного барражирования. Оператор заранее, еще на земле, задает координаты точек, при достижении которых включается бортовая аппаратура.

Отдельно программируются варианты реакций на возникновение различных проблем. Благодаря этому при утрате связи с наземной станцией, исчезновении спутникового сигнала, или аварийном отключении силовой установки дрон постарается самостоятельно добраться до конечной точки маршрута, вернуться к месту своего запуска, совершить вынужденную посадку или же самоликвидироваться.

Система дистанционного контроля БПЛА

Несмотря на довольно высокий уровень автоматизации «Орлана-10», чаще всего его полет полностью контролируется оператором, находящимся на наземной станции. Размещается она на мобильном шасси. Для комплекса РЭБ «Леер-3» это КамАЗ-5350, но потенциально могут использоваться и другие автомобили.

Наземный пункт дистанционного контроля оснащается рабочими местами операторов, приемной и передающей радиостанцией, оборудованием, предназначенным для ремонта и обслуживания беспилотников, а также стартовой катапультой. Для того, чтобы обеспечить автономность работы оборудования, в состав комплекса включен электрогенератор с приводом от бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Военнослужащая из состава расчета БПЛА «Орлан-10» рядом с мобильной наземной станцией дистанционного управления.

С одного пункта может осуществляться одновременное управление четырьмя дронами. Кроме того, радиооборудование позволяет установить устойчивые каналы связи с другими наземными станциями для создания сети, состоящей из тридцати рабочих мест операторов. Благодаря этому обеспечивается возможность постоянного обзора обширного пространства с одновременным обнаружением и опознанием сотен различных целей.

Практическое применение БПЛА

Наиболее массовые поставки дронов «Орлан-10» в российскую армию развернулись, начиная с 2015 года. Вначале этот БПЛА поступил на вооружение подразделений радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы (в составе комплекса «Леер-3»), а также воздушно-десантных войск. К середине 2020 года беспилотники «Орлан-10» широко использовались горно-стрелковыми и артиллерийскими подразделениями. Эти дроны неоднократно участвовали в крупномасштабных учениях. Кроме того, отмечались отдельные эпизоды использования БПЛА различными гражданскими службами.

Как утверждают представители командования вооруженных сил Украины, «Орлан-10» многократно применялся подразделениями «сепаратистов» (то есть ополчением ДНР и ЛНР) в ходе конфликта на востоке этой страны. В 2014 году украинские войска заявили об уничтожении трех таких дронов, а в 2018 году – уже пяти. Общее количество сбитых над Украиной «Орланов», по мнению ВСУ, составляет не менее тринадцати, однако достоверность этой информации вызывает значительные сомнения.

Первые «официальные» эпизоды боевого применения БПЛА произошли в Сирии, в ходе антитеррористической операции российских ВКС. «Орлан-10 » использовался как для целеуказания, так и в ходе поисково-спасательных миссий.

Предназначение, конструкция, основные тактико-технические характеристики, опыт практического применения

Посадка БПЛА «Орлан-10». Хорошо виден надувной буфер.

В частности, с его помощью был найден пилот сбитого в 2015 году фронтового бомбардировщика Су-24. При этом над Сирией был уничтожено, по разным данным, от двух до восьми «Орланов» (последний — в марте 2020 года). В целом же полученный опыт позволяет дать российскому беспилотнику достаточно высокую оценку, что подтверждается заметно возросшим экспортным потенциалом машины. Сегодня выпущено уже более тысячи БПЛА этой модели, причем производство не останавливается – поступают новые заказы.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector