- Что может тяжелый беспилотник “охотник”
- – нелк (нелк-в6, нелк-в12)- blaskor- air (q8, opera, 250)
- (летающяя табуретка) (имеет возможность складываться)
- International society for photogrammetry and remote sensingмеждународное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования
- Skyranger
- Когда начнутся серийные поставки бпла “охотник”
- Компания «кронштадт» объявила о расширении производства беспилотников и наборе дополнительного персонала
- Минусы mбпла вертолетного перед mбпла мультироторного типа:
- Обзор отечественных мультироторных бпла:
- Фирма ‘нелк’ провела летные испытания бпла с новым автопилотом
Что может тяжелый беспилотник “охотник”
Как мы уже сказали, одна из особенностей “Охотника” его незаметность для средств обнаружения. Для этого в нем задействовано ряд современных технологий. Одна из них — двигатель с плоским соплом, изготовленным на 3D-принтере. Благодаря такому соплу, снизится заметность дрона для ракет с тепловым наведением.
Также известно, что беспилотник сможет летать в связке с истребителями Су-57. Дрон будет поражать наземные и воздушные цели. Ранее мы рассказывали, что БПЛА, которые способны поражать воздушные цели, в настоящее время практически нет. Подобной способностью обладают лишь некоторые дроны-камикадзе.
https://www.youtube.com/watch?v=FwjXYooxn6s#
Летчик Су-57 сможет координировать действия одновременно четырех ударных беспилотников «Охотник». Скорее всего, такая возможность будет реализована в новой версии Су-57 с двухместной кабиной. Также известно, что БПЛА “Охотник”, как и другой дрон “Альтиус”, будет оснащен высокоточными современными ракетами Х-35У и Х-59МК2. Эти ракеты изначально разрабатывались для пилотируемых самолетов.
В целом же, БПЛА “Охотник” по своим возможностям практически не будет уступать современным пилотируемым самолетам. В частности, он сможет использовать весь набор противокорабельных и оперативно-тактических ракет, а также будет обладать средствами для ведения воздушного боя.
Надо сказать, что в 2023 году беспилотники Илона Маска, а точнее, ударные дроны с искусственным интеллектом от компании SpaceX, должны были пройти испытания. О результатах пока не сообщалось, но это уже отдельная тема для разговора.
– нелк (нелк-в6, нелк-в12)- blaskor- air (q8, opera, 250)
Теперь хотел бы сказать про те
критерии на которых, как мне кажеться, не надо заострять внимание при
выборе мультироторного БПЛА:
“Размер посадочной площади” – величина тоже обычно субъективная, и
20-ти килограммовые аппараты на руки сажали, поэтому в среднем пишут
3х3м, а для мелколетов и – посадка на руки.
“Обслуживающий персонал, чел” – мало кто напишет больше одного,
эксплуатация вдвоем в сцепке пилот-оператор – это в основном задачи
художественной видеосъёмки.
Для таких выставок как Интерполтех, задачи другие: автоматический полет
с автоматической съемкой или похожие задачи, где оператор БПЛА в
основном готовит БПЛА к полету, составляет маршрут и следит за полетом
БПЛА, вмешиваясь лишь в экстренной ситуации.
“Воздушный потолок” – величина для мультироторов тоже мало
принципиальная, за исключением исследований кратеров вулканов на высотах
несколько тысяч метров. В других задачах и 150 метров почти всегда
хватает, но производители любят написать этак тысяч 5, хотя по факту
долетали только до 200 метров!
“Количество ВМГ (Винто-моторных групп)” – показатель поважней, в
целом 4-ех моторные аппараты считаються более экономными, при других
одинаковых показателях. Многие думают, что 8-ми моторные БПЛА стабильнее
в полете, чем 4-ех моторные, но отнюдь, хорошо собранный квадракоптер
летает также замечательно, как хорошо собранный октокоптер.
Раньше
ощутимой была проблема, когда один винт располагался под другим,
коаксиальная схема, проблемы возникали в связи с тем, что нижний винт
работал в отработанных, рваных потоках верхнего винта и это немного
сказывалось на стабильности, сейчас алгоритмы автопилотов сделали эту
проблему незначительной.
Но очевидным плюсом 8-ми моторного БПЛА, перед четырех моторным – это
возможность полета без одной ВМГ, в случае гексакоптера отказ одного
винта в зависимости от нагруженности аппарата и качества автопилота
может быть как фатальным, так и незаметным.
“Допустимая скорость ветра, не более, м/c” – тоже важный параметр обычно зависит
1) от веса модели – легкие просто сдувает
2) Размер винта, об этом чуть позже.
Мы рассматриваем порывистый ветер, так как
многие автопилоты для мультироторов позволяют просто ложиться на бок
градусов под 30 и продолжать полет, с поривистым гораздо труднее.
“Диапазон рабочих температур, °C” – величина тоже усредненная, но
практически на всех аппаратах это диапазон минимум -20°C до 35°C. В
принципе можно и больше и меньше, только при полетах в сильно
отрицательных температурах, надо провести дополнительную подготовку,
такую как небольшой нагрев аккумуляторов, просто во внутреннем кармане
куртки, часто применяются кейсы с подогревом.
Самому же аппарату желательно какое-то время постоять на улице и
дойти до температуры окружающей среды, во-первых, это необходимо
барометру – он будет помогать удерживать нужную высоту в полете и не
должен отличаться температурно от окружающей среды.
https://www.youtube.com/watch?v=OywQ5tyX4cM
И это важно
датчикам, которые не защищены от температурного дрейфа, например
гироскопы (т.е. при изменении температуры на выходе пьезодатчика,
находящегося в неподвижном состоянии, может появиться сигнал). Сейчас в
большинстве серьезных автопилотов эта проблема решена, но немного
померзнуть автопилоту аппарата перед стартом даже полезно.
Еще одна частая проблема это замерзание аккумулятора в фотоаппарате.
На зеркалках Canon 600D, который у меня является Аэрофотоаппаратом,
аккумулятор находиться в ручке фотоаппарата, это может нагреть
аккумулятор от руки, а самое главное защитить от ветра.
В условиях
полета на БПЛА мультироторого типа – полезная нагрузка в основном
находиться под брюхом аппарата, и блок с питанием находиться под сильным
обдувом, мои аккумуляторы замерзали на второй минуте полета при 0°C.
Как следствие самое оптимальное решение этой проблемы – это питание
аккумулятора АФА (Аэрофотоаппарата) от ходовой батареи мультикоптера,
что дает небольшой выигрыш в весе и спокойствие за фотоаппарат!
Действительно важные параметры аппарата это, сколько он может поднять
и сколько с этим может летать. Не секрет, что для увеличения время
полета, самым популярным способом является установка низкооборотных
движков, с хорошими винтульками – эдок дюймов на 25, которые крутятся не
со скоростью 10тыс обор/мин, а в 2-3 раза медленнее, зато обметают
большую площадь.
Первой сложностью таких винтов в первую очередь
является новый тип низкочастотных вибраций, с которыми тяжелей бороться и
сложнее отбалансировать мотор. Но основным минусом такой конструкции
является (при одинаковой массе) пониженная возможность сопротивления к
ветру.
Большой винт – имеет большую инертность и как следствие не может
быстро отреагировать на резкий ветер изменение скорости вращения
пропеллера. Отсюда у нас и получается, что Microdrones md4-1000 летает
пустой до 88 мин, но при ветре более 6м/c, его эксплуатация крайне
нежелательна, а скорость ветра бывает и по более. Правда те кто
пользовались этой системой говорили, что и при 20м/c этот БПЛА тоже
летает.
БПЛА МЧС
Фотоотчет о данном БПЛА можно посмотреть в нашем блоге в статье “СЕЛИГЕР ВОЗДУШНЫЙ”
Ну давайте взглянем на ценник, который выкатили за Гранад ВА-1000,
представительства которого есть и в Москве, и в Смоленске, и в
Новосибирске, и в Самаре, и в Саратове:
Картинка Название и цена(руб.) | Комплектность |
БПЛА Гранат 1000 Комплект БЛА md4-1000 (MD-02-001) | Передовой квадрокоптер вертикального взлета и посадки, с полностью стабилизатор вибрации камеры. Полностью автоматическая навигация по маршруту. Совместим с полезной нагрузкой md4-200 Скороподъемность 7,5 м/с. Скорость передвижения 15 м/с. Время полета до 88 минут. Включая: Система GPS-положение с возможностью зависания БЛА – 1шт. mdRFID, система доступа – 1 шт. Винт с правым вращением – 2шт. Винт с левым вращением – 2шт. Посадочная платформа – 1 шт. Складное положение для легкой транспортировки |
Элементы БПЛА Гранат 1000 Базовая станция BS-02-001 | Аналоговая станция 5,8 ГГц с высоким коэффициентом усиления антенны, В комплект входят: Блок питания, 230/115VAC, 12/14.8VDC – 1 шт. LiPo зарядное устройство аккумуляторной батареи – 1 шт. Конвертер аналогового видео, USB – 1 шт. Видеовыход – 3 шт. Декодер для телеметрии – 1 шт. LiPo аккумуляторная батарея 4S, 14.8V, 2300mAh (совместимая с flightpack) – 1 шт. USB-кабель – 2 шт. peli case – 1 шт. Размеры 486 х 392 х 192 мм Общий вес около 8 кг (ноутбук не входит) |
Элементы БПЛА Гранат 1000 (TP-02-001) | Надежная защита от повреждений Размеры: 850×850×615 мм Вес около 24 кг |
Пульт дистанционного управления (RC-02-001) | Частота 2,4 ГГц ISM-диапазона, основанная на Frequency Hopping Spread Spectrum технологии Подготовлен для управления оператором/учеником RC-передатчик вкл. ВЧ-модуль на 2,4 ГГц – 1 шт. RC-приемник 2,4 ГГц ISM – 1 шт. Батарея передатчика – 1 шт. Зарядное устройство RC – 1 шт. Лоток для переноски – 1 шт |
Аналоговый видеопередатчик (VT-02-001) | Аналоговая связь 5,8 ГГц Корпус из карбона Передача видео и данных телеметрии на базовую станцию |
Элементы БПЛА Гранат 1000 Фотокамера (VC-02-006) | 12,3 мегапикселей Live MOS (17.3×13.0mm), максимум 4032 × 3024 (4:3) Управление наклоном камеры, Стабилизация поперечной устойчивости, 16 Гб карта памяти Просмотр изображения на базовой станции независимо от того, производится снимок или нет. |
Элементы БПЛА Гранат 1000 Видеокамера с 2-осной стабилизацией PRO (VC-02-007) | Full HD 1920×1080 /50p Формат AVCHD Стабилизация изображения Высокая точность наклона управления камерой с расширенными креплениями Активный наклон и стабилизатор поперечной устойчивости, 16 Гб карты памяти Просмотр изображения на базовой станции независимо от того, производится запись или нет. |
Элементы БПЛА Гранат 1000 Мультиспектральная камера (VC-02-009) | Компактная версия системы визуализации MCA (Матричной мультикамеры), камера Mini-MCA6. Диапазоны фильтров: – 450 – 520 нм – 520 – 600 нм – 630 – 690 нм – 685 – 695 нм – 715 – 725 нм – 760 – 900 нм Позволяет получить важнейшую информацию по мульспектральному составу всходов и почвы в сельском хозяйстве. |
Элементы БПЛА Гранат 1000 Видеокамера для передачи видео в режиме реального времени (VC-02-004) | Цветная видеокамера, 450 ТВ-линий, композитный видеосигнал 1/4″ IL CCD, 752 х 582 пикселей Управление наклоном камеры Идеальное решение для безопасности, наблюдения и инспекционных услуг, |
Высокочувствительная видеокамера для передачи видео в режиме реального времени (VC-02-003) | Черно-белая видеокамера, 570 ТВ-линий, Композитное видео 0,0003 лк, f1.4 Управление наклоном камеры Идеальное решение для безопасности, наблюдения и инспекционных услуг в |
Тепловизионная видеокамера для передачи видео в режиме реального времени (VC-02-005) | 7,5 Гц (NTSC), 8,3 Гц (PAL) FPA Формат: 324 х 256 рабочая температура: -40° C до 80° C |
Микродетектор воздуха (VP-01-012) | Датчик для определения токсичных летучих органических соединений Датчики для COІ и горючих газов Широкий спектр дополнительных сенсоров |
Видеоочки (BS-00-001) | ЖК-дисплей Угол обзора 320 0,9 МгП Прогрессивное сканирование 60 Гц Встроенная литиево-ионная батарея |
GPS-программное обеспечение полетов (MO-02-002) | Эта опция позволяет md4-1000 следовать определенному полетному заданию в полностью автоматическом режиме. Координаты полета могут быть заданы либо с помощью прилагаемого Специальные функции, такие как POI, Orbiting, ГИС-сетки и многие другие, могут быть реализованы с помощью нашего программного обеспечения mdCockpit, в том числе и ваше собственное приложение. |
Аккумуляторная батарея 2P (BA-02-001) | Литий-полимерная АКБ 6s2P, 22.2V, 13000mAh, обеспечивает наиболее длительное время полета |
Зарядное устройство для 2-х АКБ (BA-02-005) | Зарядка и хранение АКБ для md4-1000 В комплект входят: Транспортировочный ящик – 1 шт. Источник питания 40A – 2 шт. Зарядное устройство md4-1000 – 2 шт. Размеры: 560 х 480 х 215 мм |
Винт CP-02-002 / CP-02-003 | Винт прямого (передние-задние) /обратного (правые-левые) вращения Материал – карбон Длина – 700 мм |
Посадочная платформа (CP-02-001) | Износостойкая, изготовлена из карбона |
Дополнительное оборудование | |
Габаритные огни, LED (MO-02-001) | Подготовка md4-1000 для ночных миссий или полетов в условиях низкой освещенности |
Цифровой видеопередатчик (VT-02-005) | Цифровая связь 5,8 ГГц Корпус из карбона Передача видео и данных телеметрии для цифровой базовой станции и USB-Цифрового приемника |
Цифровой приемник SD/HD (BS-02-006) | SD/HD видео приемник Диапазон частот от 5,725 до 5,875 Гц |
Цифровая базовая станция HD (BS-02-006) | Цифровой приемник 5,8 ГГц, принимаемое видео и телеметрия четко |
Пульт дистанционного управления (RC-02-003) | RX-DRC 920 МГц Особенности реального времени телеметрических данных нисходящей линии связи |
Мультиспектральная камера для изучения с/х культур и лесов (VC-02-010 ) | 8,0 мм, с “C” креплением CF карты памяти 2 Гб Прочный чехол Pelican Поставляется с ПО PixelWrench2 для обработки данных |
Универсальная подвесная платформа для камер с 2-осной стабилизацией (VP-02-004) | Высокая точность наклона управления камерой с расширенными креплениями. Активный наклон и стабилизатор поперечной устойчивости. Вес: 450 грамм |
HDMI адаптер (VP-02-004) | Соединение наиболее распространенных камер с разъемом HDMI Не включает в себя триггер кабеля |
Комплект коннекторов и кабелей для камер (VP-02-013) | Соединения для камер к md4, включая: аналоговый видеокабель триггер кабель |
Обучение пилотов-операторов | Курс обучения управлению БЛА и знанию специального программного |
Все подвесы на сервоприводах, хотя у коптеристов приоритет у подвеса
на бесколлекторных моторах, и я б не сказал, что их нет у самих
Microdrones, но вот на стендах ЮВСАВИА у Гранат ВА-1000 и ВА-200 все
было на сервочках.
Но при разговоре о ценах у стенда ЮВС АВИА и о вещах их формирующих
было тактично замечено, что это не ваше дело и в этом они абсолютно
правы. Ведь этих аппаратов, а именно Гранад ВА-1000 БПЛА для нужд МЧС, МВД и других структур более 100 штук, а ведь это основной показатель.
Но, например, на том же Интерполитехе на стенде компании “Нелк”
стояли очень похожие по тех. данным аппараты на Гранад ВА-1000, например
“Нелк B4” и было написано время полета до 120 минут, но мы не проверяли
так что верим на слово, тем более что Microdrones md4-1000 далеко не
первый год на рынке, а компановки аппаратов очень похожи.
Название: | Microdrones md4-1000 Мультироторный БПЛА | Нелк B4 БПЛА НЕЛК |
Рабочий размер, мм | 1030х1030х450 | 1010х10130х440 |
Скорость горизонтального полета, м/c | 15(54км/час) | 15(54км/час) |
Рабочая высота полёта над уровнем земли, м | 10-250 | 10-250 |
Воздушный потолок, м | 4000 | |
Продолжительность полета, мин. | 88 | 120 |
Максимальный взлетный вес, г | 5550 | 5000 |
Максимальная масса полезной нагрузки, г | 1200 | 2000 |
Взлетная масса, г | 2650 | 3000 |
Допустимая скорость ветра , не более, м/c | 6 | 6 |
Количество винто-моторных групп | 4 | 4 |
Складной | Складной (лучи вниз) | нескладной |
Там же на стенде “Нелк” кроме больших и мощных аппаратов была
представлена занимательная брошюрка, на которой красовалось название:
(летающяя табуретка) (имеет возможность складываться)
Уникальность этих аппаратов в том, что винт находиться не просто в
защитном кольце, а в своеобразном импеллере, и это дает ощутимую
прибавку к тяге и времени полета. Эта схема дает возможность аппарату
уверено находиться в одной точке, импеллеры используются на самолетах и
хорошо себя зарекомендовали в полете, когда на них давит набегающий
поток воздуха.
И перспективные разработки у них на сайте интересные, а именно:
– Первая ступень разгонного блока, для выведения на орбиту сверхлёгких спутников.
И подвесы у них красивые:
Сдвоенная гиростабилизированная оптическая головка (Тепловизор и камера видимого диапазона).
И наземка:
Так что аппарат в теории висит хорошо, а летит и снимает – как на рекламном ролике:
Добило первое хорошее впечатление от сверкающих композитов рамы и
обтикаемых форм – ошибки в рекламных брошюрках и скудность сайта.
Теперь
сравним мультироторные БПЛА “air170X– OperA” и “ZALA 421-22”, я
объеденил эти аппараты. Как схожие по весу, размеру, полезной нагрузке и
размерам винтов, винты меньше чем у БПЛА из предыдущей таблицы, а вес
больше – это говорит о большей стабильности и меньшему времени полета,
Также в этот тублицы мы внесем наш БПЛА “Дредноут”, который значительно
проигрывает по времени полета, но очень хорошо по другим параметрам:
Название: | Air 170 OperA Мультироторный БПЛА | Zala 421-22 Zala | Дредноут |
Рабочий размер, мм | 910х860х350 | 1065х1065х240 | 1100×1100×450 |
Скорость горизонталь-ного полета, м/c | 15(54км/час) | 8,3(30км/ч) | 15(54км/час) |
Рабочая высота полёта над уровнем земли, м | 10-250 | 10 -250 | 10-350 |
Воздушный потолок, м | 700 | 1000 | 2000 |
Продолжительность полета, мин. | 30 | 35 | 20 |
Максимальный взлетный вес, г | 10000 | 8000 | 10000 |
Максимальная масса полезной нагрузки, г | 2000 | до 2000 | 4000 |
Взлетная масса, г | 8000 | 6000 | 5000 |
Допустимая скорость ветра, не более, м/c | 6 | 8 | 12 |
Количество винто-моторных групп | 8 | 8 | 8 |
Складной | неразборный | Складной | нескладной |
Конечно в рамках этого обзора можно было бы рассмотреть и
“ФотоКоптер” компании «Стилсофт» и летательный аппарат EYERA и
“Пустельгу”, но все о чем я хотел сказать я сказал!
Мы рассматривали только БПЛА которые производяться в России.
В следующем обзоре я думаю мы возьмем планитарный масштаб и рассмотрим такие набирающие популярность мультироторные БПЛА как:
– обновленный draganflyer x4-ES с красивым подвесиком на БК-приводе.
International society for photogrammetry and remote sensingмеждународное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования
Аппарат под полезную нагрузку до полу килограмма, такую как Сони Некс
или тепловизор TinyCam 640 на 2-ух осевом подвесе на бесколлекторниках,
со своей, независимой от аппарата, системой гиростабилизации.
Формованная карбоновая всепогодная рама, в которой будет спрятана вся
электроника, сильные движки, вращающие 15-17 дюймовые карбоновые винты и
аккумуляторы на 22A/ч 3S составляющие около 60% веса 2.
Теперь давайте сравним легкие БПЛА мультироторного типа отечественного производства:
Название: | Геоскан 401 | Джигирнаут, BLASKOR zala | Мультироторный БПЛА Джигирнаут | МИИГАиК Х4 ISPRS X4 UAV |
Рабочий размер, мм | 520х520х200 | 600х520х75 | 825х825х325 | 460х440х350 |
Скорость горизонталь-ного полета, м/c | 15(54км/час) | 11(39,6км/час) | 12,5(45км/ч) | 12,5(45км/ч) |
Рабочая высота полёта над уровнем земли, м | 5-150 | 10-350 | 5-250 | 5-150 |
Воздушный потолок, м | 500 | 1000 | 2000 | 2500 |
Продолжительность полета, мин. | 30 | 30 | 25 | 70 |
Максимальный взлетный вес, г | 3500 | 1500 | 5500 | 3000 |
Максимальная масса полезной нагрузки, г | 750 | 300 | 2500 | 700 |
Взлетная масса, г | 2500 | 1200 | 3000 | 2300 |
Допустимая скорость ветра , не более, м/c | 8 | 5 | 10 | 10 |
Количество винто-моторных групп | 4 | 6 | 6 | 4 |
Складной | Разборный (отстегивающиеся лучи) | неразборный | Складной | неразборный |
На этом выставка “Geoforum ”, по коптерной тематике, можно сказать, закрылась.
Но менее чем через неделю, на том же самом месте началась 17 выставка
“Interpolitex”, на которой тоже было немало коптеров, и широко были
представлены стенды таких фирм как:
Skyranger
Габариты БПЛА SkyRanger UAV невелики: В сложенном виде он имеет 25 см в ширину и 50 см в длину.
Беспилотник весит около 3 кг и находиться в воздухе на протяжении
50 минут при условии активного движения. В аппарат, как и у летающиего
робота Cyber Quad встроена фото и видеокамера. Видео снимается в формате
1080p30 HD при разрешении в 640 x 480 пикселов.
Направленные вниз винты в среднем
дают 2 процента тяги, это связанно с тем что потоки воздуха не давят на
балку, как при расположении винта сверху.
И небольшой рекламный ролик:
И рассмотрим Microdrones. Продолжение линейки: md4-200, microdrones md4-1000
Большой аппарат от Немцев – microdrones md4-3000. Это
квадракоптер, такскающий до 3ех кг и летающий до 45минут в совокупном
весе до 15кг.
Винты БПЛА имеют по три лопасти, шаг котоорых можно настраивать
перед полётом в зависимости от режима полета и погодных условий.
Беспилотник имеет аэродинамическую асимметричную конструкцию, которая
создаёт дополнительную подъёмную силу при быстром полёте.
https://www.youtube.com/watch?v=PgO2nZiXbCA
В следующий раз рассмотрим и другие аппараты и полезную нагрузку для мультироторных БПЛА
На мой взгляд все компании идут по более менее протоптанным
дорожкам и чтото принципиально новенькое на Российский рынок широко не
выходит. Но зато уже есть из чего выбрать правительственным организациям
и крупным корпорациям.
Теперь можно посмотреть и мой краткий обзор картографических самолетного типа БПЛА
Когда начнутся серийные поставки бпла “охотник”
Согласно информации из открытых источников, дрон «Охотник» совершил первый свой полет 3 августа 2023 года. Он пробыл в воздухе более 20 минут под управлением оператора. Затем БПЛА совершил еще один полет в сентябре совместно с истребителем Су-57.
Беспилотник во время полета работал в автоматизированном режиме. Как сообщали в военном ведомстве, во время полета отрабатывалось взаимодействие между Су-57 и беспилотником. Такое взаимодействие позволяет расширить радиолокационное поле истребителя. Также было отработано целеуказание для применения ударного авиационного оружия.
ВАЖНО! Всех наших читателей ждем на Яндекс.Дзен-канале, где мы публикуем важную и интересную информацию. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
В 2023 году министр обороны РФ Сергей Шойгу выражал надежду, что БПЛА будет готов к 2023 году, и начнется его поставка в армию РФ. Однако позже было заявлено, что серийные БПЛА начнут поставляться только в 2024 году. Теперь же речь идет о том, что начало поставок беспилотника намечено на 2025 год.
Напомним, что у России уже есть не только беспилотник среднего класса “Орион”, но и легкий БПЛА “Форпост”, который уже активно применяется в военных операциях. Самые интересные факты о нем можно узнать здесь.
Компания «кронштадт» объявила о расширении производства беспилотников и наборе дополнительного персонала
Специальная военная операция на территории Украины, проводимая российской армией, показала важность применения беспилотных летательных аппаратов всех классов, начиная от разведывательных и заканчивая ударными. И если с первыми у России более-менее нормально, то ситуация со вторыми требует изменений.
Военные эксперты и аналитики говорят о грядущем буме производства беспилотников всех типов по итогам военной операции России на Украине, которая показала, что в современных войнах БПЛА играют одну из ключевых ролей. Российское руководство, понимая важность БПЛА для армии, и так всячески поощряло развитие этой отрасли, теперь же предсказывается быстрый подъем и развитие компаний, занимающихся разработкой и производством беспилотников.
Ведущий российский разработчик БПЛА компания “Кронштадт” уже объявила о расширении производства и наборе дополнительного персонала на два своих предприятия, одно из которых находится в Москве, в районе Тушино, а второе в подмосковной Дубне, где был построен целый завод по сборке БПЛА. Как сообщается, компании требуются на только простые рабочие, но и инженерно-технический персонал. Как ранее сообщалось, в Тушино у компании опытное производство, а в Дубне серийное.
Центр производства крупноразмерных беспилотных летательных аппаратов самолетного и вертолетного типов в подмосковной Дубне открылся в 20-х числах декабря 2023 года. Единая производственная зона площадью в 50 га вместила в себя производственные мощности самой компании “Кронштадт”, а также “Дубненского машиностроительного завода” (ДМЗ), входящего в структуру компании. В цехах компании собираются сами беспилотники, на заводе ДМЗ – наземные пункты управления.
В Дубне налаживается серийное производство ударных и разведывательных беспилотников, разработанных специалистами компании и уже принятых на вооружение российской армии или готовящихся к принятию на вооружение.
Минусы mбпла вертолетного перед mбпла мультироторного типа:
Сложность управления вертолетом на малых скоростях (1-5 м/c)
Более высокая сложность ремонта вертолета и цена ошибки пилотирования
Отказ одного из моторов неминуемо приведет к
падению вертолета, в отличии от 8-ми моторных и некоторых не сильно
нагруженных 6-ти моторных коптеров
Важным преимуществом многороторных БПЛА от БПЛА самолетного типа,
является отсутствие перегрузок, возникающих, например, во время таких
экстремальных этапов полета БПЛА самолетного типа, как взлёт с
катапульты или посадка на парашутной системе посадки/спасения (удары,
возникающие при этом, негативным образом влияют на незащищенные элементы
полезной нагрузки, в особенности на фотооборудование, а согласно
инструкции, если аэрофотокамера подверглась удару или даже толчку,
необходимо произвести повторную калибровку, что мешает производственному
процессу).
Коптеры начали рекомендовать себя и в тепловизионной съемке.
Так самый часто встречающийся, недорогой тепловизор имеет частоты
съемки видео 9Гц с разрешением 320 на 240 пикселей, и с самолета на
высоте 500 метров тут и не разглядишь толком ничего, да и скорость
километров 100 в час, вот тут и стали выручать коптеры, ведь дешевле купить мультироторный БПЛА чем новенький тепловизор!)
Обзор отечественных мультироторных бпла:
Ну, теперь черкнем и пару слов о коптерах, начнем с конференции
“Geoforum ”, которая прошла 15-17 сентября. Начнем, пожалуй, с
Zalaaerogroup. На их стенде было 2 коптера Zala 421-21 и 421-22 и если
первый аппарат у половины коптеристов дома валяется и кроме красивой
шапочки, в нем ничего приметного не было, нескладная гекса на
алюминиевом профиле (не знаю как сейчас, а раньше мозги были
microcopter, правда стоило это творение раз в 5 дороже чем у знаменитого microcopter – тысяч так под 800руб.).
Из долголетов были аппараты “Нелк” и “Гранад”. Аппарат Microdrones md4-1000 (Гранад) далеко не первый год на рынке, а компоновки аппаратов очень похожи.Собственно говоря в пользу того, что эти аппараты действительно долго
летают – говорит и то, что разработчиком автопилота для “Нелк” является
человек более известный под псевдонимом VIS.ASTA, а у него были полеты и
по 141 минуте. Видео полета можно посмотреть у нас в “видеоблоге”.
У Unmanned есть похожий аппарат по имени “Серафим”. То следующая
модель уже демонстрировала дух серьезной фирмы, которая веников не
вяжет. На “МАКСе” я ее рассмотреть не успел, но теперь было видно что –
это была большая окта, с огромными винтулями на вид дюймов 17 и с
такими же большими аккумуляторами на 7-ми банках и 10А/ч, 2штуки.
Порадовало,
как комплекс складывается. Сначала отключаем питание от моторов,
отсоединяя от несущих балок 2 кабеля, которые идут через корпус аппарата
от аккумуляторов, откручиваем полезную нагрузку, снимаем основной
корпус аппарата и складываем рамку коптера, потом покуем в ящичек, 5
минут и все собранно и укладывается в соответствующий кейсик.
Но и цена у комплекса, за качество и именитость бренда, соответствующая, за какой-то миллион никто вам ничего не продаст.
На стенде Geoscana также красовался коптер, и звали его: Геоскан 401.
Здесь хотелось бы выделить такой тренд как отстегивающиеся лучи, вместе
с трехфахными кабелям, что широко было представлено у DjiS800, здесь же
лучи вставлялись в 3 пазика на раме, и защелкивались в месте выхода
луча из рамы, очень быстро и мобильно.
Конечно, я как фанат безразъемных
паек и формованных-нескаладных рам, имею свое мнение на этот счет, но
для легких аппаратов под Сони Некс такая система имеет право на жизнь.
Правда на стенде был представлен выставочный вариант аппарата – о чем
свидетельствует отсутствие обмотки на бесколлекторниках подвеса и
несоразмерные винты 17-и дюймов, несоответствующие моторам.
На нашем стенде МИИИГАиК был представлен “Дредноут” с наземной станцией управления БПЛА.
Кроме того активно анонсировался новый аппарат с рабочим именем
“BlаckJack”, хотя оно еще может измениться, свое имя он получил
случайно, на авиасалоне “МАКС”. Это произошло тогда , когда оператор
мультироторного БПЛА долголета , рассказывал о своем аппарате,
нахваливая его со всех сторон, тогда я сказал, что у меня будет свой
коптер – с Блек Джеком и ш…, вот так получилось название. Хотя сейчас
оно уже именуеться как “МИИГАиК X4”. Абривиатура расшифровываеться как:
Фирма ‘нелк’ провела летные испытания бпла с новым автопилотом
летные испытания беспилотного летательного аппарата вертолетного
типа с новым автопилотом, сообщил “АвиаПорту” сообщил
помощник исполнительного директора компании Николай
Панасенко.
По его словам, разработанный автопилот будет иметь
применение практически на всех новых разработках комплексов
беспилотной воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с
беспилотниками разработки компании. Проведенные летные испытания
показали правильность работы программного обеспечения автопилота,
который планируется сразу же применить на нескольких типах
беспилотников разработчика.
Новый автопилот испытывался установленным на шестикоптере
(платформа с шестью роторами с несущими воздушными винтами для
вертикальных взлета и посадки) с обозначением “НЕЛК-В6”. На
предприятии принято решение о переименовании беспилотников. Так
теперь все шестикоптеры будут обозначаться как “НЕЛК-В6” (на
фото), а беспилотники самолетного типа – “НЕЛК-С3”.
В ходе заводских испытаний беспилотника вертикального взлета и
посадки “НЕЛК-В6” в полностью автоматическом режиме были
достигнуты следующие результаты: время полета – 37 минут,
максимальное удаление от точки старта – 2068 м. Длина пройденного
пути составила 10 650 м
PS:
На одном из полигонов силовых структур были проведены учения
спецподразделений с применением нового «Многофункционального
комплекса воздушной разведки местности и объектов» на базе
дистанционно пилотируемого беспилотного летательного аппарата
вертикального взлета и посадки «НЕЛК-В6». В ходе учений командиры
спецподразделений контролировали сложившуюся обстановку с высоты
70…100 метров, следили за перемещением групп личного состава и
техники, их действиями и оперативно вносили корректировки в план
проведения спецоперации.
Испытания проводились при температуре воздуха –8°С, силе ветра
2…3м/с, порывами до 7…8м/с. Аппарат показал хорошую устойчивость
к ветровым нагрузкам, в режиме «висения» стабильно удерживал
заданную позицию. Видеоинформация с борта ДПЛА передавалась в
режиме реального времени на командный пункт управления учениями и
непосредственно командирам подразделений.