Радиоуправляемые модели – хобби для каждого!

Как выбрать аппаратуру радиоуправления – основные принципы

Многие опытные моделисты на вопрос о том, какую систему радиоуправления купить, дают очень похожие ответы, среди них:

  • Выбрать ту, возможностей которой хватит на много лет;
  • Брать «на вырост»;
  • Самое простое – не жалеть денег.

Советы на первый взгляд правильные, но очень расплывчатые. Именно исходя из таких рекомендаций появляется в корне неправильное решение – приобрести авиамодельную аппаратуру по принципу выбора максимально дорогого комплекта, который вписывается в бюджет.

Более правильно – руководствоваться определёнными критериями, о которых мы расскажем. Приведённый ниже список составлен исходя из личного опыта автора и наблюдений за коллегами по авиамодельному хобби и спорту. Итак, эти требования к аппаратуре радиоуправления чаще всего возникают у пользователей:

  • Наличие настроек для каждого типа моделей: самолёт, вертолёт, планер, мультикоптер. Постарайтесь ответить себе на вопрос, какие из этих летательных аппаратов могут пополнить Ваш парк;
  • Эргономика – она намного важнее, чем может показаться. Помните – именно передатчик Вы будете держать в руках, и попробовать это стоит ещё до покупки. У каждого есть личные особенности и предпочтения в постановки рук. Здесь играют роль такие параметры, как вес, толщина и форма корпуса, его балансировка, длина и форма ручек управления, расстояние между ручками, наличие вставок из мягкого пластика в нужных местах и многое другое. Для некоторых классов моделей эргономика передатчика выходит на первое место, например — для метательных планеров;
  • Функциональные возможности. Такие функции, как экспоненты и двойные расходы, потребуются для любой модели, более серьёзной, чем тренер. Для самолётов и вертолётов с ДВС необходима функция дистанционного выключения двигателю. Большинство самолётов для классического и 3D пилотажа требует использования микшеров. При пилотировании вертолётов будут полезны функции настройки точки висения и виртуального кольца. Не ограничивайтесь чтением инструкций к моделям – там Вы найдёте только самые необходимые настройки. Узнайте у опытных коллег по хобби, какие функции и для чего они используют;
  • Количество каналов управления. Для большинства хоббийных моделей достаточно 6-8 каналов, однако если Вашим следующим увлечение станут копии серьёзного уровня – потребуется управление сложной механизацией крыла и различными системами, имитирующими функции прототипа.
  • Точность, время отклика, разрешение основных каналов управления (количество точек). Эксплуатируя большинство самолётов начального уровня, Вы вряд ли заметите разницу в точности и быстродействии систем радиоуправления, однако ситуация изменится, если речь идёт о полноценной пилотажной модели. Ещё более критичны эти параметры для 3D вертолётов и гоночных моделей. Помимо электронной «начинки», на точность влияет и механика – предпочтительны ручки управления на подшипниках;
  • Актуальность. Покупая систему радиоуправления убедитесь, что для выбранной аппаратуры выпускаются приёмники, аккумуляторы и другие аксессуары, осуществляется поддержка производителя;
  • Совместимость стандартов. Изучите ситуацию в клубе, либо на поле, где Вы собираетесь летать и узнайте, какие системы радиоуправления используют опытные коллеги. Совместимость протоколов, PPM разъёмов и файловых систем даёт огромные возможности: обучение с инструктором при помощи кабеля «тренер-ученик», получение готовых профилей настроек моделей, возможность обмениваться приёмниками и многое другое.
  • Прочность и долговечность материалов. Если Вы планируете летать раз в неделю в спокойной манере – на этот пункт можно обращать меньше внимания, однако для интенсивно тренирующихся спортсменов и хобби-пилотов, выбравших авиамоделизм как основное увлечение, проблема износа аппаратуры не должна возникать в принципе. Кроме того, качественно выполненную вещь приятно держать в руках!
  • Наличие специализированных приёмников. Этот пункт мы умышленно поместили в конец списка в виду его специфичности. Приёмники, поставляемые с комплектами аппаратуры как правило делятся на классы Full Range (большая дальность, для средних и больших моделей) и Park Flyer – для небольших самолётов (не более метра размахом) и мини-вертолётов. Для моделей-гигантов могут пригодится приёмники с мощной шиной питания – это очень удобно и позволяет избежать использования преобразователей напряжения. Для максимально облегчённых зальных самолётов класса F3P требуются микро-приёмники весом менее грамма. Многие контроллеры современных мультикоптеров и вертолётные системы стабилизации работают только по шине последовательного подключения. Такую технологию, называемую S.Bus, предлагает знаменитый японский производитель – компания Futaba.

Надеемся, что эти пункты помогли Вам понять собственные потребности и упростят процесс выбора. Теперь поговорим о том, на какие условные классы можно разделить авиамодельные системы радиоуправления и приведём примеры наиболее успешных товаров брендов Futaba и FlySky.

Выбор радиоуправляемого автомобиля: в помощь начинающему автомоделисту

Для человека, никогда не сталкивавшегося с радиоуправляемыми автомоделями, все их разнообразие и предназначение каждой конкретной модели понятны довольно смутно. В этой статье мы попробуем разложить все по полочкам, чем «упростим жизнь» начинающим моделистам-любителям в мире уменьшенных копий «Ламборгини», «Хаммеров» и гоночных багги.

Радиоуправляемые модели – хобби для каждого!

Радиоуправляемых машинок производится огромное количество, но все они подразделяются на классы и типы: по масштабу, предназначению, виду используемого движителя и топлива. Наверняка вам встречались странные радиоуправляемые игрушки китайского производства? Вот эти, неподвластные классификации куски яркой пластмассы на колесах сразу же мысленно вычеркните из памяти. Это для детей 1-3 лет. В остальном же, машинки на радиоуправлении различают по масштабу. 

Радиоуправляемые модели – хобби для каждого!

Самые маленькие – радиоуправляемые машинки-игрушки 43-го, 30-го, 27-го, 24-го и т.д. масштабов. Вплоть до четырнадцатого масштаба. Эти автомодели называют настольными или офисными. Для машинки 43-24-го масштабов действительно можно соорудить трассу прямо на столе, настолько она миниатюрна. А вот автомодель четырнадцатого масштаба лучше прокатывать уже на полу. Все эти машинки относятся к хоббийному классу. Их коллекционируют, устраивают покатушки прямо в доме, в качестве развлечения, иногда – даже офисные гонки. Но не более. Поэтому, если вы решили всерьез заняться моделированием или хотя бы приобрести модель для воскресных покатушек на свежем воздухе, обратите свое внимание на машинки более крупного масштаба. 
Двенадцатый масштаб – это уже серьезно. Такие модели используются для заездов на ковровых и асфальтированных трассах. И в этом классе проводятся состязания. Управлять машиной двенадцатого масштаба уже сложнее, нужны тренировки и навыки. Машинки этого класса идеально подойдут тем, кто хочет соревноваться, но не имеет еще достаточного опыта в управлении, тюнинге, ремонте и т.д. «Двенадцатки» проще более крупных моделей, их сложнее разбить. Но они – это уже не игрушки, это некий переходной класс с претензией на серьезность. 
Десятый масштаб делится на классы и подклассы. В него входят багги, трагги, монстры, шоссейные машинки, шоткорсы, краулеры, раллийники и машинки для дрифта. Это самый настоящий мощный пласт, где есть место для радиоуправляемого автомобиля на любой вкус. Автомобили десятого масштаба уже являются больше копией «взрослой» машины, нежели «закамуфлированной» под автомобиль игрушкой. У таких автомоделей может быть полностью независимая подвеска, маслонаполненные амортизаторы, аналогичные автомобильным рулевые тяги, дифференциалы, карданные валы, копийные кузов, салон, колесные диски и шины и так далее. Стоимость таких машинок может достигать нескольких тысяч долларов, хотя, в среднем, конечно же, они дешевле (несколько сотен долларов). 
Рассматривая десятый класс с точки популярности и соревновательности, можно классифицировать и описать эти модели следующим образом:
— Супертуризм: самый популярный вид гонок в России. Кузовные соревнования в нашей стране пока еще самые массовые. Хотя, у них огромная популярность и за рубежом. Хотя, у них огромная популярность и за рубежом. Модели класса «супертуризм» оснащаются полным приводом, независимой подвеской с маслонаполненными амортизаторами, дифференциалами с регулировкой и т.д. Следует напомнить, что в десятом классе автомодели уже делятся по типу движителя (ДВС и электромотор), но об этом позже. 

Радиоуправляемые модели – хобби для каждого!

— Внедорожники: состоят из раллийных моделей, багги, трагги, джипов, шоткорсов, монстров, краулеров. Эти модели имеют много общего, но и отличий между подклассами немало. Конечно же, они оснащаются независимой подвеской, имеют полный привод, маслонаполненные амортизаторы, дифференциалы и так далее. Но их центр тяжести оптимизирован под прыжки и преодоление препятствий, подвеска – длинноходовая, клиренс – большой, резина – широкая, с развитым протектором. 
Багги и трагги – модели параллельные, со схожим шасси, но с различными кузовами и резиной. Багги имеют более узкую колею и спортивный гоночный кузов-раму. Трагги обуты в более широкую резину, имеют, соответственно, колею пошире и оснащаются кузовом от пикапа или грузовичка. 
Краулеры – вообще созданы для преодоления практически любых препятствий. Они могут перелезать через стволы деревьев, взбираться буквально на отвесные скалы. Конечно же, у краулеров полный привод, развитая длинноходовая, независимая подвеска. Обуты краулеры в специальные, большие шины, выступающие за габариты автомодели впереди и сзади (это сделано для того, чтобы можно было преодолевать сложные препятствия, упираясь в него скатом).
Раллийники – это адаптированный под бездорожье супертуризм. Конечно, у таких моделей проходимость меньше, нежели у багги или трагги. Для них нужен укатанный грунт или гравий. 
В целом, десятый масштаб – это океан страстей и возможностей. Он подойдет и новичкам, и моделистам с опытом. В этом классе можно дорасти и до чемпиона мира.
В восьмом масштабе все еще более серьезно, нежели в популярном десятом. Конечно, машинки этого класса очень похожи на «десятки», но они крупнее, более реалистичны, их моторы мощнее и способны развить очень большие скорости. Среди массы «восьмерок» можно выделить стоящие немного особняком «бигфуты» или «монстры» — популярное хоббийное направление. Они пришли к нам из США – машинки с кузовами от пикапов или внедорожников и огромными колесами. Такие модели выглядят вполне эффектно, они здорово гоняют и имеют высокую проходимость. Восьмой класс – это «размер» для серьезных моделистов и новичкам, ввиду значительной стоимости и неизбежности «убивания» модели в процессе освоения их не стоит рекомендовать.
Пятый масштаб – это действительно королевский размер среди автомоделей. Их можно разделить на onroad и offroad. Шоссейники такого большого масштаба немного менее популярны, чем их внедорожные собратья. Во внедорожном классе есть и кузовные версии, и грузовики, и формулы. Эти «слегка» уменьшенные автомобили могут быть настолько копийными, что на фотографии или видео отличить их от настоящих на трассе можно лишь по отсутствию за рулем пилота. Модели такого класса весьма дороги. Но и ресурс их значительно выше, нежели у десяток и восьмерок. В частности это касается моделей с ДВС. 

Радиоуправляемые модели – хобби для каждого!

Пятерки приобретают настоящие фанаты, люди, погруженные в моделизм с головой.
Радиоуправляемые модели оснащаются двигателем внутреннего сгорания или электромотором в качестве движителя. О том, что лучше, а что хуже споры идут не один десяток лет. Мы же не будем склонять новичков в ту или иную сторону, а лишь опишем сжато преимущества и недостатки обоих силовых агрегатов.
В завершении укажем, что ДВС для радиоуправляемых моделей делятся на бензиновые и нитро варианты.Первые заправляются обычным высокооктановым бензином, вторые «кушают» специальное горючее – нитрометан. Поэтому, выбирая модель под себя, учитывайте все нюансы!

Аппаратура радиоуправления продвинутого любительского уровня – на стыке хобби и спорта

Системы, перечисленные в этом разделе, подходят для всех моделей, включая самые сложные – 3D-пилотажные самолёты-гиганты и реактивные копии, а также спортивные планеры. Функциональные возможности соответствуют требованиям опытного моделиста. Рекомендуем ознакомиться с полным описанием каждой из перечисленных систем радиоуправления. Несколько характерных для всей группы особенностей:

  • 8-16 каналов управления;
  • Наличие полноценного планерного меню в дополнение к самолётному и вертолётному;
  • Дополнительные функции: микшеры по точкам, логические выключатели по нескольким условиям;
  • Наличие большего количества тумблеров и ручек, свободное присвоение функций;
  • Возможность обмена настройками моделей с коллегами, использующими аналогичную аппаратуру;
  • Продуманная эргономика, ручки управления на подшипниках, широкое применение металла и мягкого пластика в конструкции;
  • Дисплей больших размеров для более наглядного вывода информации.

Определённо – классика жанра, система выпускается с 2021 года и не теряет актуальности благодаря большому заделу на будущее, заложенному производителем. Среди заметных дополнительных функций – микшеры по точкам, логические выключатели, режимы виртуального кольца и точки висения для вертолётов, а также специализированные микшеры для планеров.

Смотрите про коптеры:  Строим квадрокоптер. Часть 2. Сборка. | Пикабу

Аппаратура имеет 14 каналов управления (12 пропорциональных и 2 дискретных). Программное обеспечение – обновляемое, производитель издаёт новые официальные прошивки. Использован протокол передачи данных FASST – помимо максимальной точности и помехозащищённости, это означает, что перед Вами – большой выбор узкоспециализированных приёмников под конкретные задачи.

Одна из самых «молодых» моделей в линейке японского бренда. Аппаратура, создана по новой концепции – богатый и гибкий функционал при использовании более дешёвого в реализации протокола S-FHSS (приёмники, соответственно, более доступны по цене).

Хороший выбор для желающих получить максимум от хоббийных моделей. Впервые в истории производителя система имеет четвёртое меню – специально для мультикоптеров. Передача данных между передатчиками одной модели – беспроводная. Аппаратура позволяет использовать расширенную телеметрию – данные о состоянии различных систем модели передаются в реальном времени на землю.

Звучит смело, но i10 – это мечта моделистов нескольких поколений! Представьте себе хоббийную аппаратуру, по функционалу не уступающую флагманским моделям ведущих брендов. Компании FlySky удалось воплотить эту идею в жизнь – фактически, отличие от верхних спортивных систем радиоуправления – только в меньшей скорости отработки и незначительно меньшей точности, возможности при этом на уровне запросов самых взыскательных пользователей.

Впервые в истории, передатчик использует операционную систему Android. Все функции богато проиллюстрированы и выводятся на цветной сенсорный дисплей. Доступна телеметрия, причём благодаря последовательному подключению можно получать показания даже с одинаковых датчиков, отвечающих за разные системы модели.

Хобби — радиоуправляемые автомодели.

Смотрите про коптеры:  Основные правила сборки пластиковых моделей самолетов
Смотрите про коптеры:  Как сделать радиоуправляемую машинку | Пикабу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector