Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов

Пособие для начинающего или собираем первый тренировочный вертолет — классику

Автор: Александр Гаврилов (Александр 1-й)

Полная версия пособия из 4-х частей

ВНИМАНИЕ !!! Объемный текст впереди!!!

Начнем с того, что лично я летаю только на электричках. Нитрометан не приемлю. Поэтому если вы хотите начинать с вертолета с ДВС – вам не сюда Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов

По электричкам прежде всего остановимся на том, какого размера будет наш вертолет. Существуют два мнения на этот счет. 

Одна, более многочисленная группа, считает (и вполне оправдано), что чем больше вертолет, тем он более стабилен, а также медленнее делает эволюции, поэтому если вы и допустите ошибку, то у вас будет время ее исправить. Правда зачастую эти товарищи уже неплохо умеют летать, и забывают про такой важный фактор, как цену краша, которая на вертолетах класса 500 и выше легко начинается от 50 долларов (в лучшем случае) и так же легко достигает 200 долларов и выше на вертолетах начиная с 550-го класса. Учитывая, что у новичка в начале летной карьеры крашей обычно множество, мне подход падать редко но оооочень дорого не кажется правильным.

Другая группа наоборот, считает, что начинать надо с 250-го. Цена крашей у него ничтожна, в среднем 5-10 долларов, а зачастую, если вертолет упадет в траву его можно просто отряхнуть и лететь дальше. Но тут уже другая сторона медали – вертолет очень уж резкий, и начинающему с ним совладать будет крайне тяжело.

Я отношусь к третьей группе, довольно большой, считающей, что новичку необходимо начинать с 450-го класса. При правильных настройках он не менее стабилен чем 500-ка, хотя и чуть более критичен к ветру, но при скорости ветра до 5 метров в секунду более-менее свободно «болтаться в воздухе» может даже начинающий, а учиться висеть можно и при более сильном ветре, я например на 2-й день занятий висел в ветер 8 м/с, было страшно, но взлетел, отвисел и сел вполне благополучно.
В то же время цена крашей 450-го в несколько раз ниже чем у 600-го. Если вы используете стеклопластиковые лопасти, а новичкам именно их и стоит использовать в первые пол-года, то средняя стоимость крашей будет находится в диапазоне 10-20 долларов. При карбоновых лопастях — 20-30
Также значительно ниже и цена нормальной (безаварийной) эксплуатации. Так одна недорогая батарейка обойдется вам долларов в 15 с доставкой, для 600-ки же — 70.

Итак, выбрав компромисс между легкостью обучения с одной стороны, и «цены на билет» с другой, мы решили приобрести вертолет 450-го класса. Сразу возникает вопрос – что именно покупать? Полагаю наиболее рационально брать то, для чего больше всего имеется запчастей. Исторически сложилось, что больше всего запчастей в наличии оригинальных и клоновых есть для вертолетов фирмы Align – T-rex 450 и их клонов.

В свою очередь у фирмы Алайн существует два основных типа 450-х вертолетов с ременным приводом хвостового ротора и с валом.
Раньше, я категорически рекомендовал только ременной привод на хвосте для начинающих. Однако произошло 2 события Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов во первых появился гибрид «Про но с ремнем», а во вторых понаблюдал за новичком который начал с клона Про — возможно он и увеличил стоимость крашей долларов на 10, но учится явно быстрее. Про все же куда более устойчивый и точный вертолет. Поэтому написал четвертую часть о вариантах 450 Про. Обязательно почитайте перед принятием окончательного решения.

Теперь очень спорный вопрос – а какой вертолет собственно брать, оригинальный Т-рекс 450 фирмы Алайн или его клона (копию) от китайских друзей? Поклонники оригинала не без оснований утверждают, что качество металла, изготовления, крепежей, подшипников у Алайна значительно выше, чем у клонов. С этим трудно не согласиться, но… вспомним, что мы обсуждаем новичковый тренировочный вертолет. А это многое меняет! Пока части вертолета дойдут до стадии «естественного износа», они десять раз будут заменены на новые в результате крашей. Вообще есть хорошая шутка: «Чем вертолет отличается от самолета? – Вертолет всегда новый» Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов

Теперь рассмотрим вопрос: что нам это будет стоить? В случае оригинального Алайна 450 Спорт – цена с доставкой будет в районе 450 долларов — http://www.flying-hobby.com/shop/ind…oducts_id=5215
В случае покупки клона, цена составит от 130 до 390 долларов с доставкой
(под ценой с доставкой следует понимать вертолет со всем необходимым «навесным» оборудованием – сервы, гироскоп, мотор, регуль) без цены аккумуляторов, зарядного устройства, пульта управления.

В своем дневнике я хочу рассмотреть несколько вариантов сборки/комплектации клона 450-го вертолета с разной ценой. Покупку будем рассматривать на самом популярном из бюджетных сайтов – хоббикинг. Тут тоже изменения. Частенько на хоббикинге долго что-то находится в бекордере. Поэтому написал четвертую часть, где рассматриваются альтернативные магазины.

Начнем с «тушки».
В настоящее время тушку можно взять в одной из трех комплектаций:
1. HK450 CCPM V2 – дюралюминиевая рама, пластиковая голова и хвост — 28 долларов США (хочу сразу предупредить, при общем неплохом качестве этой тушки, особенно для новичка, у нее очень плохой хвостовой кейс. Тупо разламывается напополам в месте окончания задней балки. Лучше всего замените его сразу на что-то другое, хоть на вот такой пластиковый от первой версии: http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=8555 всего то 1.7 доллара плюс, но зато — вечный.)
2. HK450 MT – дюралюминиевая рама, дюралюминиевая голова и хвост — 47 долларов США
3. HK450 GT – карбоновая рама, дюралюминиевая голова и хвост — 47 долларов США

Также существует еще две хоббикинговских комплектации – HK450 GT Pro belt-drive и HK450 TT Pro
Последний из них – клон Алайна 450 Про, того самого – с валом. А HK450 GT Pro belt-drive – тот же Про, только с конверсией на ремень. Свое отношение к вертолету с валом для новичка я уже изложил выше, что же касается HK450 GT Pro belt-drive – в принципе очень неплохой аппарат, с весьма надежной Прошной головой, и Прошной же рамой. Для новичка не совсем удобен в плане сборки и ремонта – чтобы добраться до серв, надо разобрать пол-вертолета, но в принципе может быть рекомендован для обучения и он. Подробнее об этих вертолетах в четвертой части.

Итак, вернемся к нашим баранам. Какой же вариант, 1, 2 или 3 выбрать в качестве первого вертолета?
Начнем с рамы. Что брать, алюминий или карбон? Алюминий гнется, карбон – ломается. Алюминиевую раму можно выпрямить, выстучать молотком, карбоновую – только менять. Но с другой стороны новичок может и не увидеть что рама согнута, а если карбон лопнет – это видно сразу.
Цена — одинаковая. Единственное преимущество алюминия — есть барабон-кит на запчасти. Если его брать не планируется — возможно лучше карбон.

С какой головой взять вертолет? С одной стороны при среднем краше в случае металлической головы как правило страдают только лопасти, основной и межлопастной валы. В случае же с пластмассовой головой может добавиться хаб, цапфы лопастей ОР. С другой стороны – пластмасса стоит копейки.
Я бы рекомендовал одним из возможных вариантов сделать следующее – для первых «подлетов» взять самую дешевую версию — 450 ССРМ с пластиковой головой, и сразу же купить к нему апгрейдовую голову и хвост в сборе, или целиком еще одну тушку вертолета.

Возможные варианты покупок:
1. http://hobbyking.com/hobbyking/store…pat.)_Ver._2 – вертолет с пластиковой головой и хвостом — 28 долларов США
2. http://hobbyking.com/hobbyking/store…Rex_Compat.) – вертолет МТ с дюралевой рамой и дюралевой головой и хвостом — 47 долларов США
3. http://hobbyking.com/hobbyking/store…T-Rex_Comp.) – вариант «вертолет на запчасти» — тот же МТ только без канопы и лопастей
4. http://hobbyking.com/hobbyking/store…Rex_Compat.) — GT – вариант в металле и карбоне — 47 долларов США
5. Металлическая голова и хвост на апгрейд пластикового варианта —http://hobbyking.com/hobbyking/store…._(4MM_FS) и http://hobbyking.com/hobbyking/store…otor_Assembly_
Как мы можем видеть, в случае с 5 вполне рационально купить вариант 3 – цена будет практически такая же, в принципе возрастет только стоимость доставки, но если вы будете брать тушку на запчасти ВМЕСТЕ с основным вертолетом – разница будет в пару долларов.

Также представляется очень рациональной покупка 2-х вертолетов НК-450 МТ, одного полного и барабон-кита на запчасти, что будет нам стоить 36 46 долларов. Или ГТ полный МТ баребон.

Должен внести одно дополнение. Выше я писал о том, что для новичка нежелателен вал. Однако развесовка 450 Про, голова и расположение серв на прошке лучше, что частично компенсирует неудобство в ремонте. Давеча тестировал в собранном виде — очень приличный вертолет получается. Рекомендую, как возможный вариант: HK-450GT Pro 3D Belt-Drive Helicopter Kit — цена — 55 долларов

Итого, на данном этапе мы потратили без доставки от 28 до 80 долларов и купили основу нашего будущего вертолета.

Следующее, что нам придется покупать – мотор и регулятор. 
На хоббикинге достаточно много моторов для 450-го класса. Однако, хотя начинающему для первых полетов хватит и 200 ваттного моторчика, очень скоро его начнет от него тошнить Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов разница же в цене скажем 200 и 350 ваттного очень небольшая.
Поэтому чтобы брать с запасом, необходимо покупать мотор не менее 300 ватт. Обычно дают характеристику мотора, или хотя бы максимальный ток (с максимальным количеством банок) – откуда максимальную мощность можно вычислить. Однако если таких характеристик нет, смотрите на ток покоя, он должен быть не меньше 2.5 ампер.
Кроме размера и мощности в моторе нам еще очень важна такая характеристика как kV – количество оборотов на вольт. Для начала скажем, что для 450-го вертолета, необходимо подбирать мотор от 3300 до 4000 kV, идеально, чтобы он лежал в диапазоне от 3500 до 3800 kV.
Более подробно остановимся на этом когда будем подбирать пиньон.
Итак, по моторам я порекомендую как самый лучший из проверенных мной, вот этот вариант:http://hobbyking.com/hobbyking/store…i_Motor_3700kv не пугайтесь его мощности 700 ватт, во первых это «очень пиковая», во вторых – на четырех банках. Реально этот моторчик мощнее штатных алайновских и нам его хватит всерьез и надолго. Если же в то время, как вы будете делать покупку этого мотора в стоке не будет – поищите похожие. Можно ориентироваться по цене – она должна быть не менее 15 долларов. Есть неплохие моторы 500 и 550 ватт с кВ 3700 но рассчитанные только на 3 банки, нам этого вполне достаточно. К примеру —http://hobbyking.com/hobbyking/store…trunner_3500KV — 12 долларов.

Мотор – 17.5 долларов без доставки.

Теперь подберем к нему регулятор. Если вы все же купили (или у вас был, например с Белт-СР) скромненький 200 ваттный моторчик, то регулятора нам вполне хватит 25 амперного (30 пик)
Вот такой: http://hobbyking.com/hobbyking/store…eed_Controller , такой:http://hobbyking.com/hobbyking/store…eed_Controller или такой: http://hobbyking.com/hobbyking/store…Blue_Series)

Если же у нас мотор более мощный, тот же Турниджи 2836 или подобный, то необходимо взять 40 амперный регулятор. Очень хорош вот такой: http://hobbyking.com/hobbyking/store…_Brushless_ESC , неплохи также вот этот:http://hobbyking.com/hobbyking/store…eed_Controller вот этот: http://hobbyking.com/hobbyking/store…eed_Controller и вот этот (он еще и миниатюрный, у меня на прошке такой стоит) : http://hobbyking.com/hobbyking/store…Blue_Series)

Итого, стоимость регулятора 12 – 30 долларов

Следующим пунктом будут сервы перекоса. 
Тут я вам предложу несколько вариантов на выбор, с различной ценой.

Вариант 1 – дешевый. Еще пол-года назад, я бы предложил вам использовать «народные» сервы НКТ-900. Но беда в том, что качество их за последний год сильно упало. Поэтому сейчас этот вариант рекомендовать нельзя.
Я сейчас на НК450-м использую эти сервы Турниджи 90МГ: http://hobbyking.com/hobbyking/store…3.4g_/_0.10secпрожили у меня уже под 100 полетов – люфтов практически нет, абсолютно безотказны. На мой взгляд наилучшее соотношение цена/качество. Еще возможен вот такой вариант: http://hobbyking.com/hobbyking/store…2.5g/_0.10sec_

Итого, стоимость 3-х дешевых серв на тарелку перекоса – 15 долларов за 3 штуки

Вариант 2 – дорогой. Тут надо быть готовым выложить за 3 серво на тарелку перекоса от 60 до 100 условных единиц. Итак рассмотрим новые и проверенные временем варианты.
Прежде всего из нового – Открытие сезона сервы МКС 545 http://hobbyking.com/hobbyking/store…_.07sec_/_15g_ очень интересные сервы. Фирмой МКС они предназначены для использования на хвосте как недорогая хвостовая серва, но исторически сложилось, что ХОРОШО они работают именно на голове. Если бы на моей Прошке уже не стояли 202 иннолабы – поставил бы именно их. Значит купить их можно как 3, так и 4 штуки (т.е. четвертую купить на хвост), но могут быть небольшие сюрпризы по применению ее в качестве хвостовой – с некоторыми гироскопами ее придется инициализировать вынимая из гироскопа, а потом вставляя в него, так что вариант рабочий, но не идеальный. Сервы эти стоят по 25 долларов за штуку.
Следующий хороший фирменный и проверенный вариант — ИнноЛаб 202 МГ —http://hobbyking.com/hobbyking/store…/_.16s_/_2.0kg отличные, проверенные временем сервы. Именно такие стоят в частности у меня на Тарот 450 Про – никаких претензий я к ним не имею. Не самые быстрые, но мощные и надежные. Обойдуться они нам по 20 с небольшим долларов за штуку.
Классика – Хайтек 65МГ http://hobbyking.com/hobbyking/store…kg/12g/0.14sec в России известны как Пилотаж 06. Тоже хорошие и проверенные временем сервы. Обойдуться нам по 25 долларов за штуку. Кстати, на хоббях они бывают достаточно редко, но не стоит боятся увеличить их стоимость доставки за счет покупки на чужом сайте, если мы остановимся именно на них. Они практически всегда есть на Диалэкстриме по 30 долларов с доставкой.

Итого, сервы на голову по дорогому варианту нам обойдутся от 60 до 90 долларов. Обратите внимание, все сервы ссылки на которые я давал, имеют металлический редуктор. Можно чуть съэкономить и купить аналогичные сервы с карбонитовыми шестернями (они обычно отличаются отсутствием буквы М или МГ в индексе), но при краше они как правило ломаются, а металлические опять же как правило – выживают. Если вы решите покупать сервы с пластиковыми/карбонитовыми шестернями, купите 2-3 ремкомплекта для них.

Следующим пунктом у нас будет – гироскоп. 
Гироскоп это важная часть вертолета. Желательно покупать самый дорогой гироскоп, который вы можете себе позволить. Поэтому если вы не можете купить дорогой новый гироскоп, есть смысл присмотреться к рынку б/у вещей. А конкретно к знаменитому, но сейчас уже морально устаревшему гироскопу – Футаба 401. Сейчас его реальная цена б/у – 60 долларов. И он стоит каждого цента из них Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов Однако есть отдельные кадры, которые пытаются его тулить за 80-100. Мы им скажем – такое счастья нам не надо, ибо смысла нет. За 100 с очень небольшим мы купим новый.
Итак, выберем гироскоп. Предположим, выслушав все выше, вы сказали – автор, это все хорошо, но сейчас у меня нет таких денег, чтобы потратить на эту штуку 100 с гаком долларов. А что можно взять дешевого для начала?
Хорошо. Начнем с дешевого варианта. Все дешевые гироскопы идут с пьезодатчиком и работают в принципе где-то одинаково.

Гироскоп – дешевый вариант: http://hobbyking.com/hobbyking/store…ead_Lock_Gyro_ собственно прорыв в дешевых гироскопах этого года Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов сам начинал с такого. Очень, очень, очень достойный гироскоп для начинающих. А какое 3Д я на нем видел – это что-то с чем то. В принципе для новичка его более чем достаточно, правда есть 2 ньюанса. Во первых, по получении его надо разобрать, напихать поролону вовнутрь, чтобы платы не болтались, и собрать обратно. Во вторых у него есть небольшой дрейф (где-то оборот за 10-20 секунд), но это неприятно, потому что приходится раз в 1-2 секунды слегка давить на джойстик компенсируя увод хвоста, что в принципе может быть легко скомпенсировано триммером. Единственное что, его надо триммировать каждый раз ПОСЛЕ инициализации.
Если НК-401 отсутствует в стоке, есть аналог, правда в два раза дороже:http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=8471
Сейчас появился (и сразу исчез из стока) вообще бомбовый вариант МЕМС гироскоп за 10 долларов, т.е. без дрейфа, в отличие дешевый пьезо, но пока я его не испытал (заказал и жду когда из бекордера выйдет) ничего писать о нем не буду. Можете попробовать но на свой страх и риск: http://hobbyking.com/hobbyking/store…dProduct=15318

Итого, стоимость дешевого варианта гироскопа от 13 до 25 долларов.

В первой части мы дошли до хвоста вертолета, и рассмотрели вариант покупки дешевого гироскопа. Здесь мы закончим с гироскопом, поговорим о хвостовой серве и дополнительном необходимом оборудовании.

Гироскоп – дорогой вариант:
Тут у нас несколько видов гироскопов с МЕМС сенсором.

Смотрите про коптеры:  Радиоуправляемые модели – хобби для каждого!

Самый «дешевый» из дорогих – Спартан Кварк. http://hobbyking.com/hobbyking/store…Transparent)
Искренне рекомендую вам купить именно его. Если у вас есть приятель (тусовка) у которой можно разжиться кабелем для настройки, тогда можно купить и его старшего брата – Спартан 760http://hobbyking.com/hobbyking/store…AVCS_Gyro_V2.0 , но если вы живете в какой-нибудь Тьмутаракани, и до ближайшей вертолетной тусовки 2 дня лесом, 2 дня полем – его лучше не брать, поскольку ОЧЕНЬ желательно его подстроить на компьютере, в то же время по отзывам Спартан Кварк из коробки летает так же, как и Спартан 760 после настроек. По цене – Кварк обойдется нам в 120, а 760-й – в 130 долларов США.
Еще один вариант – Футаба 520. Дорого, очень дорого, но кошерно. Этот гироскоп останется с вами всерьез и надолго. Тем более о его покупке стоит задумываться, если вы хотите брать на хвост серву Футаба. Обойдется эта музыка нам 140 долларов США.

Итого, стоимость дорогого нового гироскопа — от 120 до 140 долларов.

Промежуточный вариант — дорогой гироскоп б/у:
Примерно посередине между дешевым и дорогим вариантами будет лежать средняя ценовая категория — хорошие, но б/у гироскопы. Продают их как правило люди, которые их переросли, и им нужно что-то уж совсем навороченное. Покупать их лучше всего с демонстрацией их возможностей. Сюда можно отнести прежде всего уже упоминавшуюся Футабу 401, Алайн 750, Джи Эр 770. Если вам удастся такой приобрести — это вполне приемлимый вариант, идеальное соотношение между ценой и качеством. Разумная стоимость такого варианта находится в диапазоне от 50 до 90 долларов США. Так, мне как-то попадалась на барахолке вполне исправная Футаба 401 за 50 долларов, а себе я купил в свое время Алайн 750 — за 80. Вариант хоть и не типичный, но если попадется — вполне может быть рекомендован.

Еще один промежуточный вариант — гироскоп средней ценовой категории, по характеристикам на уровне лучших дорогих гироскопов.
Давеча был облетан абсолютно новый гироскоп от Турниджи — http://hobbyking.com/hobbyking/store…dProduct=11958
Гироскоп продается в комплекте с программатором, т.е. ноутбук с собой в поле таскать не надо. Очень много настроек — лимиты в каждую сторону, скорости старт/стоп пируэтов, и.т.д. По качеству работы гироскоп однозначно превосходит Алайн Г780, и находится где-то на одном уровне со Спартан 760. Были испытаны полеты хвостом вперед против ветра, тик-таки, полеты боком против ветра, мертвая петля хвостом вперед — гироскоп отрабатывает безукоризенно. Очень рекомендую. На данном этапе идеальное соотношение цена/качество.
Ах да, цена нового качественного гироскопа — 70 долларов США. Должен отметить, что были и жалобы на отдельные экземпляры, в частности — плохо держат удары. Так что вопрос остается открытым, если вы уж решились потратить 70 долларов, то не стоит ли добавить еще 50-60 и купить Спартан Кварк или Футаба 520.

Хвостовая серва.
В принципе, теоретически возможно поставить на хвост обычную медленную серву, такую же как та, которую мы используем на тарелке перекоса. И получится вполне летабельно. Но тяжело. Тем более для новичка. Вообще есть правило, гироскоп и хвостовая серва должны быть максимально дорогими, потратьте на них все, что вы можете себе позволить.
Рассмотрим возможные варианты.

Вариант дешевый:
прежде всего вспомним о ссылке гироскоп серво, которую я давал выше. Вполне пристойный вариант. Эту серву можно приобрести и отдельно: http://hobbyking.com/hobbyking/store…Digital_Servo_ в принципе очень достойная серво по вменяемой цене 17 долларов.
Многие очень хвалят вот эту серву ГВЦ — http://hobbyking.com/hobbyking/store…_(JR_Plug) в том числе и на этом сайте. Меня честно говоря даже смущает сочетание ее заявленных характеристик и очень низкой цены. Но судя по отзывам – чудеса таки бывают. Так что можете смело брать. Все удовольствие вам обойдется в 9 американских долларов.
Также выше я упоминал серву МКС 545. Неплохо, но за эту цену могла бы быть и лучше. Поэтому я рекомендую все же ее использовать именно в тарелке перекоса, а не на хвосте.
Внимение! Все же стоит понимать, что дешевая серва на хвост — это только от безнадеги. Именно на хвосте серва работает постоянно, и дешевые варианты зачастую очень быстро умирают, поэтому я очень рекомендую, по малейшей возможности все же использовать хвостовую серву подороже и получше, смотрите ниже.

Вариант подороже средне-достаточный:
ИнноЛаб 261 НВ — http://hobbyking.com/hobbyking/store….06sec_/_2.4kg в принципе я считаю его «необходимым и достаточным». Очень, очень и очень хорошая серва за очень вменяемые деньги. Такая у меня стоит на хвосте в Тарот 450 Про. Отличная серва! Сорвать хвост мне не удалось ни при каких эволюциях. Делались полеты хвостом вперед против ветра, мертвая петля и бочка хвостом вперед, тик-таки. Хвост держится как прибитый. Обойдется это удовольствие 30 американских долларов. Более того. Появилось сообщение, что человек вполне успешно ее использует на Хуррикейне 550-м. Так что серва с большим запасом.

Вариант дорогой:
Тут вашему вниманию я предложу 2 сервы – МКС 8910 http://hobbyking.com/hobbyking/store…kg/.054sec/27g и классику — Футаба 9257 — http://hobbyking.com/hobbyking/store…kg/.08sec/26g_ очень достойные серво, вам их хватит всерьез и надолго. Но стоит обратить внимание вот на что – серва МКС рассчитана только под дорогие гироскопы, которые умеют передавать сигнал 760us она не будет работать с дешевыми гироскопами ниже 70 доллларов. Обойдутся эти сервы нам по 55 и 60 долларов за штуку соответственно.

Хочется отметить довольно важный момент. Существует 2 основных стандарта бортового напряжения – 4.8 и 6 вольт. При покупке серв следует обратить внимание на какое напряжение они рассчитаны. В принципе, те регуляторы на которые я давал ссылки, выдают по 5 вольт, кроме Мистери, который дает 5.5
В то же время например дорогущая хвостовая Футаба 9257 рассчитана строго на 4.8 вольта. Поэтому если с регулятором Турниджи Плющ 40А ее еще можно питать напрямую, то для Мистери обязательно необходимо применить степдаун. Степдауном может быть любой диод включенный в прямом направлении в плюсовой провод питания сервы, с падением напряжения 0.6-0.9 вольта. Подробнее о том как сделать степдаун, если он вам будет необходим, вы можете прочитать в соответствующих разделах форума.

О «мелочах».
В принципе вертолет мы собрали, но забыли о некоторых «мелочах, без которых он не полетит». Прежде всего, купив мотор, мы не купили к нему пиньон (шестеренка, для передачи вращения с мотора на главный ротор). Помните, я обещал, что к вопросу какой нам пиньон нужен, мы вернемся несколько позже. Итак, пиньоны для 450-го мотора бывают на 11, 12 и 13 зубов. От количества зубов пиньона и КВ мотора зависят обороты главного ротора. Если вы помните, я рекомендовал при подборе мотора искать мотор с КВ находящимся в диапазоне от 3300 до 4000 оборотов на вольт. Попробуем подсчитать какой же пиньон нам нужен для некоторых моторов. Возьмем нижний предел слабый моторчик с – КВ мотора 3300 оборотов на вольт. Для 450 мотора обороты ротора можно примерно прикинуть по следующей формуле:
(11.2 х КВ х ЗУБ / 150) х 0.9 , где КВ – обороты на вольт мотора, ЗУБ – количество зубов пиньона, 11.2 – напряжение 3-х баночного аккумулятора под нагрузкой, 150 – количество зубов главной шестерни, 0.9 – примерный к.п.д. системы. Данная формула дает нам примерное количество оборотов основного ротора при нулевом шаге лопастей. Итак, вернемся к нашему примеру. Для мотора с КВ 3300 при 11-м пиньоне обороты ротора — 2440, на 12-м – 2660, на 13-м – 2880. Не следует также забывать, что это МАКСИМАЛЬНО возможные обороты, и под нагрузкой они будут снижаться. Для пластиковых лопастей, которые мы будем использовать вначале вполне допустимы обороты до 2600, для деревяшек – 2400, для карбона – до 3200. Поэтому к данному мотору мы должны будем взять 13-й пиньон. Теперь посчитаем обороты для мотора рекомендованного мной – Турниджи 2836. Его КВ – 3700, пиковая мощность на 3-х банках – 525 ватт, т.е. мотор мощный.
Для 11-го пиньона обороты на 0 градусов будут – 2735, для 12-го – 2983, для 13-го – 3232 Значит к нашему мотору подойдут для начала 11-й, а потом 12-й пиньоны. 13-й – очень уж экстремален, но с осторожностью, (задавив кривые газа) можно использовать и его.
Лучше всего купить набор состоящий из 11-го и 13-го пиньона. 12-й можно купить отдельно.
Набор: http://hobbyking.com/hobbyking/store…me=Part_#_F050 цена 1.2 доллара.
12-й пиньон: http://hobbyking.com/hobbyking/store…dProduct=11212 – 1 доллар.
Разумно купить все три пиньона, в будущем – пригодятся.

Аккумуляторы.
Для начала, для висения и полетов в стиле «блинчик», вполне подойдут вот такие:
http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=8932 по 8.5 долларов за штуку
потом для активных полетов можно будет купить с большим С, такие например:http://hobbyking.com/hobbyking/store…_40C_Lipo_Pack по 16 долларов.
Количество необходимых аккумуляторов от 2-х до 5. Два это минимально необходимое количество для того, чтобы хоть немножко летать, а с пятью – можно выезжать на полеты вполне комфортно. Наиболее рациональным представляется покупка 3-х аккумуляторов. При этом, отлетав один, тут же его ставим на зарядку, пока оно заряжается , летаем на втором, потом на третьем. Естественно делая перерывы для отдыха. К тому времени, как мы отлетаем 3-й аккумулятор, 1-й – уже зарядится.

Цена 3-х недорогих аккумуляторов – 26 долларов.

Еще нам необходима зарядка для этих самых аккумуляторов.
Рассмотрим 3 варианта дешевый, средний и достаточный.

Дешевый: http://hobbyking.com/hobbyking/store…110/240v_Input зарядник вместе с сетевым блоком питания, всего за 11 долларов

Средний:
Намного лучше дешевого, и тоже совмещенный с блоком питания: http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10946&Product_Name=HobbyKing_Simplex_1~4S_LiPo/LiFe_12,110~240v_charger. Цена – 23 доллара

Достаточный:
Зарядник этот: http://hobbyking.com/hobbyking/store…_(GENUINE) или этот:http://hobbyking.com/hobbyking/store…w/_accessories
К ним еще необходим сетевой блок питания. Вот этот: http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=11758&Product_Name=HobbyKing_Power_Supply_100~240v_5A
Есть вариант того же Ай-Макс-6, но уже со встроенным блоком питания, что может оказаться удобнее:http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=6478
Цена достаточного варианта с блоком питания – 35 – 42 долларов.

Еще нам будет необходим как минимум один разъем «Папа» ХТ-60, для того. Чтобы мы поставили его в вертолет. Если вы не сможете купить его у себя в городе, придется купить набор 5 штук пап и мам. Не переживайте, возможно вы где-то купите батарейки без разъемов (на хоббикинге то они уже стоят на батареях) и вам пригодятся и «мамы». Набор разъемов ХТ-60 — http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=9572 – еще 3 доллара.

И наконец еще одна очень нужная вещь, необходимая для настройки – угломер. Итого – еще 1 доллар —http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=9653

Есть еще одна вещь весьма добавляющая новичку уверенности при первых взлетах – тренировочное шасси. К сожалению хоббисити таким не торгует, поэтому если у вас не у кого просто их одолжить (более чем на 1-5 подлетов они вам не понадобятся) вы можете их купить на диалэкстриме за 2 с копейками доллара с доставкой —http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.3370

В третьей части мы обсудим аппаратуру управления, и подведем итоги — рассмотрим несколько вариантов комплектации модели клона Т-рекс 450 за различную цену. (Хочу обратить ваше внимание на то, что появилась еще и четвертая часть, советую ознакомится с ней тоже).

Аппаратура управления.
Аппаратура управления это по большому счету самая важная часть радиоуправляемой модели. Модель можно модернизировать, поменять, можно собрать еще несколько моделей, а хорошая аппаратура управления остается с моделистом долгие годы и если потом продается, то с небольшими потерями в деньгах. Поэтому желательно брать сразу максимально хорошую аппаратуру, которую вы себе можете позволить, но тоже без излишнего фанатизма. Под максимально хорошей понимается аппаратура хорошего бренда, и не менее чем семиканальная. В принципе для нашего вертолета вполне хватит и 6 каналов, но как правило такая аппаратура беднее в настройках, с меньшим радиусом действия, да и если вы вдруг будете двигаться в моделях дальше, то к примеру на нитровертолет вам 6-ти каналов уже не хватит.
Однако, хорошая 7-ми канальная аппаратура, это что-то в районе 300 долларов, поэтому мы рассмотрим и несколько других вариантов.

Вариант 1 – очень дешево и сердито, не рекомендуемый.
В принципе такую аппаратуру стоит брать только с безнадеги  но если вы действительно не можете позволить себе большего – то летать можно и на ней. И даже летать неплохо. Видел примеры собственными глазами.
Итак, самая дешевая аппаратура – 6-ти каналка Хобби Кинг с компьютерными настройками:http://hobbyking.com/hobbyking/store…2_(Mode_2) с совершенно смешной ценой 25 долларов США. Эта аппаратура не может быть настроена собственными средствами, а программируется только с компьютера, поэтому вместе с ней обязательно надо купить вот такой вот шнурок: http://hobbyking.com/hobbyking/store…for_Win2000/XP за 3 доллара. Этим шнурком вы будете программировать эту аппаратуру с компьютера, этим же шнурком вы сможете воспользоваться в режиме симулятора.
У этой аппаратуры 2 главных недостатка:
1. Она не имеет экспонент. А это очень плохо, особенно для новичка. Экспоненты, это возможность уменьшить чувствительность джойстиков в околонулевой зоне. Без них летать очень и очень тяжело, даже опытному пилоту, если он привык ими пользоваться.
2. Она может быть запрограммирована только с компьютера, в памяти самой аппаратуры хранится только одна модель. Вживую видел случай – пришел парень на полеты, а полетать не смог, поскольку внутри передатчика у него была забита модель «Симулятор». Так и ушел домой не летавши.

Вариант 2 – средний. Еще недавно я бы рекомендовал в качестве оного 7-ми канальную аппаратуру того же хоббикинга:http://hobbyking.com/hobbyking/store…_(Mode_2)_ за 60 американских долларов. Она, так же как и 6-ти канальная имеет недостаток № 1 – т.е. не имеет экспонент. Зато в памяти может хранить несколько моделей и настраивается со своих же кнопок – компьютер для настройки ей не нужен. Однако недавно появилась замечательная 9-ти (реально 8-ми) канальная аппаратура Турниджи 9х. Это просто БОМБА!!!http://hobbyking.com/hobbyking/store…v2_Firmware) При ее абсолютно смешной цене 55 долларов США, это очень серьезная аппаратура, с кучей настроек. Реально в ней больше настроек, чем в моем 7-ми канальном Джи Эре. Плюс куча всяких крутилочек, позволяющих оперативно подстраивать шаг, газ, и.т.д.
При этом, у нее очень хорошая эргономика, вполне взрослая. Я ее поставил на один из своих вертолетов, и при переходе со своей основной Джи Эр 7, на эту самую Турниджи – не чувствую никакой разницы! Мне просто не нужно к ней привыкать. Я бы беззаговорочно рекомендовал именно ее, как лучшую аппаратуру всех времен и народов, если бы не одно но – неизвестно, насколько она долговечна. В частности наибольшее сомнение вызывают обычные (не секторные) резисторы, использованные в джойстиках. Т.е. сколько они проработают – это вопрос. Но в принципе, данная аппаратура вполне может быть рекомендована на первые пару лет. Для нее существует несколько альтернативных прошивок, хотя этим балуются больше самолетчики и планеристы, меня вполне устраивает встроенная прошивка.

Смотрите про коптеры:  Наши советы по выбору радиоуправляемой автомодели PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме

Вариант 3 – вышесреднего,
На хоббикинге имеется только в одном виде – 6-ти канальная Футаба —http://hobbyking.com/hobbyking/store…r_(Mode_2) цена – 180 долларов. В принципе, если вы УВЕРЕНЫ, что вы никогда не будете летать на нитровертолетах, и не будете связываться с копиями – вполне возможный вариант как всерьез и надолго.

Вариант 4 – достаточный.
Это 7-ми канальная аппаратура. На хоббикинге представлен только Футабой. Собственно вот она:http://hobbyking.com/hobbyking/store…r_(Mode_2) к сожалению, в этом магазине нет 7-ми каналок Спектрум и Джи Эр, которые лично мне нравятся чуть больше, но в принципе это аппаратура одного уровня и примерно одной стоимости. Если по каким-либо соображениям вы хотите иметь передатчик какого-либо из этих двух брендов – просто купите его в другом месте. Интернет магазины можно посмотреть в соответствующем разделе нашего форума. Цена – 280 долларов США.

Вариант 5 – роскошный.
Это любая аппаратура от 8 каналов и выше. В частности на том же хоббикинге представлен весь ассортимент фирмы Футаба, в других местах можно купить аппаратуру Джи Эр и Спектрум. Я полагаю, что для новичка такая аппаратура излишня, поэтом подробно ее описывать не будут, да и сам я ей не пользуюсь. Однако, если вы точно уверены, что моделизм – это ваше, а также вас интересуют копии – то вам стоит купить сразу такую аппаратуру.
Цена от 400 до 2000 долларов США.

Кстати, заодно ко всем передатчикам кроме пункта 1, неплохо было бы сразу купить кабель для симулятора. Вот такой вот неплохой кабель есть на Диалэкстриме, всего за 7.30 с доставкой
Как вариант, для того, чтобы не изнашивать джойстики нашего основного передатчика, можно рассмотреть приобретение отдельного пульта симулятора.
Можно порекомендовать вполне надежный и работоспособный вариант от Е-скай —http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.1168 стоимость — 23 американских доллара с доставкой.
Также если уж совсем не хочется тратить деньги на шнур симулятора — есть еще выход сварганить его самому и подключить через звуковую карту вашего компьютера. Описание здесь. Но ИМХО это не совсем удобно…

Теперь давайте «подобьем бабки». Обсудим несколько возможных конфигураций нашего вертолета и посмотрим во что нам все выльется. Для простоты, все конфигурации – без аппаратуры управления, поскольку ее варианты и цены, я указал только что, а вполне возможно такое, что вы возьмете для начала «на разбиение» самую дешевую модель, но сразу достаточно дорогую аппаратуру. Поэтому просто прибавьте к полученной цене стоимость аппаратуры плюс ее пересылку (еще примерно 20 долларов), если вы ее будете брать одновременно с моделью – получится дешевле, где-то 10.

Вариант 1 – абсолютно минималистический.
В данном варианте мы рассмотрим вертолет «чтобы полетел». Не рекомендую, но… если летать хочется, а денег – в обрез, то может быть и он.

Тушка – НК-450ССРМ В2 – 29 долларов
Сервы Турниджи 90МГ х 4 – 20 долларов
Регулятор – 12 долларов
Мотор – 11 долларов
Гироскоп НК-401 – 13 долларов
Итого: 85 долларов за вертолет.

Не стоит забывать, что к нему необходимо еще докупить как минимум
Аккумулятор – 9 долларов
Угломер – 2 доллара
Пиньон – 1 доллар
Зарядное устройство – 11 долларов

Итого, за весь вертолет способный полететь в сборе по минимуму придется потратить 108 долларов США. Цена пересылки всего описанного составит долларов 35. Итого весь вертолет (без аппаратуры управления) обойдется нам в 148 долларов США. Добавим сюда еще разъемы под подключение аккумулятора, и получим ровно 150 долларов. Кроме того, для сборки вам понадобится еще локтайт, инструменты, и.т.д. но это не обязательно покупать на хоббикинге (хотя многое рационально купить именно там), большую часть из этого можно купить на любом авторынке/автомагазине.

Если прибавить к нашему минималистическому вертолету еще 6-ти канальную аппаратуру с ее же пересылкой, то общая сумма «минималистического» вертолета составит ориентировочно 180 долларов США. Это и есть тот минимум, который в принципе способен полететь, и на котором можно начать учиться.

Примечание. Вариант 1 минималистический имеет один подвид – суперминималистический. Можно взять клон еще худшего качества, с еще более дешевой электроникой, но тоже летающий на другом сайте, а именно на Лидерсхобби – вот такой http://www.leaderhobby.com/product.asp?ID=com99605 за 100 долларов, или даже в карбоне и алюминии за 115 — http://www.leaderhobby.com/product.asp?ID=com99835 , причем это цены без доставки но уже с 6-ти канальной аппаратурой и одним аккумулятором! Что в приведении к цене с доставкой и комплектом (добавится доставка, угломер и зарядка) даст итоговую цену – 154-169 долларов, однако при кажущемся выиграше за карбоновый вариант, мы значительно проигрываем в более посредственном моторе и гироскопе и получаем уж совсем никакие сервы, которые по хорошему надо сразу менять, во всяком случае – хвостовую.

Вариант 2 – минимальный.
Это тот же самый вариант 1, но вместо одной из серв перекоса, мы поставим на хвост более-менее приличную специализированную серву ГВЦ либо за 8, либо за 17 долларов , и купим еще один аккумулятор. Итого к 150 долларам «минималистического» вертолета прибавим еще 13-26 долларов и получим окончательную цену (без аппаратуры) с доставкой — 163-176 долларов США.
В принципе данный вариант может быть рекомендован, как минимально приемлимый для долгосрочного обучения.

Вариант 3 – средний.
Тушка – НК-450МТ или НК-450ГТ – 47 долларов
Сервы Турниджи 90МГ х 3 – 15 долларов
Регулятор – 12 долларов
Мотор – 11 долларов
Гироскоп НК-401 – 13 долларов
Серва на хвост ИнноЛаб 261 НВ – 30 долларов
Итого: 128 долларов. 

Дополнительный комплект возьмем по варианту 2 – 20 долларов
Итого с пересылкой вертолет нам обойдется в 191 доллар (без стоимости аппаратуры)

Вариант 4 – достаточный

Тушка – НК-450МТ или НК-450ГТ – 47 долларов
Сервы Турниджи 90МГ х 3 – 15 долларов
Регулятор Турниджи Плющ 40А или Мистери 40А – 24 доллара
Мотор Турниджи 2836 или Турниджи Н2223 – 13-17 долларов
Гироскоп Спартан Кварк – 120 долларов
Серва на хвост ИнноЛаб 261 НВ – 30 долларов
Итого: 251 доллар США 

Дополнительный комплект:
Аккумулятор 2 штуки – 18 долларов
Угломер – 2 доллара
Пиньон – 1 доллар
Зарядное устройство ай-макс 6 или подобное Турниджи с блоком питания – 40 долларов
Итого: 61 доллар

Итого с доставкой «достаточный» комплект без стоимости аппаратуры обойдется в 350 долларов

Ну и наконец Вариант 5 – клонороскошный
Тушка – НК-450МТ или НК-450ГТ – 47 долларов
Сервы Хайтек 65МГ – 90 долларов
Регулятор Турниджи Плющ 40А или Мистери 40А – 24 доллара
Мотор Турниджи 2836 или Турниджи Н2223 – 13-17 долларов
Гироскоп Спартан Кварк – 120 долларов
Серва на хвост МКС 8910 или Футаба 9257 – 55-60 долларов
Итого: 353-358 долларов США

Дополнительный комплект может быть использован из варианта 4, но добавим для комфорта еще один аккумулятор – 70 долларов.

Итого, с пересылкой без стоимости аппаратуры цена «клонороскошного» комплекта – 460 долларов США

Может возникнуть вопрос по варианту 5 – зачем нужен такой клон, если 400 долларов США (без стоимости пересылки) можно купить оригинальный Алайн Спорт — http://www.flying-hobby.com/shop/ind…oducts_id=5215
Вопрос резонный, но во первых, разница в 50 долларов все же есть. Во вторых в нашем комплекте однозначно и значительно лучше все сервы – перекоса и особенно хвостовая, гироскоп, и спорно-лучше мотор.
Впрочем, мне подсказали, есть вариант Алайна и подешевле — http://www.helipross.com/align-t-rex…-kx015076.html — 365 долларов. Ребята тоже снижают цены, и кстати как-раз благодаря клонам.

Краш –кит.
Наиболее часто при аварийных посадках страдают следующие элементы – Лопасти, флайбар, валы основной и межлопастной, главная шестерня. При посадке на хвост к этому добавляются хвостовая балка, возможно подкосы и вал хвостового ротора. Намного реже вылетают шасси. Остальные запчасти выходят из строя еще реже и абсолютно не прогнозируемо, что именно может сломаться, поэтому не имеет смысла набирать их заранее, они вам могут и не понадобится. Если вы купили сервы перекоса не с металлическими, а с карбонитовыми или пластиковыми редукторами, стоит также купить 1-2 ремкомплекта для серв. Лопасти для начинающего нужны пластиковые. Карбон – неоправданно дорого и просто не нужно. Не могу себя назвать опытным пилотом, но флипы, роллы, бочки и петли я спокойно делаю на НК450МТ с пластиковыми лопастями с хоббей. То же самое я делаю на Тарот 450 Про с карбоном. Да, на Тароте оно выходит куда точнее, не расхлябано, красивее и резче, но тренироваться вполне можно и на НК450МТ с пластиковыми лопастями, что я успешно и делаю Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов
Кроме того, сейчас появились на хоббях еще и очень дешевые (по 2.5 доллара) деревяшки. Прелесть деревяшек в том, что при краше есть шанс отделаться ТОЛЬКО заменой лопастей — они очень легко ломаются, и могут сохранить остальные части целыми. Вполне возможный вариант. Вот они: http://hobbyking.com/hobbyking/store…dProduct=14011

Итак: 
1. Лопасти 
эти: http://hobbyking.com/hobbyking/store…de_(1pair) 
эти:http://hobbyking.com/hobbyking/store…de_(1pair) 
эти: http://hobbyking.com/hobbyking/store…de_(1pair) 
или эти: http://hobbyking.com/hobbyking/store…de_(1pair) 
рекомендую взять 2-3 пары. Цена 3.5 – 5 долларов за пару.
2. Флайбар. http://hobbyking.com/hobbyking/store…bar_Paddle_Set возьмите 2 штуки. Цена – по доллару.
3. Основные валы – 2 штуки http://hobbyking.com/hobbyking/store…me=Part_#_F021 или 3 штукиhttp://hobbyking.com/hobbyking/store…0V2_Main_Shaft 1.8 доллара. Если попадется на 3 штуки – вполне хватит одного комплекта
4. Межлопастные валы 3-х миллиметровые: http://hobbyking.com/hobbyking/store…thering_shaft_ и 4-х миллиметровые:http://hobbyking.com/hobbyking/store…dProduct=11515 4-х миллиметровых в комплект за 1.8 доллара входит целых 4 штуки, 3-х миллиметровых 2. Поэтому если у вас 4-х миллиметровый промежуточный вал – возьмите один комплект, если 3 мм – 2 комплекта.
5. Главная шестерня. Полный комплект — http://hobbyking.com/hobbyking/store…me=Part_#_F020 за 2.5 доллара, и только главная шестерня 3 штуки — http://hobbyking.com/hobbyking/store…_Main_Gear_Set за 2.8. Стоит взять по одному комплекту.
6. Хвостовая балка. Дешевая — http://hobbyking.com/hobbyking/store…0V2_Tail_Boom_ за 0.66, и дорогие с лазерной насечкой http://hobbyking.com/hobbyking/store…xt_(HZ018) 2 штуки за 5 долларов. Есть смысл взять как минимум 2 балки
7. Подкосы — http://hobbyking.com/hobbyking/store…il_Support_Rod 1.18
8. Вал хвостового ротора — http://hobbyking.com/hobbyking/store…il_Rotor_Shaft возьмите один комплект
9. Шасси — http://hobbyking.com/hobbyking/store…2_Landing_Skid можно взять один комплект, меньше 2-х долларов.

Необязательные детали. Для того, чтобы облегчить себе жизнь, можно посоветовать взять еще следующие вещи:
1. http://hobbyking.com/hobbyking/store…F028_Tail_Unit очень хороший пластиковый хвост с ремнем, пригодится на замену, пока вы ремонтируете свой основной хвост – 1.7 долларов
2. Основная голова в сборе флайбар. Роскошная запчасть. Позволяет иметь запасную настроенную голову и при краше за пол-часа перебросить ее на место побитой, а побитую уже ремонтировать:http://hobbyking.com/hobbyking/store…._(4MM_FS) 28 долларов
3. Хвостовая металлическая голова в сборе – аналогично для хвоста:http://hobbyking.com/hobbyking/store…otor_Assembly_ 8 долларов
4. Обладатели моделей НК450ССРМ и НК450МТ могут сделать еще вот такую очень выгодную покупку — Это тушка НК450МТ баребон кит. По сути это целиком вертолет без канопы и лопастей. Его цена — всего 36 долларов, что по сути равно цене только головы и хвоста, но в качестве бесплатного приложения вам достанется рама, шестерни, задняя балка, подкосы и масса других нужных деталей. Очень рекомендуемая покупка.

В качестве поскриптума к третьей части. Довольно часто определенных товаров из указанных в данном обзоре может не быть в наличии на хоббикинге. В этом случае пробуйте подбирать аналогичные (ориентируясь по характеристикам и цене), либо воспользуйтесь альтернативными сайтами с недорогими комплектующими — Лидерсхобби, Хоббикинг, ХоббиВинг, и.т.д., вот сайт Мистери давеча нашел — www.777model.com
Об альтернативных магазинах, а также альтернативных вариантах комплектации вертолета поговорим в 4-й части.

Четвертую часть я бы озаглавил следующим образом: «Альтернативные конфигурации вертолетов и альтернативные магазины».

Предисловие:Я наивно полагал, что мой эпохальный труд закончен, и можно почивать на лаврах. Однако — все течет, все меняется, и простой редакторской правкой первых трех частей уже не обойтись. Что меня заставило снова взяться за перо? Несколько вещей. Во первых появление интересной конфигурации вертолета на хоббисити, а во вторых — частые жалобы моих читателей на то, что они не могут скомплектовать вертолет на хоббях из-за постоянных бекордеров.

Альтернативные вертолеты.
В первой части я писал о том, что для новичка более желателен вертолет с ремнем. И это правда. Стоимость крашей на этапе обучения — сокращается. Однако, правда и то, что вертолет Т-рекс 450 Про (и его клоны), значительно более «летабелен». Из-за конструктивных решений (однообъемная рама, высокий ЦТ, более длинный межлопастной вал) — Прошка значительно более устойчива и лучше управляема, чем классика. И вот недавно среди клонов появился интересный гибрид — вертолет серии Про, но с ремнем, а не с валом. Он сочетает в себе лучшие качества Т-рекс 450 В2(цена крашей для новичка) и Т-рекс 450 Про (управляемость и устойчивость).
Итак, вот этот вертолет: HK-450GT Pro 3D Belt-Drive
При всех моих восторгах о его достоинствах, должен предупредить и об отдельных недостатках. Его несколько сложнее собирать (хотя и не принципиально) и сложнее ремонтировать при крупных поломках. К примеру, если у вас вылетит серва перекоса, чтобы добраться до нее надо разобрать пол-вертолета. Однако на мой взгляд достоинства этого аппарата перекрывают его недостатки.

Также лично я этой осенью наблюдал (и продолжаю наблюдать) новичка который с нуля начал учиться на хоббикинговской прошке с валом. В принципе — нормально. Ну лишних долларов 10 он потерял за счет замены шестеренок, но ничего особо страшного тоже нет, а прогрессирует — очень быстро, возможно как раз из-за устойчивого вертолета. Итак, если вы все же решитесь на Прошку — вот она хоббийная прошка: HK-450TT PRO 3D Torque-Tube Helicopter Для примера почитайте маленький блог Дениса Верхова: Краш 450Про не так страшен

О электронике для этих вертолетов я ничего писать не буду, поскольку все что написано в первых трех частях, справедливо и для них. Единственное о чем я должен сказать, в Про (обе версии) на хвост очень хорошо становится не только Микро, но и Мини серва, и более того, она даже более предпочтительна. Вот 3 варианта такой сервы:

Дешевый: http://hobbyking.com/hobbyking/store…dProduct=10972 — 11 долларов. Учтите, что эта серва 5 вольтовая, поэтому если ваш ВЕС выдает 6 вольт — надо ставить степдаун — диод в прямое включение в плюсовой провод. Вариант малопроверенный и рекомендован только в крайнем случае.
Или вот еще интересный вариант: типо клон Футабы 9257 Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов (настоящую Футабу 9257 мы увидим чуть ниже) Работает от 4.8 до 6 вольт http://hobbycity.com/hobbyking/store…dProduct=13422 цифры во всяком случае те же — тоже 11 долларовОтзывы о ней довольно неплохие, однако отдельные пользователи пишут, что это ЧИСТЫЙ клон Футабы 9257, а следовательно — серва хорошая, но от 6 вольт ей может стать плохо. Поэтому несмотря на характиристики производителя, более чем от 5.5 вольт я бы ее запитывать не рискнул. Ставьте лучше степдаун, если у вас 6 вольтовый ВЕС.

Средний: http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=6775 — 22 доллара — приличный средний вариант. Хорошие характеристики, довольно быстрая и достаточно мощная серва. Работает от 4.8 до 6 вольт, подойдет к любому гироскопу.

Выше среднего — рекомендую: http://hobbyking.com/hobbyking/store…&ParentCat=189 36 долларов — очень достойная серва! Стояла у меня и на Про и на обычном 450-м. Единственное что — в своем формфакторе — больше микро, но меньше мини. Поэтому в Прошку ее чуть геморно поставить, но ничего особо сложного. Берем переходную рамочку для установки микросервы, и режем ее пополам. В гнездо крепления одним концом крепим серву, а другим — половину рамки. Как вариант, если в вашей комплектации нет рамки — берем квадратик карбона (стеклотекстолита) и крепим одним концом серву, а в другом делаем дырочки для крепления в гнездо вертолета. Работы минут на 5.

Смотрите про коптеры:  Система дистанционного управления Р/У моделей: типы, датчики, мощность

Дорогие: МКС 8910 — http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=8255
Футаба 9257 — http://hobbyking.com/hobbyking/store…idProduct=9751
Цена 55-57 долларов. 
Оба варианта хороши! Футаба — вообще классика, а МКС отлично трудится на моей Прошке. Но оба имеют определенные ограничения. Серва МКС работает до 5.5 вольт, но с частотой 760 мс, поэтому дешевые гироскопы типа НК-401 с ней работать не будут. К ней необходим гироскоп начиная с Турниджи Мини Мемс —http://hobbyking.com/hobbyking/store…dProduct=11958 или совсем новая и очень дешевая турнига только появившаяся сейчас в продаже — 250-ка. Но пока я ее лично не тестировал, писать о ней ничего не буду.
У Футабы 9257 ограничения по типу гироскопа нет, но есть по напряжению. Ей надо не более 5 вольт. Т.е. при большем напряжении опять же придется ставить степдаун.
По совету читателей, да и по собственному желанию, не могу пройти мимо этой темы — чуть расскажу о своем любимом клоне «Тарот».

Альтернативные вертолеты 2 — почти такие же.

Есть 2 фирмы, Тарот и АЛЗРЦ которые делают вертолеты практически такого же качества, как Алайн, а злые языки утверждают, что и при участии самого Алайна. Просто Алайну не выгодно продавать ГОЛУЮ тушку, поэтому он предпочитает часть доходов получать под другим брендом. Правда они и стоят прилично дороже всех остальных клонов, но зато при сопоставимых с Алайном затратах можно набить тушкан куда более лучшей электроникой.
Итак, о вертолетах из серии «почти такие же».

Прежде всего АЛЗРЦ. Это завод китайского клуба любителей РЦ геликоптеров, по слухам курируемый самим Алайном, во всяком случае я видел пару магазинов, где на фирменных з/ч Алайн снизу скромно стояло АЛЗРЦ, что доставляет. Тушка АЛЗРЦ Про за 139 долларов.

Также недавно появился очень интересный вариант: Тушка АЛЗРЦ Про за 159 долларов комбо. В комбо входит отличный моторчик — клон Алайн 450М и неплохой регуль, похоже по функционалу (видимо это он и есть) на хобби винг платинум 40А.

А в различных комбо комплектациях, впрочем как и голую тушку но на 19-30 дешевле, чем АЛЗРЦ — Тарот 450 Про можно купить здесь: http://www.century-rc.com/ecs/produc…07&kind_id=713 за 108 долларов, или здесь за 99.

Вот к примеру интересная комплектация — с алайновским регулем, мотором — скорпион восьмерка и хорошей батареей за 230 долларов. и ничего «ненужно лишнего». Т.е. можно купить хороший гироскоп, хорошие сервы перекоса и хорошую хвостовую серву (хотя Алайн 520 тоже очень недурна). Стоит добавится, что аналогичный алайновский комплект будет на сто с гаком долларов дороже: http://www.century-rc.com/ecs/produc…07&kind_id=667 314 долларов, но без батареи и мотор не скорпион, а Алайн. Вот аналогичный Тарот за 189

И наконец присланный читателем вариант — Тарот 450 Про с ремнем (аналог вышерассмотренных вариантов «Прошка, но с ремнем») за 90 долларов.

Не могу не поделиться интереснейшим комплектом, который появился недавно на РЦ711 — флайбарлесс АЛЗРЦ 450 Про с ФБЛ электроникой Алайн 3Г всего за 280 долларов: http://www.rc711.com/shop/alzrc-450-…?cPath=165_223 — просто шара, но долго она явно не протянется. Во первых, он уже на 10-ку подорожал, видать начали грести, во вторых по всей вероятности это Алайн разбрасывает свои 3Г системы прошлого поколения очищая склады, готовясь к переходу на 3ГХ. Так что можете смело брать, если успеете Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов
Также, если есть желание «совсем круто», можно купить комплект ФБЛ АЛЗРЦ с мотором/регулем и фбл системой «хомячок» Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов (MicroBeast X) http://www.rc711.com/shop/alzrc-450-…?cPath=165_223 за 360 долларов. Конечно не так дешево, но это наверное самый качественный клон, плюс с очень продвинуто-прогрессивной ФБЛ системой. Для новичка, включается режим «новичок» и вперед — бороздить воздушные океаны Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов
Кстати, если есть желание скупить всю тушку на одном сайте, можно добавить к заказу вот такие сервы перекоса (3 штуки) и вот такую хвостовую.

Внимание! важное примечание! 
Добавляю по просьбе уважаемого мной Димы (Nils) которому частенько приходится собирать новичкам вертолеты подобранные по моим блогам. Последний раз позвонил мне с матюками Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов и попросил добавить буквально следующее:
1. Новички собирающие Прошку — помните! Хороший регулятор Турниджи Плющ 40А в прошку НЕ ЛЕЗЕТ! Т.е. его неизбежно придется крепить сбоку, что некоторых морально оскорбляет Радиоуправляемые вертолеты/дроны: советы, подсказки, полезная информация: Теория по работе радиоуправляемых моделей вертолетов нормально в Про влезают только Мистери Блю Сериез 40А или егонный клон синий хоббикинг блю сериез. Также можно впихнуть отличный регулятор Хобби Винг Платинум 40А, или его клон Турниджи к-форс 40А, но они именно впихиваются. Все остальные регуляторы придется ставить снаружи.
2. Штатный 8 канальный приемник Турниджи 9х вовнутрь тушки НЕ ЛЕЗЕТ! Поэтому если хотите все же вставить приемник вовнутрь, купите для прошки вот такой:
Hobby King 2.4Ghz Receiver 
6Ch Version 2 он гарантированно совместим с Турниджи 9х версии 2, но намного меньше по размеру.
3. Новички покупающие мотор Турниджи 2836, пожалуйста, кроме стандартного набора пиньонов на 11 и 13 зубов — приобретите также 12-ти зубый пиньон. Для этого мотора 11-ти зубов маловато (хотя для начала самое то), а 13 — много. Возьмите 12-й пиньон, через пару месяцев пригодится.

Альтернативные магазины.

Первый магазин о котором я хочу рассказать коротко — Лидерсхобби — http://www.leaderhobby.com/ в принципе в нем можно собрать целиком вертолет руководствуясь этим пособием и подбирая соответствующие аналоги. Однако он тоже не без недостатков. Основной — этот магазин ориентирован только на самые дешевые конфигурации. Вы не купите в нем ни дорогих серв, ни дорогих гироскопов — все только бюджетное и сверхбюджетное. Впрочем, если вы ищите САМЫЙ дешевый вариант, этот магазин вам вполне подойдет. При этом в нем частенько бывает аналог аппаратуры Турниджи 9х, которая на хоббях в это время в бекордере, поэтому может быть вариант — все купить на хоббикинге, а аппаратуру на лидерсхобби.

Очень интересный магазин HK Parts — http://www.hkpartsds.com/ советую обратить на него повышенное внимание. Тут не соберешь весь вертолет — очень бедный раздел электроники. Зато этот магазин кладезь запчастей высокого качества (тарот и АЛЗРТеч) сопоставимых с Алайном по качеству, но в 2-2.5 раза дешевле. Особенно он хорош для тех, кто решился таки собирать Прошку — в отличие от хоббей здесь практически всегда есть все необходимые запчасти по вполне приемлимым ценам. Можно собрать дороже, чем в моих дневниках и целый вертолет, но «почти алайн», только с вашей электроникой, взяв там вот такую: http://www.hkpartsds.com/alzrc-trex-450-pro-kit.html прошную тушку. Да дорого — более 100 долларов, но качество практически алайновское. Очень хороши карбоновые лопасти, моторы с регулями, головы в сборе (можно взять прошную голову на замену штатной) и др. В общем очень достойный магазин.

Третий магазин о котором я хочу рассказать — ЕХиробоhttp://www.ehirobo.com/ На этом магазине я хотел бы остановиться подробнее. Это — некая полная альтернатива хоббикингу, но представляющая свой бренд — Коптер-Х. Для чего можно использовать этот магазин — прежде всего как альтернативу хоббям в поиске тушек и запчастей. Для комплектации электроникой я бы его не рекомендовал — меньше выбор, и более высокие цены. Правда есть еще ньюанс, о котором чуть ниже.
Вот возьмем к примеру тушки:
http://www.ehirobo.com/shop/product_…oducts_id=5578
http://www.ehirobo.com/shop/product_…oducts_id=6542
Это аналоги хоббийных НК-450МТ
далее, http://www.ehirobo.com/shop/product_…oducts_id=5579 — аналог хоббийной НК-450ГТ в карбоне
следующая, http://www.ehirobo.com/shop/product_…oducts_id=9062 — прошка с ремнем, аналог рассматривавшейся здесь выше HK-450GT Pro
и наконец прошка, аналог НК-450ТТ — http://www.ehirobo.com/shop/product_…oducts_id=9271

В принципе внешне они практически не отличимы от своих функциональных аналогов с хоббей. Вот попался мне на глаза блог со сравнением HK-450GT Pro и CopterX CX 450PRO — посмотрите сами:http://forum.rcdesign.ru/blogs/74390/blog10887.html
Но в этом магазине попадаются другие интересные вещи. К примеру собранный краш-кит для не прошек:http://www.ehirobo.com/shop/advanced…ds=CX450-08-19 — отличный краш-кит уже в сборе, к нему только шестерен Т-150 добавить и лопастей ОР и ХР и на несколько падений у вас есть все детали.

Однако, еще в этом магазине меня заинтересовали варианты вертолетов АРФ. Вертолеты АРФ от Коптер-Х представляют из себя комплект для сборки вертолета, уже укомплектованный сервами, мотором, регулятором, гироскопом, в общем всем необходимым для сборки. Вам нужно добавить только приемник с передатчиком и батарею, и вертолет готов к полету. Комплектация… из недорогих, особенно меня смущают сервы перекоса — пластик, впрочем их можно и поменять. Но получается ОЧЕНЬ дешево. Вот пример 2-х комплектаций.
Аналог ГТ в карбоне: http://www.ehirobo.com/shop/product_…oducts_id=9749 — полный комплект, цена — 100 долларов.
Аналог ГТ Про (прошка с ремнем): http://www.ehirobo.com/shop/product_…oducts_id=9750 — аналогично полный комплект,цена — 110 долларов.

Также в этом магазине можно купить аппаратуру аналог Турниджи 9х. В отличие от хоббей и лидерса, она здесь почти постоянно в стоке, но изрядно дороже — 90 долларов проти 55. Но с другой стороны, если брать АРТФ комплект, то почему бы и нет? Тогда почти весь вертолет с пересылкой уложиться в 250 долларов. Вам надо будет добавить только угломер, батарейки, зарядник и тренировочные шасси. Все это тоже есть на ехиробо, правда батареи опять же несколько дороже, чем на хоббях. Но в принципе можно купить все и здесь в одном магазине.

Благодаря комраду Александру Панаеву, надыбал новый интересный магазин с кучей вертолетиков 450-го размера и таротовскими запчастями: http://www.rcinthebox.com/rc-400-450…es_c20860.html хороший выбор запчастей и тушек, на некоторое цены выше, чем в других местах, но попадаются и очень хорошие предложения, например: голова Тарот 450 Про в сборе за 26 долларов.
Много всяких интересных тушек, очень интересный «околовертолетный» раздел — всякие тренировочные шаськи, в том числе и верхние, для отработки обратного висения, 8-ми канальные пульты симуляторов ФМС по 17 долларов, и.т.д. Интересный магазинчик.

Еще один неплохой магазинчик с таротовскими деталями — проверен, высылают реально и быстро: http://ac-rc.com/

Удачных полетов.

Режим висения

Рисунок 1 показывает вид вертолета с боку в висении и силы, воздействующие на него в этом ракурсе. Стрелка направленная прямо вниз представляет собой силу веса вертолета. Ей противодействует подъемная сила несущего винта. В устойчивом висении подъемная сила равна силе веса и вертолет не поднимается и не снижается.

В полете мы не можем изменять вес вертолета. Мы можем управляем подъемной силой (силой тяги) несущего винта за счет изменения угла установки лопастей (общего шага) или числа его оборотов. Поэтому существуют две системы моделей вертолетов. Первая, так называемая, с общим (или коллективным) шагом, в которой управление тягой осуществляется изменением угла установки лопастей.

Вторая — с фиксированным шагом, в которой управление тягой винта осуществляется только изменением числа оборотов несущего винта при постоянном значении установочного угла. Каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Система с фиксированным шагом имеет упрощенную конструкцию головки несущего ротора, проще в эксплуатации и в наладке.

Кроме того не требуется очень дорогая аппаратура управления. Основной недостаток этой системы заключается в большой инерционности и нелинейности вертикального управления вертолетом. В настоящее время изменять число оборотов модельных двигателей достаточно быстро невозможно.

Кроме того, тяга винта пропорциональна квадрату числа оборотов двигателя. В этой ситуации очень сложно удерживать вертолет в неподвижном висении. Я не говорю, что летать такой вертолет не будет, просто его освоение потребует дополнительного времени.

Система с коллективным шагом обеспечивает лучшее управление вертолетом, поскольку тяга лопастей почти пропорциональна шагу, который может изменяться почти мгновенно. Однако такая система требует согласованного управления шагом и мощностью двигателя.

Это приводит к тому, что для управления таким вертолетом требуется аппаратура, в которой с помощью одной ручки можно было изменять значение шага лопастей несущего ротора и мощность двигателя. Необходимость такого согласование вызвано тем, что момент сопротивления, следовательно и мощность, требуемая для вращения лопастей пропорциональна квадрату изменения шага лопастей.

В ином случае, при увеличении шага лопастей при неправильном регулировании мощности у нас будут падать обороты и тяга винта. Следовательно, вы управляете величиной подъемной силы в висении исключительно перемещением, как правило, левой ручки вперед-назад, удерживая вертолет в неподвижном вертикальном положении.

Обратите внимание на два важных момента, показанных на рисунке 1:

  • Стрелка изображающая подъемную силу лопастей показывается выходящей прямо из вала несущего винта. Действительно же, вал не создает подъемную силу, она возникает от вращения лопастей, но результирующая сила действует от них так, как если бы она была направлена из центрального вала ротора, как показано на рисунке 2. Это несущественно сейчас, но помните об этом, когда мы будем обсуждать в дальнейшем поведение лопастей ротора.
  • Подъемная сила, произведенная лопастями ротора всегда перпендикулярна диску несущего винта (плоскости вращения лопастей).


Рисунок 3 показывает вертолет в висении, как если бы, мы смотрели на него сверху. Опять, все силы действующие на вертолет в этом ракурсе должны быть скомпенсированы, чтобы вертолет был неподвижен.

На этом рисунке показан вертолет с вращением лопастей несущего винта вправо или по часовой стрелке. Если лопасти вашего вертолета вращаются в другую сторону, то этот рисунок необходимо зеркально перевернуть. Согласно третьего закона механики, при вращении винта по часовой стрелки, фюзеляж вертолета должен вращаться против часовой стрелки.

Задача хвостового винта — скомпенсировать реактивный вращающий момент. Когда тяга хвостового винта создает момент, равный реактивному моменту от несущего винта, нос удерживаться прямо. Если тяга хвостового ротора возрастает, вертолет поворачивается вокруг вертикальной оси (вала несущего винта), заставляя нос идти вправо.

Обороты хвостового винта зависят от оборотов двигателя и основного винта, которые должны быть постоянными при висении. Тяга хвостового винта поэтому изменяется увеличением или уменьшением угла атаки лопастей хвостового ротора и в вашей радиоаппаратуре это выполняется перемещением, как правило, левой ручки вправо или влево.

Посмотрите на хвостовой винт модели с левой стороны вертолета, он обычно вращает вправо (или по часовой стрелке) при этом виде. Теперь переместите левую управляющую ручку в вашем передатчике направо и увидите, как угол атаки лопастей увеличивается. Это заставит лопасти захватывать больше воздуха и хвост повернутся влево или по направлению к вам. По мере перемещения ручки влево, угол атаки уменьшится и реактивный момент переместит хвост вправо или прочь от вас.

Необходимо подчеркнуть другой важный момент: левая ручка передатчика изменяет угол атаки лопастей хвостового ротора и перемещает хвост вправо или влево, но направление перемещения хвоста противоположно перемещениям этой ручки. Причина этого в том, что мы пилотируем модель не по хвосту.


Попытки пилотировать модель вертолета по хвосту очень грубая ошибка и вы ее должны избегать.

На рисунке 4 изображен вертолет при виде сзади, с существенно преувеличенным наклоном вправо для учебных целей. Для удержания вертолета в устойчивом висении все силы должны быть также скомпенсированы. На рисунке 4 мы снова видим силу гравитации (или силу веса вертолета), направленную вниз.

Как уже упоминалось, эта сила компенсируется подъемной силой лопастей винта. Но теперь, обратите внимание на то, что вы не видели раньше: ротор немного наклонен вправо. Подъемная сила винта по прежнему будет перпендикулярна диску ротора и наклонена вправо.

Подъемная сила может быть разложена на две составляющие: на вертикальную и горизонтальную. Чтобы удержать вертолет на фиксированной высоте, вертикальная компонента подъемной силы должна равняться весу модели.

На рисунке 4 кроме подъемной силы изображен вектор тяги хвостового ротора, который заставит вертолет двигаться влево, если она не будет скомпенсирована другой силой. По этой причине диск несущего винта слегка наклоняют вправо и горизонтальная составляющая подъемной силы будет направлена вправо и компенсировать тягу хвостового винта и удерживать вертолет от «дрейфа» влево.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector