Немного терминов
Даже если вас не интересует процесс изготовления модели, ее устройство, и единственное, что вам надо – это летать, летать и еще раз летать, кое-какие знания о конструкции вашего летательного аппарата всё-таки необходимы. Они не сильно загрузят вашу голову, а вот ясности в вопрос внесут много. В конце концов, не будете же вы, грохнув свою модель, рассказывать коллегам по аэродрому, что у вас сломались “вон та деревяшка и вот эта реечка”, а еще и “вот эта штуковина” треснула. Да и процесс возможного ремонта представите более осмысленно.
Все модели устроены довольно похоже, поэтому рассмотрим некую обобщенную радиоуправляемую модель самолёта.
Фюзеляж. Он является основой всей модели. На нём крепятся несущие плоскости, хвостовое оперение, шасси. На нём же, как правило, устанавливается двигатель. Внутри помещается аппаратура управления – это приёмник, аккумуляторы, рулевые машинки.
Крыло. Собственно то, что создаёт подъёмную силу. Именно крыло позволяет держаться модели в воздухе. Оно состоит из левой и правой консолей. Консоли могут устанавливаться под небольшим углом одна к другой, в этом случае их законцовки будут располагаться несколько выше корневых частей. При виде спереди крыло будет иметь слегка V-образную форму. Угол V крыла применяется для повышения устойчивости модели по крену.
Элероны – рулевые поверхности, расположенные на задней кромке крыла и отклоняемые вверх-вниз в противофазе. С их помощью самолёт управляется по крену (наклоняется влево и вправо).
Левая и правая половинки крыла называются консолями.
Хвостовое оперение. В классическом варианте состоит из вертикальной части, которая называется киль, и горизонтальной – она называется стабилизатор. Хвостовое оперение обеспечивает устойчивость самолёта – чтобы он летел прямо и ровно, а не кувыркался в небе, беспорядочно меняя направление движения.
На задней кромке киля располагается руль направления, на задней кромке стабилизатора – руль высоты. Названия рулевых плоскостей говорят сами за себя.
Шасси. Позволяет модели взлетать с земли и садиться на нее. Наличие шасси необязательно, в этом случае старт модели происходит с рук, а посадка – “на брюхо”.
Двигатель. То, что движет модель, позволяя ей набирать высоту и поддерживать необходимую скорость.
Бак. Он содержит топливо, необходимое двигателю.
Приёмник. Осуществляет приём сигнала передатчика, его усиление, обработку и “раздачу” на рулевые машинки.
Рулевые машинки. Они преобразуют сигнал с выхода приёмника в движения рулей модели посредством подсоединённых тяг.
Приёмник и машинки питаются от бортового аккумулятора – это, как правило, батарея из четырёх “пальчиковых” элементов.
С чего начинается выбор модели?
Люди, которые никогда раньше не летали на радиоуправляемых моделях, зачастую выбирают свою первую модель исключительно по внешним признакам, покупая наиболее приглянувшийся самолёт. И такое желание вполне оправданно – хочется же иметь самую красивую модель… А в результате первой покупкой иногда оказывается сложный в управлении пилотажный самолёт или хорошая копия самолёта времен второй мировой войны, которой управлять, может быть, еще сложнее. Верно ли такое решение?
В отличие от моделей судов и автомобилей, летающие модели не позволяют учиться “потихоньку”, выбирая вначале скорость поменьше. У них есть минимальная скорость, по достижении которой они плохо управляются и просто валятся на землю. На авто- или судомодели, если вы запутались в управлении, можно просто убрать газ и затормозить.
Давайте-ка лучше вспомним, какую и для чего мы выбираем модель. В первую очередь нам нужно научиться летать – взлетать, держать модель в воздухе, благополучно приземлять ее. Поэтому модель прежде всего должна хорошо подходить для обучения и тренировок, в самую последнюю очередь удовлетворяя вашим эстетическим запросам. Какими свойствами должна обладать учебная модель?
- Самолет должен быть устойчивым, то есть хорошо держаться в воздухе без активного участия пилота, хотя бы некоторое время. Устойчивые самолеты “прощают” многие ошибки пилотирования, присущие новичкам.
- Самолет должен быть ремонтопригодным. Горькая правда жизни состоит в том, что ваша первая (да и вторая тоже) модель рано или поздно окажется более или менее подломанной, а то и разбитой в труху – по той простой причине, что вы учитесь летать. Поэтому учебная модель должна позволять проводить простой и быстрый ремонт повреждений и быть изготовлена из дерева или пенопласта, но никак не быть формованной из стеклопластика.
- Ну и конечно же, модель должна иметь изрядную прочность, но – не в ущерб лётным качествам. Она должна позволять выдерживать жёсткие посадки, но и летать неплохо.
Требования, конечно, противоречивые, но существуют учебные модели, успешно сочетающие в себе все необходимые свойства.
Так что если вы действительно хотите научиться летать, будьте готовы немного поступиться внешним видом самолёта и в качестве первой модели выбирать ту, которая лучше всего подойдет для тренировок.
Если попытаться классифицировать вообще все летающие модели, список окажется весьма длинным, а тесная взаимосвязь классов достаточно запутанной. Классификация вообще занятие сложное и неблагодарное. Да и нужно ли оно сейчас? Вспомнив, что подбираем модель для тренировок и обучения азам пилотирования, мы сможем ограничиться лишь несколькими наиболее распространенными вариантами.
Что же может выбрать начинающий для обучения пилотированию?
- Самолет с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)
- Электролёт
- Планер или мотопланер
Расскажем о каждом типе моделей поподробнее.
Класс моделей
Начальный уровень радиоуправляемых самолетов. К ним относятся самолеты тренеры. Такие самолеты хорошо планируют и часто имеют верхнее расположения крыла. У этих моделей узлы стойкие к ударным воздействиям. Винт у таких моделей отстегивающийся. При ударе обычно отскакивает от фюзеляжа. Шасси модели тоже отстёгиваются.
Особенности конструкции самолетов тренеров обеспечивают их стойкость к ударным воздействиям при падениях и жестких посадках, что существенно облегчает жизнь начинающим пилотам.Средний уровень радиоуправляемых самолетов. К таким самолетам можно отнести пилотажные, гоночные и импеллерные модели. Для пилотирования такими самолетами необходимо обязательно освоить модели самолетов начального уровня.
Профессиональный уровень радиоуправляемых самолетов. К таким самолетам можно отнести копийные самолеты из бальзы с большим размахом крыла. Такие самолеты требуют длительной и кропотливой постройки. Эти модели мы не рекомендуем начинающим пилотам, так как они требуют определенного опыта не только в пилотировании самолетов, но и в их постройке.
Cтроить самому или покупать?
Хорошо, модель мы с вами выбрали. А откуда её взять? Купить? Сделать? Вот тут решать только вам.
Вариантов три:
- Купить готовый самолет или ARF-набор (Almost Ready to Fly / Почти Готовый к Полетам)
- Купить набор заготовок для сборки (Kit)
- Делать все самому, с нуля.
Вариант получения модели в подарок, наследство, за долги или приобретения за ящик пива в ближайшем кружке не рассмотрены в виду их очевидности.
Сделать самому – дешево, практически бесплатно при желании, но дольше. В зависимости от ваших навыков, наличия времени и используемых материалов уйдёт от месяца до полугода. Если соберетесь строить сами – ознакомьтесь с этим материалом.
Но в любом случае, постарайтесь сразу позаботиться о том, где и у кого вы будете консультироваться, потому что, обладая нулевым начальным опытом, можно понаделать немало ошибок, которые затруднят или даже сделают невозможными полеты вашего крылатого чуда.
Купить набор? Если перспектива самостоятельного изготовления модели вас пугает до потери сознания, а денег на готовую не хватает, попробуйте рассмотреть промежуточный вариант – набор заготовок (Kit). Это и дешевле готовой модели, и сделаете вроде как сами. Набор собирать просто – в инструкции, как правило, всё ясно показано. Набор вы соберете быстро – обо всём уже кем-то подумано за вас, ваша задача – следовать инструкции.
Ну а если нет навыков, желания или времени строить – покупаем модель в магазине или у кого-то из моделистов.
Как разобраться в том, что вы хотите, строить или покупать?
Тут можно отталкиваться от смысла, которым наполнено ваше хобби. Хотите просто летать – покупайте готовую модель. Хотите и строить и летать – тогда покупайте набор или делайте модель сами по чертежам, найденным в Интернете или журналах. Ориентировочные сроки подготовки моделей к полёту таковы:
- ARF: неделя-две спокойной работы по вечерам
- Kit: от недели до месяца
- Самодельная модель: при отсутствии навыков моделирования от 1 до 6 месяцев, в зависимости от ваших талантов
Сразу хочется предостеречь самодеятельных конструкторов: если вы никогда до этого не делали радиоуправляемых летающих моделей, ни в коем случае не вносите в конструкцию, предложенную в журнале, никаких изменений!!! Делайте, как велено. Даже если что-то вам кажется нерациональным. Когда начинающий пилот привозит на поле свою первую улучшенную (по его мнению) им же конструкцию из журнала, бывает, что у окружающих моделистов волосы поднимаются дыбом.
Так или иначе, если ваша цель – научиться летать в кратчайшие сроки, первую модель имеет смысл купить, чтобы не завязнуть на полгода с ее изготовлением. Даже если вам очень хочется ее сделать самостоятельно.
Тем, кто хочет в дальнейшем делать самолёты сам, можно посоветовать первую модель все-таки собрать из набора. В процессе сборки наработаются навыки и приобретутся знания о типовых конструктивных решениях тех или иных узлов модели, а время, потраченное на постройку, окажется намного меньше времени создания самодельного самолёта.
О чём следует подумать, пока не поздно
Авиамоделизм – увлекательная штука, и затягивает в него, как в водоворот. И бросить это потом очень сложно, а главное -не хочется. Поэтому подумайте еще раз, готовы ли вы нырнуть в этот омут?
Насколько сильно ваше желание заниматься авиамоделизмом в течение продолжительного времени?
Если вам просто интересно попробовать, не тратьтесь пока и не бегите в магазин. Найдите тусовку моделистов, договоритесь о встрече на поле. Придя к ним, честно и прямо объясните, что вам было бы очень интересно попробовать полетать, но вы не уверены, понравится ли это вам настолько, чтобы заняться моделизмом самому.
Не торопитесь с покупкой, если совсем не уверены в том, что вам так уж хочется летать!!! Дозрейте хотя бы до состояния “желание летать вроде сильное, но не уверен на 100%” и тогда уже подумывайте о приобретении своего беспокойного лётного хозяйства. Ну а если не “вставляет” вас даже после вылазки на аэродром, бросайте вы это дело.
Есть ли у вас знакомый, умеющий управлять летающей моделью, который согласится обучить вас полётам – то есть инструктор?
Допустим, желание летать у вас есть, сильное и устойчивое. А есть ли у вас инструктор, который будет учить вас летать? Если есть – это отлично. Если нет, то круг выбора учебной модели слегка сузится. Вашей учебной моделью станет планер или мотопланер, причём планер может оказаться попроще – отсутствует мотор, который надо регулировать (или заряжать для него аккумуляторы).
Вполне можно использовать и электролёт. На таких моделях намного проще и дешевле научиться летать в одиночку, после занятий в симуляторе – методом проб и ошибок. На самолёте, конечно, тоже можно учиться летать самостоятельно, но вы потратите на это на порядок больше времени – как на обучение, так и на ремонт. А ведь на самолёте вам еще и с двигателем предстоит разбираться – как его заводить, настраивать…
Впрочем, это, скорее, авторское мнение. Многие инструкторы считают, что обучение на самолёте происходит быстрее – его не надо затягивать, как планер, что позволяет сделать больше полётов в единицу времени, а мощный мотор позволяет “вытянуть” модель в критической ситуации.
Представляете ли вы себе объём финансовых вложений, которых потребует авиамодельное хобби?
В конечном итоге все рассуждения о первой модели сводятся к единому знаменателю – деньги, деньги и еще раз деньги. Без них, увы, никак не обойтись. И вот здесь жестокий удар разочарования приходится прежде всего по самым молодым моделистам – тем, кто еще не имеет работы и кому родители не могут выдать хотя бы пятидесяти долларов на подержанную аппаратуру… но без минимального количества денег на аппаратуру вы можете рассчитывать только на полёты свободнолетающих моделей, которые будете строить сами.
А ведь авиамоделизм требует гораздо большего, чем 50 долларов на полуубитую аппаратуру. Конечно, не всё сразу, но в зависимости от класса моделей, которыми вы станете заниматься в дальнейшем, ваше хобби потребует тех или иных финансовых вливаний.
Заключение
https://www.youtube.com/video/lANLxOVENJI
Не забывайте, что выбор вашей модели – только ваш, и никто и никогда не даст вам правильный на 100% совет. Не мучайте других моделистов, прося их сделать ваш выбор за вас. Ведь теперь, зная основные критерии выбора первой модели, вы сами найдёте то, что вам лучше всего подойдёт.