Разрешение на полет дрона в 2022-м

Разрешение на полет дрона в 2022-м Квадрокоптеры
Содержание
  1. Санкт-Петербург первым в России открывает небо для дронов
  2. Прорыв в балтийское небо
  3. Полет на полмиллиона
  4. Полетаем по-питерски
  5. Вот коптер пролетел
  6. Лети, дрон, лети
  7. Беспилотный пилотный проект
  8. Регистрация квадрокоптера
  9. Надо согласовывать план полета?
  10. Куда звонить перед запуском дрона?
  11. Где можно запускать беспилотник?
  12. Список региональных органов надзора
  13. Можно ли снимать фото и видео с дрона
  14. Как застраховать дрон
  15. Кого это касается?
  16. Какие беспилотники нужно ставить на учет
  17. Какие беспилотники теперь нужно регистрировать
  18. Как отправить заявление для постановки на учет
  19. Когда нужно ставить беспилотник на учет
  20. В какой срок ставить на учет беспилотник
  21. Как подтвердить регистрацию
  22. Как внести изменения в учетные данные
  23. В какие сроки нужно сообщить об изменениях в Росавиацию
  24. Что еще нужно для законного использования беспилотника
  25. Штрафы за использование беспилотников
  26. Суммы штрафов для владельцев беспилотников
  27. Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в России?
  28. Где можно получить свидетельство?
  29. Для чего используют дроны до 30 кг?
  30. Можно ли запустить беспилотник там, где хочется?
  31. Где нельзя летать дронам?
  32. Что грозит нарушителю за нелегальный запуск дрона?
  33. Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников
  34. Как происходит регистрация БПЛА
  35. Где можно летать без разрешения
  36. Как летать в городе
  37. Как летать возле границы РФ
  38. В каких местах летать нельзя
  39. Как снимать различные объекты
  40. Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки
  41. А что с секретными объектами и государственной тайной?

Санкт-Петербург первым в России открывает небо для дронов

Если сегодня летящий над городом беспилотник привлекает внимание и даже вызывает некоторые опасения прохожих, то уже завтра это станет такой же обыденностью, как движение автомобилей по улицам. В городе на Неве запустили проект, в рамках которого дроны составят конкуренцию доставщикам в городской среде.

Читать на expert

Компания «Флай Дрон» и ПАО «НПО «Алмаз» подписали соглашение с Комитетом по транспорту и Комитетом информатизации и связи Санкт-Петербурга о совместном участии в пилотном проекте создания городской инфраструктуры для полетов беспилотных воздушных судов.

Документ подразумевает возможность отработки и тестирования носителей, технологий и инфраструктуры для совершения полетов беспилотников непосредственно над территорией города, чего нет пока в других регионах России. Экономика страны нуждается в прорывных технологиях доставки в городской среде по воздуху с помощью БВС.

Прорыв в балтийское небо

Теперь владельцы беспилотников смогут легально осуществлять согласованные и наблюдаемые полеты, а городские власти Санкт-Петербурга получат возможность верифицировать пользователей воздушного пространства, оперативно согласовывать их электронные запросы на полеты, а также иметь в распоряжении весь необходимый функционал цифровых технологий для рассмотрения и одобрения подобных запросов, а также для построения 3D маршрутов.

Отдельно стоит обратить внимание, что реализуемое в рамках совместного проекта техническое решение позволяет в режиме онлайн видеть полную авиационную обстановку в небе над Северной Пальмирой. Под контролем будут как пилотируемые воздушные суда, так и беспилотники. Тем же, кто опасается, что если дронам в будущем разрешат летать в городе, то рано или поздно начнутся «совершать жесткие посадки» на головы людей, стоит расслабиться. Система кратно повышает безопасность использования городского воздушного пространства. Дронопада не будет.

Созданная цифровая платформа предоставит возможность владельцам беспилотникам не просто совершать полеты для собственного удовольствия, а предложить себя в качестве аутентифицированного Госуслугами исполнителя по размещенным в системе заказам с возможностью защищенных расчетов. То есть, например, реально зарабатывать на доставке и других работах, которые способна выполнять беспилотная авиация. Прецедентов создания такого маркетплейса в России пока не было.

В итоге сервис позволит не просто мотивировать рост авиационного самосознания и стремление к обучению нынешних увлеченных небом внешних пилотов, но и сформирует важный и необходимый сейчас рынок профессиональных услуг с использованием БВС. Создается настоящая зона аэромобильности. Она пока охватывает район Горелово с дальнейшим распространением внутри городской среды. Полетная логистика в ней максимально упрощена.

В числе антисанкционным мер правительство России совершенно неслучайно предоставило уникальные преференции предприятиям, работающим в сфере IT. Именно здесь у нас есть разработки не только не уступающие, но и превосходящие западные. Реализуемые в Санкт-Петербурге решения являются наглядным доказательством справедливости данного тезиса.

На рынок выводятся уникальный микс из «беспилотных» и информационных технологий. Все процедуры, связанные с полетом, для участников проекта сокращены по времени и автоматизированы. По сути, для того, чтобы «полетать», помимо, собственно, летательного аппарата, достаточно будет иметь лишь гаджет с выходом в интернет. Предполагается, что рассмотрение заявок будет занимать не более одного дня.

Стоит отметить, что в последние годы именно Санкт-Петербург находится на гребне «беспилотной» волны. Чего стоит только создание высокоточной 3D модели Исаакиевского собора с разрешением съемки менее 1 см/ пикс, в ходе которого с коптеров ГК «Геоскан» было сделано более 50 тысяч фотографий. В городе регулярно проходят ориентированные на широкую публику шоу дронов, которые превосходят многие зарубежные аналоги. Наиболее запоминающимся было, пожалуй, воздушное представление, приуроченное к 75-летию Победы.

В нем приняло участие более 2 тысяч беспилотников, последовательно составивших надпись «2020 год — год памяти и славы», логотип 75-летия Победы, узнаваемую фигуру комбата, поднимающего бойцов в атаку. Теперь, похоже, настает время для более приземленного использования БВС.

Полет на полмиллиона

Сейчас процедура запуска беспилотника представляет собой довольно сложный для обычного человека процесс согласований и получения разрешений. Для начала БВС, если оно весит больше 150 г, но меньше 30 кг, нужно поставить на учет. А если больше 30 кг — зарегистрировать. Занимается этим Росавиация. На сайте ведомства есть соответствующий раздел. Процедура описана пошагово. Также доступна регистрация через Госуслуги.

Предоставлять в органы управления воздушным движением плана полета и получение разрешения на использование воздушного пространства для беспилотников весом до 30 кг не требуется лишь в том случае, если полет выполняется днем на высоте ниже 150 м в пределах прямой видимости оператора. Но это касается лишь полетов вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон и прочих зон ограничения полетов, мест проведения массовых мероприятий и спортивных соревнований. Также полет должен проходить на удалении не менее 5 км от контрольных точек неуправляемых воздушных гаваней и просто посадочных площадок.

Для того, чтобы поднять в воздух аппарат тяжелее — от 0,15 до 30 кг и во всех прочих обстоятельствах, нужно в большинстве случаев сперва оформить согласование в региональных органах исполнительной власти или местного самоуправления (точные регламенты, конкретная инстанция и сроки могут отличаться от региона к региону), а потом, предъявив его, получить разрешение на использование воздушного пространства и утвердить план полета за 3-5 дней в одном из подразделений ГК ОрВД — региональном или главном центре.

Непосредственно перед полетом и после его окончания нужно находится на связи с центром. За несоблюдение правил грозят существенные штрафы – от 30 до 500 тысяч рублей. Можно и вовсе лишится дорогостоящей техники. В случае, если случится ЧП и будут пострадавшие, нарушитель рискует оказаться за решеткой.

Кстати, если беспилотник весит более 30 кг, то в контексте полета он практически приравнен к обычному воздушному судну со всеми вытекающими последствиями. Оператору, помимо всего прочего, потребуется сертификат летной годности, а также свидетельство внешнего пилота. Для коммерческой эксплуатации беспилотных воздушных судов также потребуются разрешения, сертификаты, лицензии, руководство по производству полетов, юрлицо или ИП.

Такие правила зафиксированы в законодательстве в интересах безопасности. Причём, как с точки зрения возможных авиапроисшествий, так и в силу, например, антитеррористических причин. Рациональное зерно в данном подходе, пожалуй, есть. За рубежом беспилотники тоже мало где могут летать совсем уж свободно.

Но только все эти разрешительно-согласовательные процедуры занимают достаточно много времени и отнимают немало сил. В этом есть определенный смысл, так как в руках злоумышленника или просто неумелого пилота БВС может представлять опасность. Но для начала массовой коммерческой эксплуатации беспилотников с целью доставки грузов или проведения воздушных съемок действующие правила подспорьем, мягко говоря, не являются. Впрочем, реализуемый петербургскими властями проект становится настоящим выходом из ситуации.

Полетаем по-питерски

Ключевое техническое решение, разработанное компанией «Флай Дрон», предоставляет любому человеку или юридическому лицу, желающему запустить в зоне БВС с той или иной, не нарушающей закон целью, ряд сервисов, обеспечивающих организацию и выполнение полета.

«Нами сформирована цифровая платформа, в интерфейсе которой предусмотрено направление заявки на полет в органы воздушного движения и Комитет по транспорту и, собственно, оперативного согласование той миссии, которую должно выполнить беспилотное воздушное судно, со всеми заинтересованными структурами и органами власти. План полета по точкам геолокации можно подготовить буквально пальцем на экране планшета. Кроме того, пользователь в результате пилотирования данной зоны получит 3D-маршрутизацию. Одновременно сам оператор беспилотника, осуществляющий полет, страхуется на случай форс-мажора», — рассказал «Эксперту» один из основателей и член совета директоров компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Система включает в себя и сервис по онлайн подбору страхового покрытия и моментальное оформление полиса.

Он пояснил, что благодаря предложенному компанией IT-решению, появляется возможность быстрой регистрации, осуществляется формирование в картографическом сервисе запроса на полет БВС. Инстанция для согласования полета будет определяться автоматически, исходя из геопозиционирования пользователя. Предусмотрено страхование его ответственности в соответствии с Воздушным кодексом РФ. Для авторизации система предложит пользователю автоматически перейти на портал Госуслуги и внести все необходимые данные. Это сделает его прозрачным и понятным пользователем для всех регуляторов.

Непосредственно заявку на план полета можно будет сформировать с помощью упрощенного пользовательского интерфейса, что поможет значительно сэкономить время. Результаты рассмотрения заявок на выдачу разрешений об использовании воздушного пространства будут приходить от Комитета по транспорту в автоматизированном режиме.

«В ближайшем будущем в рамках проекта каждый житель Петербурга не только может подать заявку на полет, но и участвовать в своеобразном маркетплейсе, предлагая себя как исполнителя или заказчика. Тоже самое могут сделать и компании, которые готовы там летать в рамках пилотирования миссий по доставке, а также мониторингу по заказу городских властей и иным технически доступным миссиям», — отметил Никита Данилов. Стоит отметить, что пока и в России, и за ее пределами гражданские БВС чаще всего используются для осуществления аэрофотосъемки в целях мониторинга, выполнения замеров, 3D-моделирования рельефа и сооружений.

«На территории Санкт-Петербурга уже установлены и тестируются системы первичной и вторичной радиолокации, благодаря которым беспилотники постоянно находятся под контролем из центра городского мониторинга воздушного пространства. Технические решения для этого предложило НПО «Алмаз» при участии Комитета по транспорту Санкт-Петербурга», — констатировал основатель и член совета директоров «Флай Дрон».

Вот коптер пролетел

Важным моментом в работе данных систем радиолокации является оснащение БВС транспондерами, позволяющими контролировать их полет. Стоит отметить, что ранее, в июле 2021 года, в испытаниях зоны аэромобильности принимало участие конструкторское бюро «ВТ-Технологии», выделившееся из «Вертолетов России». По словам заместителя генерального директора по эксплуатации и летной работе Андрея Панасюка, в ходе экспериментальных полетов выяснилось, что и авиадиспетчеры и пилоты других воздушных судов видят беспилотники, внешние пилоты БВС также друг друга видят, и даже на сайте Flightradar с телефона можно наблюдать за происходящим в воздушном пространстве зоны.

Смотрите про коптеры:  Квадрокоптеры пропадают у штаб-квартиры РМК. Владельцы техники подозревают, что их забрали охранники здания

«Саму по себе систему “бронирования воздуха” для беспилотников мы отработали, она жизнеспособна. Это то, чем занимался “Флай дрон”. С точки зрения применения транспондеров на БВС также результат положительный. Все работает. Но пока на законодательном уровне внедрение транспондеров никак не отрегулировано», — рассказал «Эксперту» Андрей Панасюк.

Создание аэрокластера, где контроль за воздушным движением осуществляется с использованием новых технологий, стало возможным именно в городе на Неве, помимо прочего, благодаря тому, что полеты любых воздушных судов там не ограничиваются столь жестко, как, например, в Москве. Над Первопрестольной ниже 8100 метров летать нельзя вообще. Исключение — специальные разовые разрешения. Еще одним, способствующим санкт-петербургской аэромобильности фактором стало отсутствие там такого же большого, как в столице РФ, количества запретных зон вокруг особо охраняемых объектов.

«В текущем виде санкт-петербургская зона является первой в стране, а, учитывая наличие радиолокационной картинки, то, возможно, и первой в мире. Мы уже презентовали этот проект на выставке в Абу-Даби и получили колоссальный интерес от правительства ОАЭ. Сейчас мы находимся в переговорах с несколькими локальными структурами», — подчеркнул Никита Данилов, уточнив, что компания не занимается непосредственно получением разрешения на использование воздушного пространства у национального провайдера аэронавигационного обслуживания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и акцептованием плана полета, поскольку это происходит в автоматическом режиме.

Между тем, именно взаимодействие с органами, отвечающими за организацию воздушного движения и взимающими с пользователей воздушного пространства РФ аэронавигационные сборы, всегда вызывало в контексте коммерческой беспилотной авиации больше всего вопросов.

«Никаких финансовых отчислений со сборов за использование воздушного пространства мы не получаем. Компания лишь сделала программное обеспечение, обслуживающее процесс взаимодействия операторов дрона с органами Единой системы ОрВД и Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. Зарабатывать мы планируем на том, что пользователи будут работать в нашем интерфейсе, заметно облегчающем им жизнь, а главное для нас развитие рынка предоставления услуг с помощью БВС и именно на это нацелен наш коммерческий продукт FlyMarket. Коррупционной составляющей, о которой любят поговорить злые языки в контексте беспилотных проектов с госучастием, тут физически нет. Наоборот, мы планируем бесплатно предложить всем властям городских агломераций РФ использовать наш сервис», — акцентировал внимание Данилов.

Стоит отметить, что структура «Флай Дрон» такова: блокирующим пакетом в 25% владеет ООО «РТ-развитие бизнеса», подконтрольное в свою очередь ГК «Ростех». 24,9% — ООО «Ера-транспортные решения», принадлежащее известной предпринимательнице Екатерине Лапшиной, которую в бизнес-кругах называют «девушкой на миллиард». 35,07% — у основателя компании Никиты Данилова, а 15,03% — у его партнера Александра Каниовского. Уставной капитал предприятия составляет более 74 млн рублей.

Двое последних до начала 2020 года являлись топ-менеджерами Госкорпорации по организации воздушного движения, но уволились оттуда прежде, чем начать свой проект и найти поверивших в него инвесторов. Между тем, конкуренция на рынке использования БВС уже сейчас весьма высока.

На днях председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по внедрению бепилотных воздушных систем пяти регионах страны. Участие в этом примут Томская область, Камчатский край, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Там будут действовать особые условия регулирования —– экспериментальные правовые режимы по эксплуатации БВС.

Лети, дрон, лети

На самом деле, доставка беспилотниками товаров — это реальная потребность рынка интернет-торговли, которую пока просто некому закрыть в силу сложных правил игры.

«Рынок интернет-торговли растет огромными темпами. Эксперты утверждают, что к 2026 году он составит более 11 трлн рублей. Вопросы логистики, доставки товаров потребителю уже сегодня стоят очень остро. У нас города задыхаются в пробках, зарплата курьера сегодня сопоставима с зарплатой квалифицированного инженера, при этом, курьеров не хватает катастрофически. Поэтому многие компании в мире экспериментируют с доставкой легких товаров в руки покупателю посредством беспилотников. Это пока сложно сделать в мегаполисах, но в городских агломерациях такие перевозки вполне реальны. Беспилотники могут делать это быстро и гибко», — рассказал «Эксперту» генеральный директор объединяющей участников рынка беспилотной авиации России профессиональной Ассоциации «AERONEXT» Глеб Бабинцев.

«Программа городской аэромобильности, которая развивается в Питере – это, наверное, один из первых шагов в России в сторону отработки технологий городской беспилотной аэрологистки. Конечно, аэромобильность не является полноценной заменой обычным курьерам, потому что технически доставку дроном прямо в окно многоэтажки пока не обеспечить. Но доставка между складами и магазинами — это то, что скоро реально заменит наземный транспорт», — считает Глеб Бабинцев.

Говоря о разнице между санкт-петербургской зоной аэромобильности и, например, получившем в последнее время широкую известность проектом «Цифровой песочницы» для беспилотников, реализуемым в Томской области, Глеб Бабинцев отметил, что там, по его мнению, пока не предполагается решения большого комплекса вопросов, связанных с полетами в городе. Аналогичная ситуация и в других указанных в постановлении кабмина регионах.

Городская аэромобильность — это особые требования к надежности беспилотника, к его киберзащите от случайных помех и намеренных перехватов управления, это огромная задача координации маршрутов и наблюдения каждого полета в реальном времени, это отсутствие резервных посадочных площадок, обратил внимание эксперт.

«В будущем, вероятно, приспособят крыши жилых домов, но сейчас два сценария: или доставка клиенту в частный дом или между площадками складов. Специфика полетов в городе требует цифровой среды планирования и координации многих субъектов, этим и занимается “Флай Дрон”», — подчеркнул гендиректор «AERONEXT».

«Мы с большой надеждой смотрим на программу создания зоны аэромобильности в Санкт-Петербурге и считаем, что любой опыт, который будет получен там, окажется позитивным. Тем более, что в проект входят серьезные участники», — заметил Глеб Бабинцев.

Беспилотный пилотный проект

Между тем, витающими в воздухе Северной Пальмиры идеями и предлагаемыми там же решениями заинтересовались уже и в Москве. «Флай Дрон» давно получил статус резидента Фонда «Сколково», у руководства которого есть планы по созданию в московском регионе зоны, похожей по своим задачам на санкт-петербургский пилотный проект.

«Технологии, выведенные на рынок “Флай Дроном”, безусловно, перспективны, поскольку разработанная платформа позволяет осуществлять быструю логистику и быстро получить возможность для полета и предоставления сервиса по транспортировке и доставке. Узкое место, сдерживающее развитие данного рынка, которые помогают расшить наработки компании — это регуляторные ограничения», — сообщил «Эксперту» вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный̆ директор кластера передовых производственных технологий Алексей Беляков.

По его словам, Фонд при поддержке правительства Москве делает в Сколково зону, которая позволит управлять беспилотниками в сетях 5G. «В условиях городской застройки вопросы безопасности выходят на первое место. Важно постоянно иметь с дроном связь. Понимать, что за дрон, куда он летит, какой груз везет. Очевидно, что это нужно делать в какой-то уже имеющейся инфраструктуре. По пути использования сетей 5G для контроля воздушного пространства идет весь мир. В России это будет первый эксперимент такого рода. Функционал IT-платформы “Флай Дрона” может быть использован при его реализации», — заметил Алексей Беляков.

Еще одним участником проекта в Сколково может стать вышеупомянутый «Геоскан». «Компания «ФлайДрон» сконцентрируется на отработке своего продукта, позволяющего зарегистрировать пользователя и его БВС, определить условия планируемого полета беспилотника, визуально указать маршрут полета с учетом актуальной аэронавигационной информации, сформировать представление на установление временного/местного режима полета и сам план полета, после чего направить их в автоматически определенные инстанции на согласование. “Геоскан” может отвечать за поддержку сервиса по воздушному мониторингу с использованием линейки беспилотников собственного производства, оснащенным целым спектром полезных нагрузок: фото-, видео-, тепло-, мультиспектральные камеры, лидары и магнитометры. Таким образом, взаимодействие компаний будет связано с системой управления воздушным движением беспилотных летательных аппаратов: одна компания будет обслуживать эту систему, другая — ее использовать», — пояснил «Эксперту» то, как могут распределиться роли участников, заместитель директора ГК «Геоскан» по стратегическим проектам Андрей Грудев.

По информации «Эксперта», при создании сколковской зоны будет использоваться нормативно-правовая база 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Вопрос прорабатывается с Росавиацией и спецслужбами.

Performance, security and DDoS protection by Cloud‑Shield

Регистрация квадрокоптера

Для начала, надо понимать, что любой дрон или квадрокоптер считается беспилотным воздушным судном, а владелец — внешним пилотом. Регулируется это двумя официальными документами:

  • Постановление Правительства РФ № 658, которое установило правила регистрации дронов. В соответствии с ним с 27 сентября 2019 года беспилотники необходимо ставить на учет в Росавиации.
  • Постановление Правительства № 74 от 03 февраля 2020 года «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации».
  • Постановление Правительства № 415 от 19 марта 2022 года, по которому минимальный порог для постановки квадрокоптера на учет был снижен с 250 г до 150 г.

В течение десяти рабочих дней после покупки дрона необходимо подать заявление на бесплатную регистрацию в Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) с фото девайса. Перед первым полетом разборчиво разместить учетный номер на корпус. Штраф за вылет квадрокоптера без номера — до ₽2,5 тыс.

Заявление для бесплатной регистрации, перерегистрации, снятия с учета квадрокоптера можно подать через:

  • Портал «Госуслуги»
  • Портал учета беспилотных воздушных средств Росавиации

Если есть вопросы по учету, то обратитесь по телефону 8 (800) 200-6-555; +7 (495) 601-08-43

Разрешение на полет дрона в 2022-м

В заявлении надо предоставить:

  • технические характеристики БПЛА (модель, серийный номер, количество электромоторов, максимальную взлетную массу);
  • паспортную информацию о владельце;
  • фото девайса.

Надо согласовывать план полета?

В настоящее время не надо согласовывать план полета и получать разрешение на использование воздушного пространства (ИВП) в вашем отделении Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации для коптеров с массой до 30 кг, если:

  • полет выполняется в пределах прямой видимости в светлое время суток;
  • высота полета менее 150 м от поверхности земли или воды;
  • полет проходит вне диспетчерских зон аэродромов, запретных зон, над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, и так далее;
  • полет проходит на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Куда звонить перед запуском дрона?

Перед запуском нужно информировать региональных диспетчеров по телефону. Контактная информация есть на сайте Федерального агентства воздушного транспорта.

Например, в Москве перед запуском квадрокоптера нужно проинформировать Московский зональный центр единой системы организации воздушного движения по телефону +7 (495) 436-20-91 и +7 (495) 436-75-58 (работает круглосуточно). Диспетчеры должны подтвердить, что рядом с местом запуска нет других дронов.

Где можно запускать беспилотник?

На высоте до 150 м везде в городе, кроме запретных зон, не рядом с аэропортом и диспетчерскими зонами, охранными зонами и не на мероприятиях. Например, Москва внутри МКАД — это запретная зона, а в Санкт-Петербурге запретная зона начинается с Кудрово и доходит до Кронштадта, включая всю зону акватории и большинство пригородов.

Карты запретных и диспетчерских зон:

  • Сервис «Полетные планы»;
  • PilotHub;
  • Google Earth при использовании специальных слоeв;
  • Список запретных зон доступен в каталоге «Консультант Плюс». Но бесплатно вы можете с ним ознакомиться только в нерабочее время.
Смотрите про коптеры:  Мастерим квадрокоптер своими руками - Сделай сам

Нельзя запускать дрон над массовыми мероприятиями — митингами, соревнованиями, демонстрациями, концертами и прочими культурными мероприятиями.

Штраф за нарушение правил использования воздушного пространства — от ₽20 тыс. до ₽50 тыс.

Всю текущую информацию по ограничению полетов в связи с проведением международных мероприятий и изменению законодательных актов можно отслеживать на региональных разделах сайта органов обслуживания воздушного движения. Например, по Санкт-Петербургу перейдите в этот раздел и нажмите справа «Нормативные документы», где станут доступны все текущие нормативные акты по полетам в формате PDF (поэтому актуальную информацию, вы не сможете просто погуглить).

Список региональных органов надзора

Генеральная дирекция, Москва. Контакты: +7 (495) 601-0777

Можно ли снимать фото и видео с дрона

Съемка с воздуха относится к авиационным работам, поэтому официально необходимо получать разрешение у местных силовых ведомств (управление штаба военного округа и региональное УФСБ). Разъяснения по процедуре РБК получить не удалось, но борт до 150 гр ничего особо и не снимет.

Как застраховать дрон

  • Можно приобрести КАСКО на коптер в «Ингосстрах». Стоимость составит 14–20% от стоимости дрона. Стоимость девайса необходимо подтвердить платежным документом. Квадрокоптер можно также застраховать от причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц и принадлежащему им имуществу.
  • Можно застраховаться от причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц и принадлежащему им имуществу на 1 млн руб. в «АльфаСтраховании» за ₽5 тыс.

Кого это касается?

Новые правила касаются всех, у кого есть беспилотник весом от 150 г. Даже если дрон не используется или квадрокоптер купили для подработки на фотосъемках свадеб, новые требования положено соблюдать. Это придется делать вообще всем: физлицам, предпринимателям и компаниям. Для них одни и те же правила, а различаются только суммы штрафов — для юрлиц, как всегда, выше.

Если вы год назад купили беспилотник и он лежит в гараже без дела — вас касается постановление правительства. Если вы только собираетесь покупать дрон — вас это тоже касается. Сроки для регистрации ограничены: на это есть 10 дней после покупки.

Какие беспилотники нужно ставить на учет

При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.

До 27 сентября 2019 года нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.

С 27 сентября 2019 года появилась обязанность регистрировать даже легкие беспилотники от 250 г, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат.

Взлетная масса квадрокоптера DJI Spark — 300 г. Такие беспилотники ставят на учет еще с 27 сентября 2019 года

Какие беспилотники теперь нужно регистрировать

МассаЧто делать До 150 гничего От 150 г до 30 кгставить на учет Более 30 кгрегистрировать

Если соблюдать терминологию, беспилотники массой до 30 кг не регистрируют, а ставят на учет — правила с 19 марта 2022 года ввели именно для таких аппаратов. Воздушные судна массой более 30 кг не просто учитывают — их регистрируют по отдельным правилам, то есть выдают свидетельство и номер, а также заносят в реестр. Обычно массу больше 30 кг имеет военная техника или дроны, которые доставляют грузы.

Беспилотники массой более 30 кг регистрируют как и раньше. Для них ничего не изменилось.

Как отправить заявление для постановки на учет

На учет нужно ставить беспилотники массой от 150 г до 30 кг. Учетом занимается Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация.

Заявление для учета беспилотника нужно представить в Федеральное агентство воздушного транспорта. Есть пять способов это сделать:

Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.

Заявление помещается на одном листе. Его можно заполнить от руки или на компьютере

Когда нужно ставить беспилотник на учет

Беспилотник нужно поставить на учет в течение 10 рабочих дней после покупки. Эти сроки должны соблюдать те владельцы, что купили квадрокоптер позже 19 марта 2022 года. Если квадрокоптер весом от 150 до 250 г купили до 19 марта, для его учета дают месяц с того момента, как правила вступят в силу.

В какой срок ставить на учет беспилотник

Когда приобрелиСрок для учета Купили в РФ с 19. 202210 рабочих дней со дня покупки Привезли в РФ с 19. 202210 рабочих дней со дня ввоза Купили или привезли до 19. 2022до 19. 2022 Сделали самостоятельнодо начала использования

О старых аппаратах тоже придется отчитаться. Даже если беспилотник весом 150—250 г купили год назад, заявление о постановке на учет нужно отправить до 19 апреля 2022 года. Более тяжелые беспилотники учитывали и раньше — месяц на регистрацию дают только для аппаратов, которых коснулись изменения в 2022 году.

Как подтвердить регистрацию

В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.

Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.

В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.

Как внести изменения в учетные данные

Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.

Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.

В какие сроки нужно сообщить об изменениях в Росавиацию

Что изменилосьКогда сообщать Появился новый владелец10 рабочих дней Беспилотник потерялся, его украли или он разрушен2 рабочих дня Изменились характеристики2 рабочих дня

Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным. Если вы решите потом продать аппарат, новый владелец поставит его на учет сам и вам не надо будет подавать совместное заявление.

В ответ на изменения или снятие с учета тоже пришлют уведомление.

Что еще нужно для законного использования беспилотника

Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок. Владелец не говорит «я полечу вот в этом месте», а спрашивает, можно ли полететь в этом месте в это время. И ему могут сказать «нет, вам тут летать нельзя».

Разрешения на полеты беспилотников — это не новое требование. Оно было и раньше. Каждый раз нужно заранее согласовывать план полета, вовремя отправлять его в единый центр и получать разрешение: когда и где летать. Это касается и любительских съемок, и работы операторов, и антикоррупционных расследований. Есть исключения, когда разрешения не нужны, но в основном это относится к госорганам и спасательным операциям.

Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге. Формально даже для фотосъемки с высоты 30 м нужно получать разрешение на полет. Хотя беспилотники обычно летают в воздушном пространстве класса G, но разрешение все равно понадобится.

Для полетов над населенными пунктами нужно дополнительно получать разрешение местных властей. А еще — тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или зоны с особым статусом.

Сертификат на авиационные работы. Если с беспилотника ведется видеосъемка, нужно соблюдать правила авиационных работ. Потому что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта. Это положено делать даже физлицам — например операторам на свадьбах и корпоративах.

Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.

На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили. С 27 сентября 2019 года будет еще проще понять, кому принадлежит дрон, — по учетному номеру. Летать без разрешения слишком дорого.

Штрафы за использование беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут оштрафовать. С 26 июля 2019 года штрафы для физлиц выросли в десять раз. А если при полетах без разрешения кому-то причинен тяжкий вред, могут и посадить.

Суммы штрафов для владельцев беспилотников

ФизлицаДолжностные лицаЮрлица Правила полетов нарушены, но есть право на запуск беспилотника20 000—50 000 Р100 000—150 000 Р250 000—300 000 Р Правила нарушены, и при этом нет права запускать беспилотник30 000—50 000 Р50 000—100 000 Р300 000—500 000 Р

Правила нарушены, нет права запускать беспилотник

Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в России?

Использовать беспилотник в России будет реально. Для этого нужно поставить его на учет, отправив по почте заявление. На учет ставят один раз, и можно оформить сразу несколько аппаратов.

Потом нужно получать разрешения на полеты — для этого придется составить план полета и согласовать его с единым центром и местными властями. Но с разрешениями нет нововведений: владельцы дронов всегда должны были это делать. Те, кто без разрешения запускал квадрокоптеры над пороховыми заводами, возле аэродромов и в зоне снижения пассажирского самолета, и раньше нарушали закон. Чаще всего это происходит из-за того, что владельцы просто не знают правил использования квадрокоптеров, хотя они установлены много лет назад. Отсутствие учета никогда не было основанием запускать дроны где захочется.

Если фотограф захочет законно использовать дрон, чтобы снять свадьбу, он заранее поставит беспилотник на учет, выберет подходящее место для съемки и за пару дней до нужной даты согласует план полета. Но это так по закону. На практике, возможно, кто-то будет злоупотреблять своими полномочиями, а кто-то в ответ предпочтет решить вопрос на месте — без разрешений и планов.

Кроме учета, регистрации и разрешений нужно соблюдать и требования к управлению летательными аппаратами. Например, всегда держать их в зоне видимости, проверять исправность, не выполнять опасные маневры, не летать над людьми и не приближаться к самолетам.

Где можно получить свидетельство?

Ранее профильная ассоциация «Аэронекст» при участии Росавиации и нескольких других организаций разработала профессиональный стандарт «Специалист по летной и технической эксплуатации беспилотных авиасистем. до 30 кг». В документе прописаны общие требования к операторам дронов. Так, например, пилот должен уметь готовить дрон к полету, управлять устройством, а также поддерживать взаимодействие с участниками воздушного движения и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», которая контролирует организацию полетов. В обязанности пилота также входит проведение поисковых работ в случае аварии.

Для чего используют дроны до 30 кг?

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) до 30 кг используют для съемки с воздуха, мониторинга строительных объектов и инфраструктуры. Подобные дроны также применяют при организации воздушных шоу, в авиамоделировании и других сферах.

В 2021 году, как сообщили в Росавиации, на учет в РФ поставлено 21,3 тыс. беспилотников до 30 кг, 80% из них принадлежат физлицам. Всего в базе данных ведомства 42 тыс. беспилотников.

Можно ли запустить беспилотник там, где хочется?

Для полетов над населенными пунктами необходимо получить разрешение от органов местного самоуправления, после чего за сутки до предполагаемого полета подать представление на установление режима полета в зональный центр по организации воздушного движения, а за два часа — связаться с диспетчером и сообщить ему о полете.

Для полетов над городами федерального значения, в том числе над Москвой, нужно получить разрешение от органов исполнительной власти.

«В пределах МКАД запрещены все полеты БПЛА, а за пределами МКАД порядок регистрации и проведения полетов относится к общему порядку, даже есть онлайн-услуга для запроса регистрации и проведения авиационных работ», — говорит Базхвалов.

Смотрите про коптеры:  FlySky iBUS Betaflight Set-up Guide | Propwashed

Где нельзя летать дронам?

Есть целый перечень мест, над которыми полеты дронов категорически запрещены. Это, например, аэропорты, опасные производства, стратегические государственные и военные объекты и другие специальные зоны. А для полетов над территорией различных организаций необходимо, в свою очередь, получить разрешение у их собственников.

Полная карта территорий, где нельзя запускать дроны, опубликована на портале «АОПА-Россия» и обновляется в реальном времени.

Что грозит нарушителю за нелегальный запуск дрона?

За нелегальный запуск беспилотного воздушного судна Кодекс об административных правонарушениях (ст. 4) предусматривает штрафы:

  • для физических лиц они составляют до 50 тыс. руб.;
  • для юридических — до 300 тыс. руб.

За причинение в результате несанкционированного полета беспилотника по неосторожности легкого либо средней тяжести вреда здоровью предусмотрен штраф:

  • для физических лиц — до 2,5 тыс. руб.;
  • для юридических — до 100 тыс. руб.

Если же полет беспилотника повлек по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то наступает уже уголовная ответственность. Нарушителю грозит наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Кроме того, нелегальные полеты и съемка секретных объектов могут грозить уголовным наказанием за шпионаж или незаконное получение информации, составляющей гостайну.

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

  • Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
  • Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
  • Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
  • Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
  • Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года по 29 марта 2022 года государственному учету подлежали только БПЛА, масса которых превышала 250 граммов. 19 марта правила изменились — минимальная масса беспилотника, подлежащего учету, составляет 150 граммов.

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Владельцы беспилотников, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру регистрации в течение 60 дней с 29 марта 2022 года. Если БПЛА приобрели после 19 марта, то у владельца есть 10 дней для его регистрации.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

По данным судебной статистики, в 2021 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 100 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и даже воздушные хулиганы.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

  • Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
  • Полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
  • Высота полета должна быть не более 150 метров от земли или воды.
  • Полет должен проходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
  • Полет должен проходить за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
  • Полет должен проходить за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — так что над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
  • Полет должен проходить на удалении более 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, разрешение на полет рядом с ней

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Как летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.

В каких местах летать нельзя

Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

Двор, где висит видеокамера, — это общественное место. Достаточно повесить табличку о том, что ведется видеозапись, и у прохожих появляется право выбора — идти через двор или искать обходной путь.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.

То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.

Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.

А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector