Разрешение на полет дрона в 2022-м

Разрешение на полет дрона в 2022-м Квадрокоптеры

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Законодательство в отношении дронов активно меняется, большинство информации в сети устарело или просто ошибочно. Зачастую даже органы занимающиеся оформлением разрешений плохо понимают текущие регламенты.

В этой статье я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы. Статья актуальна на начало 2022 года, вероятно, в будущем всё не раз поменяется.

Визуализация запретных для полетов зон

Услышал в московском метро предупреждение, что полеты дронов над Москвой запрещены. Разъяснение на Официальном сайте Мэра Москвы mos. ru ссылается на Приказ Министерства транспорта от 09 марта 2016 года №48, в котором в таблице даны координаты запрещенных для полетов областей. Штраф за нарушение запрета для физических лиц составляет от 3000 до 5000 рублей. Поскольку пользоваться таблицей скорее всего неудобно, я решил ее визуализировать на Яндекс-картах. Рекомендую заранее перед полетом убедиться, что при несчастливом стечении обстоятельств вы не нарветесь на штраф. Да и просто интересно посмотреть, где у нас что 🙂

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Всего голосов 32: ↑32 и ↓0

Просмотры 37K

Правительство России внесло изменения в правила учета беспилотных гражданских летательных аппаратов (БПЛА). Согласно постановлению, минимальная масса подлежащего регистрации дрона теперь составляет 150 граммов, сообщает “РБК”.

До этого минимальный вес подлежащего учету гражданского беспилотника составлял 250 г, а максимальный — 30 кг.

Согласно документу, владельцы дронов и квадрокоптеров массой больше 150 г, произведенных в России или ввезенных в страну до начала действия новых правил, должны поставить их на учет в течение 60 дней после вступления в силу этого постановления. Для этого нужно направить заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Содержание
  1. Что такое БПЛА
  2. Если у вас есть дрон, то анализируйте логи DJI онлайн и получайте заказы на съемку с квадрокоптера на Pilothub
  3. Что вы узнаете
  4. Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов
  5. #1 OFFLINE
  6. #2 OFFLINE ЯЯЯЯЯЯ
  7. #3 OFFLINE BLaZe
  8. #4 OFFLINE dendy
  9. #5 OFFLINE Serenykiy
  10. #6 OFFLINE DozorSPb
  11. #7 OFFLINE ЯЯЯЯЯЯ
  12. #8 OFFLINE Rainol
  13. #9 OFFLINE DozorSPb
  14. #10 OFFLINE Romzbe
  15. #11 OFFLINE DozorSPb
  16. #12 OFFLINE Рэм63
  17. #13 OFFLINE DozorSPb
  18. #14 OFFLINE Vanech
  19. #15 OFFLINE DozorSPb
  20. #16 OFFLINE RomanSimfer
  21. #17 OFFLINE Vanech
  22. #18 OFFLINE DozorSPb
  23. #19 OFFLINE Vanech
  24. #20 OFFLINE DozorSPb
  25. Нужно ли регистрировать дроны?
  26. Нужна ли страховка?
  27. Нужно ли получать свидетельство пилота?
  28. Удобные приложения для дронов доступные по всему миру
  29. Приложение для квадрокоптеров Hover
  30. Приложения для квадрокоптеров только для США
  31. Приложение AirMap
  32. Приложения для квадрокоптеров только для Великобритании
  33. Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников
  34. Как происходит регистрация БПЛА
  35. Где можно летать без разрешения
  36. Как летать в городе
  37. Как летать возле границы РФ
  38. В каких местах летать нельзя
  39. Как снимать различные объекты
  40. Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки
  41. А что с секретными объектами и государственной тайной?
  42. Ответственность для владельцев беспилотников
  43. Запомнить
  44. Нужно ли получать разрешение на использование воздушного пространства?
  45. Нужно в остальных случаях
  46. Нужно ли получать разрешение городской администрации?
  47. Москва
  48. Подмосковье
  49. Другие города
  50. Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно
  51. Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?
  52. Выводы

Что такое БПЛА

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

В какой бы стране вы ни жили, скорее всего, там существуют правила, определяющие полеты любительских и коммерческих дронов. Некоторые из них опираются на здравый смысл, например, правила, требующие избегать полетов над аэропортами, тюрьмами и военными базами. Другие правила менее очевидны, например, такие как запрет полетов в национальных парках или там, где проходят “общественные мероприятия”. В любом случае, необходимо выяснить где можно  безопасно летать на квадрокоптере и его использование не противоречит местным законам. И делать это следует еще до того, как дрон оторвется от земли.

Если у вас есть дрон, то анализируйте логи DJI онлайн и получайте заказы на съемку с квадрокоптера на Pilothub

Регистрация на сайте

Особенно это необходимо для коммерческого использования дрона. Попытка летать в закрытой для полетов зоне чревата не только потерей страховки, но и отзывом лицензии, и потерей источника доходов. Предусмотрительность лучше сожалений.

К счастью, независимо от того, где вы живете и работаете, существуют хорошие шансы на то, что простое приложение в вашем смартфоне сможет дать вам всю необходимую информацию для принятия решения о полете. Ниже приведен обзор приложений, так что вы можете использовать свой дрон, не нарушая правил.

По данным на 2020 год, в России поставили на учет почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов.

Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют в Росавиации, даже если беспилотник подходит под требования. Например, если дрон весит больше 250 граммов.

Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.

Расскажу, как это работает и как правильно снимать, чтобы не привлекли к ответственности.

Что вы узнаете

  • Что такое БПЛА
  • Какие нормативные акты регламентируют их использование
  • Как происходит регистрация БПЛА
  • Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов
  • Где можно летать без разрешения
  • Как получить разрешение на полет
  • Как летать в городе
  • Как летать возле границы РФ
  • В каких местах летать нельзя
  • Как снимать различные объекты
  • Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки
  • А что с секретными объектами и государственной тайной?
  • Ответственность для владельцев беспилотников

Наши друзья: Общая база потерянных и найденных бортов lostdrones

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения.

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

#1

OFFLINE

Отправлено 20 Март 2018 – 06:01

Поскольку город большой, владельцев квадрокоптеров много предлагаю обсудить, где в Санкт-Петербурге возможны проблемы при пилотировании квадрокоптера. Понятно, что условно летать нигде нельзя, но есть места, где в силу помех или особых объектов летать вообще нельзя без последствий.

Также вопросы по Лахта центру и стадиону Санкт-Петербург. Кто летал рядом с этими строениями? У Питерлэнда и в парке 300-летия в принципе помех нет, часто летают. Однако часто вертолеты летают, выше 100 метров лучше не подниматься. В ЦПКиО на Елагином острове в целом без проблем. На Крестовском острове слышал однажды потеряли Mavic Pro, улетел. В связи с чем и вопрос по стадиону.

Также скорее всего в период проведения активной части чемпионата мира по футболу 15 июня-15 июля полеты везде в городе будут под запретом (контролем). Были новости в СМИ.

#2

OFFLINE

ЯЯЯЯЯЯ

Отправлено 29 Март 2018 – 09:36

Я в московском районе летал, возле ТРК Питер, проблем не было. Квадрик подымал до 300 метров, хотя не рекомендую с такой высотой летать, там каждый день туда сюда вертолеты летают

#3

OFFLINE

BLaZe

Отправлено 29 Март 2018 – 07:52

В Питере рядом с Лахтой вот такой ролик есть

https://youtube.com/watch?v=I_9Foi8k_h4%3Fhtml5%3D1%26fs%3D1

#4

OFFLINE

dendy

Отправлено 03 Апрель 2018 – 01:25

у Смольного, даже знак стоит “no fly zone”

Разрешение на полет дрона в 2022-м

посмотри викимапию и полётные зоны. я бы не стал летать над заводами, которые делают “трактора с вертикальным взлётом”

– У “кукурузины” полно роликов с полётами, они даже свои фотки выкладывают. не думаю, что опасно.

– в 300-летия часто летают (у меня есть опыт), но там вертолёты тоже часто летают, надо чтоб второй номер стоял и смотрел.

– у стадиона были истории с плохими полётами, даже намеренным сбитием дрона (где-то читал), я проблем не встретил.

– над водой к ЗСД – проблем не встретил

– у телебашни – видел ролики, проблем нет, люди летают.

– у большого здания на Литейном я бы не летал)))

– над крестами (!!!) не летай! волнуются они очень.

по футболу – я бы не совался на крестовский остров в дни матчей.

Итого, если не брать ЧМ по футболу, я бы выделил 3-и потенциально опасных места: Смольный, Кресты и Литейный

Сообщение отредактировал dendy: 03 Апрель 2018 – 01:34

#5

OFFLINE

Serenykiy

  • Пользователи
  • 5 сообщений
  • Город:Санкт Петербург
  • Коптер:DJI Inspire

Отправлено 04 Апрель 2018 – 09:36

#6

OFFLINE

DozorSPb

Отправлено 19 Июнь 2018 – 11:53

А вот питерские “фирмачи” вовсю глушилками торгуют

Просто интересно – насколько легально продавать и использовать постановщики помех?

#7

OFFLINE

ЯЯЯЯЯЯ

Отправлено 20 Июнь 2018 – 09:41

Летал до площади победы, летал до метро Купчино, летал в парке пожарников, возле южного рынка летал, проблем не было

#8

OFFLINE

Rainol

  • Пользователи
  • 1 сообщений

Отправлено 22 Июнь 2018 – 10:22

Фрунзенский район чист, по 2 раза в день вылетаю в разных частях, проблем не наблюдаю. Но лучше не соваться до конца ЧМ на объекты РЖД (на тот же СПСМ).

На ЗСД на днях заспуфили чей-то Мавик. У Вантового лучше тоже сейчас не появляться.

У Конституционного суда стоит глушилка – люди, работающие рядом, иногда развлекаются ловлей падающих дронов. Стоит там с момента начала Кубка Конфедераций.

А вообще – раз на раз не приходится. Некоторые сейчас умудряются в полкилометре от стадиона летать без последствий.

ТС, нормальная была бы тема подумать над картой опасных и безопасных зон для Питера. Видел, что на соседнем форуме кто-то двигал такую штуку преимущественно для Москвы, но она вроде как заглохла, и питерских меток на ней нет. Да и делалась она откровенно на авось, судя по методу заполнения. Нужная была бы штука, а то сейчас что не взлет – то лотерея.

#9

OFFLINE

DozorSPb

Отправлено 23 Июнь 2018 – 02:54

Можно сделать такую интерактивную карту в Google Earth Pro. Правда я не знаю, как сделать карту общедоступной

Разрешение на полет дрона в 2022-м

#10

OFFLINE

Romzbe

  • Город:Санкт-Петербург
  • Коптер:Mavic pro

Отправлено 24 Июнь 2018 – 01:41

#11

OFFLINE

DozorSPb

Отправлено 24 Июнь 2018 – 10:21

но она мною не проверена

А что там проверять? По этой карте Пулково – разрешенная зона )))

И как на эту карту вносить изменения? Кто там модератор? Что за обозначения ULP?

Добавлено позже (24 Июнь 2018 – 10:21)

Ну вот и все.

Разрешение на полет дрона в 2022-м

#12

OFFLINE

Рэм63

Отправлено 24 Июнь 2018 – 11:01

Для прогиба перед начальством и не такое могут написать.

#13

OFFLINE

DozorSPb

Отправлено 13 Август 2018 – 10:09

А этим товарищам никакие запреты не писаны.

https://youtube.com/watch?v=5HT1ru3b0eQ%3Fhtml5%3D1%26fs%3D1

#14

OFFLINE

Vanech

Отправлено 28 Август 2018 – 06:48

Всем привет! Подниму тему.

Предстоит по работе полетать на Большой Морской – у арки Штаба, у Исакия и т. Есть какие-то ограничения в этом районе, кто-нибудь в курсе?

#15

OFFLINE

DozorSPb

Отправлено 28 Август 2018 – 07:06

Vanech, Смотря откуда собираетесь взлетать

#16

OFFLINE

RomanSimfer

  • Город:Симферополь
  • Коптер:MINI2

Отправлено 28 Август 2018 – 07:26

Ростех представил радиоэлектронную пушку «СЕРП» для выведения из строя беспилотников

Прессуют по полной!

#17

OFFLINE

Vanech

Отправлено 28 Август 2018 – 07:33

Взлетать собираюсь на Дворцовой, у арки Штаба, перелететь через арку, долететь до Невского. Немного полетать у Исаакиевского сквера, около памятника Николаю 1, потом немного на набережной Мойки.

Задача – показать с воздуха Большую Морскую ул. в ключевых местах города, с особенным упором на пешеходную зону возле арки Штаба.

#18

OFFLINE

DozorSPb

Отправлено 28 Август 2018 – 08:12

С таким подходом 5-ю тысячами штрафа не отделаетесь

#19

OFFLINE

Vanech

Отправлено 28 Август 2018 – 08:21

У меня есть знакомая в Смольном, в комитете по градостроительству, для нее вообщем-то и снимаю, но в частном порядке. Каким образом сформулировать запрос на разрешение полетов, к кому обращаться, кто решает?

#20

OFFLINE

DozorSPb

Отправлено 28 Август 2018 – 08:28

Vanech,Тут где то на форуме все детально описано, кому и какие бумаги подавать. Только одним днем это не решить

Нужно ли регистрировать дроны?

Если у вас дрон весом больше 150 грамм – его нужно зарегистрировать (а точнее – поставить на учет). Сделать это можно через госуслуги. Процедура работающая, занимает примерно 3-5 дней. Нужно прислать номер дрона (для самосборного – придумать самому) и его фото.

В итоге вы получите учётный номер. Его надо нанести на дрон (подписать маркером / приклеить наклейку).

Постановка на учёт дрона регулируется постановлением правительства РФ от 25 мая 2019 года № 658.

Нужна ли страховка?

Если планируете летать легально в населенных пунктах – нужна. Без неё вам не получить разрешение местной администрации.

Сейчас уже много страховых компаний оформляют страховки на дроны. Стоимость ущерба можете прикинуть и выбрать самостоятельно. На практике чтобы нанести хотя бы средние повреждения надо очень сильно постараться (то есть явно разогнаться до 100-150 км/ч и направить дрон на объект). Случайные падения небольшого дрона в большинстве случаев ничего никому не повредят.

Нужно ли получать свидетельство пилота?

В настоящий момент – лицензия пилота для управления БПЛА не требуется. Любые требования любых органов на наличие каких-либо сертификатов – не законны.

Любые школы которые готовят / учат пилотов дронов (коптеров) и выдают сертификаты – выдают вам бумажку которая не имеет никакой юридически значимой силы.

В настоящий момент вы можете управлять любыми дронами, заниматься коммерческой деятельностью и подобным без каких-либо сертификатов и обучений.

На момент написание статьи – ничем не регламентировано. Вот официальное разъяснение от минтранса и росавиации в ответ на мой запрос.

Удобные приложения для дронов доступные по всему миру

UAV Forecast – это прекрасное приложение должны иметь в своем арсенале, пилоты как коммерческих так и развлекательных дронов. Весьма мало приложений, показывающих, где можно летать на дроне, предлагают такой уровень покрытия. Наряду с предоставлением прогноза погоды, учитывающего скорость ветра, UAV Forecast в реальном времени показывает ограничения полетов и явно идентифицирует запрещенные для полетов зоны, располагающиеся вблизи выбранного вами местоположения.

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Цена: бесплатно. Доступно на Andriod и iOS

Приложение для квадрокоптеров Hover

Команда, разработавшая Hover, создала  очень легкое в использовании и информативное приложение. Оно предлагает не только карту, на которой указаны зоны закрытые для полета но и другие возможности :

Разрешение на полет дрона в 2022-м

  • Международные карты зон, закрытых для полета, от AirMap.io
  • Интуитивно понятный интерфейс, помогающий безопасной навигации в небе
  • Текущие погодные условия и прогноз погоды, с детальным указанием скорости и направления ветра, дождя или чистого неба, и температуры.
  • Журналы полета: отдельные пользователи и группы могут легко следить, фиксировать, и поддерживать свои эскадрильи дронов. Обслуживание дронов.
  • Индикатор готовности к полету: легкое понимание состояния полета позволяет узнать, безопасен ли полет дрона с учетом места и условий.

Цена: бесплатно
Доступно на Android и iOS

Приложения для квадрокоптеров только для США

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Приложение B4UFLY является приложением самого Федерального авиационного агентства США (FAA). Оно разработано для того, чтобы пилоты и их дроны действовали в рамках закона. Не следует ожидать от этого приложения такой же функциональности,  как в  Hover или UAV Forecast  – B4UFLY относится только к информированию пилотов дронов о законодательстве, помогая им определить, действуют ли какие-либо ограничения и условия в том месте, где они хотели бы выполнить полет.

К основным возможностям B4UFLY относятся:

  • Четкий индикатор “статуса”, который немедленно информирует оператора о текущем или планируем местоположении. Например, он показывает, что полеты в зоне действия специальных правил вокруг Вашингтона, запрещены.
  • Информация о параметрах, управляющих индикатором статуса
  • Режим планирования для будущих полетов в различных местах
  • Информативные интерактивные карты с возможностью фильтрации
  • Связь с другими ресурсами FAA и информация о правилах полетов

Цена: бесплатно
Доступно на App Store для  iOS  и на Google Play для Android.

Приложение AirMap

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Приложение AirMap предоставляет карты воздушного пространства для программы “Know before you fly”, проводимой FAA. Приложение AirMap выло выпущено, чтобы обеспечить безопасность операций с дронами путем связи операторов беспилотных летательных аппаратов, с операторами аэропортов и диспетчерами воздушного трафика.

В прошлом году AirMap имело связь с 75 аэропортами, предоставляя менеджерам аэропортов панель, при помощи которой они могли давать разрешения для полетов дронов и устанавливать политику доступа для отдельных зон вблизи своих аэропортов.

Вероятно, имея в виду, скорее коммерческое, а не развлекательное применение дронов, AirMap дает пилотам четкую информацию о ближайшем воздушном пространстве, и позволяет им сообщать, когда и где они собираются летать. Эта информация передается в аэропорты, что позволяет избежать инцидентов.

Среди других возможностей AirMap предоставляет следующие возможности:

  • Просмотр данных о воздушном пространстве
  • Переключение между информацией о воздушном пространстве и информационными картами
  • Сверхбыстрые векторные карты
  • Просмотр профиля пилота
  • Управление беспилотным летательным аппаратом
  • Создание и управления полетами (включая будущие полеты)
  • Детальную идентификацию полета (D-NAS)
  • Просмотр публичных полетов
  • Сигналы опасности в реальном времени
  • Переключение между четырьмя стилями карт
  • Поиск карты по местоположению

Приложения для квадрокоптеров только для Великобритании

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Поскольку для создания приложения Drone Assist Управление гражданской авиации (CAA) Великобритании объединилось со Службой национального контроля воздушного движения, то количество загрузок этого приложения в Великобритании достигло нескольких тысяч.

САА также предоставляет пользователям доступ к интерактивной карте воздушного пространства Великобритании, которая также используется коммерческим воздушным движением и обновляется им. Это дает пилотам предупреждение о зонах, которые следует избегать, или в которых следует быть максимально осторожным, поскольку эти зоны наряду с наземными опасностями могут создавать риск безопасности, или нарушения приватности, когда в них летают дроны.

Приложение также содержит возможность “Fly Now” (полет сейчас), позволяющую сообщать о местоположении дрона другим пользователям приложения и широкому сообществу пользователей дронов, что способствует снижению риска связанных с дронами инцидентов в воздушном пространстве Великобритании.

Цена: бесплатно
Доступно на iOS и Android

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

  • Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
  • Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
  • Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
  • Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
  • Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года по 29 марта 2022 года государственному учету подлежали только БПЛА, масса которых превышала 250 граммов. 19 марта правила изменились — минимальная масса беспилотника, подлежащего учету, составляет 150 граммов.

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Владельцы беспилотников, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру регистрации в течение 60 дней с 29 марта 2022 года. Если БПЛА приобрели после 19 марта, то у владельца есть 10 дней для его регистрации.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

По данным судебной статистики, в 2021 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 100 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и даже воздушные хулиганы.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

  • Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
  • Полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
  • Высота полета должна быть не более 150 метров от земли или воды.
  • Полет должен проходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
  • Полет должен проходить за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
  • Полет должен проходить за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — так что над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
  • Полет должен проходить на удалении более 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, разрешение на полет рядом с ней

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Как летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.

В каких местах летать нельзя

Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

Двор, где висит видеокамера, — это общественное место. Достаточно повесить табличку о том, что ведется видеозапись, и у прохожих появляется право выбора — идти через двор или искать обходной путь.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.

То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.

Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.

А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Ответственность для владельцев беспилотников

Размер штрафа для физических лиц составит от 20 000 до 50 000 Р, для должностных лиц — от 50 000 до 150 000 Р, для организаций — от 250 000 до 500 000 Р.

За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная. Санкция — от штрафа в размере до 200 000 Р до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео.

Если при полете не было оформлено разрешение, но оно требовалось, и в результате беспилотник причинил человеку тяжкий вред или человек погиб — по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека — ответственность будет уголовной. Санкция — до пяти лет лишения свободы, если пострадал один человек. Если погибли два или более лиц — свободы можно лишиться на срок до семи лет.

Запомнить

  • Правила использования беспилотников устанавливает правительство, Росавиация регистрирует БПЛА.
  • Перед полетами владелец должен зарегистрировать беспилотник весом больше 250 граммов.
  • БПЛА — это источник повышенной опасности. Если беспилотник причинит ущерб окружающим, возмещать его будет владелец.
  • На полеты в городах, вблизи аэродромов, вблизи госграницы и во многих других местах нужно получить разрешение.
  • При съемке с беспилотника нельзя снимать ничего, что касается неприкосновенности частной жизни. Подглядывать в окна — нельзя.
  • Знать, какой объект съемки является секретным, владелец беспилотника не обязан. Охрана государственной тайны — это проблема тех, кто имеет к ней доступ, а не владельца БПЛА.
  • За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрены штрафы. А за нарушение права на неприкосновенность частной жизни можно лишиться свободы.

Нужно ли получать разрешение на использование воздушного пространства?

Если вы летаете на высотах до 150 метров от земли, в светлое время суток, вне запретных / диспетчерских зон – разрешение на использование воздушного пространства получать не нужно.

Запретные / диспетчерские зоны можно посмотреть к примеру на сайте fpln.

Для этого – включите в фильтрах отображение зон. Затем нажмите на нужную точку на карте. Если зоны начинаются от самой земли – значит там нельзя летать. Если зон нету, или они начинаются с высоты более чем 150 метров – значит там можно летать

Регламентировано постановлением российской федерации от 3 февраля 2020 года, №74.

Нужно в остальных случаях

Если вы хотите подниматься более чем на 150 метров или летать в запретных зонах – нужно устанавливать временный режим.

Установка временного режима – это способ получить часть воздушного пространство в единоличное пользование. Тот кто установил временный режим – пользуется пространством, а остальные (включая самолеты и другие БПЛА) туда залетать не могут.

На практике рядом с Москвой выдают разрешение примерно до 400 метров, выше 400 метров в принципе тоже выдают, но вначале требуют разрешение от Минобороны на ведение фотосъемок. Если летать подальше от крупных городов – получить разрешение на любую высоту обычно не составляет проблем.

Для установки временного режима – нужно найти контакты ближайшего центра ЕС ОрВД (они отвечают за использование воздушного пространства), позвонить им, узнать куда посылать заявки на установку временного режима (как правило это e-mail), затем правильно оформить заявку и отправить им.

Они активно помогают с оформлением заявок, из особенностей которые следуют знать:

  • Заявка подается на конкретные дни. Можно указать 3 основных дня и 3 резервных, итого 6 дней
  • Координаты необходимо указывать не в десятичном формате, принятом в онлайн картах, а в градусах / минутах / секундах (можете воспользоваться онлайн конвертером)

Пример заявки можете посмотреть здесь.

Предыдущая статья, в которой развернута тема установки временного режима.

Регламентировано документом: Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (минтранс).

Нужно ли получать разрешение городской администрации?

Если вы летаете вне границ населенного пункта – разрешения администрации получать не нужно. Во всех остальных случаях – разрешение нужно, независимо от веса дрона.

Чтобы получить разрешение – нужно подать заявление с указанием мест где планируете летать. К заявлению прикрепить копию документа о регистрации дрона, копию страховки и копию паспорта.

Москва

Заявку нужно подавать в бумажном виде, в «департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города Москвы». Можно либо почтой направить документы, либо заехать к ним и оставить на проходной в специальном ящике (к ним самим пройти не пускают).

Разрешение оформляется в течение 2-х месяцев, сроком на 1 год (скорее всего будет 1-2 формальных правки, но в итоге всё оформят).

Из подводных камней – у меня запрашивали свидетельство пилота, которое на самом деле оказалось не нужным, вместо него я получил разъяснение из росавиации (ниже будет про это пункт).

Шаблон запроса и информация доступны на их сайте.

  • Нужна одна большая заявка со всеми местами полётов, сроком на год.
  • Места оформить в виде указания кадастровых номеров а также снимков карты с обведенными районами полётов. Координаты они не принимают, можете их не указывать.

Подмосковье

Для подмосковья заявление нужно подавать онлайн через uslugi. mosreg. ru – просто заполняете форму прямо на сайте.

Разрешение оформляют в течение недели (возможно и быстрее). Срок действия разрешения – один месяц (то есть оформлять разрешение на каждый полёт не нужно, можно сразу указать все места где хотите летать и летать там в течение месяца в любую дату).

В 2021-м там были доступны не все подмосковные города, в недоступные можно подавать по инструкции ниже.

Другие города

Оформляются по аналогии с Москвой, только подавать зачастую сильно проще (у меня по электронной почте всё принимали и давали ответ). Шаблон точно такой же как и для Москвы (только получателем указывайте администрацию вашего города). Вот пример заявления. Прежде чем посылать – позвоните в администрацию вашего города (в отдел безопасности) и уточните правильный адрес.

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Разрешение понадобится в случае, если оператор не будет видеть беспилотник либо полет будет проходить в диспетчерских зонах аэродромов, вертодромов, запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых ФСО.

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения.

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?

Если вы ведете съемку – то нужно (независимо от высоты / размеров дрона). Если просто летаете ничего не снимая – то не нужно.

Для Москвы – разрешение от Минобороны за вас получит “департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города москвы”, дополнительно ничего оформлять не нужно.

Для остальных мест – нужно звонить в Минобороны, узнавать контакты ближайшего отдела который занимается выдачей разрешений и направлять туда запрос в бумажном виде.

Это тот пункт на который обычно забивают вообще все. Если вы не снимаете дачу коррупционера или готовящееся вторжение – вы никому не интересны.

Более детально текущее законодательство разбирается в этом видео – если вкратце – физическим лицам на сегодняшний день получить разрешения на видеосъемку с дрона вообще не возможно. Вот разъяснения различных органов в ответ на запросы.

Выводы

Процесс по прежнему забюрократизирован, но с учетом изменений 2020-го года всё стало проще.

Летать легально (ну почти) можно, и не сильно напряжно – согласовывать каждый вылет уже не надо.

Если вы летаете в парках или не сильно людных местах – вы никому не нужны.

Но если вы находитесь в центре города и хотите летать без опасения получить штраф (в районе 30 000 р. ) – лучше получить все необходимые разрешения.

Можно ли запускать коптеры и дроны* в Москве ? В Москве в пределах внутренней границы МКАД полеты воздушных судов, в том числе беспилотных (коптеры, дроны, авиамодели и другие), запрещены приказом Минтранса России № 254 от 24 июля 2020 года

Правительство России внесло изменения в правила учета беспилотных гражданских летательных аппаратов (БПЛА). Согласно постановлению, минимальная масса подлежащего регистрации дрона теперь составляет 150 граммов , сообщает “РБК”

Запускать дрон можно в светлое время суток на высоту не более 150 м — над водой или над землей. При этом запрещено «летать» над аэродромами, тюрьмами, военными базами. Любые массовые и спортивные мероприятия снимать с дрона тоже не разрешается. Это общие правила, но есть и другие запрещенные зоны

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров

Смотрите про коптеры:  Квадрокоптер Walkera QR X350 Premium FPV Camera DEVOF7 2.4G купить с доставкой по Москве, Московской области и России
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector