- Максимальная высота квадрокоптера — как ее преодолеть
- Предел максимальной высоты беспилотника
- 5 советов для полетов на большой высоте
- Максимальная высота основных квадрокоптеров на рынке
- От чего зависит радиус действия квадрокоптера
- Радиус действия дронов
- Как увеличить радиус действия квадрокоптера
- Квадрокоптеры с дальностью полета 5000 м
- Phantom 4 Pro
- DJI Inspire 1
- Регистрация квадрокоптера
- Надо согласовывать план полета?
- Куда звонить перед запуском дрона?
- Где можно запускать беспилотник?
- Список региональных органов надзора
- Можно ли снимать фото и видео с дрона
- Как застраховать дрон
- Прорыв в балтийское небо
- Полет на полмиллиона
- Полетаем по-питерски
- Вот коптер пролетел
- Лети, дрон, лети
- Беспилотный пилотный проект
- Правила полетов на дронах
- Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников
- Как происходит регистрация БПЛА
- Где можно летать без разрешения
- Как летать в городе
- Как летать возле границы РФ
- В каких местах летать нельзя
Максимальная высота квадрокоптера — как ее преодолеть
Как правило, профессиональные квадрокоптеры имеют ограничение по программному обеспечению в 500 метров. Европейские производители, с другой стороны, ограничивают высоту полета до 150 метров, чтобы беспилотник мог летать в прямой видимости оператора, а не случайно попасть в запретную для полетов зону.
Понятно, что ограничения по высоте не нравятся всем покупателям машин. Для их обхода используются различные модификации:
- поставьте другие пропеллеры;
- Зажигалка;
- замените батарею на батарею большей емкости;
- отключающие системы безопасности.
Имейте в виду, что это может привести к поломке квадрокоптера, что приведет к его поломке.
Предел, до которого может летать беспилотный летательный аппарат, зависит от его мощности, емкости батареи, Wi-Fi и сигнала, который могут передавать антенны. Современные беспилотники способны подниматься на высоту до 6000 метров. По закону разрешенная высота полета в России составляет 150 метров. В США максимальная высота полета составляет 120 метров. В Евросоюзе, как и в России, предел составляет до 150 метров.
Предел максимальной высоты беспилотника
Хотя многие гражданские беспилотники могут летать очень далеко и очень высоко в воздушном пространстве, существуют правовые ограничения на то, как далеко может летать беспилотный летательный аппарат. Но что, если нет предела тому, как высоко может летать беспилотник? Может ли беспилотник достичь пространства?
Максимальный предел, которого может достичь беспилотник, составляет около 6000 метров, если принять во внимание законы физики и некоторые технические параметры, которые есть у современных беспилотников. Главная причина этого — атмосфера Земли.
Когда ты летаешь на большой высоте, воздух становится разреженным. Дрон приводится в движение гребными винтами, которые используют плотность воздуха, чтобы столкнуть его вниз. Плотность воздуха уменьшается очень постепенно с увеличением высоты. Если мы рассмотрим другой важный параметр, а именно температуру, то должны знать, что чем выше высота над уровнем моря, тем ниже температура. Современные батареи не выдерживают низких температур. Поэтому, если двигатели будут вращаться медленнее, беспилотник будет уменьшаться. Максимальная высота хорошо продумана по отношению к уровню моря. Максимальная высота беспилотника также зависит от погодных условий дня и известного атмосферного давления.
5 советов для полетов на большой высоте
Если вы решили, что хотите сделать красивые панорамные снимки с неба, есть несколько моментов, которые следует учесть перед тем, как вы возьмете свой беспилотник на большую высоту.
- У вас должно быть много летного опыта
- Всегда проверяйте уровень заряда батареи перед полетом.
- Будьте готовы к сильным ветрам на подъеме.
- Постарайтесь избегать мест, где есть какие-либо сооружения.
- Не летать вблизи аэропортов
Максимальная высота основных квадрокоптеров на рынке
У каждого беспилотника есть свой виртуальный потолок, который он не может превышать. Это может зависеть от того, как он построен, программного обеспечения для управления и уровня передачи сигнала с пульта дистанционного управления (или планшета со смартфоном). Не забывайте, что некоторые беспилотные летательные аппараты среднего и малого радиуса действия не имеют GPS и направляются только вертикальными датчиками, небольшими камерами, которые помогают им добраться туда, где они находятся.
Эти модели, такие как Ryze Tech’s Tello, не могут уйти слишком далеко от земли, иначе они рискуют потерять контроль над положением, выполняемым нижней камерой. Когда речь идет о максимальной высоте, на которой нет покрытия спутниковым сигналом, большинство беспилотных летательных аппаратов, таких как DJI, имеют максимальную высоту полета, которую мы перечислили в таблице ниже. Как правило, максимальная высота, на которую может подняться беспилотный летательный аппарат, указана в его технических характеристиках.
Модель Максимальная высота:
DJI Фантом 46000 метров. DJI MAVIC PRO 26000 метров. DJI MAVIC PRO5000 метров4. Анафи Попугай4500 метров5. DJI SPARK4000 метров6. сага3500 метров7. RYZE TECH TELLO10 метров
От чего зависит радиус действия квадрокоптера
Существуют различия между дальностью полета и дальностью полета квадрокоптера. В первом случае это обычно относится к расстоянию, на которое способен летать беспилотный летательный аппарат. Дальность действия во многом зависит от емкости аккумулятора, а также от силы встречного, попутного или поперечного ветра.
Беспилотник может покинуть зону управления, но при этом продолжать движение. Профессиональные модели часто используются для длительных автономных полетов вне зоны управления.
Нас интересует дальность управления квадрокоптером. Любительские модели редко отправляются в сольную поездку. Обычно они автоматически возвращаются назад, когда выходят из диапазона сигнала. Конечно, всегда есть риск, что дрон будет продолжать двигаться в неконтролируемом режиме вместо того, чтобы возвращаться на место запуска, но владельцы последних моделей беспилотников очень редко сталкиваются с подобными сбоями в обслуживании.
Попробуем выяснить, от чего зависит расстояние связи с коптером.
Дальность действия напрямую зависит от используемой технологии связи, а также от мощности передатчика и чувствительности приемника. Bluetooth-связь считается связью с самым коротким радиусом действия. Он может исчезнуть на расстоянии 25-50 метров от пульта дистанционного управления. Wi-Fi сигнал может быть очень сильным, но он требует установки сильных антенн на элементы управления. Наиболее часто используется радиосвязь на частоте 2,4 ГГц. Это позволяет достичь дальности управления квадрокоптером до 5-10 километров, если речь идет о моделях на любительском уровне.
Чем сильнее передатчик, тем сильнее сигнал. Бюджетные копиры оснащены самыми простыми передатчиками, способными передавать команды управления в диапазоне 50-200 метров. Расстояние в 500-1500 метров считается достаточным для большинства любительских квадроциклов. Однако некоторые модели способны выполнять управляемый полет на расстоянии 5-10 км от прибора. Время полета до 30 минут.
Другим фактором, влияющим на диапазон, являются помехи. В современном городе дальность контролируемого полета явно ограничена. На всех частотах присутствуют внешние шумы, которые негативно влияют на уровень управляющего сигнала. Дальность полета может быть уменьшена в 2 и более раза. Этому также способствуют здания, линии электропередач и деревья. Максимальная производительность может быть достигнута вдали от города, где нет или минимальное вмешательство.
Даже у беспилотников с самой большой дальностью полета есть предел высоты полета. Не каждый беспилотник способен достичь высоты 1000 метров.
Радиус действия дронов
Вы можете сделать выводы о максимальной управляемой дальности полета даже исходя из стоимости вертолета. Мы не будем приводить конкретных примеров, просто скажем, что квадрокоптеры стоимостью менее $100 редко способны летать на 200-250 метров. Обычно мы говорим о 50-100 метрах. Как упоминалось выше, все зависит от технологии связи и мощности передатчика. Маломощные передатчики устанавливаются у недорогих пилотов, поэтому надежды на длительный перелет вряд ли оправдаются.
Коптеры стоимостью до 200-300 долларов способны поддерживать управляемость на расстоянии 200-500 метров от пилота. Однако выбор в этой категории с каждым годом становится все лучше, поэтому вполне возможно, что новейшие модели недорогих беспилотных летательных аппаратов могут летать управляемо до 1000 метров.
Более дорогие самолеты могут иметь очень разные управляемые дальности полета. Например, Фантом 4 остается управляемым до 5 километров (при отсутствии искусственных ограничений), в то время как сравнительно дорогой GoPro Karma имеет радиус 3 километра. Вертолёты Quadcopters с увеличенной дальностью действия и высококачественной камерой стоят гораздо дороже. Профессиональные модели обладают максимальной производительностью, способны улавливать сигналы на расстоянии 20 и более километров. Однако такая функциональность не всегда необходима.
Обычно информация о том, как далеко может летать копер и сохранять контроль, содержится в листе данных.
Как увеличить радиус действия квадрокоптера
Дальность полета квадрокоптера может быть увеличена различными способами. Известные производители беспилотных летательных аппаратов, такие как DJI, могут искусственно уменьшать контролируемый диапазон в соответствии с региональными стандартами. Например, Phantom 4, разработанный для азиатских рынков, имеет радиус действия до 5 км. В других регионах максимальный предел составляет всего 3 километра. Управляя настройками, вы можете снять региональные ограничения.
Другим способом достижения больших расстояний является замена блоков управления. Блоки управления Futaba хорошо зарекомендовали себя и предлагают не только множество настроек, но и оснащены высококачественными передатчиками. Дальнейшее увеличение дальности связи возможно при установке мощной антенны. Однако для них потребуется отдельный источник питания, но это можно решить с помощью перезаряжаемых батарей.
Если мы говорим о беспилотных летательных аппаратах бюджетного уровня, то нет смысла заменять обычный 4-канальный на профессиональный. Высокая стоимость высококачественных пультов дистанционного управления. Иногда бывает так, что недорогой коптер не может улететь с пульта даже на 30-40 метров из-за того, что антенна в пульте просто не подключена к доске. Если в спецификации написано, что передатчик может обеспечить соединение на расстоянии до 200 метров, а на практике вам не удается достичь более 20-30 метров, то проблема скорее всего в самом передатчике.
Квадрокоптеры с дальностью полета 5000 м
Вам придется заплатить кучу денег, чтобы купить беспилотники, которые летают на такие большие расстояния. Решение о покупке стоит обдумать и подумать. Такие квадрокоптеры покупают люди, которые прекрасно понимают, для чего нужен такой дорогой прибор.
Выбор беспилотных летательных аппаратов с дальностью действия 5 км невелик. На рынке в данной категории бесспорным лидером является компания DJI, которая представляет следующие модели:
Phantom 4 Pro
Модификация предыдущей модели. Цена не намного выше — 10-15 тысяч рублей. Покупатели переплачивают за дополнительную камеру заднего вида и за боковые инфракрасные датчики. Благодаря этим изменениям столкновения с препятствиями практически невозможны. В нижней части Фантома 4 Про установлены датчики, которые контролируют высоту полета и поверхность под самолетом.
DJI Inspire 1
В отличие от предыдущих моделей, подвеска Inspire 1 и камера взаимозаменяемы. Его максимальная скорость та же — 72 км/ч, но время полета короче — 15 минут. Более-менее точную стоимость дать невозможно, так как этот беспилотник продается в разных конфигурациях. Пределы ценового диапазона — 110-180 тыс. руб. Чаще всего в комплект поставки входят камеры Zenmuse X3, но дрон также поддерживает X5.
Регистрация квадрокоптера
Для начала, надо понимать, что любой дрон или квадрокоптер считается беспилотным воздушным судном, а владелец — внешним пилотом. Регулируется это двумя официальными документами:
- Постановление Правительства РФ № 658, которое установило правила регистрации дронов. В соответствии с ним с 27 сентября 2019 года беспилотники необходимо ставить на учет в Росавиации.
- Постановление Правительства № 74 от 03 февраля 2020 года «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации».
- Постановление Правительства № 415 от 19 марта 2023 года, по которому минимальный порог для постановки квадрокоптера на учет был снижен с 250 г до 150 г.
В течение десяти рабочих дней после покупки дрона необходимо подать заявление на бесплатную регистрацию в Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) с фото девайса. Перед первым полетом разборчиво разместить учетный номер на корпус. Штраф за вылет квадрокоптера без номера — до ₽2,5 тыс.
Заявление для бесплатной регистрации, перерегистрации, снятия с учета квадрокоптера можно подать через:
- Портал «Госуслуги»
- Портал учета беспилотных воздушных средств Росавиации
Если есть вопросы по учету, то обратитесь по телефону 8 (800) 200-6-555; +7 (495) 601-08-43
В заявлении надо предоставить:
- технические характеристики БПЛА (модель, серийный номер, количество электромоторов, максимальную взлетную массу);
- паспортную информацию о владельце;
- фото девайса.
Надо согласовывать план полета?
В настоящее время не надо согласовывать план полета и получать разрешение на использование воздушного пространства (ИВП) в вашем отделении Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации для коптеров с массой до 30 кг, если:
- полет выполняется в пределах прямой видимости в светлое время суток;
- высота полета менее 150 м от поверхности земли или воды;
- полет проходит вне диспетчерских зон аэродромов, запретных зон, над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, и так далее;
- полет проходит на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
Куда звонить перед запуском дрона?
Перед запуском нужно информировать региональных диспетчеров по телефону. Контактная информация есть на сайте Федерального агентства воздушного транспорта.
Например, в Москве перед запуском квадрокоптера нужно проинформировать Московский зональный центр единой системы организации воздушного движения по телефону +7 (495) 436-20-91 и +7 (495) 436-75-58 (работает круглосуточно). Диспетчеры должны подтвердить, что рядом с местом запуска нет других дронов.
Где можно запускать беспилотник?
На высоте до 150 м везде в городе, кроме запретных зон, не рядом с аэропортом и диспетчерскими зонами, охранными зонами и не на мероприятиях. Например, Москва внутри МКАД — это запретная зона, а в Санкт-Петербурге запретная зона начинается с Кудрово и доходит до Кронштадта, включая всю зону акватории и большинство пригородов.
Карты запретных и диспетчерских зон:
- Сервис «Полетные планы»;
- PilotHub;
- Google Earth при использовании специальных слоeв;
- Список запретных зон доступен в каталоге «Консультант Плюс». Но бесплатно вы можете с ним ознакомиться только в нерабочее время.
Нельзя запускать дрон над массовыми мероприятиями — митингами, соревнованиями, демонстрациями, концертами и прочими культурными мероприятиями.
Штраф за нарушение правил использования воздушного пространства — от ₽20 тыс. до ₽50 тыс.
Всю текущую информацию по ограничению полетов в связи с проведением международных мероприятий и изменению законодательных актов можно отслеживать на региональных разделах сайта органов обслуживания воздушного движения. Например, по Санкт-Петербургу перейдите в этот раздел и нажмите справа «Нормативные документы», где станут доступны все текущие нормативные акты по полетам в формате PDF (поэтому актуальную информацию, вы не сможете просто погуглить).
Список региональных органов надзора
Генеральная дирекция, Москва. Контакты: +7 (495) 601-0777
Можно ли снимать фото и видео с дрона
Съемка с воздуха относится к авиационным работам, поэтому официально необходимо получать разрешение у местных силовых ведомств (управление штаба военного округа и региональное УФСБ). Разъяснения по процедуре РБК получить не удалось, но борт до 150 гр ничего особо и не снимет.
Как застраховать дрон
- Можно приобрести КАСКО на коптер в «Ингосстрах». Стоимость составит 14–20% от стоимости дрона. Стоимость девайса необходимо подтвердить платежным документом. Квадрокоптер можно также застраховать от причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц и принадлежащему им имуществу.
- Можно застраховаться от причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц и принадлежащему им имуществу на 1 млн руб. в «АльфаСтраховании» за ₽5 тыс.
Прорыв в балтийское небо
Теперь владельцы беспилотников смогут легально осуществлять согласованные и наблюдаемые полеты, а городские власти Санкт-Петербурга получат возможность верифицировать пользователей воздушного пространства, оперативно согласовывать их электронные запросы на полеты, а также иметь в распоряжении весь необходимый функционал цифровых технологий для рассмотрения и одобрения подобных запросов, а также для построения 3D маршрутов.
Отдельно стоит обратить внимание, что реализуемое в рамках совместного проекта техническое решение позволяет в режиме онлайн видеть полную авиационную обстановку в небе над Северной Пальмирой. Под контролем будут как пилотируемые воздушные суда, так и беспилотники. Тем же, кто опасается, что если дронам в будущем разрешат летать в городе, то рано или поздно начнутся «совершать жесткие посадки» на головы людей, стоит расслабиться. Система кратно повышает безопасность использования городского воздушного пространства. Дронопада не будет.
Созданная цифровая платформа предоставит возможность владельцам беспилотникам не просто совершать полеты для собственного удовольствия, а предложить себя в качестве аутентифицированного Госуслугами исполнителя по размещенным в системе заказам с возможностью защищенных расчетов. То есть, например, реально зарабатывать на доставке и других работах, которые способна выполнять беспилотная авиация. Прецедентов создания такого маркетплейса в России пока не было.
В итоге сервис позволит не просто мотивировать рост авиационного самосознания и стремление к обучению нынешних увлеченных небом внешних пилотов, но и сформирует важный и необходимый сейчас рынок профессиональных услуг с использованием БВС. Создается настоящая зона аэромобильности. Она пока охватывает район Горелово с дальнейшим распространением внутри городской среды. Полетная логистика в ней максимально упрощена.
В числе антисанкционным мер правительство России совершенно неслучайно предоставило уникальные преференции предприятиям, работающим в сфере IT. Именно здесь у нас есть разработки не только не уступающие, но и превосходящие западные. Реализуемые в Санкт-Петербурге решения являются наглядным доказательством справедливости данного тезиса.
На рынок выводятся уникальный микс из «беспилотных» и информационных технологий. Все процедуры, связанные с полетом, для участников проекта сокращены по времени и автоматизированы. По сути, для того, чтобы «полетать», помимо, собственно, летательного аппарата, достаточно будет иметь лишь гаджет с выходом в интернет. Предполагается, что рассмотрение заявок будет занимать не более одного дня.
Стоит отметить, что в последние годы именно Санкт-Петербург находится на гребне «беспилотной» волны. Чего стоит только создание высокоточной 3D модели Исаакиевского собора с разрешением съемки менее 1 см/ пикс, в ходе которого с коптеров ГК «Геоскан» было сделано более 50 тысяч фотографий. В городе регулярно проходят ориентированные на широкую публику шоу дронов, которые превосходят многие зарубежные аналоги. Наиболее запоминающимся было, пожалуй, воздушное представление, приуроченное к 75-летию Победы.
В нем приняло участие более 2 тысяч беспилотников, последовательно составивших надпись «2020 год — год памяти и славы», логотип 75-летия Победы, узнаваемую фигуру комбата, поднимающего бойцов в атаку. Теперь, похоже, настает время для более приземленного использования БВС.
Полет на полмиллиона
Сейчас процедура запуска беспилотника представляет собой довольно сложный для обычного человека процесс согласований и получения разрешений. Для начала БВС, если оно весит больше 150 г, но меньше 30 кг, нужно поставить на учет. А если больше 30 кг — зарегистрировать. Занимается этим Росавиация. На сайте ведомства есть соответствующий раздел. Процедура описана пошагово. Также доступна регистрация через Госуслуги.
Предоставлять в органы управления воздушным движением плана полета и получение разрешения на использование воздушного пространства для беспилотников весом до 30 кг не требуется лишь в том случае, если полет выполняется днем на высоте ниже 150 м в пределах прямой видимости оператора. Но это касается лишь полетов вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон и прочих зон ограничения полетов, мест проведения массовых мероприятий и спортивных соревнований. Также полет должен проходить на удалении не менее 5 км от контрольных точек неуправляемых воздушных гаваней и просто посадочных площадок.
Для того, чтобы поднять в воздух аппарат тяжелее — от 0,15 до 30 кг и во всех прочих обстоятельствах, нужно в большинстве случаев сперва оформить согласование в региональных органах исполнительной власти или местного самоуправления (точные регламенты, конкретная инстанция и сроки могут отличаться от региона к региону), а потом, предъявив его, получить разрешение на использование воздушного пространства и утвердить план полета за 3-5 дней в одном из подразделений ГК ОрВД — региональном или главном центре.
Непосредственно перед полетом и после его окончания нужно находится на связи с центром. За несоблюдение правил грозят существенные штрафы – от 30 до 500 тысяч рублей. Можно и вовсе лишится дорогостоящей техники. В случае, если случится ЧП и будут пострадавшие, нарушитель рискует оказаться за решеткой.
Кстати, если беспилотник весит более 30 кг, то в контексте полета он практически приравнен к обычному воздушному судну со всеми вытекающими последствиями. Оператору, помимо всего прочего, потребуется сертификат летной годности, а также свидетельство внешнего пилота. Для коммерческой эксплуатации беспилотных воздушных судов также потребуются разрешения, сертификаты, лицензии, руководство по производству полетов, юрлицо или ИП.
Такие правила зафиксированы в законодательстве в интересах безопасности. Причём, как с точки зрения возможных авиапроисшествий, так и в силу, например, антитеррористических причин. Рациональное зерно в данном подходе, пожалуй, есть. За рубежом беспилотники тоже мало где могут летать совсем уж свободно.
Но только все эти разрешительно-согласовательные процедуры занимают достаточно много времени и отнимают немало сил. В этом есть определенный смысл, так как в руках злоумышленника или просто неумелого пилота БВС может представлять опасность. Но для начала массовой коммерческой эксплуатации беспилотников с целью доставки грузов или проведения воздушных съемок действующие правила подспорьем, мягко говоря, не являются. Впрочем, реализуемый петербургскими властями проект становится настоящим выходом из ситуации.
Полетаем по-питерски
Ключевое техническое решение, разработанное компанией «Флай Дрон», предоставляет любому человеку или юридическому лицу, желающему запустить в зоне БВС с той или иной, не нарушающей закон целью, ряд сервисов, обеспечивающих организацию и выполнение полета.
«Нами сформирована цифровая платформа, в интерфейсе которой предусмотрено направление заявки на полет в органы воздушного движения и Комитет по транспорту и, собственно, оперативного согласование той миссии, которую должно выполнить беспилотное воздушное судно, со всеми заинтересованными структурами и органами власти. План полета по точкам геолокации можно подготовить буквально пальцем на экране планшета. Кроме того, пользователь в результате пилотирования данной зоны получит 3D-маршрутизацию. Одновременно сам оператор беспилотника, осуществляющий полет, страхуется на случай форс-мажора», — рассказал «Эксперту» один из основателей и член совета директоров компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Система включает в себя и сервис по онлайн подбору страхового покрытия и моментальное оформление полиса.
Он пояснил, что благодаря предложенному компанией IT-решению, появляется возможность быстрой регистрации, осуществляется формирование в картографическом сервисе запроса на полет БВС. Инстанция для согласования полета будет определяться автоматически, исходя из геопозиционирования пользователя. Предусмотрено страхование его ответственности в соответствии с Воздушным кодексом РФ. Для авторизации система предложит пользователю автоматически перейти на портал Госуслуги и внести все необходимые данные. Это сделает его прозрачным и понятным пользователем для всех регуляторов.
Непосредственно заявку на план полета можно будет сформировать с помощью упрощенного пользовательского интерфейса, что поможет значительно сэкономить время. Результаты рассмотрения заявок на выдачу разрешений об использовании воздушного пространства будут приходить от Комитета по транспорту в автоматизированном режиме.
«В ближайшем будущем в рамках проекта каждый житель Петербурга не только может подать заявку на полет, но и участвовать в своеобразном маркетплейсе, предлагая себя как исполнителя или заказчика. Тоже самое могут сделать и компании, которые готовы там летать в рамках пилотирования миссий по доставке, а также мониторингу по заказу городских властей и иным технически доступным миссиям», — отметил Никита Данилов. Стоит отметить, что пока и в России, и за ее пределами гражданские БВС чаще всего используются для осуществления аэрофотосъемки в целях мониторинга, выполнения замеров, 3D-моделирования рельефа и сооружений.
«На территории Санкт-Петербурга уже установлены и тестируются системы первичной и вторичной радиолокации, благодаря которым беспилотники постоянно находятся под контролем из центра городского мониторинга воздушного пространства. Технические решения для этого предложило НПО «Алмаз» при участии Комитета по транспорту Санкт-Петербурга», — констатировал основатель и член совета директоров «Флай Дрон».
Вот коптер пролетел
Важным моментом в работе данных систем радиолокации является оснащение БВС транспондерами, позволяющими контролировать их полет. Стоит отметить, что ранее, в июле 2023 года, в испытаниях зоны аэромобильности принимало участие конструкторское бюро «ВТ-Технологии», выделившееся из «Вертолетов России». По словам заместителя генерального директора по эксплуатации и летной работе Андрея Панасюка, в ходе экспериментальных полетов выяснилось, что и авиадиспетчеры и пилоты других воздушных судов видят беспилотники, внешние пилоты БВС также друг друга видят, и даже на сайте Flightradar с телефона можно наблюдать за происходящим в воздушном пространстве зоны.
«Саму по себе систему “бронирования воздуха” для беспилотников мы отработали, она жизнеспособна. Это то, чем занимался “Флай дрон”. С точки зрения применения транспондеров на БВС также результат положительный. Все работает. Но пока на законодательном уровне внедрение транспондеров никак не отрегулировано», — рассказал «Эксперту» Андрей Панасюк.
Создание аэрокластера, где контроль за воздушным движением осуществляется с использованием новых технологий, стало возможным именно в городе на Неве, помимо прочего, благодаря тому, что полеты любых воздушных судов там не ограничиваются столь жестко, как, например, в Москве. Над Первопрестольной ниже 8100 метров летать нельзя вообще. Исключение — специальные разовые разрешения. Еще одним, способствующим санкт-петербургской аэромобильности фактором стало отсутствие там такого же большого, как в столице РФ, количества запретных зон вокруг особо охраняемых объектов.
«В текущем виде санкт-петербургская зона является первой в стране, а, учитывая наличие радиолокационной картинки, то, возможно, и первой в мире. Мы уже презентовали этот проект на выставке в Абу-Даби и получили колоссальный интерес от правительства ОАЭ. Сейчас мы находимся в переговорах с несколькими локальными структурами», — подчеркнул Никита Данилов, уточнив, что компания не занимается непосредственно получением разрешения на использование воздушного пространства у национального провайдера аэронавигационного обслуживания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и акцептованием плана полета, поскольку это происходит в автоматическом режиме.
Между тем, именно взаимодействие с органами, отвечающими за организацию воздушного движения и взимающими с пользователей воздушного пространства РФ аэронавигационные сборы, всегда вызывало в контексте коммерческой беспилотной авиации больше всего вопросов.
«Никаких финансовых отчислений со сборов за использование воздушного пространства мы не получаем. Компания лишь сделала программное обеспечение, обслуживающее процесс взаимодействия операторов дрона с органами Единой системы ОрВД и Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. Зарабатывать мы планируем на том, что пользователи будут работать в нашем интерфейсе, заметно облегчающем им жизнь, а главное для нас развитие рынка предоставления услуг с помощью БВС и именно на это нацелен наш коммерческий продукт FlyMarket. Коррупционной составляющей, о которой любят поговорить злые языки в контексте беспилотных проектов с госучастием, тут физически нет. Наоборот, мы планируем бесплатно предложить всем властям городских агломераций РФ использовать наш сервис», — акцентировал внимание Данилов.
Стоит отметить, что структура «Флай Дрон» такова: блокирующим пакетом в 25% владеет ООО «РТ-развитие бизнеса», подконтрольное в свою очередь ГК «Ростех». 24,9% — ООО «Ера-транспортные решения», принадлежащее известной предпринимательнице Екатерине Лапшиной, которую в бизнес-кругах называют «девушкой на миллиард». 35,07% — у основателя компании Никиты Данилова, а 15,03% — у его партнера Александра Каниовского. Уставной капитал предприятия составляет более 74 млн рублей.
Двое последних до начала 2020 года являлись топ-менеджерами Госкорпорации по организации воздушного движения, но уволились оттуда прежде, чем начать свой проект и найти поверивших в него инвесторов. Между тем, конкуренция на рынке использования БВС уже сейчас весьма высока.
На днях председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по внедрению бепилотных воздушных систем пяти регионах страны. Участие в этом примут Томская область, Камчатский край, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Там будут действовать особые условия регулирования —– экспериментальные правовые режимы по эксплуатации БВС.
Лети, дрон, лети
На самом деле, доставка беспилотниками товаров — это реальная потребность рынка интернет-торговли, которую пока просто некому закрыть в силу сложных правил игры.
«Рынок интернет-торговли растет огромными темпами. Эксперты утверждают, что к 2026 году он составит более 11 трлн рублей. Вопросы логистики, доставки товаров потребителю уже сегодня стоят очень остро. У нас города задыхаются в пробках, зарплата курьера сегодня сопоставима с зарплатой квалифицированного инженера, при этом, курьеров не хватает катастрофически. Поэтому многие компании в мире экспериментируют с доставкой легких товаров в руки покупателю посредством беспилотников. Это пока сложно сделать в мегаполисах, но в городских агломерациях такие перевозки вполне реальны. Беспилотники могут делать это быстро и гибко», — рассказал «Эксперту» генеральный директор объединяющей участников рынка беспилотной авиации России профессиональной Ассоциации «AERONEXT» Глеб Бабинцев.
«Программа городской аэромобильности, которая развивается в Питере – это, наверное, один из первых шагов в России в сторону отработки технологий городской беспилотной аэрологистки. Конечно, аэромобильность не является полноценной заменой обычным курьерам, потому что технически доставку дроном прямо в окно многоэтажки пока не обеспечить. Но доставка между складами и магазинами — это то, что скоро реально заменит наземный транспорт», — считает Глеб Бабинцев.
Говоря о разнице между санкт-петербургской зоной аэромобильности и, например, получившем в последнее время широкую известность проектом «Цифровой песочницы» для беспилотников, реализуемым в Томской области, Глеб Бабинцев отметил, что там, по его мнению, пока не предполагается решения большого комплекса вопросов, связанных с полетами в городе. Аналогичная ситуация и в других указанных в постановлении кабмина регионах.
Городская аэромобильность — это особые требования к надежности беспилотника, к его киберзащите от случайных помех и намеренных перехватов управления, это огромная задача координации маршрутов и наблюдения каждого полета в реальном времени, это отсутствие резервных посадочных площадок, обратил внимание эксперт.
«В будущем, вероятно, приспособят крыши жилых домов, но сейчас два сценария: или доставка клиенту в частный дом или между площадками складов. Специфика полетов в городе требует цифровой среды планирования и координации многих субъектов, этим и занимается “Флай Дрон”», — подчеркнул гендиректор «AERONEXT».
«Мы с большой надеждой смотрим на программу создания зоны аэромобильности в Санкт-Петербурге и считаем, что любой опыт, который будет получен там, окажется позитивным. Тем более, что в проект входят серьезные участники», — заметил Глеб Бабинцев.
Беспилотный пилотный проект
Между тем, витающими в воздухе Северной Пальмиры идеями и предлагаемыми там же решениями заинтересовались уже и в Москве. «Флай Дрон» давно получил статус резидента Фонда «Сколково», у руководства которого есть планы по созданию в московском регионе зоны, похожей по своим задачам на санкт-петербургский пилотный проект.
«Технологии, выведенные на рынок “Флай Дроном”, безусловно, перспективны, поскольку разработанная платформа позволяет осуществлять быструю логистику и быстро получить возможность для полета и предоставления сервиса по транспортировке и доставке. Узкое место, сдерживающее развитие данного рынка, которые помогают расшить наработки компании — это регуляторные ограничения», — сообщил «Эксперту» вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный̆ директор кластера передовых производственных технологий Алексей Беляков.
По его словам, Фонд при поддержке правительства Москве делает в Сколково зону, которая позволит управлять беспилотниками в сетях 5G. «В условиях городской застройки вопросы безопасности выходят на первое место. Важно постоянно иметь с дроном связь. Понимать, что за дрон, куда он летит, какой груз везет. Очевидно, что это нужно делать в какой-то уже имеющейся инфраструктуре. По пути использования сетей 5G для контроля воздушного пространства идет весь мир. В России это будет первый эксперимент такого рода. Функционал IT-платформы “Флай Дрона” может быть использован при его реализации», — заметил Алексей Беляков.
Еще одним участником проекта в Сколково может стать вышеупомянутый «Геоскан». «Компания «ФлайДрон» сконцентрируется на отработке своего продукта, позволяющего зарегистрировать пользователя и его БВС, определить условия планируемого полета беспилотника, визуально указать маршрут полета с учетом актуальной аэронавигационной информации, сформировать представление на установление временного/местного режима полета и сам план полета, после чего направить их в автоматически определенные инстанции на согласование. “Геоскан” может отвечать за поддержку сервиса по воздушному мониторингу с использованием линейки беспилотников собственного производства, оснащенным целым спектром полезных нагрузок: фото-, видео-, тепло-, мультиспектральные камеры, лидары и магнитометры. Таким образом, взаимодействие компаний будет связано с системой управления воздушным движением беспилотных летательных аппаратов: одна компания будет обслуживать эту систему, другая — ее использовать», — пояснил «Эксперту» то, как могут распределиться роли участников, заместитель директора ГК «Геоскан» по стратегическим проектам Андрей Грудев.
По информации «Эксперта», при создании сколковской зоны будет использоваться нормативно-правовая база 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Вопрос прорабатывается с Росавиацией и спецслужбами.
Правила полетов на дронах
Беспилотный летательный аппарат — это летательный аппарат, который летает, или спроектирован для автономного или удаленного полета без пилота на борту. Также широко используется термин Беспилотная авиационная система (БАС англ. UAS) для обозначения беспилотных летательных аппаратов и всего другого оборудования дистанционного управления, используемого для их управления и полета. Дистанционно пилотируемая авиационная система (ДПАС англ. RPAS) — это подкатегория БАС, в которую входят как ДПАС, так и полностью автономные БАС. Полностью автономный БАС летает без вмешательства пилота. Игрушка (TOY)Некоторые дроны также классифицируются как игрушки. Как правило, это продукты, разработанные или предназначенные для игр с детьми, и соответствуют Директиве 2009/48/EC «о безопасности игрушек». Соответствие дрона этой Директиве заявлено в Декларации соответствия Европейского Союза. В случае сомнений о том, является ли это игрушкой или нет, органы по надзору за рынком (TTJA) оценивают продукт на основе ряда различных характеристик. Производители обычно добавляют на свой продукт (упаковка, руководство пользователя) четкие указания относительно того, является ли он игрушкой, чтобы избежать возможной путаницы. Автономный дрон vs автоматического дронаАвтономный дрон — это дрон, который может безопасно летать без вмешательства пилота. Такие дроны летают с использованием искусственного интеллекта, что позволяет им справляться со всевозможными непредвиденными и непредсказуемыми ситуациями. Это отличает их от автоматических полетов, когда дрон летит по маршруту, указанному оператором дрона перед началом полета. Для таких эксплуатаций важно, чтобы внешний пилот имел возможность вмешаться в любое время в случае непредвиденного события. Хотя автоматические дроны разрешены во всех категориях эксплуатации беспилотных авиационных систем, летать в открытой категории с автономными дронами запрещено. В Эстонии действует Имплантационный регламент Европейской Комиссии 2019/947, который использует подход, основанный на оценке риска, и, таким образом, не делает различий между любительской и коммерческой деятельностью для беспилотных летательных аппаратов. Новый имплантационный регламент учитывает как вес, так и технические характеристики беспилотного летательного аппарата, а также запланированную эксплуатацию. По новым правилам, эксплуатация систем беспилотных летательных аппаратов различается по категориям операций. Были созданы три различные категориям, в зависимости от уровня риска: открытая категория, особая категория и сертифицированная категория. Открытая категорияКатегория с наименьшим риском, вследствие чего дает оператору максимальную свободу. Эксплуатация в открытой категории разделена на три подкатегории, А1, А2 и А3, исходя из эксплуатационных ограничений, требований к внешнему пилоту и технических требований к беспилотным летательным аппаратам. Особая категорияВключает более рискованные эксплуатации. В целях безопасности, перед началом эксплуатации, оператор должен ходатайствовать о соответствующем разрешение в Транспортном департаменте. Также необходимо провести анализ рисков для определения требований к безопасной эксплуатации систем беспилотных летательных аппаратов. Сертифицированная категорияВ сертифицированной категории риск настолько высок, что безопасность должна быть обеспечена путем сертификации оператора беспилотных летательных аппаратов и летательного аппарата Европейским агентством по безопасности полетов (EASA). Операторы беспилотных летательных аппаратов регистрируются, если:
- эксплуатируют беспилотные летательные аппараты в открытой категории, с максимальной взлетной массой 250 г или более, или способны передать более 80 джоулей кинетической энергии человеку в случае столкновения;
- эксплуатируют беспилотные летательные аппараты в открытой категории, которые оснащены датчиком, способным собирать личные данные (за исключением, если он соответствует ЕС Директиве 2009/48);
- они управляют беспилотным летательным аппаратом особой категории, независимо от его массы.
Оператор должен ежегодно обновлять свой регистрационный номер оператора. Если регистрационный номер оператора не был обновлен, он становится недействительным. Вам не нужно регистрироваться в открытой категории в следующих случаях:
- дрон весит менее 250 г и не имеет камеры или другого датчика, способного собирать личные данные;
- это игрушка весом менее 250 г, соответствующая „Директиве о безопасности игрушек“ (2009/48), даже если в ней есть камера.
Регистрация дронов в настоящее время не является обязательной. В настоящее время регистрационный номер дрона не выдается. Мы сообщим вам об изменениях в кратчайшие сроки. Регистрация в качестве оператора происходит в информационной системе надзора за безопасностью полетов (LOIS) lois. transpordiamet. Каждый оператор получает уникальный регистрационный номер, который должен быть прикреплен ко всем беспилотным летательным аппаратам, принадлежащим оператору. Регистрационный номер оператора состоит из 16 символа, за которыми следуют 3 секретных символа. В примере EST87astrdge12k8-xyz xyz — это секретные символы, поэтому на дрон необходимо нанести только EST87astrdge12k8. Регистрационный номер оператора может быть нанесен на дрон наклейкой или маркером. Важно, чтобы номер был хорошо читаемым. Если размер или конструкция дрона не позволяет отображать регистрационный номер оператора на дроне, регистрационный номер оператора может быть нанесен внутри дрона, например, на батарее. В настоящее время в Эстонии QR-код не выдается. После этого зарегистрированный оператор может использовать дрон во всех государствах-членах ЕС, а также в Великобритании, Норвегии, Лихтенштейне и Исландии. Регистрационный номер оператора действителен в течение одного года и может ежегодно продлеваться оператором. Вам не нужно регистрироваться оператором, если система беспилотного летательного аппарата:
- весит менее 250 г и не имеет камеры или другого датчика, способного собирать личные данные; или
- весом менее 250 г, а так же есть камера или другой датчик, но является игрушкой (это означает, что в документации указано, что он соответствует Директиве ЕС 2009/48 „ О безопасности игрушек“).
Обязательства в открытой категории:
- должен гарантировать, что на дроне есть регистрационный номер оператора дрона, (например, на наклейке) и, что этот же номер загружен в систему удаленной идентификации;
- должен разработать эксплуатационные процедуры (письменные процедуры требуются, если оператор беспилотного летательного аппарата использует более одного внешнего пилота. В противном случае достаточно, чтобы внешний пилот выполнял процедуры, указанные производителем в инструкции по эксплуатации);
- должен обеспечить отсутствие радиопомех, которые могут повлиять на связь между системой управления и контроля дрона;
- должен назначить внешнего пилота для каждой эксплуатации; важно четко понимать, кто отвечает за каждый полет (рекомендуется заполнение журналов полетов);
- должен убедиться, что внешний пилот и вспомогательный персонал, выполняющий задачи по сопровождению операций, знакомы с инструкциями и процедурами для эксплуатации дрона, обладают соответствующей компетенцией, и им предоставлена соответствующая информация о географических районах, опубликованная государством-членом ЕС;
- должен убедиться, что карты в системе геослежения дронов актуальны, если только вы не летите в географической зоне, где геослежение не требуется;
- если вы не используете дрон, построенный в частном порядке, необходимо убедиться, что на нем имеется декларация о соответствии маркировке CE и что на воздушное судно нанесена маркировка класса (от 1 до 4); а также
- должен убедиться, что лица, участвующие в эксплуатации дрона, осведомлены о рисках, связанных с использованием в подкатегории A2 и A3.
Дополнительные обязательства особой категории:
- в случае любой эксплуатации соблюдать ограничения, указанные в уведомление или в действующем разрешение на эксплуатацию;
- разработать процедуры обеспечения безопасности эксплуатации;
- принимать меры против незаконного вмешательства и несанкционированного доступа;
- гарантировать, что конфиденциальность людей защищена, а также может потребоваться провести оценку воздействия на защиту данных по запросу национального авиационного полномочного органа;
- дать указания внешнему пилоту о том, как минимизировать помехи: шум и другие нарушения, связанные с выбросами;
- убедиться, что пилот, выполняющий полеты, и другой ответственный персонал, соблюдают все условия, необходимые для полетов в специальной категории;
- сохранять информацию о работе дрона;
- поддерживать дрон в состоянии, подходящем для безопасной эксплуатации.
Внешний пилот — это человек, который управляет дроном. Вы можете быть внешним пилотом, не будучи оператором дрона. Внешнему пилоту должно быть не менее 16 лет. Возрастное ограничение не применяется в случае самодельного дрона весом менее 250 г и летящего со скоростью менее 19 м/с, или в случае дрона с маркировкой класса C0. Обучение внешнего пилотаНовый правила требуют, чтобы внешний пилот прошел обучение, соответствующее категории, в которой будет эксплуатироваться дрон. Обучение и экзамен не требуются только при использовании очень легких дронов (упомянутых выше дронов весом менее 250 г и без датчиков). Это имеет место, если дрон имеет маркировку класса CE 0 (необходимо только прочитать инструкции производителя) или для дронов, построенных в частном порядке весом менее 250 г. Другими словами, для дронов, которые не нужно регистрировать. Чтобы получить компетенцию внешнего пилота A1/A3, внешний пилот должен ознакомиться с учебными материалами и пройти тест с выборочными ответами. В ходе теста оцениваются базовые знания, необходимые внешнему пилоту для безопасного и сознательного управления беспилотными летательными аппаратами A1/A3. Транспортный департамент отвечает за обучение начальной компетенции в открытой категории, т. в подкатегориях A1 и A3 необходимо ознакомиться с учебными материалами и пройти тест с выборочными ответами в информационной системе надзора за безопасностью полетов (LOIS). Учебные материалы для внешнего пилота A1/A3 можно найти здесь (на эст. языке). Однако, если предполагается использовать дрон в подкатегории A2, в дополнение к обучению в категориях A1 и A3, необходимо пройти дополнительное обучение в учебном заведении, сертифицированном Транспортным департаментом. После успешного прохождения теоретической подготовки A2 в учебном заведений и самостоятельной практической подготовки, Транспортный департамент выдает сертификат компетентности внешнего пилота А2. В настоящее время в Эстонии нет сертифицированных учебных заведений, предлагающих обучение A2. Для полетов в специальной категории обучение будет зависеть от типа планируемой эксплуатации. Для стандартных сценариев требования к обучению изложены в подзаконном правовом акте. Если оператор желает ходатайствовать о разрешение на эксплуатацию, то после оценки рисков оператор должен предложить возможное обучение Транспортному департаменту. Транспортный департамент подтверждает отдельно для каждой эксплуатации пригодность обучения для разрешения на эксплуатацию. Если человек прошел обучение и получил свидетельство, подтверждающие компетентность, в другом государстве-члене Европейского Союза, то прохождение обучения в Эстонии не требуется. Это является основанием для выдачи Транспортным департаментом сертификата компетентности или разрешения соответствующей категории. Внешний пилот беспилотного летательного аппарат должен иметь при себе выданные ему разрешения на полет, так как компетентный орган имеет право проверить его наличие. Квалификационное свидетельство внешнего пилота открытой категории действительны 5 лет.
Последнее обновление 05. 2023
Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников
Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:
- Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
- Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
- Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
- Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
- Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.
Как происходит регистрация БПЛА
Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».
С 27 сентября 2019 года по 29 марта 2023 года государственному учету подлежали только БПЛА, масса которых превышала 250 граммов. 19 марта правила изменились — минимальная масса беспилотника, подлежащего учету, составляет 150 граммов.
Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.
Владельцы беспилотников, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру регистрации в течение 60 дней с 29 марта 2023 года. Если БПЛА приобрели после 19 марта, то у владельца есть 10 дней для его регистрации.
Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.
При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.
Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.
Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.
По данным судебной статистики, в 2023 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 100 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и даже воздушные хулиганы.
Где можно летать без разрешения
Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:
- Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
- Полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
- Высота полета должна быть не более 150 метров от земли или воды.
- Полет должен проходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
- Полет должен проходить за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
- Полет должен проходить за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — так что над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
- Полет должен проходить на удалении более 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.
Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, разрешение на полет рядом с ней
Как летать в городе
У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.
Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.
Как летать возле границы РФ
Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.
Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.
В каких местах летать нельзя
Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.
Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.
Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте