- Что делать в случае утери или кражи дрона
- Что нужно для постановки квадрокоптера на учет?
- Что изменилось?
- Через портал учета БВС
- Где можно запускать беспилотник?
- Список региональных органов надзора
- Как было?
- Как можно запускать квадрокоптер и другие правила его использования
- На кого распространяется закон?
- На кого распространяются правила регистрации квадрокоптеров
- Новые правила регистрации беспилотников
- Ответственность за использование незарегистрированного дрона
- Получение разрешения на полет дрона (бвс, бпла) в российской федерации.на примере калининградской области
- Последствия нарушения правил эксплуатации
- Фотовидеосъемка с воздуха
Что делать в случае утери или кражи дрона
Поскольку после пропажи летательного аппарата вы не сможете контролировать его использование похитителем или нашедшим дрон человеком, важно своевременно поставить в известность соответствующие органы.
Для этого пишут заявление с просьбой изменить учетную запись, указав свои данные как владельца зарегистрированного дрона и присвоенный ему номер. Образец:
“В Федеральное агентствовоздушного транспорта
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу внести изменения в учетную запись в связи с хищением беспилотного воздушного судна.Информация о воздушном судне:Учетный номер 001002р
Основание для внесения изменений в учетную запись – хищение 12.01.2023 г.
13 января 2023 г. (подпись владельца) Мальцев И. А.”
Что нужно для постановки квадрокоптера на учет?
Как следует из текста документа, учет беспилотных воздушных судов осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Из информации на сайте Росавиации, для регистрации своего дрона необходимо отправить заявление о постановке на учет, приложив фото беспилотника. После этого владельцу придет учетный номер, который необходимо нанести на беспилотное воздушное судно (далее БВС).
Заявления о постановке БВС на учет:
Так же к заявлению нужно приложить фотографию беспилотного воздушного судна. Рекомендательные требования к фотографии беспилотного воздушного судна, следующие:
Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС.Ракурс съемки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.
Что изменилось?
Если быть точным, то правила эксплуатации дронов стали ужесточаться еще летом. Например, в конце июля 2023 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предписывали увеличение в 10 раз штрафов за нарушения при запуске и пилотировании дронов в особых или запретных зонах.
Что же касается изменений в правилах, вступивших в силу сегодня, то они в первую очередь затронут тех пилотов, у которых в распоряжении имеются коптеры весом от 250 грамм до 30 килограмм. То есть, если у вас летательный аппарат легче 250 грамм, то новые правила вас не касаются.
Но если вы приобрели машину тяжелее, то ее придется регистрировать. Что же касается дронов тяжелее 30 кг, то для них ничего не меняется. Как обязаны были регистрировать, так и должны продолжать это делать при покупке нового аппарата. Впрочем, для этого класса машин система регистрации и учета более строгая и сложная, чем для владельцев дронов весом от 250 г до 30 кг.
Через портал учета БВС
Возможность подачи заявлений через портал учета беспилотных воздушных судов и Единый портал государственных услуг будет реализована позднее.
В соответствии с Правилами учета БВС заявления о постановке БВС на учет, направленные по электронной почте или через общественную приемную Росавиации не рассматриваются!
Предоставление государственной услуги осуществляется в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня представления заявления о предоставлении государственной услуги.
В срок, не более 3 рабочих дней со дня формирования учетной записи (отказа в постановке на учет) или внесения изменений (отказа во внесении изменений) в учетную запись, или снятия беспилотного воздушного судна с учета Заявителю направляется соответствующее уведомление в форме электронного документа на электронную почту Заявителя.
Где можно запускать беспилотник?
На высоте до 150 м везде в городе, кроме запретных зон, не рядом с аэропортом и диспетчерскими зонами, охранными зонами и не на мероприятиях. Например, Москва внутри МКАД — это запретная зона, а в Санкт-Петербурге запретная зона начинается с Кудрово и доходит до Кронштадта, включая всю зону акватории и большинство пригородов.
Карты запретных и диспетчерских зон:
Нельзя запускать дрон над массовыми мероприятиями — митингами, соревнованиями, демонстрациями, концертами и прочими культурными мероприятиями.
Штраф за нарушение правил использования воздушного пространства — от ₽20 тыс. до ₽50 тыс.
Всю текущую информацию по ограничению полетов в связи с проведением международных мероприятий и изменению законодательных актов можно отслеживать на региональных разделах сайта органов обслуживания воздушного движения. Например, по Санкт-Петербургу перейдите в этот раздел и нажмите справа «Нормативные документы», где станут доступны все текущие нормативные акты по полетам в формате PDF (поэтому актуальную информацию, вы не сможете просто погуглить).
Список региональных органов надзора
Генеральная дирекция, Москва. Контакты: 7 (495) 601-0777
МЦ АУВД, Москва. Контакты: 7 (495) 662-8055; [email protected]
Аэронавигация Северо-Запада, Санкт-Петербург. Контакты: 7 (812) 305-1797 — тел/факс, 7 (812) 305-3039 — специалист по режимам; [email protected], [email protected]
Аэронавигация Юга, Ростов-на-Дону. Контакты: 7 (863) 272-3798; [email protected]
Аэронавигация Центральной Волги, Самара. Контакты: 7 (846) 279-1826, 7 (846) 279-1841; [email protected]
Аэронавигация Урала, Екатеринбург. Контакты: 7 (343) 205-8069, 7 (343) 205-8070; [email protected]
Аэронавигация Западной Сибири, Новосибирск. Контакты: 7 (383) 319-0009 — тел/факс, 7 (383) 216-9561; [email protected]
- Иркутский региональный центр ЕС ОрВД
Аэронавигация Восточной Сибири, Иркутск. Контакты: 7 (3952) 52-29-14, 7 (3952) 52-29-18; [email protected]
Аэронавигация Дальнего Востока, Хабаровск. Контакты: 7 (4212) 418-618, 7 (4212) 415-359; [email protected], [email protected]
Как было?
До недавнего времени правила были менее жесткими, хотя у многих, наверняка, найдутся возражения. И все же. Например, до сегодняшнего дня, то есть до 27 сентября 2023 года, регистрация летательных аппаратов была обязательной только для тех, кто эксплуатировал сравнительно тяжелые машины, масса которых превышала 30 килограмм.
Понятно, что подобные дроны относятся, как правило, к аппаратам профессионального уровня со специальным оборудованием. У любителей такую машину встретить – большая редкость, а скорее даже, просто невероятно. Поэтому до 27 сентября владельцам любительских дронов нужно было беспокоиться лишь о правилах полетов, съемки в населенных пунктах и рядом с запретными зонами.
Как можно запускать квадрокоптер и другие правила его использования
Не спешите начинать пилотирование, получив Уведомление о постановке на учет. Как мы уже отметили, на 4 шаге следует выполнить маркировку дрона. То есть на корпус коптера наносится присвоенный ему номер. Есть определенные параметры, которые при этом нужно соблюдать, а именно:
- Номер должен выделяться на фоне корпуса, то есть цвет дрона и цвет нанесенной надписи не должны сливаться.
- Высота шрифта должна быть больше или равна 5 мм, а сам шрифт следует выбирать без усложняющих читаемость особенностей.
- Следует обеспечить устойчивость к влаге нанесенного номера, чтобы он не стирался при попадании капель дождя.
- На случай гибели устройства стоит позаботиться о том, чтобы надпись была нанесена на корпус несколько раз. Как правило, для ее нанесения выбирают от 3 до 5 мест на корпусе.
На кого распространяется закон?
Следует уточнить, на кого и на что распространяются новые правила. Если вы – гражданин РФ и покупаете здесь или привозите из-за границы квадрокоптер или беспилотник другого типа массой от 250 грамм до 30 кг, то вы обязаны его зарегистрировать в 10-дневный срок.
Если у вас уже есть такой аппарат, то вы обязаны его зарегистрировать в течение месяца после вступления в силу новых правил, то есть, по сути, до 27 октября 2023 года. Новые правила не распространяются на иностранцев, которые привозят свои беспилотники для участия в соревнованиях по авиамоделизму.
Даже DJI Spark весом всего в 300 грамм придется регистрировать
Вам необходимо подать заявление в Росавиацию для регистрации своего аппарата (а если его у вас украли, то в то же ведомство придется обратиться, чтобы уведомить об этом власти). Вся информация, которую вы направите в Росавиацию, будет сохранена в соответствующей базе данных и останется там на хранение еще на 10 лет, даже если у вас в личном владении уже не будет беспилотника.
На кого распространяются правила регистрации квадрокоптеров
Несмотря на то, что сама регистрация дрона в России абсолютно бесплатна, делать ее торопятся не все. Тем не менее, каждый владелец БВС обязан его зарегистрировать прежде, чем выполнять запуск. Следует помнить, что указанная информация о собственнике летательного аппарата должна быть достоверной, а контакты — действующими. Это касается физических лиц, индивидуальных предпринимателей и компаний, независимо от формы собственности.
На сегодняшний день есть всего лишь одно исключение из правил. Регистрация не требуется, если иностранный гражданин ввез беспилотное устройство на территорию РФ, так как он является участником соревнований по авиамодельному спорту. Это временное пребывание БВС в России, связанное с конкретной целью и не попадающее под действие Постановления.
Новые правила регистрации беспилотников
19 марта 2023 года были внесены изменения в постановление Правительства РФ №658 от 25 мая 2023 г. Теперь минимальная масса БПЛА, подлежащего учету, составляет 150 г (в тексте предыдущей редакции нижний порог был 250 г). Максимальный вес остался без изменений — 30 кг. Владельцы БПЛА, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру в течение 60 дней (постановление начало действовать 29 марта — от этой даты идет отсчет).
Если вы приобрели БПЛА после 19 марта, вам, согласно Правилам, дается 10 дней для регистрации беспилотника. Срок отсчитывается с момента покупки товара или его ввоза на территорию России.
Способы регистрации
Поставить свой беспилотник на учет можно онлайн (на Едином портале государственных услуг и Портале учета беспилотных воздушных судов) или отправить заявление по почте.
Кому: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Куда: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2 (на конверте сделать отметку «Учет БВС»).
При регистрации нужно указать информацию о беспилотном летательном аппарате (в том числе его серийный номер) и об изготовителе, а также личные данные. Во всех случаях необходимо предоставить фотографию БПЛА.
Что касается личных данных, то их перечень зависит от того, в качестве какого субъекта вы выступаете.
- Вы — юридическое лицо. Нужно указать полное наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес и место нахождения.
- Вы — индивидуальный предприниматель. Нужно указать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства.
- Вы — физическое лицо. Нужно указать фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер, серию и дату выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства.
Также каждому субъекту необходимо предоставить номер телефона и адрес электронной почты.
Если вам нужна дополнительная информация по процедуре учета, вы можете позвонить в контакт-центр Федерального агентства воздушного транспорта. Их телефоны — 8 800 200-6-555 и 7 495 601-08-43.
Меры наказания
За управление БПЛА, не поставленным на учет или не имеющим опознавательного знака, предусмотрен штраф в размере от 2000 до 2500 рублей или лишение права управления БПЛА на срок до одного года (п. 5 ст. 11.5 КоАП РФ).
Все указанные требования не распространяются на беспилотные летательные аппараты, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию России для участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.
Ответственность за использование незарегистрированного дрона
Сам факт не предоставления данных для учета беспилотника, согласно действующим правилам, никаких последствий для собственника не несет.
Административным законодательством не предусмотрена ответственность за подобное правонарушение. Однако разрешение на полеты дрона получить без его регистрации не получится.
Игнорирование Федеральных правил использования воздушного пространства чревато штрафными санкциями:
- для физических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц эта сумма значительно больше, может составить от 250 до 300 тысяч рублей (либо деятельность приостановят сроком до трех месяцев, что естественно принесет дополнительные убытки).
И это только если не было преступного умысла, предусматривающего уголовное преследование и соответствующие меры наказания.
Например, запуск дронов в запрещенных зонах подпадает под квалификацию шпионажа, государственной измены с вытекающими для владельца беспилотника последствиями.
Если при наличии воздушного аппарата вы им не пользуетесь, волноваться о том, что он не поставлен на учет, нет повода.
Процедура учета бесплатная, ничто не мешает вовремя предоставить информацию, отправив заявление почтой.
Получение разрешения на полет дрона (бвс, бпла) в российской федерации.на примере калининградской области
Выражаю особую благодарность Алексею Алексеевичу Симановичу, начальнику РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за постоянную готовность помочь и предоставить необходимую информацию. Также хочется с большим удовольствием отметить высокий профессионализм, серьезное и внимательное отношение всех сотрудников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Два года назад я описывал процедуру получения разрешения на использование воздушного пространства в РФ для БПЛА. Ознакомиться данной статьей можно здесь.
Новая статья была построена на базе новейших данных и была дополнена различной полезной информацией. На мой взгляд, она будет полезна не только обычным владельцам радиоуправляемых игрушек, авиамоделей и аппаратов, но и должностным лицам, чиновникам, так как я собираюсь затронуть некоторые проблемные места в действующем законодательстве РФ, которые уже давно требуют своего решения.
Особое внимание я уделил теме фото и видеосъемки с воздуха. Мало кто подозревает, какой законодательный казус кроет в себе этот вопрос. Эта тема обсуждается в конце данной статьи.
Основная цель получения разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) для дрона, беспилотного воздушного судна (БВС) (радиоуправляемых авиамоделей), заключается в обеспечении безопасного ИВП — исключению возможности столкновения БВС между собой, с другими воздушными судами (ВС), падения их на важные объекты и просто на головы граждан.
Большинство серийно производимых дронов фирмы DJI имеют программное ограничение по высоте полета, равное 500 метров. Но это вовсе не исключает вероятности создания аварийной ситуации для гражданских и военных ВС, которые совершают взлет-посадку или полеты на высотах ниже этой отметки высоты.
Многие эксперты отмечают, что возможное столкновение пассажирского самолета с дроном гораздо опаснее, чем с птицей аналогичной массы, размера. Здесь учитывается склонность литий-полимерных батарей, которые используются в БВС, к мгновенному самовоспламенению при механическом повреждении, при горении которой, достигаются высокие температуры.
Это особенно важно в случае попадания частей БВС в поврежденный в результате столкновения фюзеляж, двигатель самолета, что может иметь серьезные последствия. Инженерные анализы на базе компьютерных расчетов показывают, что дрон с взлетной массой более 3 кг. способен нанести повреждения лопастям вентилятора ТРД самолета.
В этом смысле особенно важной является необходимость заранее исключить вероятность столкновения БВС в воздушном пространстве с различными ВС, с целью чего и оформляется разрешение на ИВП при действии которого, часть воздушного пространства выделяется одному пользователю, а другим воздушным судам запрещается нахождение в этой зоне.
Данная статья фактически представляет собой руководство пользователя по получению разрешения на ИВП в Российской Федерации для БВС. Здесь и далее по тексту используются разные термины и аббревиатуры, по сути обозначающие одно и то же – дрон, БВС (Беспилотное Воздушное Судно), БПЛА (Беспилотный Летательный Аппарат).
Основная часть статьи, фактически описывающая процесс получения разрешения на ИВП будет часто сопровождаться различными пояснениями и дополнениями, без которых невозможно изложить текст так, чтобы это было понятно читателю. Поэтому, в конце статьи, я кратко, по пунктам еще раз опишу всю необходимую процедуру получения разрешения на ИВП для двух случаев — для временного и местного режимов.
Для начала следует запомнить, что все без исключения дроны, радиоуправляемые модели и игрушки, БВС выполняют полёты:
1. При установленном для них временном или местном режиме использования воздушного пространства;
2. При наличии условий на ИВП, выданных на основании поданного пользователем плана полёта.
Существующие классы воздушного пространства никоим образом не оказывают на эти требования никакого влияния. Так же не существует никакого диапазона высот, в котором, якобы, можно летать не соблюдая эти два пункта. Для всех дронов, радиоуправляемых моделей, БВС установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок ИВП.
Для того, чтобы можно было законно воспользоваться любой радиоуправляемой авиамоделью на открытом воздухе (дроном, квадрокоптером, вертолетом, самолетом и т.д.) необходимо получение разрешения на ИВП. Подобные требования существуют уже как минимум 19 лет.
В течении нескольких лет многие СМИ упорно пытаются запутать своих читателей, осуществляя однобокую подачу информации и упорно умалчивая при этом о самых важных моментах. Речь идет о взлетной массе от 0,25 до 30 кг. включительно и более 30 кг., соответственно учете или регистрации БВС.
Фактически, многие СМИ занимались распространением бесполезной информации исходя из того, что акценты были сделаны вовсе не там где нужно.
Однако, на свои места всё ставит ст. 33 Воздушного Кодекса РФ, определяющая какие БВС подлежат регистрации, а какие учёту. В настоящее время не существует каких-либо правовых последствий за отсутствие у граждан учета/регистрации БВС. Государственная регистрация – попадание БВС в реестр гражданских воздушных судов, а разработкой системы учета все еще занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации.
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» планируется определить единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС. Государственная база данных о БВС будет вестись оператором учета в электронном виде.
За полет без разрешения на ИВП предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП (для физлиц штраф до 5 000 руб., до 50 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для юрлиц) и именно об этом следует беспокоиться всем владельцам радиоуправляемых авиамоделей, дронов, а не об отсутствии учета или регистрации БВС.
В качестве примера, будет рассмотрен мой случай получения разрешения на ИВП для личного БВС с целью осуществления высотных полетов (на высоту до 5 000 метров) возле города Калининград, в Калининградской области. На самом деле, независимо от высоты полетов БВС процедура оформления разрешения на полеты остается одинаковой. Есть небольшая разница при установлении временного и местного режима, но она несущественна. Об этом будет указано ниже.
Итак, вы планируете запускать свой дрон, БВС в каком-либо месте. Для начала, следует убедиться, что место планируемого взлета-полета-посадки БВС находится вне запретных зон и зон ограничения полетов. Для этого можно открыть сайт, который отображает актуальное состояние воздушного пространства РФ, аэродромы и зоны.
Нажатием первой слева кнопкой вверху, следует включить отображение запретных зон и зон ограничений полетов (вкладка «ЗОНЫ»). Выбрав нужную зону, можно увидеть в чьих интересах она была установлена и дополнительные сведения о ней, которые находятся в вкладках.
Наличие подобных зон можно увидеть и на специальной карте:
Имеется еще один вариант просмотра различных зон и другой информации, относящейся к воздушному пространству РФ, в том числе НОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации.
Сервис предоставляется межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан-владельцев воздушных судов AOPA.
В удобной форме можно видеть:
Границы зональных центров;
Границы районных центров;
Границы местных диспетчерских пунктов;
Границы аэропортов, аэродромов;
Границы районов аэроузлов;
Запретные зоны;
Опасные зоны (возможные артиллерийские стрельбы, падение частей ракет);
Зоны ограничения полетов, с указанием времени ограничения;
NOTAM (серия, тип, текст);
Воздушные трассы (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
Местные воздушные линии (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
База аэродромов (индекс, принадлежность, размеры и курсы ВПП, частоты радиосвязи).
Для просмотра всей этой информации, необходимо установить программу Google Earth. Далее, при запущенной программе следует запустить на исполнение файл ivprf.kmz (ссылка на файл в конце статьи). После этого в программе Google Earth слева появятся метки, относящиеся к воздушному пространству Российской Федерации (ВП РФ).
Если вы планируете совершать полеты БВС в пределах населенных пунктов, вам следует заранее получить разрешение от органа местного самоуправления на полеты БВС в данном городе, поселке и т.д. К сожалению, далеко не все должностные лица органов местного самоуправления знают о подобном требовании текущего законодательства и часто направляют незаконный отказ лицу, запросившему подобное разрешение, мотивируя это тем, что орган местного самоуправления «не занимается выдачей разрешений на полеты БВС».
пункт 49 «Постановление Правительства РФ от 11.03.2023 N 138 „Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“, который гласит „49. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.“
В моем случае полет совершается по двум точкам — западнее и севернее города Калининград, сразу за Большой Окружной дорогой, за пределами населенных пунктов, а значит разрешение от органа местного самоуправления не требуется. Я определился с географическими координатами каждой точки:
Для начала необходимо согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39. Внимание! В различных регионах действуют свои Районные и Зональные Центры и для того, чтобы определить к какому РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД вы относитесь, откройте карту с отображением структуры центров ЕС ОрВД.
В процессе согласования мне было сообщено, что для осуществления полетов БВС в заданных точках и в диапазоне заданной высоты, мне необходимо установление временного режима, а также согласование полетов с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», так как точки, где я собираюсь запускать свой дрон входят в район ответственности этого аэродрома (в этом смысле полезно иметь специальную карту, где указаны все эти зоны).
«При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.»
В пункте 137 ФП ИВП РФ указано:
Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:
е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.
Что касается местного режима:
Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности: г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.
В пункте 139 говорится:
«Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается.»
Так как мои точки полетов находятся в районе аэродрома Калининград «Храброво», открытого для выполнения международных полётов, то соответственно устанавливается временный режим.
Вам необязательно знать заранее, какой тип режима будет установлен — это вам сообщат в РЦ ЕС ОрВД на начальном этапе согласования полетов БВС. Однако, так как от этого зависят сроки подачи представления, то желательно разбираться и в этом вопросе.
Далее, так как мне было указано на необходимость согласовать свои полеты с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», я позвонил старшему штурману военного аэродрома и сообщил о своих намерениях произвести полеты в указанных точках, с указанием всех данных, сообщенных мною в РЦ ЕС ОрВД.
Мне было сообщено, что скорее всего в планируемые мною дни и время полеты авиации производиться не будут и я могу указать эти дни в подаваемых документах (представлении). Так как безопасность и обороноспособность страны являются высшим приоритетом, то естественно, что полеты БВС не должны создавать помех этим задачам.
Кстати говоря, если боевая тревога будет объявлена уже после того, как БВС был поднят в воздух, то владелец этого дрона будет обязан произвести посадку в кратчайшие сроки и уведомить об этом факте РЦ ЕС ОрВД. Естественно, что внешний пилот этого БВС будет обязан быть постоянно доступным для связи, например по мобильному телефону.
«При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал «Ковер», означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.»
Итак, полеты были предварительно согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск» и с РЦ ЕС ОрВД ( это в свою очередь означает согласование полетов с гражданским аэропортом «Храброво»).
Теперь необходимо составить Представление на установление временного режима (ВР). При составлении этого документа следует учитывать, что Представление на установление временного режима подается в Главный центр Единой системы (г. Москва) не менее чем за 5 суток до необходимого времени введения в действие режима, а Представление на установление местного режима в зональный центр Единой системы соответствующего города (для Калининградской области это Санкт-Петербург) не менее чем за 3 суток до необходимого времени введения в действие режима.
Существует Инструкция по по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений (приказ Минтранса России № 171). Этот документ определяет порядок и правила подачи Представлений, а так же, объём той информации, которая должна содержаться в нём.
«Ст. 6 Разработка временного режима главным центром Единой системы или местного режима зональным и региональным центрами Единой системы начинается с получения представления от пользователя воздушного пространства, которое содержит следующую информацию:
а) дата проведения мероприятия (не более трех основных и трех резервных дней) и вид деятельности;
б) при установлении временного или местного режимов для района проведения мероприятия:
— границы района, обозначаемые в системе географических координат (градусы, минуты, секунды), и диапазон используемых высот (метры);
— время начала и окончания мероприятия (всемирное координированное время);
— предлагаемые эшелоны для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения и в районах гражданских аэродромов, находящихся в границах района проведения мероприятия;
— предлагаемые ограничения в районах гражданских аэродромов (в случае, если деятельность по использованию воздушного пространства осуществляется в районе гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов);
— резервный эшелон для обеспечения безопасности полетов в особых случаях при проведении мероприятия;
в) при установлении временного или местного режимов для обеспечения полетов воздушных судов по маршруту (маршрутам):
— маршрут полета (маршруты полетов) воздушных судов шириной, установленной пунктом 28 Федеральных правил, с указанием пунктов маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды) для каждого из его участков, которые по своей длине эквивалентны участкам с полетным временем не более 25 минут;
— необходимый эшелон (диапазон эшелонов) для маршрута полета воздушных судов;
— рубежи набора высоты и снижения на маршруте полета;
— количество и типы воздушных судов;
— количество групп воздушных судов, дистанции и интервалы между группами воздушных судов;
— дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов;
— время пролета (всемирное координированное время) воздушным судном каждого пункта маршрута, при выполнении групповых полетов — время пролета каждого пункта маршрута воздушным судном, следующим первым из группы;
— участки маршрута полета воздушных судов с выключенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания;
— участки маршрута полета воздушных судов, на которых планируется создание помех средствам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, виды помех, типы средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, подверженных воздействию помех;
— время входа и выхода воздушных судов в воздушное пространство района гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов;
г) разрешения на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения, полученные в соответствии с Федеральными правилами;
д) данные о воздушных судах и аэродромах (вертодромах, посадочных площадках), с (на) которых разрешается их взлет (посадка) при проведении мероприятия;
е) порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) воздушных судов, участвующих в мероприятии, с указанием географического месторасположения пунктов управления, частот воздушной радиосвязи и порядка установления связи с ними;
ж) фамилия, имя, отчество, должность руководителя мероприятия и способ связи с ним;
з) фамилия, инициалы, должность лица, разработавшего представление на установление режима, и способ связи с ним.
Информация, указанная в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта Инструкции, должна учитывать максимальные отклонения материальных объектов от расчетной траектории движения с учетом правил эшелонирования, установленных Федеральными правилами.»
В тексте Представления указываем то что имеем мы — тип БВС, его название (модель, производитель), взлетную массу.
Далее, указываем дни, в которые планируется осуществлять полеты. Всего может быть указано не более трех основных и трех резервных дней (полезно на тот случай, если полеты могут сорваться в силу не зависящих от вас обстоятельств).
Затем указываем границы районов полетов: я всегда указываю радиусы полетов с учетом максимальных отклонений от расчетной траектории полета, это наиболее оптимальный вариант для меня, однако границы районов полетов могут описываться не только радиусами: например автономный полет БВС на большую протяженность и в этом случае описание границ должно включать не менее трех точек.
Полеты БВС могут также осуществляться и по маршруту и в этом случае следует указывать точки маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды). В случае описании зоны полетов в виде окружности указываются координаты центра каждой точки (градусы, минуты, секунды).
Далее следует указать абсолютную высоту — диапазон высот полета БВС. Здесь нам необходимо вычислить значение AMSL — Above Mean Sea Level – над средним уровнем моря. Для этого можно воспользоваться онлайн картами высот. Нам необходимо визуально выбрать центр каждой точки полета и записать значение.
В моем случае, уровень земной поверхности находится выше среднего уровня моря на 30 метров и запись в формате AMSL будет равна 30 — 5030 метров. Если уровень земной поверхности совпадает со средним уровнем моря, то диапазон высот будет равен от 0 до 5000 метров.
Затем указываем время полетов в стандарте UTC — всемирное координированное время. Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение UTC. Определить свое время можно просто набрав в поиске браузера «UTC время».
В ходе разговоров с диспетчерами ЕС ОрВД, вы вероятно не раз услышите слово «Гринвич». Стандарт UTC пришел на смену Гринвичу(GMT). В повседневной жизни, когда дробная часть секунд не важна, среднее время по Гринвичу (GMT) может рассматриваться как эквивалент UTC. Исходя из этого вы можете сказать например «Двадцать часов по Гринвичу» — вас сразу поймут.
В случае, если полеты проводятся в пределах запретных зон или зон ограничений полетов, следует указать разрешения, полученные в соответствии с Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Если же полеты проводятся вне таких зон, как в моем случае, то указываем это.
Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.
Затем указываем воздушные суда, на которые режим не распространяется: пилотируемый БВС, а также воздушные суда, вылетающие/прилетающие с/на аэродромы совместного базирования в зоне действия которых вводится временный режим для полета БВС.
Далее указывается информация, относящаяся к порядку управления полётами БВС, участвующих в мероприятии: указывается ФИО внешнего пилота БВС и его номер мобильного телефона для оперативной связи, ФИО руководителя мероприятия, ФИО разработавшего представление, цель полетов, контактные телефоны и ФИО должностных лиц, с разрешения которых будет осуществляться взлет, полет, посадка БВС.
Так как предстоящие полеты уже были в устном виде согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», то следует указать и это.
Во второй части представления указываем карту-схему полетов. Данные схемы отображают радиусы, маршруты планируемых полетов БВС прямо на картах Google, Yandex. Для составления таких карт-схем удобно пользоваться Yandex.Карты или Google Планета Земля.
Я обычно открываю Yandex.Карты, по координатам из представления на установление ВР нахожу центральную точку и с помощью инструмента «Линейка» выстраиваю прямую, в данном случае длиной 600 метров, так как запрашиваемый радиус равен 300 метров. Затем, сохраняю снимок экрана и в Paint рисую окружность на построенной прямой таким образом, что точка географических координат находилась в центре нарисованной окружности. Полученные графические файлы сохраняются и вставляются в файл представления на установление временного режима.
Последствия нарушения правил эксплуатации
Основной целью правил эксплуатации БПЛА является безопасность пользования воздушными аппаратами, управляемыми на расстоянии.
Владельца дрона (другого типа беспилотника), благодаря учету можно привлечь к ответственности.
Благодаря идентификации собственника воздушного судна, есть шанс предотвратить его столкновение с другими объектами в воздухе или на земле. Так, уполномоченные представители власти могут связаться с владельцем для координации траектории полета или посадки беспилотника.
Сотрудники правоохранительных органов и прочих государственных структур безопасности вправе, при отсутствии распознавательных знаков на дроне, его уничтожить, если:
- есть риска причинения вреда жизни и здоровью людей, нанести непоправимый ущерб;
- может быть угроза безопасности стратегическим объектам инфраструктуры;
- и тому подобное.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Фотовидеосъемка с воздуха
В рассматриваемой теме, помимо полетов БВС есть важный аспект, который требует рассмотрения — съемка с воздуха. В Российской Федерации только ежедневно производится несколько сотен вылетов БВС, дронов, радиуправляемых авиамоделей гражданского назначения, большинство которых оборудованы камерой для фото и видеосъемки.
Съемка с воздуха относится к авиационным работам. Даже если конечной целью съемки с воздуха является получение художественных снимков, это не исключает возможности получения геопространственных сведений, отнесенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года, №1203 к государственной тайне.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с текущим законодательством, для проведения подобных съемок требуется:
После завершения съемки, заснятый материал передается региональное УФСБ для рассекречивания для последующего использования в открытом доступе.
Я отправлял запросы в Генштаб ВС РФ и Управление ФСБ РФ для получения разрешений на проведение воздушных съемок с целью получения художественных снимков и видеозаписей (закаты, восходы солнца, исторические объекты, съемка дикой природы, животных с воздуха) и мне было сообщено, что для получения разрешения на подобные съемки требуется наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В данном случае возникает существенная проблема, так как исходя из существующих правил, подобную лицензию требуется иметь каждому владельцу квадрокоптера, радиоуправляемого самолета, летающего крыла, планера, вертолета, в том числе игрушек из «Детского Мира» и т.д., исходя из того, что даже на так называемых «карманных» дронах небольшого размера уже установлена камера для фото и видеосъемки.
Учитывая огромное количество владельцев радиоуправляемух авиамоделей в РФ, а также существующую сложность в соответствии и получении лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, даже теоретически невозможно обеспечить требуемые условия.
На мой взгляд, сложившаяся за многие десятилетия ситуация требует разрешения, так как в настоящее время обычный гражданин не может выполнять авиационные работы в соответствии с требованием закона, из-за того что для этого не были созданы необходимые условия, но в то же самое время любой гражданин имеет возможность получать разрешение на использование воздушного пространства в РФ для БВС, дрона, радиуправляемых авиамоделей.
Так как правовой статус съемки с дронов вообще никак не освещается в СМИ, а законодательство не вносит ясности в этот вопрос, то при осуществлении воздушной съемки каждому владельцу БВС, радиоуправляемой авиамодели фактически приходится руководствоваться лишь доводами собственного разума, что на мой взгляд является недопустимым.
Повсеместное внедрение дронов, БВС в нашу жизнь в последние годы лишь усугубило проблему. Количество совершаемых полетов увеличилось многократно, причем основными исполнителями таких полетов стали люди, не имеющих знаний, навыков, практического опыта в авиамоделировании и конструировании летательных аппаратов.
Еще 8-10 лет назад, многороторные БВС вертикального взлета, дроны были лишь доступны людям, имеющим знания и опыт в таких сферах как электроника и механика. Заводские, серийные изделия, которыми сейчас с избытком заполнены многие интернет-магазины еще отсутствовали.
Необходимость познаний в различных областях науки, аэродинамики, электроники для постройки собственного летательного аппарата естественным образом отсекала ту многочисленную часть людей, для которых в наши дни дроны стали лишь своеобразным гаджетом.
Отношение к дронам как к гаджетам, игрушкам получило свое естественное развитие — количество летных происшествий по вине человеческого фактора увеличилось многократно. К счастью и лишь по случайности, в большинстве случаев это пока не затрагивает интересы третьих лиц.
Исходя из того, что каждый владелец БВС, радиоуправляемой авиамодели принимает самостоятельное решение о целесообразности съемки того или иного объекта ввиду отсутствия каких-либо конкретных правил съемки, учитывающих нынешнюю ситуацию с дронами в стране, это решение порой может быть ошибочным, неправомерным с точки зрения законодательства.Для избежания подобных проблем, достаточно руководствоваться подобными принципами: