Роботизированная трансмиссия (РКПП) и принцип работы коробки – робот

Роботизированная трансмиссия (РКПП) и принцип работы коробки - робот Лодки

Описание

Сорок лет назад, в 1969 году старший инженер компании Yaskawa Electric Тецуро Мориа придумал новый термин — «мехатроника». Термин состоит из двух частей — «меха», от слова механика, и «троника», от слова электроника. Одно из определений этого термина следующее:

«Мехатроника это новая область науки и техники, посвященная созданию и эксплуатации машин и систем с компьютерным управлением движением, которая базируется на знаниях в области механики, электроники и микропроцессорной техники, информатики и компьютерного управления движением машин и агрегатов».

Что в итоге

Как видно, перед покупкой автомобиля с коробкой-робот рекомендуется заранее изучить все особенности установленной на него КПП. Важно понимать, что некоторые мелкие нюансы можно устранить путем перепрошивки (замена ПО на более свежие версии) и адаптации, однако в значительной степени улучшить работу такой КПП не получится.

Если приобретается подержанный автомобиль, нужно быть готовым к тому, что уже в данный момент или в скором времени могут быть необходимы серьезные вложения (замена сцепления, масла КПП, актуаторов и т.д.).

В случаях, когда преселективная коробка – робот начала сильно дергаться, коробка DSG переключается с ударами, рывками или с задержками, нужно помнить, что ремонт может по стоимости превысить 1/3 от общей средней цены всего подержанного авто на вторичном рынке.

Что такое роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка передач (РКПП, или робот) — это часть трансмиссии транспортного средства. Иногда ее путают с автоматической коробкой, но они отличны друг от друга. РКПП состоит из механической КПП, автоматических переключателей электрического или гидравлического типа (актуаторы) и блока управления этими переключателями (ЭБУ). То есть сама коробка — механика, автоматическим является только управление ее работой.

Смотрите про коптеры:  Дистанционное управление компьютером через Bluetooth на примере SE W700i

Для водителя РКПП выглядит почти как АКПП. Под рукой нет рычага переключения скоростей (на некоторых моделях вместо него ручка селектора), а под ногами — педали сцепления. Во время езды передачи переключаются в автоматическом режиме.

Easytronic

Роботизированные технологии впервые начал использовать Опель. Компания выпустила коробки Easytronic. Разработчики считали, что новинка заменит собой автоматические коробки, которыми оснащены автомобили, продаваемые в Европейских странах. Но этого не произошло. Разработанные агрегаты сегодня устанавливаются лишь на Corsa.

Существует ряд нюансов, которые не позволяют ставить РКПП на остальные машины. Во-первых, их технология очень похожа на МКПП. Во-вторых, переключение скоростей возникает резко. В-третьих, отсутствует интеллектуальная система. Таким образом, «робот» не дает водителю ехать так, как хочется.

Multimode

Коробка Multimode была создана компанией Тойота. Она обладает двумя сцеплениями, поэтому функционирует лучше, чем механика и автомат. Основными преимуществами является экономичность, комфорт и простота.

Данная модель коробки считается универсальной. Она применяется с разными типами двигателя. Однако у РКПП есть ограничения – она несовместима с внедорожниками. Под каждый двигатель настраиваются индивидуальные настройки.

Японский производитель грамотно «настроил» свою продукцию. При любых настройках двигатель работает слаженно и без частых поломок.

Актуальность коробки в россии

Автомобили с коробками-роботами у наших автолюбителей пользуются хорошим спросом. Опросы показывают, что доля россиян, готовых купить авто с РКПП, колеблется в пределах 15-20%. При этом надо отметить, что доля желающих пользоваться классическим автоматом все же в 2 раза выше.

В крупных городах платежеспособные слои населения выбирают АКПП из-за более комфортной езды и гораздо меньших проблем, связанных с эксплуатацией в условиях частых пробок на дорогах. Притом цены на автомат и хороший преселективный агрегат находятся на одном уровне.

Как она работает

Механической коробкой передач, снабженной диском сцепления с маховиком двигателя, управляет робот. Алгоритм, заложенный разработчиками в ЭБУ, реагирует на показания датчиков, подавая команды сервоприводам.

Это выглядит так:

  • водитель давит на педаль газа;
  • повышаются обороты двигателя, автомобиль ускоряется;
  • по достижении заложенных в программу значений срабатывают актуаторы сцепления и вилки переключения;
  • происходит включение повышенной передачи.

Если водитель продолжает ускорение, то на следующих запрограммированных оборотах двигателя и скорости движения ЭБУ снова подает сигнал и актуаторы опять переключают передачу.

По тому же принципу во время торможения передачи переключаются с высоких на пониженные. Высокопродуктивные процессоры позволяют создавать сложные программы, имитирующие поведение человека в разных ситуациях. И чем они сложнее, тем динамичнее и комфортнее езда.

Недостатки

Производители считают, что РКПП в скором времени заменят другие виды коробок. Но это произойдет еще через пару тройку десятков лет, поскольку роботы до сих пор имеют существенные недостатки.

АКПП робот принцип работы не такой плавный, как у автоматики. Во время движения машина «дергается», создавая водителю дискомфорт. Переключения передач также слегка затянуты.

Ресурс актуаторов и сцепления довольно низкий. Стоимость актуаторов высокая, а ремонтопригодность – сомнительная. В случае поломки придется менять актуатор на новый, а не чинить сломанный. При этом не каждая СТО возьмет на себя ответственность проводить ремонтные работы.

Что касается стоимости, то машины с коробкой-роботом на гидравлике стоят столько же, сколько авто с автоматической КП. Цены также приближены к обслуживанию.

Особенности ркпп

Работа коробки
Работа роботизированной коробки передач.

Приводы переключения скоростей на роботах оснащаются либо электрическими моторчиками, либо поршневой гидравлической системой. Но выполняют они одну и ту же задачу — передвигают синхронизаторы шестеренок вторичного вала и выжимают сцепление.

Главное отличие в том, что гидравлика работает быстрее и мягче. Но она более дорогая в производстве, поэтому такими РКПП снабжены в основном автомобили высокого класса. Самой востребованной является DSG от немецкого концерна Volkswagen.

ЭБУ для коробок делают и отдельным, и совмещенным с блоком управления ДВС. Последний вариант наиболее целесообразен, если алгоритм управления робота учитывает показания тех же систем, что и управление двигателем, например ABS или ESP.

Плюсы и минусы

Широкое распространение роботизированные коробки передач получили благодаря своим достоинствам. Однако у них есть и недостатки, о которых лучше знать до покупки автомобиля, чтобы быть к ним готовым.

Преимущества:

  1. Время разгона до 100 км/ч при аналогичности других параметров почти не отличается от времени разгона на ручной коробке.
  2. Расход топлива сопоставим с расходом на автомобилях с РКПП и до 30% ниже, чем на моделях с автоматическими коробками.
  3. Диск сцепления изнашивается медленнее, чем при ручном переключении.
  4. Робот работает аккуратнее человека, поэтому валы и шестерни коробки будут изнашиваться меньше, а служить дольше, чем в ручной механике.
  5. Стоимость ремонта и обслуживания в среднем ниже, чем у АКПП.

Отрицательные моменты:

  1. Во время движения при включении скоростей могут ощущаться рывки и дерганье.
  2. Алгоритм, заложенный в ЭБУ, не обладает реакцией человека на ситуации, возникающие во время движения. Поэтому могут возникать ошибки, когда необходимо экстренно разогнаться или затормозить.
  3. Роботу для принятия решения нужны более «длинные» передачи, а для сохранения динамики при этом необходим более мощный двигатель.
  4. Если нет системы помощи при подъеме, то во время начала движения «в гору» возможен откат автомобиля назад.
  5. Невозможность «прошивки» блока управления. Алгоритм переключения передач — это разработка производителя, которая корректировке не подлежит.
  6. Движение в пробках плохо сказывается на узлах и механизмах коробки, приводя их к раннему разрушению.

Полезные советы

Напоследок некоторые рекомендации по эксплуатации и обслуживанию роботизированной коробки.

Такая коробка «не терпит» резких нажатий на педаль газа, поэтому лучше осуществлять движение в спокойном режиме. Даже при необходимости ускориться — лучше жать на акселератор плавно, при этом стоит перейти в ручной режим. А при торможении следует наоборот – переходить в автоматический режим.

Особенностью РКПП является наличие небольших толчков при переключении передач. От них можно избавиться достаточно просто – при переключении передач сбрасывать обороты двигателя, то есть действовать по аналогии с обычной механической коробкой.

Наличие ручного режима позволяет даже выполнять выезд «враскачку» в случае, если авто застряло в сугробе. Но при этом на пользу КПП это не пойдет, так как буксовать на РКПП не рекомендуется, это может привести к декалибровке исполнительных механизмов. Поэтому застрявшее авто все же лучше извлекать с привлечением сторонней помощи.

Обязательно при каждом ТО делать инициализацию и проводить диагностику состояния РКПП, что позволит устранить все неисправности коробки еще на раннем этапе.

Есть и другие мелкие особенности таких коробок, которые зависят от изготовителя. Ими лучше сразу поинтересоваться, чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений с эксплуатацией роботизированной коробки.

Преимущества

Разобравшись, как работает роботизированная коробка передач, водители понимают, что это действительно инновационное решение. Например, компания VAG внедряет такие КП на автомобили марок Шкода, Ауди, Порше и т.д. Роботизированной системой также оснащают некоторые модели Форд и Хонды.

По сравнению с другими коробками, роботы имеют следующие плюсы:

галочкагалочкагалочкагалочкагалочка

Автомобиль, оснащенный РКПП, по стоимости будет ниже, чем тот, что оснащен автоматом. Кроме этого, во всех вариациях роботизированного агрегата присутствует функция самостоятельного переключения передач.

Преимущества и недостатки роботов в сравнении с другими коробками-автомат

Итак, чтобы понять, чем роботизированная коробка отличается от аналогов, нужно рассмотреть ее особенности, устройство и принцип работы. Начнем с того, что основным преимуществом любого автомата по сравнению с механикой является комфорт, так как водителю не нужно самостоятельно переключать передачи при езде. При этом каждая из автоматических трансмиссий справляется с этой задачей, но имеются отличия.

Так вот, если коротко, самой комфортной КПП на сегодня является бесступенчатый вариатор CVT, затем можно выделить «классическую» гидромеханическую АКПП и роботы DSG/Powershift, а уже в конце списка в плане комфорта находится коробка-робот с одним сцеплением.

При этом, как уже было сказано выше, каждый тип КПП имеет свои сильные и слабые стороны. Теперь давайте рассмотрим коробку передач робот более подробно.

  • Изначально такая коробка была разработана еще на заре автомобилестроения, однако целый ряд проблем и отсутствие технологий не позволили в те годы создать агрегат, который имел бы возможность составить конкуренцию набирающим популярность гидромеханическим АКПП.

Однако от такой идеи не отказались, в результате чего благодаря современным технологиям сравнительно недавно появились коробки-роботы. Если просто, КПП робот представляет собой обычную механику, однако работой сцепления и процессом переключения передач управляют отдельные сервомеханизмы вместо водителя.

Преимущества по сравнению с АКПП и вариатором очевидны: проста конструкции и дешевизна производства, возможность установки такой трансмиссии в паре с любыми двигателями, доступное обслуживание, неплохая ремонтопригодность. Также следует отметить сниженный расход топлива и повышенную благодаря этому экологичность.

Прежде всего, пострадал комфорт. На однодисковых РКПП (с одним сцеплением) рывки, задержки, провалы при понижении и повышении передач являются нормой. Получается, в плане комфорта этим агрегатам очень далеко до АКПП или CVT. Еще одним слабым местом роботов оказались сами сервомеханизмы (сервоприводы, актуаторы).

Чтобы было понятно, устройство представляет собой электромотор с редуктором и исполнительный механизм, также возможна установка гидравлических актуаторов (в зависимости от той или иной коробки). Так вот, данные элементы имеют небольшой срок службы (около 80-100 тыс. км.), зачастую плохо поддаются ремонту и достаточно дорогие.

Естественно, конкурировать с другими автоматами такие РКПП не способны. Главное их преимущество — доступная цена, что позволяет активно оснащать данными КПП бюджетные авто без значительного увеличения себестоимости самого автомобиля.

  • С учетом таких недостатков производители сравнительно недавно представили еще одну версию роботизированных коробок передач — преселективный робот с двойным сцеплением. Наиболее известным типом является DSG от Volkswagen.

Такая коробка  представляет собой условно две механические КПП в одном корпусе (одна с четными, другая с нечетными передачами). Агрегат имеет уже два сцепления, что позволяет переключать передачи за доли секунды.

Хотя ресурс и надежность таких КПП выше, чем у однодисковых аналогов, слабым местом все равно принято считать узлы сцепления, а также возникает ряд проблем с исполнительными механизмами, мехатроником и т.д. Ремонт таких коробок также является очень дорогим.

При этом роботы, как с одним диском, так и с двойным сцеплением, являются менее надежными по сравнению с МКПП. Это значит, что на такой коробке все равно не рекомендуется буксовать, перевозить тяжелые грузы, буксировать прицеп, активно ездить по бездорожью и т.д.

Другими словами, преселективный робот является симбиозом механики и классического автомата со всеми вытекающими последствиями. Хотя гидротрансформатор (ГДТ) отсутствует, чувствительный, сложный в ремонте и дорогой гидроблок никуда не делся. Также следует отметить и большое количество датчиков и электроники, которая также не отличается надежностью.

Признаки неисправности

Поломки роботизированной коробки подразделяются на механические и электронные. Первые возникают в процессе эксплуатации, а вторые – при сбоях в электронике.

Внешние «симптомы» неисправностей:

восклицательный знаквосклицательный знаквосклицательный знаквосклицательный знаквосклицательный знак

Электронные поломки встречаются чаще, чем механические. К последним относят изношенность вилки выбора передач, а также гул подшипников качения. Ремонт электроники заключается в перепрошивке ПО или в замене всего устройства.

Режимы работы

Управление водителем коробкой передач сводится к выбору режима селектором:

  1. Нейтраль обозначается «N». В этом режиме двигатель работает, но крутящий момент на колеса не передается. Включать перед началом движения, после остановки, при длительной стоянке.
  2. Движение вперед обозначается «А/М», «Е/М» или «D». Включив этот режим, отпускают педаль тормоза и нажимают педаль газа. Машина движется вперед, автоматически переключая скорости в зависимости от ускорения или торможения.
  3. Ручное управление обозначается «М». Автомобиль движется вперед, водитель самостоятельно переключает скорости, нажимая подрулевые лепестки или селектор в положения « » или «-». При этом переключение происходит только на одну ступень.
  4. Движение задним ходом обозначается «R». Выбрав этот режим, можно ехать назад.
  5. На некоторых РКПП возможно наличие режимов «зимний» и «спортивный».

Есть также и свои особенности при езде, к которым водитель должен привыкнуть, иначе будет попадать в неприятные ситуации.

Это следующее:

  1. Езда в автоматическом режиме подразумевает дороги с хорошим твердым покрытием. Заехав летом в грязь, а зимой в рыхлый глубокий снег, рискуете забуксовать. Алгоритм станет выдавать ошибочные команды, и передачи будут включаться некорректно. Такие ситуации повышают износ деталей и механизмов, что увеличивает риск поломок.
  2. Педаль газа нужно нажимать плавно, ни в коем случае нельзя ее давить в пол. Нужно следить за оборотами двигателя, фиксируя моменты переключения скоростей, и избегать перегазовки.
  3. Если на авто отсутствует функция помощи при трогании в подъем, нужно поступать так же, как при пользовании ручной КПП, — использовать стояночный тормоз для предотвращения отката назад.
  4. При длительных остановках (больше 60 секунд) на запрещающий сигнал светофора или в пробке нужно переключать селектор в положение «нейтраль».
  5. Для длительной остановки на парковке сначала переводят селектор в «нейтраль», затем включают стояночный тормоз, после чего отпускают педаль тормоза и глушат двигатель.
  6. Каждый производитель указывает, с какой частотой по пробегу нужно проводить перекалибровку ЭБУ (ее еще называют инициализацией или обучением). Это нужно делать из-за износа диска сцепления. Следует проводить процедуру каждые 10000-15000 км.
  7. Зимой, при низких температурах воздуха, прогрев коробки занимает ровно столько времени, сколько его потребуется на прогрев двигателя.

Роботизированная коробка переключения передач

Своевременное обслуживание
роботизированной КПП  позволяет продлить
срок службы комплекта сцепления, обеспечив
пробег 60-70 тыс.км  и более. Чтобы роботизированная
 КПП служила долго, необходимо при текущем
 сервисном обслуживании (через каждые
10-15 тыс.км) проводить адаптацию алгоритма
работы робота к степени износа диска
сцепления.

Адаптация робота –
это сложный поэтапный процесс,
при котором электроника машины
заново (с нуля) изучает крутящий
момент двигателя, учится переключать 
передачи, выжимать сцепление и плавно
трогаться с места. Процесс адаптации 
выполняется при помощи программного
сканера, в него входит 3 этапа:

– Гидравлическая прокачка
сцепления (удаление воздуха из системы),
настройка модуля ТСМ. На этом этапе меняется
тормозная жидкость.

– Обучение исполнительных
моторов, на этом этапе дилерский сканер
обучает “робот” переключать передачи,
с первой на вторую, со второй на третью
и.т.д.

– На последнем этапе
адаптации дилерский сканер уже на заведённую
машину “дружит” сцепление (модуль
ТСМ) с исполнительными моторами, которые
отвечают за переключение передач. Машина
пытается тронуться, плавно подводится
сцепление, включаются передачи.

Основным прибором
предназначенным для диагностики 
роботизированных КПП является програмный
автосканер.

Автосканер это программно
аппаратный комплекс предназначенный
для

Различают два вида сканеров:

  • Мультимарочный сканер – универсальный автосканер предназначенный для нескольких марок автомобилей;
  • Дилерский сканер – автосканеры привязанные к киким то конкретным маркам и моделям автомобилей (чаще всего их используют официальные авторизованные дилеры);
  • Сканеры на базе ПК – автосканер сочетающий в себе базу персонального компьютера, адаптера и дигностического программного обеспечения

Рисунок 7. Автосканер
на базе ПК фирмы Durametric предназначенный
для диагностики автомобилей
Porsche c 1992-2007 год. Поддерживает диагностику
систем роботизированных КПП.

Рисунок
8. Мультимарочный автосканер Launch Х-431 IV. Поддерживающий
в том числе диагностику систем РКПП.

Адаптер для динамометрического
ключа

Данный инструмент представляет
собой адаптер для динамометрического
ключа и применяется при процедурах
измерения нагрузки первичного, вторичного
валов и вала дифференциала главной 
передачи.

Специальный адаптер предназначен
для заправки масла в РКПП автомобилей.
Модификация автоматической трансмиссии,
под которую разработан адаптер это 722.9.
Адаптер оснащен быстроразъемным соединением
с клапаном, что позволяет контролировать
уровень масла в РКПП. Данный адаптер можно

Бачок для заправки масла 
в АКПП

Специальное приспособление
VAG1924 для заправки трансмиссионного
масла в РКПП автомобилей VAG группы с коробками
AG4, 4HP18, 5HP18.

Емкость для замены жидкостей
8.5L

Специальная емкость объемом
8,5 литров предназначена для замены
технических жидкостей, например масла 
автомобильного двигателя. Для работы
с данным устройством требуется 
только подвод сжатого воздуха.

Втулка для монтажа 
подшипника вала РКПП

Монтажная втулка 49 727 415 используется
для сборки приводного вала РКПП и представляет
собой специальное приспособление. Основное
предназначение упростить монтаж и подшипника
вала, а также предохранить корпус подшипника
от воздействия излишнего давления, которое
может повредить рабочие поверхности.

Своевременная замена
масла и маслянного фильтра в коробке
передач так же является одной из основных
процедур необходимых для нормальной
работоспособности КПП.

Для правильной и 
долговечной работы роботизированной
КПП в условиях Российских дорог: пробок,
жесткого климата – рекомендуется заливать
полусинтетические масла с вязкостью
75W-90. Это всесезонное полусинтетическое
трансмиссионное масло для смазывания
трансмиссий легковых автомобилей.

– ТNK Trans KP Super 75W-90

– Castrol TAF-X 75W90

– Shell Transaxle Oil 75W90

– ESSO GEAR OIL GX 75W-90

Основные 
этапы проверки РКПП. Виды методы и
параметры диагностирования

Предмет проверки

Комментарий

Состояние уровня масла

Проверка уровня масла в коробке (при наличии щупа) относится к профилактическим
работам, призванным предотвратить преждевременный
износ элементов и выход из строя РКПП.
Следует помнить, что смазка также имеет
свой ресурс и нуждается в периодической
замене. Помимо масла, в периодической
замене нуждается и масляный фильтр, у
которого также имеется свой ресурс.

Внешний осмотр

В процессе эксплуатации автомобиля
возможны внешние повреждения коробки 
передач. Например, от удара подскочившего 
камня или если вы задели днищем
неровное дорожное полотно. В таком 
случае следует провести внешний 
осмотр целостности корпуса РКПП. Это поможет обнаружить сколы, трещины
и т.д. Кроме того, внешний осмотр помогает
выявить протечки масла, оторвавшееся
крепление и тому подобные неприятности.

Изучение корпуса трансмиссии 
на предмет потеков трансмиссионного
масла

Если после стоянки авто вы обнаружили
лужицы маслянистой жидкости, у вас 
появился повод для вызова мастера,
который проведет изучение корпуса 
трансмиссии на предмет потеков 
трансмиссионного масла. Своевременная 
диагностика поможет предотвратить 
серьезную поломку оборудования
автомобиля.

Плавность переключения передач

В идеально работающей РКПП отмечается плавность переключения
передач. Если для плавной езды в автомобиле
с механической коробкой многое зависит
от мастерства водителя, то в авто с РКПП
нарушения плавности может свидетельствовать
о неисправности. Зачастую определить
характер поломки можно по специфической
работе коробки.

Наличие рывков

О нарушении функционирования коробки 
переключения передач говорит и 
наличие рывков при движении автомобиля.
Они могут проявляться как 
при трогании с места, так и 
в процессе движения. Хотя могут 
быть и другие причины неравномерности 
хода, например, неисправность топливной 
системы или системы зажигания.
Отыскать поломку поможет мастер
с нужным оборудованием.

Тест-драйв

Некоторые неисправности можно 
выявить, проехавшись на автомобиле.
Для опытного специалиста не составит
труда обнаружить какие-либо отклонения
в работе авто. Тест-драйв в обязательном
порядке необходим в случае покупки 
подержанного автомобиля. Он покажет 
настоящие ходовые качества авто,
выявит возможные неисправности. В 
комплексе с другими мерами по
диагностике, тест-драйв поможет 
оценить реальное состояние машины,
сделать осознанный выбор и избежать
дорогостоящего ремонта в будущем.

Причины неисправностей
и основные факторы влияющие на долговечность

1.Отказ насоса

Данная неполадка 
может быть связана как с выходом 
из строя, как самого насоса, так 
и с проблемами электропроводки,
либо управляющего реле.

При этом передачи
не переключаются, а в том случае,
если в настоящий момент включена
какая-либо передача, завести ДВС 
также не возможно.

Устраняется данная
неисправность либо заменой электронасоса,
либо ремонтом электропроводки.

2.Течь жидкости

Течь жидкости, как 
правило, наблюдается либо в местах
гидравлических соединений, либо из сопуна
задней крышки робота, в результате
чего давление в системе падает ниже
42 бар, что приводит к последствиям
аналогичным тем, что случаются 
при выходе из строя электронасоса.

Данная неполадка 
устраняется заменой негерметичных 
уплотнений, шлангов, прокладок, либо задней
крышки робота.

3.Выход из строя 
датчика положения выбора селекторов 
или привода сцепления

В результате поломки 
одного из резистивных датчиков положения 
привода селекторов КПП или сцепления 
перестает включаться одна либо несколько 
передач, либо передачи включаются, однако
на табло приборов выводится сообщение 
об ошибке. Выход из строя датчиков
может привести и полному отказу.
Данная неисправность устраняется заменой
неисправного датчика на новый.

4.Выход из строя 
гидроаккумулятора

Гидроаккумулятор 
представляет собой герметичную 
металлическую грушеподобную емкость 
с резиновой мембраной внутри.
При обрыве мембраны гидроаккумулятор
перестает поддерживать давление в 
системе, что приводит к частым включениям
электронасоса (примерно каждые 2 – 3 секунды 
менее чем на 1 секунду), и периодическим 
пропускам включения передач, а 
также сбрасыванию передачи на «N».
В результате возможен выход из строя 
электронасоса.

5.Неправильная регулировка 
штока привода сцепления

В зависимости от
степени износа комплекта сцепления 
меняется и ход штока привода 
сцепления, в результате чего появляется
т.н. недовыжим сцепления, что в 
свою очередь приводит к таким 
проблемам, как пропуски включения 
передач, скрежет при переключении
(обычно при переключении на пониженную
передачу), а зачастую и полный отказ
системы. Данная проблема решается простой
регулировкой штока привода сцепления
и последующей калибровкой всей системы.

6.Неисправность 
электрогидравлического клапана 
системы

Электрогидравлические
клапана системы, хотя и являются достаточно
надежными узлами системы, тоже могут
выйти из строя. Их неисправности бывают
2х видов: 1 – электрическая; 2 – гидравлическая.
В первом случае Клапан просто перестает
работать, а в результате и вся система.
Во втором случае все намного сложнее.
Такая неисправность вызывает как наличие
постоянного давления в одном из контуров
гидроблока, так и преждевременное падение
давление в нем. Данная неисправность
может привести как к полному выходу системы
из строя, так и к ее неправильной работе
(к примеру «самосрабатыванию механизма
сцепления» – эффект отжатого сцепления
при трогании с места…). В любом случае,
проблема устраняется заменой неисправного
клапана на заведомо исправный, с последующей
калибровкой системы.

7.Неисправность 
концевого выключателя педали 
тормоза

В связи с тем,
что включение задней и первой
передачи может быть осуществлено лишь
при нажатой педали тормоза, выход 
из строя концевого выключателя 
педали тормоза, приводит к невозможности 
включения передач. Эта проблема
может привести к дальнейшей раскалибровке
системы и полному выходу ее из строя.

Для ее решения достаточно
просто заменить неисправный концевой
выключатель педали.

8.Раскалибровка 
системы

Часто возникающей 
проблемой является самораскалибровка
системы. Данная неисправность, часто
бывает вызвана текущими мелкими неисправностями,
такими как: неисправность ламп стоп-сигнала,
неправильно отрегулированный шток привода
сцепления, временные сбои работы одного
из датчиков, ослабление крепления робота,
неисправность концевого выключателя
педали тормоза, нестабильное давление
в гидросистеме, перепады напряжения электросети,
неисправность датчика положения коленвала
ДВС, неисправность дросильного узла,
неисправность системы ABS, неисправность
системы впрыска топлива, и т. д.

Результатом такой 
неисправности, как правило, является
полный выход системы из строя (система
не выдает ошибок, но и не реагирует на
перемещение рычага переключения).

Данная неполадка 
устраняется в 2 этапа:

1. устраняются все 
текущие неисправности системы, а также
сопряженных с ней бортовых систем;

2. система калибруется
специальным диагностическим оборудованием
см. Стр. 12, 13.

9.Внешние неисправности

Работоспособность
системы РКПП тесно связана с работой
других бортовых систем автомобиля. Устранение
данной неисправности может оказаться
довольно-таки сложным процессом. Для
этого необходимо будет произвести комплексную
диагностику сопутствующих бортовых систем,
а также коммутации, соединяющей их с системой
РКПП, а затем устранить обнаруженные
неисправности.

10.Внутренние неисправности 
КПП

В связи с тем,
что гидроблок системы РКПП напрямую
связан со штоком привода селекторов КПП,
его правильная работа целиком и полностью
зависит от положения этого штока. К сожалению,
при съеме/установке КПП или самого гидроблока,
а также просто в процессе эксплуатации
КПП, зачастую отламывается «ушко» крепления
штока привода селекторов, либо изнашиваются
опорные поверхности штока, что в свою
очередь ведет к изменению его положения,
и как следствие, возникают проблемы с
включением передач. К примеру, задняя
передача может периодически включаться
только «из первой», т.е. для того чтобы
включить заднюю передачу, необходимо
сначала включить первую передачу, а затем
уж заднюю. К сожалению, данная проблема
не устраняется восстановлением «уха»
крепления штока, поскольку точно восстановить
его в не заводских условиях невозможно.
В данном случае необходимо либо заменить
корпус КПП, либо всю КПП, или же изменить
положение робота системы так, чтобы включение
всех передач проходило бес сбоев.

Периодичность обслуживания
РКПП (на примере автомобиля Mitsubishi Outlander
XL)

– Проверка уровня масла в коробке
передач каждые 10 000 км пробега;

– Проверка уровня масла в дифференциалах
и раздаточной коробке каждые 10 000 км пробега;

– Замена масла и масляного фильтра
коробки передач каждые 30 000 км –пробега
или через два года (что наступит ранее);

– Замена масла в дифференциале
(заднем мосту) и раздаточной коробке каждые
30 000 км пробега или через два года (что
наступит ранее);

– Проверка валов трансмиссии
каждые 10 000 км пробега;

Техника безопасности
и охрана окружающей среды 

Создание безопасных условий 
труда должно быть определяющим в 
любой сфере производственной деятельности
человека. И тем более там, где 
работа связана с повышенной опасностью
для здоровья человека.

В России существует государственная 
система стандартов безопасности труда,
устанавливающая общие требования
безопасности работ (ГОСТ 12.3.017–85), которые 
проводятся на автотранспортных предприятиях,
станциях ТО и специализированных центрах 
при всех видах технического обслуживания
(ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых
и легковых автомобилей, автобусов,
тягачей, прицепов и полуприцепов (далее 
автомобилей), предназначенных для 
эксплуатации на дорогах общей России.

За обеспечением безопасных
условий труда ведут наблюдение
прокуратура, госсанинспекция, гортехнадзор,
пожарная инспекция и другие службы
госудаственного контроля. Ответственность 
за выполнение всего объема задач 
по созданию безопасных условий труда 
возлагается на руководство автотранспортного 
предприятия в лице директора 
и главного инженера.

Устройство сцепления в роботе

Роботизированные коробки по методу взаимодействия с двигателем бывают двух типов:

  • однодисковые;
  • двухдисковые (используют два сцепления, включаемые попеременно).

Однодисковая коробка ничем не отличается от механической. В ней есть первичный и вторичный валы.

Первичный соединен с диском сцепления. Вторичный вал передает крутящий момент непосредственно на колеса. Оба вала взаимодействуют посредством шестерней разного диаметра. Переключение происходит в тот момент, когда выбранная для нужной передачи шестерня на вторичном валу блокируется.

Двухдисковые имеют два ведущих первичных вала, каждый из которых соединен со своим диском сцепления. Один вал отвечает за четные передачи, а второй — за нечетные и заднюю. Такое техническое решение позволило делать включение выбранной передачи более плавным.

Синхронизаторы приводов работают попеременно. В момент перехода на одном валу с 1 на 2 передачу ЭБУ уже дает сигнал на подготовку к включению 3. Поэтому их еще называют преселективными, т. е. с предварительным выбором. В результате сам процесс переключения ускоряется до 0,2 и менее секунд.

https://www.youtube.com/watch?v=BgZaz5b4JRk

Некоторые производители так настраивают работу актуаторов и алгоритмы, что робот функционирует не хуже человека.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий