«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы Квадрокоптеры

Всем привет! Мы команда компании CableWalker (проект “Канатоход”)!

Мы являемся резидентами “Сколково” и ниже мы представляем ваш нам проект. Ваша поддержка для очень важна! Рады будем, если поддержите нас информационно или приобретете для себя памятные призы от нас и “Сколково”. Эти взносы помогут нам развивать наш проекте и стать частью музея “Сколково”.

«Мы предлагаем новую базовую технологию. Это огромный рынок, на который мы нацелены». Как уральская компания делает дроны для энергетиков, привлекает многомиллионные инвестиции и выходит на экспорт.

В совместном партнерском материале со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства рассказываем о компании «Лаборатория будущего», которая производит дроны «Канатоход» и успешно занимается экспортом при поддержке СОФПП.

Наша экономика должна перейти от догоняющей модели развития к опережающей. Об этом в Екатеринбурге сегодня заявил Михаил Мишустин. Глава кабмина посетил международную промышленную выставку «Иннопром». Там рождаются суперидеи, которые меняют мир.

Скажем, дрон-канатоход, его еще называют «Стрекоза». В ремонте электросетей это незаменимый помощник. Эта железная птица проведет тотальный мониторинг и при необходимости устранит поломки. Обрывы проволоки, запутанные провода, опасные трещины в бетоне — «Стрекоза» соберет максимально точные данные. А еще снизит риск для ремонтника — человека. И это только одна из разработок на «Иннопроме».

Подробности в репортаже Ивана Прозорова.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Чувствительное
«зрение» для современных автомобилей

Екатеринбургское НПО автоматики им. академика Н. Семихатова (входит в «Роскосмос») разработало комплекс автомобильной электроники, одним из ключевых элементов которого является высокочастотный радар, способный строить картину определенного сектора местности с реальным расположением предметов. Полученная от радара информация может использоваться как в системах помощи водителю, так и в системах типа «автопилот», сообщает ТАСС.

Уральские
ученые открыли дешевый способ сжижения водорода

Специалисты Уральского федерального университета к 2030 году планируют разработать органические каркасы для хранения и транспортировки водорода, который считается топливом будущего. Связующие каркасы — это вещества, способные связывать молекулы взрывоопасного водорода и приводить их в ковалентно-связанное состояние, рассказывает ТАСС. Сами органические носители после использования пойдут на производство различных веществ с помощью синтеза.

Лучшие
уральские проекты в области ИТ получили губернаторские премии

Первый
в мире роботизированный комплекс по обслуживанию электрических сетей «Канатоход»,
подводные VR-очки, программа, помогающая в построении геологических моделей
крупных регионов, и алгоритм, способный определять направление взгляда и
следить за фокусом внимания человека, признаны лучшими ИТ-проектами Уральского
региона и отмечены губернаторскими премиями. Подробности в
обзоре ТАСС.

Обезопасить и облегчить обслуживания ЛЭП.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Одна из причин перебоев – неточная диагностика состояния линий электропередач. «Канатоход» помогает этого избежать, а также предотвратить дорогостоящий и травмоопасный ремонт на линиях.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Как работает «Канатоход»?

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Дрон контролирует состояние линий электропередач. Для этого его необходимо запустить с земли, после чего он приземляется на провод или грозозащитный трос и передвигается по нему, собирая данные с помощью установленного на него оборудования.

«Канатоход» проводит лазерное сканирование охранной зоны, после чего анализирует полученные данные и готовит технический отчет и рекомендации. Кроме этого, дрон строит трехмерную модель линии электропередач.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

пример лазерного сканирования

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

«Канатоход» позволяет работать на включенной линии в непосредственном контакте с проводом. При этом персоналу ничего не угрожает, и он остается в полной безопасности, пока дрон собирает точные и полные данные. Это удобное и автономное устройство, способное снизить травмоопасность при работе с электросетями фактически до 0, если использовать его повсеместно.

Сейчас технология уже используется электросетевыми компаниями. Она способна бесперебойно выполнять работы на линиях 110-220 кВ. В дальнейших планах – улучшить технологию, чтобы она могла так же эффективно работать и на линиях 500 кВ.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

За «Канатоходом» стоит команда опытных специалистов компании «Лаборатория будущего».

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

В ней: Лемех Александр – директор «Лаборатории будущего», имеет опыт более 7 лет в энергетике и робототехнике; Шастин Арнольд – научный руководитель и профессор с сорокалетним опытом в атомной энергетике, директор ПО «Атомспецконтроль» и герой ликвидации аварии на Чернобольской АЭС;Соколов Алексей – главный инженер, 35 лет проработавший в сфере энергетики;Шиколев Ярослав – коммерческий директор с двадцатилетним опытом в маркетинге и продажах.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Ваша поддержка чрезвычайно важно для нас! Поддержав нашу команду, вы поможете развивать технологию энергосбережения!

Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали математическую модель для быстрого анализа состояния линий электропередачи (ЛЭП). Как сообщает 7 июля издание «Энергетика и промышленность России», модель будет наблюдать за внутренним полем температур кабеля без нарушения целостности его конструкции. В случае вероятности возникновения перегревов система определит пути решения опасной ситуации. Это будет происходить по предложенной учеными методике, которая позволяет проводить анализ состояния канала средствами удаленного контроля и управлять выбором наиболее рационального режима эксплуатации ЛЭП, который сопряжен с необходимостью контроля температурных условий. «В случае если рассматриваемый новый режим может привести к недопустимым состояниям канала, необходимо определить, на каких линиях и на сколько требуется снизить нагрузку, чтобы устранить чрезмерный нагрев. Для удобства работы необходимо определить структуру массива, в котором будут храниться результаты всех возможных уникальных решений состояний кабельного канала, рассчитанных для конкретных токовых нагрузок», — сообщила старший преподаватель кафедры «Конструирование и технологии в электротехнике» Ирина Кухарчук. Технология подходит для кабельных сооружений различных конструкций и может быть реализована в виде отдельного программного приложения, а ее внедрение способствует развитию цифровизации электроэнергетических систем. В январе стало известно, что в Екатеринбурге запущено производство дрона для ЛЭП «Канатоходец», который не имеет аналогов в мире. Аппарат предназначен для ремонта электросетей. Дрон способен взлетать и садиться на линию высокого напряжения. «Канатоходец» диагностирует и устраняет неполадки на ЛЭП. В России более 2,5 млн км воздушных высоковольтных линий. В ноябре 2021 года ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета также придумали технологию, позволяющую снизить уровень шума, который издают самолеты. Разработанная методика основывается на обшивке авиадвигателя специальными конструкциями, способными поглощать звуки. Подпишитесь и получайте новости первыми

Лучшие проекты в сфере информационных технологий в Свердловской области могут претендовать на премию губернатора Евгения Куйвашева. В регионе стартовал прием заявок на получение губернаторской премии в сфере информационных технологий. Призовой фонд составляет почти миллион рублей, его разделят три победителя.

Экспертная комиссия выберет победителей в трех номинациях: «За вклад в развитие научных исследований в сфере информационных технологий», «За лучший проект в сфере информационных технологий, разработанный и внедренный в организациях Свердловской области», «За разработку лучшего инновационного продукта или услуги в сфере информационных технологий, выполненную организациями Свердловской области». Разработчики инновационных цифровых проектов, ученые и специалисты предприятий, внедривших прорывные технологии могут представить свои работы на конкурс до 1 сентября 2020 года.

Напомним, премия губернатора в сфере информационных технологий учреждена в Свердловской области в 2009 году. За это время премии вручались 12 раз, ее лауреатами стали 33 проекта, а общая сумма выплат составила почти 10 миллионов рублей. В разные годы губернаторскую премию получали проекты электронного документооборота и анализа данных, информационные модели и программные комплексы, позволяющие анализировать спутниковые снимки для градостроительства и управления лесным комплексом региона, моделировать сложные процессы в металлургии и другие. Так в 2021 году премию получил дрон-«Канатоход» – первая в мире система технического обслуживания и мониторинга электрических сетей. В 2020 году – сканер для бесконтактной идентификации человека по рисунку вен ладони. В 2019 году – система подводной виртуальной реальности.

Главная задача конкурса – продвижение ИТ-технологий, поиск талантливых ученых, руководителей и специалистов, предлагающих неординарные инновационные идеи и проекты, которые ускорят цифровую трансформацию региона.

Губернатор Евгений Куйвашев поставил задачу создать в регионе максимально благоприятные условия для развития цифровых технологий и для цифровой трансформации всех отраслей экономики. Совершенствование мер поддержки ИТ-компаний, разработки и создания инновационных технологий является важным направлением этой работы.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Современное машиностроение немыслимо без PLM-систем — ​однако российских критически мало, а на зарубежные надежды нет. На «Иннопроме» в Екатеринбурге «Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы на базе разработок госкорпорации (среднюю уже сделал ВНИИЭФ). На стенде госкорпорации также презентовали новые материалы, накопители и проекты экотехнопарков.

Программный комплекс «Сарус. PLM» саровского ядерного
центра вызвал на выставке большой интерес. Это ПО для управления жизненным
циклом продукта, одна из двух российских PLM-систем, построенных
на среднем геометрическом ядре — ​программном компоненте для
работы с цифровыми геометрическими моделями. Официальная презентация
«Сарус. PLM» намечена на декабрь.

PLM-системы условно
делят на три класса: легкие (низкосложные объекты, до 100 составных
частей), средние (100–10 тыс. частей) и тяжелые (свыше 10 тыс. Тяжелые строятся на тяжелых ядрах. В мире таких всего три, российских
пока нет, разработаны только два средних ядра. «Росатом» предлагает срочно
решить, объединять ли усилия, чтобы создать на базе этих ядер одно
тяжелое, или развивать каждое самостоятельно.

Нужны и новые
программы для 3D-проектирования. Объединение идет: к консорциуму
разработчиков CAD/CAE-систем, образованному по инициативе «Росатома» год
назад, на «Иннопроме» добавились 15 участников. Среди них есть
и пользователи CAD/CAE-систем, теперь это консорциум разработчиков
и потребителей. «В ситуации, когда у отечественных разработчиков
нет десятилетий на создание промышленного ПО, кумулятивный эффект позволит
ускорить темп и решить проблему», — ​уверена директор
по цифровизации «Росатома» Екатерина Солнцева.

«РусАТ» подписал
с Уральским государственным медицинским университетом соглашение
о сотрудничестве. Стороны будут разрабатывать программы развития
медицинских технологий и приборостроения в регионе.

Гендиректор «Русатом
Металлтех» Андрей Андрианов заявил, что компания в этом году начнет работу
над созданием крупнотоннажного производства магнитов из сплава неодима,
железа и бора. Старт выпуска продукции запланирован на 2026 год.

Смотрите про коптеры:  Купить мини квадрокоптер в Москве | Маленькие дроны в магазине База Дронов

Отраслевой интегратор
РЭНЕРА представил элемент стационарных систем накопления энергии
и литийионную батарею из экспериментального быстросменного модуля,
предназначенного для электротранспорта.

С ростом популярности электротранспорта растет и количество отработанных аккумуляторов. Коммерческий директор «Русатом Гринвэй» Андрей Есаев презентовал проект экотехнопарка «Центр» в Дзержинске Нижегородской области. Экотехнологические и экопромышленные парки для переработки отходов и выпуска продукции из вторсырья поддерживает правительство: они станут отдельным видом индустриальных парков, что дает право на меры поддержки.

Фоторепортаж с «Иннопрома» — в нашем фотобанке. Зарегистрированным пользователям доступна полная коллекция.

11 августа 2021 года в АО «Мангистауская региональная электросетевая компания» прибыли специалисты ООО «Лаборатория будущего» (Российская Федерация) для экспериментального внедрения Роботизированного комплекса. Комплекс «Канатоход» предназначен для диагностики высоковольтных воздушных линий электропередач и выявления мест возможных повреждений линий. Робот начинает работу с того, что сканирует трассу и создает карту, затем выявляет неисправности, записывает данные и отсылает их специалистам. Данный робот способен самостоятельно передвигаться по проводам, не требуя обесточивания ЛЭП на время проведения работ. У «Канатохода» нет аналогов в мире, инновационный комплекс был разработан в Уральском Федеральном Университете (УрФУ).

Пилотный проект реализуется в рамках заключенного Меморандума между АО «Мангистауская региональная электросетевая компания» и Автономным кластерным фондом Tech Garden. Стратегический документ был подписан 8 июля 2021 года. «Канатоход» представляет собой роботизированный комплекс, который оснащен и летающей, и колесной платформами одновременно — беспилотным дроном и мобильным роботом-тележкой. С помощью дрона робот взлетает с наземной станции, садится на провода ЛЭП или грозозащитный трос и благодаря мобильному роботу автоматически едет от одной подстанции к другой, фиксируя состояние проводов на всем протяжении своего пути.

В комплекс встроена экспертная система, которая формирует ведомости с фиксацией всех обнаруженных дефектов, дает рекомендации и составляет перечень нужных ремонтно-восстановительных работ, в том числе составляет 3D-карту. Также он проводит техническое обслуживание и локальный ремонт. «Канатоход» контролирует стальной канат магнитным методом, провода — тепловизором.

Работа диагностической платформы комплекса «Канатаход» была продемонстрирована на объекте ВЛ-110 кВ на подстанции ПС «Курык» АО «МРЭК».

Российские специалисты провели видеосканирование ВЛ с целью выявления видимых дефектов, лазерное сканирование ВЛ с целью выявления негабаритов и угрожающих деревьев и тепловизионное сканирование ВЛ с целью выявления мест перегрева. – Электрические сети — основа работы АО «МРЭК», поэтому в случае их повреждения диагностика и ремонт должны проводиться максимально быстро. Надежность работы энергооборудования во многом зависит от своевременной диагностики – благодаря обнаружению различных дефектных участков на ранних стадиях их появления. Мы не стоим на месте, мы постоянно развиваемся. Одной из главных стратегий нашей компании является внедрение новейших технологий. В современных условиях инновации – это прежде всего повышение эффективности организующих систем, и как результат, — гарант высокого качества энергоснабжения региона,- сказал Председатель Правления АО «МРЭК» Айдар Махамбет. «Канатоход» сможет удалённо проводить мониторинг состояния линий электропередачи в труднодоступных местах, без отключения напряжения, что позволит оперативно устранять аварии на электросетях и снизит риск для самих энергетиков. Интеллектуальная технология позволит специалистам повысить качество работы.

– Удалённое автоматизированное и роботизированное обслуживание линий электропередачи – это актуальная задача для нас. Мы стремимся обеспечивать полную безопасность своего персонала и постоянно повышать надёжность электроснабжения потребителей региона. Данный комплекс также адаптирован к суровым климатическим условиям региона. Последний тренд в развитии энергетических технологий — это создание цифровых двойников. Для АО «МРЭК» также создали цифровой двойник электрических сетей на подстанции ПС «Курык». Все данные о сети будут отображаться в виде электрических схем в географическом, схематическом и смешанном форматах. Цифровой двойник позволяет смоделировать различные сценарии работы электросети для повышения её надежности, – отметил Айдар Махамбет.

Как работает «Канатоход» и почему привлекает сотни миллионов инвестиций

Александр Лемех основал «Лабораторию будущего» в 2011 г. вместе с профессором УрФУ Арнольдом Шастиным. Основной целью компании стало создание автоматов и роботов, способных выполнять различные работы по обслуживанию — сначала сделали ставку на атомные станции, а потом сместились в сферу электросетевой энергетики. Как рассказывает г-н Лемех, тогда основатели исходили из того, что в ближайшем будущем автоматизация и роботы изменят экономику России и мира в целом.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Сейчас в «Лаборатории будущего» работает 45 сотрудников, прежде всего мехатроники, электронщики и ИТ-специалисты.

За айтишников на рынке труда большая конкуренция и крупные компании дают очень высокие стартовые условия, которые мы сегодня не можем себе позволить. Поэтому мы стараемся брать студентов еще во время обучения в университете и выращивать из них компетентных сотрудников. Проводим зимнюю и летнюю школы, приглашаем к себе на практику студентов разных специальностей, от мехатроники до ИТ. Мы ставим перед студентами реальные задачи. Часть студентов приходят и на вторую практику и потом остаются у нас работать. У нас есть и сотрудники, которые работают за рубежом, — говорит коммерческий директор «Лаборатории будущего» Ярослав Шиколев.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Всего на сегодняшний день в проект вложено более 300 млн руб. Сейчас компания вышла на очередной раунд привлечения инвестиций: 150 млн руб. от фонда НТИ и 150 млн руб. частных инвестиций. Запланирован следующий тур, в рамках которого планируется привлечь порядка 20 млн евро.

Главный конкурент «Канатохода» — предыдущая базовая технология, пешие осмотры. Канатоходы «Лаборатории будущего» принципиально отличаются от устройств, которые способны осматривать линию с воздуха, так как находятся непосредственно на проводе. К тому же дроны не могут летать близко к высоковольтной линии — из-за электромагнитного поля электроника сходит с ума. Канатоход же имеет технологию электромагнитной совместимости, позволяющую ему работать на проводе включенной линии, — говорит Ярослав Шиколев.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Сейчас «Лаборатория будущего» производит несколько дронов: «Стрекоза», «Паук» и «Оса». «Стрекоза» выполняет диагностику. «Паук» проводит антикоррозийную или противогололедную обработку провода. В некоторых регионах на проводах зимой образуются большие массы льда, с которыми энергокомпании борются по-разному: от сбивания до плавки избыточным током. Если же осенью смазать провода гидрофобным составом, они не обледенеют. «Оса» осуществляет локальный ремонт, устанавливает различные зажимы, муфты, шунты, чтобы предотвратить дальнейшее развитие дефектов, восстановить электрическую проводимость и механическую прочность.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Создатели говорят, что аналога их устройствам в мире нет: западные компании пытались создать аналог «Канатохода», но патенты «Лаборатории будущего» в Северной Америке не позволили им зарегистрировать разработку.

Важная задача «Лаборатории будущего» — справиться с консерватизмом энергетиков. Да, традиционные осмотры дают информацию о состоянии ВЛ, но человек не может идти 8 часов вдоль линии и наблюдать за ее состоянием со стабильной эффективностью. К тому же при работах на ВЛ не исключены травматизм и смертельные случаи. Робот же не устает, может работать в любое время, в опасной зоне, дает точные, объективные и одинаковые данные. Это очень важно для функций мониторинга, отмечает г-н Шиколев.

Мы предлагаем новую базовую технологию, то есть, как 100 лет назад, пересаживаем людей с лошадей на автомобили. Скепсис огромный: как это будет работать? Нужна новая инфраструктура, начиная от зарядных станций и заканчивая сервисными пунктами. Но в России более 2,5 млн км высоковольтных линий, а в мире — более 65 млн км. Это огромный рынок, на который мы нацелены, — говорит Ярослав Шиколев.

Александр Лемех отмечает, что сейчас компания идет в сторону полностью автоматической работы дронов, это основная задача: при ее выполнении юнит-экономика выходит на высокий уровень. Так, если сейчас дрон работает со скоростью 1 км/ч, то при доработке автоматической стыковки и автоматического облета опор, настройке софта, устройство сможет работать со скоростью вдвое выше.

Как начать экспорт в критически важной сфере

Компания работает и в России, и за рубежом. Российский рынок домашний и понятный, стартап поддерживают различные институты: НТИ, АСИ, РЭЦ, Центр поддержки экспорта СОФПП. Но и уровень оплаты труда в России тоже низкий, рассуждает Ярослав Шиколев: обходчики энергокомпаний, которые проводят осмотр линий, получают в месяц 30-35 тыс. руб. При норме 0,6 человека-часа даже с учетом налогов стоимость пешего обхода — 200 руб. на 1 км ЛЭП. Работа «Канатохода» на 1 км будет стоить уже тысячи рублей. Но если работу обходчиков можно сравнить с осмотром врача-терапевта, то «Канатоход» предоставляет полный комплекс современных медуслуг и исследований.

Магнитный сканер, который мы запатентовали, может измерить даже потерю сечения стального сердечника силового провода, находящегося внутри сталеалюминиевого провода — этого не может сделать никто. И пробитые молнией проволоки грозозащитного троса не получится заметить при осмотре — при том, что трос может оборваться в этом месте, — говорит г-н Шиколев.

На развитых зарубежных рынках, где выше стоимость нормо-часа и вопросам безопасности уделяется гораздо больше внимания, услуги «Канатохода» с точки зрения экономии могут быть интересны уже сейчас.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Но начать работу с зарубежными клиентами довольно сложно: в любой стране к энергетике относятся с определенным пиететом. Как правило, электрическими сетями высокого напряжения владеют государственные компании, объясняет коммерческий директор «Лаборатории будущего».

У нас сформирована бизнес-модель. Поскольку энергетика — критическая инфраструктура, как правило, иностранные компании не допускают к данным объектам специалистов из других стран. Поэтому мы находим в стране локального партнера и либо работаем через него на определенных условиях, либо регистрируем СП, в котором нам принадлежит 51%, и начинаем работать, — говорит Ярослав Шиколев.

При этом все потенциальные заказчики хотят увидеть работу дрона на своем объекте, на реальной линии. Выездная бригада компании демонстрирует все возможности дронов на небольшом отрезке длиной до 100 км. Сейчас у «Канатохода» реализованы пилотные проекты в ОАЭ, Турции, Казахстане, в январе 2022 г. запланированы пилотные проекты в Саудовской Аравии и Вьетнаме. При работе на зарубежных рынках многое зависит от отношения к российским производителям и технологиям в каждой отдельной стране. Поэтому рынок Северной Америки привлекателен, но сложен из-за санкций и напряженных отношений.

Смотрите про коптеры:  Код 4202921900 - ТН ВЭД ЕАЭС - IFCG

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Работа «Канатохода» возможна при температуре от -30 до +40 градусов. Поэтому в Саудовской Аравии работы начинаются зимой: летом на солнце +50, а внутри дрона — все 65 градусов, здесь требуются уже космические технологии.

С экспортом «Лаборатории будущего» помогает Центр поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.

Наш проект в целом ориентирован на экспорт. Центр поддержки экспорта софинансирует нам затраты по международной сертификации, по защите интеллектуальной собственности за рубежом, а также организует обучение, в котором мы с удовольствием принимаем участие. Для нас очень важна работа по организации выставочной деятельности, чтобы привлекать заказчиков. В 2021 г. знаковым проектом было обучение в Московской школе управления Сколково. Для небольших компаний, как наша, это очень хорошая возможность получить качественное образование в лучшей деловой школе России, пообщаться с такими же экспортерами, выработать общий подход к тому, как нам завоевывать новые рынки, — рассказывает Александр Лемех.

Тактический план «Лаборатории будущего» на 2022 год — выполнить ряд пилотных проектов, в том числе в Швейцарии, и провести демонстрацию во Франции. Выполнить порядка 2 тыс. км работ в России, а также привлечь стратегического инвестора.

Есть и стратегический план на три года: выполнить работы на дистанции 1 млн км, организовать более десятка совместных предприятий в различных регионах мира. А с точки зрения технологий завершить работы по полной автоматизации — когда дрон сможет самостоятельно двигаться от одной подстанции до следующей по заданной миссии, снимая все необходимые данные.

Почему роботы меняют энергетику

Основатель компании «Лаборатория будущего» Александр Лемех в конце 2000-х учился в аспирантуре и занимался разработкой софта для управления большими энергосистемами. В ходе работы он выяснил, что уровень существующих технологий передачи электрической энергии определяет надежность работы энергосистемы. Увлекся автоматизацией и стал думать, где и как ее можно использовать в энергетике.

В то же время г-н Лемех решил писать кандидатскую диссертацию на актуальную, как ему тогда казалось, тему — развитие энергосистемы: какие нужно строить электростанции, линии электропередачи и так далее.

Однако в ходе работы над диссертацией я понял, что электрификация в стране закончена: уже нет необходимости строить новые электростанции и линии передачи. И спросил себя: а что же необходимо делать сегодня в нашей энергетике? И довольно быстро пришел к выводу, что российскую энергетику изменят глубокая автоматизация и роботы. В тот момент я работал в лучшей компании, которую мог выбрать со своей специальностью, но понял, что нужно создавать свое дело, — вспоминает предприниматель.

Темой летающих аппаратов он заинтересовался еще в университете: в УрФУ создал клуб по развитию робототехники, участники которого делали различные устройства, а одна группа увлеклась созданием дирижаблей. «Мне эта идея казалась устаревшей и непонятной, но ребята убедили нас сделать дирижабль, и мы действительно его запустили — он летал в главном корпусе и всех удивлял», — говорит Александр.

Из этого проекта появилась идея заняться дронами. Далее предприниматель вместе с командой клуба по развитию робототехники несколько лет участвовал в европейском проекте по созданию роботизированного комплекса для операций спасения.

«В 2010 году большой немецкий институт, который искал соисполнителей работ в рамках европейского проекта по созданию роботов для операций спасения, написал мне на почту запрос — было бы нам интересно поучаствовать в их проекте. Мы, естественно, согласились, и увидели, как сегодня в Европе создают высокотехнологичные проекты. Комплекс состоял из группы летающих роботов, группы наземных роботов и штаба управления. В этой работе мы как раз занимались летающими роботами, и после окончания проекта у нас возникла идея: почему бы не использовать эти технологии для обслуживания линий электропередачи? Мы довольно быстро сделали, как говорится, «на коленке», дрон, который выполнил первую в мире стыковку с линией 220 киловольт — испытывали его недалеко от Екатеринбурга», — говорит предприниматель.

Сегодня базовая технология обслуживания линий электропередачи — осмотры. Два специалиста идут вдоль линии и ищут дефекты, используя бинокль, видеокамеру или просто осматривая провода. Бывают ежегодные и шестилетние осмотры, их задача — выявить все имеющиеся дефекты и спланировать, что делать с линией дальше: ремонтировать или строить новую.

Когда команда начала разработку дрона «Канатоход», то опросила представителей российских энергокомпаний — заинтересованы ли они в диагностировании неполадок на ЛЭП с помощью дронов. Те отвечали, что уже использовали некоторые наработки, и, по их мнению, такие технологии не решают всех задач. Энергетикам нужна была технология, по которой дрон мог бы следовать вдоль ЛЭП на длительное расстояние, порядка 100 км. При этом участки линии могут находиться в труднодоступных местах. Нужно сделать так, чтобы устройство могло стартовать в одном месте и двигаться по этой линии до следующей подстанции.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Главной идеей новой базовой технологии для обслуживания ЛЭП стало устройство, способное самостоятельно взлетать, садиться на провод, двигаться вдоль него и выполнять все необходимые операции по диагностике, а далее — по локальному ремонту и обслуживанию ВЛ. Впервые подобная технология была испытана при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Мы обсуждали эту идею с нашими коллегами, у нашего научного руководителя Арнольда Георгиевича Шастина был опыт создания устройства для диагностики реактора при ликвидации аварии в Чернобыле. Там был создан специальный робот, который двигался по стальному канату, натянутому выше реактора. Устройство спроектировали и запустили буквально за несколько недель — до этого приходилось диагностировать состояние реактора с вертолета, который должен был зависнуть над аварийной зоной. Понятно, что там было огромное радиационное излучение, смертельно опасное для здоровья. А робот мог легко справиться с этой задачей, — говорит Александр Лемех.

О проекте

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Тысячи энергетиков ежедневно проделывают сложнейшую интеллектуальную и физическую работу, чтобы в офисе, школе, ближайшем кафе было электричество. Тысячи километров электрических сетей тянутся по всему миру, передавая в ваш дом свет и тепло. И одна из самых острых проблем – перебои электроэнергии. Здесь и выходит наш «Канатоход», обеспечивающий стабильность и бесперебойность.

Мы создаем инновационные решения для диагностики и обслуживания линий электропередач.

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Несчастным случаям на производстве чаще всего предшествует несоблюдение требований техники безопасности. На борьбу с человеческим фактором призвали искусственный интеллект. В рамках пилотного проекта на Кольской АЭС внедрили систему машинного зрения для контроля применения средств индивидуальной защиты. На очереди — остальные станции.

Не опущен щиток на каске, расстегнута спецовка, отсутствуют защитные перчатки, не застегнут подбородочный ремень, не та спецодежда — от машинного зрения ничего не скроется. «Система отслеживает, правильно ли сотрудники используют средства индивидуальной защиты. Таким образом мы хотим снизить травматизм персонала АЭС при производстве работ, в первую очередь в помещениях комплектных распределительных устройств 6 кВ, где обслуживается высоковольтное оборудование», — ​рассказывает руководитель проекта из департамента управления ИТ-проектами и интеграцией «Росэнергоатома» Вячеслав Галямов. Работы в КРУ — одни из самых опасных, высок риск получить серьезные электротравмы, вплоть до летального исхода.

Нарушение онлайн

«Систему видеоанализа мы внедрили за 10 месяцев. И люди определенно стали относиться к соблюдению техники безопасности более ответственно», — ​комментирует заместитель начальника отдела информационно-коммуникационных технологий Кольской АЭС Михаил Викулин.

42 промышленные телекамеры высокого разрешения фиксируют все происходящее в производственных помещениях. Изображения анализирует нейронная сеть и, если видит нарушение, передает куда следует: картинка с выделенной областью мгновенно всплывает на экранах мониторов начальников смен и административно-технического персонала. Они, в свою очередь, через сеть командно-поисковой связи в КРУ и цифровую радиосвязь «Тетра» моментально выходят на сотрудника и при необходимости приостанавливают работы.

Искусственный интеллект берет на себя рутинную работу, чтобы человек не следил постоянно за происходящим на экранах. Нейронную сеть натаскивали на 37 часах видеозаписи. Важно было учесть море нюансов: какой формы каска, носит ли человек очки или бороду, опущены или завернуты рукава и т. На разметку видеоряда ушло больше 1,3 тыс. человеко-часов. «В видеопотоке выделяется кадр с нарушением, на кадр наносится разметка с понятными для нейронной сети идентификаторами: это — расстегнутая куртка, это — поднятый щиток, это — неправильная обувь. Накопив массив примеров, нейросеть через некоторое время сама определяет нарушения в видеопотоке», — ​объясняет Вячеслав Галямов. Так что в джинсах и кроссовках в КРУ точно никто не пройдет.

Система является интеллектуальной собственностью концерна и создана под нужды станций. На российском рынке есть аналоги: детектор касок SecurOS Helmet Detector от ISS, видеонаблюдение от Macroscop, автоматизированный контроль с применением машинного зрения от Morigan. Но в отличие от этих продуктов, у нейросети «Росэнергоатома» — широкая линейка детекторов, которые можно настраивать, комбинировать, каскадировать, то есть передавать результаты одного детектора другому. Например, первый определяет, что в кадре — человек, второй — его принадлежность к той или иной группе персонала по типу спецодежды, третий — есть ли нарушение в использовании СИЗ, обязательных для этой группы. Что особенно важно, система идентифицирует все применяемые на атомных станциях средства индивидуальной защиты, тогда как детекторы других производителей могут распознать лишь ограниченный набор, в основном каски.

Смотрите про коптеры:  Как управлять квадрокоптером, инструкция и видео об управлении коптером
По ложному следу

Машинное зрение продолжают совершенствовать, чтобы свести к нулю ложные срабатывания — когда сотрудник все сделал правильно, а искусственный интеллект увидел ошибку. «Нейросеть обучают люди. Люди допускают ошибки, соответственно, и искусственный интеллект может их допустить, — ​говорит Михаил Викулин. — ​У нейросети правильное срабатывание на уровне 95 %, поэтому окончательное решение принимает человек. Сейчас система обучена определять отсутствие спецодежды, но не оттенки. Например, пока искусственный интеллект не может отличить диэлектрическую перчатку от руки человека. Перчатки доходят до локтя, они желтого цвета — близко к телесному. Еще система даст сбой, например, если увидит подошву обуви, так как ее цвет тоже близок к телесному, и подумает, что человек босиком. В остальных случаях распознавание безошибочное».

На следующем этапе к системе машинного зрения планируют подключить камеры в других электротехнических помещениях, а также расширить функционал для повышения качества анализа. Например, распознавание начальных признаков возгорания и задымления. «Кроме того, мы хотим, чтобы система определяла, в какой ячейке КРУ проводятся работы, — ​продолжает Вячеслав Галямов. — ​Если номер ячейки не соответствует идентификатору оборудования, на доступ к которому получено задание, то диспетчер сразу об этом узнает».

Машинное зрение — не единственный проект кольских атомщиков в рамках программы цифровизации «Росэнергоатома». Так, идет опытная эксплуатация влагозащищенных, ударопрочных электронных планшетов для считывания NFC-меток (микрочипы с разной информацией) в помещениях и на оборудовании. С помощью NFC-меток обслуживающий персонал «говорит» планшету, где и с чем в данный момент работает, фиксирует технические параметры агрегатов — давление, напряжение, скорость вращения, уровень вибрации, температурные характеристики и т. , диктует, какие нарушения обнаружил, и голосовое сообщение сохраняется в виде текста. Информация автоматически переносится в общестанционные программные продукты. «Так мы уходим от бумажных журналов, оцифровываем процессы поддержки эксплуатации АЭС», — ​комментирует Михаил Викулин.

В БУДУЩЕМ СИСТЕМА СМОЖЕТ

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

Анализировать движения человека, если он ведет себя нехарактерно, странно.

Предугадывать опасные для жизни и здоровья ситуации на основе неправильной последовательности действий персонала.

Идентифицировать человека по лицу в зонах разного уровня доступа. Информация будет храниться не менее года, чтобы при необходимости можно было воспользоваться ей для расследования инцидентов.

Как ликвидируют ядерное наследие на берегу Баренцева моря

«Росатом» предложил бизнесу вместе создать тяжелые PLM-системы

«Росатом» представил результаты работ по ликвидации ядерного наследия в пункте временного хранения ОЯТ в губе Андреева. Делегаты из Норвегии, федеральные и местные чиновники, общественники и журналисты своими глазами увидели, как организована очистка береговой территории, и узнали, что здесь будет после того, как все облученное топливо увезут на переработку.

Бассейн невыдержки

На береговой технической базе ВМФ в губе Андреева в 55 км от Мурманска с 1961 года хранили облученное топливо подводных лодок. В феврале 1982 года в здании № 5, где размещается бассейн выдержки, произошла авария: стена треснула, радиоактивная вода стала вытекать прямо на землю, оттуда — ​в акваторию Баренцева моря. Тепловыделяющие сборки решили перегрузить в контейнеры для жидких РАО — ​2А, 2Б и 3А. В емкости диаметром около 15 м и глубиной 5 м вертикально установили металлические трубы. Пространство между ними заполнили цементом — ​получились ячейки для чехлов со сборками. В общей сложности в губе Андреева хранилось более 3 тыс. чехлов с 22 тыс. ОТВС и около 19 тыс. м3 РАО.

В 1998 году началась ускоренная утилизация атомных подлодок. В ведение Минатома передали обращение с ОЯТ и радиоактивными отходами ВМФ. При осмотре базы в губе Андреева стало понятно, что объект не соответствует требованиям безопасности. Около 40 % его территории было загрязнено. В некоторых местах мощность излучения достигала 40 Р/ч. Для сравнения: сейчас радиационный фон в Мурманской области не превышает 25 мкР/ч. «Мы не могли разрабатывать технологические регламенты и строить нужные нам объекты — ​надо было сначала привести в порядок территорию», — ​описывает ситуацию руководитель проектов международной технической помощи Центра международных программ и проектов в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО «Росатома» Анатолий Григорьев.

25‑летняя приборка

Четверть века назад правительство Норвегии приняло Nuclear Action Plan — ​план действий в ядерной области. Одно из его направлений — ​сотрудничество с Россией, а один из важных проектов сотрудничества — ​снижение радиоактивности в губе Андреева, которая расположена недалеко от границы с Норвегией.

Первым делом власти Норвегии выделили деньги на отведение грунтовых вод от поврежденного здания № 5. Это был первый проект с международным финансированием в губе Андреева. Затем партнеры России — Норвегия, Швеция, Финляндия, США, Франция, Великобритания и Фонд Природоохранного партнерства «Северного измерения» разработали план и просчитали финансирование создания инфраструктуры для ликвидации ядерного наследия. Задача — ​вывезти все ОЯТ для переработки на ПО «Маяк» и очистить территорию базы.

На сегодня в рамках программы израсходовано около 250 млн долларов. Для емкостей 2А, 2Б и 3А создали биологическую защиту — ​систему оболочек, возвели над ними здание-­укрытие. Оборудовали накопительную площадку для транспортных упаковочных комплектов, ТУКов, ремонтно-­механический цех с участком дезактивации, реконструировали причал. В Италии построили многофункциональное судно «Россита» для перевозки ОЯТ и РАО. Спроектировали и изготовили уникальные роботизированные и транспортные комплексы, грузоподъемные устройства. Роботы понадобились, чтобы достать поврежденные сборки, которые обнаружили на дне бассейна здания № 5, они были главным источником радиоактивности. Также понадобились компьютерные тренажеры — ​операторы учились дистанционно извлекать обломки поврежденных ОТВС из бассейна, перегружать сборки из емкостей в упаковочные пеналы и ТУКи. Пеналы тоже разрабатывали специально для проекта.

Процесс выемки ОТВС из емкостей 2А и 2Б выглядит так: с ячейки, где размещен чехол со сборками, снимают крышку, с чехла — ​пробку. Перегрузочная машина с «бутылкой», устройством, похожим на конус, наезжает на ячейку (емкость утоплена в подвальную часть здания), «бутылка» захватывает оголовок сборки и втягивает ее. Затем машина помещает сборку в пенал и закрывает. Процедура повторяется семь раз — ​в ТУКе семь пеналов. ТУК на транспортировщике, которому даже придумали имя — ​Николас, перевозят в соседнее здание. Там комплекты ждут «Росситу». Один рейс — ​14 ТУКов. Время между рейсами — ​порядка двух месяцев. Судно идет на базу «Атомфлота» в Мурманск, оттуда груз везут на «Маяк» по железной дороге.

Уже отправлены 14 эшелонов со 195 ТУКами. Из емкости 2А выгружено почти 77 % ОТВС. Из 2Б — ​около 34 %. Обнаружилось, что примерно 10 % ОТВС и чехлов с дефектами: повреждены сборки, или пробку чехла заклинило, или сборка застряла в чехле. Их пока оставляют на месте, в первую очередь выгружают кондиционные ОТВС — ​предполагается, что с ними закончат в 2023 году. После, до 2025 года, будут вывозить дефектное ОЯТ. Его мало, но работа с ним сложная и кропотливая.

На следующем этапе

В ближайших планах — ​строительство противорадиационного укрытия для персонала, укрепление основания трансформаторной подстанции и модернизация системы очистных соору­жений.

Сложная, но обязательная задача — ​извлечь сборки из емкости 3А, куда при ликвидации аварии в 1982 году сгружали проблемные ОТВС — ​более 7 тыс. В 2022 году в «СевРАО» планируют демонтировать крышку и ограждающие конструкции и подготовить установку съемной биологической защиты над 3А (укрытие внутри укрытия). Уже есть проектная документация, технические решения, определены источники финансирования, заключены контракты, изготовлено оборудование. В 2022 году оно будет доставлено на площадку. На подготовку к разгрузке 3А потребуется не менее двух лет, работа начнется в 2025 году. До этого необходимо полностью освободить емкости 2А и 2Б, чтобы перемонтировать перегрузочный агрегат на 3А. К 2028 году все сборки должны быть вывезены.

В губе Андреева смонтируют комплекс переработки ЖРО. Отходы переработки будут перевозить в региональный центр хранения в губе Сайде. Туда же отправляются твердые отходы — ​до 2025 года будет вывезено более 2,5 тыс. м3 ТРО.

Один из главных вопросов — ​что делать со зданием № 5. В этом году началось комплексное инженерно-­радиационное обследование, по итогам которого предложат варианты. «Найти решение — ​это ключевой этап, который необходимо пройти, чтобы долгая история здания № 5 была завершена», — ​отмечает и. директора «СевРАО» Дмитрий Гулак.

А что потом? Анатолий Григорьев и Дмитрий Гулак говорят, что в губе Андреева будет коричневая лужайка. В Федеральном медико-биологическом агентстве коричневую лужайку определяют как состояние территории, позволяющее ограниченное использование земель — ​размещение промышленных и производственных объектов. Загрязненные материалы должны быть полностью удалены, а загрязнение почвы радием‑226 — ​не превышать 1 Бк/г.

«Норвегия останется с российскими партнерами до тех пор, пока губа Андреева не станет чистой», — ​заверил советник губернатора региона Финнмарк по вопросам сотрудничества с Россией Пер-Эйнар Фискебек. В настоящее время действует третья пятилетняя программа сотрудничества между нашими странами по губе Андреева. В 2022 году будет разрабатываться четвертая, рассчитанная до 2028 года.

В знак продолжения сотрудничества участники отчетной встречи, представители властей Норвегии и России, посадили возле административного здания в губе Андреева еловую аллею

20 из 24 объектов базы демонтированы

8 из 19 га технической территории очищены от радионуклидов

18 900 м2 инфраструктуры построено

9 464 ОТВС отправлены на переработку

46 % ОЯТ удалено из губы Андреева

> 9 000 м3 ТРО вывезено в региональный центр хранения в губе Сайде

1900 м3 ЖРО откачано из системы сбора отходов

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector