С камерой в облака. Часть 1 / Хабр

Fpv. от начинающего начинающим. часть 1. близко и низко.

Естественно первый самолет должен быть хорошо управляемым и стабильным в полете. При этом в силу определенных причин не хотелось брать большой самолет. Если быть до конца честным, первым как и у многих был FPV Raptor, и, как у многих, летал он мягко говоря сильно специфично… В силу недостатка опыта на тот момент, я не смог разобраться, что основная проблема Раптора — не правильный выкос двигателя. В итоге Раптор был отложен, а в последствии доведен до ума и продан, ну не лежала к нему душа как-то. А в качестве первого носителя был приобретен упомянутый выше

С камерой в облака. Часть 1 / ХабрГотовый к полету планер Sky Easy размахом 1050мм с 4-х канальной радиоаппаратурой 2.4 ГГц (комплектация RTF, mode 1)
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.parkflyer.ru/product/644013/

, для простоты самолет был прозван Изя.

Критерии, которым руководствовался при выборе:
— малый вес в штате, чтобы был запас для установки FPV аппаратуры;
— материал — EPO, чтобы легко и просто ремонтировался;
— умение лететь медленно, потому как пилот был чайник;
— хорошая самостабилизация;
— достаточный объем полезного простанства в фюзеляже;
— толкающая мотоустановка;
— размах крыльев 1м -50мм, чтобы можно было носить не разбирая;
В итоге остался доволен им до невозможности.

Характеристики самолета:
— Размах крыльев 1050мм
— Длина 863мм
— Полетный вес с FPV оборудованием до 630гр. в зависимости от батареи.
— Мотор колокольчик 2730 2000KV
— Регулятор хода 18А С камерой в облака. Часть 1 / ХабрTURNIGY Plush 18А регулятор скорости для бесколлекторных двигателей
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/4312/

(стоковый регулятор загнулся где-то на 20 полете из чего были сделаны соответствующие выводы)
— Пропеллер 7х4
— Полетное время около 15 минут
— Запас хода около 10км
— Крейсерская скорость около 40 кмч.

Т.к. Изя официально не является платформой для FPV, то пришлось немного доработать конструкцию.
Так выглядел фюзеляж изнутри изначально:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
Для размещения оборудования поверх всего этого были вклеены две пластиковых полки для оборудования и батарей, которые оклеил сверху липучкой:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
От носа через фюзеляж и хвостовую балку до самого стабилизатора вклеил карбоновую рейку квадратного сечения 3мм (ее под полками не видно) для придания кострукции дополнительной жесткости.
Часть фонаря кабины была удалена и туда было вклеено крепление для камеры, а впоследствии для пан-тилта.

Так самолет выглядел когда впервые полетел в качестве FPV носителя, тогда еще без автопилота и пан-тилта для камеры:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
Теперь перейдем к электронной начинке:
Камера OSD Menu 650TVL HD SHARP CCD Starlight WDR Board Camera 2.8mm
Видеопередатчик BEV 1.3G 400mW transmitter for FPV (до этого летал на передатчике 200mW, в этом сезоне решил немного проапгрейдиться)
Low pass Filter LPF1200/LPF1400 (включается между видео передатчиком и антенной, глушит частоты больше 1,4ГГц, чтобы исключить негативное влияние на РУ 2,4ГГц)
— Антенна квадрифилярная 1.3ГГц круговой поляризации
Микрофон Mini Microphone CCTV Security
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрАвтопилот Arkbird с OSD V3.1020
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/691352/

Arkbird
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрFrSky V8FR-II 2.4ГГц 8 канальный приёмник (HV)
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/101891/

FrSky V8FR-II 2.4ГГц 8 канальный приёмник (HV)
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр«Пищалка» для поисков модели в траве от Hobby King
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/102775/

для поиска
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрTURNIGY 3A UBEC с помехоподавлением
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/4319/

TURNIGY 3A UBEC
— Видео батарея 11.1В 3S 360mAh
— Ходовая батарея 7.4В 2S 1000-1300mAh

Первое время летал без автопилота, пару раз чуть не погубил самолет из-за отказов видеотракта, но нервы все же дороже, потому обзавелся и ничуть не жалею. ArkBird прост в настройке, умеет управлять оборотами двигателя и вполне адекватен, есть правда один серьезный минус: при срабатывании Faile Safe (а именно это является для автопилота сигналом возвращать самолет домой) на земле или на минимальной высоте, при том, что самолет удален от базы больше чем на 30 метров, ArkBird пытается вести самолет домой, даже если тот, предположим, нештатно приземлился вдалеке от базы. Эту нехорошую его особенность разработчик исправлять почему-то не спешит. Набор фунций достаточно стандартен для подобных устройств: гиро-режим, режим полной стабилизации с поддержкой высоты и курса, режим полета по точкам, режим автоматического возврата на базу. Поучаствовать в обсуждении этого автопилота можно С камерой в облака. Часть 1 / ХабрАвтопилот Arkbird с OSD V3.1020
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/691352/

или здесь.

Что касается выбора камеры — это был компромисс между дорогим и всеми признанными Pixim SeaWolf 690TVL (которые кстати довольно тяжелые и громоздкие) и чем-то дешевым, но с мерзкой картинкой. Всем начинающим могу посоветовать не экономить 20 у.е. разницы и обязательно брать камеру с технологией WDR, что позволит летать при сложном освещении (например низкое солнце) и при этом видеть объекты на земле, а не черное пространство без ориентиров.

Микрофон — много копий поломано на форумах о необходимости иметь микрофон на борту, я стопроцентный сторонник его наличия, т.к. это идеальный источник информации о состоянии двигателя. При этом вес и энергопотребление минимальны, так что экономить на нем не стоит.

Для радиоуправления диапазон 2.4ГГц был выбран по нескольким причинам. Во-первых самолет изначально планировался под «близко и низко», поэтому дальнобойная система ему не сильно нужна. Во-вторых, учитывая не большие размеры пепелаца, грамотно разместить на нем антенну на 433МГц будет проблематично ввиду ее не маленьких размеров. Что касается влияния видео передатчика 1.3ГГц на приемник РУ: при использовании LowPass фильтра никаких проблем выявлено не было.

На данный момент внутренности самолета выглядят так:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
Достаточно удачно получилось сделать развесовку, батареи устанавливаются как раз в районе центра тяжести самолета, поэтому центровка не зависит от их веса. В основном сейчас летаю на 1300mAh 2S, но запас по грузоподъемности еще остался.

Наружность самолета выглядит так:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
Как видите, пришлось пожертвовать фигуркой пилота, его место занял приемник GPS от автопилота ArkBird.
Радиоуправление на земле постоено на базе Turnigi 9X (слегка доработанной, С камерой в облака. Часть 1 / ХабрВнедрение джойстика от PS2 в аппаратуру Turnigy 9X 116
28 ноября 2020 года в 17:22  Евгений Кочетков Большие Вяземы, Московская Обл
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр Статья http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/3131/

, для удобного управления пан-тилтом) с модулем С камерой в облака. Часть 1 / ХабрFrSky DHT 8-ми канальный DIY передатчик с телеметрией
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/103811/

и ретранслятора, который описывал С камерой в облака. Часть 1 / ХабрОтдельностоящий (выносной ретранслятор) модуль РУ для FPV. 44
24 октября 2020 года в 11:39  Евгений Кочетков Большие Вяземы, Московская Обл
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр Статья http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/2695/

. Дальнобойность ретранслятора без бустрера — до 2,5км, вполне достаточно для «близко и низко». Для полетов подальше можно использовать бустер, почитать на эту тему можно тут.

При компоновке придерживался приципа раздельного питания. Видеотракт питается от отдельной батареи С камерой в облака. Часть 1 / Хабр Аккумуляторы Rhino 360мАч 3S 11.1В 20C Li-po
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрТоварhttp://www.radiocopter.ru/product/7302/

, которой хватает на 50мин. работы (напомню, полетное время около 15 минут), вес ее при этом составляет всего 33гр. — т.е. совсем не значительный. В результате получаем страховку от потери видео сигнала, что вполне вероятно может случиться при просадке ходовой батареи, от которой питается двигатель. Да и ко всему прочему у данного пепелаца ходовая батарея 2S 7.4В, таким образом ее напряжения не достаточно для питания видеотракта, которому необходимо 12В, можно конечно использовать повышающий DC-DC конвертер, но надежность системы из-за этого только пострадает. Ну и кроме всего прочего: отдельное питание видео тракта — простейший и самый надежный способ избавиться от помех по питанию, генераторами которых являются регулятор хода и сервомашинки.

Смотрите про коптеры:  Воздушное хобби - радиоуправляемые модели, аксессуары и запчасти

Также вместо встроенного в регулятор BEC использовал дискретный BEC на 3А (красный провод из трехпинового разъема от регулятора был извлечен и заизолирован), от которого запитал бортовое оборудование (сервы, приемник, автопилот), т.к. нередки случаи потери бортового питания вследствие проблем с регулятором скорости, вплоть до пробоя встроенного BEC, когда тот начинает гнать на борт полное напряжение батареи не стабилизируя его. Так же нередки случаи отключения встроенных BEC из-за перегрева. Учитывая все вышеперечисленное, дискретный BEC — хороший способ повысить надежность аппарата, даже если регулятор скорости погибнет, есть шанс спланировать, т.к. управление продолжит функционировать..

Схема питания электроники:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
Наземную станцию описывать пока не буду — это тема для отдельной статьи.

В целом, самолет получился удачный. Для полетов близко и низко очень хороший вариант, но надо учитывать, что придется немного доработать.

Дополнение по просьбам читателей:
Летаю по телевизору 17″, очки пробовал — не понравилось, может потому, что HeadPlay не дают такого ощущения погружения, как те же FatShark, не знаю, их не пробовал, но было ощущение, что сидишь в темной комнате и смотришь на монитор, который от тебя на расстоянии метр. Задержки ощутимые тоже не улучшали впечатления. Опять же полет по телевизору позволяет быстро переключиться с полета от первого лица, на полет от третьего. Сажаю в основном от третьего лица, за исключением нештатных случаев, когда до базы еще далеко, но такое было всего пару раз, не дотягивал метров 50 всего-лишь, самолет цел, так что сажать от первого лица вполне реально. Есть товарищи, которые исключительно от первого лица предпочитают взлетать и садиться, но для этого хорошая полоса нужна, а у меня такой к сожалению в ближайшем доступе нет. Ну тут уж на вкус и цвет, кому-то полет в очках кажется лучше, кому-то по телевизорумонитору.
Что касается тех самых мелочей:
— при полете на значительные расстояния, для возможностей самолета, само собой лететь надо против ветра, чтобы по ветру домой возвращаться, но не забывать, что в зависимости от высоты полета направление ветра может меняться, поэтому постоянно контролировать это, то есть мониторить свою скорость по GPS, естественно надо знать крейсерскую скорость своего пепелаца и на ее основе прикидывать, что там с ветром происходит. Опять же настраивая автопилот учитывать скорость ветра и крейсерскую скорость пепелаца, чтобы при автоматическом пилотировании по ветру не довести самолет до сваливания — это касается автопилотов не имеющих датчика воздушной скорости, например тот самый ArkBird. Посему при ветре, скорость которого больше половины крейсерской скорости пепелаца стараюсь не летать вообще.
— при полетах на высоту не забывать соответствующим образом ориентировать антенны, как на земле, так и на аппарате. В основном это касается антенн РУ, которые в большинстве своем диполи. Вообще стоит поизучать диграммы направленности различных типов антенн, гуглится эта информация без проблем.
— для полетов в пределах 2км вполне достаточно будет той конфигурации, которую описал в этой статье. Более мощный передатчик на видео ставить наверное не стоит. Что касается управления, тот же FrSky, если управление реализовать через ретранслятор, вполне пробивает 2,5км. Вообще ретранслятор сделать очень рекомендую, дальнобойная антенна на пульте — извращение по-определению.

В этом году сезон FPV открывал тоже полетами на Изе. Уже практически традиция =) ну и навыки после зимы на нем восстанавливать — самое то.
Вот небольшая нарезка видео с курсовой камеры, с открытия сезона в этом году (YouTube видео подпортил солидно, в оригинале разрешение 720х576, зачем оно его в 360р ужало — загадка):

Прошлогодняя запись на HD камеру с борта:

Свежее видео, полет на 4км удаления. Автопилот заменен на EagleTree OSD Pro, гадость та еще, но Арк понадобился для новых проектов.


Спасибо за внимание! Всем мягких посадок и летной погоды!
Продолжение следует.

З.Ы. Если у кого-то возникли вопросы по существу — задавайте, не стесняйтесь, всем постараюсь ответить.
==================================================================
Мои предыдущие статьи:
С камерой в облака. Часть 1 / ХабрОтдельностоящий (выносной ретранслятор) модуль РУ для FPV. 44
24 октября 2020 года в 11:39  Евгений Кочетков Большие Вяземы, Московская Обл
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр Статья http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/2695/

С камерой в облака. Часть 1 / ХабрУвеличиваем максимальный угол отклонения стандартной сервомашинки. 60
17 ноября 2020 года в 16:56  Евгений Кочетков Большие Вяземы, Московская Обл
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр Статья http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/2958/

С камерой в облака. Часть 1 / ХабрВнедрение джойстика от PS2 в аппаратуру Turnigy 9X 116
28 ноября 2020 года в 17:22  Евгений Кочетков Большие Вяземы, Московская Обл
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр Статья http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/3131/

С камерой в облака. Часть 1 / ХабрПро выкладывание видео YouTube в ленту и т.п. 39
18 апреля 2020 года в 22:50  Евгений Кочетков Большие Вяземы, Московская Обл
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр Статья http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/7755/

Fpv на экране смартфона

Раз уж речь зашла о смартфонах, то вот вариант использования смартфона с OTG USB в качестве видеоэкрана.

5.8G OTG FPV Receiver UVC Capture Card Apm Pix for Android Mobile Phone — это видеоприемник на частоте 5.8 ГГц с преобразователем сигнала для воспроизведения на смартфоне.

Обзор на него можно прочитать .

Скоростные полеты с уклонением от препятствий на дроне с помощью такой связки технологий невозможны, но – спокойные полеты на авиамодели или видеосъемка с квадрокоптера вполне реальны!

Задержка сигнала около 0.25 секунды (четверть секунды), я летал с задержкой в 0.5 секунды (видеоприемник, AV-USB преобразователь, ноутбук). Для полета на Цессне 150 такая задержка особой роли не играла, подлетал к точке взлета и садил визуально, так что именно полеты на авиамоделях и видеосъемку с квадрокоптера вполне можно производить.

Указанный выше преобразовать FPV->Смартфон так же умеет сканировать эфир на счет «шума на каналах». Это позволит выбрать канал на видеопередатчике с минимальными помехами.

Если смартфон вставить в VRBox — то получится классический видеошлем, точнее видеоочки, тк можно задать режим отображения для каждого глаза отдельно.

Вот вобщем то и все, про наборы для FPV полетов.

Смотрите про коптеры:  Как сделать микро квадрокоптер своими руками - Сделай сам

Skywalker x8 black 2122-мм arf v2

Это летающее крыло обладает большой площадью, достаточной для установки всего FPV-оборудования. Благодаря небольшому весу увеличивается время пилотирования, а также упрощается его управление.

Стильный и функциональный аппарат характеризуется:

  • эргономичным дизайном (длина 620 мм при весе 520 г);
  • потрясающим размахом крыльев (1340 мм);
  • большой площадью для размещения оборудования;
  • легкостью пилотирования.

Монтаж оборудования предельно легок и прост. В комплект входит клей для соединения деталей в четырех местах, после чего крыло готово к запуску. С учетом низкой цены (около 3300 рублей) Skywalker YF-0908 является идеальным вариантом и для юного пилота, и для продвинутого аса.

Поскольку эта модель производится без оборудования, ее нужно доукомплектовать:

Этот коптер сочетает в себе функциональность, удобство использования и адекватную стоимость (около 7000 рублей). Летающее крыло 0908 – очень высокопрочный агрегат, устойчивый к ударам, падениям, столкновениям и жестким приземлениям. Дополнительная жесткость крыла обеспечивается углеродными стержнями.

Skywalker YF-0908 Falcon принадлежит к моделям SFV-самолетов, которые характеризуются:

  1. Комплектацией без электроники.
  2. Ультражесткой конструкцией EPO.
  3. Высокой стабильностью летно-технических показателей.
  4. Отличной платформой FPV.
  5. Простотой запуска с руки.
  6. Стабильностью в управлении на всех скоростях.
  7. Карбоновыми лонжеронами с плотностью волокна 3K.

Этот аппарат совместим с радиоаппаратурой (от 4-х каналов с DeltaMixing) и аккумулятором 1500mAh~2200mAh 3s LiPo, которые приобретаются отдельно.

Тем, кто предпочитает самую совершенную технику и обладает большим бюджетом, непременно понравится этот FPV-самолет. Хотя его цена составляет почти 23 000 рублей, это того стоит. Стильная модель с размахом крыльев больше двух метров может долго парить над землей за счет вмонтированных емкостных аккумуляторов.

Внутри дрона размещен большой и просторный отсек, вмещающий все необходимое оборудование. Ниши для камеры, антенны и других мелочей расположены отдельно.

Этот простой в сборке агрегат укомплектован:

Авиамоделизм — fpv или почувствуй себя птицей

Это еще один пост из моей праздничной (и, как, оказалось, для многих ностальгической) серии статей про авиамоделизм:

Авиамоделизм — начало большого пути
Авиамоделизм — первая модель

В этой статье я хочу рассказать про такое увлекательное занятие, как полеты на самолете по камере, установленной на борту.

Сразу скажу, что собственный опыт в FPV у меня небольшой, всего два полета блинчиком вокруг аэропорта, поэтому комментарии и поправки от более опытных пилотов приветствуются.

Итак, полеты по камере начинаются, естественно, с самолета. В принципе, камеру можно поставить практически на любой самолет. Обычно для полетов по камере используются самолеты с электродвигателем, потому что ДВС довольно сильно вибрирует и управлять самолетом в условиях постоянно трясущейся картинки не очень удобно. Камеры обычно ставят на самолеты-тренеры или планеры — более простые в управлении и устойчивые в полете. Кроме собственно камеры на самолеты еще иногда устанавливают комплекты телеметрии, которые передают пилоту всю необходимую информацию о полете: высоту, скорость, направление (компас), заряд бортового аккумулятора, положение самолета относительно линии горизонта.
Данные телеметрии накладываются на картинку и в итоге выглядит это примерно вот так:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
Вообще говоря, внешний вид зависит от навороченности комплекта и рук человека, который его устанавливал/настраивал/программировал.
Обычно один из каналов передатчика программируется на поворот камеры вправо-влево, или поворот камеры микшируется, например, с рулем направления.

На земле пилот управляет самолетом по этому изображению. Обычно летают в видеоочках:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр
В каждом из глаз установлен маленький экран, который показывает картинку с камеры.
Получается практически полное погружение в полет — поэтому управляют самолетом в очках обычно сидя — если стоять начинается морская болезнь.

Также иногда летают по экрану, например так:
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр

Для передачи видеосигнала используются передатчики в основном 0.9, 1.2 или 2.4Ghz. В зависимости от диапазона аппаратуры радиоуправления (чтобы не было взаимных помех) и требуемой дальности.

В общем-то это все, что я знаю про FPV.
А теперь видео:
Полеты над плотиной во Франции.

Парный полет:

Полеты в облаках:

Кстати пока подбирал видео для топика наткнулся на такую интересную штуку:
трекер телеметрии для айфона, отображает на карте текущее положение самолета и телеметрическую информацию:

Видео оборудование

Видео оборудование мы будем использовать аналоговое. Согласен, это прошлый век, но, к сожалению, цифрового радиолинка с вменяемой ценой я пока не нашел. В таблице я указал ссылки на оборудование с частотой 900 Мгц, и это неспроста. Дело в том, что RC-аппаратура у нас работает на частоте 2,4 ГГц и, чтобы ей не мешать, выбираем AV-радиолинк с частотой подальше.

Специально для нашего самолета продают устройство поворота камеры. На него можно навешать всё видео оборудование, в итоге получится некий моноблок.
Склеиваем его по следующей видео инструкции:
В комплекте видео оборудования все контакты идут типа тюльпан, отрываем их и всё жестко спаиваем, мы же самолет делаем, а не танк — экономим каждый грамм. Камеру и видео передатчик приклеиваем на двухсторонний скотч. В итоге у Вас должно получиться что-то в виде этого.
С камерой в облака. Часть 1 / Хабр

Все это должно четко встать в паз для фонаря самолета.

Для видео приемника я рекомендую приобрести path антенну, С её помощью качество принимаемого видеосигнала увеличится в разы, но возникнет одно НО. Path антенна имеет диаграмму направленности и поэтому лучше летать в секторе, в котором эффективность антенны лучше всего, либо чтобы кто ни будь Вам помогал и направлял антенну на самолет.

Все наземное оборудование подключается предельно просто, все разъемы и провода есть в комплекте. Подключаете антенну к приемнику, потом очки, и подаете на все это питание и видите в очках картинку с самолета.

Немного о first person view

Под аббревиатурой FPV подразумевается система управления полетами от «первого лица».

Многие моделисты проводят аналогию подобных полетов с видеоиграми. Но все же никакая игра на симуляторе не сравнится с драйвом от настоящего парения в воздухе или сумасшедших гонок на высоте.

С авиасимуляторами можно вполне безопасно провести время, в отличие от гонок или простых полетов с FPV-системой, в которых уровень адреналина растет благодаря факторам:

  • реальной местности;
  • реальной RC-техники;
  • реальных денег, вложенных в оборудование;
  • реального риска крушения.

Еще 3-5 лет назад оборудование ФПВ можно было встретить только на дорогостоящих самолетах и мультироторных летательных аппаратах. Но с развитием технологий даже бюджетные модели БПЛА получили возможность установки подобной «начинки».

Средняя стоимость недорогих беспилотников с вмонтированной аппаратурой составляет порядка 6 000 рублей. Такие агрегаты нужны, чтобы обучиться и понять свои потребности в этом вопросе. Они являются пробным вариантом перед выбором следующих, более совершенных и дорогостоящих радиоуправляемых самолетов FPV.

Пошаговая схема изготовления бпла

Есть разные варианты домашнего исполнения FPV-самолета. Своими руками его можно сделать всего за сутки, половина из которых уйдет на просушку агрегата. Задуманная модель способна переносить порядка 400 г дополнительного веса.

Смотрите про коптеры:  Российские боевые роботы "Уран" - — LiveJournal

Подготовительный процесс включает следующие шаги:

  1. Покупку упаковки потолочной полистирольной плитки.
  2. Скачивание чертежей модели из Интернета и их распечатку.
  3. Склеивание всех листов чертежа скотчем по красным полоскам, обозначающим места соединения листов, и их вырезание при помощи ножниц.
  4. Вырезание крыла (четырех заготовок) по схеме. Для этого полистирольную плитку предварительно нужно склеить в два слоя.
  5. Вклеивание сосновой рейки для придания жесткости будущему изделию.
  6. Склеивание заготовок между собой по две пары.
  7. Изготовление носа самолета. Длины одной плитки для этого не хватает — нужно разделить его на две части и сделать по две таких заготовки, скрепив разрез скотчем.
  8. Вырезание двух «полухвостовых» фрагментов, каждый из которых – двухслойный. То есть в результате получается четыре заготовки.
  9. Вклеивание рейки в крыло путем прорезывания заготовки насквозь и вкладывания рейки внутрь. Сверху деталь заклеивается скотчем.
  10. Заготовку перекладины хвоста и верхней части носа посредством вырезания и вклеивания в два слоя.
  11. Склеивание всех заготовленных фрагментов между собой.

Радиоаппаратура


Радиоаппаратура состоит из передатчика и приемника. К приемнику подсоединяются уже вклеенные Вами сервоприводы. Сервоприводы приводят в действие органы управления самолетом.

В таблице цен я указал ссылку на аппаратуру Futaba 10CG 2.4GHz. Сразу предупрежу, что это дорогая аппаратура, но тут есть несколько подводных камней. Если Вы хотите использовать датчик поворота головы, то, по сути, кроме футабы вариантов больше нет — ко всем другим комплектам аппаратуры подключить датчик поворота головы без костылей не получится, и не факт что будет работать как надо.

Самолет

Я предлагаю использовать самолет

. Этот самолет стал стандартом для FPV, для него есть куча различных прибамбасов и огромное количество статей и

. Сам самолет продается в виде комплекта для сборки. Для сборки самолета Вам потребуется только

. Сам процесс сбора описывать смысла нет, в комплекте есть инструкция, да и испортить там что-то просто нереально, самолет немецкого производства, поэтому там все четко и красиво. Главное, не забудьте вклеить двигатель и Сервоприводы. 3 часа работы — и Ваш самолет будет готов к полету, ну и 10 минут отмыть руки от клея :-).

Самый дешевый fpv набор

В наборе недорогой видеошлем без всяческих наворотов и простая не дорогая FPV камера с видеопередатчиком.

Камера Eachine TX02, характеристики и обзор тут.

Видеошлем Eachine VR-007 Pro, характеристики и обзор тут.

Почему я рекомендую этот комплект?

Все дело в соотношении цена/качество. Ну или цена за удовольствие! 🙂

Это самый дешевый вариант входа в мир FPV полетов!

FPV камера TX02 имеет небольшие размеры, низкую цену и мощность видеопередатчика 200 мВт, она отлично передает полетное видео на расстоянии 900-1200 метров, а при условии, что практически все пульты управления на 2.4 ГГц имеют дальность управления в 800 метров, то зачем платить больше? 🙂

Конечно, если местность позволяет, нет загаженности эфира, то авиамодель может отлетать и на 1.5 км от точки взлета, но в таких условиях и камера будет передавать так же дальше!

Кстати, я придумал весьма простой (но совсем не аэродинамичный) вариант установки камеры на авиамодель. При этом питается от легкого аккумулятора с коллекторного квадрокоптера.

Видеошлем Eachine VR-007 Pro — тоже бюджетный вариант. При желании на него можно ставить направленную антенну вместо штатной «сосиски», но для первых полетов или полетов в стиле Drone Racing его достаточно.

Конечно, тут есть и минусы — качество картинки. В совместном использовании его достаточно, заменив только камеру или только видеошлем — вы не заметите разницы! Но, это объясняется бюджетностью набора.

Сборка fpv-самолета

После распечатки чертежа и вырезания деталей следует проверить, все ли работы выполнены точно и все ли фрагменты из схемы заготовлены. Затем можно приступать к компоновке агрегата в следующей последовательности:

  1. Сборка крыла. Чтобы модель была более устойчивой, рекомендуется сделать незначительное V крыла. Сначала половинки следует склеить с помощью скотча, сложить вдвое и пройтись по краям клеем. «Титан» вполне подойдет. Для большей прочности можно усилить крыло кусочком полистирольной плитки или приклеить линейку.
  2. Изготовление моторной площадки. Необходимо вырезать три заготовки в виде квадратов с чертежа, склеить их вместе и дополнить куском фанеры. К ней при помощи винтов, которыми крепят сервы, прикручивается мотор.
  3. Оборудование фюзеляжа. Полученную конструкцию следует навесить на торец шаблона корпуса и приклеить пеноплексовые треугольники для лучшей фиксации мотора. Затем следует вырезание отсека для батарейки. Горизонтальная часть обшивки – полочка для установки камеры, аналогично приклеивается с треугольничками.
  4. Работа с хвостовой частью. В полухвостовых заготовках необходимо сделать прорези и вклеить в них перекладину. Затем хвост следует приклеить к крылу, избегая перекосов. Здесь поможет выкройка крыла, на которой показаны места вклейки. Для более плотного прилегания хвоста к крылу стыковые места подрезаются ножом слегка под углом.
  5. Финальный этап сборки. Он предполагает приклеивание фюзеляжа к крылу. Во избежание складывания крыльев рекомендуется подпереть его углепластиковыми трубками или сосновыми рейками. Затем к модели крепится пропеллер, а на крыле устанавливаются рулежки посредством посадки их на петли и протягиванием тяг. Последними приклеиваются сервы и вся электроника.

Собственноручно сделанная модель FPV-самолета готова.

Состав fpv-комплекта

First Person View в RC-моделируемом мире представляет собой онлайн трансляцию видеоданных с камеры БПА на экран пульта радиоуправления. Другими словами, она является глазами пилота в воздухе. Таким образом можно наблюдать сферу охвата дрона, даже когда он находится вне поля зрения человека.

Аппарат оснащается передатчиком видеосигнала с антенной и камерой, а оператор на земле остается с пультом (приемником), в который встроен монитор, или FPV-очками с вмонтированным приемником.

Для некоторых моделей можно самостоятельно подобрать и установить аппаратуру. Это дает пилоту возможность выбора, главное, чтобы приемник и передатчик были совместимы.

Малоопытные RC-моделисты могут приобрести БПЛА, уже оборудованный FPV-системой для самолета, работающей в популярных частотных диапазонах.

Ссылки на fpv оборудование

Константин, Радиоуправляемые Авиамодели

Телеметрия

Для полноты ощущений самолет можно оборудовать телеметрией. Телеметрия выводит поверх изображения информацию о вашей скорости, высоте, удаления от базы, горизонт и т.п. Многие комплекты телеметрии оборудованы автопилотом, который может в случае потери радиосигнала вернуть самолет на базу. Советовать какую именно телеметрию брать я не буду, все хороши. Есть даже чисто русская разработка от

. Я, например, свою паял, может как-нибудь напишу про это статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector