«ключевой элемент обороны»
А-50У — усовершенствованная версия советского самолёта ДРЛО, созданного на базе тяжёлого военного транспортника Ил-76 в конце 1970-х годов. Машина получила мощный на тот момент радиотехнический комплекс (РТК) «Шмель», состоявший из трёхкоординатной радиолокационной станции (РЛС), аппаратуры получения и обработки информации, цифрового вычислительного комплекса для решения задач управления и другого оборудования. Общая масса радиоэлектроники достигала 20 т.
Как говорится в материалах Минобороны РФ, А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов, определения их координат и параметров движения. Самолёт ДРЛО способен передавать информацию на командные пункты, наводить истребители-перехватчики и выводить самолёты фронтовой авиации в район наземных целей при боевых действиях на малых высотах.
«надёжное прикрытие»
Владимир Попов уверен, что в ходе модернизации А-50 российские конструкторы и военные ориентировались на качественные изменения в развитии авиации вероятного противника.
«Это появление более скоростных и малозаметных летательных аппаратов, БПЛА, которые могут нести ударное вооружение и средства радиоэлектронной борьбы. А-50У позволяет ранжировать эти цели по степени угрозы», — подчеркнул Попов.
С его точки зрения, важным экзаменом для А-50У стала сирийская операция. Самолёт ДРЛО применялся в арабской республике вплоть до военного разгрома ИГ* в конце 2023 года. Попов предполагает, что «летающий радар» помогал российскому контингенту более эффективно отслеживать полёты авиации стран, вовлечённых в этот конфликт не на стороне официального Дамаска.
«А-50У — машина, которая в большей мере нужна для крупномасштабных операций. Поэтому в контексте Сирии можно предположить, что она использовалась для отслеживания самолётов и БПЛА Израиля и натовских государств, которые не брезговали нарушать заключённые с Москвой договорённости о правилах полётов», — рассуждает Попов.
В зарубежных СМИ сложилось несколько иное мнение о миссии А-50У в САР. Например, в публикации американского издания The National Interest от мая 2023 года говорилось, что переброска самолёта ДРЛО в Сирию могла быть ответной мерой на ракетный удар ВМС США по авиабазе Шайрат в начале апреля того же года. В статье отмечается, что появление «летающего радара» увеличивает эффективность предупреждения о подобных атаках.
По данным «Известий», российская промышленность продолжает модернизировать поставляемые в войска А-50У и наряду с этим создаёт самолёт ДРЛО нового поколения — А-100 «Премьер».
Его ключевой особенностью станет антенна с фазированной решёткой, обладающая более высокими характеристиками по обнаружению и сопровождению целей. Помимо этого, «Премьер» оснастят полностью цифровым навигационным комплексом и цифровой системой управления.
Как говорится в материалах «Ростеха», оборудование А-100 позволяет «мгновенно обнаруживать, опознавать и классифицировать цели, моментально передавать информацию на пункты управления для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам».
Попов полагает, что успешное завершение работ по «Премьеру» позволит создать важный для укрепления безопасности России авиапарк.
«Эта программа очень дорогая, и к тому же большого количества самолётов ДРЛО России не требуется. Я думаю, что А-50У и А-100 необходимы прежде всего для надёжного прикрытия трёх стратегических направлений — западного, дальневосточного и среднеазиатского», — резюмировал Попов.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2023.
Saf – хорошее топливо для самолетов, но где его взять?
Идея полета на самолете, заправляемом отходами растительного масла, десять лет назад была бы нелепой. Теперь это реальность. Некоторые считают, что экологически чистое авиационное топливо (sustainable aviation fuels – SAF) – единственный способ значимой декарбонизации авиаперевозок.
Устойчивые виды авиационного топлива могут снизить выбросы углерода в отрасли на 34%. Об этом недавно заявил агентству Argus Томас Рейнарт управляющий директор Airlines for Europe, торговой организации, представляющей 70% отрасли.
Но из чего сделано SAF? Отработанное кулинарное масло – один из сырьевых материалов, используемых при их производстве. Другие включают животные жиры и растительные масла, твердые отходы домашних хозяйств и предприятий, в том числе такие вещи, как бумага и упаковка, и даже пищевые отходы.
Экологически чистое авиационное топливо дает сразу два преимущества. С одной стороны, оно сокращают выбросы во время полета до 80%, а с другой – сокращают количество отходов, попадающих на свалки. Экологически чистое топливо можно смешивать в пропорции 50 на 50 с обычным авиационным топливом. И это не влияет на характеристики самолета, поясняет British Petroleum.
Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в этом году производство экологичного топлива достигнет 100 млн литров. Еще 7 млрд литров находятся в договорах форвардной закупки.
Однако 100 млн литров – это, на самом деле, немного. Спрос на реактивное топливо в 2023 году составлял в среднем 7,5 млн баррелей в день, что делает объемы экологически безопасного авиационного топлива, используемого в отрасли, просто мизерным.
Тем не менее, на авиакомпании давят, чтобы они использовали SAF чаще, и это давление приносит свои плоды. American Airlines недавно заключила сделку с немецкой транспортной и логистической компанией Kuehne Nagel, чтобы продать ей часть своих кредитов на возобновляемые источники энергии, полученных за использование экологичного топлива.
Если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вероятно, так оно и есть. SAF не исключение. Правда, это топливо имеет гораздо меньший углеродный след, чем обычное реактивное, из-за сырья, из которого оно производятся. Такое сырье кажется неограниченным ресурсом, но это не так. Фактически, наличие достаточного количества отходов, пригодных для превращения в экологически чистое авиационное топливо, довольно ограничено.
Стоимость, пожалуй, самая большая проблема для экологически безопасного авиационного топлива. В будущем затраты на производство SAF останутся такими же высокими, как и сейчас, уверен Торстен Ланге, вице-президент Neste одного из крупнейших производителей экологически безопасного топлива.
Он добавил в интервью отраслевому изданию CAPA, что это поставит авиакомпании, использующие экологичное топливо, в невыгодное положение по сравнению с их конкурентами, летающими на обычном авиакеросине.
Остается и проблема с доступностью SAF. Neste, по словам Ланге, в настоящее время производит около 100 тыс тонн экологически чистого авиационного топлива в год. Компания планирует увеличить объем поставок до 1 млн тонн к 2023 году.
Но для сравнения: потребление реактивного топлива перед пандемией составляло около 330 млн тонн в год. А это означает, что 1 млн тонн Neste будет каплей в море, даже если потребление нескоро восстановится до прежнего уровня. :///
Будущее отечественной авиации: самолеты ssj 100 собирают из российских комплектующих
Sukhoi Superjet 100 вмещает сотню пассажиров. В отечественном самолете два ряда кресел – трехместные и двухместные. При небольших размерах лайнер получился достаточно удобным и вместительным, говорят бортпроводники.
«Комфортно и широко. Обратите внимание на расположение кресел – два и три. Можно расположиться семьей и лететь комфортно», – рассказал бортпроводник, инструктор Юлия Лыскова.
Новый «Суперджет» – гражданский ближнемагистральный самолет будущего и для полетов внутри страны, и за границу. За 11 лет эксплуатации эти российские лайнеры перевезли больше 30 миллионов пассажиров.
С 2023 года перед конструкторами поставили задачу – комплектующие должны быть все российского производства. В следующем году производители планируют, что новый «Суперджет» поднимут в воздух отечественные моторы ПД-8. Всего заменят более 40 систем и агрегатов.
«В первую очередь, это силовая установка. Это одна из актуальных задач, которая стоит. Для того, чтобы двигатели ставить не только на новые самолеты, но и для ремоторизации», – рассказал генеральный директор ПАО «Корпорация Иркут» Андрей Богинский.
На авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, где собирают «Суперджеты», идет напряженная работа. Шесть участков, шесть самолетов производят одновременно.
После сборки «Суперджеты» попадают на летно-испытательную станцию, где они проходят полную проверку. Специалисты говорят: самолеты там начинают дышать и встают на крыло.
«Летный экипаж очень хвалит этот самолет, потому что он удобный, маневренный, комфортный, он слушает и понимает тебя, если так можно сказать, с полуслова», – отметил руководитель участка инженерно-авиационной службы летно-испытательной станции Алексей Зубов.
В 2024 году новые российские «Суперджеты» в полностью отечественной комплектации планируют запустить в серийной производство. С конвейера будут сходить до двух десятков лайнеров в год.
Круговая оборона
«Витебск» размещается в подвесных контейнерах на узлах подвески самолета, БКО включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, а также мощную установку по установке помех. Они созданы на цифровой основе и предназначены для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет и радаров.
Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех, получившая индекс Л-370-3С. «Витебск» оценивает излучение вражеского радара, а затем «давит» сигнал в более широком диапазоне частот.
Носитель
Су-25СМ3 — это глубокая модернизация «рабочей лошадки» российских ВКС — штурмовика Су-25 «Грач», которые были приняты на вооружение в начале 1980-х годов. За свой более чем тридцатилетний срок службы штурмовик успел повоевать в Афганистане, Чечне, активно применялся он и в Сирии. Боевая нагрузка самолета — 4400 кг.
Су-25СМ3 — глубокая модификация штурмовика на базе Су-25 СМ. Оснащен 30-мм двуствольной пушкой в нижней носовой части с 250 патронами. Способен нести до восьми бомб лазерным наведением. Су-25СМ3 отличается системой СВП-24-25 («Гефест»), позволяющей повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия, и спутниковой системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки с точностью до 10 м.
В 2023 году штурмовики модернизировали и оснастили комплексом «Витебск», разработанным ФГУП «НИИ Экран» в Самаре. По заверениям производителей, эта система справится не только с переносными зенитными ракетными комплексами, в частности американским Stinger, европейским Mistral и российскими «Верба» и «Игла», но и с такими дальнобойными системами, как Patriot, Aster, «Бук» и «Тор».
При этом штурмовик способен не только уклоняться, но и эффективно бороться и подавлять средства противовоздушной обороны. Радиолокаторы Су-25СМ3 поражает специальными противорадиолокационными ракетами, а позиции зенитной артиллерии и ПЗРК — обычными бомбами.
Предполетный досмотр
Безопасность в Международном аэропорту «Шереметьево» обеспечивает Акционерное общество «Шереметьево Безопасность», созданное в 1998 году.
АО «Шереметьево Безопасность» стало одним из первых в России предприятий, которое обеспечивает соблюдение норм, правил и принципов авиационной безопасности на воздушном транспорте в соответствии с требованиями Стандартов ИКАО / ИАТА и воздушным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением №1 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. №104 запрещено провозить на борту воздушного судна пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, следующие опасные вещества и предметы:
*Запрещено перевозить термометр медицинский, содержащий ртуть, в вещах, находящихся при пассажирах