Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT in /home/n/newavtjc/radiocopter.ru/public_html/wp-content/plugins/realbig-media/textEditing.php on line 823

Амортизируемая носовая стойка шасси

В своей модельке Evektor Sportstar я решил сделать носовую стойку не только управляемой, но и амортизируемой. Во-первых это добавляет реалистичности модели, а во-вторых амортизатор предохраняет каркас фюзеляжа от повреждений от вибрации и ударов при жестких посадках.

alt

К сожалению оказалось, что изначальный вариант имел один серьезный недостаток – угол отклонения колеса зависел от сжатия пружинки. На момент постройки это показалось мне несущественным, но в процессе эксплуатации это вылезло мне боком. Если при посадке в на футбольное поле было без разницы в какую сторону самолет катится, то на ВПП это доставляло серьезных проблем на разбеге и пробеге. Самолет то и дело норовил повернуть куда нибудь и съехать с дорожки. Порой было обидно выйти на полетушки, полчаса собирать самолет, что бы на первом же разбеге заехать в кусты и возвращаться домой чинить переднюю стойку.

Так я мучался пока, наконец, не угробил модель 🙂 А на ремонте задумался как же собственно можно улучшить данную конструкцию. Требования были такими:

Я перепробовал несколько вариантов, но все они были либо сложны в изготовлении, либо ненадежны, либо громоздки/тяжелы. И уже когда я был готов отказаться от амортизатора вообще, мне в голову пришло довольно простая идея: разместить серву на подвижной платформе и обеспечить амортизацию уже самой платформы.

В итоге получилось довольно просто в изготовлении и практично в использовании. Всех поставленых целей удалось достичь. Результат можно оценить на этом видео. Несмотря на вибрарию и роллинг шаттер камеры можно рассмотреть как ходит носовая стойка. Так же через вентиляционное отверстие сбоку фюзеляжа видно (если присмотреться, конечно) как внутри ходит платформа с сервой.

Смотрите про коптеры:  Как собрать радиоуправляемый самолет - Микромодели

Я старался не использовать экзотических материалов. В основном я обошелся линейками, столярным клеем, куском стержня от гелевой ручки и двумя пружинками от ручек с кнопочкой. Еще я использовал 2 кусочка карбонового прутка 2.5мм, но думаю его можно заменить бамбучиной. Из инструментов понадобится нож, модельная пилочка и дрель с тонкими сверлами (1, 2.5 и 4мм)

Разумеется, шасси должно опираться на некоторый каркас. В своем рассказе я опущу детали, связаные с моей реализацией каркаса моего фюзеляжа, а сфокусируюсь на том, что относятся к передней стойке.

Итак, начнем! Сначала займемся подвижной платформой. Ее я сделал из линейки. Разметил и сделал вырез под серву.

alt

С обратной стороны наклеил накладки поперек волокон в местах предполагаемых отверстий – это исключит раскалывание дерева вдоль волокон

alt

Просверлил необходимые отверстия. 

Платформа будет двигаться по направляющим. В принципе можно было бы просто просверлить отверстия, но я предпочел вклеить дополнительно кусочки стержня от гелевой ручки, что бы платформа легче скользила по направляющим.

alt

Сначала я хотел прикрутить серву с лицевой стороны площадки, но в этом случае качалка получалась значительно выше поверхности платформы. Идея пришла неожиданно – я закрепил серву вверх ногами и качалка оказалась на уровне накладки с изнаночной стороны.

alt

Качалку стойки я сделал из лишней качалки от сервы и . От качалки отрезается все лишнее, разрезается колечко и натягивается на стоппер, после чего все это дело фиксируется циакрином. 

Тут я сделал одну ошибку – в центральном положении качалки винт смотрит в аккурат в сторону направляющей. Это доставляет некоторых трудоностей при сборке и настройке, т.к. винт нужно прикручивать при повернутом колесе. Как нибудь переделаю, что бы винт смотрел немного под углом.

Штатный винт под шестигранник я поменял на обычный винт М3 – его удобнее закручивать отверткой. Хотя можно было бы приобрести

Тягу сделал из скрепки. Что бы качалка стойки не цеплялась за направляющие ее пришлось укоротить до трех дырочек.

alt

Теперь нужно сделать крепление стойки шасси. Она будет крепится в двух точках: нижняя по нижней обшивке фюзеляжа, а верхняя внутри. Чем больше разнесены эти точки тем меньше момент силы, которая хочет вывернуть эту стойку и сломать все конструкции внутри фюзеляжа. В моем случае это получилось около 70мм.

В качестве втулок я, опять же, использовал отрезки стержня гелевой ручки – в него как раз входит стойка. Сама стойка сделана из проволоки 2.5мм. Она оказалась несколько мягкой и гнулась при неудачных посадках. Я хотел было заменить ее на более пружинистую проволоку, но подумал, что более мягкий материал служит своего рода предохранительным элементом – стойка сгибается, а все внутрености остаются целыми

Крепления стойки я сделал из отрезков линейки. Место где будет отверстие под с я дополнительно укрепил небольшими накладками. Сверлим отверстие, при чем в одной детали сквозное, а в другой только углубление (я просверлил отверстие в накладке, а саму полоску не сверлил). Это нужно, что бы стойка не проткнула мне батарейку, которая у меня находится по другую сторону от полоски. Отверстие должно быть такого диаметра, что бы стержень от гелевой ручки туда входил довольно плотно.

alt

Втулки сначала пробовал клеить эпоксидкой, но оказалось что эпоксидка не клеится к пластику втулки. Пришлось дополнительно воспользоваться моментом.

Нижнее (внешнее) крепление будет съемное, поэтому я наклеил дополнительные полосочки укрепления в местах где закручиваются шурупы.

alt

Приклеил верхнее крепление к каркасу фюзеляжа

alt

Нижняя планка будет вкручиваться шурупами в небольшие брусочки. Эти же брусочки будут служить креплением для направляющих.

На фото фюзеляж расположен вверх ногами, стойка в таком положении будет торчать вверх.

alt

Самое время собрать это все в кучу. На время сборки вместо стойки и направляющих можно использовать бамбучины.

alt

Вставляем направляющие в отверстия в брусочках. Направляющие должны быть строго параллельно, иначе платформа будет застревать. Платформа должна ходить свободно.

alt

С верхней стороны направляющие фиксируются накладками на горизонтальной пластине. Накладки есть смысл приклеивать только когда направляющие уже отцентрованы.

alt

Примерка с пружинками

alt

Готовая конструкция. Бамбуковые направляющие заменил отрезками из карбонового прутка. Что бы платформа легче скользила направляющие я немного смазал вазелином.

alt

К сожалению оказалось, что для крепления платформы необходимо 2 стопера: один совмещен с качалкой, а второй с другой стороны платформы. Это несколько неудобно в обслуживании.

alt

Выход нашелся достаточно простой – можно перевернуть платформу качалкой к колесу и тогда нужен только один стоппер, он же качалка стойки.

alt

Вид со стороны батарейного отсека (сверху)

alt

Вот небольшое видео как это все работает (тяжело одной рукой снимать, а другой пытаться чтото там крутить 🙂 )

Финальный штрих – небольшие окошки в днище фюзеляжа. Окошки закрыты потолочкой и заклеены скотчем. При необходимости окошки раскрываются и через них можно собирать/разбирать все конструкцию. Разборка занимает всего пару минут, сборка (матюкаясь) минут 5-10.

alt

Что бы доступаться отверткой к винту на качалке я сделал еще одно небольшое окошко сбоку фюзеляжа (в первый раз промахнулся, правда).

alt

Пару слов об эксплуатации. Прежде всего дополнительные детали это вес. Впрочем, все запчасти весят всего 12г (не считая фермы), из которых пятиграмовая серва весит около 8 🙂 Для модели с полетным весом в 700г это немного, тем более что серву все равно нужно было ставить.

alt

В целом после перехода на новую систему за несколько месяцев полетушек у меня небыло ни одной серьезной аварии связаной с шасси (грубые посадки не в счет). Самолет на земле рулится отлично. Бывает, от сильной вибрации или ударов стойку немного сворачивает, но обычно это лечится просто выгибанием стойки на место.

Поскольку качалка сервы с качалкой стойки связаны жестко, шестерни сервы подвергаются всяческим неблагоприятным воздействиям. Благо стоят копейки. Впрочем от одного креша у меня слизался один зуб на одной из шестерен. Вылечилось это просто поворотом шестерни, что бы этот зуб не использовался. Уже больше месяца так летает.

Бывало, что после вроде бы нормальной посадки шасси сворачивало. Причина стала понятна после просмотра вот этого видео

Оказалось, что боковой ветер сносил модель в бок полосы. Я это замечал слишком поздно и в самый последний момент пытался вырулить руддером. Поскольку руддер и колесо были на одном канале, то носовая стойка при ударе страдала. Передняя центровка добавляла повреждений.

Поняв это, я в посадочном режиме отключил микс руддера на носовое колесо. Теперь как бы я не крутил РН, колесо у меня всегда ровно. Иногда выкатываюсь с ВПП, но это не так фатально. Есть стимул учиться сажать правильно, точно по оси полосы.

Резюме

Модели без шасси, безусловно, имеют право на жизнь. Но если хочется реалистичности, то модель обязательно должна быть на колесах. При чем эти колеса должны управляться, иначе это не сильно продвигает модель в сравнении с бесколесным вариантом. Ну а самый кайф это амортизированое шасси. Это не только добавляет эффектности, когда модель покачивается на рулении, но еще и защищает каркас от вибраций. Это особенно актуально для маленьких моделей, когда размеры камешков на ВПП сопоставимы с размером колеса.  

Конечно же любое шасси требует от пилота определенных навыков взлета и, особенно, посадки. Немного нюансов посадки я описал в статье про шасси для цессны. Обязательно прочитайте , и, по возможности, книгу Сергея Саломахина “Учебник Виртуального Пилота” – там про большие самолеты, но большая часть применима и к моделям.

Шасси так же накладывает определенные требования к качеству ВПП. Мне даже пришлось перебазироваться на другой стадион с более ровными дорожками. Но это все не зависит от конструкции шасси. 

В этой статье я рассказал о своем опыте изготовления амортизирующей носовой стойки шасси для авиамодели весом 500-1000г. Конструкция проста в изготовлении, не требует редких материалов и сложных инструментов. Что бы повторить мой опыт не потребуется много времени. Такая носовая стойка неприхотлива в обращении, практически не требует вмешательства и ремонтов. 

Для обсуждения статьи велкам в тему про сам самолет.

Постройка авиамодели "the tuffy"

Здравствуйте, уважаемые моделисты. Сегодня я хочу вам рассказать об очень интересной авиамодели The Tuffy.

Начну издалека. Я начинающий авиамоделист, моделями увлекся год назад. Сначала ходил в авиамодельный кружок, проходил месяц , но почему-то у меня там не сложилось. Хотелось сделать что-то быстрое, легкое и “летучее”. Погуглил, узнал про потолочку. Сначала у меня все началось с маленького бипланчика, потом сделал метательный планер. И мне захотелось сделать относительно большой самолет с электроникой. Я начал делать Цессну, к работе подключился мой дедушка, делали вместе, нам было обоим интересно. Отдельно хочу сказать огромное спасибо Сергею Шевышину! Делали мы по его видео, все азы и ценную информацию узнали от него. Но Цессна у нас не полетела из-за неопытности в пилотировании. Потом летом мы забросили авиамоделирование. Глубокой осенью начали снова, ремонтировать Цессну нет смысла! Начали искать другой самолет, наткнулись мы на тренер для аэрофотосъемки Tuffy.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Погуглил, нашел чертежи здесь:

http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1000670

, распечатал, склеил. Принтер распечатал страниц 35, но оказалось, что половина из них ненужная. Перейду к постройке:

Начали думать насчет материала для фюзеляжа, сначала была идея склеить несколько слоев потолочек. Пришли к выводу, что это тоько лишний вес. Пеноплекс мы не нашли, потому решили делать из обычного упаковочного пенопласта. Вырезали обычной ножовкой фюзеляж.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Отшкурили, также приклеили укрепление в носовую,нижнюю и заднюю часть (под будущее крепление моторамы)
Обклеили фюзеляж потолочкой по бокам.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Прикрепили бамбуковые палочки по бокам.
Далее, занялись крылом. Размах крыла 1100 мм. Крыло делали из подстилки под ламинат толщиной 5 мм, так как она крепче и длиннее. Длина подложки 1000мм, не хватило пару сантиметров. Вырезали крыло и элероны. Лонжерон от старой Цессны идеально подошел. В итоге получилось ОЧЕНЬ крепкое крыло с V профилем. Прижимал все скотчем и зажимами.
Клей использовали всеми любимый ТИТАН.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Установили мотораму, крышку, бамбучины и крепление под аккум, двигатель всеми любимый CF2822. Примерили-все подходит.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Далее обклейка крыла! Решили обклеивать аллюминиевым цветом. Обклеили, навесили элероны. Сервоприводы были встроены внутри крыла.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерСамодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерСамодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Установили вот такую деталь. Это часть, которая входит в фюзеляж и фиксирует крыло при установке. В нее нужно вклеить 2 куска потолочки под углом, чтобы компенсировать угол крыла.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерСамодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерСамодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Вырезали хвостовые стабилизаторы из уже упомянутой подложки под ламинат. Хвостовое оперение одинарное, усилено бамбуковыми палочками.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

На хвост установили шасси. (на фото еще нет укреплений стабилизатора)
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Прикрепили карбоновую трубку длиной 53,3 см. Диаметр 0,6 см, на нее приклеили хвостовое оперение.

Обклеили фюзеляж. Дедушка сделал окна.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Установили крепление шасси. Советуем его делать немного ближе к носу, чем на чертеже, т.к иногда при разбеге начинает заваливаться вперед.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

На чертежах рекомендовалось поставить сервоприводы внутри фюзеляжа. Мы решили не заморачиваться и поставили их назад. Кабели удлинили удлинителем. Центр тяжести как раз был идеально подобран с аккумулятором 3s 1800 mah.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Установили регулятор оборотов, приемник, сделали место для аккумулятора. Аккумулятор устанавливается в носовую часть.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Установили регулятор оборотов, приемник, сделали место для аккумулятора. Аккумулятор устанавливается в носовую часть.
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Крыло будет крепиться на резинках. Сделал связку резинок из рыболовной доночной оснастки. Сделали крепление под резинки, которые будут держать крыло. (на фото другой двигатель, так как CF2822 стоит на другой авиамодели)
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Окончательный вид самолета. Все готово! Можно покорять небо!
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Окончательный вид самолета. Все готово! Можно покорять небо!
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Электроника и комплектующие:
Двиатель: Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерFC 28-22 бесколлекторный Outrunner 1200kv
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1504779/

Прерасно тянет на 3s и с пропеллером 9 x 4.7.

Регулятор: Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерРегулятор скорости TURNIGY Plush 40А
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1522003/

взял с запасом на будущее.
Можно взять этот: Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерРегулятор Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1521505/

Сервоприводы (классика): Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерМикро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1504792/

Или: Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерHXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1504776/

Аккумулятор: Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерZIPPY Compact 1800mAh 3S 25C Lipo Pack
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1520469/

Аппаратура: Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерHobby King 2.4Ghz 6Ch Tx & Rx V2 (Mode 2)
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1684263/

У меня FlySky I4

Пропеллеры: Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерGWS Style Slowfly Propeller 9×4.7 Black (CCW) (5pcs)
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — ПаркфлаерТоварhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/9845/

Собственно, наверное все. В заключение хочу сказать, что самолет получился очень крепким, терпел любые морковки и жесткие посадки, а резинки смягчали удар крыла. Также самолет получился стабильным в полете и довольно маневренным.
Сейчас нет возможности опубликовать видео, выложу позже в комментариях.

С уважением, Денис, 13 лет.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления

Предисловие.

На фотографиях в этой статье будет немного (много) «колхоза».

Мне понадобилось:

  1. Три микроконтроллера Arduino Nano
  2. Два радиомодуля NRF24l01 с усилителем и внешней антенной
  3. Три односторонние печатные платы 50х70мм
  4. Четыре потенциометра на 10кОм
  5. Четыре ручки для них
  6. Около 22 тактовых кнопок
  7. Четыре тумблера ON-OFF-ON
  8. Два двухосевых джойстика (лучше использовать не для геймпадов)
  9. И пины-соединители
  10. Стабилизаторы питания LM1117-3.3, или аналоги, и другие радиодетали
  11. Всякая мелочёвка: провода, паяльные принадлежности, клеи, скотчи и др.

->>> Arduino Nano на Паркфлаере
Процесс изготовления.

Начну с изготовления

приёмника

. Отрезал два куска по 15 пинов «мама», подключил на них Ардуино. На пины А0-А7 и D2-D8 включительно припаял тройной разъём «папа», где один ряд – сигнальный с Ардуино (отдельный с каждого пина на Дуине), средний – 5В в параллель, крайний, который ближе к названию пина на Ардуино – земля (GND) в параллель.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

На пины D9-D13 включительно припаял радиомодуль по схеме, но питание впаял в стабилизатор напряжения, на выходе которого электролитический конденсатор 16В 100мкФ и керамический на 100нФ. На вход стабилизатора повесил керамический конденсатор 100нФ (пусть будет). Вход стабилизатора припаял к пину 5В (питаться приёмник будет от регуля напряжением 5В; его надо будет подключить на пин мотора).

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Приклеил радиомодуль к пинам и Ардуино на суперклей с пищевой содой, использованной в качестве отвердителя. Потом я всё залил горячими соплями (термоклеем) для надёжности.

Обратите внимание: пины D0 и D1 (RX и TX) свободны, на них я не паял пины для подключения электроники авиамодели (хотя туда можно подключать электронику). Сделал я это для того, чтобы можно было в далбнейшем подключить вторую Ардуину по Serial для увеличения количества пинов и расширения функционала.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Теперь принимаюсь за

передающую часть

. Сначала надо было модифицировать джойстик газа, чтоб он был с фиксацией. Для этого я сначала его разобрал и надфилем подточил с двух противоположных краёв стик (он лежит по центру), который скользит по подпружиненной плошадке. Далее собрал его обратно.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Потом изготовил пульт (корпус передатчика) из нескольких линеек по 20см. Начал с лицевой части. Супеклеем склеил 6 линеек торцами воедино, чтобы получилась досочка (можно было использовать фанеру, но у меня её не было). Просверлил по кругу несколько отверстий, выковырял центральную часть кусачками-бокорезами и канцелярским ножом, выровнял отверстия полукруглым надфилем. Укрепил швы суперклеем с содой в нескольких местах каждый.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Просверлил отверстия для потенциометров и тумблеров, вкрутил всё это на свои места и изнутри залил термоклеем. Заранее припаял к тумблерам и потенциометрам провода с термоусадкой и пинами «мама». Установил стойки для джойстиков (припаял к ним провода тоже заранее) и выпилил прямоугольник для кнопочной площадки (она с общей землёй), устанавливал её с помощью горячих соплей.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Прикрепил боковые стенки и днище на термоклей:

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Далее спаял на макетной плате конструкцию, напоминающую приёмник, но с шлейфом проводов « 5В–TX–RX–GND» и выходом с пинами для подключения радиомодуля всё по той же схеме. Думал, что буду питать МК через повышающий до 7-8В модуль (бустер) от одного Li-Ion аккумулятора (3-4,2В), но потом увидите, чем я его заменил.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Спаял на третьей макетной плате конструкцию с 20 выходами (радиомодуль на эту Дуину не надо будет вешать, поэтому пины D9-D13 включительно освобождаются), шлейфом « 5В–RX–TX–GND» (!!!соединять Ардуины друг с другом надо так: TX одной идёт в RX другой, и наоборот; 5В и GND просто для питания) и штекером для питания, в параллель которому припаян керамический конденсатор на 100нФ (чтобы сглаживать скачки напряжения от бустера).

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Припаял к кнопочной площадке множество проводков, на каждую кнопку по одному, которые пойдут на сигнальные пины Ардуино; общий минус можно втыкать на любой крайний контакт. К светодиодам тоже припаял проводок на «плюс» со штекером «мама», «минус» соединён с общей шиной «минус».

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Сделал из 2см пеноплекса боковые стенки и верхушку, обрезав углы ножом и обточив наждачкой. Присоединил боковые куски на двусторонний скотч, в верхушке сделал отверстие для антенны и радиомодуля. Приклеил верхушку на термоклей к остальному корпусу.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Чтоб было более красиво, наклеил на эту дырень кусок белого тонкого пластика на двусторонний скотч с отверстием для антенны.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Нанёс визит к моему другану, рассказал ему о том, что я делаю, и он отдал мне старый пульт от сломанного вертолётика на радио со словами: «На, пригодится». И вправду, мне пригодились антенна (вертолётик был 2,4ГГц) и джойстики, причём газ уже был с фиксацией. Установил джойстики вместо тех с Алиэкспресса, на приёмник припаял отданную антенну (просто она была более длинной, т.к. там был 5см кусок коаксиального провода, который очень хорошо гнулся). На пульт нанёс надписи рядом с джойстиками, тумблерами, потенциометрами и кнопками.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Для питания использую холдер последовательного соединения для аккумуляторов формата 18650 с Li-Ion аккумуляторами. На холдер приклеил сложенный вдвое липкой стороной внутрь скотч для лёгкого вынимания аккумов, сам холдер держится за липучку, приклеенную на самого него и на корпус передатчика.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Далее приступил к

написанию прошивки для аппаратуры

в Arduino IDE. Писал три файла .ino: «Transmitter_1» для дуины с кнопками и светодиодами, «Transmitter_2» для дуины с радиомодулем, джойстиками, тумблерами и потенциометрами, «Receiver» для приёмника. В скетчах очень много комментариев для того, чтобы можно было разобраться что где происходит.

Разберём сначала код в файле «Transmitter_1». Для упрощения обработки нажатий на кнопки (или переключения тумблеров) я написал функцию, в параметр которой вписывается пин, с которого надо считывать сигнал, и которая возвращает 0 или 1 (можно было использовать тип данных boolean (8 бит), но потом могут возникнуть проблемы с передачей по Serial, поэтому выбрал byte (8 бит)):

byte bt(int pin){ //тип данных возвращаемого значения byte
pinMode(pin, INPUT_PULLUP);
boolean bt_state = !digitalRead(pin);
if(bt_state == 1){
return 1;
}else{
return 0;
}
}

Для простого зажигания зелёного светодиода написал эту функцию:

void ledon(){
pinMode(3, OUTPUT); //устанавливаем пин 3 как выход
digitalWrite(3, HIGH); //зажигаем
delay(150); //ждём
digitalWrite(3, LOW); //гасим
delay(200); //ждём
}

Эта функция ничего не возвращает, поэтому прописываем «void». Остальной код элементарный и ничего примечательного в нём нет.

Переходим к разбору кода файла «Transmitter_2». В нём используется библиотека «EEPROM» для запоминания значений триммеров. В функции bt() из кода «Transmitter_1» я изменил только тип возвращаемого значения с byte на boolean. Для перевода значений с потенциометров и джойстиков написана функция toservo(), которая принимает пин потенциометра, нижнее значение с потенциометра, верхнее значение с него же и диапазон возвращаемых значений. Функция возвращает значения типа byte.

byte toservo(int potpin, int low, int high, int range){
int lowr = (180 – range) / 2;
int highr = 180 – ((180 – range) / 2);
returnmap(analogRead(potpin), low, high, lowr, highr);
}

Для регулировки яркости всяческой подсветки и иллюминации написана функция toaw(), которая принимает в параметрах пин потенциометра, с которого надо считывать сигнал. Возвращает значения типа byte в диапазоне 0-255. Далее на приёмнике активируется функция analogWrite(), которая создаёт ШИМ на заданном пине.

byte toaw(int potpin2){
returnmap(analogRead(potpin2), 0, 1023, 0, 255);
}

Настройки радиомодуля с помощью библиотек «nRF24l01» и «RF24» спёрты у AlexGyver’а.

Настал черёд приёмника. В его коде ничего примечательного нет, кроме функции биндинга. Если тумблер 4 находится наверху (причём передатчик включен заранее) и включается приёмник, приходит сигнал состояния тумблера 4 и запускается функция биндинга:

boolean motor_flag = 0; //флаг биндинга регуля, по умолчанию опущен

if(recieved_data[8] == 1 && motor_flag == 0){ //если тумблер 4 поднят и флаг мотора опущен
bind(); //начать биндинг
}

void bind(){
//функция ничего не принимает и ничего не возвращает
servo_0.writeMicroseconds(2300);
delay(3000);
servo_0.writeMicroseconds(800);
delay(5000);
motor_flag = 1; //поднимаем флаг
}

Небольшой туториал:

  1. Если первый тумблер находится в верху, двигатель отключен. Если он находится в центральном положении, двигатель управляется потенциометром № 3. Если же он находится внизу, двигатель управляется левым (№ 1) джойстиком по вертикальной (Y) оси.
  2. Если третий тумблер находится вверху, выпускаются шасси и зажигаются посадочные огни. Если он внизу, то только выпускаются шасси.
  3. Для биндинга после включения передатчика надо перевести тумблер № 4 в верхнее положение, включить приёмник, подождать 8 секунд.
  4. Для регулировки яркости посадочных огней надо включить их третьим тумблером, поворачивать второй потенциометр.
  5. Для регулировки яркости иллюминации включить её четвёртым тумблером, поворачивать четвёртый потенциометр.
  6. Для регулировки угла выпуска закрылков, включить их с помощью второго тумблера, поворачивать первый потенциометр.
  7. Для триммировки использовать соответствующие кнопки на кнопочной площадке.
  8. Для сброса триммера определённой оси надо зажать кнопку «сброс триммеров», нажать любую из двух кнопок оси, триммер которой надо сбросить.
  9. Для выбора чувствительности зажать кнопку «чувствительность», нажать кнопку (0/1/2/3) желаемой чувствительности, где: 0 – самый лучший отклик, 3 – самый слабый отклик.

Результат:

Получилась многоканальная (до 32 аналоговых (или цифровых, как сами пожелаете)) аппаратура радиоуправления с несколькими «плюшками» на борту: есть триммеры осей управления (которые не сбрасываются при отключении и можно сбросить отдельно каждый), четыре (0/1/2/3) степени чувствительности (отклика), функция автоматического биндинга регулятора оборотов. В моём варианте аппы реализовано только 8 каналов, а это всего лишь ¼ всех возможных!!!

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Послесловие.
В дальнейших моих планах разработка прошивки с меню (придётся припаять проводки с термоусадкой на оставшиеся кнопки и подключить их на «Transmitter_1»), в котором можно будет настроить диапазон поворота сервопривода определенного канала, фейлсейф (приведение всех каналов в заданное заранее положение при потере сигнала), оповещение о разрядке аккумулятора на модели и др.

Прошивки лежат в архиве на Гугл Диске.
Распиновка (чё куда подключать) для версии прошивки 1.1 в виде таблицы лежит здесь.

О дальности сигнала есть видео у AlexGyver’a (включайте видео на 13 минут 29 секунд, именно в этом месте начинается “тест”):

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления*. #1:
*качалки было лень ставить

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления. #2:

Выражаю благодарность в содействии созданию этого устройства:

Родным за терпение,

Александру Майорову (AlexGyver’у) за предоставленные в описаниях к видео скетчи,

Ивану Хмелевскому за то, что выслушивал, когда я ему поведывал о каждом новом этапе создания аппы.

Всем, кто прочитал данную статью, огромное СПАСИБО!

P.S. Будут вопросы, пишите в комментариях к статье))

§

Предисловие.

На фотографиях в этой статье будет немного (много) «колхоза».

Мне понадобилось:

  1. Три микроконтроллера Arduino Nano
  2. Два радиомодуля NRF24l01 с усилителем и внешней антенной
  3. Три односторонние печатные платы 50х70мм
  4. Четыре потенциометра на 10кОм
  5. Четыре ручки для них
  6. Около 22 тактовых кнопок
  7. Четыре тумблера ON-OFF-ON
  8. Два двухосевых джойстика (лучше использовать не для геймпадов)
  9. И пины-соединители
  10. Стабилизаторы питания LM1117-3.3, или аналоги, и другие радиодетали
  11. Всякая мелочёвка: провода, паяльные принадлежности, клеи, скотчи и др.

->>> Arduino Nano на Паркфлаере
Процесс изготовления.

Начну с изготовления

приёмника

. Отрезал два куска по 15 пинов «мама», подключил на них Ардуино. На пины А0-А7 и D2-D8 включительно припаял тройной разъём «папа», где один ряд – сигнальный с Ардуино (отдельный с каждого пина на Дуине), средний – 5В в параллель, крайний, который ближе к названию пина на Ардуино – земля (GND) в параллель.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

На пины D9-D13 включительно припаял радиомодуль по схеме, но питание впаял в стабилизатор напряжения, на выходе которого электролитический конденсатор 16В 100мкФ и керамический на 100нФ. На вход стабилизатора повесил керамический конденсатор 100нФ (пусть будет). Вход стабилизатора припаял к пину 5В (питаться приёмник будет от регуля напряжением 5В; его надо будет подключить на пин мотора).

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Приклеил радиомодуль к пинам и Ардуино на суперклей с пищевой содой, использованной в качестве отвердителя. Потом я всё залил горячими соплями (термоклеем) для надёжности.

Обратите внимание: пины D0 и D1 (RX и TX) свободны, на них я не паял пины для подключения электроники авиамодели (хотя туда можно подключать электронику). Сделал я это для того, чтобы можно было в далбнейшем подключить вторую Ардуину по Serial для увеличения количества пинов и расширения функционала.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Теперь принимаюсь за

передающую часть

. Сначала надо было модифицировать джойстик газа, чтоб он был с фиксацией. Для этого я сначала его разобрал и надфилем подточил с двух противоположных краёв стик (он лежит по центру), который скользит по подпружиненной плошадке. Далее собрал его обратно.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Потом изготовил пульт (корпус передатчика) из нескольких линеек по 20см. Начал с лицевой части. Супеклеем склеил 6 линеек торцами воедино, чтобы получилась досочка (можно было использовать фанеру, но у меня её не было). Просверлил по кругу несколько отверстий, выковырял центральную часть кусачками-бокорезами и канцелярским ножом, выровнял отверстия полукруглым надфилем. Укрепил швы суперклеем с содой в нескольких местах каждый.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Просверлил отверстия для потенциометров и тумблеров, вкрутил всё это на свои места и изнутри залил термоклеем. Заранее припаял к тумблерам и потенциометрам провода с термоусадкой и пинами «мама». Установил стойки для джойстиков (припаял к ним провода тоже заранее) и выпилил прямоугольник для кнопочной площадки (она с общей землёй), устанавливал её с помощью горячих соплей.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Прикрепил боковые стенки и днище на термоклей:

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Далее спаял на макетной плате конструкцию, напоминающую приёмник, но с шлейфом проводов « 5В–TX–RX–GND» и выходом с пинами для подключения радиомодуля всё по той же схеме. Думал, что буду питать МК через повышающий до 7-8В модуль (бустер) от одного Li-Ion аккумулятора (3-4,2В), но потом увидите, чем я его заменил.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Спаял на третьей макетной плате конструкцию с 20 выходами (радиомодуль на эту Дуину не надо будет вешать, поэтому пины D9-D13 включительно освобождаются), шлейфом « 5В–RX–TX–GND» (!!!соединять Ардуины друг с другом надо так: TX одной идёт в RX другой, и наоборот; 5В и GND просто для питания) и штекером для питания, в параллель которому припаян керамический конденсатор на 100нФ (чтобы сглаживать скачки напряжения от бустера).

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Припаял к кнопочной площадке множество проводков, на каждую кнопку по одному, которые пойдут на сигнальные пины Ардуино; общий минус можно втыкать на любой крайний контакт. К светодиодам тоже припаял проводок на «плюс» со штекером «мама», «минус» соединён с общей шиной «минус».

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Сделал из 2см пеноплекса боковые стенки и верхушку, обрезав углы ножом и обточив наждачкой. Присоединил боковые куски на двусторонний скотч, в верхушке сделал отверстие для антенны и радиомодуля. Приклеил верхушку на термоклей к остальному корпусу.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Чтоб было более красиво, наклеил на эту дырень кусок белого тонкого пластика на двусторонний скотч с отверстием для антенны.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Нанёс визит к моему другану, рассказал ему о том, что я делаю, и он отдал мне старый пульт от сломанного вертолётика на радио со словами: «На, пригодится». И вправду, мне пригодились антенна (вертолётик был 2,4ГГц) и джойстики, причём газ уже был с фиксацией. Установил джойстики вместо тех с Алиэкспресса, на приёмник припаял отданную антенну (просто она была более длинной, т.к. там был 5см кусок коаксиального провода, который очень хорошо гнулся). На пульт нанёс надписи рядом с джойстиками, тумблерами, потенциометрами и кнопками.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Для питания использую холдер последовательного соединения для аккумуляторов формата 18650 с Li-Ion аккумуляторами. На холдер приклеил сложенный вдвое липкой стороной внутрь скотч для лёгкого вынимания аккумов, сам холдер держится за липучку, приклеенную на самого него и на корпус передатчика.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Далее приступил к

написанию прошивки для аппаратуры

в Arduino IDE. Писал три файла .ino: «Transmitter_1» для дуины с кнопками и светодиодами, «Transmitter_2» для дуины с радиомодулем, джойстиками, тумблерами и потенциометрами, «Receiver» для приёмника. В скетчах очень много комментариев для того, чтобы можно было разобраться что где происходит.

Разберём сначала код в файле «Transmitter_1». Для упрощения обработки нажатий на кнопки (или переключения тумблеров) я написал функцию, в параметр которой вписывается пин, с которого надо считывать сигнал, и которая возвращает 0 или 1 (можно было использовать тип данных boolean (8 бит), но потом могут возникнуть проблемы с передачей по Serial, поэтому выбрал byte (8 бит)):

byte bt(int pin){ //тип данных возвращаемого значения byte
pinMode(pin, INPUT_PULLUP);
boolean bt_state = !digitalRead(pin);
if(bt_state == 1){
return 1;
}else{
return 0;
}
}

Для простого зажигания зелёного светодиода написал эту функцию:

void ledon(){
pinMode(3, OUTPUT); //устанавливаем пин 3 как выход
digitalWrite(3, HIGH); //зажигаем
delay(150); //ждём
digitalWrite(3, LOW); //гасим
delay(200); //ждём
}

Эта функция ничего не возвращает, поэтому прописываем «void». Остальной код элементарный и ничего примечательного в нём нет.

Переходим к разбору кода файла «Transmitter_2». В нём используется библиотека «EEPROM» для запоминания значений триммеров. В функции bt() из кода «Transmitter_1» я изменил только тип возвращаемого значения с byte на boolean. Для перевода значений с потенциометров и джойстиков написана функция toservo(), которая принимает пин потенциометра, нижнее значение с потенциометра, верхнее значение с него же и диапазон возвращаемых значений. Функция возвращает значения типа byte.

byte toservo(int potpin, int low, int high, int range){
int lowr = (180 – range) / 2;
int highr = 180 – ((180 – range) / 2);
returnmap(analogRead(potpin), low, high, lowr, highr);
}

Для регулировки яркости всяческой подсветки и иллюминации написана функция toaw(), которая принимает в параметрах пин потенциометра, с которого надо считывать сигнал. Возвращает значения типа byte в диапазоне 0-255. Далее на приёмнике активируется функция analogWrite(), которая создаёт ШИМ на заданном пине.

byte toaw(int potpin2){
returnmap(analogRead(potpin2), 0, 1023, 0, 255);
}

Настройки радиомодуля с помощью библиотек «nRF24l01» и «RF24» спёрты у AlexGyver’а.

Настал черёд приёмника. В его коде ничего примечательного нет, кроме функции биндинга. Если тумблер 4 находится наверху (причём передатчик включен заранее) и включается приёмник, приходит сигнал состояния тумблера 4 и запускается функция биндинга:

boolean motor_flag = 0; //флаг биндинга регуля, по умолчанию опущен

if(recieved_data[8] == 1 && motor_flag == 0){ //если тумблер 4 поднят и флаг мотора опущен
bind(); //начать биндинг
}

void bind(){
//функция ничего не принимает и ничего не возвращает
servo_0.writeMicroseconds(2300);
delay(3000);
servo_0.writeMicroseconds(800);
delay(5000);
motor_flag = 1; //поднимаем флаг
}

Небольшой туториал:

  1. Если первый тумблер находится в верху, двигатель отключен. Если он находится в центральном положении, двигатель управляется потенциометром № 3. Если же он находится внизу, двигатель управляется левым (№ 1) джойстиком по вертикальной (Y) оси.
  2. Если третий тумблер находится вверху, выпускаются шасси и зажигаются посадочные огни. Если он внизу, то только выпускаются шасси.
  3. Для биндинга после включения передатчика надо перевести тумблер № 4 в верхнее положение, включить приёмник, подождать 8 секунд.
  4. Для регулировки яркости посадочных огней надо включить их третьим тумблером, поворачивать второй потенциометр.
  5. Для регулировки яркости иллюминации включить её четвёртым тумблером, поворачивать четвёртый потенциометр.
  6. Для регулировки угла выпуска закрылков, включить их с помощью второго тумблера, поворачивать первый потенциометр.
  7. Для триммировки использовать соответствующие кнопки на кнопочной площадке.
  8. Для сброса триммера определённой оси надо зажать кнопку «сброс триммеров», нажать любую из двух кнопок оси, триммер которой надо сбросить.
  9. Для выбора чувствительности зажать кнопку «чувствительность», нажать кнопку (0/1/2/3) желаемой чувствительности, где: 0 – самый лучший отклик, 3 – самый слабый отклик.

Результат:

Получилась многоканальная (до 32 аналоговых (или цифровых, как сами пожелаете)) аппаратура радиоуправления с несколькими «плюшками» на борту: есть триммеры осей управления (которые не сбрасываются при отключении и можно сбросить отдельно каждый), четыре (0/1/2/3) степени чувствительности (отклика), функция автоматического биндинга регулятора оборотов. В моём варианте аппы реализовано только 8 каналов, а это всего лишь ¼ всех возможных!!!

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Послесловие.
В дальнейших моих планах разработка прошивки с меню (придётся припаять проводки с термоусадкой на оставшиеся кнопки и подключить их на «Transmitter_1»), в котором можно будет настроить диапазон поворота сервопривода определенного канала, фейлсейф (приведение всех каналов в заданное заранее положение при потере сигнала), оповещение о разрядке аккумулятора на модели и др.

Прошивки лежат в архиве на Гугл Диске.
Распиновка (чё куда подключать) для версии прошивки 1.1 в виде таблицы лежит здесь.

О дальности сигнала есть видео у AlexGyver’a (включайте видео на 13 минут 29 секунд, именно в этом месте начинается “тест”):

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления*. #1:
*качалки было лень ставить

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления. #2:

Выражаю благодарность в содействии созданию этого устройства:

Родным за терпение,

Александру Майорову (AlexGyver’у) за предоставленные в описаниях к видео скетчи,

Ивану Хмелевскому за то, что выслушивал, когда я ему поведывал о каждом новом этапе создания аппы.

Всем, кто прочитал данную статью, огромное СПАСИБО!

P.S. Будут вопросы, пишите в комментариях к статье))

§

Предисловие.

На фотографиях в этой статье будет немного (много) «колхоза».

Мне понадобилось:

  1. Три микроконтроллера Arduino Nano
  2. Два радиомодуля NRF24l01 с усилителем и внешней антенной
  3. Три односторонние печатные платы 50х70мм
  4. Четыре потенциометра на 10кОм
  5. Четыре ручки для них
  6. Около 22 тактовых кнопок
  7. Четыре тумблера ON-OFF-ON
  8. Два двухосевых джойстика (лучше использовать не для геймпадов)
  9. И пины-соединители
  10. Стабилизаторы питания LM1117-3.3, или аналоги, и другие радиодетали
  11. Всякая мелочёвка: провода, паяльные принадлежности, клеи, скотчи и др.

->>> Arduino Nano на Паркфлаере
Процесс изготовления.

Начну с изготовления

приёмника

. Отрезал два куска по 15 пинов «мама», подключил на них Ардуино. На пины А0-А7 и D2-D8 включительно припаял тройной разъём «папа», где один ряд – сигнальный с Ардуино (отдельный с каждого пина на Дуине), средний – 5В в параллель, крайний, который ближе к названию пина на Ардуино – земля (GND) в параллель.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

На пины D9-D13 включительно припаял радиомодуль по схеме, но питание впаял в стабилизатор напряжения, на выходе которого электролитический конденсатор 16В 100мкФ и керамический на 100нФ. На вход стабилизатора повесил керамический конденсатор 100нФ (пусть будет). Вход стабилизатора припаял к пину 5В (питаться приёмник будет от регуля напряжением 5В; его надо будет подключить на пин мотора).

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Приклеил радиомодуль к пинам и Ардуино на суперклей с пищевой содой, использованной в качестве отвердителя. Потом я всё залил горячими соплями (термоклеем) для надёжности.

Обратите внимание: пины D0 и D1 (RX и TX) свободны, на них я не паял пины для подключения электроники авиамодели (хотя туда можно подключать электронику). Сделал я это для того, чтобы можно было в далбнейшем подключить вторую Ардуину по Serial для увеличения количества пинов и расширения функционала.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Теперь принимаюсь за

передающую часть

. Сначала надо было модифицировать джойстик газа, чтоб он был с фиксацией. Для этого я сначала его разобрал и надфилем подточил с двух противоположных краёв стик (он лежит по центру), который скользит по подпружиненной плошадке. Далее собрал его обратно.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Потом изготовил пульт (корпус передатчика) из нескольких линеек по 20см. Начал с лицевой части. Супеклеем склеил 6 линеек торцами воедино, чтобы получилась досочка (можно было использовать фанеру, но у меня её не было). Просверлил по кругу несколько отверстий, выковырял центральную часть кусачками-бокорезами и канцелярским ножом, выровнял отверстия полукруглым надфилем. Укрепил швы суперклеем с содой в нескольких местах каждый.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Просверлил отверстия для потенциометров и тумблеров, вкрутил всё это на свои места и изнутри залил термоклеем. Заранее припаял к тумблерам и потенциометрам провода с термоусадкой и пинами «мама». Установил стойки для джойстиков (припаял к ним провода тоже заранее) и выпилил прямоугольник для кнопочной площадки (она с общей землёй), устанавливал её с помощью горячих соплей.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Прикрепил боковые стенки и днище на термоклей:

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Далее спаял на макетной плате конструкцию, напоминающую приёмник, но с шлейфом проводов « 5В–TX–RX–GND» и выходом с пинами для подключения радиомодуля всё по той же схеме. Думал, что буду питать МК через повышающий до 7-8В модуль (бустер) от одного Li-Ion аккумулятора (3-4,2В), но потом увидите, чем я его заменил.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Спаял на третьей макетной плате конструкцию с 20 выходами (радиомодуль на эту Дуину не надо будет вешать, поэтому пины D9-D13 включительно освобождаются), шлейфом « 5В–RX–TX–GND» (!!!соединять Ардуины друг с другом надо так: TX одной идёт в RX другой, и наоборот; 5В и GND просто для питания) и штекером для питания, в параллель которому припаян керамический конденсатор на 100нФ (чтобы сглаживать скачки напряжения от бустера).

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Припаял к кнопочной площадке множество проводков, на каждую кнопку по одному, которые пойдут на сигнальные пины Ардуино; общий минус можно втыкать на любой крайний контакт. К светодиодам тоже припаял проводок на «плюс» со штекером «мама», «минус» соединён с общей шиной «минус».

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Сделал из 2см пеноплекса боковые стенки и верхушку, обрезав углы ножом и обточив наждачкой. Присоединил боковые куски на двусторонний скотч, в верхушке сделал отверстие для антенны и радиомодуля. Приклеил верхушку на термоклей к остальному корпусу.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Чтоб было более красиво, наклеил на эту дырень кусок белого тонкого пластика на двусторонний скотч с отверстием для антенны.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Нанёс визит к моему другану, рассказал ему о том, что я делаю, и он отдал мне старый пульт от сломанного вертолётика на радио со словами: «На, пригодится». И вправду, мне пригодились антенна (вертолётик был 2,4ГГц) и джойстики, причём газ уже был с фиксацией. Установил джойстики вместо тех с Алиэкспресса, на приёмник припаял отданную антенну (просто она была более длинной, т.к. там был 5см кусок коаксиального провода, который очень хорошо гнулся). На пульт нанёс надписи рядом с джойстиками, тумблерами, потенциометрами и кнопками.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Для питания использую холдер последовательного соединения для аккумуляторов формата 18650 с Li-Ion аккумуляторами. На холдер приклеил сложенный вдвое липкой стороной внутрь скотч для лёгкого вынимания аккумов, сам холдер держится за липучку, приклеенную на самого него и на корпус передатчика.

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Далее приступил к

написанию прошивки для аппаратуры

в Arduino IDE. Писал три файла .ino: «Transmitter_1» для дуины с кнопками и светодиодами, «Transmitter_2» для дуины с радиомодулем, джойстиками, тумблерами и потенциометрами, «Receiver» для приёмника. В скетчах очень много комментариев для того, чтобы можно было разобраться что где происходит.

Разберём сначала код в файле «Transmitter_1». Для упрощения обработки нажатий на кнопки (или переключения тумблеров) я написал функцию, в параметр которой вписывается пин, с которого надо считывать сигнал, и которая возвращает 0 или 1 (можно было использовать тип данных boolean (8 бит), но потом могут возникнуть проблемы с передачей по Serial, поэтому выбрал byte (8 бит)):

byte bt(int pin){ //тип данных возвращаемого значения byte
pinMode(pin, INPUT_PULLUP);
boolean bt_state = !digitalRead(pin);
if(bt_state == 1){
return 1;
}else{
return 0;
}
}

Для простого зажигания зелёного светодиода написал эту функцию:

void ledon(){
pinMode(3, OUTPUT); //устанавливаем пин 3 как выход
digitalWrite(3, HIGH); //зажигаем
delay(150); //ждём
digitalWrite(3, LOW); //гасим
delay(200); //ждём
}

Эта функция ничего не возвращает, поэтому прописываем «void». Остальной код элементарный и ничего примечательного в нём нет.

Переходим к разбору кода файла «Transmitter_2». В нём используется библиотека «EEPROM» для запоминания значений триммеров. В функции bt() из кода «Transmitter_1» я изменил только тип возвращаемого значения с byte на boolean. Для перевода значений с потенциометров и джойстиков написана функция toservo(), которая принимает пин потенциометра, нижнее значение с потенциометра, верхнее значение с него же и диапазон возвращаемых значений. Функция возвращает значения типа byte.

byte toservo(int potpin, int low, int high, int range){
int lowr = (180 – range) / 2;
int highr = 180 – ((180 – range) / 2);
returnmap(analogRead(potpin), low, high, lowr, highr);
}

Для регулировки яркости всяческой подсветки и иллюминации написана функция toaw(), которая принимает в параметрах пин потенциометра, с которого надо считывать сигнал. Возвращает значения типа byte в диапазоне 0-255. Далее на приёмнике активируется функция analogWrite(), которая создаёт ШИМ на заданном пине.

byte toaw(int potpin2){
returnmap(analogRead(potpin2), 0, 1023, 0, 255);
}

Настройки радиомодуля с помощью библиотек «nRF24l01» и «RF24» спёрты у AlexGyver’а.

Настал черёд приёмника. В его коде ничего примечательного нет, кроме функции биндинга. Если тумблер 4 находится наверху (причём передатчик включен заранее) и включается приёмник, приходит сигнал состояния тумблера 4 и запускается функция биндинга:

boolean motor_flag = 0; //флаг биндинга регуля, по умолчанию опущен

if(recieved_data[8] == 1 && motor_flag == 0){ //если тумблер 4 поднят и флаг мотора опущен
bind(); //начать биндинг
}

void bind(){
//функция ничего не принимает и ничего не возвращает
servo_0.writeMicroseconds(2300);
delay(3000);
servo_0.writeMicroseconds(800);
delay(5000);
motor_flag = 1; //поднимаем флаг
}

Небольшой туториал:

  1. Если первый тумблер находится в верху, двигатель отключен. Если он находится в центральном положении, двигатель управляется потенциометром № 3. Если же он находится внизу, двигатель управляется левым (№ 1) джойстиком по вертикальной (Y) оси.
  2. Если третий тумблер находится вверху, выпускаются шасси и зажигаются посадочные огни. Если он внизу, то только выпускаются шасси.
  3. Для биндинга после включения передатчика надо перевести тумблер № 4 в верхнее положение, включить приёмник, подождать 8 секунд.
  4. Для регулировки яркости посадочных огней надо включить их третьим тумблером, поворачивать второй потенциометр.
  5. Для регулировки яркости иллюминации включить её четвёртым тумблером, поворачивать четвёртый потенциометр.
  6. Для регулировки угла выпуска закрылков, включить их с помощью второго тумблера, поворачивать первый потенциометр.
  7. Для триммировки использовать соответствующие кнопки на кнопочной площадке.
  8. Для сброса триммера определённой оси надо зажать кнопку «сброс триммеров», нажать любую из двух кнопок оси, триммер которой надо сбросить.
  9. Для выбора чувствительности зажать кнопку «чувствительность», нажать кнопку (0/1/2/3) желаемой чувствительности, где: 0 – самый лучший отклик, 3 – самый слабый отклик.

Результат:

Получилась многоканальная (до 32 аналоговых (или цифровых, как сами пожелаете)) аппаратура радиоуправления с несколькими «плюшками» на борту: есть триммеры осей управления (которые не сбрасываются при отключении и можно сбросить отдельно каждый), четыре (0/1/2/3) степени чувствительности (отклика), функция автоматического биндинга регулятора оборотов. В моём варианте аппы реализовано только 8 каналов, а это всего лишь ¼ всех возможных!!!

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер
Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Послесловие.
В дальнейших моих планах разработка прошивки с меню (придётся припаять проводки с термоусадкой на оставшиеся кнопки и подключить их на «Transmitter_1»), в котором можно будет настроить диапазон поворота сервопривода определенного канала, фейлсейф (приведение всех каналов в заданное заранее положение при потере сигнала), оповещение о разрядке аккумулятора на модели и др.

Прошивки лежат в архиве на Гугл Диске.
Распиновка (чё куда подключать) для версии прошивки 1.1 в виде таблицы лежит здесь.

О дальности сигнала есть видео у AlexGyver’a (включайте видео на 13 минут 29 секунд, именно в этом месте начинается “тест”):

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления*. #1:
*качалки было лень ставить

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления. #2:

Выражаю благодарность в содействии созданию этого устройства:

Родным за терпение,

Александру Майорову (AlexGyver’у) за предоставленные в описаниях к видео скетчи,

Ивану Хмелевскому за то, что выслушивал, когда я ему поведывал о каждом новом этапе создания аппы.

Всем, кто прочитал данную статью, огромное СПАСИБО!

P.S. Будут вопросы, пишите в комментариях к статье))

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий