ЛМ-15 — самолет для FPV и видеосъемки

ЛМ-15 — Простой самолет для FPV и видеосъемки

Наверное, стоит таки дать ссылки на первый и второй полеты ЛМ-14 (есть еще «нулевой» ), чтобы было с чем сравнивать поведение ЛМ-14м. ЛМ-14 был весьма красив, но абсолютно непослушным. Т.е. он совершенно не управлялся по крену (и это я не приукрашиваю, он действительно не слушался команд по каналам элеронов).

Итак, самолет для видеосъемки ЛМ-14м получил новые консоли.

Во-первых — увеличил хорду (чтобы пропорционально увеличилась и толщина крыла, что даст большую жесткость). Ведь чем меньше хорда, тем крыло более капризнее (штопорить будет ). Да и площадь крыла лишней не будет.

Во-вторых — радикально подошел к жесткости конструкции. Из обычной трехмилиметровой фанеры сделал лонжерон на всю длину консоли. Веса это добавило немного, всего полтора десятка грамм, но жесткость стала на порядок лучше.

Вот одна из фотографий процесса изготовления крыла. Подробную инструкцию я буду делать обязательно… когда буду делать ЛМ-15 — самолет, в котором учту все ошибки, допущенные при постройке ЛМ-14 и ЛМ-14м.

Оказалось, что моя идея фиксации новых консолей в фюзеляже (напомню, фишка ЛМ-14 в том, что он полностью (и быстро) разборный, для удобства транспортирования) оказалась не очень удачной. Поэтому использовал еще и старую систему от ЛМ-14 (две горизонтально ориентированные линейки). Вот! Теперь консоли сидели в корпусе жестко. В общем, то что надо.

Смешно, но при сборке ошибся с элеронами

Впрочем, оно и так полетит, да и все равно это испытательная версия. И ведь полетело же!

Во время сборки этого самолета не было сделано ни единой фотографии. Ну… как-то так получилось. Но ничего — я еще один ЛМ-15 буду строить под пристальным прицелом фотоаппарата и видеокамеры — как и обещал. А сейчас — просто кратко опишу те полеты, которые я на ЛМ-15 отлетал (хотя вряд ли это будет интересно кому-то, кроме меня самого ). Ну и про сам самолет кратко расскажу.

Итак, после списания ЛМ-14м (об этом еще напишу, почему и как) от него остался стабилизатор и… чехол. А так как ЛМ-15 планировался по длине больше чем ЛМ-14м (чтобы отдалить стабилизатор от крыла), то фюзеляж был запланирован складываемый.

Смотрите про коптеры:  Parrot Disco fpv: обзор дрона с возможностью длительного полета

К силовой конструкции крыла подошел весьма радикально: продольный фанерный лонжерон вдоль консоли маленький кусок карбоновой трубы, пропущенный через обе консоли и фюзеляж. Это обеспечило очень хорошую жесткость. Веса, конечно, добавилось… но наверное, это того стоило.

К жесткости фюзеляжа тоже подошел радикально — две карбоновые полоски вдоль основной части.

Профиль крыла в отличии от ЛМ-14м был выбран ClarkY 12%. Это позволило изменить технологию постройки и в результате получить намного более точную форму передней кромки. Кроме того, сделал, наконец, законцовки на консолях.Сборка занимает немного больше времени, нежели в ЛМ-14м… но ведь и ЛМ-15 побольше размерами

Первый полноценный полет с FPV аппаратурой

Первые испытания были без видеозаписи. Вообще никакой. Ни с борта, ни со стороны. Напрягало, правда, что невозможно было оценить потом качество картинки, но… рекордера для записи видео с камеры у меня не было тогда, а со стороны — у меня таких видео для ЛМ-07 целая туча

1. Первый тестовый полет. Взлетел, сделал парочку виражей на высоте… «пассажир» (он в FPV-шлеме был) сказал, что у него морская болезнь началась

2. В том же полете. Забрался на высоту, и попросил передать FPV-шлем мне (просто приложить к глазам). Забавные ощущения… я хоть и летал уже на FPV, но это был самолет с автопилотом… А тут — лечу такой, довольный — разглядываю картинку (не очень, кстати, качественная) и тут встревоженный голос напарника «А может не стоит так далеко улетать?!

Я уже еле-еле различаю самолет!«. КАК?! Уже далеко?! Ага, не привык к FPV полетам еще, действительно далеко. В панике попросил убрать от глаз FPV-шлем, и указать на самолет. Наивно с моей стороны .  Самолет нашел глазами только через пару секунд… Ой. Далеко   Где-то над заводом в воздухе бултыхается (ага, управлял вслепую!). Вернул назад визуально, лучше так больше не делать…

3. Еще «покатал» каких-то пацанов, которые, увидев самолет в небе, пришли посмотреть поближе. Судя по реакции — им очень понравилось

Смотрите про коптеры:  Радиоуправляемые самолеты для начинающих

Второй тестовый полет ничем не отличался от первого. Разве что чуточку больше полетал сам по FPV. Мда.. таки нужно привыкать к тому, что самолет где-то летает, а ты его даже не видишь.

В третьем тестовом полете самолет был разбит прямо на старте. Причина очень смешная  — когда бросал самолет с рук, пульт соскочил в левой руке — и я большим пальцем зацепился за тумблер аварийного отключения тяги Бум, и нужно делать новый фюзеляж… Хм…  это наверное уже пятый фюзеляж ЛМ-07..  Итак, десяток носовых частей, пять фюзеляжей, два крыла. И!

Новый фюзеляж был построен за вечер. Ушло с полдесятка клеевых стержней для термопистолета (2 — основная конструкция, 3 — установка всяких плюшек, типа креплений аккумулятора, антенны, усилений различных и т.д.)

Было решено избавиться все же от чересчур мощного мотора с чудовищным 12х12 пропеллером. Был установлен мотор от Цесны, который я нашел на поле и пропеллер 9х6 со складывающимися лопастями. Аккумулятор — нанотек 5Ач. К этому времени у меня уже был рекордер видеосигнала. Вот фотография полетного комплекта (это уже после полета)

Все же кидать самолет нужно было мне (а больше некому…). Да и неясно было еще — как поведет себя самолет с новым мотором и пропеллером. Поэтому в режиме FPV я находился не все время. Взлетел визуально, забрался на высоту, оценил поведение самолета — и попросил себе FPV-шлем. Находясь в поле, а не в городе (как в первых двух тестовых полетах) я, наконец, смог позволить себе полетать, без страха потерять контроль над 1.5 кг самолетом (о том, что мог бы не найти самолет — я старался не думать).

Вот видео с рекордера (очень плохое, представляет сомнительную ценность, для оценки качества передачи видео при помощи комплекта 200мВт 900МГц). Хм, кажется я понял, почему такая плохая картинка. На моей камере нету ИК фильтра! Вот почему картинка была черно-белой!

А вот видео с бортовой HD камеры.

И еще видео окончания полета со стороны (просто хотелось заснять обновленный ЛМ-07 в его первом полете).

Смотрите про коптеры:  Квадрокоптер с большой дальностью полета с камерой: обзор дронов

Второй полет ЛМ-14м — самолета из потолочки для видеосъемки(ссылка на бортовое видео)

Посадка… тут да. Оплошал

Из ощущений при управлении.

1. Не хватает управления по курсу. Все же руль направления нужен… хотя это и усложнит конструкцию, но… не так радикально, чтобы от него отказываться. Кроме того, планирую на ЛМ-15 испытывать систему стабилизации полета… а там РН уж точно нужен

2. Самолет отлично летал только при наличии тяги. При горизонтальном полете с отключенным мотором — самолет буквально останавливался… и через секунду начиналось сваливание. Причины пока выясняю.. думал на слишком большой установочный угол атаки крыла, но как оказалось, это не совсем правильно. На видео, это плохо заметно (вначале первого видео)

3. Пропеллер я зря не отбалансировал. Звучит весьма дискомфортно.

4. И все же — у меня впервые был самолет, который можно носить буквально в рюкзаке.  Разборная конструкция мне понравилась. ЛМ-17 и ЛМ-2 — тоже были маленькими… но у них был маленький размах крыла (крыльев ).

А вообще… хочу такой же бальзовый.. там профиль точнее получится выдержать…

На этом пока все

Итоги первых испытаний FPV

Для тех, кто давно летает с FPV, данная заметка может показаться (и таки покажется) очень наивной. Экая невидаль — отлетел от себя на пару сотен метров (кстати, дальность оценить было нечем. Разве что потом, анализируя спутниковые снимки местности и видео с борта — можно будет прикинуть дальность. Все равно — визуально я так далеко НИКОГДА не летал).

Но… это первый раз Мне самому потом будет интересно это почитать… Из планов — нужен OSD модуль (в принципе уже есть самодельный G-OSD с прошивкой CL-OSD, осталось только подружить его с моим GPS модулем). И… все же еще нужен автопилот (попробую использовать тот же MultiWii 328p, вроде для него уже есть возможность «Возврат домой»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector