Самостоятельный ремонт квадрокоптера DJI: делать или нет

Самостоятельный ремонт квадрокоптера DJI: делать или нет Квадрокоптеры

Что такое home point?

Домашняя точка по умолчанию является первым местом, где дрон получил сильные сигналы GNSS (данные о местоположении). В приложении DJI Fly App белый значок GNSS будет содержать не менее 4 белых полос. Индикатор состояния Mavic Mini быстро мигает зеленым после того, как Home Point была записана.

Домашняя точка может быть записана неправильно – с версиями прошивки, предшествующими v01.00.0400, можно было взлетать и летать со слабым сигналом GPS или при плохом освещении. Если у вас слабый сигнал GPS на взлете, то домашняя точка будет записана неправильно.

Домашняя точка будет записана, когда дрон обнаружит сильный сигнал GPS это будет означать то, что дрон вернется в другую домашнюю точку, чем в ту которую вы хотели.

В версии встроенного ПО v01.00.0400 была добавлена ​​функция отключения взлета при слабом сигнале GPS (GPS <8) и недостаточном освещении окружающей среды. Эту функцию можно отключить вручную (требуется приложение DJI Fly v1.0.4 или новее).

Слабый или недоступный GPS. Несмотря на то что у вас может быть записана домашняя точка при взлете, ваш дрон не сможет вернуться в исходную точку, если сигнал GPS станет слабым или недоступным. Очень важно летать в местах, где сигнал GPS сильный.

Заряд батареи — Батарея разрядилась до уровня, при котором она не может позволить вернуться квадрокоптеру в исходную точку и вместо этого он будет вынужден совершить аварийную посадку.

Смотрите про коптеры:  Квадрокоптер не реагирует на пульт: почему квадрокоптер не взлетает

Полет против ветра — может сильно замедлить работу любого дрона и довольно быстро разрядить аккумулятор.

Откалибруйте компас и IMU — если ваш дрон не возвращается в исходную точку, возможно он не знает своего точного местоположения из-за электромагнитных помех или у него возникают проблемы с правильным поиском глобальных спутников.

Откалибруйте компас. Несмотря на то, что IMU касается позиционирования калибровка IMU (инерциальный измерительный блок)также не является плохой идеей.

Читайте: Как правильно делать калибровку квадрокоптера?

Потерянное соединение с пультом дистанционного управления — Функция отказоустойчивого RTH автоматически активируется на многих моделях после потери сигнала пульта дистанционного управления в течение более 11 секунд. Тем не менее, это зависит от того, была ли домашняя точка была успешно записана в первую очередь.

Сильный ветер — Если дрон летит обратно в исходную точку с определенной скоростью. Если ветрено, дрон не сможет достичь конечной точки вовремя и совершит аварийную посадку.

Читайте: Как не потерять свой квадрокоптер и что делать если это случилось?

Высота над уровнем моря – если вы не летаете на открытой местности, может быть важно установить другую высоту, чем высота по умолчанию 20 метров (65,61). Полеты в местах, где есть деревья, канавы, высокие кусты и т. Д. Вы можете установить другую высоту RTH в приложении DJI Fly.

Основные поломки и их причины

Причины повреждений гидравлических компонентов разнообразны. В этой таблице собраны основные неисправности гидросистем, их причины и способы исправления.

Вид неисправностиПричины возникновенияСпособы ликвидации
Отсутствует подача жидкости в систему, которую должно обеспечить насосное оборудованиеЗасорился всасывающий трубопроводПрочистить
Недостаточное количество жидкости в бакеДобавить рабочую жидкость до требуемого уровня
Подсос воздушной струи во всасывающий трубопроводПроверить герметичность соединений и подтянуть их
Неисправность насосаОпределить причину поломки и устранить ее
Вязкость рабочей жидкости, не соответствующая требуемой величинеЗаменить жидкость
Низкое давление в системеВысокие внутренние протечки в насосе из-за его повышенного износаПроверить работу насосного оборудования на ХХ и под нагрузкой. Если КПД не соответствует паспортной величине, то насос реставрируют или заменяют
Большие протечки в системеПоставить новые уплотнения, проконтролировать узлы на герметичность
Снижение вязкости масла при повышении температуры обычно выше 50°CПроконтролировать и улучшить условия маслоохлаждения
Большие наружные утечки в насосе через его корпусОбследовать уплотнительные элементы, осмотр корпуса насоса на предмет наличия трещин и других дефектов
Повышенный уровень шума и вибрацийЗасорение фильтрующего элементаПромыть или при необходимости установить новый
Подсос наружного воздуха во всасывающем трубопроводеПроверить и затянуть соединения
Большое сопротивление во всасывающих трубахЗаменить их на изделия большего сечения
Вибрации клапанаПроверить каналы демпфирования
Слабая фиксация трубПодтянуть крепления
Резкое снижение скорости при росте нагрузкиКлапаны настроены на низкое давлениеИсправить регулировку клапанов
Повышенные протечкиПроверить соединения и уплотнения
Плавное уменьшение скорости рабочего органаЗагрязнение рабочей жидкостиЗамена гидравлической жидкости
Засор фильтров и дросселейПромыть или заменить фильтры
Снижение вязкости рабочей средыЗалить новую гидравлическую жидкость
Повышение температуры масла выше требуемого значенияНеэффективно работающая система отведения теплаУлучшить отвод тепла от труб или бака
Насос не разгружается в нерабочем состоянииПроверить и отремонтировать разгрузочное устройство
Слишком большие запасы по характеристикам насосного оборудования – давлению и подачеПодобрать насосное оборудование с параметрами, соответствующими характеристикам системы
Предохранительный клапан не держит давлениеЗагрязнение клапанного седла или клапанаПрочистить, промыть компоненты
Износ седлаЗаменить деталь
Поломка пружиныЗаменить деталь
Гул и перегрев электромагнитовСлишком жесткая пружинаУстановить более слабую пружину
Несоответствие напряжения тока питания номинальному значениюНаладить напряжение тока
Отсутствует реверс масла золотникомЗаедание золотникаРазборка и промывка золотникового элемента, ослабление крепежей, повышение давления в цепи управления

Анализ эксплуатации мультикоптеров с позиции надежности и безопасности

УДК 658.52

б а

БО! 10.21685/2307-4205-2023-3-13

АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ МУЛЬТИКОПТЕРОВ С ПОЗИЦИИ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

А. П. Адамов, А. А. Адамова, Н. В. Герасимов

Введение

В последнее время все большее распространение для решения задач локального мониторинга окружающего пространства находят беспилотные летательные аппараты (БПЛА) [1, 2]. Одним из перспективных вариантов конструктивной реализации БПЛА являются мультикоптеры (англ. МиШгоЮг, тиШеор1ет – многороторный вертолет, многолет) – это летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме с тремя и более несущими винтами [3].

В основе самого обычного мультикоптера лежит корпус, от 4 до 12 электродвигателей с винтами, пульт дистанционного управления, приемопередатчик и элемент питания (батарея или аккумулятор) [3-5]. Такое устройство уже успело зарекомендовать себя во многих отраслях и сферах хозяйственной деятельности, начиная от съемок, заканчивая доставкой еды. Существуют режимы управления мультикоптерами, в том числе и большим их числом (стая), которое позволяет выполнить функцию наблюдения, например целого района за несколько минут. Но появляется большое количество проблем, как юридических, так и безопасности, которые возникают при использовании дронов.

В работах Е. Г. Ефимовой, В. С. Фетисова и А. Г. Гребеникова [4, 5] проанализирована классификация беспилотников и их характеристики. В работах К. А. Неусыпина [6, 7] идет анализ систем управления беспилотниками и предложены методы по улучшению таких составляющих, как навигация, наведение и управляемость. Следует отметить, что в ряде стран выпускают новые постановления и законы, которые касаются БПЛА, в список которых входят квадрокоптеры, чтобы обезопасить эксплуатацию, принять меры к защите от незаконных действий со стороны владельцев данных устройств. Незаконная слежка, проникновение на запрещенную для посещения территорию или просто вопрос о безопасности пользования данного устройства в общественных местах – все это проблемы, с которыми сталкиваются сегодня современные государства, что говорит об актуальности данной темы.

Первым многовинтовым вертолетом признается квадролет Георгия Ботезата, созданный в 1922 г. в авиационном центре в Дейтоне, Огайо. Аппарат имел вес 1600 кг (благодаря алюминиевой раме), двигатель мощностью 170 л.с. и был способен выдержать вес трех пассажиров, а также имел по тем временам достаточно высокую управляемость. Недостатком этого аппарата была сложная трансмиссия, передававшая вращение одного мотора на несколько винтов [4, 5].

К недостаткам таких летательных аппаратов можно отнести сложность синхронизации работы винтов, большой вес устройства, невозможность управлять вертолетом при выходе из строя хотя бы одного двигателя, невозможность посадить аппарат в режиме авторотации. В связи с этими проблемами производство многовинтовых вертолетов приостановилось вплоть до 1950-х гг., но дальше прототипов производство не продвинулось. Новый виток развития многовинтовых вертолетов приобрел уже в ХХ1 в., когда был решен вопрос массы устройства за счет применения сверхлегких материалов, таких как карбон, а также решен вопрос синхронизации винтов за счет применения мощных вычислительных микросхем. Сегодня такие аппараты называют БПЛА -беспилотный летательный аппарат.

Под понятием беспилотного мобильного средства можно подразумевать искусственный мобильный объект без экипажа на борту, обладающий разной степенью автономности – от дистан-

1. Анализ и классификация летательных аппаратов, реализованных по схеме многовинтовых вертолетов

1.1. Классификация многовинтовых вертолетов

ционного управления, осуществляемого оператором или диспетчерским центром, до полностью автономного (при помощи собственной управляющей программы).

Именно термин «беспилотное мобильное средство» представляется наиболее точным русскоязычным эквивалентом термина «unmanned vehicle» (UV). Его часто неудачно переводят как «беспилотное транспортное средство», тем самым сильно сужая смысл широкого понятия UV, так как спектр применений беспилотных мобильных средств далеко не ограничивается только транспортными функциями [2].

Мультикоптер в свою очередь представляет собой беспилотный летательный аппарат вертолетного типа, имеющий от трех до двенадцати электродвигателей с воздушными винтами [3].

При этом равновесие реактивных моментов достигается за счет попарно разнонаправленного вращения несущих винтов.

Также данный тип аппаратов относят к БПЛА с вращающимся крылом (англ. rotary-wing UAV, rotorcraft UAV, helicopter UAV).

Подъемная сила у аппаратов этого типа создается аэродинамически, но не за счет крыльев, а за счет вращающихся лопастей несущего винта (винтов). Крылья либо отсутствуют вовсе, либо играют вспомогательную роль. Очевидными преимуществами БПЛА вертолетного типа являются способность зависания в точке и высокая маневренность, поэтому их часто используют в качестве воздушных роботов.

Основываясь на данных терминах и определениях [4-8], можно перейти к составлению классификации мультикоптеров по тактико-техническим характеристикам.

Классификация мультикоптеров по назначению:

– любительские, предназначенные для пилотирования или фото/видеосъемки;

– реализация для бизнеса, например, В2В (продвижение различных услуг компании) или B2C (подразумевает доставку почты или различных товаров);

– применение для научных исследований, например, наблюдение за различными объектами или сбор статистической информации;

– для силовых структур или военных, которые в свою очередь могут подразделяются:

• на наблюдательные;

• разведывательные;

• ударные;

• разведывательно-ударные;

• бомбардировочные;

• радиотрансляционные;

• БПЛА РЭБ (для целей радиоэлектронной борьбы);

• транспортные;

• БПЛА-мишени;

• БПЛА-имитаторы цели;

• многоцелевые БПЛА;

– мониторинг, дистанционный контроль и наблюдение, например:

• видеонаблюдение с целью охраны различных объектов, таких как лесные массивы или посевы фермеров и предприятия сельского хозяйства;

• патрулирование заданных зон полицией;

• картографирование земной поверхности;

• разведка и составление планов помещений с помощью малых БПЛА внутри разрушенных или опасных зданий;

• мониторинг нефтегазовых объектов, особенно трубопроводов;

• инспектирование строек;

• видео-фотосъемка труднодоступных промышленных объектов (линий электропередач, опор мостов, дымовых труб, ветрогенераторов, антенн и т.д.);

• радиационная и химическая разведка на опасных территориях;

• экологический мониторинг атмосферы и поверхности водоемов;

• мониторинг опасных природных явлений (паводков, извержений вулканов, лавиноопасных горных районов и др.);

• оценка результатов стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

• наблюдение за дикими животными в заповедниках.

– наземные (в атмосфере) квадрокоптеры и для космоса, например, использование для метеорологических наблюдений;

Классификация мультикоптеров в зависимости от массы.

В этой классификации беспилотные аппараты колеблются в размерах от микрокоптеров менее 10 кг, которые находятся поблизости от оператора, до тяжелых, способных подниматься на 20 км и быть в воздухе 24 ч:

– микро- и мини-БПЛА имеют вес менее 5 кг и способны удаляться от оператора на расстояние до 40 км;

– легкие квадрокоптеры имеют вес до 100 кг и способны отлетать на расстояние до 120 км;

– средние БПЛА имеют вес до 300 кг и могут находиться на расстоянии до 1000 км от оператора;

– среднетяжелые квадрокоптеры имеют вес до 500 кг и способны отлетать на расстояние до 2000 км;

– тяжелые квадрокоптеры имеют вес от 500 кг и способны удаляться от оператора на расстояние до 3000 км, при этом они могут находиться в воздухе довольно продолжительное время.

Классификация мультикоптеров в зависимости от размера рамы:

– микро- и мини-класс, имеют длину рамы менее 250 мм и применяются в основном для любительских целей;

– от 250 до 350 мм, могут быть оборудованы фото- или видеокамерой и способны развивать достаточно большую скорость;

– от 350 до 450 мм, способны поднимать вес оборудования, достаточный для осуществления прямых видеотрансляций;

– от 450 до 550 мм, часто применяются для осуществления бизнес-деятельности и доставки различных товаров;

– от 550 до 750 мм, применяются в основном для осуществления научной деятельности, так как способны нести на борту достаточное количество исследовательского оборудования;

– свыше 750 мм, входят в раздел тяжелых коптеров и способны осуществлять военную деятельность.

Обобщенную классификацию многовинтовых вертолетных систем можно представить в виде ментальной карты (рис. 1) [9].

Рис. 1. Классификация многовинтовых вертолетов 88

Одной из популярных схем построения многовинтовых вертолетов является схема с симметрично расположенными винтами, такая схема получила название квадрокоптер – это устройство для полетов с четырьмя винтами, которые вращаются диагонально в противоположных направлениях [3]. Рассмотрим вопросы их эксплуатации с позиции надежности и безопасности более подробно.

1.2. Методика анализа эксплуатации квадрокоптеров с позиции надежности и безопасности

В основе анализа квадрокоптеров с позиции надежности и безопасности лежит учет характеристик их конструктивной реализации. Одним из базовых недостатков является применение в качестве источников питания бесколлекторных электродвигателей – литий-полимерные аккумуляторы, что сильно снижает время и дальность полета квадрокоптеров. Эти и многие другие особенности значительно снижают показатели надежности и безопасности квадрокоптеров (рис. 2).

Рис. 2. Обобщенная схема квадрокоптера: 1 – двигатель; 2 – гироскоп; 3 – винт; 4 – аккумулятор; 5 – рама

Авиация в последние годы становится все в большей степени беспилотной. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) постепенно становятся главной продукцией многих авиационных фирм [7-12]. Появляется большое количество разработчиков и производителей БПЛА, занимающихся исключительно беспилотными аппаратами и системами. Это происходит по ряду причин. Сами БПЛА, как правило, гораздо дешевле пилотируемых самолетов и вертолетов. Дешевле, чем подготовка летчика, обходится и подготовка оператора беспилотной системы. Отсутствие пилота позволяет исключить бортовые системы жизнеобеспечения, уменьшить массу и габариты БПЛА, а также увеличить диапазон допустимых перегрузок и влияющих факторов [8]. Применение сверхлегких материалов, позволяет аппарату за небольшой промежуток времени развивать свою максимальную скорость полета.

Рис. 3. Основные технические параметры квадрокоптеров

Основными техническими параметрами квадропоптеров (рис. 3) являются:

1) габариты. Длина и высота изделия. Влияет в основном на размер двигателей и винтов, что в свою очередь влияет на максимальную скорость, скорость подъема и снижения аппарата;

2) аккумулятор. Измеряется емкость батареи в миллиамперах в час. Чем показатель выше, тем дольше квадрокоптер летает на одном заряде;

3) радиус действия. Диаметр, в пределах которого сможет летать квадрокоптер;

4) частота передатчика/приемника.Влияет на качество приема и передачи сигнала:

– 900 Mhz. Плюс этой частоты – сигнал с легкостью проходит сквозь деревья, сочетается с аппаратурой, работающей на 2,4 Ghz;

– 1,2 Ghz. Работающие на этой частоте дроны, преодолеваютдлинные дистанции. Сигнал легко проходит через твердые предметы;

– 2,4 Ghz. Сигнал хуже проходит через твердые предметы, но дрон улетает на этой частоте на дальние дистанции;

5) вес. Влияет на управляемость, т.е. способность сопротивляться ветру. Напрямую зависит от габаритов конструкции;

6) разрешение камеры. Влияет на детализацию картинки. При низком разрешении не получится ухватить много объектов и развернуть их на широкоформатном экране. Иногда качество съемки у камер, снимающих в низком разрешении, лучше. К базовым факторам, влияющим на качество видео, относят: оптику, оптическую стабилизацию, размер матрицы.

2. Анализ эксплуатации квадрокоптеров с позиции надежности

Квадрокоптеры являются в своем роде визитной карточкой настоящего времени. В первую очередь квадрокоптеры видятся как помощники правоохранительных органов. Любой теракт, экстренный случай, который может повести за собой ущерб здоровью человека (пожар, выбросы химических отходов и т.д.) Но пока полиция не приняла на вооружение квадрокоптеры (хотя японская полиция уже ведет борьбу своими квадрокоптерами с квадрокоптерами Якудза, перевозящими запретные аппараты), в настоящий момент они используются в зонах, где не возникает вопрос об этике и личном пространстве – открытые территории. Основные задачи таких квадрокоптеров-патрульных – отслеживание и патрулирование границ, например на пересечении США и Мексики. Также всемирный фонд дикой природы получил гранд, на средства которого разрабатывает систему отслеживания браконьеров.

Возможности поднятия груза на любую высоту без громоздких конструкций и кранов -звучит воодушевленно для строителей. Несколько квадрокоптеров нужной мощности могут осилить подъем тяжелого груза на высоту. Многие компании уже выпускают программы, которые управляют стаей квадрокоптеров одновременно, что позволяет синхронизировать движения и создать единую систему контроля. Беспилотные роботы как замена строителям в опасных для жизни ситуациях выглядят очень перспективно и востребовано.

В Массачусетском технологическом институте был разработан и опробован квадрокоптер SkyCall – проводник по местности с большим потенциалом. Допустим, студенту нужно попасть в аудиторию, которая находится в отдаленном корпусе, неизвестно где. Студент может послать запрос со смартфона, и маленький дрон сам находит его, обрабатывает запрос и ведет в нужное место с помощью системы меток и GPS.

Нельзя не упомянуть полезные свойства квадрокоптеров в научных исследованиях. Например, тяжелейшие погодные условия, в которых снять показания обычному человеку или дорогостоящему устройству не предоставляется возможным. Похожие квадрокоптеры уже разрабатываются в университете Флориды, они имеют малые габариты и вес, что позволяет им влетать в нужные точки шторма и отключать двигатели для экономии топлива, при этом собирая информацию вокруг с помощью датчиков.

Сейчас компания Falkor Systems занимается разработкой искусственного интеллекта для квадрокоптеров, которые в перспективе смогут заменить системы «умный дом» или же стать ее частью. Одной из полезных функций будет отслеживание грабителей, фотография и отправление снимков полиции.

Многие пиццерии и кафе используют для доставки квадрокоптеров. Воздух не бывает в пробках, и это позволяет минимизировать время доставки, что положительно сказывается на сер-

висе и на работе всего заведения в целом. На музыкальном фестивале Oppikoppi популярностью пользовался так называемый пивной дрон. Находясь в палатке, посетитель фестиваля мог достать телефон и сделать заказ. Квадрокоптер доставлял пиво, руководствуясь GPS-навигатором. Возможно, в скором времени почта и услуги доставки компаний разного направления (начиная от запчастей – заканчивая одеждой) начнут пользоваться квадрокоптерами-курьерами.

Широко применяются квадрокоптеры для локального мониторинга окружающего пространства. Квадрокоптеры начали переделываться разными компаниями для снятия вибраций со всей конструкции и итог – невероятно приятная и четкая видеосъемка. Киностудии не стесняются новинок индустрии и вовсю используют квадрокоптеров для различных кадров, что можно заметить уже во многих новинках кино. Рельсы с кранами, вертолеты и самолеты – все заменилось меньшими габаритами и удобством эксплуатации.

3. Анализ эксплуатации квадрокоптеров с позиции безопасности

3.1. Юридические аспекты эксплуатации малой беспилотной авиации

Квадрокоптеры являются мобильным движущимся аппаратом, следовательно, главной проблемой является проблема столкновения двух устройств, а также с людьми и зданиями. Поэтому каждый владелец квадрокоптера должен иметь лицензию на него. На территории РФ дроны-беспилотники запрещены. Изначально данный вид ограничения распространялся только на военную технику. В настоящий момент распространяется и на физические лица. Вдобавок ко всему, данное устройство является воздушным судном, следовательно, на него необходимо разрешение. Для регистрации квадрокоптера необходим следующий перечень документов: удостоверение о летной годности, свидетельство о допуске к управлению воздушным средством, разрешение на использование воздушного пространства. Отсутствие какого-либо документа из этого перечня повлечет за собой наказание в виде штрафа. Размер штрафа зависит от вида лица (физическое, юридическое). Фактически лицензионные полеты для дронов в нашей стране невозможны.

В связи с этим следует обратиться к опыту зарубежных стран, где уже подготовлена нормативно-правовая база в области беспилотной авиации. В европейском законодательстве распространена практика получения лицензий на полеты за определенную сумму. Также установлены определенные правила полетов. Среди них можно выделить ограничения по массе дрона, ограничение по высоте полета, частоты радиоуправления, а также не летать над густонаселенными местами. Также есть определенные нормы безопасности, которые касаются военных объектов. Квадрокоптер не может приближаться на расстояние менее, чем указано в правилах. На территории стран СНГ, как правило, полеты и вовсе разрешены без лицензии, однако это может привести к нарушению законодательства на территории этих стран. Стоит также отметить, что в некоторых странах, например в ЮАР, есть угроза даже уголовного преследования за нарушение правил полета.

Из всего вышесказанного, а также того, что в нашей стране квадрокоптеры приобретают популярность, возникает необходимость перенять зарубежные правила перелета. Во многих странах данные правила являются общими, что предполагает в дальнейшем развитие общих интернациональных норм регулирования полетов.

3.2. Анализ технических проблем эксплуатации квадрокоптеров

Квадрокоптер можно назвать сложным техническим устройством, так как в его состав входит большое количество механических деталей, которые находятся под постоянной нагрузкой, что влечет за собой поломку самого дрона, рано или поздно. В настоящее время рынок не предоставляет широкий выбор деталей для замены, а по большей части производители не предусматривают ремонт своих же устройств вовсе.

В число самых распространенных проблем входят:

– отсутствие соединения между передатчиком и квадрокоптером;

– неправильная работа системы стабилизации;

– превышение нормы шума для устройства или вибрация;

– квадрокоптер не может оторваться от земли;

– отказ одного из двигателей, полетного контроля или регулятора скорости;

– неправильная калибровка, перевес;

– плохое качество видеосъемки (касается квадрокоптеров, предназначенных для съемок).

Выводы

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в большинстве стран, в том числе и в России, несмотря на популярность мультикоптеров, им уделяется недостаточное внимание в вопросах законности и обслуживания. Увеличивающиеся случаи нанесения вреда человеку или нарушение чьих-либо прав говорят о том, что правительству стран, где еще нет законов или постановлений о лицензии, стоит уделить больше внимания упорядочиванию процесса эксплуатации квадрокоптера на своей территории. Производителям же стоит обратить внимание на самые распространенные технические проблемы и задуматься об их решении и выпуске дополнительных деталей на замену.

Библиографический список

1. Фетисов, В. С. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние / В. С. Фетисов, Л. М. Неугодникова, В. В. Адамовский и Р. А. Красноперов ; под ред. В. С. Фетисова. – Уфа, 2023. – 346 с.

2. Гребеников, А. Г. Общие виды и характеристики беспилотных летательных аппаратов : справ. пособие / А. Г. Гребеников, А. К. Мялица, В. В. Парфенюк. – Харьков : Изд-во Харьковского ин-та, 2008. -377 с.

3. Корнилов, В. А. Система управления мультикоптером / В. А. Корнилов, Д. С. Молодяков, Ю. А. Синявская. – М., 2023. – 512 с.

4. Ефимова, М. Г. Конструкция и основные функциональные системы летательных аппаратов : учеб. пособие / М. Г. Ефимова. – М. : МГТУГА, 2005. – 52 с.

5. Классификация вертолетов. – иКЬ: http://rc-dom.ru/stati/vertolety/klassiiikacija-vertoletov.html.

6. Адамова, А. А. Автоматизация формирования показателей для оценки технологичности изделий / А. А. Адамова, А. П. Адамов // Будущее машиностроения России : сб. Восьмой Всерос. конф. молодых ученых и специалистов. – М., 2023. – С. 362-366.

7. Адамова, А. А. Многоуровневая модель формирования технологичности электронных средств на этапах проектирования и производства / А. А. Адамова, А. П. Адамов // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2023. – № 11 (23). – С. 12.

8. Гибридная система управления малыми беспилотными летательными аппаратами / А. И. Власов, Д. Е. Зотьева, В. С. Евдокимов, Г. Г. Ревзин, Д. В. Феоктистов // Автоматизация. Современные технологии. – 2023. – № 8. – С. 15-24.

9. Адамова, А. А. Применение инструментов когнитивной графики в преподавании конструкторско-технологических дисциплин / А. А. Адамова // Информационные технологии в проектировании и производстве. – 2023.- № 3 (163). – С. 79-85.

10. Антохин, А. И. Концепция системы стабилизации на базе МЭМС гироскопа / А. И. Антохин и др. // Наука и образование : электрон. науч.-техн. изд. – 2023. – № 10. – С. 51.

11. Неусыпин, К. А. Повышение степени управляемости летательного аппарата / К. А. Неусыпин, С. Ф. Фам // Автоматизация. Современные технологии. – 2007. – № 2. – С. 21-25.

Адамов Александр Петрович доктор технических наук, профессор, кафедра микроэлектроники, Дагестанский государственный технический университет

(367006, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Пирамидальная, 49) E-mail: [email protected]

Адамова Арина Александровна кандидат технических наук, доцент, кафедра проектирования и технологии производства электронной аппаратуры, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (105005, Россия, г. Москва, 2-я Бауманская 5, стр. 1) E-mail: [email protected]

Adamov Aleksandr Petrovich doctor of technical sciences, professor, sub-department of microelectronics, Dagestan State Technical University (367006, 49 Piramidal’naya street, Mahachkala, Dagestan, Russia)

Adamova Arina Aleksandrovna

candidate of technical sciences, associate professor,

sub-department of design and production technology

of electronic equipment,

Bauman Moscow State Technical University

(105005, page 1, apartment 5, 2-ya Baumanskaya street,

Moscow, Russia)

Герасимов Никита Вячеславович магистрант,

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (105005, Россия, г. Москва, 2-я Бауманская 5, стр. 1) E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена безопасности квадрокоптеров в современное время. Основное внимание уделено угрозе здоровью и безопасности человека. Кратко рассмотрены история и технические характеристики квадрокоптеров. Проведен анализ существующих законов и ограничений, введенных в других странах. В результате исследования, что угроза существует, предложены методы ее урегулирования.

Ключевые слова: квадрокоптеры, классификация мультикоптеров, эксплуатация БПЛА, БПЛА, юридические аспекты, технические возможности.

Gerasimov Nikita Vyacheslavovich master degree student,

Bauman Moscow State Technical University (105005, page 1, apartment 5, 2-ya Baumanskaya street, Moscow, Russia)

Abstract. This article is devoted to the safety of quad-rocopters in modern times. The main attention is paid to the threat to human health and safety. The history and technical characteristics of quadrocopters are briefly considered. The article analyzes the existing laws and restrictions introduced in other countries. As a result of the research, the threat exists and methods for its settlement are proposed.

Key words: quadrocopter, classification of multi-copters, operation of UAV, UAV, legal aspects, technical capabilities.

УДК 658.52

Адамов, А. П.

Анализ эксплуатации мультикоптеров с позиции надежности и безопасности / А. П. Адамов, А. А. Адамова, Н. В. Герасимов // Надежность и качество сложных систем. – 2023. – № 3 (19). – С. 86-93. БО! 10.21685/2307-4205-2023-3-13.

Базовые принципы полета квадрокоптера

Несмотря на понятную принципиальную схему, вряд ли современные квадрокоптеры можно считать простыми устройствами. Даже самый недорогой беспилотник оснащается полетным контроллером и гироскопом. Продвинутые модели имеют на борту десятки датчиков, сенсоров, а сбором и анализом информации занимаются миниатюрные компьютеры.

И все же, если летательный аппарат вдруг начинает тянуть в сторону, или он не способен взлететь, то вряд ли причину стоит искать в электронике. Обычно поломка квадрокоптера заключается совсем не в этом.

Каждый квадрокоптер оснащен четырьмя винтами (квадро — четыре) постоянного шага. Под каждым винтом установлен небольшой двигатель коллекторного или бесколлекторного типа. Два винта совершают вращение против часовой стрелки, и два – по часовой.

Управление движением происходит следующим образом:

  • Ускорение скорости вращения пропеллеров приводит к подъему аппарата
  • Ускорение скорости вращения винтов с одной стороны и замедление с другой позволяет аппарату двигаться в сторону
  • Ускорение винтов, вращающихся по часовой стрелке и одновременное замедление винтов, вращающихся против часовой, приводит к повороту квадрика
  • Замедление всех винтов позволяет приземлить дрон на землю

Взлетает и летит коптер благодаря силе тяги двигателей. Стабильное положение в воздухе обеспечивается установленным на борту дрона гироскопом. Как видим, основные принципы управления довольно просты. И если, например, после команды на взлет, у коптера не получается приподняться, то проблема или в винтах, или в моторах. Другие компоненты выходят из строя заметно реже.

Современные бесколлекторные движки весьма надежны, поэтому, скорее всего, что-то не так с пропеллерами. О коллекторных двигателях этого сказать нельзя, и проверять в недорогих дронах нужно не только винты, но и моторы, тоже способные стать источником проблем.

Образец гарантийного талона на квадрокоптер

гарантийный талон на квадрокоптер №

товарколичествосерийный номерсрок гарантии, мес.
1
дата выдачи оборудования: __.__.20__ г.продавец: /____________________/

гарантийные обязательства:

1. Срок гарантии исчисляется со дня выдачи товара покупателю.

2. В случае если вышеупомянутый товар выйдет из строя не по вине покупателя, в течение гарантийного срока, поставщик обязуется произвести ремонт или замену дефектного товара без дополнительной оплаты.

3. Гарантийный ремонт и обслуживание производятся в течение __________ дней в сервисном центре продавца товара, только при предъявлении настоящего гарантийного талона. Гарантийный срок продлевается на время проведения ремонта.

4. Поставщик снимает с себя гарантийные обязательства в случаях:

-при наличии механических, химических, термических и иных повреждениях товара
-выхода из строя по причинам несоблюдения правил установки и эксплуатации квадрокоптера.
-вскрытия, ремонта или модернизации товара не уполномоченными лицами.

5. Гарантия не распространяется на расходные материалы и другие узлы, имеющие естественный ограниченный период эксплуатации

6. Продавец не несет ответственности за неправильную работу нелицензионного программного обеспечения и не дает бесплатных консультаций по этим вопросам.

7. При обращении с претензиями по поводу работы Приобретенной вещи, вызванными некомпетентностью покупателя, продавец имеет право взимать плату за проведение консультаций.

8. На период гарантийного ремонта квадрокоптера аналогичное исправное оборудование не выдается.

9. Недополученная в связи с появлением неисправности прибыль и другие косвенные расходы не подлежат возмещению.

10. Гарантия не распространяется на ущерб, причиненный другому оборудованию.

11. все транспортные расходы относятся за счет покупателя и не подлежат возмещению.

представитель покупателя: /____________ /__________________ / _______________________/
(дата) (подпись) (расшифровка)

Образец иска при некачественном ремонте квадрокоптера

Исковое заявление о взыскании компенсации за некачественный ремонт квадрокоптера

19 января 2023 я обратился (ась) в : __________________________ с заявлением о ремонте квадрокоптера: марка (модель) _______________, цвет: ______________, иные характеристики: ____________________ , приложив все необходимые документы.

однако ремонт был произведен некачественно, а именно:______________________.

указанное обстоятельство подтверждается заключением по результатам осмотра, который провела специализированная организация.

согласно ст. 29 Закона РФ “О защите прав потребителей” потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать, в том числе, безвозмездного устранения недостатков выполненной работы.

ст. 30 Закона РФ “О защите прав потребителей” установлено, что недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

согласно п. 5 ст. 28 федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ “О защите прав потребителей” при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

на основании изложенного, в в соответствии со ст. Ст. 15, 309, 310, 929, 931, 1064 ГК РФ; ст. Ст. 12, 14.1 фз от 25.04.2002 N 40-ФЗ; ст. Ст. 13, 15, 17 Закона РФ “О защите прав потребителей”

прошу:

взыскать с ответчика в мою пользу:

компенсацию за некачественный ремонт квадрокоптера
штраф в размере 50% от присужденной мне суммы.

Приложения:

копия договора
копия заключения по результатам осмотра, проведенного специализированной организацией
расчет исковых требований
копии искового заявления и приложенных к нему документов
квитанция об уплате государственной пошлины.

Потеряна связь от передатчика к квадрокоптеру

Скорее всего он неправильно откалиброван. Установите беспилотник на ровной поверхности и разместите подкладку (сойдет картон или сложенная бумага) под луч, в чью сторону идет отклонение. После новой калибровки проблема должна исчезнуть. Если она все еще остается, возможно вашему квадрокоптеру все-таки требуется более серьезный ремонт.

Часто причина очень проста — ручка газа не стоит в положении минимум. Как вы понимаете, ремонт мультикоптера в данном случае не требуется. Все решается вами и достаточно быстро — установите ручку на себя до упора, устройтесь поудобнее и ждите полной инициализации квадрокоптера. Готово!

Если включение режима «эксперт» не помогает, то проверьте аккумулятор. Часто беспилотнику просто не хватает мощности для выполнения. 

Это тот случай, когда вам как раз лучше сменить режим с «эксперта» на менее чувствительный. Если вы только приступили к управлению квадрокоптером, не беспокойтесь — не все сразу! По прошествии времени, когда вы лучше освоите управление, перейти на режим эксперта получится уже без особых проблем.

Часто это случается из-за того, что винты или двигатель установлены неправильно. Можно самостоятельно сравнить со схемой из руководства пользователя либо отнести беспилотник в сервис. 

Самая печальная неприятность, которая часто означает потерю вашего летающего друга. Причины могут быть самыми разными, но способ предотвратить побег только один — установка GPS маячка. 

Естественно, список на этом не заканчивается, мы указали только самые распространенные моменты. Кроме прочего, у каждой модели есть свои «болезни». Ремонт DJI Phantom, например, может потребоваться после падения даже с небольшой высоты, т.к. часто летит их слабое место — материнская плата.

Как мы все знаем, компания DJI делает качественные дроны в хорошем исполнении. Казалось бы от такого качества ремонта можно избежать на 100%. Но нет. Это вещь, и как любой другой вещи нужен уход. Собственно, квадрокоптеру тоже нужен уход. Основные поломки, которые у них могут встречаться – это:

  • программные сбои и выход из строя;
  • краши и падения дрона;
  • следствия долгой эксплуатации;
  • следствия износа;
  • стики, на пульте управления не расположены по центру, а отклоняются;
  • при получении SSID выдается ошибка;
  • поломка камеры и других компонентов после падения;
  • GPS навигация не срабатывает;
  • падение дрона в воду;
  • батарея не держит заряд и быстро садится;
  • материнская плата повреждена, или ее отдельные компоненты;
  • треснул или повредился пропеллер;

Если у вас есть поломка из списка выше, мой вам совет – делайте ремонт в сервисном центре или у частных мастеров. Не стоит этим заниматься самостоятельно, если вы в этом не разбираетесь.

В вашем городе наверняка есть такие люди, которые за небольшую плату произведут ремонт квадрокоптера DJI и у них наверняка есть необходимые детали и запчасти.

Если между машиной и ПДУ нет связи, в первую очередь проверяется пульт. Разряженный аккумулятор и севшие батарейки – распространенная причина отсутствия связи. Сигнализирует об отсутствии заряда в батарейках и загорающийся индикатор на коптере. В этом случае просто замените батарейку и оцените результат.

В некоторых случаях владелец аппарата неверно выполняет последовательность действий при запуске. Важно поэтапно и правильно соблюдать шаги, описанные в инструкции. К примеру: если на старте устройство лежит неправильно (на боку, перевернуто кверху вниз), оно не будет реагировать на пульт при команде подняться в воздух.

Если рекомендованные меры приняты, а аппарат по прежнему не видит пульт, проблема кроется внутри ПДУ. Возможно, нарушены контакты, имеется обрыв проводков. Иногда проблема решается чисткой контактов (в случае окисления батареек).

Неисправность, с которой приходится столкнуться почти каждому новичку. Винты запущены на полную мощь, а дрон не поднимается в воздух, не реагируя на ПДУ. Такое случается, если неправильно установлены пропеллеры. Не спешите нести технику в ремонт: сначала сравните маркировку на пропеллерах с маркировкой на лучах – совпадение знаков обязательно.

Возможно, случилась путаница: пропеллер, предназначенный для вращения по часовой стрелке, установлен на мотор, работающий против часовой стрелки (и наоборот). При неверном направлении винтов аппарат не взлетит. Поставьте пропеллеры в соответствии с маркировкой, и попробуйте запустить технику повторно.

Если при полете аппарат сносит в сторону, имеет место быть неверная калибровка. Чтобы решить проблему, поставьте квадрокоптер на ровную поверхность, подложив под отклоняющийся луч листы бумаги. Также подойдет и ровный лист картона. После повторной калибровки, как правило, проблема решается.

Если сваливание на бок после калибровки не прекратилось, а только уменьшилось, воспользуйтесь триммерами на пульте управления. Начинающие пользователи часто забывают о пилоте триммеров. Также, одна из распространенных ошибок у новичков — некорректная настройка гироскопа.

Отказ от взлета часто обусловлен неправильной установкой двигателя или винтов. Еще раз внимательно осмотрите маркировку каждой детали – если замечено несовпадение, проведите разбор и установку в соответствии со схемой в инструкции.

Сроки ремонта квадрокоптера и последствия их неисполнения

согласно п.4 правил бытового обслуживания населения в РФ, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать сведения о дате приёма и исполнения заказа (в том числе).

Законодательство не устанавливает точный срок производства ремонта квадрокоптера, однако когда эти данные не указаны в договоре, то согласно Гражданскому Кодексу РФ, а именно к п.2 ст. 314 ч.1 «в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении».

Заявление об исполнении обязательства в семидневный срок оформляется письменно в двух экземплярах и направляется исполнителю с пометкой о получении.

Если сервисный центр нарушил срок выполнения ремонта, то потребитель вправе:

  • назначить новый срок, который будет указан в договоре на оказание услуги;
  • требовать возмещения понесенных расходов, если ремонт выполнен другим лицом;
  • требовать уменьшение цены, причем перерасчет производится с учетом цены на услуги в момент предъявления требования
    отказаться от исполнения договора.

Сервисный центр не вправе требовать оплату за ремонт квадрокоптера при отказе потребителя от договора по его вине.

Срок устранения недостатков выполненного ремонта квадрокоптера законодателем не установлен, однако согласно ст. 30 закона «О защите прав потребителей», исполнитель должен устранить таковые в разумный срок. в отношении рассматриваемой услуги такой срок обычно составляет 7 дней.

Требование об уценке выполнения работы должны быть удовлетворены в течение 10 дней со дня их заявления.

Требование о возмещении понесенных расходов на другого исполнителя подлежат удовлетворению в течение 10 дней.

В случае нарушения сроков выполнения работы, исполнитель выплачивает потребителю неустойку (пени) в размере 3% от суммы договора на соответствующие услуги.

Отказ потребителя от договора в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ, а также некачественно выполненного ремонта, влечет за собой Возврат потребителю денежных средств. вернуть деньги за некачественный ремонт квадрокоптера сервисный центр обязан в течение 10 дней с момента заявления требования.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий