Судебное разбирательство с таможней: как правильно выбрать код ТН ВЭД ЕАЭС для товара на примере квадрокоптера – Практикум – TKS.RU

Прокурор разъясняет – прокуратура ульяновской области

27.09.2021 в законную силу вступили Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2021 №658 (далее – Правила), которыми определен порядок присвоения, получения и нанесения регистрационных знаков для беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА).

Для постановки на учет квадрокоптера, дрона, авиамодели или вертолета необходимо быть старше 14 лет, являться гражданином Российской Федерации или иметь законные основания для нахождения на территории страны.

Регистрация также потребуется, если дрон был ввезен для участия в спортивном мероприятии, но планируются полеты вне спортивной арены.

Владельцам таких летательных аппаратов для постановки на учет необходимо:

  1. Фотография регистрируемого аппарата.

Согласно рекомендациям Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), размещенным на сайте ведомства, фотография беспилотника должна быть цветной на светлом фоне. Аппарат на снимке должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции. Ракурс съемки должен обеспечивать отображение всей видимой площади воздушного судна.

2. Заявление о постановке на учет, которое включает в себя тип БПЛА, серийный номер, количество двигателей и их вид, максимальную взлетную массу, информацию об изготовителе и его владельце.

Несколько беспилотников одного типа, принадлежащих одному владельцу, можно зарегистрировать одним заявлением с перечислением регистрационных номеров. Вместе с тем беспилотники разных типов регистрируются отдельными заявлениями на каждый летальный аппарат.

Согласно п.12 Правил заявление о постановке беспилотного воздушного судна (далее – БВС) на учет представляется в Федеральное агентство воздушного транспорта в следующие сроки:

а) в случае приобретения БВС на территории Российской Федерации – в течение 10 рабочих дней со дня приобретения;

б) в случае ввоза БВС в Российскую Федерацию – в течение 10 рабочих дней со дня ввоза;

в) в случае самостоятельного изготовления БВС – до начала его использования для выполнения полетов в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.

Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2021 №138, (далее – Федеральные правила) установлен разрешительный порядок использования беспилотниками воздушного пространства, который предусматривает сообщение владельцами БПЛА в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД) о плане и получении разрешения на использование воздушного пространства.

Разрешение выдается региональными, зональными и районными центрами ЕС ОрВД в зависимости от зоны воздушного пространства, которая будет использоваться при полете. При необходимости использования воздушного пространства над населенным пунктом дополнительно необходимо также получить разрешение органа местного самоуправления этого населенного пункта.

План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в центры ЕС ОрВД в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2021 №13 (далее – Табель). При этом пунктом 9 Табеля предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полета воздушного судна, размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет» www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/.

Смотрите про коптеры:  Кораблик для рыбалки: принцип работы и изготовление своими руками

Приказами Минтранса России от 09.03.2021 №47 «Об установлении зон ограничения» и №48 «Об установлении запретных зон» в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Согласно п.40 Федеральных правил при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений, опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Какого-либо наказания за непостановку БВС на учет действующее законодательство не предусматривает. В то же время эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения влечет за собой привлечение к административной ответственности по ст.11.4 КоАП РФ.

Иные вопросы

Судебное разбирательство с таможней: как правильно выбрать код тн вэд еаэс для товара на примере квадрокоптера

С каждым годом потребительские товары становятся все более многофункциональными, сочетают в себе большой набор признаков и технических характеристик. При ввозе на территорию РФ разнообразие товарных групп приводит к усложнению их классификации и трудностям при выборе кодов ТН ВЭД ЕАЭС. А это в свою очередь, влечет за собой увеличение таможенных платежей для владельцев товара.

Подобную ситуацию хорошо иллюстрирует кейс по ввозу квадрокоптеров на территорию РФ и судебные разбирательства с Санкт-Петербургской таможней в связи с изменениями кодов ТН ВЭД ЕАЭС в декларации.

Предметом судебного разбирательства был спор между Обществом, ввозившим квадрокоптеры, интересы которого в суде представлял юрист компании “Кирюхин и Партнеры” Алексей Михайлюк, и Санкт-Петербургской таможней, которая внесла изменения в декларацию на товары, в части классификации товара по кодам ТН ВЭД ЕАЭС (дело № А56-115770/2021).

В настоящее время при ввозе на территорию РФ винтовых летательных аппаратов (квадрокоптеров), декларанты сталкиваются с трудностями при их классификации в зависимости от характеристик. Это связано с тем, что квадрокоптеры, идущие в комплекте с фото-видеокамерами, могут быть отнесены сразу к трём кодам ТН ВЭД:

  • 8802 летательные аппараты
  • 8525 камеры
  • 9503 игрушки

Законодательная база по классификации квадрокоптеров установлена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2021 № 172 “О классификации квадрокоптеров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического Союза”.

Смотрите про коптеры:  Технологии людей из цикла Чужой — Циклопедия

В пункте 1 этого Решения дается подробное разъяснение по квадрокоптеру с видеокамерой, который классифицируется в товарной позиции 8802 ТН ВЭД ЕАЭС. Квадрокоптер представляет собой четырехвинтовой летательный аппарат, используемый для различных целей. Он может быть оснащен фото- и видеооборудованием или иным оборудованием, имеющий встроенные приемники навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС и др.). Аппарат управляется оператором дистанционно с земли или с другого летательного аппарата. Также он может осуществлять автоматизированный полет и следование по заранее запрограммированному маршруту.
Согласно пункту 2 Решения, квадрокоптер, не оснащенный фото- и видеооборудованием, классифицируется в товарной позиции 9503 ТН ВЭД ЕАЭС.

Несмотря на эти разъяснения, в судебной практике можно встретить случаи, кода квадрокоптеры при таможенном декларировании заявляют по коду 8525 “записывающие видеокамеры прочие” (например Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2021 по делу № А41-3189/2021).

Очевидно, что единого подхода к классификации квадрокоптеров у таможенных органов на сегодняшний день не существует. Именно это и было основной темой судебного спора с Санкт-Петербургской таможней.

Как следует из материалов дела, в августе 2021 года Общество ввезло в РФ квадрокоптеры, обозначенные как игрушки со встроенным двигателем. Были отмечены следующие характеристики устройства:

  • радиоуправляемый квадрокоптер с дальностью полёта до 50 м;
  • емкость аккумулятора позволяет осуществлять полёт в течении 5-7 минут;
  • товар является компактным, лёгким, размер квадрокоптера: 30х7х30 см;
  • основное назначение – пилотирование;
  • управление полётом осуществляется только в ручном режиме с земли и контролируется путём визуального наблюдения;
  • в комплекте с устройством – видеокамера, которая крепится к квадрокоптеру специальными креплениями на нижней стороне фюзеляжа;
  • в комплекте с видеокамерой идёт картридер и карта памяти microSD объёмом 4 ГБ, которая записывает информацию с видеокамеры;
  • квадрокоптер не оснащен встроенными и внешними приёмниками навигационных систем GPS, ГЛОНАСС и др.

Таможенный орган в ходе проверки правильности определения классификации по ТН ВЭД ЕАЭС запросил у Общества дополнительные документы и сведения, подтверждающие технические характеристики товара.

По результатам анализа представленных документов Санкт-Петербургская таможня приняла решение о классификации ввезённых товаров по коду 8525 80 990 9 “Аппаратура, передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приёмную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры”, что повлекло для Общества доначисление таможенных платежей и пошлин.

Таможенный орган исходил из того, что основным классификационным признаком квадрокоптера является его определение как летательного аппарата, оснащенного фото-видеокамерой для записи изображений на внутреннее запоминающее устройство или носитель. То есть, по мнению таможни, именно наличие фото-видеокамеры явилось основной характеристикой товара, позволяющей классифицировать устройство как видеокамера.

При выборе кода ТН ВЭД таможня применила следующую логику:

  • товар поставляется вместе с видеокамерой и таким образом, в соответствии с п. 2 Решения от 30.10.2021 № 172, не подпадает по характеристики кода 9503 ТН ВЭД;
  • в товаре отсутствуют встроенные приемники навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС и др.), что не позволяет отнести товар к коду 8802 ТН ВЭД.
Смотрите про коптеры:  Интеллектуальные роботы будущего, Интеллектуальные домашние роботы

Вместе с тем, детального исследования товара таможней не проводилось, не была дана оценка функциональной роли камеры в квадрокоптере как едином комплексе.

Общество, интересы которого в суде представил юрист компании “Кирюхин и Партнеры”, обжаловало решение таможенного органа о классификации товаров и изменении кодов ТН ВЭД. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поддержал позицию Общества, так же как и суд апелляционной инстанции.

Принимая решение в пользу Общества, суды исходили из следующего:

  • квадрокоптер можно использовать без видеокамеры, отсутствие камеры не влияет на работоспособность квадрокоптера и позволяет осуществить корректный полёт;
  • видеокамера не выполняет функцию управления полётом;
  • видеокамера в комплекте идёт отдельно и крепится по желанию пользователя, камера является быстросъёмным элементом;
  • прямая передача видеозаписи на устройство не осуществляется.

Вопреки доводам таможни суд указал, что наличие в товаре видеокамеры не является основанием для отнесения его к товарной подсубпозиции 8525 80 990 9 “записывающие видеокамеры прочие”, поскольку товар в целом предназначен для развлекательных целей, и использовать квадрокоптер отдельно от видеокамеры является технически возможным.

Суд апелляционной инстанции указал, что с учетом комплектности, конструкции и принципов работы квадрокоптера, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что задекларированный Обществом товар является разновидностью игрушек, который в качестве дополнительной функции имеет возможность осуществлять видеосъемку или фотографирование объектов с высоты. При этом доказательств наличия в спорных квадрокоптерах встроенных приемников навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС и др.) таможенным органом представлено не было.

Таким образом, суды пришли к выводу, что товар представляет собой устройство, в котором видеокамера непосредственно не участвует в управлении полетом и его стабилизации, а поэтому не может служить определяющим признаком при выборе кода ТН ВЭД ЕАЭС.

Если посмотреть судебную практику, то и Верховный суд РФ в деле № А09-12191/2021 указал, что при рассмотрении споров о классификации товаров в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) 1 и 6 должны приниматься во внимание объективные свойства и характеристики таких товаров, имеющие значение для правильной классификации, согласно описанию соответствующих товарных позиций или субпозиций.

Рассмотренный подробно кейс о ввозе квадрокоптеров, в очередной раз доказывает, что более детальное исследование характеристик товара, их влияния на общее функционирование, установление взаимосвязи комплектующих с базовым элементом, может являться определяющим фактором при классификации товара и, как следствие, при исчислении сумм таможенных платежей и пошлин.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector