UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Ноу-хау с отличными перспективами

Чем полезны беспилотники при проведении складской инвентаризации — рассказывает Артём Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic

Retail & Loyalty: Как часто бизнес заказывает беспилотники для складов? Какие компании пользуются этим сервисом? Как часто склады заказывают оборудование и на какие сроки?

Хомышин: Популярность инвентаризации с помощью беспилотников только набирает обороты. Данная технология все еще не вытеснила традиционные методы учета товара с помощью пиканисок либо путем снятия палет со стеллажей для последующего пересчета, однако она видится перспективной за счет:

– сокращения сроков выполнения процедуры инвентаризации;

– низких трудозатрат на пересчет продукции;

– минимизации манипуляций с товаром.

Время проведения инвентаризации с помощью дронов уменьшается за счет того, что не нужно применять дополнительную технику, которая используется при традиционном учете, например, ричтраки для спуска и подъема палет или подъемники (использование которых требует обязательного наличия разрешения для высотных работ, что не всегда имеется у представителей клиентов, принимающих участие в инвентаризации стоков).

Полная инвентаризация осуществляется по законодательству минимум один раз в год в присутствии представителей клиента. Во время ее проведения приостанавливаются все складские операции с товарами, так как в системе делаются фото стоков, которые затем сравниваются с физическим наличием палет на местах. Если товары клиента занимают 10-20 тыс. палетомест, то инвентаризация может занять около 2 дней. Все это время продукция не отгружается со склада и не продается. При использовании дронов процесс ускоряется, время остановки операций сокращается, что в итоге положительно влияет на основной бизнес заказчика.

Смотрите про коптеры:  Получите Botenuo CN PC ZIP: бесплатная загрузка и быстрая передача файлов

Retail & Loyalty: Многие ли компании проводят инвентаризацию складов при помощи беспилотников

Хомышин: Пока немного — это еще ноу-хау. Логистические операторы и компании с собственными складскими операциями только начинают тестировать данный метод инвентаризации, оценивая его плюсы и минусы и адаптируя его под выполнение задач своего бизнеса. Конечно, кроме преимуществ у данного формата пока есть и определенные ограничения, устранение которых — это всего лишь вопрос времени, но для отдельных проектов он себя оправдывает уже сейчас.

Уже несколько лет мы тестируем эту технологию, преимущественно в Московском регионе. Средний размер наших складов в Московском регионе — около 90 тыс. м², а объем хранения одного нашего клиента — 10 тыс. палетомест. На сегодняшний день техническое развитие батарей для дронов не позволяет выполнить инвентаризацию всего стока за один прием — ресурса аккумуляторов пока недостаточно для учета больших стоков. Однако формат учета товаров на складах с помощью беспилотников — более гибкий и менее затратный как для логистических операторов, так и для клиентов, поэтому мы заинтересованы в его дальнейшем развитии.

Retail & Loyalty: Заказывают ли беспилотники вместе со специалистом, который им управляет?

Хомышин: Да, так как оператор выполнит необходимые операции быстрее и эффективнее, однако при росте использования данной услуги и появлении собственного парка подобного оборудования у пользователей управление собственными силами также может стать популярным.

Performance, security and DDoS protection by Cloud‑Shield

Ошибка на полмиллиона

34-летний Евгений Гранкин начал карьеру в нефтегазовой компании Shell, куда попал в 2008 году сразу после окончания Высшей школы экономики (ВШЭ) по специальности «логистика и управление цепями поставок». В иностранной корпорации он сменил несколько должностей и вырос за семь лет от аналитика по логистике до финансового советника по России и Восточной Европе.

Несмотря на то что именно работа в отделе логистики вдохновила Гранкина на создание собственного бизнеса, он вспоминает это время как одно из самых сложных в карьере. В рабочие обязанности Евгения тогда входило проведение инвентаризации вместе с подрядчиком: нужно было пересчитать, сколько товара (это могли быть бочки, ведра и т. ) находится на складе и где конкретно он лежит. В Shell было шесть складов: циклическая инвентаризация проходила раз в неделю, а полная, когда склады останавливали свою работу на три дня, — раз в квартал. Товар занимал все пространство с высокими потолками: чтобы увидеть артикул на нем, приходилось подниматься на высоту с помощью погрузчика, а затем записывать на листок бумаги его количество и местоположение, вспоминает Гранкин. По его словам, ручной пересчет неизбежно приводит к ошибкам — только лишь на потерянных на одном складе товарах компания может понести убыток примерно в $500 000 в год.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Иногда Гранкин и его коллеги обсуждали, что неплохо было бы иметь летающий аппарат, который смог бы посчитать весь товар на складе вместо них, или большой бинокль, позволяющий видеть маркировку на упаковке издалека. «Но бинокль не помог бы, так как не везде был хороший свет, а летающий аппарат тогда представлялся какой-то фантастикой», — вспоминает предприниматель. Тогда он еще не знал, что ему придется самому воплотить в жизнь этот невероятный сценарий.

Фокус на Запад

После того как Гранкин стал финансовым советников Shell, его заинтересовала тема корпоративных венчурных фондов: он много про них читал и хотел запустить подобный проект. Реализовать задуманное удалось уже в другой компании — в 2015 году Евгения пригласили на должность директора департамента инновационного развития во ФГУП НАМИ создавать корпоративный венчурный фонд для стартапов в сфере автомобилестроения.

На новой работе он познакомился с инженером Дмитрием Тесленко — в свободное время тот увлекался разработкой летающих беспилотников. Во время одного из разговоров Гранкин спросил Тесленко, можно ли сделать летающую камеру со сканером, который сможет самостоятельно считывать информацию о товаре на складе. Инженер ответил, что технически это возможно.

https://youtube.com/watch?v=sQlsq7z_0pc

Тогда молодые люди решили создать стартап UVL Robotics, который выпустит на рынок такое устройство. Партнеры уволились с работы, так как новый проект отнимал все время и силы, и разработали бизнес-план: посчитали, какое финансирование им потребуется и какие комплектующие нужно закупить. Первую, демонстрационную модель дрона собрали своими силами в начале 2017 года. Личные инвестиции в проект Гранкин не раскрывает — по его словам, бросив работу, он жил на свои сбережения.

Вскоре Гранкин познакомился с приятелем Тесленко — выпускником МФТИ Даниилом Веловатым, который преподавал в Физтехе, а также участвовал в разработке Большого адронного коллайдера в Женеве. Партнеры пригласили Веловатого стать частью проекта, и он возглавил блок научных исследований для разработки дрона. Гранкин же взял на себя работу с партнерами и клиентами, а также привлечение инвестиций. По его словам, акционером компании является только он, а Тесленко и Веловатый получили опционы — их размер он не раскрывает.

В 2018 году команда UVL Robotics решила принять участие в конкурсе стартапов от ВШЭ, чтобы «засветиться». Благодаря Веловатому проект заметили организаторы — венчурный фонд Phystech Ventures, который выписал компании первый чек на $300 000 в виде конвертируемого займа. «Мы стараемся поддерживать выпускников МФТИ», — рассказал партнер Phystech Ventures Данила Шапошников. По его словам, фонду также понравился опыт Гранкина в сфере логистики и «уникальное техническое решение компании».

«UVL Robotics сфокусированы на международном рынке, а это важно с инвестиционной точки зрения. Европейская выручка более стабильна из-за курса валют, а цены на услуги компании в Европе и США в среднем в четыре раза выше, поэтому при выходе на международный рынок у нее будет более высокая маржинальность», — надеется Шапошников.

В 2018 году компания получила еще $300 000 в качестве кредита с поручительством от Фонда развития венчурного инвестирования Москвы. И начала работу с первым заказчиком.

Попытка номер пять

Выйти на потенциальных клиентов Гранкину помогли личные связи — он был знаком с директорами по логистике транспортной компании Itella и корпорации PepsiCo. Помимо них, UVL Robotics общалась с логистическими компаниями Filuet Group и Kuehne+Nagel, продавцом косметики Oriflame и другими. Гранкин спрашивал, какое бы устройство клиенты хотели получить для пересчета товаров в автоматическом режиме. Выяснилось, что нужен беспилотный дрон, который будет летать не менее 30 минут без подзарядки, сможет сканировать этикетки за пять секунд, транслировать видео в режиме онлайн, делать фото и интегрироваться с клиентским сервисом.

Первые клиенты — Itella и PepsiCo Russia — подписали контракты с UVL Robotics, когда у стартапа еще не было рабочей версии продукта.

Дебютный полет дрона на складе PepsiCo оказался неудачным: программное обеспечение гаджета не позволяло сканировать этикетки на товарах. Через несколько месяцев провалилось и второе тестирование — дроны сканировали товары, но падали. В третий полет выяснилось, что дрону не хватает объема заряда, вспоминает Гранкин. А в четвертый запуск возникли проблемы с выгрузкой данных с дрона в компьютер.

«Когда ты четыре раза приезжаешь к клиенту и ничего не получается, то у всей команды опускаются руки. Мне приходилось и коллег подбадривать, и инвесторам обещать, что проект полетит, и уговаривать клиентов дать нам еще шанс», — говорит основатель.

В результате PepsiCo поставила ультиматум — пятая попытка будет последней. В компании привели в пример Илона Маска, который поспорил с австралийскими властями, что за 100 дней успеет установить крупнейшую солнечную батарею: в противном случае Австралия получит ее бесплатно. Маск успел в срок. «В PepsiCo говорили — Маск пообещал и сделал, вот и вы сделайте. Будьте как Илон Маск. Верим вам в последний раз», — вспоминает Гранкин.

Череда неудач разбудила в нем «спортивную злость»: команда бросила все силы на усовершенствование дрона. И в начале 2019 года устройство UVL Robotics успешно полетело по клиентскому складу PepsiCo (представитель компании не ответил на запрос Forbes).

Помощник в пандемию

Главная составляющая в дроне UVL Robotics — это программное обеспечение. Софт позволяет устройству летать внутри помещения по заданному алгоритму без GPS или подключению к Wi-Fi. Система распознавания создана на базе машинного обучения. Под «капотом» устройства есть еще система обмена данными с клиентским сервисом, а также система безопасности и мягкой посадки дрона. «Железо» — несущую конструкцию беспилотника, плату и раму — команда собирает в своем офисе в технопарке «Отрадное». Моторы, электромоторы и регуляторы покупают у разных поставщиков, а сканирующие модули заказывают у американской фирмы Honeywell.

После того как дрон удалось доработать, стартап начал быстро расти — сейчас в нем 35 человек, в основном разработчики и промышленные дизайнеры. По итогам 2019 года выручка компании составила $100 000 от десяти клиентов. В 2020 году клиентов было уже 20, среди которых ООО «Тойота Цусе РУС» (бренд Toyota), KraftHeinz, «Газпромнефть», Unilever, PepsiCo и другие. В 2020 году выручка компании выросла кратно — до $400 000. За девять месяцев 2023 года законтрактованная выручка составила $1,5 млн, по данным UVL Robotics.

По расчетам Гранкина, один клиент UVL Robotics может приносить от $300 000 до $500 000 выручки в год, а крупная компания — до $2 млн. При этом пока средний чек в UVL значительно ниже (точную сумму в компании не раскрывают). «Мы начинаем работу на одном складе клиента, а затем масштабируемся на другие объекты — тогда выручка растет», — объясняет Гранкин.

Пандемия коронавируса сыграла на руку UVL Robotics — электронная коммерция начала усиленно развиваться, при этом сотрудники складов по всей России были вынуждены уйти на карантин. «Из-за коронавируса случилась нехватка персонала, а дроны отлично помогли освободить руки сотрудников для более важной работы», — подтверждает руководитель департамента химических материалов ООО «Тойота Цусе РУС» (Toyota Tsusho RUS) Олег Устинов. По его словам, у «Тойота Цусе РУС» в России три склада, роботы от UVL Robotics летают на одном. Когда сотрудники снимают сверху тяжелые паллеты, то могут травмироваться: беспилотные роботы решают эту проблему, в результате персоналу больше не нужно подниматься на высоту и снимать тяжелый груз с полок, отметил Устинов. Он считает, что лучше всего технология UVL Robotics подходит крупным логистическим центрам — использовать ее лишь на одном складе финансово невыгодно. Поэтому «Тойота Цусе РУС» хочет продвигать услуги UVL Robotics на свои логистические центры, расположенные в Европе, добавил Устинов.

Амбиции покорить зарубежные рынки были и у самого Гранкина. Поэтому в марте 2020 года команда UVL Robotics подала заявку на участие в акселераторе для b2b-стартапов Alchemist в США. Однако из-за пандемии коронавируса обучение в акселераторе проходило в удаленном формате, вспоминает предприниматель. Основатель Phystech Ventures Петр Лукьянов рассказывал Forbes, что фонд старается инвестировать в сильные европейские и российские команды и дальше «превращать» их в американские, в том числе с помощью местных акселераторов.

Во время стажировки Гранкин понял, что «50% рынка инвентаризации находится в США», поэтому открыл офис в Калифорнии и юридическое лицо в Дэлавере, чтобы «не упереться в потолок». Параллельно стартап реализовал себя в новой нише на другом континенте.

Арабское партнерство

В январе 2020 года направлявшийся в Киев пассажирский Boeing 737 «Международных авиалиний Украины» потерпел крушение вскоре после вылета из аэропорта в Тегеране. Самолет сбил оператор иранской системы ПВО. Это событие поставило под угрозу крупнейший контракт UVL Robotics — команда стартапа собиралась лететь в Оман к потенциальным заказчикам, почтовой компании Oman Post. Самолет должен был пролетать над Ираном, и сотрудники стартапа опасались повторения трагедии.

Гранкин впервые познакомился с сотрудником Oman Post в 2019 году: тогда после выступления предпринимателя на крупнейшей технологической конференции в мире Web Summit в Португалии к нему подошел араб, который заинтересовался дронами UVL Robotics. Собеседники обменялись визитками, однако со временем Гранкин в потоке встреч и звонков успел забыть про этого человека.

Через несколько месяцев новый знакомый написал на общую почту компании и предложил стартапу провести пилотные запуски, а также заключить контракт на развитие беспилотной доставки в Омане. В декабре 2019-го стороны подписали документ, по которому Oman Post должна была компенсировать все расходы на дорогу и проживание сотрудникам UVL Robotics для пробных полетов дронов.

После крушения самолета Гранкин сомневался несколько дней, а потом все же решил лететь — в поездке участвовали четыре сотрудника, которые везли с собой пять дронов. «Преодолев все таможни, мы прилетели в Оман в 4:00 и через 15 минут в стране объявили о смерти главного султана — это сразу парализовало работу всех служб, поэтому было сложно даже добраться от аэропорта до гостиницы», — вспоминает Евгений.

Тем не менее, после того как демонстрация полета дронов состоялась, Oman Post и UVL Robotics ударили по рукам — стартап стал первой компанией, которая получила официальное разрешение от оманских властей на беспилотную доставку. Она заработает до конца сентября 2023 года. Размер контракта превысил $1 млн.

Дроны для доставки отличаются от дронов для проведения инвентаризации тем, что могут удерживать грузы и доставлять их целыми. Вместе с дроном UVL Robotics создала и мобильные почтоматы для хранения товаров. Благодаря им клиент cможет получить свой заказ за 30-60 минут. В почтомате 36 ячеек, а на его крыше расположена платформа для посадки дрона. Когда пользователь в Омане закажет товар через приложение и выберет доставку с помощью беспилотника, дрон прилетит на посадочную платформу и поставит на нее посылку, рассказывает Гранкин. Посылка должна «провалиться» внутрь почтомата и занять нужную ячейку, откуда клиент сможет забрать ее в удобное время. В это время в дроне автоматически будет меняться батарея, после чего он улетит за следующим заказом.

Asyad Express (головная компания Oman Post) не ответила на запрос Forbes.

UVL Robotics может стоить $7-10 млн, считает венчурный инвестор, основатель инвесткомпании A. Partners Алексей Соловьев. К началу 2023 года компания подняла $3,5 млн инвестиций, в том числе от новых фондов NRG Ventures и People&People Fund.

По словам Соловьева, A. Partners рассматривала UVL Robotics для инвестиций летом 2020 года. «Рынок, на котором они работают, конечно, сложный, но основатель, кажется, знает, что собирается строить», — заключил он. Один из нынешних инвесторов компании оценивает проект в $20 млн.

По словам Гранкина, сейчас желающих проинвестировать в его стартап достаточно много и если принять все предложения, то можно «поднять еще $4 млн». Однако предприниматель смотрит только на те фонды, которые могут добавить ценности и экспертизы к его компании: «Я бы хотел выбирать себе тех инвесторов, которые готовы делать компанию «единорогом», — убежден предприниматель.

Жестовая азбука

Световыми шоу с дронами сегодня трудно удивить. Во всем мире проходят масштабные представления с участием сотен, а то и тысяч аппаратов. Текущий рекорд был установлен в апреле 2023 года, когда на торжествах к юбилею китайской коммунистической партии в воздух поднялись одновременно 5200 беспилотников. А в 2018-м российская компания Tsuru Robotics (резидент «Сколково») впервые показала такое шоу в закрытом помещении. Но все эти выступления не предусматривают никакой обратной связи с аудиторией. Дроны выполняют заранее заложенную, тщательно рассчитанную и неизменную комбинацию фигур.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

«Мы делаем процесс интерактивным, позволяя взаимодействовать людям с дронами и друг с другом, — ​объясняет глава сколковской лаборатории профессор Дмитрий Тетерюков. — ​Например, несколько человек могут управлять разными группами роя, создавая общую картинку вместе. Или же посылать сообщения: один рисует световой текст в небе, другой снимает и декодирует сигнал с помощью камеры и мобильного приложения». Освоившись с такими технологиями в формате «для новичков», можно переходить к более сложному варианту управления, при котором дрон повторяет движения оператора в режиме реального времени.

Жесты позволяют командовать целым роем дронов. С обычными джойстиками это было бы невозможно

Интуитивно понятные жесты дают возможность контролировать поведение целого роя беспилотных аппаратов. Такое вряд ли возможно при использовании обычных джойстиков, которые недолюбливают даже профессиональные операторы дронов. Жесты позволяют отправить рою глобальную команду, управляя его поведением «в общих чертах», как дирижер управляет игрой целого оркестра, не следя за поведением каждого отдельного участника.

«Алгоритмы управления мы тестировали на группе из трех дронов, которые меняют расположение в зависимости от движений руки, — ​рассказывает Екатерина Карманова. — ​Разными жестами их можно заставить сойтись или разойтись, подняться выше или перегруппироваться». «Можно развести пальцы, и беспилотники разлетятся в стороны, причем чем шире раскрыть ладонь, тем дальше друг от друга они разойдутся, — ​добавляет аспирант Сколтеха Алексей Федосеев. — ​В будущем можно будет ввести другие полезные жесты. Есть планы научиться использовать обе руки одновременно, чтобы разделять рой на две группы и работать с ними по отдельности».

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Внутри и снаружи

«Сегодня наши дроны лишь точно исполняют коман­ды, полученные от центрального компьютера, но в будущем они, несомненно, станут полуавтономными, — ​продолжает Дмитрий Тетерюков. — ​Это и отличает рой от простой группы беспилотников: группа полностью управляется извне, у роя управление распределенное. Глобальные задачи ставит оператор, но локальные, например задачу избегания столкновений, дроны решают сами, обмениваясь информацией друг с другом».

Пока что избегание столкновений лежит на плечах центрального компьютера, который для этого при расчете траектории использует метод искусственных потенциальных полей. Каждому дрону приписывается виртуальный «электрический заряд», и поскольку они «заряжены» одноименно, то стремятся держаться на некотором расстоянии. С другой стороны, свободные точки, лежащие в области желаемой траектории, получают противоположный «заряд», притягивая путь дрона к себе.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Для отслеживания полета в лаборатории используется высокоточная система захвата движений Vicon. Под потолком смонтирована сразу дюжина ИК-камер, а на каждом аппарате закреплены миниатюрные отражающие маркеры, позволяющие определять положение дронов с точностью до миллиметра. «На улице для позиционирования можно будет обойтись и сигналом GPS, — ​объясняет Алексей Федосеев. — ​Получится, конечно, не настолько точно. Но компенсировать этот недостаток можно за счет увеличенной дистанции между беспилотниками. Достаточно перенастроить «потенциальные поля» так, чтобы дроны «чувствовали» друг друга с большего расстояния и могли работать безопасно. Вообще, система позиционирования у нас — ​это отдельный модуль, который можно легко заменить. Для самой системы это не принципиально, она будет получать тот же самый сигнал из другого источника».

Растительная жизнь Тест-драйв приложения iNaturalist — «Шазама» для ботаников

Области мозга, которые у людей прошлого были заняты классификацией растений и животных, у нас отданы брендам и автомобилям. Так говорит биология. Мы с легкостью отличим седан от хетчбэка, но вряд ли знаем названия цветов, которые стоят на подоконнике. «Цифровой океан» отправился в поля, чтобы помочь сделать «Шазам» для растений

Рой из будущего

«Мы прекрасно понимаем, что рой дронов — ​это тема прежде всего военная, — ​соглашается Дмитрий Тетерюков. — ​Подобные решения прорабатываются оборонными предприятиями и в России, и в США, и в других странах. Можно упомянуть американский проект Kratos XQ-58 Valkyrie, который уже проходит испытания. Но рой дает большие преимущества и во многих гражданских областях. Провести топографическую съемку, инспекцию здания, картографирование местности, инвентаризацию товаров на складе — ​все это рой сделает намного быстрее, чем одиночный беспилотник, пусть даже и самый мощный».

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

«Университетские лаборатории призваны определять будущее, находить концепции развития, а для проработки технических деталей существуют промышленные компании», — ​добавляет Дмитрий Тетерюков. Технологии роя требуют новых подходов к управлению, к точному позиционированию дронов, к избеганию столкновений, и поэтому ими заняты разработчики из Сколтеха. «Наша главная цель в том, чтобы обучать самых профессиональных робототехников в стране. Мы готовим кадры, которые затем реализуют сложные индустриальные проекты, — ​резюмирует профессор Тетерюков, — ​Но для этого нам требуется оставаться в числе мировых лидеров. Потому почти все, что мы делаем, делается впервые в мире. Это касается и рисования светом, и жестового управления роем».

Раз такие технологии уже созданы учеными, нет сомнения, что со временем они будут доработаны до уровня практического применения. Изобразив в воздухе две световые буквы, мы осторожно прикоснулись к той «силе», которая станет доступной людям уже в обозримом будущем. Контролировать многочисленную команду умных беспилотников, отправлять одну группу на поиск неполадок, а другую на починку. Командовать целым флотом летающих машин без сложного интерфейса, просто движениями рук, словно дирижер оркестра. Кажется, именно это в английских таблоидах и называется технологиями джедаев.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Дмитрий Тетерюков, Профессор Сколковского института науки и технологий (Сколтех), глава лаборатории интеллектуальной космической роботехники СколтехаПервоначально лаборатория была организована в рамках космического кластера Сколтеха. И сегодня любой из наших проектов легко проецируется в область космонавтики, включая даже дроны: вспомним, что в 2023 году состоялся первый полет беспилотника на Марсе. Но все-таки мы стараемся решать здешние, земные проблемы. Поэтому я считаю, что слово «космические» в названии лаборатории можно воспринимать как очень крутые, новейшие технологии. Недаром на нас приходится почти половина российских публикаций в самых престижных изданиях, посвященных робототехнике.

Классификация дронов

Беспилотные летательные аппараты трудно классифицировать, так как они имеют очень разные характеристики. Это разнообразие происходит от обилия конфигураций и компонентов БПЛА. Производители пока не ограничены никакими стандартами. В результате сегодня отсутствуют требования со стороны авиационных регуляторов о том, как БПЛА должен быть оснащен.

Беспилотники напоминают вертолет с 4 лопастями. Они отличаются габаритами, функциональностью, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками.

Условно все дроны можно поделить на 4 группы:

  • Микро. Такие БПЛА весят меньше 10 кг, максимальное время нахождения в воздухе – 60 минут. Высота полета – 1 километр.
  • Мини. Вес этих аппаратов достигает 50 кг, время пребывания в воздухе достигает 5 часов. Высота полета варьируется от 3 до 5 километров.
  • Миди. Беспилотные летательные аппараты весом до 1 тонны, рассчитаны на 15 часов полета. Такие БПЛА поднимаются на высоту до 10 километров.
  • Тяжелые беспилотники. Их вес превышает тонну, разработаны аппараты для дальних полетов продолжительностью более суток. Могут перемещаться на высоте 20 километров.

В конструкции беспилотного аппарата есть спутниковый навигатор и программируемый модуль. Если БПЛА используется для получения, сохранения и передачи информации на пульт оператора, в нем дополнительно устанавливаются карта памяти и передатчик.

Конструкция и функциональность меняются в зависимости от назначения аппарата. Есть модели дронов, которые умеют принимать команды человека и реагировать на них. В таких устройствах установлены специальные модули-приемники команд.

J’son & Partners Consulting классифицирует дроны (БПЛА) по следующим основным характеристикам:

  • по дизайну / конфигурации;
  • по типу взлета;
  • по целевому назначению:
  • по техническим характеристикам;
  • по типу питания силовой установки;
  • по полезной нагрузке;
  • по типу системы автоматизации;
  • по системе предотвращения столкновений;
  • по типу навигации;
  • по типам защиты от глушения сигналов;
  • по пропускной способности радиочастотного спектра;
  • по бортовой обработке данных;
  • по специализации программного обеспечения.

Оценки рынка БПЛА

В конце октября 2020 года команда специалистов по аэроробототехники из Имперского колледжа Лондона представила дрон, который может быстро и точно стрелять дротиками. Используемый учеными беспилотный летательный аппарата используется в качестве стартовой платформы для лазерных дротиков, оснащенных датчиками. Подробнее здесь.

Эффект от использования дронов в России превышает $1 млрд в год

18 мая 2020 года компания EY опубликовала результаты исследования российского рынка беспилотных летательных аппаратов. Эффект от использования дронов, по мнению экспертов, в стране превышает $1 млрд, однако их внедрение ограничено из-за проблем с инфраструктурой и регулированием.

В докладе говорится, что, учитывая территории и неравномерное развитие инфраструктуры, эффект от использования беспилотников в РФ может быть больше, чем во многих других странах. Российские производители предлагают продукты мирового уровня, но столкнувшись с многочисленными ограничениями, часто вынуждены ориентироваться на зарубежные рынки. Адаптация регулирования и использование гражданской инфраструктуры может ускорить раскрытие рынка, уверены в EY.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Потенциальный эффект от использования дронов в России – более $1 млрд в год, но фактическое использование ограничено

По словам аналитиков, законодательство в России не учитывает такие особенности полетов дронов, как дистанционное управление, автономные полеты, сверхнизкие высоты, полеты над людьми.

Еще одной проблемой развития рынка беспилотников исследователи назвали общественное неприятие: люди не понимают, кто управляет дроном, опасаются слежки, вторжения в личное пространство, многим просто не нравится шум, который издают беспилотники.

Наибольший потенциал имеют полёты дронов «за пределами прямой видимости». Для их осуществления необходимо согласовать план полета, получить разрешения от администраций и организаций, над территорией которых пройдет полет, разрешение на использование воздушного пространства, после чего оно временно закрывается для других пользователей. Практически для любой аэрофотосъемки необходимо получить разрешение и пройти последующее рассекречивание записи, что может занимать до нескольких недель.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Полное исследование российского рынка дронов EY

Продажи дронов в России составили 160 тыс. штук (+70%) на сумму 1,9 млрд рублей (+53%)

В 2018 году россияне приобрели 160 тыс. беспилотных летательных аппаратов, что на 70% больше, чем годом ранее, чему во многом способствовал высокий спрос на дешевые изделия. В деньгах объем рынка вырос на 53% и достиг 1,9 млрд рублей, свидетельствуют данные группы «М. Видео-Эльдорадо». У самого ритейлера годовые продажи дронов подскочили более чем вдвое.

Наиболее популярными в 2018 году стали бюджетные беспилотники стоимостью до 7 тыс. рублей. За счет их появления на рынке средняя цена на БПЛА снизилась на 10% по сравнению с 2017 годом и составила 1,9 тыс. рублей.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Популярность видеоконтента в социальных сетях провоцирует россиян на покупку беспилотных летательных аппаратов

При этом в три раза выросла реализация устройств, оснащенных камерой с разрешением 4K или FullHD, функцией следования за владельцем и противоударным корпусом. Такие беспилотники в 2018 году заняли 10% рынка и используются преимущественно для профессиональной съемки: записи на мероприятиях, мониторинга, логистики, охраны или агробизнеса. 30% рынка приходится на устройства, снимающие видео в стандартном разрешении.

Аналитики «М. Видео-Эльдорадо» также отмечают растущий из года в год спрос на дроны с ценниками от 30 тыс. рублей. Устройства массой до 250 граммов заняли до 70% российского рынка БПЛА, что обусловлено законодательными ограничениями: более тяжелые устройства необходимо регистрировать.

2016-2017

По оценкам J’son & Partners Consulting, мировой рынок БЛА в 2017 году составил $7,8 млрд и продолжит активно расти. Большая часть стоимости рынка приходится на военные БЛА (53% рынка). В количественном выражении структура рынка зеркально обратная: основную долю в количестве занимают потребительские БЛА (84%), 15% приходится на коммерческие БЛА и всего 0,5% – на военные дроны. Связано это с тем, что военные БЛА стоят в среднем в 200 раз больше, чем дроны для гражданских нужд.

В связи с постепенным удешевлением компонентной базы БЛА, а также выходом на рынок многочисленных новых игроков, в том числе и в военном сегменте, средняя стоимость дронов продолжит снижаться к 2020 году по всем сегментам на 7-27 %. Это приведет и к изменению структуры рынка БЛА (как в денежном, так и в количественном выражении), поскольку на рынок будут поступать сотни тысяч и даже миллионы постоянно дешевеющих потребительских дронов, по функционалу сравнимых уже с коммерческими БЛА, а на военный рынок выйдут новые игроки (например, из Китая), которые предложат необходимый функционал по более низкой цене, чем у сегодняшних моделей.

В стоимостном выражении дроны гражданского назначения составляют уже чуть меньше половины рынка (47%), из них на коммерческие БЛА приходится половина из общей суммы (24%), оставшаяся часть – на потребительские (23%). Тем не менее, по оценкам J’son & Partners Consulting, мировой рынок БЛА будет расти намного более быстрыми темпами в количестве, чем в стоимости. А его основным драйвером останутся потребительские БЛА.

Что касается российского рынка БЛА, то по итогам 2017 г. наша страна занимала 3% в количестве и 2% в стоимости мирового рынка. При этом в сегменте военных БЛА ее доля кратно выше (15% в штуках). В 2017 году российский рынок БЛА оценивается в 163 млн долларов (9,5 млрд руб. ) и к 2020 году рынок может вырасти в 1,5 раза.

По оценке J’son & Partners Consulting, доля дронов отечественного производства на рынке РФ составляет в 2017 году 10 % и увеличится до 11 % к 2020 году. Основной прирост придется на коммерческий сегмент, где ожидается большая активность российских производителей и который увеличится в два раза к текущему уровню. Таким образом, до 40 % коммерческих дронов, продаваемых в РФ, будут отечественного производства.

Дальнейшему росту локального рынка и экспортного потенциала отечественных решений все еще мешают серьезные регуляторные ограничения.

Согласно прогнозам японских экспертов, мировой рынок дистанционно управляемых летательных аппаратов вырастет к 2020 году до $20,5 млрд (на 80% больше по сравнению с 2015 годом).

По данным J’son & Partners Consulting, в 2016 году мировой рынок БПЛА оценивается в 7,3 млрд долларов. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд долларов к 2020 году. Российский рынок БПЛА в 2016 году составит 147 млн долларов с потенциалом роста до 224 млн долларов к 2020 году.

UVL Robotics разработала решение по RFID-инвентаризации складов открытого хранения

Euroconsult

Согласно оценкам аналитиков Euroconsult, произведенным в 2016 году, объём рынка выпуска, услуг и реализации удаленно пилотируемых воздушных аппаратов (RPAS) к 2025 году вырастет до $26 млрд, что на порядок больше показателей 2015 года ($1 млрд).

К этому времени в мире будут использоваться порядка 600 тыс. RPAS-дронов. 39% таких устройств задействуются в сфере сельского хозяйства. Компании, выпускающие беспилотники, постепенно приходят и в сферу предоставления услуг.

Аналитики Gartner в феврале 2017 года опубликовали результаты исследования, согласно которым в 2017 году выпуск дронов вырастет до 3 млн. Для сравнения: в 2016 году было произведено 2,1 млн беспилотных аппаратов. В 2017 году выручка от поставок дронов вырастет до $6 млрд, а уже к 2020 году – до $11,2 млрд. Среднегодовые темпы прироста рынка (CAGR) в течение прогнозного периода ожидаются на уровне 34%.

Авторы исследования отметили, что доля дронов для промышленного мониторинга в течение этого периода останется самой большой – порядка 30%.

7% беспилотников придется на рынок сельского хозяйства. На коммерческую доставку, из-за высоких затрат производимых операций, придется лишь 1% дронов.

Представители компании Tractica прогнозируют, что доход от поставок дронов и предоставления услуг, вырастет с $792 млн в 2017 году до $12,6 млрд к 2025 году. В отчете компании утверждается, что большая часть доходов приходится на продажу оборудования. Затем эта доля сместится в сторону сервисов и операций.

Преимущества беспилотных аппаратов

Чтобы оценить все преимущества БПЛА, нужно понять, где и как они могут использоваться. Сегодня около 90% российского рынка беспилотников задействованы в двух направлениях:

Диагностическая съемка объектов, в частности, трубопроводов, ЛЭП, автомагистралей.

Активно используются беспилотные аппараты и в сельскохозяйственном секторе для сбора информации о площади посевов, аэрографической съемки, а также химической обработки всходов.

Содержание и техническое обслуживание БПЛА обходится дешевле аналогичных расходов на пилотируемую авиацию. Ведь самолеты и вертолеты нуждаются в поддержании систем безопасности и защиты пилотов. Специалисты, управляющие и обслуживающие самолеты и вертолеты, должны проходить обучение, переобучение, врачебную комиссию. Временные и финансовые затраты на беспилотники несоизмеримо ниже.

Весомым преимуществом беспилотников является их проходимость и транспортная доступность – они долетят до тех земельных участков, куда добраться по суше или на самолете, проблематично. Например, до почти безлюдного острова Хачин на Селигере.

Скорость доставки грузов – еще один веский аргумент «за». Беспилотник долетает до отдаленного земельного участка за 30 минут, а вертолет – за 2 часа.

Для пилотируемых самолетов важно наличие огромной площадки для взлета и посадки, в то время как для приземления беспилотников достаточно полосы 500-600 метров, а миниатюрные дроны легко приземлятся даже на ступеньки возле порога.

БПЛА экономно расходуют топливо благодаря компактным габаритам, что также является преимуществом.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий