В США предложили использовать дроны с электрошокером против школьных стрелков – МК

В США предложили использовать дроны с электрошокером против школьных стрелков - МК Роботы

Что такое бпла

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

Двор, где висит видеокамера, — это общественное место. Достаточно повесить табличку о том, что ведется видеозапись, и у прохожих появляется право выбора — идти через двор или искать обходной путь.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Смотрите про коптеры:  Как выбрать аккумулятор для квадрокоптера?

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

В сша предложили использовать дроны с электрошокером против школьных стрелков

Компания-разработчик электрошокеров Axon заявила, что работает над созданием дронов, вооруженных электрическим оглушающим оружием. Их могли бы использовать для выявления стрелков, решивших напасть на школьников.

Как стало известно FoxBusiness, эта компания продает электрошокеры и полицейские нательные камеры. В прошлом году она представила своему совету по этике искусственного интеллекта идею нового полицейского беспилотника. Большинство экспертов признало чрезмерным его использование на улицах.

Поэтому для них стало неприятным сюрпризом заявление Axon о готовности предотвратить массовые расстрелы в школах с помощью этого дрона.

Цена акций Axon выросла на этой новости. Но это заявление разозлило членов совета по этике, некоторые из заявили, что покинут его в знак протеста.

Профессор права Нью-Йоркского университета Барри Фридман заявил, что руководство компании сошло с ума.

«Дроны не могут пролетать через закрытые двери. Физические свойства Вселенной никто не отменял. Поэтому, если у вас не будет по беспилотнику в каждом классе, что кажется безумием, идея просто не сработает», – подчеркнул он.

Фридман признался, что во время презентации дрона для полицейских совет умолял компанию не производить его.

Читайте также: «В торговом центре в США произошла стрельба, есть жертвы»

В каких местах летать нельзя

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте

Где можно летать без разрешения

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней

Запомнить

  1. Правила использования беспилотников устанавливает правительство, Росавиация регистрирует БПЛА.
  2. Перед полетами владелец должен зарегистрировать беспилотник весом больше 250 граммов.
  3. БПЛА — это источник повышенной опасности. Если беспилотник причинит ущерб окружающим, возмещать его будет владелец.
  4. На полеты в городах, вблизи аэродромов, вблизи госграницы и во многих других местах нужно получить разрешение.
  5. При съемке с беспилотника нельзя снимать ничего, что касается неприкосновенности частной жизни. Подглядывать в окна — нельзя.
  6. Знать, какой объект съемки является секретным, владелец беспилотника не обязан. Охрана государственной тайны — это проблема тех, кто имеет к ней доступ, а не владельца БПЛА.
  7. За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрены штрафы. А за нарушение права на неприкосновенность частной жизни можно лишиться свободы.
Смотрите про коптеры:  Игровые автоматы Инопланетные роботы играть бесплатно онлайн без регистрации

Запрещающие знаки (изображение и расположение по гост 12.4.026)

Требования к цветографическому изображению, смысловому значению, месту размещения (установки) и применению запрещающих знаков установлены в приложении Е ГОСТ 12.4.026-2022 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

Приведем данные требования из приложения Е ГОСТ 12.4.026-2022.

Приложение Е (обязательное).

Таблица Е.1

Код знакаЦветографическое изображениеСмысловое значениеМесто размещения (установки) и рекомендации по применению
Р01Запрещается куритьЗапрещается куритьИспользовать, когда курение может стать причиной пожара. На дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается
Р02Запрещается пользоваться открытым огнем и куритьЗапрещается пользоваться открытым огнем и куритьИспользовать, когда открытый огонь и курение могут стать причиной пожара. На входных дверях, стенах помещений, участках, рабочих местах, емкостях, производственной таре
Р03Проход запрещенПроход запрещенУ входа в опасные зоны, помещения, участки и др.
Р04Запрещается тушить водойЗапрещается тушить водойВ местах расположения электрооборудования, складах и других местах, где нельзя применять воду при тушении горения или пожара
Р05Запрещается использовать в качестве питьевой водыЗапрещается использовать в качестве питьевой водыНа техническом водопроводе и емкостях с технической водой, непригодной для питья и бытовых нужд
Р06Доступ посторонним запрещенДоступ посторонним запрещенНа дверях помещений, у входа на объекты, участки и т.п. для обозначения запрета на вход (проход) в опасные зоны или для обозначения служебного входа (прохода)
Р07Запрещается движение средств напольного транспортаЗапрещается движение средств напольного транспортаВ тех местах, где запрещается применять средства напольного транспорта (например, погрузчики или напольные транспортеры)
Р08Запрещается прикасаться. ОпасноЗапрещается прикасаться. ОпасноНа оборудовании (узлах оборудования), дверцах, щитах или других поверхностях, прикосновение к которым опасно
Р09Запрещается прикасаться. Корпус под напряжениемЗапрещается прикасаться. Корпус под напряжениемНа поверхности корпусов, щитов и т.п., где есть возможность поражения электрическим током
Р10Не включать!Не включать!На пультах управления и включения оборудования или механизмов, при ремонтных и пусконаладочных работах
Р11Запрещается работа (присутствие) людей со стимуляторами сердечной деятельностиЗапрещается работа (присутствие) людей со стимуляторами сердечной деятельностиВ местах и на оборудовании, где запрещено работать или находиться людям с вживленными стимуляторами сердечной деятельности
Р12Запрещается загромождать проходы и/или складироватьЗапрещается загромождать проходы и/или складироватьНа пути эвакуации, у выходов, в местах размещения средств противопожарной защиты, аптечек первой медицинской помощи и других местах
Р13Запрещается подъем (спуск) людей по шахтному стволу (запрещается транспортирование пассажиров)Запрещается подъем (спуск) людей по шахтному стволу (запрещается транспортирование пассажиров)На дверях грузовых лифтов и других подъемных механизмов
Р14Запрещается вход (проход) с животнымиЗапрещается вход (проход) с животнымиНа воротах и дверях зданий, сооружений, помещений, объектов, территорий и т.п., где не должны находиться животные и где запрещен вход (проход) вместе с животными
Р16Запрещается работа (присутствие) людей, имеющих металлические имплантыЗапрещается работа (присутствие) людей, имеющих металлические имплантыНа местах, участках и оборудовании, где запрещено работать или находиться людям с вживленными металлическими имплантами
Р17Запрещается разбрызгивать водуЗапрещается разбрызгивать водуНа местах и участках, где запрещено разбрызгивать воду
Р18Запрещается пользоваться мобильным (сотовым) телефоном или переносной рациейЗапрещается пользоваться мобильным (сотовым) телефоном или переносной рациейНа дверях помещений, у входа на объекты, где запрещено пользоваться средствами связи, имеющими собственные радиочастотные электромагнитные поля
Р21Запрещение (прочие опасности или опасные действия)Запрещение (прочие опасности или опасные действия)Применять для обозначения опасности, не предусмотренной настоящим стандартом. Знак необходимо использовать вместе с поясняющей надписью или с дополнительным знаком безопасности с поясняющей надписью
Р27Запрещается иметь при (на) себе металлические предметы (часы и т.п.)Запрещается иметь при (на) себе металлические предметы (часы и т.п.)При входе на объекты, на рабочих местах, оборудовании, приборах и т.п. Область применения знака может быть расширена
Р30Запрещается принимать пищуЗапрещается принимать пищуНа местах и участках работ с вредными для здоровья веществами, а также в тех местах, где прием пищи запрещен. Область применения знака может быть расширена
Р32Запрещается подходить к элементам оборудования с маховыми движениями большой амплитудыЗапрещается подходить к элементам оборудования с маховыми движениями большой амплитудыНа оборудовании и рабочих местах по обслуживанию оборудования с элементами, выполняющими маховые движения большой амплитуды
Р33Запрещается брать руками. Сыпучая масса (непрочная упаковка)Запрещается брать руками. Сыпучая масса (непрочная упаковка)На производственной таре, в складах и иных местах, где используют сыпучие материалы
Р34Запрещается пользоваться лифтом для подъема (спуска) людейЗапрещается пользоваться лифтом для подъема (спуска) людейНа дверях грузовых лифтов и других подъемных механизмах. Знак входит в состав группового знака безопасности «При пожаре лифтом не пользоваться, выходить по лестнице»
Смотрите про коптеры:  Особенности технологии дуговой роботизированной сварки

Требования к размерам знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-2022

Эвакуационные знаки (изображение и расположение по ГОСТ)

Как летать в городе

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя.

Как летать возле границы рф

Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Как происходит регистрация бпла

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Срок постановки на учет — 10 рабочих дней после покупки.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

  1. Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
  2. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
  3. Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
  4. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
  5. Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Ответственность для владельцев беспилотников

Размер штрафа для физических лиц составит от 20 000 до 50 000 Р, для должностных лиц — от 50 000 до 150 000 Р, для организаций — от 250 000 до 500 000 Р.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector