- Что такое карточка участника и зачем она нужна?
- Велосипедный мотокросс
- Велоспорт на олимпийских играх
- Велотреки
- Велотрековые гонки как вид спорта
- Виды маунтинбайка
- Гит на 200 метров с ходу
- Горный велоспорт
- История появления и развития велосипедного спорта
- Книги о велоспорте
- Конструкция горного велосипеда
- Олимпийские виды и дисциплины велоспорта
- Поведение гонщиков
- Спортивная форма
- Спортивные судьи
- Спринтерские гонки
- Темповые гонки
- Три месяца налево! обзор зимних трековых гонок в российских регионах
- Федерации
- Шоссейный велосипед
Что такое карточка участника и зачем она нужна?
Идентификационный документ, который выдается велогонщикам, называется «карточка участника». Спортсмены, имеющие карточку, допускаются к соревнованиям любого вида велосипедного спорта и обязаны соблюдать правила соревнований, Устав, регламенты Международного союза велосипедистов (UCI) и Федерации велосипедного спорта России.
Принципы выдачи и действия карточки участника:
- Без карточки участника нельзя участвовать в соревнованиях, которые организуются/контролируются Федерацией велосипедного спорта России и ее членами (региональными федерациями). Если у спортсмена нет карточки, но он все равно принял участие в состязаниях, его результаты аннулируются, и гонщика могут наказать.
- Участники по требованию уполномоченных сотрудников обязаны предъявить карточку.
- Карточка участника обязует ее владельцев соблюдать правила и честно вести борьбу.
- Даже, если гонщик подал заявление на получение карточки и находится в ожидании ее выдачи, он все равно несет ответственность за нарушения правил и регламентов, соблюдение которых контролируют дисциплинарные органы.
- Совершив какое-либо нарушение, владелец карточки участника попадает в поле зрения дисциплинарных контролирующих органов. Это происходит и в случае, если расследование нарушения уже начато, а также в случае, если участник перестает быть владельцем карточки.
- Владелец карточки или его официальный представитель несут за нее личную ответственность.
- Органы, выдающие карточку участнику соревнования, не несут ответственность за его поведение или нарушения.
- Нюансы выдачи карточек Федерацией велосипедного спорта России:
- Федерация велосипедного спорта России также может выдавать карточки участников, и она несет ответственность за соблюдение правил при выдаче карточек.
- Участник, желающий получить карточку, и Федерация велосипедного спорта России должны гарантировать, что гонщик застрахуется от несчастных случаев. Страховка должна действовать в странах, в которых спортсмен тренируется или соревнуется, на протяжении года, пока действует карточка.
- Федерация велосипедного спорта России может выдавать только утвержденные карточки участника. Карточки, выдаваемые Федерацией велосипедного спорта России, утверждает Руководящий орган.
- Условия, при которых невозможно получить карточку участника:
- Если желающий получить карточку намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее, будучи спортсменом, он нарушил антидопинговые правила, и это было зафиксировано уполномоченными органами.
Исключения составляют случаи, когда единовременно выполняются 3 условия:
- нарушение произошло единожды;
- за нарушение не было дисквалификации (на 2 года или более);
- после нарушения прошло 5 лет и первый день года обращения за карточкой.
- Если желающий получить карточку участника намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее нарушил антидопинговые правила, работая врачом во время фиксации нарушения.
- Период действия карточки участника – ровно год.
- Действие карточки участника распространяется на все страны, где национальные федерации входят в Международный союз велосипедистов.
- У одного гонщика может быть карточка участника лишь одной федерации.
- Все люди, принимающие участие в соревновании, обязаны приобрести карточку. Статус и должность участников должны быть внесены в нее. Если участник выполняет несколько обязанностей, то он должен приобрести несколько карточек. Выдачей карточек одному человеку с разными обязанностями занимается Федерация велосипедного спорта России.
- За отсутствие карточки участника могут применяться штрафные санкции:
- За попытку участия или фактическое участие в состязании без получения карточки применяются следующие штрафные санкции: выдача карточки участника только через год, недопуск к старту.
- За попытку участия или фактическое участие в состязании без наличия карточки в момент ее проверки применяются санкции: дисквалификация, недопуск к старту. Однако если карточка участника была утеряна или забыта, но возможно установление личности с помощью других источников, то санкции не предусмотрены.
Существуют и исключения из правил:
- Федерация велосипедного спорта России может дать разрешение на участие спортсмена без карточки участника на всероссийских соревнованиях, но только при наличии действительного страхового полиса.
- Если участник был дисквалифицирован на территории федерации, в которой он состоит, и его карточка была отозвана, ему могут предоставить временный допуск к соревнованиям Международного союза велосипедистов. Временный допуск выдается по тем же правилам, что и карточка участника.
Таким образом, для того, чтобы участвовать в любых соревнованиях по велоспорту необходимо избегать нарушений и вовремя приобретать карточку участника.
Велосипедный мотокросс
Велосипедный мотокросс – это гонки на велосипедах с препятствиями по грунту. Препятствия могут быть в виде поворотов, канав, трамплинов. Для данного велоспорта используются специально оборудованные велосипеды BMX, поэтому мотокросс часто называют просто «BMX».
В велосипедный мотокросс включены гонки:
- «Классик»: поэтапная гонка, проходящая на дистанции 300 и более метров. В состязании могут принимать участие до 8 гонщиков. Особенность данной гонки в том, что участники стартуют с возвышенности (высота – от 1,5 до 9 метров). Победа достается самому быстрому спортсмену.
- «Крузер»: то же самое, что и гонка «классик», но с одним отличием: колеса велосипедов должны иметь диаметр в 24 дюйма.
- «Эстафета»: гонка, состоящая из четырех этапов. В соревновании участвуют 4 гонщика, среди которых три мужчины и одна женщина. Суть состязания – передача эстафеты от одного спортсмена другому.
- Гонка на время: гонка на трассе, в которой фиксируется время прохождения трассы каждым участником. Победителем признается гонщик, прошедший дистанцию быстрее всех.
Помимо профессиональных состязаний существуют и любительские заезды по велосипедному мотокроссу. В них принято демонстрировать различные трюки в воздухе.
Велоспорт на олимпийских играх
Первая велогонка стартовала на первой Олимпиаде своевременности. В 1896 году произошло возрождение Олимпийских игр. Велоспорт включили в олимпийскую программу одним из первых.
На первом олимпийском турнире спортсмены разыграли шесть комплектов медалей. Особый интерес вызвала символичная, шоссейная гонка от Афин до Марафона и обратно. Победу одержал греческий велогонщик Аристидис Константинидис.
Двадцать две Олимпиады подряд история велоспорта принадлежала только мужчинам. Историческую несправедливость женщины исправили в 1984 году. XXIII летняя Олимпиада (Лос-Анджелес) дала старт женским велогонкам. Первое олимпийское золото в истории женского велоспорта завоевали американка Конни Карпентер.
Ровно через сто лет после старта первой олимпийской гонки, велоспорт пополнился новым разделом. В 1996 году (Атланта) в программе Олимпийских игр появился маунтинбайк (горный велосипед).2008 год (XXIX летняя Олимпиада, Пекин) дал отсчет истории ВМХ.
Велотреки
Достаточно сложный, с точки зрения строительства, спортивный объект с особыми требованиями к конструкции дорожки.Комплекс (велодром) включает в себя замкнутое кольцо в форме овала ( трек), с трибунами для зрителей и «подтрибунными» помещениями.
Велодромы бывают открытые и закрытые, применяемые покрытия –дерево или бетон. Длина дорожки для проведения крупных международных соревнований в пределах от 250 до 400м ( для остальных стартов допускаемый стандарт 130 -500м), ширина – 5м ( 7м для международных стартов), одинаковая везде.
Самый известный велотрек в СССР, Крылатское, был построен к московской олимпиаде в 1979г. Оригинальное сооружение в форме большой бабочки по размерам вмещает два футбольных поля. Особенная геометрия трека (длина более 300м) и настил из сибирской лиственницы, позволили велогонщикам установить на Олимпиаде 13 рекордов мира. Трек давал возможность разгоняться до 100км/час и считался самым быстрым в мире.
Современные соревнования велосипедистов на треке, это уже не только спринт. Многообразие видов так велико, что разобраться во всех их тонкостях под силу только знатокам велоспорта.
Велотрековые гонки как вид спорта
Рекорды в часовой гонке на треке всегда относились к самым престижным достижениям. Сегодня мировой рекорд, 54 км 526м, принадлежит более молодому, 1980 г.р., выдающемуся спортсмену, сэру Б.Уиггинсу ( установлен в 2023г. на треке лондонского велопарка «Ли Велли» ). Первый, официально зарегистрированный, рекорд был установлен в 1893 г. в Париже А.Дегранжем и составил 35км 325 м.
1983 год стал историческим для велосипедистов. В Чикаго состоялся первый чемпионат мира на треке и шоссе. Весь пьедестал заняли американцы. К 1912г. центр жизни велоспорта переместился в Европу. Мировые первенства неоднократно проводились в Копенгагене, Париже, Цюрихе, Амстердаме, Милане, Антверпене и лишь дважды в Южной Америке и один раз в Канаде.
На протяжении почти всего 20-го столетия, лидирующие позиции в трековых дисциплинах принадлежали европейским гонщикам, в т.ч. и представителям СССР. В 1958 г. к участию в гонках на треке были допущены женщины. Первой чемпионкой мира в спринте стала москвичка Галина Ермолаева.
В элиту трековиков входили также многократные чемпионы мира и Олимпийских игр: Э.Салумяэ, А.Кириченко, Г.Умарас, В.Екимов, Д.Нелюбин, А.Каспутис.
Велогонки на треке относятся к видам, требующим больших финансовых затрат и от спортсменов, и от организаторов. Для одних — это дорогостоящие трековые байки (в гонках на треке используются велосипеды облегченной конструкции без тормозов), для других – «не менее дорогие» спортивные сооружения.
Виды маунтинбайка
Велотриал – преодоление естественных и искусственных препятствий.Дерт-джампинг и Слоупстайл – спортсмены совершат прыжки с трамплинов и одновременно выполняют акробатические трюки.
Даунхилл – скоростной спуск. Цель спортсмена заключается в том, чтобы съехать с горы как можно быстрее. Задача осложняется тем, что на спуске ждут: корни деревьев, бревна, ямы, бугры, торчащие камни, обрывы.
Апхилл – скоростной подъем в гору. Дисциплина противоположная даунхиллу. Uphill — по-английски значит «вверх по горе».
Байкеркросс – одновременный спуск с горы четырех велогонщиков. Гонку проводят на трассе даунхилла. Предварительно трассу расширяют и усложняют.
Кросс-кантри – скоростная езда по пересечённой местности. Единственный вид маунтинбайка включенный в олимпийскую программу. Расскажем про эту дисциплину велоспорта более подробно.
Гит на 200 метров с ходу
Гит на 200 метров с ходу – олимпийская велогонка, которую проводят для отбора участников в финальные части велосипедного спринта.
Общая протяженность дистанции более 800 метров. В зачет идут последние 200 метров. Спринтер стартует один, никто не мешает. Спортсмен разгоняется и делает финишный рывок. Секундомер включат за 200 метров до финиша.
Этот этап велогонок много значит для спринтера. Во-первых, в следующий раунд проходят только 18 велогонщиков. Во-вторых, по итогам квалификации формируют пары для гонок на выбывание. Кто занял 18 место, тот будет состязаться с лидером. Занявший 17 место, попадет в пару ко второму номеру, и так далее.
В этом заключается особенность и красота велоспорта. Уже на этапе квалификации спортсмены выжимают из себя максимум.
Например, английский велогонщик Джейсон Кенни (олимпийский чемпион 2023 года) проехал 200 метров за 9,551 сек. Джейсон разогнал велосипед до скорости – 75,384 км/ч.
Горный велоспорт
Горный велоспорт – самая экстремальная дисциплина в велосипедном спорте, включающая гонки в условиях бездорожья. Для данного вида состязаний используются гибридные дорожные или горные велосипеды, оснащенные специальным оборудованием. В горном велоспорте существуют как одиночные, так и групповые состязания.
Он включает в себя гонки:
- «Кросс-кантри»: гонки, которые проходят по специально оборудованной пересеченной местности на дистанции от 5 до 9 километров. Иногда помимо искусственных препятствий используются естественные.
- «Скоростной спуск», или «даунхилл»: гонка по крутым спускам и поворотам с препятствиями на время.
- «Веломарафон»: гонки по бездорожью на длительные дистанции.
Горный велоспорт – опасный вид велосипедного спорта, поэтому гонщикам важно иметь при себе нужное снаряжение. Это и защитные элементы одежды (налокотники, наколенники, шлем, очки, перчатки и т. д.), и система навигации, необходимые инструменты для ремонта велосипедной техники, а также вещи первой необходимости (вода, пища, аптечка).
История появления и развития велосипедного спорта
Самый первый велосипед появился вследствие экспериментов немецкого ученого – Карла фон Дреза. Изначально в 1817 году он изобрел первый в мире самокат, который внешне был похож на велосипед без педалей. Это был транспорт, состоящий из металлической рамы, двух колес и сиденья.
Шли годы, дороги становились все более цивилизованными за счет появления бетонных смесей. Наряду с этим видоизменялась конструкция велосипеда, и само устройство становилось все более комфортным и функциональным. Так, в 1885 году изобретателям удалось добиться желаемого – велосипед начал выглядеть, как современный, и передвижение на нем стало удобным. Именно в это время и начал развиваться велосипедный спорт.
Франция – страна, в которой прошли первые соревнования между велосипедистами-любителями. Затем состязания становились все более профессиональными, а начиная с 1893 года началось проведение международных турниров. Через 7 лет, в 1900 году, велосипедисты из разных стран решили объединиться и создали Международный союз.
Россия также участвовала в развитии велоспорта. Так, в 1884 году образовалось Московское сообщество велосипедистов, которое активно продвигало спортивную езду на велосипеде. Это было нелегко, ведь в России не было собственных фабрик по производству данного устройства. Таким образом, транспортную технику можно было привезти только из-за рубежа, что могли себе позволить лишь богатые люди.
Позднее, в 1895 году появились первые московские и рижские заводы, изготавливающие велосипеды. Именно тогда началось активное развитие российского велоспорта, т. к. велосипеды получили возможность купить и менее обеспеченные жители. В то же время в Москве появился первый циклодром для велосипедных гонок. Затем эти сооружения возникли и в других городах (Одесса, Санкт-Петербург, Симферополь и т. д.).
В течение года после открытия заводов и фабрик по изготовлению велосипедов появлялись многочисленные спортивные клубы. В то время газеты активно писали о велосипедном спорте, а в 1896 году его включили в программу Олимпиады. Сначала в состязаниях принимали участие мужчины, и лишь намного позже (в 1988 году) в них разрешили участвовать женщинам.
Книги о велоспорте
Для более глубокого погружения в тему велоспорта, рекомендуется прочитать следующие книги:
- Голубев Анатолий, «Никто не любит Крокодила».
Главный герой – велосипедный гонщик Роже Дюваллон, у которого есть необычное прозвище – «Крокодил». В книге легко и доступно описывается велосипедный спорт изнутри.
- Анкетиль Жак, «Велосипедный спорт».
Сам автор является велогонщиком, признанным на мировом уровне. В своей книге он описывает схемы тренировок и виды нагрузок для велогонщиков, а также правила питания.
- Полищук Дмитрий, «Велосипедный спорт».
Автор подробно описывает современные техники велосипедного спорта, а также систему тренировок для профессиональных велоспортсменов.
Подводя итог повествованию нужно отметить, что трековый велоспорт – это один из самых зрелищных видов спорта. Вместе с тем для гонщиков состязания – это настоящие испытания на силу и выносливость. В целом, трековый велосипедный спорт проводится как на местном, так и международном уровне, что доказывает его серьезность и ценность.
Конструкция горного велосипеда
Горный велосипед имеет ряд характерных признаков. Конструктивные особенности связаны с дисциплинами маунтинбайка.
Трапециевидная рама – верхняя труба расположена под углом, близко к нижней.
Поднятая каретка – педальный узел. Другими словами, педали расположены выше чем у шоссейного велосипеда. Каретку устанавливают в уровень или выше колесных втулок. Такая конструкция увеличивает дорожный просвет.
Пониженная передача – облегчает подъем в гору.
Толстые покрышки – с выпуклым, зацепистым протектором.
Руль – вынесен вперёд.
Амортизация. На горном велосипеде может стоять один или два амортизатора. Байк с одним амортизатором называют – хардтейл, с двумя – двухподвес.
Роль переднего амортизатора выполняет велосипедная вилка. К спортивным моделям предъявляют особые требования. Вилка должна иметь не менее десяти сантиметров свободного хода. Более того амортизация должна иметь регулировку, чтобы райдер мог настроить жесткость вилки под особенности трассы.
Хардтейл выбирают под относительно ровный рельеф. Велосипед с одним амортизатором подходит для апхилла и многих видов кросс-кантри.
Двухподвес – велосипед, оснащенный двумя амортизаторами. Роль второго амортизатора выполняет специальная система подвесов. Каждый крупный производитель имеет свой запатентованный тип подвески.
Второй амортизатор увеличивает вес велосипеда. Двухподвес используют, только там, где это действительно необходимо, например, в даунхилле. Если двухподвес используют в кросс-кантри, то на нем устанавливают блокировку хода подвески. На ровных участках дороги амортизаторы только мешают. Они забирают часть той энергии, которую выкладывает спортсмен, когда усиленно крутит педали.
Олимпийские виды и дисциплины велоспорта
Программа летних Олимпийских игр включает в себя 4 вида велосипедного спорта. Каждый вид имеет свои подвиды (дисциплины).
В Рио-де-Жанейро (2023 г) велогонки прошли в 9 дисциплинах. Мужчины и женщины соревнуются во всех разделах. Соответственно, велосипедисты разыграли 18 комплектов наград.
В программу 2023 года добавили еще две дисциплины: мэдисон и BMX-фристайл. Таким образом в Токио велогонщики разыграли 22 золотые медали в 11 дисциплинах.
Шоссейные велогонки представлены двумя дисциплинами:групповая гонка,индивидуальная гонка.
Трековые велогонки включают в себя 6 дисциплин:кейрин,спринт,командный спринт,командная гонка преследования,омниум,мэдисон (новый раздел).
ВМХ – 2 раздела:BMX гонки,BMX фристайл (новая дисциплина).
Маунтинбайк – 1 дисциплина (кросс-кантри).
Поведение гонщиков
Поведение гонщиков на соревнованиях также регулируется правилами:
- Спортсменам нельзя какими-либо действиями нарушать процесс гонки или влиять на ее результаты.
- Во избежание дисквалификации участники соревнования должны участвовать в следующих турах или в заездах «надежды», если они туда прошли. Исключения составляют чрезвычайные ситуации.
- Гонщикам нельзя брать с собой предметы, которые могут выпасть во время гонки.
- Спортсменам запрещено использовать средства связи или музыкальную технику.
- Если гонщик использует электронные устройства с монитором, то они должны быть скрыты. Спортсмен не должен в них заглядывать.
- Гонщик не имеет права ни при каких обстоятельствах самостоятельно прерывать состязание.
- В случае непредвиденных ситуаций (падения, поломки велосипеда) гонщик может обратиться за помощью, а затем продолжить гонку с того места, где случился инцидент.
- Спортсмен не имеет права специально совершать езду за пределами трека.
Таким образом, правила поведения для спортсменов делают соревнование прозрачным, честным и безопасным.
Спортивная форма
Для участия в велоспорте, в частности, на треке, гонщики обязаны носить спортивную форму. Это велосипедная майка, у которой обязательно должны быть рукава, и трусы до колен (велосипедные трусы). Вместо майки и трусов может использоваться специальный комбинезон.
Велосипедные майки должны соответствовать следующим правилам:
- Велосипедные майки не должны быть похожи на майки чемпионов мира или майки чемпионов России.
- Гонщики не могут использовать отличительные велосипедные майки, если это не предусмотрено регламентом.
- Все надписи и номера на майке должны быть видны.
- Во время дождя гонщики используют прозрачные ветровки, которые должны иметь такие же основные цвета, как у велосипедных маек команды. Также ветровка должна иметь надпись с названием команды.
В трековом велоспорте гонщики обязаны надевать жесткую защитную каску.
Правила, которые касаются ответственности спортсменов относительно каски, следующие:
- Гонщик обязан использовать каску с утвержденной конструкцией, которая должна соответствовать официальным стандартам по безопасности.
- Каску необходимо надевать на голову так, чтобы она плотно к ней прилегала. Также гонщик должен отрегулировать крепежные ремешки.
- Спортсмен обязан следить за защитными характеристиками каски, чтобы они не ухудшились при падении.
- Нельзя использовать поврежденную каску.
- Нельзя использовать каску с измененной конструкцией.
Спортивная форма гонщиков не должна содержать элементы, которые могут снижать сопротивление воздуха. Сотрудники персонала не могут носить одежду, содержащую рекламу, если она не утверждена.
Спортивные судьи
Спортивный судья – это главное официальное лицо, которое назначается всероссийскими, региональными, местными федерациями. Он работает как индивидуально, так и в составе судейской коллегии, и регулирует соревнования согласно регламенту и правилам. Особое внимание уделяется соблюдению положений регламента относительно каждой конкретной гонки. Основная роль судей – фиксация нарушений и применение штрафных санкций.
Для каждого конкретного соревнования назначается коллегия судей. Судьи, состоящие в коллегии, должны согласовывать решения друг с другом. В трековом велоспорте коллегия судей имеет следующий состав:
- В главную судейскую коллегию входят:
Является самым главным членом судейской коллегии, контролирует и регулирует соревнование согласно регламенту и правилам. Также главный судья имеет следующие обязанности:
- проверка готовности места, где проводится соревнование;
- проведение совещания с организаторами соревнования, а также с официальными представителями команд;
- обсуждение и проведение инструкций с остальными судьями;
- может отменять мероприятие, если складываются неблагоприятные условия;
- имеет право вносить изменения в программу состязания;
- имеет право отстранять судей из-за ошибок или в связи с неудовлетворительным исполнением ими обязанностей.
- Главный секретарь.
Является главным организатором работы секретариата. Он обязан вовремя выпускать необходимые материалы для проведения соревнования (различные протоколы, расписания, графики и т. д.). После каждого соревнования главный секретарь должен выдать готовый финальный протокол с результатами. Также он может проводить комиссию по допуску к соревнованиям.
- Заместитель главного судьи.
Исполняет обязанности главного судьи в его отсутствие. Также заместитель контролирует подготовку к соревнованию, отчитывается перед главным судьей, передает сведения о недочетах подготовки, наблюдает за соблюдением правил.
- Заместитель главного секретаря.
Исполняет обязанности главного секретаря в его отсутствие. Также заместитель главного секретаря передает судьям необходимые материалы, предоставляет документацию о процессе соревнования, вывешивая ее на информационную доску. В обязанности заместителя входит взаимодействие с тренерами и СМИ.
Следит за приходом спортсменов к финишу, занимается составлением промежуточных классификаций. Для помощи судье на финише выделяются помощники, которыми он руководит. Также ему подчиняется судья на счетчике кругов. Судья на финише обязан вносить данные в протокол (занятые места, заработанные очки, количество кругов), а после окончания соревнования он должен подписать и передать собранную информацию.
- В судейскую коллегию входят:
Должен наблюдать за тем, соблюдается ли регламент, и как себя ведут спортсмены. Арбитр в праве применять штрафные санкции и участвовать в принятии любых решений.
- Судья на старте (стартер).
Следит за тем, чтобы старт начался правильно и принимает решения в случае спора. Судья на старте должен давать старт спортсменам по порядку, который отражен в протоколе. Также в его обязанности входит проверка внешнего вида, стартовых номеров на соответствие правилам.
Имеет право остановить состязание, если возникла непредвиденная опасная ситуация. Стартеру тоже предоставляют помощников.
Следит за точным временем пересечения участниками финишной черты, а затем передает эту информацию судье на финише. Хронометристу также выделяются помощники.
Информирует участников соревнования обо всех важных нюансах: программе, условиях гонки, графике. В его обязанности входит передача объявлений или комментариев в процессе соревнования. Также он обязан объявлять гонщикам промежуточные результаты, вызывая их на старт.
- Судья по контролю велосипедов.
Занимается проверкой велосипедов гонщиков до старта и после финиша согласно регламенту.
Работает совместно с главным секретарем и организатором соревнования. В обязанности судьи-секретаря входит: подготовка документов, медалей, кубков, призов, сувениров. Также он отвечает за время выхода спортсменов на пьедестал и за время их ухода с пьедестала.
- Судья на счетчике кругов.
Следит за правильным количеством пройденных кругов. В случае необходимости судье на счетчике кругов предоставляются помощники.
Сотрудничает с главным судьей и наблюдает за тем, чтобы участники соревнования соблюдали правила и регламент.
В первую очередь, судьи-помощники выполняют поручения судей, за которыми они закреплены. Также помощники взаимодействуют с главным судьей и письменно докладывают ему обо всех инцидентах и нарушениях. Для официального подтверждения фактов нарушения или инцидента они обязаны фиксировать все подробности, точное место происшествия, его обстоятельства.
Каждый международный судья проходит практику и сдает экзамен согласно положениям регламента Международного союза велосипедистов, и только после этого ему присваивается квалификация. Такую же процедуру проходит спортивный судья всероссийской категории, но по согласованию с Федерацией велосипедного спорта России.
Судьи должны быть беспристрастны, независимы и нейтральны. В случае, если судья не может быть нейтральным, он обязан прекратить исполнение своих полномочий.
Спринтерские гонки
Особенность данных гонок в том, что в них преодолеваются короткие дистанции. Для участия в спринтерских гонках спортсменов учат специальным тактикам. Упражнения нацелены больше на развитие силовой мощи, а не выносливости. В эту группу входят следующие гонки:
- «Спринт»: в ней участвуют два или четыре отобранных спортсмена, которые совершают заезд на дистанцию в 2-3 круга. Побеждает тот, кто пересек финиш первым.
- Командный «спринт»: между собой соревнуются 2 команды. Существуют как мужские, так и женские гонки. В мужских гонках каждая команда состоит из трех мужчин (дистанция – 3 круга), а в женских – из двух женщин (дистанция – 2 круга). Процедура состязания: на первом круге один из гонщиков ведет за собой остальных, а перед следующим кругом выходит из гонки. И так до тех пор, пока на конечном круге не остается один спортсмен. Побеждает команда, в которой последний участник преодолевает финишную черту быстрее.
- Гонка на тандемах: для соревнований используются специальные двухместные велосипеды – «тандемы». Таким образом, на одном транспорте умещаются 2 спортсмена, но они засчитываются как один участник состязания. Дистанции обычно включают от трех до шести кругов.
- «Кейрин»: в соревновании участвуют от четырех до восьми участников. Спортсмены должны преодолеть 2 километра при скорости – до 30 км/ч. Победа присуждается гонщику, который раньше всех пришел к финишной черте.
- «Гит»: относится к индивидуальной трековой велогонке, в которой перед спортсменами стоит задача – как можно быстрее преодолеть дистанцию.
Темповые гонки
Дистанции в темповых гонках длиннее, чем в спринтерских (в среднем – 12-16 кругов, а может доходить до 120 кругов). Главное в данном виде состязаний – высокая выносливость и технические навыки.
В данную группу включены гонки:
- Индивидуальная гонка преследования: между собой соревнуются два гонщика на дистанциях от двух до четырех километров. Победу одерживает тот, кто догнал и перегнал соперника или преодолел дистанцию за меньшее время.
- Командная гонка преследования: процедура прохождения состязания такая же, как у индивидуальной гонки преследования. Отличие – участвуют две команды.
- «Скретч»: мужские гонки проводятся на дистанции 15 километров, а женские – 10 километров. Победителем объявляется спортсмен, который первый пересек финишную черту.
- Гонка по очкам: гонка проходит поэтапно. За каждый этап гонщику насчитывается по 5 очков. Дистанции: 25 километров (женская гонка) и 40 километров (мужская гонка). Побеждает участник соревнования, набравший максимальное количество очков.
- «Мэдисон»: командная гонка, в которой дистанция варьируется от 25 до 50 километров, а также имеются промежуточные финиши (каждые 20 кругов). Спортсмен, который первый преодолевает промежуточный финиш, получает 5 очков. Второй гонщик зарабатывает 3 очка, третий – 2 очка, а четвертый – всего 1 очко.
- Гонка на выбывание: также состоит из промежуточных финишей. Спортсмены, пересекающие промежуточные финиши последними, покидают соревнование.
- Гонка за лидером: участники состязания («стайеры») должны следовать за «лидером» – гонщиком на мотоцикле.
- «Омниум»: состязание, которое включает в себя 4 гонки: скретч, темповая гонка, гонка на выбывание, гонка по очкам. Соревнования проходят именно в таком порядке. Цель спортсмена – прийти к финишу первым в каждой гонке. За каждое состязание (кроме гонки по очкам) победитель получает по 40 очков, за второе место – 38 очков, за третье – 36 очков и т. д. Результаты первых трех состязаний объединяются, а к очкам, заработанным в последнем соревновании, прибавляются ранее полученные. Победу одерживает гонщик, набравший большее количество очков.
Таким образом, можно заметить существенные различия между двумя направлениями трекового велоспорта. Каждый вид гонок требует определенных навыков, поэтому велоспортсмены обычно делают выбор между спринтерскими и темповыми гонками.
Три месяца налево! обзор зимних трековых гонок в российских регионах
Хотя официальный чемпионат России по трековым гонкам финишировал почти месяц назад в Ижевске, региональные соревнования на снежных и ледовых овалах продолжались с декабря до последних мартовских дней. А финальным аккордом сезона стали заезды на стадионе Юность в Перми, где команда чемпиона России по ралли Григория Трегубова вот уже третий год организует соревнования в дисциплине Трек-400. Цифра «четыреста», как вы уже, наверное, догадались, обозначает длину гоночной дорожки в метрах.
Так выглядит арена для Трека-400 с высоты птичьего полета. По соображениям безопасности гонки проводятся только против часовой стрелки — так что пилоты во время заездов поворачивают исключительно налево
В переднеприводном зачете А-1600 пермские соревнования имели статус традиционных, и Кубок команды RRC-GT завоевал хозяин трассы Ильдар Кучукбаев на Ладе Калине. А вот в заднеприводном классе Д2К у гонщиков было сразу два весомых повода для того, чтобы оказаться на финише первым. Во-первых, на Юности финишировал межрегиональный турнир, объединивший в этом году «трековиков» из Пермского края, Свердловской и Тюменской областей. А во-вторых, для победителя суперзаезда в классе Жигулей и Ижей команда Трегубова подготовила оригинальный приз — «боевой» хэтчбек Honda Civic, подготовленный для гонок в классе А-1600!
Призеры закрытия сезона в классе А-1600: пермяки Ильдар Кучукбаев, Михаил Дорощук и ижевчанка Елена Зорина, которая на равных борется с мужчинами в Прикамье
Лучшим по итогам межрегионального турнира оказался Илья Запрудин из прикамского городка Чайковский на вазовской «семерке». А вот в споре за призовой автомобиль больше преуспел другой пермский спортсмен на Жигулях, Сергей Маськин. Интересно, воспользуется ли он выигранной Хондой в следующем зимнем сезоне или продолжит выступать на «классике»?
А вот межрегиональные соревнования в дисциплине Трек-400 для переднеприводных машин финишировали совсем в другое время и в другом месте. Ареной финальных баталий для спортсменов из трех отборочных зон стал 4 марта город Шадринск, что в Курганской области. Гонки на местном стадионе Торпедо, которые по традиции завершаются уже при свете прожекторов, стали юбилейными — они проводились уже в десятый раз. Ну а участие в «Шадринских огнях» приняли 14 спортсменов на вазовских Калинах и «восьмерках», обутых в шины Мастер-Спорт И-398 с 1,5-миллиметровыми шипами. К слову, эти покрышки сегодня стали стандартом практически для всех трековых гонок, приводящихся как на европейской территории нашей страны, так и на Урале.
Быстрейшими в Шадринске оказались представители Свердловской области, а лучшим из лучших стал обладатель Кубка России по кольцевым гонкам в классе Супер-продакшн Максим Чернев. Екатеринбуржец, выступавший на Калине, отдал соперникам первое место лишь в одном из пяти своих стартов — и заслуженно принимал поздравления с победой в межрегиональном турнире. А вот судьбу серебра на «Шадринских огнях» решил только перезаезд между двумя победителями этой гонки прошлых лет! В нем Максим Кудряшов (ВАЗ-2108) сумел опередить другого кроссмена из Свердловской области, Игоря Шемякина, выступавшего на Калине.
Для того, чтобы вы получше представили накал борьбы на коротких треках, предлагаю посмотреть запись одного из заездов с камеры, установленной в машине тюменского спортсмена Ивана Толчеева:
К слову, наибольшее количество побед в «Шадринских огнях» имеет на своем счету еще один екатеринбуржец Вячеслав Русаков, побеждавший на курганской земле трижды. Однако в этом сезоне «восьмерку» уральского спортсмена видели в основном вдали от дома. Причем видели, как обычно, на первом месте — Русаков выиграл все три этапа и 15 заездов трекового автошоу Русская зима, которое проводилось на стадионе Труд в кировском Слободском.
Вячеслав Русаков первым уходит со старта в очередном заезде в Слободском
Заглянул Вячеслав и в гости к ближайшим соседям вятичей — спортсменам из республики Коми, где уже много лет организуются соревнования под названием Супер Шип. Правда, если раньше гонщики выступали на центральном стадионе Сыктывкара на шинах с 4,5-миллиметровыми «гвоздями», то теперь для сохранности ледовой дорожки здесь тоже перешли на «полуторные» шипы. Так вот, Русаков оказался быстрейшим и в республике Коми, уверенно выиграв один из этапов местного турнира!
Как и в Шадринске, гонки в Сыктывкаре завершаются уже в темное время суток
Однако три остальных гонки Вячеслав пропустил — и потому на высших строчках в Супер Шипе привычно оказались спортсмены из Сыктывкара и Кировской области. К финальному этапу ледового турнира «ноздря в ноздрю» подошли два местных пилота на «восьмерках» — Сергей Шерстобитов и Максим Кулешов, до этого выигравшие по одной гонке. 11 марта удача оказалась на стороне Шерстобитова: выиграв перезаезд за первое место у кировского спортсмена Станислава Гомзякова, выступавшего на «раритетном» хэтчбеке Volkswagen Golf первого поколения, Сергей стал лучшим и в гонке, и в серии. Второе место по итогам сезона досталось Кулешову, а третье — еще одному гонщику из Сыктывкара Николаю Новожилову, который избрал своим оружием автомобиль Opel Corsa c мотором и трансмиссией от… Хонды!
Сергей Шерстобитов победил в домашнем турнире второй год подряд
А вот в Сибири в почете совсем другие трековые гонки — на длинных трассах и шинах без шипов! Главным «овальным» турниром в восточной части страны вновь стал Кубок Урала и Сибири, который был разыгран в пять этапов. Стартовала эта серия еще в декабре в Красноярске, а затем охотники за ее призами побывали в Кургане, Барнауле, Оконешниковском районе Омской области и казахстанском Петропавловске. Причем, призы у сибиряков порой действительно были весьма солидными — например, победитель второго этапа получал ключи от седана Daewoo Nexia!
Угадайте, где сделан этот кадр? В Тюменской области, где до сих пор соревнуются на Волгах!
Обладателем новенького автомобиля на ипподроме в Кургане стал Дмитрий Катышев, переигравший в перезаезде за первое место местного ветерана Юрия Макарова. Помимо этого, омский спортсмен выиграл еще три гонки сибирского турнира, лишь однажды уступив первенство земляку Игорю Усову. Понятное дело, что Катышев стал лучшим и по итогам всего Кубка Урала и Сибири. Усову досталась серебряная награда, а замкнул тройку призеров еще один омский спортсмен, Роман Саблин. Он, в отличие от соперников, выступал не на вазовской технике, а на хэтчбеке Datsun mi-DО — и таких «перелицованных» Калин в восточном турнире было замечено сразу две.
А вот общий уровень конкуренции в Кубке Урала и Сибири, увы, не порадовал. Несмотря на то, что в общей сложности в протоколе зачета А-1600 значилось 34 спортсмена, лишь Катышев, Усов и Саблин проехали четыре и более этапов. Подобная картина наблюдалась и в заднеприводном зачете Д2К — тут победил Станислав Моор из Бийска на Жигулях, создавший себе задел еще в январе за счет выездной победы над соперниками в Кургане.
Сдал свои позиции и еще один наш трековый турнир — чемпионат Татарстана. Число его этапов за последние годы сократилось с четырех до двух, и даже самая популярная гонка серии, февральский Кубок Салавата, собрала на старте только 16 спортсменов. А ведь еще в прошлом сезоне на ипподроме в Набережных Челнах соревновалось 25 спортсменов! Так или иначе, в этом году Кубок Салавата завоевал тольяттинец Дмитрий Брагин на Калине NFR, который в начале марта стал и чемпионом России.
В Набережных Челнах награждается победитель каждого из 16 заездов. На фото — Дмитрий Брагин с главным «зачинщиком» этих соревнований, народным певцом республики Татарстан Салаватом Фатхутдиновым
Произошло это, напомню, в Ижевске, который в последнее время вернул себе звание одного из главных трековых центров страны. Кстати, 1067-метровый ипподром в столице Удмуртии принимает автомобильные соревнования уже 45 лет — с зимы 1972 года. А благодаря проведению на нем трехэтапного чемпионата Удмуртии трибуны вновь полны народа — ведь эта региональная серия сегодня стала одним из самых ярких событий в наших трековых гонках.
Ижевский ипподром находится прямо в центре города, поэтому на его трибунах всегда многолюдно
В отличие от соседнего Татарстана, удмуртские соревнования в классе А-1600 по-прежнему радуют и «массовостью», и разнообразием техники — помимо вазовских машин, в Ижевске стартуют автомобили марок Citroen и Peugeot. Да и с интригой в все в этом сезоне было в полном порядке. Три этапа выиграли три разных спортсмена (ижевчане Максим Загуменнов, Константин Данилов и Олег Жаворонков из Нижнекамска), а первого и второго призеров чемпионата Удмуртии разделило всего одно очко!
Надо ли говорить, что судьба золотых наград решалась в Ижевске буквально на последних метрах дистанции? После долгих размышлений Фортуна встала на сторону Константина Данилова — несмотря на капризы своего Ситроена С2 в финальной гонке, пилот из Ижевска все же стал чемпионом республики. Его предшественник на этом «посту» Максим Загуменнов (Лада Калина) на этот раз довольствовался серебром, а обладателем бронзы стал еще один ижевчанин Дмитрий Богоявленский, выступавший на редком для этой дисциплины хэтчбеке Peugeot 206.
Константин Данилов (№7) — единственный гонщик в России, который научил Citroen C2 побеждать на треке
Трибуны ипподромов и стадионов, принимавших трековые баталии, опустели, как минимум, до следующего декабря. Однако большинство героев минувшего зимнего сезона уже совсем скоро снова выйдут на старт. Ведь, как и в советские времена, трековые гонки для большинства российских спортсменов — всего лишь хороший способ заполнить вынужденную паузу между выступлениями в своих основных гоночных дисциплинах, кольце или автокроссе.
Федерации
Спортивные федерации – это официальные общественные объединения, участвующие в организации и контроле соревнований. Существуют международные федерации, национальные (на территориях своих стран), региональные (внутри одной страны).
Главная национальная (общероссийская) федерация в России – это Федерация велосипедного спорта России (сокращенно – ФВСР). Она была создана в России в 1990 году. Сегодня под ее контролем находятся 61 региональная федерация. ФВСР была признана на международном уровне и стала единственной общероссийской организацией в велоспорте, которая имеет право управлять развитием данного спорта по всей стране, проводить национальные и международные соревнования на территории России и представлять велоспорт на международной арене.
Федерация велосипедного спорта России имеет строгую иерархию. Главой является президент. Также в ФВСР входят генеральный директор, президиум, главный тренерский совет, тренерский совет, коллегии комиссаров, экспертный совет, совет по вопросам ветеранов, совет спортсменов. Сама организация находится в Москве.
Что касается международной ассоциации, то к ней можно отнести Международный союз велосипедистов. Это главный руководящий орган, контролирующий весь велоспорт. В нее включены конфедерации, которые находятся на разных континентах (Азия, Европа, Океания, Африка). Представительство Международного союза велосипедистов находится в Швейцарии.
Шоссейный велосипед
Для каждого вида гонок спортсмен выбирает «железного коня» соответствующей конструкции. Шоссейный велосипед предназначен для скоростного движения по хорошей дороге.
От других велосипедов «шоссейник» отличается: легким весом, особой формой руля, узкими покрышками и отсутствием амортизаторов.
Руль, так называемые «бараньи рога», позволяет менять хват. При необходимости спортсмен «вытягивается» и прижимается к раме. Низкая, растянутая посадка уменьшает сопротивление воздуха.
Амортизаторы ставят на «внедорожники». Они смягчают удары, но увеличивают вес «железного коня». Гонщику лишний вес не нужен. Гонка проходит по ровной дорогое. Поэтому на шоссейных велосипедах нет амортизаторов (велосипед-ригид).
Узкие колеса весят мало и уменьшают силу трения. Чем шире колесо, тем больше площадь опоры. Широкая площадь сцепления с асфальтом, увеличивает силу сопротивления. Поэтому на велосипеды для шоссейных гонок ставят узкие покрышки.
Рама. Чтобы уменьшить вес велосипеда устанавливают прочную, но сверхлегкую раму. Вес профессионального шоссейного велосипеда не превышает 7 килограмм.