Выбор аппаратуры RC

Выбор аппаратуры RC Конструкторы
Содержание
  1. Что купить?
  2. Основные характеристики
  3. Мой опыт с самого начала
  4. Что такое аппаратура управления (передатчик и приемник)?
  5. Аккумулятор и зарядка
  6. Аппаратура радиоуправления для моделей: приемники (часть i)
  7. Аппаратуры диапазона 2,4ггц.
  8. Бренд
  9. Бюджет и число каналов
  10. Возможность установки внешнего радиомодуля
  11. Диапазон частот отведенный для rc аппаратуры.
  12. Железо и функционал
  13. Запись данных телеметрии
  14. Зачем вкладываться в хороший передатчик?
  15. Интеллектуальная система голосовых сообщений
  16. История изменений
  17. Как выбрать приёмник
  18. Каналы
  19. Класс
  20. Летные испытания
  21. Лучшие радиоуправляемые автомобили для дрифта
  22. Топ-2. HSP Flying Fish 1 PRO
  23. Топ-1. Himoto Drift X E18DT
  24. Лучшие радиоуправляемые машинки для детей
  25. Топ-1. 1 TOY Драйв
  26. Лучшие радиоуправляемые машины-внедорожники
  27. Топ-2. TRAXXAS TRX-4 Sport Unassembled KIT
  28. Топ-1. Himoto Spatha
  29. Масштаб
  30. Металлический чемоданчик
  31. Модуль vario
  32. Обновление прошивки
  33. Передатчик
  34. По частоте и числу каналов передачи
  35. Поддержка телеметрии
  36. Приемник
  37. Приёмники
  38. Программирование
  39. Рекомендации по выбору передатчика
  40. Самодельный передатчик
  41. Телеметрия
  42. Топ-1. 1 toy драйв
  43. Топ-1. himoto drift x e18dt
  44. Топ-1. himoto spatha
  45. Топ-2. hsp flying fish 1 pro
  46. Топ-2. traxxas trx-4 sport unassembled kit
  47. Число каналов управления аппаратуры для авиамоделей.
  48. Шасси
  49. Эргономика
  50. Вывод

Что купить?

Выбирать приемник следует с учетом предназначения модели и ее стоимости.

Если разместить радиоприемники по росту помехоустойчивости и, соответственно, цены, то получим следующий ряд:

  1. АМ (1 преобразование).

  2. FM (1 преобразование).

  3. FM (2 преобразования).

  4. РСМ (1 преобразование).

  5. РСМ (2 преобразования).

То есть, хорошо, если на простеньком тренировочном квадрике стоит надежный РСМ-приемник. Но стоит ли оно того, когда дрон вхлам разбивается при обучении и оказывается, что приемник – дороже самой модели? Может лучше поставить FM-приемник подешевле, и не волноваться о кошельке?

Аналогично выглядит противоположная ситуация, когда на дорогой вертолет ставится упрощенная версия FM или вовсе АМ. Кому охота разбить дорогой аппарат из-за экономии на электронных компонентах?

Смотрите про коптеры:  Обзор эксперта: Redmond RV 450 – плюсы, минусы и детали

Основные характеристики

  • Двунаправленная технология скачкообразного изменения несущей частоты телеметрии;
  • Возможность использования до 75 каналов;
  • 3.5-дюймовых цветной сенсорный экран;
  • Интеллектуальная система голосовых сообщений;
  • Данные в режиме реального времени с датчиками телеметрии;
  • Наличие SUMO и SUMD, предназначенных для удобного использования гироскопа;
  • Продвинутая беспроводная система тренировок;
  • Возможность использования стандартных карт памяти micro SD.

Имеющийся набор функций не ограничивается этим списком. В жагглм устройстве вы сможете найти очень много особенностей, которые, обязательно, придутся вам по вкусу.

Мой опыт с самого начала

В самом начале я купил Turnigy 9X. Это было доступное решение за $60, дающее простор в плане самостоятельных апгрейдов! Вот мой обзор этой аппаратуры (англ). Но я быстро вырос, мне понадобился дополнительный функционал и поэтому купил Taranis X9D Plus.

В то же время вышла 9XR-Pro, которая была отличным обновлением 9X. Её функционал был как у более дорогих передатчиков, но стоила она значительно дешевле. Передатчик можно было перепрошить; а благодаря тому, что у него есть возможность установки внешнего радиомодуля, то получалось использовать с другими системами: Frsky, Orange (dsmx/dsm2). Благодаря поддержке сообщества появилось очень много модификаций.

Это был очень заманчивый вариант, но я рад, что купил X9D. Передатчик X9D позволяет делать очень многое, он стоит своих денег. X9D стал одним из самых популярных передатчиков в нашем хобби. Не говоря уже о доступности большого количества маленьких и легких приемников с телеметрией.

Есть и другие топовые аппаратуры управления: Futaba T10/T18, Spektrum DX9/DX18, JR-XG11/XG14 и т.д. Вот, например, сравнение DX6 и Taranis (англ).

Что такое аппаратура управления (передатчик и приемник)?

Аппаратура управления (TX) — это устройство, которое позволяет пилоту удаленно управлять коптером. Сигнал/команды получает приемник, который, в свою очередь, подключается к полетному контроллеру.

Если вы новичок и интересуетесь дронами, тогда читайте наше руководство для начинающих.

Аккумулятор и зарядка


В стандартную комплектацию mz-24 включен аккумулятор 4000 мАч LiPo. Подключение происходит при помощи одного коннектора, который также позволяет внешнюю зарядку со стандартными коннекторами.

Зарядное устройство в моем комплекте было с вилкой US AC и выдавало 500 мАч.

Среди недостатков я отметил для себя полное отсутствие индикаторов, из-за чего невозможно понять, происходит в данный момент времени зарядка или нет.

Аппаратура радиоуправления для моделей: приемники (часть i)

И передатчики, и приемники работают на определенных частотах, выделенных для данного сегмента радиоустройств, согласно законов и норм. Нормы определяет международный комитет по радиочастотам. В различных регионах нашей планеты выделенные для RC диапазоны частот имеют некоторые отличия, но в целом для моделирования выделена первая половина УКВ диапазона (радиоволн). В Америке это 50, 72 и 75 МГц. (72 МГц – диапазон конкретно для летающих моделей). В Европе выделены диапазоны 26, 27, 35, 40 и 41 МГц. Указанные диапазоны в различных странах используются частично. Например, во Франции применяют 26 и 41 МГц., а в России – 27 и 40 МГц.

 Очень узкий диапазон разрешенных частот мог бы сдерживать развитие моделизма, но, как это часто бывает в странах бывшего СССР, за что сильно не журят, то практически разрешено. Поэтому и в России, и в странах СНГ используют радиоаппаратуру на 35 и 40 МГц. Некоторые моделисты используют радиоаппаратуру американского диапазона. Это не самое хорошее решение, в первую орчередь для моделистов, так как в этом диапазоне происходит радиовещание (УКВ-станций) и сигналы моделей часто срываются. Можно использовать аппаратуру, работающую в диапазоне 27-28 МГц, но здесь высока вероятность пересечения с аппаратурой гражданской связи. В диапазоне 35 и 40 МГц использование радиоаппаратуры разрешено законом, но только 4 канала. К тому же именно на этой частоте работают радиостанции «Лен», выпущенные еще при СССР и активно применяющиеся до сегодняшнего дня. 

Как видите, не все гладко в сфере использования радиоаппаратуры для моделей. Чтобы в передаче и приме сигналов радиоаппаратуры не было проблем, используют сменные кварцы (частотозадающие элементы).

Их подбирают на месте проведения покатушек или гонок. При наличии нескольких комплектов одинаковой аппаратуры у гонщиков совместная работа такой радиоаппаратуры превращается в целую систему: необходимо согласовать, кто будет работать на каком канале, иначе помехи и срывы при пересечении частот неизбежны. При проведении соревнований вопрос распределения частот находится в компетенции судей.  

Подбор кварцев для аппаратуры – это отдельная «история». Далеко не всегда кварцы одного производителя работают на аппаратуре другого и наоборот, так как производители проектируют свою аппаратуру под определенные типы кварцев. Следует помнить:
– выбирайте кварцы для приемника и передатчика именно того диапазона, на который рассчитана ваша аппаратура;
– при выборе кварцев предпочтительно приобретать их того же производителя, что и ваша радиоаппаратура;
– приобретая кварцы для приемника, уточняйте, имеет ли он одно преобразование или нет. Существуют приемники с одним и с двойным преобразованием и кварцы для них разные. 
Радиоприемники для моделей рассчитываются на определенный вид модуляции и определенный же вид кодирования сигнала. Существуют приемники AM, FM, PCM. Радиоприемники могут иметь одно или два преобразования. Считается, что приемники с двумя преобразованиями имеют лучшую избирательность (лучше противостоят помехам). Приемники с двумя преобразованиями стоят дороже и их используют только для дорогих моделей (в частности, для летающих). 
Если разместить приемники в линейку от самых «слабых» в плане помехоустойчивости, до самых надежных и дорогих, то это будет выглядеть так:
– приемники с одним преобразованием AM
– приемники с одним преобразованием FM
– приемники с двумя преобразованиями FM
– приемники с одним преобразованием PCM
– приемники с двумя преобразованиями PCM
Выбор того или иного приемника – дело индивидуальное.

Рекомендации же по выбору аппаратуры для модели довольно просты: ставьте лучшее, что можете себе позволить. В особенности, если у вас летающие модели. Именно летающие радиоуправляемые модели проще всего безвозвратно сломать и хорошая аппаратура часто становится залогом их сохранности. 

Приемники различаются по количеству каналов управления. Они могут иметь от двух до двенадцати каналов (существуют также и 14-канальные приемники). Необходимость в том или ином количестве каналов определяется вашей моделью, ее «навороченностью». Радиоприемники для наземных моделей часто выпускают с укороченной антенной. Ее не следует удлинять, положительного эффекта этим вы не добьетесь.

Для судомоделей приемники производятся в влагозащищенных корпусах. 

Спортивные модели оснащают радиоприемниками с синтезаторами. Они не имеют кварцев, а используемый канал задается специальным переключателем. 
Для сверхлегких летательных аппаратов (комнатных) выпускаются специальные, сверхлегкие радиоприемники, часто вообще без какого либо корпуса.

В борьбе за каждый грамм их часто объединяют с регуляторами хода.  

– радиоприемники функционируют только в одном диапазоне частот;
– приемники работают только в одном типе кодирования и модуляции сигнала;
– приемники следует подбирать согласно используемой вами модели, но стремиться к самым надежным, помехозащищенным типам.  

Аппаратуры диапазона 2,4ггц.

На смену Мегагерцам в моделизм пришли Гигагерцы и цифровая связь. У данной аппаратуры на много больше плюсов чем у МГц.

  • Отсутствие помех
  • Высокая дальность связи 1 – 1,5км
  • Компактность передающей и приёмной антенн
  • В теории нахождение в небе до 50 моделей

При привязке приёмник и передатчик выбирают несколько свободных радиоканалов и в ходе дальнейшей работы перебирают их постоянно с большой скоростью. Рассматривать подробно функционирование электроники не вижу смысла, алгоритмы работы сложные и известны наверно только производителям аппаратуры. В передатчиках 2,4ГГц бывают как встроенный ВЧ блок так и в виде сменного модуля.

Бренд

Серьёзных вариантов два: это либо TRAXXAS, которые невероятно хороши, либо HPI Racing, которые хороши безумно. Обе компании выпускают прекрасные RC-модели во всех жанрах, обе дают отличное качество, обе гордятся своей репутацией.

В общем, берите смело любую модель от этих двоих. И ни в коем случае не берите какой-то китайский no-name или странные подделки в непонятных магазинах. Поверьте, оно того не стоит.

Катайте на лучшем: катайте на HPI и TRAXXAS!

Бюджет и число каналов

Диапазон цен просто огромный, начиная от дешевых передатчиков за $50 и заканчивая аппаратурой за $1000 и выше.

Если ваш бюджет ограничен, и вы не готовы потратить $200 за Taranis, тогда чтобы ощутить все прелести полетов есть смысл потратиться на дешевую 6 канальную аппаратуру. Позже, когда станете опытнее сможете приобрести более дорогой передатчик. Хотя, я думаю, вам следует приобрести один из нормальных передатчиков, которые мы порекомендуем ниже.

Возможность установки внешнего радиомодуля

Помимо встроенного радиомодуля, некоторые передатчики имеют отсек для внешнего модуля. Внешние модули могут работать на других частотах, например, на 433 МГц, вместо 2,4 ГГц или могут использовать системы/протоколы других брендов. Т.е. Taranis с модулем Orange можно использовать с приемниками Spektrum.

Диапазон частот отведенный для rc аппаратуры.

До недавнего времени использовалась преимущественно  аппаратура 27, 35 и  40 МГц. Качество связи полностью удовлетворяла потребности моделистов, большая дальность радиосвязи с авиамоделью (мощность можно было легко увеличить дополнительным выходным каскадом усилителя), относительно много частотных каналов.

Железо и функционал

При выборе хорошего передатчика нужно учесть очень много вещей, например: экран (разрешение, подсветка и т.д.), как ощущаются стики (их качество), наличие памяти на несколько моделей, режим тренера и т.д. Кому-то нужны экспоненты и кривые, которые позволяют менять реакцию стиков, например, смягчают реакцию в центре (конечно, вы можете задать экспоненты и в полетном контроллере, что и предпочитает делать большинство пилотов, при этом не снижается точность передачи сигнала).

Некоторые передатчики можно программировать и перепрошивать. Их можно настраивать под себя, менять музыку, звуки, голосовые сообщения и многое другое. Прежде чем покупать изучите доступные варианты.

Запись данных телеметрии

Как известно, во время полета не рекомендуется часто проводить проверку данных телеметрии. Тут-то нам и приходит на помощь замечательный функционал mz-24, который позволяет производить запись абсолютно всех данных полета, которую, затем, можно просмотреть дома.

Зачем вкладываться в хороший передатчик?

Качественный передатчик — это долгосрочное вложение.

С дополнительными скриптами мы можем выполнять разные интересные вещи, например, настраивать PID коэффициенты или рейты прямо в полете. Т.е. наличие дополнительных каналов управления — это огромное преимущество. Еще одно преимущество хорошего передатчика — это возможность настраивать отдельные профили для разных моделей.

Еще одна фишка, которую «нужно иметь» — прямое подключение передатчика к компьютеру через USB, это позволяет вам использовать передатчик в симуляторах безо всяких дополнительных железок. Тренировка в FPV симуляторах позволит вам почувствовать стики и натренировать мышечную память. Некоторые дешевые передатчики в таких случаях требуют дополнительных усилий и железок.

Интеллектуальная система голосовых сообщений

Система Graupner/SJ включает в себя голосовые напоминания и оповещения. Все они являются настраиваемыми и особенно полезными во время полетов с телеметрией для отслеживания основных полетных данных.

История изменений

  • Октябрь 2023 — первая версия статьи
  • Июнь 2023 — обновление статьи
  • Июнь 2023 — статья обновлена, добавлена информация о приемниках

Как выбрать приёмник

Ваши требования к приёмникам (доступность, размер, вес) также влияют и на выбор передатчика. Например, система FrSky стала популярной благодаря небольшому размеру приемников, она идеально подошла для миникоптеров.

В этом списке мы описали все самые популярные приемники FrSky для мини и микро коптеров.

Также нужно учесть какие протоколы будут доступны в приемнике — PWM, PPM, SBUS. В общем и целом, SBUS лучше, чем PPM благодаря низкой задержке сигнала, и они оба лучше PWM, благодаря количеству необходимых проводов. Более подробно про протоколы в приемниках (англ).

Каналы

Число каналов — это количество функций летательного аппарата, которыми можно управлять.

Например: газ, направление (рысканье, курс), тангаж (он же питч, наклон вперед/назад), крен (ролл, влево/вправо), каждая функция требует отдельный канал. Как видите, для управления коптером минимально требуется 4 канала.

Для хоббийных коптеров вам определенно захочется иметь больше каналов.

Дополнительные каналы часто называют AUX, они представлены в виде тумблеров и крутилок (переменные резисторы). Вы можете использовать их для смены полетных режимов или для активации разных функций коптера.

В общем, рекомендуется иметь как минимум 5 или 6 каналов. Дополнительные 1 или 2 канала можно использовать для арминга коптера (перевода в активный режим) и для переключения полетных режимов.

Передатчики с бОльшим числом каналов (6 ) обычно стоят дороже. Как правило, у них выше качество сборки и гораздо больше функций, чем у простых 4х или 5 канальных передатчиков.

Чтобы не запутаться, учтите, что в английском языке стики часто называют gimbal; что также означает и подвес камеры — camera gimbal, не перепутайте.

Класс

Автомобили на радиоуправлении копируют реальные машины – естественно, что и выбор классов у моделей такой же внушительный, как и у полноразмерников:

Классы реально разные, поэтому с выбором обычно проблем нет. Смотришь на какой-то из них и понимаешь: моё! Осталось определиться с размерами.

Летные испытания

Я протестировал mz-24 на целом ряде различных моделей: от маленьких самолетов до больших электромоделей. Также я решил попробовать свой новый гаджет в связке со старым глайдером Skimmer 400. Эта полутораметровая модель легко добралась до пиковой высоты, и ни разу не приблизилась к границе рабочего диапазона.

Лучшие радиоуправляемые автомобили для дрифта

Топ-2. HSP Flying Fish 1 PRO

Очень шустрый трековый болид для дрифта на скоростях до 45 км/час. Входит в повороты под характерное гоночное подвывание электромотора, но при этом требует наличия навыков управления, т.е. модель больше профессиональная, чем детская. Имеет прочное шасси с усилением из алюминиевых элементов, металлическую трансмиссию, пружины переменного шага и смещенный центр тяжести для повышения устойчивости. Машинка полноприводная, плюс подготовлена к самостоятельному тюнингу для улучшения ходовых качеств. Особых слабых мест у этой автомодели нет, разве что есть претензии к качеству покраски кузова, плюс пульт ДУ требует целых 8 батареек типа АА.

Топ-1. Himoto Drift X E18DT

Отличный вариант для тех, кто решил впервые попробовать машинки для дрифта. Обойдется недорого, но позволит в полной мере познакомиться с возможностями техники данного сегмента радиоуправляемых игрушек. Высокой скоростью не отличается, но в повороты заходит красиво. Все благодаря полноприводному шасси с заблокированными дифференциалами, мощному мотору, клиренсу в 3 мм и сликовым покрышкам с оптимальной шириной. Это же сказывается на точности руления – машина уверенно слушается команд оператора, так что управлять ей смогут как взрослые, так и дети. Для полного счастья не хватает только более емкой батареи, ибо штатная обеспечит максимум полчаса покатушек.

Лучшие радиоуправляемые машинки для детей

Топ-1. 1 TOY Драйв

Детская радиоуправляемая игрушка-автомобиль, выполненная в форм-факторе перевертыша, т.е. способная выполнять различные трюки и прыжки. Отличное развлечение для ребенка любого возраста за весьма доступную цену. Имеет полный привод, симметричный кузов, встроенный аккумулятор и звуковые эффекты, которые многие эксперты считают чрезмерно громкими, так что пригодится опция полного отключения звука. За счет своей конструкции, машина способна выполнять дрифт, преодолевать препятствия и двигаться по любым поверхностям как в квартире, так и на улице. Пульт ДУ работает на расстоянии до 50 метров, а электромотор позволяет разгонять модель до 12 км/час – оптимальное значение скорости для детей.

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Лучшие радиоуправляемые машины-внедорожники

Топ-2. TRAXXAS TRX-4 Sport Unassembled KIT

Профессиональная модель для самых придирчивых ценителей внедорожников. По сути, это комплект для самостоятельной сборки и дальнейшего тюнинга радиоуправляемой машинки для триал-трофи. В этом есть как плюсы, так и минусы. Во-первых, это лучший вариант для подгонки внедорожника под собственные запросы. Во-вторых, это потребует дополнительных затрат на докупку необходимых элементов – комплект поставляется без мотора, пульта, аккумулятора и некоторых других мелочей. Но все же в финале получится машина мечты, созданная с применением огромного числа инновационных решений, начиная с увеличенных углов въезда, продуманной геометрии рамы и заканчивая редукторными приводами колес.

Топ-1. Himoto Spatha

Himoto Spatha – идеальный вариант для внедорожных ралли, особенно по песчаным трассам. Выполненная в форм-факторе шорт-корс, машинка получила независимую подвеску особой геометрии, прочный обтекаемый корпус и мощный электродвигатель с усилием до 3 кг, передаваемым на колеса через дифференциальный привод. Все компоненты получили высокий уровень влагозащиты и адаптированы к отрицательным температурам, т.е. допускаются гонки по снегу. Впрочем, не обошлось и без недостатков: как отмечают специалисты, у машины слишком слабые колесные диски и ступицы, так что потребуется докупить усиленные аналоги или иметь под рукой запасной комплект.

Масштаб

На самом деле, масштаб машинки на радиоуправлении – штука достаточно условная. Все модели разные, некоторые из них вообще не имеют реальных прототипов, поэтому 1:10 – это 1:10 от абстрактного «среднего автомобиля». Просто способ поделить все машинки по размерам.

Категории:

  • 1:5. Самые большие модели: от 700 мм в длину, от 10 килограммов весом. На такие автомобили ставится полноценный бензиновый двигатель или мошный электродвигатель, и вести такую «малышку» – совершенно особое удовольствие;
  • 1:8. Стандарт для внедорожников, 450-600 мм в длину, вес в среднем 3.5-5 кг. В этой категории есть радиоуправляемые машинки с электродвигателями и с ДВС, хотя вторых всё-таки меньше;
  • 1:10. Самый распространённый масштаб, именно в нём выпускают большинство шоссейных машинок, багги, трагги, монстров, трофи, краулеров… Размеры близки к 1:8 (400-600 мм и 2.5-4.5 кг), модели всё ещё отлично чувствуют себя вне помещений, но, всё-таки, не такие громоздкие. Если сомневаетесь в выборе размеров, берите 1:10;
  • 1:18. Модели для помещений: 250-300 мм, 350-550 граммов. ДВС в этом классе размере не встречается, только электродвигатели. Если выбираете бюджетную машинку, то, скорее всего, найдёте её как раз в масштабе 1:18;
  • 1:24. Малютки длиной 165 мм и весом около 160 граммов. Очень требовательные к покрытию, зато их легко носить и хранить. Управляются не хуже, чем более крупные модели.

С масштабом определились? Переходим к последнему перед выбором конкретной модели пункту:

Металлический чемоданчик

Очередной отличной особенностью Graupner/SJ mz-24 является поставляемый в комплекте с передатчиком металлический чемоданчик. В нем предусмотрено много дополнительного места, которое можно использовать для размещения зарядного устройства, приемника, телеметрических устройств и кабелей.

Модуль vario

Модуль Vario Graupner/SJ используется для контроля высоты полета в режиме реального времени. Функции сенсора можно запрограммировать при помощи передатчика HoTT или смарт бокса.

Все данные отображаются на цветном ЖК-дисплее. Для себя я сделал дополнительное голосовое оповещение, которое сообщало мне максимальную высоту полета, что очень удобно.

Обновление прошивки

Для хранения данных, с mz-24 поставляется карта micro SD на 4 Гб и стандартная SD.

Система также оснащена мини портом USB для обновления системы. При помощи данного интерфейса вы можете подключить mz-24 к студии обновлений Graupner Firmware Upgrade Studio, которая устанавливается на персональный компьютер.

Процесс обновления у меня прошел без каких-либо проблем и занял совсем немного времени. Студия обновлений от Graupner легка в использовании и интуитивно понятна. Отмечу лишь, что вам может понадобиться обновить драйвер USB, который тоже входит в комплект.

Передатчик

Передатчик обладает современным внешним видом и оснащен ярким цветным сенсорным дисплеем, который находится в его нижней части. Корпус у mz-24 был черным с приятной хромовой окантовкой.

Управляющие элементы оказались самыми плавными из всех, которые я когда-либо использовал. Они установлены на легконатянутых пружинах, которые, в случае необходимости, можно отрегулировать.

Очередным большим плюсом системы стало то, что функции всех переключателей являются на 100% перепрограммируемыми и настраиваемыми пользователем. Mz-24 имеет восемь переключателей, семь из которых обладают тремя позициями в управлении. Также здесь есть два отдельных цифровых трим переключателя DT1 и DT2, и четыре поворотные ручки DV1, DV2, DV3 и DV4.

На задней части передатчика находится отсек для аккумуляторов, скрытая панель с портом для обновлений, 3.5 мм аудио разъемом, слотом для карты Micro SD и мини-USB.

Кнопка включения/выключения расположена вдали от всех переключателей. Рычаги трима являются цифровыми, и специально размещены немного вдали от самих управляющих элементов. Большой 3.5-дюймовый цветной дисплей расположен в нижней части mz-24.

Как и в случае с любым другим новым программным обеспечением, знакомство с навигацией при помощи сенсорного экрана данной системы может занять у вас какое-то время. Отметим также наличие стилуса, который крепится к задней рукоятке.

Экран оснащен дополнительной подсветкой, которая может понадобиться в условиях низкой освещенности. Настройки данной функции можно регулировать, что может положительно сказаться на длительности работы аккумуляторов.

По частоте и числу каналов передачи

Частота 27-41 МГц постепенно вытесняется даже из хоббийных аппаратов. Все из-за постоянных глюков и пересечений, если на площадке сошлись две модели с подобной аппаратурой. От этих проблем помог избавиться переход на частоту 2,4 ГГц.

Основное достоинство приемника 2,4 ГГц – устойчивость к помехам со стороны бортовой электроники самой модели. С аппаратурой, работающей на частоте 2,4 ГГц, команды передаются без задержек и искажений.

Еще моделисты любят частоту 2,4 ГГц за короткую антенну, с которой приемник легко устанавливается на модель.

Самостоятельно переделывать приемник и менять на нем частоту нет смысла. Это трудо- и финансово затратный процесс. Проще купить готовый модуль.

На рынке представлены приемники с числом каналов передачи радиосигнала от 2 до 12. При этом стоит учесть, что «начинка» электронного компонента почти всегда идентична. То есть приемники на 3 и 6 каналов, по сути, одинаковы, разница только в том, что для 3-канального приемника отсутствуют разъемы для подключения дополнительных сервомашинок.

Поддержка телеметрии

Чем больше я занимаюсь коптерами, тем больше ценю телеметрию. Это очень полезный функционал, он позволяет приемнику отправлять данные назад в аппаратуру управления, например, RSSI (уровень принимаемого сигнала), напряжение аккумулятора, потребляемый ток и т.д.

Приемник

В настоящее время, система Graupner/SJ mz-24 поставляется в комплекте с двумя приемниками, одним 6-ти канальным, и одним 12-ти канальным. Это, конечно же, акционные условия, которые вряд ли долго продлятся.

6-канальный приемник 12L HoTT
12-канальная система Graupner/SJ mz-24 2.4GHz HoTT
12-канальная система Graupner/SJ mz-24 2.4GHz HoTT

6-ти канальный приемник Graupner/SJ 2.4GHz HoTT имеет технологию телеметрии, поддерживающей двунаправленную передачу данных, которая позволяет пользователю получить информацию в режиме реального времени. Это устройство включает опцию для крепления дополнительных модулей телеметрии.

12-канальный приемник 24L HoTT
12-канальная система Graupner/SJ mz-24 2.4GHz HoTT
12-канальная система Graupner/SJ mz-24 2.4GHz HoTT

12-ти канальный приемник Graupner/SJ 2.4GHz HoTT имеет технологию телеметрии, поддерживающей двунаправленную передачу данных, которая позволяет пользователю получить информацию в режиме реального времени. Ожидается, что устройство может использовать до 75 каналов в пределах 2.4 ГГц, благодаря чему, с целью поиска лучшего сигнала оно способно перескакивать от одного канала к другому.

Приёмники

Обычно в комплекте с передатчиком идет и приёмник. Важно помнить, что передатчики работают (как правило) с приемниками только того же производителя. Например, если вы купили FrSky Taranis, то нужно будет использовать приемники FrSky, или другие приемники, совместимые с FrSky.

Привязка приемника к передатчику — очень простой процесс, делать это нужно только один раз при покупке нового приемника. Большинство аппаратур управления позволяют использовать множество приемников. Т.е. вы можете создать несколько профилей разных моделей и менять для них настройки индивидуально. Просто прочтите инструкцию к вашему приёмнику.

После того как приёмник привязан к передатчику, он будет игнорировать команды других передатчиков.

Программирование

12-канальная система Graupner/SJ mz-24 обладает возможностью программирования. На освоение mz-24 вам придется потратить немало времени, однако это того стоит, поскольку программирование при помощи сенсорного экрана значительно ускоряет навигацию в меню и другие возможности системы.

Рекомендации по выбору передатчика

Лично я предпочитаю Taranis X9D Plus и Taranis QX7.

  • Обе эти аппаратуры работают под управлением прошивки с открытым исходным кодом, OpenTX
  • Совместимы с большим количеством приемников FrSky, которые поддерживают PWM, PPM, SBUS; они доступны по цене, маленькие по размеру и весят совсем немного
  • У QX7 тумблеров меньше, чем у X9D; кроме того, меньше разрешение экрана, но это совсем не важно для коптеров. Некоторые говорят, что QX7 лучше лежит в руках чем X9D, хотя это дело личных предпочтений

Обновление (март 2023) — FrSky выпустила обновленную версию, X9D SE (Special Edition) в которой установлены стики на датчиках Холла (M9 Gimbals), корпус под карбон, новые тумблеры.

Самодельный передатчик

В 2023 году я попытался самостоятельно собрать передатчик. Но так и не протестировал его с коптерами.

Телеметрия

Телеметрия в Graupner/SJ — это основная часть системы. По факту, система HoTT полностью интегрирована в передатчик.

Приемники передают данные о напряжении и сигнале прямо на передатчик и/или на имеющийся смарт бокс. Никаких ручных настроек не требуется.

Топ-1. 1 toy драйв

Детская радиоуправляемая игрушка-автомобиль, выполненная в форм-факторе перевертыша, т.е. способная выполнять различные трюки и прыжки. Отличное развлечение для ребенка любого возраста за весьма доступную цену. Имеет полный привод, симметричный кузов, встроенный аккумулятор и звуковые эффекты, которые многие эксперты считают чрезмерно громкими, так что пригодится опция полного отключения звука. За счет своей конструкции, машина способна выполнять дрифт, преодолевать препятствия и двигаться по любым поверхностям как в квартире, так и на улице. Пульт ДУ работает на расстоянии до 50 метров, а электромотор позволяет разгонять модель до 12 км/час – оптимальное значение скорости для детей.

Топ-1. himoto drift x e18dt

Отличный вариант для тех, кто решил впервые попробовать машинки для дрифта. Обойдется недорого, но позволит в полной мере познакомиться с возможностями техники данного сегмента радиоуправляемых игрушек. Высокой скоростью не отличается, но в повороты заходит красиво. Все благодаря полноприводному шасси с заблокированными дифференциалами, мощному мотору, клиренсу в 3 мм и сликовым покрышкам с оптимальной шириной. Это же сказывается на точности руления – машина уверенно слушается команд оператора, так что управлять ей смогут как взрослые, так и дети. Для полного счастья не хватает только более емкой батареи, ибо штатная обеспечит максимум полчаса покатушек.

Топ-1. himoto spatha

Himoto Spatha – идеальный вариант для внедорожных ралли, особенно по песчаным трассам. Выполненная в форм-факторе шорт-корс, машинка получила независимую подвеску особой геометрии, прочный обтекаемый корпус и мощный электродвигатель с усилием до 3 кг, передаваемым на колеса через дифференциальный привод. Все компоненты получили высокий уровень влагозащиты и адаптированы к отрицательным температурам, т.е. допускаются гонки по снегу. Впрочем, не обошлось и без недостатков: как отмечают специалисты, у машины слишком слабые колесные диски и ступицы, так что потребуется докупить усиленные аналоги или иметь под рукой запасной комплект.

Топ-2. hsp flying fish 1 pro

Очень шустрый трековый болид для дрифта на скоростях до 45 км/час. Входит в повороты под характерное гоночное подвывание электромотора, но при этом требует наличия навыков управления, т.е. модель больше профессиональная, чем детская. Имеет прочное шасси с усилением из алюминиевых элементов, металлическую трансмиссию, пружины переменного шага и смещенный центр тяжести для повышения устойчивости. Машинка полноприводная, плюс подготовлена к самостоятельному тюнингу для улучшения ходовых качеств. Особых слабых мест у этой автомодели нет, разве что есть претензии к качеству покраски кузова, плюс пульт ДУ требует целых 8 батареек типа АА.

Топ-2. traxxas trx-4 sport unassembled kit

Профессиональная модель для самых придирчивых ценителей внедорожников. По сути, это комплект для самостоятельной сборки и дальнейшего тюнинга радиоуправляемой машинки для триал-трофи. В этом есть как плюсы, так и минусы. Во-первых, это лучший вариант для подгонки внедорожника под собственные запросы. Во-вторых, это потребует дополнительных затрат на докупку необходимых элементов – комплект поставляется без мотора, пульта, аккумулятора и некоторых других мелочей. Но все же в финале получится машина мечты, созданная с применением огромного числа инновационных решений, начиная с увеличенных углов въезда, продуманной геометрии рамы и заканчивая редукторными приводами колес.

Число каналов управления аппаратуры для авиамоделей.

В простейшем случае достаточно четырёх пропорциональных канала управления:

  1. Элероны
  2. Руль высоты РВ
  3. Газ
  4. Руль направления РН

Такие пульты подходят для управления простейшими моделями и за частую не имеют никаких настроек, кроме реверса каналов и расходов рулей.

Более продвинутые системы радиоуправления имеют от 6 до 12 каналов. На них можно настроить все что угодно, от механизма выпуска шасси и закрылков до управления поворотной видеокамерой установленной на самолёте. В арсенале присутствует много настроек, таких как:

  • Память на несколько авиамоделей
  • Миксы рулей
  • Экспаненты
  • Расходы
  • Суб-тримеры 
  • Элевоны
  • Флапероны

Покупка такой аппаратуры требует осознания того, что ваше не очень дешёвое авиамодельное хобби не закончится завтра. В любом случае до покупки следует изучить приглянувшийся аппарат и проверить наличие нужных функций с расчётом на будущее.

Шасси

Шасси – основа модели, именно от него зависит то, как именно автомобиль будет ехать и на какие условия он рассчитан. Классификация машинок по шасси выглядит так:

  • Дрифт. Ровная плоская платформа, лёгкая и прочная. Центр тяжести часто смещают кпереди (например, перенося туда двигатель), чтобы машинку было проще отправить в занос;
  • Шоссейные модели. Похожи на дрифтерские низкой посадкой и плоской геометрией, но подвеска жёстче, а вес распределён равномерно;
  • Внедорожники. Классическая «ванна» с высоким клиренсом, жёсткая и надёжная конструкция.

Шасси задаёт общие свойства модели, а для уточнения задачи используют…

Эргономика

Эргономика — вещь достаточно личная, никто не сможет сказать вам, какой передатчик будет лучше лежать именно в ваших руках. Учтите вес передатчика, расположение стиков и тумблеров, насколько крупные у вас руки, длинные или нет пальцы, всё имеет значение.

Я не думаю, что нужно очень сильно этим заморачиваться. Передатчики, описанные здесь выпускаются компаниями, которые занимаются этим годами и они знают как сделать хороший передатчик. Если вы все еще сомневаетесь, тогда сходите на какое-нибудь местное мероприятие и попробуйте аппаратуру других пилотов.

Вывод

Я был очень впечатлен возможностями системы Graupner/SJ mz-24. Она показала себя только с лучшей стороны, и у меня не было абсолютно никаких проблем ни с сигналом, ни с задержками.

Мощное программное обеспечение устройства сочетается с большим и функциональным 3.5-дюймовым ЖК-экраном. Благодаря сенсорному дисплею программирование системы оказалось совсем несложной задачей.

Обновление программного обеспечения можно выполнять при помощи специального компьютерного ПО Graupner Firmware Update Studio. Интуитивно понятный интерфейс сделает этот процесс легким и быстрым.

За последнее время мне посчастливилось “опробовать” не одну подобную систему, и с уверенностью могу сказать, что Graupner/SJ mz-24 — одна из лучших, и вы просто обязаны дать ей шанс!

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий