ВЗГЛЯД / Запад бросился вдогонку за новейшим российским БПЛА :: В мире

ВЗГЛЯД / Запад бросился вдогонку за новейшим российским БПЛА ::  В мире Лодки

Бпла mq-9а reaper

Основным разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратом имеющимся в распоряжении Командования сил специальных операций ВВС США, в данный момент является MQ-9А Reaper, принятый на вооружение в 2008 году.

БПЛА MQ-9А создан на базе MQ-1 Predator, основными отличиями от которого является турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-10 и удлинённый с 8,23 до 11,6 м фюзеляж. На «Жнеце» применено «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее верхнюю V-образность.

Размах крыла увеличился с 14,24 до 21,3 м. Максимальная взлётная масса возросла с 1050 до 4760 кг. Переход с поршневого двигателя мощностью 115 л.с. на турбовинтовой мощностью 776 л.с. позволил вдвое увеличить максимальную скорость полёта и потолок.

Масса полезной нагрузки возросла с 300 до 1700 кг. При весе пустого «Жнеца» 2223 кг его топливные баки вмещают 1800 кг авиационного керосина. В ходе разведки и патрулирования, дрон может находиться в воздухе около 30 ч. При полной боевой нагрузке продолжительность полета не превышает 14 ч.

MQ-9А с подвеской вооружения

Беспилотный «Жнец» теоретически способен нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля», в то время как его предшественник Predator вооружен только двумя ракетами с лазерным наведением. В состав вооружения размещаемого на шести точках внешней подвески входят ПТУР AGM-114 Hellfire, управляемые 227-кг бомбы GBU-12 и GBU-38.

Для распознавания целей и ведения визуального наблюдения используется оптоэлектронная система AN/AAS-52, производства Raytheon. Она включает в себя телекамеры в работающие видимом и инфракрасном диапазонах, телевизионную систему высокого разрешения способную прочитать номерной знак автомобиля с дистанции 3 км и лазерный дальномер-целеуказатель, предназначенный для наведения систем вооружения.

Смотрите про коптеры:  ⚡️Приемник ИК управляет мощной нагрузкой |

Ракеты семейства Hellfire с различными типами боевых частей главным образом предназначены для поражения точечных целей: бронетехники, автомобилей, катеров, огневых точек, живой силы находящейся открыто и в лёгких полевых укрытиях. Главным фактором, ограничивающим эффективность применения относительно лёгких управляемых ракет, является малый вес боевой части по сравнению с весом самой ракеты.

Бомбы GBU-12 Paveway II на узлах подвески под крылом MQ-9А

Бомба GBU-12 Paveway II с лазерным наведением предназначена для поражения точечных укреплённых целей и объектов инфраструктуры, транспортных узлов, различной техники, живой силы и военно-полевых сооружений.

Корректируемая авиабомба GBU-38 JDAM с инерциально-спутниковой системой наведения, обеспечивает всепогодность применения. В отличие от GBU-12 Paveway II, для неё не требуются хорошие погодные условия, отсутствие тумана, дождя и низкой облачности, препятствующих прохождению лучу лазера. Но при этом применение бомб GBU-38 осуществляется по целям, чьи координаты заранее известны.

БРЭО «Жнеца» также включает в себя многорежимный радар AN / APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, предназначенный для картографирования местности и обнаружения подвижных и стационарных целей при отсутствии визуального контакта. В 2023 году для снижения риска поражения «Жнеца» современными системами ПВО часть беспилотников оснастили ловушками-имитаторами ADM-160 MALD и MALD-J, и провели испытание системы оповещения о радиолокационном облучении AN / ALR-67.

MQ-9А с открытым отсеком БРЭО

Наземная аппаратура управления БПЛА MQ-9А совместима с оборудованием MQ-1B. Тактическая единица MQ-9А состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования, ЗИП и технического персонала.

В полёте БПЛА управляется автопилотом, его действиями с земли руководят пилот и оператор электронных систем. В большинстве случаев аппаратура расположенная на передовом аэродроме где непосредственно базируется беспилотник только контролирует взлёт и посадку, а управление действиями осуществляется с территории США по спутниковым каналам связи.

При этом время реакции на полученную команду составляет примерно 1,5 с. Основной центр управления американскими БПЛА среднего и тяжелого класса расположен на авиабазе Крич, в штате Невада. Именно отсюда осуществляется управление операциями беспилотников по всему миру.

Зачем ритейлерам дроны?

На август 2023 года Федеральное управление гражданской авиации США выдало более семисот разрешений на использование беспилотников коммерческими компаниями. Но только стартап Flirtey при сотрудничестве с НАСА может

с помощью мультикоптеров.

image
Маршрут, по которому медицинские препараты доставляют наземным транспортом из аэропорта в округе Уайз.

Amazon уже готов отправить беспилотники с покупками — осталось только разрешения от управления авиации. Компания планирует сократить время доставки товаров до получаса. Использование дронов уменьшит транспортные издержки и послужит драйвером роста продаж в сети.

Те ритейлеры, которые добьются значительного снижения издержек, повысят лояльность клиентов и увеличат долю на рынке, поскольку стоимость доставки — главная причина, по которой клиенты отказываются от заказов, уверен Купер Смит, аналитик BI Intelligence.

Насколько уменьшится стоимость доставки при сокращении времени до получаса? Доставка Amazon Prime Air обходится пользователям в один доллар.

Walmart явно хочет подстегнуть онлайн-продажи. Для компании это особенно актуально после потери двадцати миллиардов долларов за двадцать минут в середине октября. Это произошло после предупреждения инвесторов о том, что доходность по акциям Walmart в 2023 фискальном году снизится в диапазоне от 6 до 12%.

Снизив издержки и повысив за их счёт зарплаты, улучшив эффективность доставки и управления складами Walmart сможет бороться с конкурентами. Всего компания потратит два миллиарда долларов на стимулирование продаж в интернете в ближайший год. У Walmart уже есть готовая инфраструктура для работы беспилотников: у 70% жителей США этот магазин находится в радиусе восьми километров.

Пока Amazon и Google планирует доставлять товары от распределительных центров до дома клиентов, Walmart хочет с помощью дронов закидывать пакеты в машины покупателей на парковке и запускать их с баз в кузовах грузовиков — эдаких авианосцев, развозящих покупки.

Третье нововведение Walmart — мониторинг товарных потоков: беспилотники будут искать товары на складах. Ассортимент среднестатистического Walmart сейчас насчитывает сто двадцать тысяч товаров.

Сооснователь компании Kiva Systems, разрабатывающей беспилотники, говорит о стоимости доставки двухкилограммовой посылки дронов на последней миле в десять центов. Наземная доставки обойдётся от двух до восьми долларов. Исследовательская компания ARK Investment Management говорит о стоимости в один доллар.

Лёгкие беспилотные летательные аппараты командования специальных операций ввс сша

Помимо разведывательно-ударных БПЛА MQ-9А ССО ВВС США используют несколько моделей лёгких беспилотников. В августе 2004 года в Ираке впервые был использован БПЛА MQ-27A, первоначально известный как ScanEagle. Этот дрон создан компанией Insitu , являющейся «дочкой» корпорации Boeing на базе гражданского аппарата SeaScan предназначенного для обнаружения косяков рыбы в открытом море.

БПЛА MQ-27A

БПЛА MQ-27 имеет взлётную массу 22 кг и оснащён двухтактным поршневым двигателем мощностью 1,5 л.с. Максимальная скорость – 148 км/ч. Крейсерская – 90 км/ч. Потолок – 5900 м. Время нахождения в воздухе – 20 ч. Длина — 1,55–1,71 м (в зависимости от модификации).

Запуск MQ-27A осуществляется при помощи пневматической пусковой установки, SuperWedge. Для навигации используется спутниковая аппаратура NavtechGPS. Наземная станция управления способна контролировать БПЛА и получать изображение на удалении до 100 км.

В марте 2008 года специалисты Boeing совместно с представителями ImSAR и Insitu провели испытания ScanEagle с установленным на борту радиолокатором NanoSAR A. Согласно рекламным данным компании ImSAR, NanoSAR A – это самый компактный и лёгкий в мире радар синтезированной апертурой.

Он весит всего 1,8 кг и имеет объём 1,6 литра. Этот радиолокатор предназначен для обеспечения высококачественной съемки наземных объектов в режиме реального времени при неблагоприятных погодных условиях или в условиях сильного задымления и запыления.

В октябре 2023 года началась эксплуатация БПЛА MQ-27В. На этой модели установлен более мощный двигатель и несколько удлинён фюзеляж. Основной причиной повышения мощности двигателя стало использование нового бортового электрического генератора. Это произошло в связи с возросшим энергопотреблением бортовой аппаратуры.

Лётные данные по сравнению с MQ-27А не изменились, но продолжительность полёта снизилась до 16 ч. БПЛА MQ-27В оснащён новой универсальной системой наблюдения «день-ночь», улучшенной навигационной и связной аппаратурой. Также появилась возможность установки аппаратуры радиотехнической разведки и РЭБ.

В 2007 году на вооружение сил специальных операций поступил БПЛА RQ-11В Raven. Первоначально он предназначался для батальонного звена американской армии, но в последствии им начал активно пользоваться спецназ. Управление специальных операций заказало 179 комплексов с четырьмя БПЛА в каждом.

Запуск лёгкого БПЛА RQ-11 Raven

Этот беспилотник массой 1,9 кг приводится в движение толкающим двухлопастным винтом, который вращает электродвигатель Aveox 27/26/7-AV. Размах крыла – 1,5 м. Максимальная скорость полёта – около 90 км/ч. Крейсерская – 30 км/ч. Продолжительность нахождения в воздухе – до 1,5 ч.

Станция управления и БПЛА RQ-11 хранятся в защищённых контейнерах и транспортируются автомобильным транспортом. На небольшое расстояние беспилотник и контейнер с аппаратурой переносятся двумя военнослужащими.

Военнослужащий ССО ВВС США управляет БПЛА RQ-11 в Афганистане

«Ворон» может совершать полёт самостоятельно по GPS-навигации либо в ручном режиме с наземной станции управления. Одно нажатие кнопки оператором возвращает беспилотник в точку старта. Стандартная целевая нагрузка состоит из цветной дневной телекамеры, либо ночной инфракрасной камеры.

Вооруженные силы США и их союзники очень активно использовали БПЛА модификаций RQ-11А и RQ-11В в Афганистане, Ираке и Йемене. Также беспилотники этой модели были замечены в зоне боевых действий на востоке Украины. Пользователи отмечали хорошие для аппарата такого класса данные, простоту и лёгкость применения.

Впрочем, украинские военные отмечали уязвимость канала управления и передачи данных к современным средствам радиоэлектронной борьбы. В связи с этим в США на вооружение в 2023 году принята модификация RQ-11B DDL (Digital Data Link) с помехозащищённой цифровой аппаратурой связи Harris SSDL.

До этого компания-производитель AeroVironment начала поставки модификации RQ-11B Raven Rigged 3d model с вращающейся комбинированной камерой Raven Gimbal, в которой имеются дневной и ночной каналы.

Также ведутся работы по созданию модификации способной дольше находиться в воздухе. В ноябре 2023 года специалисты Исследовательской лаборатории ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо, испытали аппарат Solar Raven. На серийном RQ-11В крылья обклеили гибкими солнечными батареями и изменили схему электропитания. Благодаря этому в дневное время продолжительность полёта существенно увеличилась.

Самым миниатюрным беспилотником используемым американским спецназом на постоянной основе в Афганистане и на Ближнем Востоке является Wasp III. Этот аппарат создан по заказу Командования сил специальных операций ВВС США компанией AeroVironment и Агентством перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA) и принят на вооружение AFSOC в 2008 г. Стоимость одного беспилотника и станции управления на тот момент составляла $50 тыс.

БПЛА Wasp III

БПЛА Wasp III с электрическим двигателем имеет размах крыла 73,5 см, длину 38 см, весит 454 г и несет оптоэлектронные цветные камеры переднего и бокового обзора с цифровой стабилизацией изображения. Дальностью действия — до 5 км от наземного пункта управления.

Для управления Wasp III может использоваться комплект аппаратуры от БПЛА RQ-11B. Также существует облегчённый пульт управления, который вместе с наземной станцией переносится в одном рюкзаке. Беспилотники «Оса-3» предназначались для корректировки артиллерийско-миномётного огня, ведения разведки в ближнем тылу противника, обследования местности на предмет возможных засад и выявления замаскированных огневых точек.

Впрочем, методика применения малоразмерных БПЛА в КМП и ССО ВВС США различна. Морские пехотинцы эксплуатируют Wasp III в ротном и батальонном звене, а подразделения спецназа могут использовать его в отрядах, численность которых не превышает 10 человек.

БПЛА Wasp AE

В мае 2023 года компания AeroVironment представила улучшенную модификацию Wasp AE. Масса этого аппарата составляет 1,3 кг, и он может находиться в воздухе до 1 ч. БПЛА Wasp AE оснащён поворотной комбинированной камерой, имеющей дневной и ночной режимы.

В настоящее время беспилотники Wasp AE и Wasp III параллельно используются Силами специальных операций и Корпусом морской пехоты. Исходя из опыта боевых действий в Ираке и Афганистане был сделан вывод, что применение лёгких БПЛА, находящихся в распоряжении командиров подразделений, чьи солдаты вступают в непосредственный огневой контакт с противником, позволяет резко снизить потери в живой силе и технике, а также повысить результативность артиллерийско-миномётных ударов.

Над океаном: мир морских беспилотников

В то время как беспилотные летательные аппараты в основном используются военно-воздушными силами и в чуть меньшей степени сухопутными войсками, к ним всё пристальнее присматриваются военно-морские силы, хотя принятие их на вооружение сопровождается рядом специфических проблем.

Конечной целью морских операций является развертывание беспилотников с кораблей для ведения наблюдения в непосредственной близости или для воздушного патрулирования удаленных районов, либо самостоятельного, либо в связке с пилотируемыми аппаратами. Больше всего для подобных задач подходят БЛА самолетного и вертолетного типов, варьирующиеся от систем размером с вертолет, как например, MQ-8B/C Fire Scout от Northrop Grumman, до БЛА самолетный схемы, например, ScanEagle и RQ-21A Blackjack от Boeing/lnsitu. Хотя все вышеназванные аппараты эксплуатируются в ВМС США, идет также процесс совершенствования систем, разработанных в Европе и Израиле, которые привлекают интерес военных моряков своих и зарубежных стран.

Серьезной проблемой является интеграция БЛА в само судно, впрочем, как и задача разработки системы, приспособленной для работы в море. Как правило, для поддержки морских операций используются БЛА вертолетного типа, заимствующие соответствующую технологию у палубных вертолетов. Винтокрылые БЛА также проще интегрировать с кораблем по сравнению с их собратьями самолетной схемы, так как им с их вертикальным взлетом и посадкой требуется меньше палубного пространства. Вместе с тем, в последние годы многое было сделано с технологической точки зрения для встраивания летательных аппаратов новых типов в палубные операции.

Работа на авианосце

Одним из таких технологических трюков стала успешная посадка с помощью аэрофинишера опытного образца ударного беспилотника Х-47В Unmanned Combat Air Vehicle (UCAV) компании Northrop Grumman на палубу авианосца «Джордж Буш» класса «Нимиц» в мае 2023 года. В 2023 году последовали летные испытания, которые продемонстрировали способность Х-47В взлетать вперемешку с истребителями F/A-18C/D Hornet с палубы еще одного авианосца класса «Нимиц», Теодор Рузвельт». Последним успехом программы по Х-47В стала демонстрация в 2023 году способности беспилотника заправляться топливом от самолета-заправщика OmegaAir Boeing B707-320, после чего американский флот закрыл этот проект и перенес весь полученный опыт в программу CBARS (см. ниже). Инициатива в настоящее время завершена, а ВМС поддерживают два аппарата X-47В в летном состоянии для дальнейших исследований и испытаний.

Беспилотник Х-47В дозаправляется от топливозаправщика OmegaAir B707-320, важный этап в развитии возможностей БЛА

С этой целью флот начал реализацию программы по системе дозаправки в воздухе с базированием на авианосце, названной CBARS (Carrier-Based Aerial Refuelling System), в соответствии с которой он закупит БЛА MQ-25 Stingray. Четыре подрядчика, компании Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman, подали заявки на предоставление летательного аппарата для этой программы: Northrop Grumman с аппаратом на базе БЛА Х-47В, Boeing с аппаратом на базе БЛА Phantom Ray, Lockheed Martin со своим Sea Ghost и General Atomics с аппаратом Sea Avenger. Все четыре компании были отобраны для проведения работ по БЛА в рамках предыдущей программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike). В рамках проекта UCLASS разрабатывался малозаметный ударный БЛА, но, в конечном счете, все работы по нему были сведены в проект CBARS. Несмотря на стремление флота добиться практического результата, график работ по программе UCLASS постоянно сдвигался вправо, поскольку флот затруднялся определить, что он хочет от палубного БЛА с малой эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР). Оказалось, что снижение ЭПР не такая уж простая задача и поэтому флот переопределил задачи программы, переименовал ее в программу CBARS, в рамках которой приступил к разработке системы дозаправки с целью расширения диапазона задач, выполняемых истребителями F/A-18E/F Super Hornet на борту авианосцев. В этом году был опубликован запрос предложений на следующий этап работ, которым предусматривается окончательная доработка и подготовка производства, а также работы по снижению рисков, которые каждая из компаний должна выполнить, чтобы доработать свои заявки скорее уже под проект CBARS, а не под UCLASS. В конечном счете, MQ-25 превратится в систему наблюдения, способную работать в качестве заправщика. На беспилотнике будет установлена система дозаправки в воздухе Cobham A/A42R-1, которая установлена на истребителях семейства F/A-18 американских ВМС и Корпуса морской пехоты. По данным ВМС США, первый беспилотник MQ-25 поступит на вооружение, скорее всего, в начале 2020-х годов.

Винтокрылы

Одной из систем, успешно эксплуатирующихся в морских условиях, является БЛА вертолетного типа Camcopter S-100 компании Schiebel. Компания недавно добилась определенного успеха, продав в феврале этого года один такой комплекс для проведения испытаний в Австралии, поскольку флот этой страны имеет большое желание принять беспилотные аппараты в свой состав. Представитель компании Schiebel сообщил по этому поводу, что «Один такой комплекс S-100, который заказал австралийский флот, состоит из двух летательных аппаратов. Контракт, недавно заключенный с флотом, также включает инженерную поддержку и материально-техническое обеспечение в следующие три года». За контракт с флотом было сложно бороться, так как и другие производители также хотели продать свои системы Канберре. Среди претендентов была компания UMS Skeldar со своим винтокрылым БЛА V-200. Его отличительной особенностью является многотопливный двигатель, способный работать также на судовом дизельном топливе, что, как полагали в компании UMS Skeldar, сделает аппарат привлекательным для австралийского флота. Двигатель на дизельном топливе является важным аргументом при прочих равных, так как беспилотник может работать на том же самом топливе, что корабль и его авиационная техника, при этом дизельное топливо также безопаснее в эксплуатации, поскольку имеет более высокую температуру вспышки по сравнению с авиационными топливами. «Хорошо известно, чтобы работать на судне, данный беспилотный аппарат должен работать на дизельном топливе, – заметил директор компании UMS Skeldar Дэвид Виллемс. – S-100 не работает на дизельном топливе и это является существенным недостатком этой модели. Мы считаем, что помимо этих испытаний у нашей системы V-200 еще представится множество возможностей показать себя, поскольку она превосходно подходит для работы на надводных судах и морских платформах».

Компания UMS Skeldar добилась успеха, когда ее система V-200 была выбрана Индонезией для испытаний и оценки в преддверии возможных заказов

Еще одним рынком, на котором конкурируют эти компании, является Германия, которая уже несколько лет находится в поисках винтокрылого БЛА для интеграции с кораблями немецкого флота. Компания UMS Skeldar объединилась с фирмой ESG с целью выхода на рынок и в скором времени ожидает некоторых подвижек в рамках программы немецкого флота. «Наши связи с ESG важны на ряде уровней, не в последнюю очередь из-за того, что это основной подрядчик ряда проектов, – заметил Виллемс. – Мы работаем с ними по программе VorUMAS (новое название программы закупок вертолетных беспилотников для немецкого флота)». Он добавил, что запрос предложений по требованиям немецкого флота неизбежен. Кроме того, он сказал, что не вправе обсуждать какие-то детали, но есть ряд других возможностей, на которые рассчитывает его компания в Германии.

Между тем, представитель компании Schiebel, прогнозируя открытие тендера немецкого флота, отметил следующее: «Мы будем иметь возможность убедить немецкий флот, что наш S-100 является самым лучшим вариантом, когда речь идет о палубных аппаратах вертикального взлёта и посадки». Компания Skeldar также рассчитывает на свою долю немецкого рынка, но при этом активно работает и в других странах. В конце 2023 года была создана фирма, объединившая активы по беспилотным системам компаний Saab и UMS. Этот удачный маркетинговый ход способствовал недавнему успеху Skeldar, продавшей в феврале 2023 года свою первую систему Индонезии. Одна система V-200 была продана для проведения оценки что, как считают в компании, в конечном счете приведет к продаже Индонезии еще нескольких систем. «Платформа V-200 хорошо показывает себя в испытаниях и при выполнении патрульных задач, – добавил Виллемс. –
Возможность нести различную полезную нагрузку, сравнительно небольшой объем обслуживания и материально-технического снабжения, унифицированность станций наземного контроля и способность работать на дизельном топливе. Наш индонезийский заказчик оценил преимущества и поэтому очень положительно отзывается об этой системе».

Виллемс добавил, что интерес к БЛА повышается год от года и их бурное развитие в военном, морском и гражданском секторах означает, что потребность в беспилотной авиации как никогда большая. «Каждая из наших платформ может нести различную полезную нагрузку, то есть их можно использовать в любое время для выполнения самых разных задач. В связи с этим наши заказчики получают огромные преимущества… Кроме того, мы постоянно проводим исследования и разработки на основе будущих потребностей. В следующие два года мы осуществим значительные изменения». Компания также продвигает на рынок морских беспилотников свой вертолетный БЛА R-350 меньшего размера, который, по словам Виллема, станет первым БЛА, идеально подходящим для военно-морских сил. «Это может привести к развертыванию других платформ корабельного базирования, например, V-200. Однако, на этом этапе ничего не могу сказать о потенциальных заказчиках».

Компания General Atomics предложила модификацию своего БЛА Predator-C для программы американского флота UCLASS, которая в настоящее время трансформировалась в проект MQ-25, в рамках которого разрабатывается беспилотный заправщик

Индия также может стать крупным заказчиком компании UMS Skeldar, которая в связи с этим проводит совместную работу с местным партнером 3F-Advanced Systems по организации нескольких демонстрационных тестов в этой стране. «Мы ожидаем первые продажи в военном секторе, – заметил Виллемс. – Поэтому мы намерены начать сборку систем V-200 для индийского рынка, а затем, исходя из необходимых объемов, организовать их производство на местном предприятии». После присоединения в 2023 году к Режиму контроля за ракетными технологиями, который разрешает странам-членам экспортировать БЛА и ракетные технологии, имеющие полезную грузоподъемность более 500 кг и дальность действия 300 км, Индия открылась в качестве нового громадного рынка беспилотников различного типа. После принятия в члены организации по контролю за ракетными технологиями правительство Индии в июне 2023 года опубликовало запрос к США на одобрение покупки 22 беспилотников Guardian компании General Atomics для индийского флота (Guardian представляет собой морской вариант вездесущего семейства БЛА Predator). Компания General Atomics не комментирует эту возможную продажу Индии, при этом Конгресс США пока не одобрил сделку.

Компания General Dynamics стремится войти на рынок морских БЛА, предлагая новые возможности, например, интеграцию гидролокатора в бортовую аппаратуру Guardian, который она разрабатывает совместно с Ultra Electronics. Это, несомненно, повысит эффективность этого беспилотника при выполнении задач в морских условиях. Среди других интегрированных систем морского применения – бортовая обзорная РЛС Seaspray-7500E Х-диапазона (8,5-10,68 ГГц) от компании Leonardo и запросчики системы автоматического распознавания AIS (Automatic Identification System). Радиочастотный транспондер AIS, устанавливаемый на все суда с валовой регистровой вместимостью более 300 тонн, предоставляет информацию по идентификации, курсу и скорости судна.

Кроме того, компания участвует в разработке проекта МQ-25, который в случае реализации позволит General Dynamics впервые поставить свои системы американскому флоту, ведь ранее ее семейство БЛА Predator добилось успеха в ВВС США, варианты MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, и в армии, где уже несколько лет служит вариант MQ-1C Grey Eagle. Компания General Atomics намерена предложить для программы MQ-25 реактивный вариант беспилотника на базе Predator-C Avenger. Платформы для авианосцев является новым направлением для компании, несмотря на успешную линейку беспилотников категории MALE (medium altitude, long endurance – средневысотный с большой продолжительностью полёта), стоящих на вооружении нескольких стран НАТО.

В компании IAI заявляют об адаптации к морским операциям своего базового беспилотника Heron, включая установку специализированных радара, системы радиотехнической разведки и системы дальней связи

Израильская гениальность

Компания Israel Aerospace Industries (IAI) также разрабатывает морские варианты беспилотников семейства Heron, включая вариант, работающий на дизельном топливе, хотя ни один из них не подходит для службы на авианосце. Вариант Super Heron, впервые представленный на авиашоу в Сингапуре в 2023 году, был разработан в качестве предложения для требования Швейцарии, которое, в конечном счете выиграл конкурент Elbit Systems со своим беспилотником Hermes-900, хотя IAI до сих предлагает свою систему на рынке. «Super Heron, являясь одним из вариантов Heron, подходит для любых задач, включая морские, – сообщил руководитель направления БЛА в дивизионе IAI Malat Дэн Бичман. – Семейство Heron постоянно совершенствуется по многим аспектам … Super Heron предназначен для эксплуатантов БЛА, которым необходима система с улучшенными возможностями и дизельным двигателем. Система подойдет заказчикам из любой страны». Кроме того, Бичман заметил, что базовый вариант семейства Heron может быть легко модифицирован под установку необходимых систем и целевой нагрузки, что позволит адаптировать его под морские задачи. «Таким путем вы легко можете трансформировать любой базовый беспилотник Heron в морской Heron за счет установки соответствующих систем и аппаратуры».

Подобная полезная нагрузка может включать одну из обзорных РЛС для морского патрулирования разработки компании IAI ELTA, например, радар ELM-2023ES Х-диапазона, оптронную станцию Micro Pop от IAI Tamam плюс сенсоры радиотехнической разведки, например, EL/L-8385 от IAI ELTA. Кроме того, система спутниковой связи от IAI ELTA поможет работать на больших расстояниях свыше 1000 км, а также на малых высотах, если есть такая оперативная потребность. «Морской БЛА Heron уже многие годы эксплуатируется разными операторами, включая израильский флот, – сообщил Бичман. – Беспилотник Heron представляет собой многозадачную систему с большой продолжительностью полета, которая подходит для большого круга оперативных задач на разных высотах и дальностях, она способна работать в экстремальных погодных условиях». Компании IAI и Elbit Systems не единственные в Израиле, кто предлагает морские беспилотники. В 2023 году израильские ВМС выбрали БЛА Orbiter-2 от Aeronautics для работы с надводных судов, например, корветов класса «Sa’ar-5». По данным компании, этот аппарат, способный нести целевую нагрузку массой 1,5 кг, имеет радиус действия 100 км и продолжительность полета до 4 часов.

Компания Leonardo испытала ряд систем на борту БЛА S-100, включая радар PicoSAR, который мог бы заинтересовать австралийский флот

Ощутить проблему

Что касается способности действовать в поддержку морских задач, то крайне важны здесь не только платформы, но и сенсоры, которые они несут на своем борту. «Эта комбинация платформы и сенсора очень привлекательна для заказчиков, поскольку обеспечивает покрытие широкой зоны практически в любую погоду, – сказал представитель компании Schiebel, рассказывая о комплексном решении «сенсор/платформа». Компания Leonardo многого добилась в этой сфере, успешно протестировав системы на борту БЛА S-100 и получив весьма престижный контракт на интеграцию обзорной радиолокационной станции Osprey Х-диапазона в беспилотник МQ-8С. Как уже упоминалась ранее, Австралия купила один комплекс S-100, но сенсоры для него пока не выбраны. В 2023 году компания Leonardo демонстрировала флоту этой страны свою обзорную РЛС на борту S-100 и поэтому шансы на успех довольно велики.

Радар Osprey поставляется через правительство США для установки на беспилотник МQ-8С американского флота. «Мы сейчас исполняем контракт, поставляем по графику, и работаем со своими партнерами по программе Fire Scout с целью ее успешного выполнения, – сказал Брендан Нолан, руководитель отделения воздушно-космических систем в компании Leonardo, добавив, что флот рассматривает выдачу контракта без оговоренного объема поставки, чтобы получить больше продаж. «Наша основная цель – поставки по контракту, который мы выиграли. Конечно же, мы готовы поддержать ВМС США или компанию Northrop Grumman в любой их экспортной деятельности, но на данный момент мы сосредоточены на поставках для этой программы».

Нолан заявил, что радар Osprey «несомненно является прорывом» по сравнению с радарами предыдущих поколений с фиксированными антенными решетками. «По бортам беспилотника Fire Scout установлены две антенны, что дает покрытие 240 градусов без каких-либо движущихся частей. Таким образом, конструкция радара позволяет не устанавливать его под корпусом вертолета, как это часто бывает, что является преимуществом во время работы при сильном волнении моря», – продолжил Нолан, напомнив, что активная фазированная антенная решетка (АФАР) позволяет оператору одновременно выполнять множество задач. «Вы можете поимпульсно направлять радар с АФАР куда угодно, туда, где он может видеть физически. Например, направлять вперед для получения информации о погодных условиях, одновременно проводить картографирование целевых зон справа и одновременно высматривать воздушные угрозы слева. «Характеристики радара Osprey очень хорошо подходят для безэкипажных операций. Вы может делать многое при помощи подобной легкой системы, поэтому он идеально подходит для беспилотников», – добавил Нолан.

Достоинства очевидны

Действительно, как было отмечено в статье, американский флот добился больших успехов в развертывании БЛА для выполнения морских задач. Впрочем, остальные технологически развитые страны также прилагают большие усилия в этом направлении. Проблемы, связанные с эксплуатацией любой системы в морских условиях, не говоря уже о беспилотной, огромны, но промышленность разрабатывает ряд технологий, которые позволят повысить эффективность в этой сфере. Повышенный уровень безопасности по сравнению с пилотируемыми платформами, ведь при проведении боевых вылетов меньшее число летных экипажей подвергается риску, плюс снижение расходов, поскольку не используется ценное время пилотов – что же, достоинства использования БЛА для морских задач очевидны, и, как следствие, ряд стран медленно, но верно развертывает на своих судах всё больше беспилотных систем.

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.northropgrumman.com
www.navy.mil
schiebel.net
umsskeldar.aero
www.ga.com
www.gd.com
www.iai.co.il
www.leonardocompany.com
www.wikipedia.org
www.teinteresa.es
army-news.ru
avia-simply.ru

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий