Extra 300 ep из потолочной плитки и пеноплекса
Н. Козлов, Благовещенск, Амурская Обл
Всем привет. Сегодня решил поделиться процессом изготовления пилотаги. Этот самолет многим известен, а если вы новичок, то прошу любить и жаловать: Extra-300Lx. Быть может, кто-то найдет для себя что-то новенькое ;). Итак, приступим.
Давно уже хотел построить пилотажку, что-то есть в этих видах моделей, что-то вроде веселья. Привлекла меня эта модель своим расположением крыла, не как на стандартных самолетах линейки Extra.
Использовал для постройки данный чертеж:
Распечатав в нужном масштабе, вырезал по контуру.
Принялся за изготовление фюзеляжа.
Обвел и вырезал резаком. Самолет решил делать полностью и весь из двух слоев потолочной плитки.
Вырезал нижнюю часть от конца фюзеляжа до начала закругления ближе к носовой части. Затем сделал рейки также из двух слоев потолочки, чтобы площадь склеиваемых поверхностей была больше и конструкция была прочнее.
Склейка фюзеляжа.
После того, как конструкция немного подсохла, отрезал лишние рейки в местах закругления на носу и склеил 2 огромных куска потолочных реек, позже объясню зачем.
Отрезаем лишние 9 мм потолочки в носу, так как на их месте будет передняя носовая часть фюзеляжа из трех слоев потолочки, в сумме дающие толщину в 9 мм. (Не знаю почему, но тут мне захотелось сделать 3 слоя)
После приклеивания передней носовой части фюзеляжа принялся за оставшуюся прямоугольную дыру в месте закругления. Прошу принять глубочааааайшие извинения за телефон в кадре…(((
Приступаем к обработке и закруглению склеенных поверхностей. Теперь объясняю про те “огромные куски потолочных реек”. Чтобы самолет выглядел более копийным, мне нужно было сделать практически круглый снизу нос, по-другому мне просто в голову не приходило как это сделать, додумался до такого. После плотного склеивания свободно закругил все стыки шкуркой, в том числе придал копийную форму носа благодаря тем самым “огромным кускам”.
После чего изготовил капот (также из 2-х слоев потолочки).
После того как немного подсохло, опять же придал немного копийности с помощью шкурки. Совсем чуть-чуть.
Затем вырезал капот. Тут уж выбор каждого, насколько длинным его делать. Я сделал под корень начала фонаря.
Теперь нужно было как-то делать мотораму…Вот тут я завис. Немного подумав, вспомнил про завалявшийся ненужный луч от квадрокоптера.
Отпилил часть, куда должен крепиться мотор.
Четко 😉
Сделал две опоры из пеноплекса.
Вырезал отверстие под мотор. Примерочка…Четко. Склеиваем.
И под отсек для аккума хватило места.
Теперь решил сделать фонарь из пеноплекса (Из потолочки не получилось, так как слишком много закруглений, а я люблю все копийное)))
Вид и примерка после обработки.
Ах да, чуть не забыл про выкос двигателя.
Далее принялся за горизонтальный стабилизатор (2 слоя потолочки).
Укрепил рейками из линеек и склеил.
Вырезаем под стабилизатор место.
Затем доделал фюзеляж и привел его в порядок.
На очереди-вертикальный стабилизатор.
Также укрепляем рейками из линейки.
Поглядев на фюзеляж, решил заделать треугольные дыры между фонарем и капотом. Заплатка сделана из трех слоев потолочки.
Вернувшись к стабилизаторам, обработал их и проделал пазы в горизонтальном стабилизаторе для вертикального.
Устанавливаем их в нужном месте в нужном положении.
Ближе к стабилизаторам решил вырезать отделение под сервоприводы.
И изготовил вот такую вот подставочку.
Четко.
Проделываем отверстия для тяг.
Осточертел этот капот. Постоянно улетает. Сцепил его с фюзеляжем петлями.
Далее возвращаемся к стабилизаторам.
Колесико прикрепил к вертикальному стабилизатору с помощью проволоки от большой скрепки.
Переходим к крылу. Сделано оно также по двух слоевой “технологии”.
Закругления были произведены с помощью скалки.
Вырезал рейки из потолочной плитки для придания формы консолей крыла. Я их приклеил к нижней части консолей.
Склеиваем.
После высыхания следует обработка.
А затем укрепление с помощью реек из линеек. Рейки были вырезаны под полную длину крыла.
Далее склеил концы линеек внахлест впритык друг к другу, при этом сохраняя V-образность крыла пассивной рейкой из той же линейки.
Примерил крыло, установил кабанчики и тяги на стабилизаторы.
Возвращаемся к крылу и делаем элероны.
Обработал стыки и скрепил элероны к крылу с помощью петель.
Вклеил крыло и принялся за установку сервоприводов. Установить решил такие.
Вклеил предварительно кабанчики.
Позже выяснилось, что у носа не достаточно длинны. Поэтому пришлось колхозить еще пару слоев.
Вот теперь порядок)))
В стенке моторамы сделал отверстия под провода для мотора.
После чего встал вопрос о стойке шасси: как ее крепить? Бросилась в глаза заводская цессна уже давно без своих шасси, которая пускается с руки. Взял оттуда крепление под стойку.
Примерил.
Затем, уплотнив пеноплексом, вклеил.
После чего проделал отверстия под радиаторный отсек.
Четко 😉
Регулятор зафиксировал с помощью хомутиков.
Возвращаемся к шасси. Сделал его из некаленой 2-миллиметровой проволоки.
Стопорных гаечек не было, пришлось импровизировать с помощью самодельных шайбочек из жести, паяльника, паяльной кислоты и припоя.
Затем доделал законцовки крыла.
И тут появился некий такой “сюрпрайз”, опять, ОПЯТЬ я забыл про выход охлаждения…Мммдаа.. Пришлось закосить под глушители. xD
Далее следовала обклейка. Обклеил сначала всю “спину” из пеноплекса белой пленкой, потому как весь самолет планировалось обклеить желтым скотчем, а он, как назло, немного прозрачный. Из-за этого он бы не сочетался в цвете.
Начал обклеивать основным цветом. Почему-то, не знаю почему, всегда бросаюсь на крыло)))
Затем стабилизаторы.
А там уж и до фюзеляжа недалеко.
Хотелось добавить немного надписей и узор. Делал их из черного скотча таким образом.
Ну вот и все. Через некоторое время состоялся облет. Видео первого полета нет (боялся разбить на камеру). Но разбивать было нечего, и все же, пожалел что не снял, поскольку именно в первый полет была совершена хорошая посадка в 3-х метрах от себя. Но не зависимо от этого, на втором облете, все же удалось зафиксировать полет, однако, без красивой посадки.
Видео полета:
В будущем для выхода воздуха снизу в радиаторном отсеке будет проделано отверстие…А может и нет))) Также будут многочисленные апгрейды, например, съемные винглеты, наклейки, установка светодиодной системы и многое другое))
Технические характеристики:
1. Мотор 1000 kv (оооочень слабый. его тяга чуть больше половины веса модели. Для пилотажек это маловато. Рекомендую ставить мощнее, например, с тягой в полный вес модели).
2. Регулятор 40 А.
3. Проп 8х6.
4. Аккум 2200 mah.
5. Полный вес модели с аккумом 650 грамм.
6. Размах 900 мм.
Ну вот и все. Вроде, получилось неплохо. Спасибо всем, кто прочитал или просмотрел. Удачи на небе, земле и воде. Всем пока.
Если вам понравилась эта статья, проголосуйте за нее .
Радиоуправляемые Авиамодели
Fk 12 comet . строим копию из пеноплекса.
. Здравствуйте уважаемые моделисты.
.
Думаю многие из Вас не равнодушны к такому виду самолетов, как бипланы, мне к примеру они всегда нравились. Захотелось и мне добавить в свой “ангар” бипланчик, а еще лучше – полукопию.
.
Выбор сначала пал на Pitts. Но поразмыслив о сложностях очертаний (капот, законцовки крыльев и хвоста), решено было попробовать сделать Comet. Почему-то он показался конструктивно проще.
.
Итак Fk 12 Comet – небольшой биплан выпускаемый в Германии с 1997 года в одно и двух местной модификациях. Длина самолета 5,5 м, размах крыла 6,7 м, полетный вес 450 кг. Вот небольшое видео
для знакомства:
.
К сожалению, чертежей в интернете не нашлось, но нашлась вот такая картинка:
.
Модель решено делать с размахом 1,5 метра, максимально разборной для перевозки и хранения.
После продолжительной возни в Компасе , приступил к постройке.
.
Как обычно, для моих моделей, основа внутренний каркас из пеноплекса толщиной 8 мм.
. .
Хотите увидеть ближе жмите на фото раз и еще раз.
..
.
К каркасу приклеиваю шпангоуты, переднюю часть усиливаю тополиной рейкой 8х4мм.
..
Рейки нужны для крепления стоек центроплана верхнего крыла.
..
Строю дальше: гаргрот, сьемный лючок с кабиной. Для имитации обшивки на хвостовую часть наклеиваю рейки сечением 3х3мм.
..
.
.
Одновременно с фюзеляжем делался хвост и стабилизатор. По контуру согнул тополиную рейку 6х3мм, шпангоуты из пеноплекса 3мм. Рейка гнутся не хотела, пришлось место изгиба надрезать согнуть и склеить.
. .
.
.
.
.
В каркас хвоста вклеены две угольные трубки диаметром 3мм, они нужны для крепления хвоста и стабилизатора. Обшивка – пеноплекс 1,5мм. Руль направления и руль высоты -угольная трубка, пеноплексовые нервюры и обшивка. Петли сразу ставлю на трубку (фото петель нет, конструкцию смотрите ниже в описании элеронов).
..
Нервюры центроплана верхнего крыла сделал из фанеры 3мм. Трубки диаметром 8мм будут креплением консолей крыла. Пластины из алюминия для крепления стоек.
. .
.
Центроплан обклеен пеноплексом толшиной 4 мм, фюзеляж – 6мм, для имитации прогиба обшивки
часть фюзеляжа где приклеены рейки обклеена пеноплексом толщиной 3 мм.
.
С установкой верхнего центроплана пришлось помучится, этот узел в постройке был самым сложным, но уходить от оригинала не хотелось, да и выглядит он довольно эффектно.
.
.
Стойки – это слегка сплющенные трубки от антенны телевизора. Мелкие шурупы для крепления трубок были куплены в магазине запчастей к мобильным телефонам.
. .
Сделал растяжки для хвоста, все как на оригинале.
. .
Пора строить крылья. Сразу делаю нервюры с креплением для стоек.
.
.
Нервюры и стойки – фанера 3мм. В стойки врезал самодельные прямоугольные гайки, резьба М3.
На нервюры наклеил две накладки образующие паз для стойки и просверлил отверстие винта крепления.
. .
Стойки с двух сторон обклеел тополиным шпоном толщиной 2 мм , нервюры облегчил.
. .
Стойки готовы, они быстро и легко устанавливаются, достаточно закрутить четыре винта.
. .
Крыло состоит из трех сосновых реек и пеноплексовых нервюр.
. .
В верхнем крыле первая, четвертая и десятая нервюра из фанеры 3мм. Десятая это уже знакомая стойка, а на четвертой прикручен замок для фиксации крыла.
Замок был сделан из пластмассовой разделочной доски.
Принцип работы замка очень прост, при закручивании винта трубки из углеволокна зажимаются фиксируя косоль крыла. Нужно снять крыло – отпусти винт и консоль легко снимется с трубок.
. .
В консолях нижнего крыла есть еще одна фанерная нервюра для монтажа сервы элеронов.
. .
Крыло обклеено пеноплексом толщиной 4мм, часть крыла где имитируется провис тканевой обшивки
заклеено пеноплексом толщиной 2мм.
.
.
Теперь об элеронах. Их основа – это углепластиковая трубка, у верхних диаметром 3мм, у нижних
диаметром 4 мм. Нервюры сделаны из бальзы 1.5мм, кроме одной, которая сделана из алюминия и имеет скобу для крепления тяги. На трубки одеты кусочки стеклотекстолита выполняющие роль петель.
Нервюры на трубке зафиксированы циакрином. Алюминиевая нервюра приклеена эпоксидкой, она не должна провернутся при передаче усилий.
. .
.
.
.
Вот так элерон выглядит на крыле.
..
Хочу заметить, что большое количество нервюр в крыле и элеронах cделано для придания схожести
с обшивкой крыла оригинала. На этом снимке хорошо видна получивщаяся фактура крыла и стабилизатора.
. .
Капот сделан из пеноплекса, технология описана здесь :
http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/1537/ кому интересно смотрите..
Все детали самолета были ошкурены и обклеены тканью для придания прочности. Ошкуривание и покраску приходится делать в гараже. Да и как оказалось, стандартная квартира очень не удобна для сборки модели с размахом 1.5 метра.
..
Краска – обычная нитроэмаль, купленная в хозяйственном магазине, продается в железных банках по 0.9 литра. Надписи и цифры были покрашены с помощью трафарета. Трафарет- это рекламная пленка с выбитыми на плоттере буквами.
Замечу, что покраска заняла гораздо больше времени, чем постройка всей модели. Но думаю это того стоило.
..
Трафарет из пленки нужно снять как только подсохнет краска. При длительном использовании пленки клеевой слой может остаться на модели, возможно в этом виновата жара, термометр в гараже показывал 32 по цельсию. Если все же клей остался – смываем его уайт-спиритом.
..
.
Чуть не забыл про нижний центроплан. Описывать не буду – все видно на фото. К нему крепится стойка шасси и при этом он сам крепится винтами к мотораме, вставленной в фюзеляж.
..
.
.
Обтекатели колес сделаны из полистирола строительным феном методом выдавливания.
. .
.
.
.
.
Моторама вырезана из строительной фанеры 4мм, передняя честь, где крепится двигатель, из фанеры 6 мм. Моторама сделана вместе с отсеком для аккумулятора.
. .
Моторама сьемная и, как я уже говорил, крепится винтами в паре с нижним центропланом.
.
.
.
До покраски верхняя часть капота была сделана сьемной – для доступа к моторчику и аккумулятору.
..
.
.
При необходимости капот можно снять выкрутив винты его крепления к мотораме.
..
Для размещения электроники и проводки есть сьемный люк под кабиной.
..
.
.
Покупные пластмассовые кабанчики плохо вписывались в концепцию модели копии. Поэтому, поработав напильником, сделал самодельные из алюминия.
..
Монтируются такие кабанчики прямо на трубку .
..
Так как хвост и стабилизатор сьемные и чтобы не возится с тягами при их снятии было решено поставить сервы внутри хвоста и стабилизатора.
. .
.
.
.
Вот так выглядит привод элеронов. Кабанчик и вилочки сделаны из дюралюминия.
..
Если помните, одна нервюра в элероне была сделана из алюминия и имела скобу для крепления
тяги . Пришло время сделать эту тягу.
..
Тяга буковая рейка 6х3мм, наконечники из алюминия. Один наконечник вклеен намертво, другой
регулируемый на резьбе.
..
Собрав тягу придаю ей нужное сечение и крашу. Устанавливаю на место.
. .
.
Ну и наконец, последняя деталь – растяжки крыла.
Долго не мог решить, как сделать их рабочими, а не просто для бутафории. После нескольких часов возни с дрелью и надфилем появились вот такие натяжные наконечники.
..
Для сборки нужно в резьбовой наконечник вставить растяжку (проволка нержавейка 0.8мм) и расклепать наподобии шляпки гвоздя. Длину подобрать так чтобы при натяжке осталось несколько
свободных витков резьбы.
..
.
.
Небольшая деталь, даже не знаю как ее назвать, из пластмассы для копийности.
. .
Пару деталей из пеноплекса помогут в перевозке и хранении консолей крыла, и трубок для их крепления.
..
.
Ну и немного фото почти собранной модели.
..
.
.
.
.
.
.
.
Подведем итоги:
..
вес – 2400 без аккумулятора и регулятора (двигатель и сервы установлены)
размах – 1460мм
общая площадь крыльев – 60 кв.дециметров
площадь стабилизатора – 8 кв.дециметров
нагрузка на крыло при полетном весе 2.8кг составит – 46 гр/дцм.
.
Если не считать электронику, модель обошлась в копейку : кусок пеноплекса 50мм, кусок подкладочной ткани, три банки краски – желтая, белая, черная, ну и самое дорогое – умение и
желание сделать что-то своими руками.
.
К сожелению в полет не скоро. Модель не доукомплектована, а получить посылку сейчас в Донецк невозможно. Да и просто выйти в поле полетать опасно, город окружен злыми мужиками с автоматами…
.
Вот и все что я хотел Вам рассказать про Fk 12 Comet.
.
Есть еще у немцев самолетик который привлекает мое внимание:
..
но это уже совсем другая история.
.
.
Спасибо Всем кто читал мои статьи.
Большое спасибо Всем кто посчитал их полезными. От себя скажу что постройка копии увлекательное и захватывающее действие. Стройте и летайте, и перестаньте делать модели однодневки.
.
С уважением Рома.
.
По просьбам трудящихся прикрепляю файлик с чертежами:
для Компас 3D-V13 (Fk 12 Comet Для Паркфлаера..frw)
для любителей Auto CAD (Fk 12 Comet Для Паркфлаера.DXF)
и файлик CorelDRAW для вырезания трафаретов на плоттере (Fk 12 Comet Трафареты.cdr) .
.
Добавляю файлики с растровым изображением, для тех кто не любит чертежные программы,
картинки в натуральный размер поэтому немного тупят при загрузке (Fk-12схемаокраски.jpg)
(Fk-12основныеразмеры.jpg)(Fk-12крыло.jpg)(Fk-12фюзеляж.jpg)(Fk-12стабилизатормоторама.jpg)
(Fk-12стойкакрылакиль.jpg)(Fk-12подставкадлясборки.jpg)
.
Удачи в постройках и полетах.
§
. Здравствуйте уважаемые моделисты.
.
Думаю многие из Вас не равнодушны к такому виду самолетов, как бипланы, мне к примеру они всегда нравились. Захотелось и мне добавить в свой “ангар” бипланчик, а еще лучше – полукопию.
.
Выбор сначала пал на Pitts. Но поразмыслив о сложностях очертаний (капот, законцовки крыльев и хвоста), решено было попробовать сделать Comet. Почему-то он показался конструктивно проще.
.
Итак Fk 12 Comet – небольшой биплан выпускаемый в Германии с 1997 года в одно и двух местной модификациях. Длина самолета 5,5 м, размах крыла 6,7 м, полетный вес 450 кг. Вот небольшое видео
для знакомства:
.
К сожалению, чертежей в интернете не нашлось, но нашлась вот такая картинка:
.
Модель решено делать с размахом 1,5 метра, максимально разборной для перевозки и хранения.
После продолжительной возни в Компасе , приступил к постройке.
.
Как обычно, для моих моделей, основа внутренний каркас из пеноплекса толщиной 8 мм.
. .
Хотите увидеть ближе жмите на фото раз и еще раз.
..
.
К каркасу приклеиваю шпангоуты, переднюю часть усиливаю тополиной рейкой 8х4мм.
..
Рейки нужны для крепления стоек центроплана верхнего крыла.
..
Строю дальше: гаргрот, сьемный лючок с кабиной. Для имитации обшивки на хвостовую часть наклеиваю рейки сечением 3х3мм.
..
.
.
Одновременно с фюзеляжем делался хвост и стабилизатор. По контуру согнул тополиную рейку 6х3мм, шпангоуты из пеноплекса 3мм. Рейка гнутся не хотела, пришлось место изгиба надрезать согнуть и склеить.
. .
.
.
.
.
В каркас хвоста вклеены две угольные трубки диаметром 3мм, они нужны для крепления хвоста и стабилизатора. Обшивка – пеноплекс 1,5мм. Руль направления и руль высоты -угольная трубка, пеноплексовые нервюры и обшивка. Петли сразу ставлю на трубку (фото петель нет, конструкцию смотрите ниже в описании элеронов).
..
Нервюры центроплана верхнего крыла сделал из фанеры 3мм. Трубки диаметром 8мм будут креплением консолей крыла. Пластины из алюминия для крепления стоек.
. .
.
Центроплан обклеен пеноплексом толшиной 4 мм, фюзеляж – 6мм, для имитации прогиба обшивки
часть фюзеляжа где приклеены рейки обклеена пеноплексом толщиной 3 мм.
.
С установкой верхнего центроплана пришлось помучится, этот узел в постройке был самым сложным, но уходить от оригинала не хотелось, да и выглядит он довольно эффектно.
.
.
Стойки – это слегка сплющенные трубки от антенны телевизора. Мелкие шурупы для крепления трубок были куплены в магазине запчастей к мобильным телефонам.
. .
Сделал растяжки для хвоста, все как на оригинале.
. .
Пора строить крылья. Сразу делаю нервюры с креплением для стоек.
.
.
Нервюры и стойки – фанера 3мм. В стойки врезал самодельные прямоугольные гайки, резьба М3.
На нервюры наклеил две накладки образующие паз для стойки и просверлил отверстие винта крепления.
. .
Стойки с двух сторон обклеел тополиным шпоном толщиной 2 мм , нервюры облегчил.
. .
Стойки готовы, они быстро и легко устанавливаются, достаточно закрутить четыре винта.
. .
Крыло состоит из трех сосновых реек и пеноплексовых нервюр.
. .
В верхнем крыле первая, четвертая и десятая нервюра из фанеры 3мм. Десятая это уже знакомая стойка, а на четвертой прикручен замок для фиксации крыла.
Замок был сделан из пластмассовой разделочной доски.
Принцип работы замка очень прост, при закручивании винта трубки из углеволокна зажимаются фиксируя косоль крыла. Нужно снять крыло – отпусти винт и консоль легко снимется с трубок.
. .
В консолях нижнего крыла есть еще одна фанерная нервюра для монтажа сервы элеронов.
. .
Крыло обклеено пеноплексом толщиной 4мм, часть крыла где имитируется провис тканевой обшивки
заклеено пеноплексом толщиной 2мм.
.
.
Теперь об элеронах. Их основа – это углепластиковая трубка, у верхних диаметром 3мм, у нижних
диаметром 4 мм. Нервюры сделаны из бальзы 1.5мм, кроме одной, которая сделана из алюминия и имеет скобу для крепления тяги. На трубки одеты кусочки стеклотекстолита выполняющие роль петель.
Нервюры на трубке зафиксированы циакрином. Алюминиевая нервюра приклеена эпоксидкой, она не должна провернутся при передаче усилий.
. .
.
.
.
Вот так элерон выглядит на крыле.
..
Хочу заметить, что большое количество нервюр в крыле и элеронах cделано для придания схожести
с обшивкой крыла оригинала. На этом снимке хорошо видна получивщаяся фактура крыла и стабилизатора.
. .
Капот сделан из пеноплекса, технология описана здесь :
http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/1537/ кому интересно смотрите..
Все детали самолета были ошкурены и обклеены тканью для придания прочности. Ошкуривание и покраску приходится делать в гараже. Да и как оказалось, стандартная квартира очень не удобна для сборки модели с размахом 1.5 метра.
..
Краска – обычная нитроэмаль, купленная в хозяйственном магазине, продается в железных банках по 0.9 литра. Надписи и цифры были покрашены с помощью трафарета. Трафарет- это рекламная пленка с выбитыми на плоттере буквами.
Замечу, что покраска заняла гораздо больше времени, чем постройка всей модели. Но думаю это того стоило.
..
Трафарет из пленки нужно снять как только подсохнет краска. При длительном использовании пленки клеевой слой может остаться на модели, возможно в этом виновата жара, термометр в гараже показывал 32 по цельсию. Если все же клей остался – смываем его уайт-спиритом.
..
.
Чуть не забыл про нижний центроплан. Описывать не буду – все видно на фото. К нему крепится стойка шасси и при этом он сам крепится винтами к мотораме, вставленной в фюзеляж.
..
.
.
Обтекатели колес сделаны из полистирола строительным феном методом выдавливания.
. .
.
.
.
.
Моторама вырезана из строительной фанеры 4мм, передняя честь, где крепится двигатель, из фанеры 6 мм. Моторама сделана вместе с отсеком для аккумулятора.
. .
Моторама сьемная и, как я уже говорил, крепится винтами в паре с нижним центропланом.
.
.
.
До покраски верхняя часть капота была сделана сьемной – для доступа к моторчику и аккумулятору.
..
.
.
При необходимости капот можно снять выкрутив винты его крепления к мотораме.
..
Для размещения электроники и проводки есть сьемный люк под кабиной.
..
.
.
Покупные пластмассовые кабанчики плохо вписывались в концепцию модели копии. Поэтому, поработав напильником, сделал самодельные из алюминия.
..
Монтируются такие кабанчики прямо на трубку .
..
Так как хвост и стабилизатор сьемные и чтобы не возится с тягами при их снятии было решено поставить сервы внутри хвоста и стабилизатора.
. .
.
.
.
Вот так выглядит привод элеронов. Кабанчик и вилочки сделаны из дюралюминия.
..
Если помните, одна нервюра в элероне была сделана из алюминия и имела скобу для крепления
тяги . Пришло время сделать эту тягу.
..
Тяга буковая рейка 6х3мм, наконечники из алюминия. Один наконечник вклеен намертво, другой
регулируемый на резьбе.
..
Собрав тягу придаю ей нужное сечение и крашу. Устанавливаю на место.
. .
.
Ну и наконец, последняя деталь – растяжки крыла.
Долго не мог решить, как сделать их рабочими, а не просто для бутафории. После нескольких часов возни с дрелью и надфилем появились вот такие натяжные наконечники.
..
Для сборки нужно в резьбовой наконечник вставить растяжку (проволка нержавейка 0.8мм) и расклепать наподобии шляпки гвоздя. Длину подобрать так чтобы при натяжке осталось несколько
свободных витков резьбы.
..
.
.
Небольшая деталь, даже не знаю как ее назвать, из пластмассы для копийности.
. .
Пару деталей из пеноплекса помогут в перевозке и хранении консолей крыла, и трубок для их крепления.
..
.
Ну и немного фото почти собранной модели.
..
.
.
.
.
.
.
.
Подведем итоги:
..
вес – 2400 без аккумулятора и регулятора (двигатель и сервы установлены)
размах – 1460мм
общая площадь крыльев – 60 кв.дециметров
площадь стабилизатора – 8 кв.дециметров
нагрузка на крыло при полетном весе 2.8кг составит – 46 гр/дцм.
.
Если не считать электронику, модель обошлась в копейку : кусок пеноплекса 50мм, кусок подкладочной ткани, три банки краски – желтая, белая, черная, ну и самое дорогое – умение и
желание сделать что-то своими руками.
.
К сожелению в полет не скоро. Модель не доукомплектована, а получить посылку сейчас в Донецк невозможно. Да и просто выйти в поле полетать опасно, город окружен злыми мужиками с автоматами…
.
Вот и все что я хотел Вам рассказать про Fk 12 Comet.
.
Есть еще у немцев самолетик который привлекает мое внимание:
..
но это уже совсем другая история.
.
.
Спасибо Всем кто читал мои статьи.
Большое спасибо Всем кто посчитал их полезными. От себя скажу что постройка копии увлекательное и захватывающее действие. Стройте и летайте, и перестаньте делать модели однодневки.
.
С уважением Рома.
.
По просьбам трудящихся прикрепляю файлик с чертежами:
для Компас 3D-V13 (Fk 12 Comet Для Паркфлаера..frw)
для любителей Auto CAD (Fk 12 Comet Для Паркфлаера.DXF)
и файлик CorelDRAW для вырезания трафаретов на плоттере (Fk 12 Comet Трафареты.cdr) .
.
Добавляю файлики с растровым изображением, для тех кто не любит чертежные программы,
картинки в натуральный размер поэтому немного тупят при загрузке (Fk-12схемаокраски.jpg)
(Fk-12основныеразмеры.jpg)(Fk-12крыло.jpg)(Fk-12фюзеляж.jpg)(Fk-12стабилизатормоторама.jpg)
(Fk-12стойкакрылакиль.jpg)(Fk-12подставкадлясборки.jpg)
.
Удачи в постройках и полетах.
§
. Здравствуйте уважаемые моделисты.
.
Думаю многие из Вас не равнодушны к такому виду самолетов, как бипланы, мне к примеру они всегда нравились. Захотелось и мне добавить в свой “ангар” бипланчик, а еще лучше – полукопию.
.
Выбор сначала пал на Pitts. Но поразмыслив о сложностях очертаний (капот, законцовки крыльев и хвоста), решено было попробовать сделать Comet. Почему-то он показался конструктивно проще.
.
Итак Fk 12 Comet – небольшой биплан выпускаемый в Германии с 1997 года в одно и двух местной модификациях. Длина самолета 5,5 м, размах крыла 6,7 м, полетный вес 450 кг. Вот небольшое видео
для знакомства:
.
К сожалению, чертежей в интернете не нашлось, но нашлась вот такая картинка:
.
Модель решено делать с размахом 1,5 метра, максимально разборной для перевозки и хранения.
После продолжительной возни в Компасе , приступил к постройке.
.
Как обычно, для моих моделей, основа внутренний каркас из пеноплекса толщиной 8 мм.
. .
Хотите увидеть ближе жмите на фото раз и еще раз.
..
.
К каркасу приклеиваю шпангоуты, переднюю часть усиливаю тополиной рейкой 8х4мм.
..
Рейки нужны для крепления стоек центроплана верхнего крыла.
..
Строю дальше: гаргрот, сьемный лючок с кабиной. Для имитации обшивки на хвостовую часть наклеиваю рейки сечением 3х3мм.
..
.
.
Одновременно с фюзеляжем делался хвост и стабилизатор. По контуру согнул тополиную рейку 6х3мм, шпангоуты из пеноплекса 3мм. Рейка гнутся не хотела, пришлось место изгиба надрезать согнуть и склеить.
. .
.
.
.
.
В каркас хвоста вклеены две угольные трубки диаметром 3мм, они нужны для крепления хвоста и стабилизатора. Обшивка – пеноплекс 1,5мм. Руль направления и руль высоты -угольная трубка, пеноплексовые нервюры и обшивка. Петли сразу ставлю на трубку (фото петель нет, конструкцию смотрите ниже в описании элеронов).
..
Нервюры центроплана верхнего крыла сделал из фанеры 3мм. Трубки диаметром 8мм будут креплением консолей крыла. Пластины из алюминия для крепления стоек.
. .
.
Центроплан обклеен пеноплексом толшиной 4 мм, фюзеляж – 6мм, для имитации прогиба обшивки
часть фюзеляжа где приклеены рейки обклеена пеноплексом толщиной 3 мм.
.
С установкой верхнего центроплана пришлось помучится, этот узел в постройке был самым сложным, но уходить от оригинала не хотелось, да и выглядит он довольно эффектно.
.
.
Стойки – это слегка сплющенные трубки от антенны телевизора. Мелкие шурупы для крепления трубок были куплены в магазине запчастей к мобильным телефонам.
. .
Сделал растяжки для хвоста, все как на оригинале.
. .
Пора строить крылья. Сразу делаю нервюры с креплением для стоек.
.
.
Нервюры и стойки – фанера 3мм. В стойки врезал самодельные прямоугольные гайки, резьба М3.
На нервюры наклеил две накладки образующие паз для стойки и просверлил отверстие винта крепления.
. .
Стойки с двух сторон обклеел тополиным шпоном толщиной 2 мм , нервюры облегчил.
. .
Стойки готовы, они быстро и легко устанавливаются, достаточно закрутить четыре винта.
. .
Крыло состоит из трех сосновых реек и пеноплексовых нервюр.
. .
В верхнем крыле первая, четвертая и десятая нервюра из фанеры 3мм. Десятая это уже знакомая стойка, а на четвертой прикручен замок для фиксации крыла.
Замок был сделан из пластмассовой разделочной доски.
Принцип работы замка очень прост, при закручивании винта трубки из углеволокна зажимаются фиксируя косоль крыла. Нужно снять крыло – отпусти винт и консоль легко снимется с трубок.
. .
В консолях нижнего крыла есть еще одна фанерная нервюра для монтажа сервы элеронов.
. .
Крыло обклеено пеноплексом толщиной 4мм, часть крыла где имитируется провис тканевой обшивки
заклеено пеноплексом толщиной 2мм.
.
.
Теперь об элеронах. Их основа – это углепластиковая трубка, у верхних диаметром 3мм, у нижних
диаметром 4 мм. Нервюры сделаны из бальзы 1.5мм, кроме одной, которая сделана из алюминия и имеет скобу для крепления тяги. На трубки одеты кусочки стеклотекстолита выполняющие роль петель.
Нервюры на трубке зафиксированы циакрином. Алюминиевая нервюра приклеена эпоксидкой, она не должна провернутся при передаче усилий.
. .
.
.
.
Вот так элерон выглядит на крыле.
..
Хочу заметить, что большое количество нервюр в крыле и элеронах cделано для придания схожести
с обшивкой крыла оригинала. На этом снимке хорошо видна получивщаяся фактура крыла и стабилизатора.
. .
Капот сделан из пеноплекса, технология описана здесь :
http://www.radiocopter.ru/blogs/view_entry/1537/ кому интересно смотрите..
Все детали самолета были ошкурены и обклеены тканью для придания прочности. Ошкуривание и покраску приходится делать в гараже. Да и как оказалось, стандартная квартира очень не удобна для сборки модели с размахом 1.5 метра.
..
Краска – обычная нитроэмаль, купленная в хозяйственном магазине, продается в железных банках по 0.9 литра. Надписи и цифры были покрашены с помощью трафарета. Трафарет- это рекламная пленка с выбитыми на плоттере буквами.
Замечу, что покраска заняла гораздо больше времени, чем постройка всей модели. Но думаю это того стоило.
..
Трафарет из пленки нужно снять как только подсохнет краска. При длительном использовании пленки клеевой слой может остаться на модели, возможно в этом виновата жара, термометр в гараже показывал 32 по цельсию. Если все же клей остался – смываем его уайт-спиритом.
..
.
Чуть не забыл про нижний центроплан. Описывать не буду – все видно на фото. К нему крепится стойка шасси и при этом он сам крепится винтами к мотораме, вставленной в фюзеляж.
..
.
.
Обтекатели колес сделаны из полистирола строительным феном методом выдавливания.
. .
.
.
.
.
Моторама вырезана из строительной фанеры 4мм, передняя честь, где крепится двигатель, из фанеры 6 мм. Моторама сделана вместе с отсеком для аккумулятора.
. .
Моторама сьемная и, как я уже говорил, крепится винтами в паре с нижним центропланом.
.
.
.
До покраски верхняя часть капота была сделана сьемной – для доступа к моторчику и аккумулятору.
..
.
.
При необходимости капот можно снять выкрутив винты его крепления к мотораме.
..
Для размещения электроники и проводки есть сьемный люк под кабиной.
..
.
.
Покупные пластмассовые кабанчики плохо вписывались в концепцию модели копии. Поэтому, поработав напильником, сделал самодельные из алюминия.
..
Монтируются такие кабанчики прямо на трубку .
..
Так как хвост и стабилизатор сьемные и чтобы не возится с тягами при их снятии было решено поставить сервы внутри хвоста и стабилизатора.
. .
.
.
.
Вот так выглядит привод элеронов. Кабанчик и вилочки сделаны из дюралюминия.
..
Если помните, одна нервюра в элероне была сделана из алюминия и имела скобу для крепления
тяги . Пришло время сделать эту тягу.
..
Тяга буковая рейка 6х3мм, наконечники из алюминия. Один наконечник вклеен намертво, другой
регулируемый на резьбе.
..
Собрав тягу придаю ей нужное сечение и крашу. Устанавливаю на место.
. .
.
Ну и наконец, последняя деталь – растяжки крыла.
Долго не мог решить, как сделать их рабочими, а не просто для бутафории. После нескольких часов возни с дрелью и надфилем появились вот такие натяжные наконечники.
..
Для сборки нужно в резьбовой наконечник вставить растяжку (проволка нержавейка 0.8мм) и расклепать наподобии шляпки гвоздя. Длину подобрать так чтобы при натяжке осталось несколько
свободных витков резьбы.
..
.
.
Небольшая деталь, даже не знаю как ее назвать, из пластмассы для копийности.
. .
Пару деталей из пеноплекса помогут в перевозке и хранении консолей крыла, и трубок для их крепления.
..
.
Ну и немного фото почти собранной модели.
..
.
.
.
.
.
.
.
Подведем итоги:
..
вес – 2400 без аккумулятора и регулятора (двигатель и сервы установлены)
размах – 1460мм
общая площадь крыльев – 60 кв.дециметров
площадь стабилизатора – 8 кв.дециметров
нагрузка на крыло при полетном весе 2.8кг составит – 46 гр/дцм.
.
Если не считать электронику, модель обошлась в копейку : кусок пеноплекса 50мм, кусок подкладочной ткани, три банки краски – желтая, белая, черная, ну и самое дорогое – умение и
желание сделать что-то своими руками.
.
К сожелению в полет не скоро. Модель не доукомплектована, а получить посылку сейчас в Донецк невозможно. Да и просто выйти в поле полетать опасно, город окружен злыми мужиками с автоматами…
.
Вот и все что я хотел Вам рассказать про Fk 12 Comet.
.
Есть еще у немцев самолетик который привлекает мое внимание:
..
но это уже совсем другая история.
.
.
Спасибо Всем кто читал мои статьи.
Большое спасибо Всем кто посчитал их полезными. От себя скажу что постройка копии увлекательное и захватывающее действие. Стройте и летайте, и перестаньте делать модели однодневки.
.
С уважением Рома.
.
По просьбам трудящихся прикрепляю файлик с чертежами:
для Компас 3D-V13 (Fk 12 Comet Для Паркфлаера..frw)
для любителей Auto CAD (Fk 12 Comet Для Паркфлаера.DXF)
и файлик CorelDRAW для вырезания трафаретов на плоттере (Fk 12 Comet Трафареты.cdr) .
.
Добавляю файлики с растровым изображением, для тех кто не любит чертежные программы,
картинки в натуральный размер поэтому немного тупят при загрузке (Fk-12схемаокраски.jpg)
(Fk-12основныеразмеры.jpg)(Fk-12крыло.jpg)(Fk-12фюзеляж.jpg)(Fk-12стабилизатормоторама.jpg)
(Fk-12стойкакрылакиль.jpg)(Fk-12подставкадлясборки.jpg)
.
Удачи в постройках и полетах.
Вжик из пеноплекса
Вы можете комментировать ее там и рекомендовать друзьям (если нравится, конечно)
Габаритные размеры самолета были выбраны исходя из удобства перевозки в багажнике. Длина 600 мм, размах крыла 1132 мм.
Крыло двояковыпуклого несимметричного профиля MH60 (7,3%). Это самобалансирующийся профиль для летающих крыльев. САХ крыла 354 мм.
Винтомоторная группа состоит из двигателя Turnigy D2830-11 1000kv и пропеллера 9×4.7SF. Питание осуществляется от трехбаночного литий-полимерного аккумулятора емкостью 2200 mAh, с токоотдачей 20С. Двигатель питается через регулятор оборотов для бесколлекторных моторов с предельным током 30А. Регулятор имеет встроенный BEC на 3А. Ниже представлены результаты расчета винтомоторной группы. Расчет выполнен на сайте http://www.ecalc.ch/
Так как в демо-версии нет нужного двигателя, был выбран мотор чуть помощнее, но с тем же Kv. Расчет показал тягу в статике 642 г (с учетом срыва потока). понимая, что расчет не точен из-за некорректных исходных данных, принял решение выполнить замер тяги на весах и был слегка удивлен
Тяга в статике 780-820 грамм! Значит, срыв потока не происходит… Тем лучше. Замер тяги показал, что мотор прилично греется на полной мощности. После минуты работы обжигает пальцы. Будем делать мотораму-радиатор. Комплектную крестовину я снял и заменил ее моторамой из алюминиевой полосы 2х30 мм, согнутой на уголок
Для уточнения центровки сделал из потолочки модель в масштабе 40%. Малярным скотчем приклеил пятирублевую монету и добился устойчивого планирования.
Как потом оказалось, экстраполяция результатов эксперимента на большую модель не дала ожидаемого результата. Центровка оказалась сильно задняя. Но об этом позже
Половинки крыла вырезал из 50-мм пеноплекса по фанерному шаблону. При кажущейся простоте эта работа требует аккуратности. Остановки и рывки не допускаются, от этого остаются полосы на поверхности крыла. Слишком быстро тянуть нить тоже нельзя – она искривляется и портит профиль
Подробнее читатйе тут: http://al-xo-al.blogspot.ru/2023/04/blog-post.html
Как строил новый носитель для fpv из пеноплекса первый полёт на высоту.
Листы полистерола толщиной 5 см, поэтому при постройке фюза пришлось склеивать два лиса, что бы набрать нужную толщину.
Стабилизаторы сначала сделал из 4 мм пвх пластика, но они оказались непомерно тяжелыми.
В итоге сделал их из того же полистерола.
Модель получилась достаточно большая. Еще на стадии проектирования подумал сделать крылья съемными, так и поступил
Но денег было в обрез так, что пришлось делать лонжероны из круглого кабельканала и это было ошибкой(( Лучше бы наскреб денег хотя бы на пару удочек…
Эт первый полет. (извините за небольшой мат в конце) Неправильно расчитал ЦТ. Пришлось постоянно держать руль высоты на себя. Плюс, а точнее минус – со складным винтом не хватает тяги.
Итог первого полета: сломан елевон, сломан пан-тилт для камеры. Но в принципе нестрашно и ремонтопригодно.
После ремонта, замены винта на нескладной и поправок с ЦТ был второй полет…
Я уже показывал данный видос, но там я связывал его с катапультой.
Как подсказали умные люди, флаттер возникает в следствии недостаточной стреловидности и отсутствия крутри крыла, еще из-за недостаточной жесткости (к слову о ланжеронах из кабель канала))). Решил крылья пока не делать по новой, а попытаться доработать как посоветовали.
Закруглить конец крыла и приподнять заднюю крому за елевоном. Обтянуть скотчем, в кабель каналы был вставлен деревянный брусок, также был добавлен лонжерон из удочки. Жесткость сильно возросла.