Защита от дронов и квадрокоптеров, защита от БПЛА, системы борьбы с проникновением, противодействие, анти БЛА

Квадрокоптеры

Какие комплексы разрабатываются в россии для противодействия дронам. виды продуктов для защиты от беспилотников

Российские предприятия делают ставку на комплексы, которые помогают обнаружить вредоносные дроны, идентифицировать их и выводить из строя.

АО «Концерн «Автоматика», входящее в состав Госкорпорации Ростех, предлагает широкую линейку систем, которые позволяют эффективно обнаруживать БЛА и обеспечивать комплексную защиту от них на ближних и дальних подступах. Выпускаемые комплексы могут быть: стационарными, мобильными и переносными. Продукция Концерна «Автоматика» занимает в этом сегменте свою уникальную нишу.


Концерн «Автоматика» — это промышленная компания, поставляющая комплексные высокотехнологичные решения с высокой степенью защиты информации для бизнеса и государственного сегмента.

Предприятие разработало и выпускает комплекс в ружейном форм-факторе, очень простой в применении — «Пищаль — ПРО». Это «ружье» не требует ни особой подготовки оператора, ни специальных знаний. Увидел цель, нажал на курок — и началось радиоэлектронное воздействие: не функционируют средства связи, управления, навигации, и БЛА оказывается в состоянии «прострации». Например, беспилотные летательные аппараты самолетного типа просто падают.

«Пищаль-ПРО»


Технические характеристики:

Частотные диапазоны постановки помех

Одновременное воздействие на каналы связи, управления

и навигационного обеспечения беспилотных летательных аппаратов

Напряжение электропитания

16 В

Емкость аккумуляторной батареи

10 А/ч

Тип формируемых помех

Шумоподобная, прицельная по направлению

Продолжительность непрерывной работы (на 1 АКБ)

Не менее 1 часа

Рабочий интервал температур

От -30 до 50°С

Габаритные размеры (ШхВхД)

200x240x700 мм

Вес

Не более 4,5 кг

Дальность подавления

Не менее 2000 м, при условии прямой видимости

Еще одной разработкой Концерна «Автоматика» в области борьбы с беспилотными летательными аппаратами является система «Сапсан-Бекас».

«Сапсан-Бекас»

Это мобильный, многофункциональный комплекс противодействия беспилотным летательным аппаратам. Для противодействия им в комплексе применяются как пассивные, так и активные средства обнаружения. Это обеспечивает гарантированное обнаружение всех типов беспилотных летательных аппаратов, включая дроны, минимизирующие выход в радиоэфир.

Все средства обнаружения целей и воздействия на них объединены автоматизированным рабочим местом управления и отображения информации. Комплекс может вести круговое наблюдение или сканировать заданный сектор. Сапсан-Бекас способен обнаруживать беспилотники средствами радиотехнической разведки на дальности не менее 20 км.

И средствами активной радиолокации на дальности 10 км. В состав комплекса также входят средства оптико-электронного наблюдения беспилотников, видеокамера видимого спектра и охлаждаемый тепловизор. Дальность распознавания дронов оптическими средствами до 4 км.

Технические характеристики:

Для подсистемы РТР

Диапазон рабочих частот

Обеспечивает своевременное обнаружение в диапазоне работы средств связи и управления БЛА

Чувствительность, дБм/Гц

140

Динамический диапазон, дБ

110

Максимальное разрешение по частоте, Гц

8

Максимальная скорость сканирования, МГц/с

11000

Для подсистемы РЛС

Сектор обзора пространства:

по азимуту

по углу места

от 00 до 360 0
70 0

Разрешающая способность по дальности, м

15

Разрешающая способность по скорости, м/с

0,165

Диапазон высот цели, км

до 4

Скорость сканирования град/сек

0…20

Дальность обнаружения малоразмерной воздушной цели не менее, м:

ЭПР до 0,02 м²

ЭПР более 0,2 м² до

≥ 3600

≥10000

Для подсистемы ОЭР

Видеокамера видимого спектра распознавание воздушных целей

 

Распознавание воздушных целей, не менее, м:

БЛА типа «Фантом»

БЛА типа «Орлан» и «Мерлин»

2 200
5 500

Поля зрения

35,5⁰ ~ 1,8⁰

Вариообъектив, мм

20-420

Охлаждаемый тепловизор

 

Дальность распознавания подвижных и неподвижных ВО в темное время суток, не менее, км:

БЛА типа «Фантом»

БЛА типа «Орлан» и «Мерлин»

4
7

Поля зрения (оптическое увеличение)

35,5⁰ ~ 1,8⁰

Цифровое увеличение

Для подсистемы РЭП

Частотный диапазон

Одновременное воздействие на частотные каналы связи управления и навигационного обеспечения беспилотных, летательных аппаратов

Количество рабочих каналов

14

Энергопотенциал излучаемого сигнала, не более Вт

100

Дальность подавления, до, км

4

Продолжительность работы в деж. режиме (без излучения), час

24

Точность установки азимута, град.

3

Рабочее напряжение, В/Гц

220/50

Комплексы «Купол» и «Рубеж-Автоматика» ведут непрерывное наблюдение и создают над объектом защитный купол. Это непреодолимый барьер, способный отразить атаки не только отдельных дронов, но и роя, атакующего с различных направлений высот в радиусе не менее 3 км. Оператор может выбирать оптимальные частотные программы противодействия беспилотникам.

«Купол-ПРО»

Технические характеристики: Тактико-технические преимущества

Одновременное воздействие на частотные каналы связи, управления и навигационного обеспечения беспилотных летательных аппаратов

ЭИМ

80 Вт

В состав комплекса противодействия БЛА «Купол-ПРО» входят

  1. Антенно-фидерная система – 1 комплект
  2. Блоки генераторов шума – 1 комплект
  3. Подсистема радионаблюдения
  4. Опорные штативы

Аппаратура комплекса, размещенная на открытом воздухе, обеспечивает работу

  • в диапазоне температур от -40°С до 50°С;
  • при воздействии атмосферных выпадающих осадков (дождя) с интенсивностью 5 мм/мин;
  • при воздействии песка и пыли.

«Рубеж-Автоматика»

«Рубеж-Автоматика» – ответ Ростеха на растущую проблему терроризма с использованием БЛА и их противоправное применение. Изделие обеспечивает безопасность общественных и спортивных мероприятий, промышленных предприятий и объектов топливно-энергетической отрасли. Дальность действия изделия может достигать 30 км.

«Новейший российский комплекс борьбы с БЛА «Рубеж-Автоматика» является кране актуальным решением в связи с ростом противоправного использования БЛА», — отметил генеральный директор Концерна «Автоматика» Госкорпорации Ростех Владимир Кабанов.

«Если бы комплекс «Рубеж-Автоматика» стоял на нефтяных объектах Саудовской Аравии, то он не позволил бы нанести урон с помощью беспилотников», — добавил он. 14 сентября 2023 года были атакованы нефтяные объекты Saudi Aramco, что вызвало временное падение добычи нефти вдвое, на 5 % мировой нефтедобычи.

«Комплекс не смог бы помешать крылатым ракетам, но беспилотникам – да. Комплексы, защищавшие объекты, стоят миллиарды, наше изделие – намного дешевле и проще в эксплуатации, оно способно работать как в ручном, так и в автоматическом режиме и защищать объекты, не мешая их повседневной деятельности, игнорируя человеческий фактор.

«Такое решение позволяет оказывать воздействие на беспилотник, не влияя на другие беспроводные устройства, которые действуют на объекте — автоматические системы и датчики, радиостанции, собственные беспилотники. Старые средства могут создать помехи собственным технологическим процессам, наше изделие позволяет работать только по нарушителю», – заявил Владимир Кабанов.


Комплекс «Рубеж-Автоматика» превосходит большинство зарубежных аналогов по техническим характеристикам, простоте использования, а также по критерию «эффективность-стоимость».

Технические характеристики:

Воздействие на частотные каналы связи, управления и навигационного обеспечения БЛА

одновременное

Скорость панорамной перестройки в режиме панорамного пеленгования, при разрешающей способности 100 кГц

не менее 20 ГГц/с

Дальность обнаружения и идентификации БЛА в условиях «прямой видимости»

не менее 15 км.

Инструментальное СКО пеленгования с вероятностью 0,85

не более 3°

Дальность подавления каналов спутниковой навигации, связи и управления

до 4 км.

Количество управляемых каналов подавления

3

Напряжение электропитания

~ 220 В ± 10%, 50 Гц

Масса изделия

не более 300 кг

Аппаратура комплекса обеспечивает работу

  • На открытом воздухе
  • В диапазоне температур от — 30°С до 50°С
  • При воздействии атмосферных осадков (дождя) с интенсивностью 5 мм/мин
  • В условиях песка и пыли

Переносной комплекс обнаружения и противодействия беспилотным летательным аппаратам «Луч» может быть развернут в течение 5 минут и применен даже с неподготовленных позиций. Он обнаруживает беспилотники и создает помехи, подавляющие каналы управления и навигации в заданном секторе на дальности не менее 5 км.

«Луч»


Технические характеристики:

Рабочие диапазоны частот одновременного радиоподавления: 

  • Энергопотенциал подсистемы:
  • – не менее 150 Вт.
  • Параметры помех формируются автоматически после выбора типа подавляемого канала БЛА.
  • Помехи, формируемые подсистемой, усиливаются и излучаются одновременно не менее чем в двух диапазонах.
  • Время реакции при создании прицельной по частоте помехи – не более 100 мс.
  • Передающие антенны обеспечивают излучение помех с линейной вертикальной поляризацией.
  • Дальность противодействия не менее 6 км.

В состав комплекса входят:

  • антенно-фидерные система – 1 к-т
  • блоки генераторов шума – 1 к-т
  • подсистема радионаблюдения – 1 комп.
  • опорно-поворотное устройство подсистемы радиоподавления – 1 к-т
  •  АРМ на базе управляющей ПЭВМ типа ноутбук – 1 к-т

Аппаратура комплекса, размещенная на открытом воздухе, обеспечивает работу:

  • в диапазоне температур от -40°С до 50°С;
  • при воздействии атмосферных выпадающих осадков (дождя) с интенсивностью 5 мм/мин;
  • при воздействии песка и пыли 

Подсистема радионаблюдения «Бастион»

Транспортируемый комплекс противодействия БЛА «Бастион-Автоматика» предназначен для ведения непрерывного радионаблюдения, обнаружения сигналов беспилотных летательных аппаратов и формирования сигналов противодействия. В комплексе анализ сигнала от беспилотника осуществляется в автоматическом режиме, внедряются средства опознавания «свой-чужой», что позволяет осуществлять охрану объекта без участия операторов.


Все системы противодействия БЛА могут применяться в комплексе, создавая надежную эшелонированную оборону.

Разработки Российской Федерации обеспечивают надежную защиту от беспилотных летательных аппаратов.

Получение разрешения на полет дрона (бвс, бпла) в российской федерации.на примере калининградской области

Выражаю особую благодарность Алексею Алексеевичу Симановичу, начальнику РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за постоянную готовность помочь и предоставить необходимую информацию. Также хочется с большим удовольствием отметить высокий профессионализм, серьезное и внимательное отношение всех сотрудников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Два года назад я описывал процедуру получения разрешения на использование воздушного пространства в РФ для БПЛА. Ознакомиться данной статьей можно здесь.

Новая статья была построена на базе новейших данных и была дополнена различной полезной информацией. На мой взгляд, она будет полезна не только обычным владельцам радиоуправляемых игрушек, авиамоделей и аппаратов, но и должностным лицам, чиновникам, так как я собираюсь затронуть некоторые проблемные места в действующем законодательстве РФ, которые уже давно требуют своего решения.

Особое внимание я уделил теме фото и видеосъемки с воздуха. Мало кто подозревает, какой законодательный казус кроет в себе этот вопрос. Эта тема обсуждается в конце данной статьи.

Основная цель получения разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) для дрона, беспилотного воздушного судна (БВС) (радиоуправляемых авиамоделей), заключается в обеспечении безопасного ИВП — исключению возможности столкновения БВС между собой, с другими воздушными судами (ВС), падения их на важные объекты и просто на головы граждан.

Большинство серийно производимых дронов фирмы DJI имеют программное ограничение по высоте полета, равное 500 метров. Но это вовсе не исключает вероятности создания аварийной ситуации для гражданских и военных ВС, которые совершают взлет-посадку или полеты на высотах ниже этой отметки высоты.

Многие эксперты отмечают, что возможное столкновение пассажирского самолета с дроном гораздо опаснее, чем с птицей аналогичной массы, размера. Здесь учитывается склонность литий-полимерных батарей, которые используются в БВС, к мгновенному самовоспламенению при механическом повреждении, при горении которой, достигаются высокие температуры.

Это особенно важно в случае попадания частей БВС в поврежденный в результате столкновения фюзеляж, двигатель самолета, что может иметь серьезные последствия. Инженерные анализы на базе компьютерных расчетов показывают, что дрон с взлетной массой более 3 кг. способен нанести повреждения лопастям вентилятора ТРД самолета.

В этом смысле особенно важной является необходимость заранее исключить вероятность столкновения БВС в воздушном пространстве с различными ВС, с целью чего и оформляется разрешение на ИВП при действии которого, часть воздушного пространства выделяется одному пользователю, а другим воздушным судам запрещается нахождение в этой зоне.

Данная статья фактически представляет собой руководство пользователя по получению разрешения на ИВП в Российской Федерации для БВС. Здесь и далее по тексту используются разные термины и аббревиатуры, по сути обозначающие одно и то же – дрон, БВС (Беспилотное Воздушное Судно), БПЛА (Беспилотный Летательный Аппарат).

Основная часть статьи, фактически описывающая процесс получения разрешения на ИВП будет часто сопровождаться различными пояснениями и дополнениями, без которых невозможно изложить текст так, чтобы это было понятно читателю. Поэтому, в конце статьи, я кратко, по пунктам еще раз опишу всю необходимую процедуру получения разрешения на ИВП для двух случаев — для временного и местного режимов.

Для начала следует запомнить, что все без исключения дроны, радиоуправляемые модели и игрушки, БВС выполняют полёты:

1. При установленном для них временном или местном режиме использования воздушного пространства;
2. При наличии условий на ИВП, выданных на основании поданного пользователем плана полёта.

Существующие классы воздушного пространства никоим образом не оказывают на эти требования никакого влияния. Так же не существует никакого диапазона высот, в котором, якобы, можно летать не соблюдая эти два пункта. Для всех дронов, радиоуправляемых моделей, БВС установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок ИВП.

Для того, чтобы можно было законно воспользоваться любой радиоуправляемой авиамоделью на открытом воздухе (дроном, квадрокоптером, вертолетом, самолетом и т.д.) необходимо получение разрешения на ИВП. Подобные требования существуют уже как минимум 19 лет.

В течении нескольких лет многие СМИ упорно пытаются запутать своих читателей, осуществляя однобокую подачу информации и упорно умалчивая при этом о самых важных моментах. Речь идет о взлетной массе от 0,25 до 30 кг. включительно и более 30 кг., соответственно учете или регистрации БВС.

Фактически, многие СМИ занимались распространением бесполезной информации исходя из того, что акценты были сделаны вовсе не там где нужно.

Однако, на свои места всё ставит ст. 33 Воздушного Кодекса РФ, определяющая какие БВС подлежат регистрации, а какие учёту. В настоящее время не существует каких-либо правовых последствий за отсутствие у граждан учета/регистрации БВС. Государственная регистрация – попадание БВС в реестр гражданских воздушных судов, а разработкой системы учета все еще занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» планируется определить единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС. Государственная база данных о БВС будет вестись оператором учета в электронном виде.

За полет без разрешения на ИВП предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП (для физлиц штраф до 5 000 руб., до 50 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для юрлиц) и именно об этом следует беспокоиться всем владельцам радиоуправляемых авиамоделей, дронов, а не об отсутствии учета или регистрации БВС.

В качестве примера, будет рассмотрен мой случай получения разрешения на ИВП для личного БВС с целью осуществления высотных полетов (на высоту до 5 000 метров) возле города Калининград, в Калининградской области. На самом деле, независимо от высоты полетов БВС процедура оформления разрешения на полеты остается одинаковой. Есть небольшая разница при установлении временного и местного режима, но она несущественна. Об этом будет указано ниже.

Итак, вы планируете запускать свой дрон, БВС в каком-либо месте. Для начала, следует убедиться, что место планируемого взлета-полета-посадки БВС находится вне запретных зон и зон ограничения полетов. Для этого можно открыть сайт, который отображает актуальное состояние воздушного пространства РФ, аэродромы и зоны.

Нажатием первой слева кнопкой вверху, следует включить отображение запретных зон и зон ограничений полетов (вкладка «ЗОНЫ»). Выбрав нужную зону, можно увидеть в чьих интересах она была установлена и дополнительные сведения о ней, которые находятся в вкладках.

Наличие подобных зон можно увидеть и на специальной карте:

Имеется еще один вариант просмотра различных зон и другой информации, относящейся к воздушному пространству РФ, в том числе НОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации.

Сервис предоставляется межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан-владельцев воздушных судов AOPA.

В удобной форме можно видеть:

Границы зональных центров;
Границы районных центров;
Границы местных диспетчерских пунктов;
Границы аэропортов, аэродромов;
Границы районов аэроузлов;
Запретные зоны;
Опасные зоны (возможные артиллерийские стрельбы, падение частей ракет);
Зоны ограничения полетов, с указанием времени ограничения;
NOTAM (серия, тип, текст);
Воздушные трассы (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
Местные воздушные линии (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
База аэродромов (индекс, принадлежность, размеры и курсы ВПП, частоты радиосвязи).

Для просмотра всей этой информации, необходимо установить программу Google Earth. Далее, при запущенной программе следует запустить на исполнение файл ivprf.kmz (ссылка на файл в конце статьи). После этого в программе Google Earth слева появятся метки, относящиеся к воздушному пространству Российской Федерации (ВП РФ).

Если вы планируете совершать полеты БВС в пределах населенных пунктов, вам следует заранее получить разрешение от органа местного самоуправления на полеты БВС в данном городе, поселке и т.д. К сожалению, далеко не все должностные лица органов местного самоуправления знают о подобном требовании текущего законодательства и часто направляют незаконный отказ лицу, запросившему подобное разрешение, мотивируя это тем, что орган местного самоуправления «не занимается выдачей разрешений на полеты БВС».

пункт 49 «Постановление Правительства РФ от 11.03.2023 N 138 „Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“, который гласит „49. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.“

В моем случае полет совершается по двум точкам — западнее и севернее города Калининград, сразу за Большой Окружной дорогой, за пределами населенных пунктов, а значит разрешение от органа местного самоуправления не требуется. Я определился с географическими координатами каждой точки:

Для начала необходимо согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39. Внимание! В различных регионах действуют свои Районные и Зональные Центры и для того, чтобы определить к какому РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД вы относитесь, откройте карту с отображением структуры центров ЕС ОрВД.

В процессе согласования мне было сообщено, что для осуществления полетов БВС в заданных точках и в диапазоне заданной высоты, мне необходимо установление временного режима, а также согласование полетов с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», так как точки, где я собираюсь запускать свой дрон входят в район ответственности этого аэродрома (в этом смысле полезно иметь специальную карту, где указаны все эти зоны).

«При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.»

В пункте 137 ФП ИВП РФ указано:

Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:
е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.

Что касается местного режима:

Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности: г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.

В пункте 139 говорится:

«Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается.»

Так как мои точки полетов находятся в районе аэродрома Калининград «Храброво», открытого для выполнения международных полётов, то соответственно устанавливается временный режим.

Вам необязательно знать заранее, какой тип режима будет установлен — это вам сообщат в РЦ ЕС ОрВД на начальном этапе согласования полетов БВС. Однако, так как от этого зависят сроки подачи представления, то желательно разбираться и в этом вопросе.

Далее, так как мне было указано на необходимость согласовать свои полеты с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», я позвонил старшему штурману военного аэродрома и сообщил о своих намерениях произвести полеты в указанных точках, с указанием всех данных, сообщенных мною в РЦ ЕС ОрВД.

Мне было сообщено, что скорее всего в планируемые мною дни и время полеты авиации производиться не будут и я могу указать эти дни в подаваемых документах (представлении). Так как безопасность и обороноспособность страны являются высшим приоритетом, то естественно, что полеты БВС не должны создавать помех этим задачам.

Кстати говоря, если боевая тревога будет объявлена уже после того, как БВС был поднят в воздух, то владелец этого дрона будет обязан произвести посадку в кратчайшие сроки и уведомить об этом факте РЦ ЕС ОрВД. Естественно, что внешний пилот этого БВС будет обязан быть постоянно доступным для связи, например по мобильному телефону.

«При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал «Ковер», означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.»

Итак, полеты были предварительно согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск» и с РЦ ЕС ОрВД ( это в свою очередь означает согласование полетов с гражданским аэропортом «Храброво»).

Теперь необходимо составить Представление на установление временного режима (ВР). При составлении этого документа следует учитывать, что Представление на установление временного режима подается в Главный центр Единой системы (г. Москва) не менее чем за 5 суток до необходимого времени введения в действие режима, а Представление на установление местного режима в зональный центр Единой системы соответствующего города (для Калининградской области это Санкт-Петербург) не менее чем за 3 суток до необходимого времени введения в действие режима.

Существует Инструкция по по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений (приказ Минтранса России № 171). Этот документ определяет порядок и правила подачи Представлений, а так же, объём той информации, которая должна содержаться в нём.

Вот общие требования:

«Ст. 6 Разработка временного режима главным центром Единой системы или местного режима зональным и региональным центрами Единой системы начинается с получения представления от пользователя воздушного пространства, которое содержит следующую информацию:

а) дата проведения мероприятия (не более трех основных и трех резервных дней) и вид деятельности;

б) при установлении временного или местного режимов для района проведения мероприятия:
— границы района, обозначаемые в системе географических координат (градусы, минуты, секунды), и диапазон используемых высот (метры);
— время начала и окончания мероприятия (всемирное координированное время);
— предлагаемые эшелоны для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения и в районах гражданских аэродромов, находящихся в границах района проведения мероприятия;
— предлагаемые ограничения в районах гражданских аэродромов (в случае, если деятельность по использованию воздушного пространства осуществляется в районе гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов);
— резервный эшелон для обеспечения безопасности полетов в особых случаях при проведении мероприятия;

в) при установлении временного или местного режимов для обеспечения полетов воздушных судов по маршруту (маршрутам):
— маршрут полета (маршруты полетов) воздушных судов шириной, установленной пунктом 28 Федеральных правил, с указанием пунктов маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды) для каждого из его участков, которые по своей длине эквивалентны участкам с полетным временем не более 25 минут;
— необходимый эшелон (диапазон эшелонов) для маршрута полета воздушных судов;
— рубежи набора высоты и снижения на маршруте полета;
— количество и типы воздушных судов;
— количество групп воздушных судов, дистанции и интервалы между группами воздушных судов;
— дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов;
— время пролета (всемирное координированное время) воздушным судном каждого пункта маршрута, при выполнении групповых полетов — время пролета каждого пункта маршрута воздушным судном, следующим первым из группы;
— участки маршрута полета воздушных судов с выключенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания;
— участки маршрута полета воздушных судов, на которых планируется создание помех средствам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, виды помех, типы средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, подверженных воздействию помех;
— время входа и выхода воздушных судов в воздушное пространство района гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов;

г) разрешения на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения, полученные в соответствии с Федеральными правилами;

д) данные о воздушных судах и аэродромах (вертодромах, посадочных площадках), с (на) которых разрешается их взлет (посадка) при проведении мероприятия;

е) порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) воздушных судов, участвующих в мероприятии, с указанием географического месторасположения пунктов управления, частот воздушной радиосвязи и порядка установления связи с ними;

ж) фамилия, имя, отчество, должность руководителя мероприятия и способ связи с ним;

з) фамилия, инициалы, должность лица, разработавшего представление на установление режима, и способ связи с ним.
Информация, указанная в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта Инструкции, должна учитывать максимальные отклонения материальных объектов от расчетной траектории движения с учетом правил эшелонирования, установленных Федеральными правилами.»

В тексте Представления указываем то что имеем мы — тип БВС, его название (модель, производитель), взлетную массу.

Далее, указываем дни, в которые планируется осуществлять полеты. Всего может быть указано не более трех основных и трех резервных дней (полезно на тот случай, если полеты могут сорваться в силу не зависящих от вас обстоятельств).

Затем указываем границы районов полетов: я всегда указываю радиусы полетов с учетом максимальных отклонений от расчетной траектории полета, это наиболее оптимальный вариант для меня, однако границы районов полетов могут описываться не только радиусами: например автономный полет БВС на большую протяженность и в этом случае описание границ должно включать не менее трех точек.

Полеты БВС могут также осуществляться и по маршруту и в этом случае следует указывать точки маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды). В случае описании зоны полетов в виде окружности указываются координаты центра каждой точки (градусы, минуты, секунды).

Далее следует указать абсолютную высоту — диапазон высот полета БВС. Здесь нам необходимо вычислить значение AMSL — Above Mean Sea Level – над средним уровнем моря. Для этого можно воспользоваться онлайн картами высот. Нам необходимо визуально выбрать центр каждой точки полета и записать значение.

В моем случае, уровень земной поверхности находится выше среднего уровня моря на 30 метров и запись в формате AMSL будет равна 30 — 5030 метров. Если уровень земной поверхности совпадает со средним уровнем моря, то диапазон высот будет равен от 0 до 5000 метров.

Затем указываем время полетов в стандарте UTC — всемирное координированное время. Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение UTC. Определить свое время можно просто набрав в поиске браузера «UTC время».

В ходе разговоров с диспетчерами ЕС ОрВД, вы вероятно не раз услышите слово «Гринвич». Стандарт UTC пришел на смену Гринвичу(GMT). В повседневной жизни, когда дробная часть секунд не важна, среднее время по Гринвичу (GMT) может рассматриваться как эквивалент UTC. Исходя из этого вы можете сказать например «Двадцать часов по Гринвичу» — вас сразу поймут.

В случае, если полеты проводятся в пределах запретных зон или зон ограничений полетов, следует указать разрешения, полученные в соответствии с Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Если же полеты проводятся вне таких зон, как в моем случае, то указываем это.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Затем указываем воздушные суда, на которые режим не распространяется: пилотируемый БВС, а также воздушные суда, вылетающие/прилетающие с/на аэродромы совместного базирования в зоне действия которых вводится временный режим для полета БВС.

Далее указывается информация, относящаяся к порядку управления полётами БВС, участвующих в мероприятии: указывается ФИО внешнего пилота БВС и его номер мобильного телефона для оперативной связи, ФИО руководителя мероприятия, ФИО разработавшего представление, цель полетов, контактные телефоны и ФИО должностных лиц, с разрешения которых будет осуществляться взлет, полет, посадка БВС.

Так как предстоящие полеты уже были в устном виде согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», то следует указать и это.

Во второй части представления указываем карту-схему полетов. Данные схемы отображают радиусы, маршруты планируемых полетов БВС прямо на картах Google, Yandex. Для составления таких карт-схем удобно пользоваться Yandex.Карты или Google Планета Земля.

Я обычно открываю Yandex.Карты, по координатам из представления на установление ВР нахожу центральную точку и с помощью инструмента «Линейка» выстраиваю прямую, в данном случае длиной 600 метров, так как запрашиваемый радиус равен 300 метров. Затем, сохраняю снимок экрана и в Paint рисую окружность на построенной прямой таким образом, что точка географических координат находилась в центре нарисованной окружности. Полученные графические файлы сохраняются и вставляются в файл представления на установление временного режима.

Смотрите про коптеры:  Обучение на курсах квадрокоптеров в Москве
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий