Что нужно знать при выборе аккумулятора PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме

Что нужно знать при выборе аккумулятора PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме Квадрокоптеры
Содержание
  1. Что нужно знать про литий-полимерные аккумуляторы?
  2. Что делать с переразряженными аккумуляторами?
  3. Acehe formula 4s 95c
  4. Demonrc fusion 4s 66c
  5. Lipo safe bag (огнестойкие пакеты для литиевых аккумуляторов)
  6. Tattu r-line 4s 95c
  7. Turnigy graphene 4s 65c lipo batteries
  8. Базовые характеристики аккумулятора
  9. Балансировочный разъем
  10. Безопасность
  11. Внутреннее сопротивление
  12. Выбор зарядного устройства для lipo аккумулятора
  13. Емкость литий-полимерного аккумулятора
  14. Заряжаем аккумуляторы 1s
  15. Зачем балансировать?
  16. Как заряжать lipo аккумуляторы
  17. Как утилизировать?
  18. Как хранить литиевые аккумуляторы?
  19. Напряжение и количество ячеек (s)
  20. Обкатка литиевых аккумуляторов
  21. Прочие термины, относящиеся к литиевым аккумуляторам
  22. Путешествуем с lipo
  23. Размеры
  24. Разъемы
  25. Разъемы аккумуляторов 2s-6s
  26. Советы по использованию lipo аккумуляторов
  27. Тип силового разъема
  28. Токоотдача, c-рейтинг
  29. Утилизация литиевых аккумуляторов
  30. Подведем итоги
  31. Infinity graphene 4s 70c

Что нужно знать про литий-полимерные аккумуляторы?

Литий-полимерные аккумуляторы часто обозначаются как LiPo, у них высокая плотность хранения энергии, очень большие разрядные токи и небольшой вес, все это делает их отличными кандидатами для использования в радиоуправляемых моделях.

Прочитав эту статью до конца, вы разберетесь в основных характеристиках этих аккумуляторов.

Что делать с переразряженными аккумуляторами?

Частенько зарядники отказываются заряжать переразряженные аккумуляторы. Мой совет — выкинуть такие аккумуляторы. Однако есть несколько способов попытаться оживить их (англ), но их использование — на ваш страх и риск.

Acehe formula 4s 95c

Качественный и отличный аккумулятор, который подтвердил свои показатели.

Demonrc fusion 4s 66c

Один из лучших аккумуляторов, который мы тестировали, также в ходе тестирования выяснилось, что этот аккумулятор лучше всех переносит низкие температуры и, соответственно, работает лучше подобных аккумуляторов в холодное время года. Одно НО, эти аккумуляторы продаются только в Европе.

Lipo safe bag (огнестойкие пакеты для литиевых аккумуляторов)

Lipo safe bags — нужны всем! Их можно использовать как для хранения, так и для заряда аккумуляторов. Они специально разработаны для того, чтобы сдержать огонь при воспламенении аккумулятора.

Tattu r-line 4s 95c

Tattu это качественный и известный производитель, также они утверждают, что у этого аккумулятора превосходный рейтинг, который равен 95С (подробнее о рейтинге читайте в статье по ссылке выше), но многие сомневаются реальности такой цифры. Между тем, этот аккумулятор стоит почти в 2 раза дороже, чем аккумулятор Infinity.

Купить на Banggood:

1300mAh — Banggood — 2116р (цена может быть другая, написана по текущему курсу)

1550mAh — Banggood — 2352р (цена может быть другая, написана по текущему курсу)

Turnigy graphene 4s 65c lipo batteries

Этот аккумулятор появился у меня в феврале 2022 года. Много раз испытывался и эксплуатируется по сей день. Аккумулятор хороший, хорошо держит напряжение при больших нагрузках. Еще он довольно тяжелый.

Базовые характеристики аккумулятора

На каждом аккумуляторе всегда указаны его основные параметры, нужно уметь их “читать”:

Помните, что от правильности выбора аккумулятора будут зависеть не только характеристики модели, но и состояние электроники, ведь при неправильном подборе, в лучшем случае, модель просто не поедет, а в худшем – может сгореть электроника и выйти из строя сам аккумулятор.

Если у Вас возникают сомнения при выборе, обратитесь к инструкции производителя, там указана вся необходимая информация. А если же инструкции нет, Вы можете смело обращаться к нам! Менеджеры компании Хобби Центр помогут подобрать именно тот аккумулятор, который нужен Вам.

Балансировочный разъем

Этот разъем используется для балансировки аккумулятора при заряде, т.е. для того чтобы убедиться, что все банки заряжены одинаково.

Количество проводов зависит от числа банок, 3 провода у аккумулятора 2S, при увеличении числа банок, количество проводов также увеличивается.

Безопасность

Неправильная эксплуатация литиевых аккумуляторов может привести к пожару. Пожалуйста внимательно прочтите эти правила прежде чем начинать использовать Lipo.

  • Хватайте аккумулятор не за провода, а за сами банки, иначе можно выдрать провода в месте пайки (особенно легко вырвать провода к балансирному разъему, и ими же закоротить банки, прим. перев)
  • Заряжайте в безопасном месте. Очень важно найти огнестойкое место для заряда аккумуляторов. Неплохой вариант — использование специальных огнестойких пакетов (так называемые Lipo-safe bag). Лично я использую Ammobox
  • Не заряжайте аккумуляторы сразу после использования, дайте им время остыть
  • Рекомендуется заряжать током 1С или даже меньшим
  • Не оставляйте заряжающийся аккумулятор без присмотра, периодически проверяйте не начал ли аккум нагреваться или вздуваться, если начал — прекращайте заряд
  • Никогда не используйте и не заряжайте поврежденные аккумуляторы
  • Проверяйте параметры заряда — число ячеек (банок)
  • Не перезаряжайте аккумуляторы, обычно об этом заботится зарядник, но не плохо иногда проверять напряжение вольтметром
  • Не оставляйте аккумуляторы на солнце
Смотрите про коптеры:  Квадрокоптеры Walkera - Заказать -

Параллельная зарядка — это не самый безопасный способ заряда Lipo аккумуляторов, но, вероятно, самый быстрый для хоббийщиков. Этот способ позволяет заряжать сразу несколько аккумуляторов, вместо последовательного заряда по одному. Однако все это вы делаете на свой страх и риск.

Подробнее читайте в отдельной статье (англ).

Внутреннее сопротивление

У всех аккумуляторов имеется внутреннее сопротивление, и у разных ячеек одного аккумулятора оно может отличаться. Чем ниже внутреннее сопротивление, тем лучше (позволяет выдать больший максимальный ток).

На этикетке обычно не указывают внутреннее сопротивление, потому что оно может меняться со временем. Его можно измерить специальными инструментами, некоторые зарядники Lipo аккумуляторов тоже умеют это делать.

Подробнее про внутреннее сопротивление можно узнать из статьи про C-рейтинг (англ).

Выбор зарядного устройства для lipo аккумулятора

Существует несколько критериев выбора зарядного устройства, вот статья на английском. В ней описываются параметры устройств, и показывается как выбрать подходящий ток заряда.

Емкость литий-полимерного аккумулятора

Емкость измеряется в мА*ч (миллиампер в час). «мА*ч» по сути означает каким током нужно разряжать аккумулятор, чтобы он разрядился за 1 час.

Например, имеется аккумулятор 1300 мА*ч, потребуется ток 1,3 А чтобы разрядить его за 1 час. Если ток будет удвоен (т.е. 2,6 А), тогда время разряда сократится вдвое (1,3 / 2,6 = 0,5). Если разряжать током 39А, то аккумулятор разрядится за 2 минуты (1,3 / 39 = 1 / 30 часа или 2 минуты).

Увеличение емкости аккумулятора позволит увеличить полетное время, но вес и размер аккумулятора тоже увеличится. Нужно искать компромисс между емкостью и весом, которые влияют на полетное время и управляемость коптера.

Увеличение емкости также позволит увеличить разрядный ток, подробнее читайте ниже.

Заряжаем аккумуляторы 1s

Заряд 1S аккумуляторов немного отличается от заряда больших аккумов. Вы скорее всего заряжаете несколько аккумуляторов 1S параллельно, используя плату для параллельной зарядки. Но я нашел хороший и более быстрый способ зарядки — самодельный кабель для сборки нескольких 1S аккумуляторов последовательно, для получения одного аккумулятора 3S, 4S или даже 6S.

Более подробно про такой кабель читайте на форуме (англ).

Зачем балансировать?

Все банки в аккумуляторе немного отличаются друг от друга. После разряда, вы скорее всего заметите, что у них немного разное напряжение.

Если мы будем заряжать разбалансированный аккумулятор напрямую, без контроля напряжения каждой банки, то некоторый из них в конце заряда будут иметь напряжение ниже 4,2 В (не полный заряд), но, что еще хуже — другие могут иметь напряжение БОЛЬШЕ 4,2 В.

Большинство современных зарядных устройств позволяют заряжать с балансировкой, и автоматически следят за перенапряжением.

Как заряжать lipo аккумуляторы

Виды заряда

  • Заряд с балансировкой (Balance charge). Зарядник оценивает напряжение каждой банки и может заряжать их по отдельности так, чтобы итоговое напряжение было у всех одинаковым. Это рекомендуемый и самый безопасный режим заряда литиевых аккумуляторов.
  • Быстрый заряд (Direct или Fast Charge) — заряд производится через основные силовые клеммы аккумулятора, зарядное устройство не следит за напряжением на банках. Обычно такой заряд идет быстрее, но в результате можно получить разное напряжение на банках, а итоговый заряд не достигнет 100%.
  • Режим хранения (Storage charge) — зарядник доводит напряжение на каждой банке до напряжения при котором можно долго хранить аккумулятор, это примерно 3,8-3,85 Вольт на банку.
  • Разряд (Discharge) — полный разряд аккумулятора (обычные зарядники разряжают значительно дольше, чем заряжают).
Смотрите про коптеры:  Купить квадрокоптер в Москве в интернет-магазине Copterdrone

Как утилизировать?

Старые и поврежденные аккумуляторы нужно правильно утилизировать. Более подробно читайте в статье про утилизацию. Подчеркну: никогда не прокалывайте аккумуляторы! Это вызывает огонь!

Как хранить литиевые аккумуляторы?

Если вы планируете довольно долго не использовать аккумуляторы (неделю или больше), то нужно:

  • перевести их в режим хранения, напряжение 3,8-3,85В на банку
  • убрать их в специальный защитный пакет
  • хранить при комнатной температуре

При напряжении 3,8-3,85 Вольт, емкость аккумулятора примерно составляет 40-50%, и это наиболее стабильное состояние аккумулятора. Вот почему все новые аккумуляторы приходят наполовину заряженными.

Долгое хранение полностью заряженных аккумуляторов не только не безопасно, но еще и ведет к их деградации. Если вы летаете каждые несколько дней, то это не проблема.

Напряжение и количество ячеек (s)

Lipo аккумуляторы, используемые в моделизме собраны из отдельных ячеек (или банок), соединенных последовательно (от английского serial — S). Каждая банка имеет номинальное напряжение 3.7 Вольта. Следовательно, говоря про напряжение аккумулятора, часто ссылаются на количество банок из которых он состоит («S«).

1S = 1 банка = 3.7 В
2S = 2 банки = 7.4 В
3S = 3 банки = 11.1 В
4S = 4 банки = 14.8 В
5S = 5 банок = 18.5 В
6S = 6 банок = 22.2 В

Например, аккумулятор с напряжением 14.8 В, мы можем назвать, четырех баночным или «4S».

Напряжение напрямую влияет на обороты бесколлекторных двигателей, следовательно, для увеличения скорости квадрокоптера вы можете использовать аккумулятор с бОльшим числом банок, если конечно мотор и регулятор оборотов (да и другая электроника) выдержат повышенное напряжение (вот тут можно почитать про использование 3S и 4S аккумуляторов на коптерах, англ).

Но аккумулятор с бОльшим числом банок, но той же емкости будет тяжелее, т.к. банок просто больше. Чтобы получить аккумулятор 4S 1000мА*ч, вы можете просто соединить последовательно два аккумулятора 2S 1000мА*ч или один 3S 1000 мА*ч и один 1S 1000 мА*ч.

Номинальное напряжение литиевых аккумуляторов — 3.7 В. Однако это не то напряжение, которое выдает аккумулятор будучи полностью заряженным или полностью разряженным. Это число используется производителями и находится примерно посередине рабочего и безопасного диапазона напряжений, так что в этом есть какой-то смысл.

Lipo разработаны для безопасной работы в диапазоне напряжений от 3 В до 4.2 В. Разряд ниже 3 В может вызвать необратимые изменения, потерю емкости или даже повредить аккумулятор. Перезаряд выше 4.2 В опасен и, как правило, приводит к возгоранию аккумулятора.

Однако есть смысл прекращать разряд аккумулятора при напряжении 3,5 В, с целью увеличения срока его службы. Например, для 3S макс. напряжение будет 12,6 В, а приземляться стоит при падении напряжения до 10,5 В (т.е. 3.5 В на банку).

Обкатка литиевых аккумуляторов

Обкатка аккумуляторов — спорная тема. Идея в том, что для новых аккумуляторов нужно провести несколько циклов медленного заряда и разряда прежде чем полноценно использовать их. Лично я пробовал так поступать, но не заметил разницы.

Прочие термины, относящиеся к литиевым аккумуляторам

  • напряжение отсечки (cut-off voltage) или напряжение полностью разряженного аккумулятора — 3,0 В
  • Один цикл — это заряд и разряд аккумулятора. Время жизни аккумулятора определяется числом допустимых циклов заряд/разряд
  • Уровень заряда или в англ. state of charge — оставшаяся энергия, от 0 до 100%
  • Burst C-rating — пиковый C-рейтинг — определяет максимальный разрядный ток на короткий промежуток времени (порядка 10 секунд)

Путешествуем с lipo

Большинство авиакомпаний и аэропортов разрешают проносить литиевые аккумуляторы в качестве ручной клади. Пара моментов, которые лучше учесть заранее:

  • проверьте правила перевоза Lipo аккумуляторов в выбранной авиакомпании
  • не сдавайте аккумуляторы в багаж
  • держите аккумы в режиме хранения
  • замотайте разъемы изолентой и храните их в огнестойких защитных пакетах
  • никогда не путешествуйте с поврежденными аккумуляторами!
Смотрите про коптеры:  Получение разрешения на полёт дрона (БВС, БПЛА) в Российской Федерации / Хабр

Более подробно можно прочитать в статье на английском.

Размеры

По размерам, аккумуляторы, применяемые в моделизме, можно условно разделить на:

Обращайте на данный параметр особое внимание при выборе акб для Вашей модели, т.к. при неправильном выборе установить его не получится (например, в модель 16го масштаба – аккумулятор стандартного размера).

Разъемы

Логично, что разъем у аккумулятора должен подходить к разъему на коптере. Если коптера у вас еще нет, выберите один из разъемов и используйте его везде.

Lipo аккумуляторы идут с 2 разъемами: балансирный разъем и основной силовой разъем (за исключением аккумуляторов 1S, у них всего 1 силовой разъем). Существует несколько видов разъемов. Отличаются в основном по форме, весу и допустимому максимальному току.

Разъемы аккумуляторов 2s-6s

В этой категории аккумуляторов побольше видов разъемов, не все здесь перечислены. Многие из них используются не часто, так что не стоит о них беспокоиться. Для мини коптеров самый популярный разъем это XT60.

Однако XT60 рассчитан на токи до 60А, а коптеры потребляют все больше и больше, так что скоро популярность обретут и другие разъемы.

Советы по использованию lipo аккумуляторов

Когда приземляться?

Самый частозадаваемый вопрос от новичков: «при каком напряжении аккумулятора лучше приземляться?». Я бы сказал при напряжении 3,5-3,6 Вольт.

По мере разряда, напряжение на аккумуляторе падает не линейно (черная линия), оно резко падает в районе 3,5-3,6 вольт на банку. И если вы все еще не приземлились, риск переразряда аккумулятора сильно увеличивается.

Тип силового разъема

Это то, как соединяются между собой аккумулятор и регулятор оборотов. Каждый производитель использует свой вариант.

Основные виды:

  • Traxxas и Traxxas iD
  • Deans / T-Plug
  • Tamiya
  • Mini Tamiya
  • XT (45, 60, 90)
  • EC (3, 5)
  • “бананы”
  • универсальный UNIplug

Будьте внимательны при подборе аккумулятора, убедитесь, что разъемы на нем и на Вашем регуляторе оборотов идентичны. Но если же все-таки произошла ошибка и Вы приобрели акб с другим разъемом, не торопитесь паять – для начала, можно поискать переходник.

Токоотдача, c-рейтинг

Зная С-рейтинг и емкость аккумулятора можно вычислить безопасный максимальный разрядный токаккумулятора.

Максимальный разрядный ток = C-рейтинг * Емкость

Например: аккумулятор 1300 мА*ч 50С будет иметь максимальный разрядный ток 65А

В большинстве случаев указывается два числа — постоянный ток (Continuous) и пиковый (burst). Пиковый рейтинг — это ток который может отдать аккумулятор только кратковременно (ориентировочно 10 секунд).

Вот статья на английском, объясняющая важность C-рейтинга. Несмотря на то, что этот параметр очень важен, но в наши дни ему не всегда можно верить (все врут (с) доктор Хаус, прим. перев).

Утилизация литиевых аккумуляторов

Когда утилизировать?

У литиевых аккумуляторов ограничено количество циклов эксплуатации, каждый раз, когда вы заряжаете и разряжаете аккумулятор он проходит один цикл. Постепенно аккумулятор теряет возможность выдавать большие токи (возрастает внутреннее сопротивление) и падает емкость.

Говорят, что обычный LiPo аккумулятор живет более 300 циклов, если конечно за ним следить как следует (см. правила выше). Но в моем случае — будет чудо, если я его не разобью к тому времени 🙂 Нет четкого критерия, когда наступает пора утилизировать, но лично я избавляюсь от аккумулятора, когда емкость падает до 80% или если он вздувается.

Подведем итоги

Надеюсь, в этой статье вы нашли что-то полезное. Однако, я не утверждаю, что это все что вам нужно знать. Вперед, к новым знаниям!

Infinity graphene 4s 70c

Это самый популярный и доступный аккумулятор на сегодня. Также, он примерно на 15 грамм легче, чем два других аккумулятора из этого списка.

Infinity Graphene 4S 70CКупить на Banggood:

1300mAh — 1322р — купить (цена может быть другая, написана по текущему курсу)

1500mAh — 1322р — купить (цена может быть другая, написана по текущему курсу)

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector